СОРОКИНА Татьяна Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов
Байкальский государственный университет экономики и права
664003, РФ, г. Иркутск, ул. Ленина, 11 Контактные телефоны: (3952) 24-10-82, 20-84-60 е-таИ: [email protected]
Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований1
Ключевые слова: межбюджетные отношения; муниципальные образования; регулирование; местные бюджеты; трансферты; бюджетный сектор; эффективное управление бюджетными средствами.
Аннотация. Определены направления и инструменты межбюджетного регулирования в бюджетной системе субъекта Российской Федерации и их влияние на состояние бюджетного сектора в условиях реформирования. Отмечены тенденции в динамике межбюджетных трансфертов в Иркутской области. Представлены показатели комплексной оценки управления бюджетными средствами муниципальных образований для расчета межбюджетных трансфертов.
Реформирование государственных и муниципальных финансов в России характеризуется существенными изменениями бюджетной политики и инструментов ее воздействия на социальную сферу посредством финансового обеспечения и бюджетного регулирования. В условиях сохранения высокой централизации бюджетных ресурсов на федеральном и региональном уровнях и внедрения новых бюджетных технологий усиливается необходимость гибкого и целенаправленного влияния межбюджетных трансфертов на результативность управления расходами местных бюджетов.
Развитие межбюджетных отношений в бюджетной системе субъекта Российской Федерации существенно корректируется направленностью трансформационных преобразований бюджетного процесса и бюджетного сектора в части обеспечения сбалансированности и ликвидности бюджетов муниципальных образований, а также эффективности использования бюджетных средств органами местного самоуправления.
Формирование межбюджетных отношений и распределение трансфертов часто сопровождаются возникновением противоречий между интересами органов региональной и муниципальной власти. В их основе лежит стремление отдельных муниципалитетов к финансовой самостоятельности, определяющей способность обеспечивать население бюджетными услугами надлежащего качества и объема. В свою очередь, субъект Федерации изыскивает возможности через предельно допустимую централизацию бюджетных средств создать условия для максимального выравнивания всех муниципалитетов. В то же время социально-экономическая политика региона, направленная на повышение уровня жизни населения, предполагает заинтересованность региональных органов власти в развитии муниципальной экономики и социальной сферы.
Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, ставит распределение финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной систе-
1 Печатается при поддержке проекта Г-10 «Управление финансовыми ресурсами муниципальных образований в условиях модернизации экономики и реформирования муниципальных финансов» на 2011-2015 гг.
© Сорокина Т. В., 2011
мы в прямую зависимость от результативности деятельности муниципальных властей. На большую поддержку регионального центра могут рассчитывать те муниципальные образования, которые эффективнее управляют бюджетными средствами.
По данным исследования различных способов межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации определена целевая направленность использования инструментов обеспечения сбалансированности доходных и расходных полномочий органов местного самоуправления, сглаживания бюджетной асимметрии муниципальных образований и стимулирования эффективного управления бюджетными средствами (рис. 1).
Рис. 1. Направления и инструменты межбюджетного регулирования в бюджетной системе субъекта Российской Федерации
С позиции структурирования источников и методов финансового обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления состояние организаций бюджетного сектора зависит от определенных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из вышестоящего бюджета.
Межбюджетное взаимодействие в региональных бюджетных системах, осуществляемое в настоящее время на основе Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. [1] и Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. [2], должно учитывать комплексное использование регулирующих возможностей различных видов межбюд-жетных трансфертов.
Анализ структуры и динамики межбюджетных трансфертов в Иркутской области выявил направления и пропорции реализации областного закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» [3]. Возможности бюджетного регулирования характеризуют состав и объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. Динамика расходов областного бюджета Иркутской области по разделу «Межбюджетные трансферты» свидетельствует о значительной доле общей величины перераспределяемых между бюджетами ресурсов и их росте в 2007-2010 гг. (рис. 2). Это связано с тем, что усилилась централи-
зация бюджетных средств на региональном уровне за счет снижения в 2009 г. норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц в местные бюджеты, а также отмены прочих единых нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов. С 2009 г. доля областного бюджета в структуре консолидированного бюджета Иркутской области увеличилась до 77,4%. Около 1/10 объема расходов местных бюджетов покрывается дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности.
м Доля межбюджетных трансфертов в объеме расходов областного бюджета
I-' ■' ■' I Доля дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в финансировании расходов местных бюджетов
ииия Доля иных межбюджетных трансфертов в финансировании расходов местных бюджетов Темп роста межбюджетных трансфертов
Рис. 2. Структура и динамика межбюджетных трансфертов в Иркутской области, по данным Министерства финансов Иркутской области [4]
Принципиально другое значение имеют межбюджетные трансферты, предоставляемые для финансовой поддержки муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих эффективное управление бюджетными средствами. Данный вид трансфертов является новой формой межбюджетных отношений в Иркутской области, которая, несмотря на незначительный удельный вес в общем объеме источников финансирования расходов местных бюджетов (2,7% в 2010 г. и 1,8% в 2011 г.), создает основу для повышения результативности деятельности в области муниципальных финансов. Основной целью межбюджетного регулирования посредством этих трансфертов является стимулирование:
1) соблюдения органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства;
2) расширения доходной базы местных бюджетов;
3) рационального использования бюджетных средств;
4) сбалансированности местного бюджета.
Исходя из вышесказанного предложенные нами показатели оценки эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований можно объединить в три группы (см. таблицу).
Структурный состав показателей комплексной оценки эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований
Иркутской области в 2011 г.
Оценка деятельности в области доходов Оценка деятельности в области расходов Оценка долговой политики и управления сбалансированностью
Показатель I Удельный вес, % Показатель II Удельный вес, % Показатель III Удельный вес, %
Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста собственных налоговых доходов местных бюджетов 20 Сокращение просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам за оцениваемый период 15 Доля бюджетов 1-го муниципального образования, нарушивших требование п. 3 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ 5
Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста налоговых доходов областного бюджета, собираемых на территории соответствующего муниципального образования 10 Сокращение просроченной кредиторской задолженности по иным расходам за оцениваемый период 5 Отсутствие просроченной задолженности по бюджетным кредитам муниципального образования, в отношении которых ранее была проведена реструктуризация обязательств (задолженности) 5
Сравнительный среднедушевой показатель и темп роста собственных неналоговых доходов местных бюджетов 20 Сокращение просроченной дебиторской задолженности за оцениваемый период 10 Коэффициент сбалансированности 10
Итого 50 Итого 30 Итого 20
Повышению самостоятельности в проведении собственной бюджетной политики способствует то, что муниципальные районы, среди которых распределены межбюд-жетные трансферты, обязаны в соответствии с утвержденной органами местного самоуправления методикой распределить 30% общего объема полученных межбюджетных трансфертов между городскими и сельскими поселениями, входящими в состав соответствующего муниципального района.
Сравнительный подушевой показатель и темп роста собственных налоговых доходов местных бюджетов отражают результативность всех способов увеличения поступлений по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, используемых органами местного самоуправления соответствующей территории. Таким образом, существенное преимущество получают муниципалитеты, в которых растет собираемость данных налогов и расширяется доходная база, например, посредством поддержания активности населения по регистрации прав собственности на земельные участки и другое недвижимое имущество.
Оценка динамики поступления налоговых доходов областного бюджета отражает взаимосвязь финансово-бюджетных потоков между муниципальными образованиями и региональным центром по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единому сельскохозяйственному налогу.
Одним из источников увеличения финансовой самостоятельности муниципальных образований являются неналоговые доходы. В связи с этим при расчете темпа роста собственных неналоговых доходов местных бюджетов и аналогичного подушевого показателя учитывается деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом и получения доходов от его использования и реализации. От наличия, величины и динамики кредиторской и дебиторской задолженности
зависят полнота и своевременность обеспечения органами местного самоуправления своих расходных обязательств, финансовое состояние бюджетного сектора и качество предоставляемых населению муниципальных услуг. Определить это позволяют коэффициенты соотношения просроченной кредиторской задолженности по социально значимым и иным расходам, а также дебиторской задолженности на начало и конец оцениваемого периода.
Первоначальное условие предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов Иркутской области в случае соблюдения в них, а также в городских и сельских поселениях, входящих в состав соответствующего муниципального района, предельных значений дефицита местного бюджета (п. 3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) создает возможности для выделения территорий, которые ведут серьезную работу по обеспечению сбалансированности своих бюджетов и соблюдению бюджетного законодательства [5].
Предложенные показатели разработаны с учетом требований, предъявляемых к расчетам межбюджетных трансфертов, а именно: точности, объективности и оперативности информации. Используются данные текущей и годовой бюджетной отчетности муниципальных образований (фактически проводится ее мониторинг и анализ) и официальные материалы органов государственной статистики (например, численность населения). Однако в представленной методике расчета размера трансферта не учтены показатели, характеризующие реализацию реформы бюджетного процесса в муниципальном образовании на основе бюджетирования, ориентированного на результат. Для этого необходимо, помимо отдельных элементов мониторинга результативности бюджетного менеджмента, внедрить контроль качества бюджетного процесса и трансформации бюджетного сектора на муниципальном уровне.
Безусловно, ограниченный ст. 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовыми возможностями региональной власти размер иных межбюджетных трансфертов не может решить проблему несбалансированности доходных и расходных полномочий органов местного самоуправления [5]. Вместе с тем это реальный инструмент премирования эффективного менеджмента в области муниципальных финансов.
Источники
1. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1123-р).
2. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р).
3. О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты : Закон Иркутской области № 56-ОЗ от 23 июля 2008 г. (с изм. и доп.).
4. Официальный сайт Министерства финансов Иркутской области. Режим доступа : www.gfu.ru.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.