и самой практики, обязаны иметь общие элементы (задачи). Однако интенсивное развитие технологий производства обусловливает необходимость развития у студентов компетенций, детерминирующих адаптацию к “информационному взрыву”.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а1 от 03.03.2011 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Черных, А.И. Квалиметрическая оценка электронных образовательных ресурсов / А.И. Черных, К.В. Хорошун, М. Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 186-194.
REFERENCES
1. Chernykh A.I., Horoshun, C.V. and Romanova, M.L. (2011), “Educational resources quality evaluation”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 186-194.
Контактная информация: romanovda1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 22.04.2013.
УДК 796.8
ТАКТИКА - ОРГАНИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО
ЕДИНОБОРСТВА
Рашат Зигангирович Камалов, кандидат юридических наук, профессор, мастер спорта
международного класса СССР,
Институт экономики, управления и права, г. Казань
Аннотация
На основе многолетней консолидации знаний естественных, гуманитарных и технических наук разделом тактики борьбы, сформировалась стройная научно-обоснованная система тактики борьбы. Такие познавательные методы как логические, общенаучные, психологические, организационные совместно с тактическими приемами сформированные в рамках теории борьбы способствовали созданию интеграционной классификации тактических приемов. Данная классификация тактических приемов охватывает многофакторный подход независимых и взаимообусловленных характеристик при исследовании спортивных и личностных качеств спортсменов, способствующих диагностировать сильные и менее сильные стороны единоборцев. Предложены исходя из определения системы тактики борьбы авторская трактовка понятий тактического приема, тактической рекомендации, тактической комбинации.
Ключевые слова: тактика, организующее начало, система тактики, тактический прием, тактическая рекомендация, тактическая комбинация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p49-53 TACTICS - THE ORGANIZING BEGINNING IN SYSTEM OF COMBAT SPORT
Rashat Zigangirovich Kamalov, the candidate of jurisprudence, professor, master of sports of
the international class USSR,
Institute of Economy, Management and Law, Kazan
Annotation
Based on long-term consolidation of knowledge of natural, humanitarian and technical sciences by the section of tactics of fight, the harmonious scientific and reasonable system of tactics of fight was created. Such informative methods as logical, general scientific, psychological, organizational together with tactical skills created within the theory of fight promoted creation of integration classification of tactical
skills. This classification of tactical skills covers multiple-factor approach of independent and interdependent characteristics at research of sports and personal qualities of the athletes, contributing to diagnose of strong and less strong sides of martial artists. The author's treatment of concepts of tactical reception, the tactical recommendation, tactical combination has been offered proceeding from definition of the system of tactics of fight.
Keywords: tactics, organizing beginning, tactics system, tactical reception, tactical recommendation, tactical combination.
Тактика в борьбе одна из составляющих конечного успеха и, несомненно, нуждается в специальном научном анализе. Первоначально этот термин использовался только в военной науке, впоследствии учитывая, что борьба это противостояние против соперника, стали использовать при подготовке к спортивному поединку. В своем родовом понятие тактика - это теория и практика подготовки и ведения боя. Спортивная интерпретация этого понятия вносит в него элемент условности, ибо очевидно, что нет равенства между военной тактикой и тактикой в борьбе. Однако такие элементы тактики, как организация и планирование действий, оценочный и поведенческие моменты, наличие приемов осуществления действия, которые присущи и тактике борцовских единоборств, оправдывают употребление данного термина.
Целью данной статьи является исследование на основе консолидации знаний естественных, гуманитарных, технических наук и основанных на них технологий, сформулировать систему тактики как организующее начало раздела борьбы, изложить понятие тактического приема, тактической рекомендации, тактической комбинации.
Системно вопросы тактики впервые исследовал А.Н. Ленц. Им были заложены теоретические обоснования по использованию в тактике борьбы познаний психологии личности спортсменов и приемы планирования учебно-тренировочного процесса, ведения схватки и создания на их основе благоприятных ситуаций реализации приемов техники [2, 3, 4]. Построение плана предстоящей схватки является элементом воспитания у борцов тактико-стратегического мышления, потому что помимо логической существуют и тактические основы планирования - это тот замысел, которым руководствуется борец в ходе предстоящей схватки и всего соревнования, определяя последовательность и время своих действий- моменты не только организационного, но и тактического порядка. Исходя из этого, сущность раздела тактики борьбы можно определить как «главное организующее начало в системе технических действий, физических, морально-волевых и иных качеств спортсмена для достижения планируемых целей в соревнованиях». Тактику борьбы А.Н. Ленц определял как «наиболее целесообразное использование своих технических, физических и волевых возможностей в конкретно сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в соревнованиях» [3]. Позднее ученый формулирует измененную трактовку дефиниции: «Тактика борьбы есть умелое использование технических, физических и волевых возможностей, с учетом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации в схватке и на соревнованиях» [4]. «Умелое», скорее всего, характеризует качество действий, целесообразность его необходимость, как видим, определения исходят от разных отправных суждений и только на первый взгляд схожи.
Понятие тактики борьбы в работах ученых на современном этапе не претерпели своего изменения. У авторов учебника издания 2004 года определение тактики - «это использование сил и средств для достижения желаемого результата в конфликтной ситуации» [9]. У других авторов тактика определяется как «наиболее целесообразное использование борцом своих технических, физических и волевых возможностей в конкретных условиях борцовского поединка» [6].
В научно-методической работе Ю.А. Шахмурадова дается пространное определение тактики борца как «способы реализации конкретных действий, способы ведения отдельного поединка, способы проведения соревнования в целом. Она сводится к выбору и выполнению в определенной последовательности отдельных операций в структуре дей-
ствия, отдельных действий в структуре поединка или отдельных поведенческих комплексов в структуре соревнования и приводит к достижению конечной цели с наименьшими издержками»[8].
На основе четырех сложившихся типовых ситуаций в разделе тактики и стратегии борьбы изложена авторская трактовка отдельных деятельностных способов техникотактических операций и поведенческих комплексов. В литературе поведенческие действия относят к педагогическим проявлением поведения, а не к тактическим. Представляется, что поведенческие комплексы, включающие технико-тактические приемы можно отнести к тактическим комбинациям, а самостоятельные поведенческие приемы к тактическим рекомендациям, известные с давних времен как приемы сохранение эмоциональных, психологических, физических сил, отвлечения от атмосферы соревнований самого борца и своим поведением в ходе схватки соперника, представляющих собой «научно обоснованный совет, проверенный на практике», включающий также восстановление сил сбалансированным питанием и медико-биологическим обеспечением.
Определение автора представляется приемлемой для дидактического материала, тем более определение является отсылочной в данной работе понятийным разъяснениям. Все изложенные определения тактики не характеризуют раздела тактики борьбы как системы, сложившейся и развивающейся на основе интеграции знаний из психологии, психофизиологии, планирования, логики, прогнозирования, созданными методиками базовой и многолетней подготовки борцов, базирующейся на социально-психологических, медико-биологических, метрологических достижениях биомеханических и компьютерных технологий и иных знаниях, используемых на всех этапах в ходе тренировочного процесса, участия в соревнованиях, ведения поединка и реализации приемов борьбы. Таким образом отсутствует общее, характерное для системы тактики, а трактуются индивидуальное перечисление некоторых спортивных и личностных качеств борцов, которые носят индивидуальный характер , что не объективирует степень развития тактики как раздела борьбы и вклад в развитие тактики отечественных и зарубежных ученых Опираясь на положения теории спорта, теории борьбы и положениях естественных, гуманитарных и технических знаний тактика используя положения этих наук совершенствует имеющиеся и создает новые тактические приемы, рекомендации. В определении системы тактики в части общих положений, необходимо уделить местоположениям таких знаний как приемы формальной логики, общенаучных приемов, приемы психодиагностики врожденных, формирующихся, ситуативных способностей борцов, интегративную классификации тактических приемов, характеризующих типологию ситуативности в единоборстве [1]. Исходя из изложенного раздел тактики борьбы, основываясь на закономерностях интеграции и дифференциации наук, необходимо сформулировать в виде «системы тактических приемов, рекомендаций, основанной на теоретических положениях борьбы и общенаучных, специальных познаниях, интегрированные тактикой единоборств с целью планирования и организации тактики ведения схватки, реализации единиц техники, участия в соревнованиях и базовой, многолетней подготовки борцов».
Единицей, основой системы тактики единоборств является понятие тактического приема. С точки зрения содержания тактического приема и ее назначения выделяются те же задачи, что и при изложении системы тактики борьбы. Для решения познавательных задач борцом используются всеобщие (диалектические) методы и категории (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, переход количественных изменений в качество и закономерности детерминизма, проявляемые в ходе многолетней спортивной деятельности.
Широко применяются при единоборствах общенаучные методы - наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, интуиция, моделирование, антиципация, рецептив-ность, условное программирование ситуаций и другие методы. Эти приемы используются борцом и тренером при ситуации логико-познавательного характера, включающую
«разведку», «разведку боем» «предварительную разведку» [1]. О психологической подготовке борцов впервые писал А.Н. Ленц (19687). Современный уровень психологических, психофизиологических, психофизических знаний расширили арсенал тактических приемов на основе интегративных способностей структуры личности человека, наиболее адаптированного к определенной профессии, деятельности [5]. Созданы общие и селективные методики и определители диагностирования врожденных, приобретенных и ситуативных способностей спортсменов, позволяющие использовать в тактических целях слабости высшей нервной системы, свойств темперамента, интеллектуальные свойства соперника (остроту и подвижность мышления, эрудицию, способность к логическому анализу, а также наличия или отсутствия у него опыта психологического противоборства).
Совокупность указанных задач, конкретизированных принятым тактическим решением, образует основу программно-целевого комплекса, на базе которого осуществляется тактическая деятельность борца и его команды как при оперировании с добытыми сведениями о соперниках, так и при принятии тактических решений по ходу соревнований и поединках. Полностью весь комплекс указанных задач с учетом предсоревнова-тельной и соревновательной деятельности борца формируются в методиках проведения схваток против конкретного соперника с различными возрастными, весовыми категориями, антропометрическими и другими данными.
В беседах с В.М. Игуменовым, мы сошлись во мнении, что тактический прием должен соответствовать требованиям рациональности и эффективности. На основании изложенного понятийное содержание тактического приема представляется возможным сформулировать эту дефиницию как - «наиболее рациональное и эффективное использование замысла приемами ведения схватки, подготовки стартового момента реализации единиц техники, выполнения тактико-стратегических задач в ходе отдельного турнира и череде соревнований».
Тактический прием как и вся система тактики должна отвечать научной обоснованности по источнику происхождения и их практической обоснованности и принципам рациональности, эффективности, этики исходя из значимости возможного результата соотносительно с затратой необходимых сил, средств и времени. Принцип целесообразности не является решающим при обоснованности тактического приема. Существенен только его выбор из числа тех, которые с точки зрения моделируемой динамической ситуации наиболее соответствуют реальной ситуации. Тактический прием не просто свободный, а правильный выбор и критерием правильности этого выбора является многолетняя научно-обоснованная практика применения какого-либо приема.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камалов, Р.З. Ситуативность основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе, и как частная теория / Р.З. Камалов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 82-87.
2. Ленц, А.Н. Классическая борьба / А.Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1960. - 215 с.
3. Ленц, А.Н. Спортивная борьба / А.Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1964. -
406 с.
4. Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе / А.Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 214 с.
5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. - 254 с.
6. Семенов, А.Г. Греко-римская борьба : учебник / А.Г. Семенов, М.И. Прохорова. - М. : Олимпия Пресс : Терра-Спорт, 2005. - 256 с.
7. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учебное пособие / Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.
8. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю.А. Шахмуратов. - Махачкала : ИД «Эпоха», 2011. - 368 с.
9. Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба / Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 800 с.
REFERENCES
1. Kamalov, R.Z. (2013), “Situational essence is the basis for modeling of favorable situations at realization of techniques in wrestling, and as the private theory”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 82-87.
2. Lenz, A.N. (1960), Classic wrestling, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
3. Lenz, A.N. (1964), Wrestling: the manual for couches, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
4. Lenz, A.N. (1967), Tactics in wrestling, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
5. Platonov, K.K. (1986), Structure and development of the personality, publishing
house “Science”, Moscow, USSR.
6. Semenov A.G. and Prokhorova, M.V. (2005), Greco-Roman wrestling. The textbook, publishing house “Olympia Press, Terra-Sports”, Moscow, Russian Federation.
7. Tumanyan, G.S. (2006), School of skill of fighters, judoists and sambo-wrestling: the manual, publishing center “Academy”, Moscow, Russian Federation.
8. Shakhmuradov, Yu.A. (2011), Free-style wrestling. Scientific and methodological foundations of long-term training fighters, publishing house “Epoch”, Makhachkala, Russian Federation.
9. Shulika, Yu.A. (2004), Greco-Roman wrestling. The textbook, publishing house
“Phoenix”, Rostov on Don, Russian Federation.
Контактная информация: doctorkrz@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.04.2013.
УДК 378 : 355.322
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ШТАБНОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Юрий Юрьевич Козорог, доцент,
Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России (СПВИ ВВ МВД России)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической модели развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России, а также проверке педагогических условий ее реализации. Проведенные исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов разработанной модели и создание педагогических условий ее реализации приводит к росту эффективности этого процесса. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги по показателям, характеризующим иерархию ценностей курсантов; управленческий интеллект; умения штабной работы и коммуникативноуправленческую компетентность курсантов.
Ключевые слова: штабная культура, модель развития, курсант, вуз внутренних войск МВД России, педагогические условия.
5З