Научная статья на тему 'Методология ситуационного подхода - составная часть структуры интегрально-индивидуальной подготовки квалифицированных борцов'

Методология ситуационного подхода - составная часть структуры интегрально-индивидуальной подготовки квалифицированных борцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОПЕРАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SITUATION / BACKGROUND / SITUTIONAL APPROACH / SITUATIONAL ABILITIES / CLASSIFICATION / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалов Р. З.

В статье рассмотрены возможности ситуационного подхода при технической, технико-тактической подготовке борцов и воспитанию у них ситуативных способностейобщих и специальных, основывающихся на логических, общенаучных, организационно-информационных, психологических, психoфизиологических и их родовидовых тактических приемах и рекомендациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For more positive results when training skilled fighters, you must use situational oppor-tunities, more rationally, contributing to technical and tactical training, and,based on on them the education of athletes situational abilities,General and special, based on logical, scientific psychological, psicho-physiological rodo-species tactics [4,5,6,7,8].

Текст научной работы на тему «Методология ситуационного подхода - составная часть структуры интегрально-индивидуальной подготовки квалифицированных борцов»

165

Камалов Р.З.

МЕТОДОЛОГИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА -

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ

THE METHODOLOGY OF THE SITUATIONAL APPROACH -AN INTEGRAL PART OF THE STRUCTURE OF AN INTEGRATED INDIVIDUAL TRAINING SKILLED FIGHTERS

ТУстатье рассмотрены возможности ситуационного подхода при технической, тех-AJ нико-тактической подготовке борцов и воспитанию у них ситуативных способностей- общих и специальных, основывающихся на логических, общенаучных, организационно-информационных, психологических, психoфизиологических и их родовидовых тактических приемах и рекомендациях.

Ключевые слова: ситуация, предпосылки ситуационного подхода, классификация, операция, моделирование.

TJor more positive results when training skilled fighters, you must use situational oppor-.A tunities, more rationally, contributing to technical and tactical training, and,based on on them the education of athletes situational abilities,General and special, based on logical, scientific psychological, psicho-physiological rodo-species tactics [4,5,6,7,8].

Key words: the situation, background, situtional approach, situational abilities, classification, modeling.

165

Необходимость разработки методологии ситуационного подхода в теории и практике спортивных единоборств возникла у автора после опубликования ряда статей по дальнейшему совершенствованию мастерства борцов олимпийских видов единоборств: греко-римской, вольной борьбе, дзюдо. В статьях рассматривались философские аспекты, лингвистический анализ понятий «ситуации, виды ситуаций», «ситуационный подход», «теория ситуативности», которые релевантны и объективизируют формирование в методике единоборств педагогические процессы обучения технико-тактическим компонентам моделирования «благоприятных динамических условий»[1] и «бла-

гоприятных динамических ситуаций» [2], способствующих реализации технических приемов. Тактические и технико-тактические операции (или комплексы по Г. С.Туманяну) приемлемы и при моделировании благоприятных ситуаций для достижения успеха не только в спортивных единоборствах, но и в современных прикладных ее видах: фехтовании, игровых видах спорта и боевых искусств [3, с. 94-96.].

Среди тех, кто стоял у истоков внедрения методов моделирования в борьбе, - А.И. Исаев (1981), А.А. Новиков (1976,1981), А.И. Колесов (1977), В.М. Игуменов (1986), В.Е. Рублевский (1989).

В природе единоборств принято выделять ряд предпосылок: соматических,

Камалов Рашат Зигангирович, кандидат юридических наук, МСМК СССР по греко-римской борьбе, тренер-консультант Училища олимпийского резерва Республики Татарстан и кафедры физической подготовки Казанского юридического института МВД России

e-mail: doctorkrz@mail.ru © Камалов Р.З., 2016

психических, психофизиологических, динамических ситуационных систем, а также объясняемые методологией общенаучной, междисциплинарной теорией ситуации, способствующие совершенствованию ситуативных способностей борцов в процессе обучения, тренировки и участия в соревнованиях.

Системный подход зародился на основе общей теории систем и в 1970 году вы-делился в отдельное специальное научное направление. Автором системного подхода в теории спортивной борьбы, ориентированного на получение синерге-тического эффекта при подготовке высококвалифицированных борцов, являлся О.П. Юшков (1994). Информация о ситуационном подходе появилась в печати в 50-60 годах ХХ века, но затем развитие этого метода прекратилось. Лишь в 2004 году в Центре ситуационных исследований, созданном при кафедре философии 166 Казанского НИТУ им. А.Н. Туполева (КАИ) под началом Н.М. Солодухо, теория ситуации оживилась и получила распространение как в России, так и в странах СНГ, Европы и США.

Для надлежащей оценки перспектив ситуационного подхода сопоставим эти предпосылки с позиций системного подхода и ситуационного.

Первая предпосылка системного подхода - использование операции абстрагирования для выделения одного существенного объекта или свойства в качестве главного, существенного центра, вокруг которого концентрируются другие элементы. Для ситуационного подхода, наоборот, характерно наличие множества равнозначных центров или отсутствие центра.

Вторая предпосылка системного подхода - принцип ограничений, используемый в физике («все имеет ограничения»). Все предметы, свойства, процессы имеют четко определенные границы. Отказ от жесткого применения принципа ограничений целесообразен для ситуационного подхода.

Третья предпосылка системного подхода - принцип квантифицируемости, т.е.

все может быть измерено. Этот принцип означает главенство количества над ка-чест-вом. Действительно, засилье количественных методов в спорте, политике, экономике, образовании и в других сферах общества, государства считается определенной недооценкой качественных методов. Как резюмирует В.П. Павлов: "Не все измеряется в количественной мере» [4].

Рассмотрим с логико-лингвистических позиций возникновение ситуации с ее взаимообусловленностью с такими понятиями, как «задача», «цель», «процесс», «операция», «событие», «результат».

В советской и российской теории спортивной борьбы сформировалась классификация четырех родов ситуаций, где используются тактические приемы, используемые для реализации техники, приносящие победу борцу: тактика ведения поединка, тактика реализации единиц техники, тактика подготовки и участия в соревновании [5] и тактика, стратегия 166 подготовки при участии в череде соревнований [6]. Этим ситуациям соответствует расширенная многофакторная классификация родо-видовых тактических приемов [7, с.91-95; 8, с. 49-53; 9, с.153-155; 10, с.155-156]. (См. таблицу в приложении).

Как и любая ситуация, она содержит возможности и условия. Задача состоит из двух частей-условий и цели. Условия являются частью ситуации и пассивны. Цель - активная часть, на ее основе определяются критерии, которые и становятся условиями. Задача возникает в результате взаимодействия, сочетания исходных условий, которые приводятся в описании ситуаций, и того, что привносится субъектом, а именно: цели и инструментальные средства [4, с. 54-57.].

Рассмотрим эти взаимосвязанные понятия в их преломлении к процессу моделирования благоприятных стато-ди-намических ситуаций, способствующих реализации техники.

Общеизвестно, что квалифицированного борца отличает сочетание тактического построения в целом поединка и технико-тактического разнообразия, ва-

риантов создания этих благоприятных ситуаций реализации атаки, контратаки.

Борец, в совершенстве владеющий техникой исполнения, но не имеющий в арсенале достаточных технико-тактических компонентов, (операций) создания благоприятных ситуаций, больше проигрывает, чем выигрывает [6].

Ситуация в свою очередь является и условием, т.к. за счет технико-тактических операций (действий): смены захватов, маневра, выведения из равновесия, швунгов, толчков, теснений, рывков, ско-вываний - ставит соперника в невыгодное для него условие: тот теряет равновесие, опаздывает в сенсорно-моторных действиях, у него ослабевает контроль за быстро меняющимися ситуациями. Единоборцы, с позиции ситуативности, - деятельные субъекты, имеющие общую цель - победу. К тому же цель и задача должны подкрепляться соответствующей мотива-167 цией [5]. При недостаточной степени мотивации цель может быть не достигнута и задача может быть не выполнена.

Единоборство представляет собой сложный динамический ситуационный процесс взаимодействия соматических, кинезиологических систем с постоянно меняющимися событиями, в котором одному событию предшествует другое событие. Процесс - целостная взаимосвязанная совокупность действий, протекающих во времени. Если процесс имеет целенаправленный характер, то результирующим термином исполнения процесса является операция. Действительно, событие может наступить, только если выполнены все условия. Следовательно, событие - это по существу другое название результата, а поставленная задача - спланированная операция [11], исполненная технико-тактическими вспомогательными операциями, оцениваемая судьями внешняя и техническая активность соперников. Операция представляет мельчайшую единицу борьбы, входящую в качестве составной части в различные действия борца, она выполняется борцом автоматически и не приносит спортсмену преимущества над

соперником [12]. А.Ф. Каращук не согласен с использованием понятия "операция" в тактических действиях [13]. В философской энциклопедии операция рассматривается как «способ достижения определенной цели; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности» [1, с.266.]. Данная интерпретация укрепляет позиции автора термина «операция» при проведении и тактических действий, при моделировании необходимых благоприятных ситуаций реализации техники. Операциями в борьбе являются различные рывки, толчки, маневрирование, зацепы, швунги, осуществляемые сменой захватов, определяемые как двигательные, а также поведенческие действия, притупляющие бдительность соперника, направленные на симуляцию состояния утомления, страха, возбуждения, самоуверенности и на тщательную маскировку реальной мощности атак и контратак, обе- 167 спечивающие внезапность атаки.

Структура этих активных приемов состоит из нескольких переходных фаз, условий, событий. При создании благоприятных ситуаций возникает фаза «вхождения в прием», или входа в следующую ситуацию, осуществляемого завершающим захватом, который может осуществляться налету, где захват за руку, туловище, шею совпадает с проведением основной части приема - броску соперника на «мост» или спину, т.е. «выходом из ситуации». Завершающая ситуация в свою очередь переходит в оценочную ситуацию судей, которая может перейти из-за мотивированных или немотивированных ошибок к конфликтным, стрессовым ситуациям, влекущим негативные последствия для рейтинга спортсмена. Эти нежелательные в соревнованиях недостатки охватываются понятием ситуационность и случаются не часто. В единоборстве оба субъекта взаимно воздействуют друг на друга психологическими, физическими, функциональными, техническими, тактическими способами. И реализация техники требует соответствующего индивидуального ситу-

ативного подхода в совершенствовании этих дискретных качеств личности спортсмена. Так, психологические способности обеспечивают логическую оценку создаваемых или возникающих стихийно ситуаций, умение предвидеть возможные действия соперника. Психофизиологические качества борца обеспечивают своевременную сенсорно-моторную реакцию на стартовую ситуацию «вхождения в прием», исполнение основной фазы-ситуации и завершающей, конечной ситуации.

По исследованиям Р.Н. Исхакова, ситуация в общем виде характеризует систему и процесс, ее размеры, положение в пространстве и времени, скорость, энергетические качества, функциональные параметры, психические и духовные свойства чело-века и т.д. [14, с.30-39.]. Эти индивидуальные качества борцов, необходимые и реализуемые в единоборствах, отмечал как ситуативные ин-168 дивидуальные качества борцов и известный теоретик борьбы Г. С.Туманян [6].

Ситуационные системы отличаются составом ситуаций, обратимостью или необратимостью переходов между ситуациями, временем перехода, целостным свойством систем, круг понятий ситуаций является для них общим, объемным понятием, включающим бесконечный спектр бытийных, а также виртуальных предметов и их свойств [11, с.23-30].

Рассмотрим эти составные признаки на нашем предмете исследований. Механизм реализации каждого технического приема, входящего в различные группы приемов, требует специфических для данного приема технико-тактических подготовительных операций для моделирования своего состава ситуации, обладающих как обратимостью, так и необратимостью.

В спортивной борьбе ситуационные системы, моделирующие благоприятные ситуации реализации техники, должны отвечать следующим критериям: эффективности, нагрузочности, надежности, валентности, вариативности и приспособляемости.

Эффективность характеризуется ча-

стотой реальных атак, судейскими оценками, частотой чистых побед над соперниками.

Нагрузочность характеризуется степенью и направленностью психологического и физиологического воздействия на спарринг-партнеров.

Надежность отражает частоту оцениваемых попыток и реальную возможность выполнения атак, контратак. А.А.Новиков [1999] считает, что «надежность технического приема реально зависит от преодоления сбивающих факторов».

Валентность приемов и контрприемов определяется числом связей с другими технико-тактическими операциями: чем таких связей больше, тем выше валентность и валентная зона, отражающая комбинационную мощность (эффективность) [15].

Вариативность подготовительных операций реализации единиц техники определяется возможностью варьировать 168 способы их выполнения: чем больше валентных операций, способов, тем больше диапазон отклонений в пространственных, временных, силовых и ритмических характеристиках, тем выше вариативность, а следовательно, и приспособляемость к выполнению в различных условиях опоры с различными соперниками, обладающими различными личностными и антропометрическими данными [6].

В философии предложен ряд общих видов классификации ситуаций: детерми-нированная-случайная, планированная

- непланируемая, устойчивая - неустойчивая, предсказуемая-непредсказуемая, разрешимая - неразрешимая, объективная-субъективная, материальная-виртуальная, критическая-некритическая, измеряемая - неизмеряемая, представимая

- непредставимая, мыслимая-немыслимая, общая-частная [14]. Перечисленные виды ситуаций позволяют создавать классификации или типологии формирования стато-динамических благоприятных ситуаций реализации техники, выбор которой может быть использован при ситуации тактического риска с целью успешной ре-

ализации тактического риска или ее минимизации [8, с. 49-53; 9, с.153-155; 10, с. 155-156].

Еще один важный аспект ситуационного понимания объектов, как отмечает основатель Центра ситуационных исследований Н.М. Солодухо, связан с динамикой ситуаций. Все существующие в мире ситуации обладают способностью изменяться, переходить в другое состояние. В понятии «ситуационность» еще нельзя усмотреть отмеченного отличия разных ситуаций. И поэтому «ситуационный подход» в познании предполагает рассмотрение и стабильных и нестабильных ситуаций. А вот в понятии «ситуативность» явно присутствует указание на изменчивый, подвижный, динамичный характер ситуаций [16, с. 5-11.]. И ему вполне будет отвечать «ситуативный подход» в исследовании, представляющий собой разновидность ситуационного подхода, 169 который релевантен педагогическому процессу обучения, тренировке, соревновательной практике необходимых интегрально-ситуативных (индивидуальных) способностей борцов [7, с. 91-95; 10, с.155-156]. В своих исследованиях А.А.Карелин рассматривал в качестве интегральной составляющей, в первую очередь, индивидуальные качества борца, в особенности тактические, технико-тактические, а остальные качества - дополняющие результирующую борьбу [17].

Рассмотрение некоторых типов благоприятных и неблагоприятных (ситуация тактического риска) ситуаций, возможность их моделирования для реализа-

ции единиц техники были изложены нами ранее [8,9,10]. А сведение ситуационных задач к задачам теории динамических систем открывает новые возможности эффективного моделирования и исследования сложных ситуационных проблем [14, с.30-39.] и наряду с этим - совершенствовать интегрально - ситуативную (индивидуальную) подготовку единоборцев.

При моделировании комплексного мышления, характерного для соревновательных процессов, «необходимо осуществлять пространственно-временную организацию всей психической информации, получаемой по различным каналам, по физическим свойствам сигналов и по значимости для индивида содержащейся в них информации. Выделяются следующие модели работы мозга: нейрофи-зические и психологические. Нейрофи-зические модели являются машинами, воспроизводящими ансамбли нервной системы (у человека 1,5*10 нейронов). 169 Психологические модели основаны на воспроизведении отдельных функций мозга, его поведения в разных условиях. Существуют следующие уровни детальности моделирования работы мозга: физиологический (исследование отдельных элементов мозга), психический (исследование поведения мозга в определенной ситуации), информационный (изучение принципов переработки информации в мозге). В моделировании мышление человека становится объектом познания, а машина, реализующая мыслительную деятельность, - субъектом познания" [18, с. 83-94.].

Классификация спортивных и личностных качеств единоборцев на родо-видовых таксонах тактических приемов и рекомендации

Род логических, общенаучных, организационных, психологических приемов

Род тактических приемов ведения схватки

Род тактических приемов реализации техники

Род тактических рекомендаций при участии в соревновании

Видовой таксон

Логические

Общенаучные

Организационные

Психологические

Видовой таксон

Анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, абстрагирование и иные фор-мально-ло-гические приемы, используемые при ситуативно складывающихся переходах: от фазы вхождения в прием до вы-хода из ситуации,до завершения исполнения техники. Благоприят-

Наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, измерение вычисление, интуиция, кибернетические методы - компьютерное моделирование и ситуативное моделирование тех-тактическо-го противодействия основным соперникам.

Приемы планирования: календарное, перспективное текущее, оперативное, планирование хватки, микро-, мезо-, макроциклов. Информационный сбор программы подготовки соперников. Видеозапись схваток. Информационная система подготовки и технико-так-тического уровня основных соперников на мировой арене.

Диагностика структуры и подструктуры личности соперников: психические свойства: способности, направленность социальный опыт. Психофизиолог. признаки: степень участия сознания (высокая, низкая). Сформированный социальный опыт: система осознанных свойств характера -смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость. Низкое участие сознания: автоматизм технико-такти-ческих навыков, тип взаимодействий, тактические установки. Способности при высоком участия

1. Атакующая

2. Контратакующая

3. Защитная

4. Комбинированная

5. По Шулике Ю.А.

6. По рангу рефлексии (по Панюшкину В.)

7. По Петрову: парадоксальный; наступательный с более слабым соперником; наступа-тельно-оборонительный во встрече с равным соперником (встречная борьба);

оборонительно-насту-пательный в противодействии ветеранов с невысокой волевой и технической подготовкой, построенная на защитах и контратаках оборонительно-такти-ческая против сильного соперника с целью удержания преимущества. 12. Дезорганизация

1. Маневр.

2. Сковывание

3. Двойная атака.

4. Ложная атака.

5. Комбинация тех. приемов из одного захвата.

6. Подавление физических кондиций.

7. Угроза.

8. Внезапность

9. Вызов.

10. Отвлечение

11. Раскрытие.

12. Выведение из равновесия.

13. Силовое применение техники.

14. Скоростное применение техники.

15. Технико-тактическое-игровое применение техники.

Выполнение стратегических задач (занять определенное место, войти в со-став сборной, поднять свой рейтинг). Просмотр и экспресс-анализ схваток соперников, сбор информации и диагностика тех-нико-тактических, психофизических личностных качеств соперников. Выбор и коррекция тактики ведения схваток, проведения единиц техники. Оценка объективности работы судейской бригады. Исключить сговор и коррумпированность участников соревнований и судей. Меры по минимизации технико-тактического риска в схватке, а также по восстановлению сил. Режим, питание, сон.

Содержание участия в череде соревнований аналогичны участию в одном соревновании. Однако на промежуточных этапах между соревнованиями необходима тщательная рабо-

О

ными ситуациями являются виды стоек, уход от захватов, скрещивание ног, потеря равновесия, попытка осуществит захват -забралом. Дедукция позволяет при совершении череды захватов, швунгов, толчков с маневром, перейти к реализации коронных приемов или расширительной техники и Т.д.

сознания: координационные и кондиционные способности, психическая работоспособность, восприятие пространства, времени, опера-тивно-тактиче-ское мышление, антиципация. При низком участии сознания: наличия доли автоматизмов и менее условно-рефлекторной и сенсорной коррекции, что способствует контратакам соперников. Психофизиологические свойства при высоком участии сознания -субъективные переживания психических состояний: активации, мобилизации, тревожности. При низкой степени сознания - рож-ден-ные свойства индивида ВНД и тип темперамента, уровень активации и агрессии, и иные свойства этой группы, а также формируемые - целеустремленность, мужество и мотивация.

привычного противоборства соперника.

13. Взаимодействие с соперником

14. Типовое ведения схватки по Пилояну Р.:

1 мин. - разведка, атака, защита; 2 мин. - атака, контроль захвата, демонстрация активности. На 3 мин. восстановление сил, контроль захвата, контратака.

На 4 мин.-атака, к/атака, реа-лиз.захвата.бмин. удержание захвата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

та по устранению выявленных недостатков и использование медико-биологических методов контроля нагрузок, физио-терапевтических методов релаксации и возвращения работоспособности потреблением поливита-ми-нов и мультиминералов и необходимо соблюдения баланса белкового и угле-водного состава питания, влияющее на рост мышеч. и липидной тканей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карелин А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: дис. ... докт.пед.наук. СПб., 2002. 406 с.

2. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. М.: ФиС, 1986. 303с.

3. Каращук А.Ф. Биомеханизмы как основа спортивной техники борьбы // Теория и практика физкультуры. Вып.2. М., 1999.

4. Павлов В.П. Ситуационные исследования // Методология ситуационного подхода и ситуационных систем: материалы международной научно-философской конф./ под ред. Н.М. Солодухо. Казань, 2011.

5. Петров Р. Совершенствование технико-тактического мастерства борцов. София: Медицина и физкультура , 1978. 272 с.

6. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: научно-методические основы. Махачкала, 2011. 367 с.

7. Камалов Р.З. Использование классификации фактических приемов, как системного определителя спортивных и личностных качеств единоборцев в соревновательной практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. №1.

8. Камалов Р.З. Тактико-организующее начало в системе спортивного единоборства // Ученые записки НГУ имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 4(98).

9. Камалов Р.З. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в систему тактики единоборств // Сб. материалов VI Международного конгресса "Спорт. Человек. Здоровье." СПб., 2013.

172 10. Камалов Р.З. Ситуативность - основа моделирования благоприятных ситуаций при 172 реализации техники в спортивном единоборстве, и, как частная теория // Сб. материалов VI Международного конгресса "Спорт. Человек. Здоровье." СПб., 2013.

11. Сиразетдинов Т.К. Аналитическое проектирование динамических систем: учебное пособие. Казань, 1978. 79 с.

12. Эминов Б.Ф. Модели ситуационного управления как инструмент познания // Типология ситуаций / под общей редакцией проф. Н.М. Солодухо. М., 2006.

13. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.

14. Исхаков Р.И. Понимание ситуации и ситуационного подхода // Ситуационная картина мира / под ред. Н.М.Солодухо. Казань, 2011.

15. Пилоян Р.А., Джапаралиев В.Т. Совершенствование тактики ведения поединка // Спортивная борьба. М.: Ф и С, 1984.

16. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учебное пособие. М.: Ф и С, 2006. 591с.

17. Ленц А.Н. Классическая борьба: учебное пособие. М.: Ф и С, 1960. 215с.

18. Солодухо Н.М. Основные характеристики ситуации // Типология ситуаций: материалы всероссийского семинара / под ред. Н.М. Солодухо. Казань,2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.