Научная статья на тему 'Теоретические основы ситуационного подхода в практике и теории спортивных единоборств'

Теоретические основы ситуационного подхода в практике и теории спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ / МНОГОГРАННОСТЬ / VERSATILITY / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / POLYFUNCTIONALITY / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ВРЕМЯ / TIME / ОБЪЕКТЫ / OBJECTS / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / TECHNICAL-TACTICAL TECHNIQUES / GRAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалов Р. З.

Ситуационный подход активно формировался на волне кибернетической революции в 50-60-х годах ХХ века, но затем о нем забыли. Лишь в 90-е годы разработки по этой тематике возобновились благодаря Казанскому Центру ситуационных исследований, образованному заведующим кафедрой философии Казанского государственного технического университета профессором Н.М. Солодухо и трудам представителей естественных, гуманитарных наук. Признано, что понятие «ситуация» развилось до общефилософской теории, дающей оценку окружающей действительности на локальном, глобальном и космическом уровнях. Ситуационный подход имеет свое отражение в онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, методологии и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалов Р. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL FRAMEWORK OF THE SITUATIONAL APPROACH IN THE PRACTICE AND THEORY OF COMBAT SPORTS

The situational approach was actively formed on the wave of the cyber revolution 50-60 years of the twentieth century, but then it somehow forgot. Only in the 90's, development on this subject was resumed. Thanks to the Kazan Center of case research, created by the head of the Department of philosophy of the Kazan state technical University Professor N. M.Solodukho and work of representatives of natural, humanitarian Sciences, recognized that the concept of situation has evolved to a General philosophical theory, giving an estimate of the environment on local, global and cosmic levels. The situational is reflected in the ontology, epistemology, social philosophy, philosophical anthropology, methodology, etc.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы ситуационного подхода в практике и теории спортивных единоборств»

УДК 796.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ И ТЕОРИИ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Р.З. Камалов

Казанский юридический институт РФ (КЮИ) Для связи с автором: e-mail: doctorkrz@mail.ru

Аннотация:

Ситуационный подход активно формировался на волне кибернетической революции в 50-60-х годах ХХ века, но затем о нем забыли. Лишь в 90-х годах разработки по этой тематике возобновились благодаря Казанскому Центру ситуационных исследований, образованному заведующим кафедрой философии Казанского государственного технического университета профессором Н.М. Солодухо, и трудам представителей естественных, гуманитарных наук. Признано, что понятие «ситуация» развилось до общефилософской теории, дающей оценку окружающей действительности на локальном, глобальном и космическом уровнях. Ситуационный подход имеет свое отражение в онтологии, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, методологии и т.д. Ключевые слова: система, пограничная ситуация, многогранность, полифункцинальность, пространство, время, объекты, технико-тактические приемы.

THE THEORETICAL FRAMEWORK OF THE SITUATIONAL APPROACH IN THE PRACTICE

AND THEORY OF COMBAT SPORTS

R.Z. Kamalov

Kazan law Institute (CUI)

Abstract:

The situational approach was actively formed on the wave of the cyber revolution 50-60 years of the twentieth century, but then it somehow forgot. Only in the 90's, development on this subject was resumed. Thanks to the Kazan Center of case research, created by the head of the Department of philosophy of the Kazan state technical University Professor N. M.Solodukho and work of representatives of natural, humanitarian Sciences, recognized that the concept of situation has evolved to a General philosophical theory, giving an estimate of the environment on local, global and cosmic levels. The situational is reflected in the ontology, epistemology, social philosophy, philosophical anthropology, methodology, etc.

Key words: system, gray, versatility, polyfunctionality, space, time, objects, technical-tactical techniques.

Ввиду недостаточной освещенности в науке ситуационного подхода как новой парадигмы в познании действительности необходимо вкратце изложить взгляды мыслителей разных эпох на аспекты зарождения, становления и окончательного утверждения этого учения многими философами, историками и специалистами иных областей знания как общетеоретической и междисциплинарной теории. В практике спортивных единоборств сложились предпосылки ситуационного подхода, нуждающиеся в теоретическом обосновании. Впервые понятие «ситуация» употребили экзистенциалисты К. Ясперс, Ж.К. Сартр, использовавшие термин «пограничная ситуация», характеризуя душу и понимание бытия в ка-

честве необходимости выбора между смертью и жизнью, которое соприкасается с трансцендентным как высшим бытием. К. Ясперс в работе «Духовная ситуация времен» пишет, что духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях [1, с. 22].

Ж.П. Сартр понимает ситуацию как «образ моего свободного выбора меня самого, и все, что она мне предлагает, мое именно в том, в чем она меня представляет и меня символизирует» [2, с. 1]. В спорте, и в особенности в единоборствах, пограничная ситуация является естественной и необходимой составляющей, где перед соперниками постоянно стоит выбор своего поведения, тактико-технических

действий, выбор путей достижения успеха или недостижения такового, не исключая внешних факторов воздействий на исход поединка. И. Кант, представитель классической философии, утверждал, что мы можем о мире и культуре знать и высказывать лишь то, что может быть схвачено в ситуациях [3, с. 43]. А.М. Сабирзянов с соавтор. в противовес субъективному экзистенциализму отмечают иной подход к ситуациям в рамках экологической философии, где окружающая среда природы и общества оцениваются в совокупности обстоятельств, возникающих в структуре мироздания, при этом ситуационное познание направлено не только на экзистенцию, но и на внешнюю сторону мира, на объективную реальность разносторонне, комплексно [4, с. 68 ].

Демокрит и Эпикур началом природы-космоса считали атомы и пустоту, обращая внимание на онтологическую сторону. Демокрит придавал значение ценностным установкам человека, указывая на необходимость эстетического и этического понимания бытия как необходимого условия существования человека [5, с. 76-77]. Эпикур, говоря о гармонии человека с природой, употреблял понятие «микрокосм» для уяснения сущности человека [6, с. 337]. Природа в античности, как пишут философы, выступает в роли гармоничной сущности и является образцом для человека. В отличие от древнегреческих философов средневековые мыслители воспринимали бога как вообще всего, включая и материальную природу, и рассматривали вопросы происхождения природы и человека в онтологическом и антропологическом аспектах. Главным источником знаний о происхождении природы и живого в Средневековье являлась Библия, где говорится, что мироздание было создано за шесть дней, человек был создан по образу и подобию бога. Тем самым творение мира из ничего является выражением всесилия Творца [7, с. 194]. Философы, рассматривая идеи космистов, убеждаются, что мир как Мегасистема представляется единым и целостным. С позиции позитивной экологии мир упорядочен. Это находит свое выражение в системном подходе [4, с. 68]. Напротив, с по-

зиции ситуационного подхода мир имеет ту же структуру, но в ней элементы представляются связанными между собой определенной устойчивой связью и нечеткой, неустойчивой связью, которая иногда отсутствует, но при этом мир сохраняется как целостная Мегаси-стема. Встает вопрос: если связь отсутствует, то за счет чего возникает целостность? С позиции системного подхода связь может быть не видна, но с позиции ситуационного подхода она обнаруживается за счет фактора времени. Время является тем, что объединяет элементы системы Мегамира, оно связывает мир в ситуационную целостность [там же, с. 68]. Представим вкратце лингвистические стороны, характеризующие термин «ситуация», которого пока нет в философских словарях. Ситуация (от лат. Бкиайо — положение) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку и положение [8, с. 144]. Но ситуация, по мнению философов, в классическом смысле понимается как «система привычного повседневного положения, ведущего к деструкции устоявшихся позиций, хотя это представляется лишь на первый взгляд, где могут подразумеваться противоречивая, непротиворечивая, разумная, неразумная, хаотичная и нехаотичная, случайная или запланированная обстановка, ситуация, положение» [4, с. 69].

Н.М. Солодухо выделяет следующие соотношения ситуации и системы: - ситуационный подход [СП] применим к системным и несистемным объектам; применим также, когда система находится в процессе ее возникновения, формировании или распада; - СП применим к переходным моментам из одного состояния в другое, качественно отличным состояниям системы, также и в случае отсутствия переходных моментов в системе; - СП учитывает совокупность всех, как внешних, так и внутренних, факторов, влияющих на развитие или распад системы, и применим в сочетании двух и более взаимодействующих систем; - СП позволяет анализировать внутреннее и внешнее состояние систем, а также определение процессов ее направленности [9, с. 10-11]. Сопоставляя понятия «ситуация» и «система», Н.М. Солодухо определяет методологиче-

ское понимание ситуации, рассматривая ее как более широкое понятие по отношению к системе [10, с. 3-4]. Этим самым предполагается, что каждый элемент системы находится в сочетании различных условий и занимает определенное положение. Исходя из этого, данный подход применим в любой области гуманитарного и естественнонаучного знания, находящей свое выражение в общенаучных и частнонаучных формах познания [4, с. 70-71]. «Основой любой ситуации является противоречие, именно противоречие порождает проблемность, а проблема есть оформление проблемной ситуации или ее снятие. Предпосылкой проблемы является целая цепь восхождения ситуации от противоречия к ситуации определенности, проблемной ситуации и, наконец, к самой проблеме» [11, с. 36]. Необходимость решения проблемной ситуации возникает и в спортивных единоборствах при неблагоприятных ситуациях, прибегая к тактическому риску при ухудшении своего положения или при ожидаемой встрече с соперником более высокого ранга рефлексии. Поэтому стоит задача рассмотрения рекомендаций по успешной реализации тактического риска или его минимизации [12.с.96; 13,с.43-53]. В.Н. Дубровский предлагает предсказывать ситуацию по ее исходной стадии, делая упор на интеллект субъекта с использованием, как он полагает, «трех законов философии: единства, активности и скачка [14, с. 47-51]. Эти всеобщие законы, конечно, являются важными факторами достижения успеха в сложных переплетениях спортивных единоборств, но совместно с приемами формальной логики, имеющими значение не только для научных исследований как методы, но и прикладных как (тактические) «приемы, операции для практических целей» [15, с. 153-155; 16, с. 266]. В.П. Уланов рекомендует управлять ситуацией, руководствуясь синергетическим подходом [17, с. 104]. В результате получается, что ситуацию можно создавать, предвидеть, предугадывать, контролировать, модифицировать, управлять ею, что и требуется в методологии подготовки борцов, в том числе для всего кластера единоборств и игровых видов спорта [18, с. 94-96]. Понятие «ситуация» со

всеми её свойствами объясняет философ Н.М. Солодухо: «Ситуация есть сочетание некоторой совокупности элементов (условий, обстоятельств, положений, состояний и т.п.), которые обусловливают динамику как самих этих элементов, образующих ситуацию, так и тех объектов, которые погружены в эту ситуацию» [10, с. 3]. Главной особенностью философы считают наличие трех составляющих: пространства, времени, объекта или объектов. На пересечении этих трех условий бытия возникает точка, миг, квант, момент — это и есть один элемент пространственно-временной системы или одно звено цепи системы, которое можно именовать ситуативным» [4, с. 74.]. В спортивной борьбе при скоротечности поединка важно ориентироваться не только на пространственно-смысловой фактор, как излагается в современных учебниках, но и на временной фактор. Еще одной важной особенностью ситуации является то, что она обладает «генетической преемственностью» и, таким образом, обладает временной генетической детерминированностью. Так, Г.П. Меньчиков в ситуационности бытия определяет типы и формы детерминации. По онтологическому признаку им выделен материальный, духовный и материально-духовный типы детерминации, которые, в свою очередь, выступают в форме детерминации причиной, детерминации условиями, детерминации средой, детерминации поводом [19, с. 36]. С философских позиций проблема ситуации находит свое отражение в онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, методологии и т.д. Причина такой многогранности, как справедливо отмечает А.Ш. Шайхутдинова, заключается в том, что «ситуация полифункциональна, поэтому она простирается во все области знания и бытия» [11, с. 39].

В итоге сформулирована дефиниция понятия «ситуация» — это такое событие, которое возникает под воздействием внешних или внутренних факторов системы и характеризуется как сложившиеся условия и обстоятельства, ведущие к смене одного положения и состояния фрагмента бытия на другое» [4, с. 76]. Исследуя системность и ситуационность бы-

тия, философы дифференцируют общую ситуацию Метасистемы на локальную, глобальную и космическую. Эта градация связана с тем, что ситуации, формирующиеся в глобальном масштабе, складываются из совокупности локальных ситуаций, а космические ситуации обусловлены как локальными, так и глобальными ситуациями [там же, с. 77].) Представляется, с учетом этой трехуровневой системы и мнения философов, ситуационное воздействие космоса на обьекты Мегауровня, геосферного и антропного могут быть охвачены понятием «ситуалогия локальная, глобальная, космическая, а в отдельных отраслях спорта — «Спортивная ситуалогия», являющаяся методологией на основе своих специфических ситуативностей в игровых видах спорта и кластере единоборств.

В рамках теории борьбы учеными и тренерами-новаторами были созданы предпосылки ситуационного подхода. Так, А.Н. Ленц [20, с. 80] впервые применил понятие «создание благоприятных динамических условий» с помощью тактических и технико-тактических приемов реализации техники, создав тем самым родовидовую классификацию этих приемов: тактику ведения схватки, тактику реализации техники, тактику и педагогические рекомендации участия в соревновании, а Г.С. Туманян определяет четвертую группу тактики и стратегии и дает педагогические рекомендации при участии в системе соревнований [21, с. 342]. Далее И.И. Алиханов использовал термин «благоприятные динамические ситуации» реализации техники [22, с. 125-130]. Как самостоятельную деятельность тренера по выявлению и совершенствованию ситуативных способностей борцов ввел Г.С. Туманян относительно психологической подготовки при воспитании «когнитивных, рецептивных и сенсорно-моторных способностей», справедливо полагая важность этого аспекта в интеллектуальной подготовке атлетов [21, с. 537]. Однако ситуативная подготовка этим не ограничивается, она сопряжена с энергетической, функциональной, технико-тактической, координационной, кондиционной и морально-волевой подготовкой [23, с. 165-172]. И.А. Кондрацкий и соавторы создали мето-

дику развития и совершенствования технико-тактических способностей на начальном этапе подготовки с использованием специализированных игровых комплексов — касанием, блокирующими, атакующими захватами и теснением [24, с. 66-81]. Эти игровые методы знакомят обучающихся с множеством кине-зиологических ситуаций, что полезно применять в качестве тестов при отборе к занятиям борьбой и воспитании ситуативного тактико-технического мышления.

Интеграция знаний, использование технологии планирования в спорте, а также возрастающее значение психической, психологической подготовки единоборцев способствуют ситуативному моделированию динамических и статодинамических условий (ситуаций) реализации единиц техники.

Специалистами признано, что арсенал (комплекс) тактических приемов является важным признаком высококвалифицированных спортсменов, остальные качества являются дополняющими [27,с.313].

В таблице 1 в краткой форме представлены направления процессов обучения, тренировки технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей личности борца. К примеру, тип темперамента, диагностирование общих способностей, логики мышления проявляются в общении, наблюдении за внутренними и внешними проявлениями соперников, способствуют планированию рационального и эффективного проведения поединков. В практике соревнований важно наблюдение за соперниками. К примеру, очередной соперник «Л.» беседовал с моим бывшим противником, которому я уступал ранее, и выдвинул версию о том, что в схватке мой бывший соперник указал ему на свой победный прием. Борец «Л.» был по рангу рефлексии гораздо выше меня, и только точно и вовремя исполненная к шестой минуте контратака на этот атакующий прием позволила тушировать соперника. Таким образом, только синергия познавательных приемов со специальными тактическими в рамках теории борьбы позволит осуществлять подготовку борцов высокой квалификации с соответствующим практическим интеллектом [13, 43-53].

Феномен «упражняемости» возник в глубокой древности. Предки, упражняясь в единоборствах, метании копья, овладевая оружием, осознали ее полезность в быстром овладении навыками. Упражняемость в физическом воспитании и спорте закономерно отражает диалектические категории — закон перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, детерминированность и т. д.

Развитие интеллекта и повышение культуры мышления в целом имеют важное значение для единоборца, так как, кроме диалектических категорий, он должен знать и уметь использовать логические, общенаучные методы познания, правильно осуществлять планирование схватки и умело использовать психологические отличия соперников, полученные в результате наблюдений, оценок, бесед, анализа результатов поединков, анкетирования научной бригадой членов сборной команды. Так, дедуктивный прием используется при выполнении комплексов захватов, толчков, маневрирований, теснений, швунгов и способствует реализации техники по правилу «воронки» (А.А. Новиков) (см. таблицу, колонка 1).

Прием индукции, наоборот, позволяет атакующему из одного захвата (к примеру креста), демонстрируя угрозу по подготовке определенного технического действия, вынуждать соперника принимать защитную позу, удобную для проведения другого (других) приема, смещая основной центр тяжести за площадь опоры. К примеру, олимпийский чемпион Ш. Хисамутдинов со стороны захваченного предплечья резким воздействием массы корпуса и руки складывал локтевой сустав соперника, блокируя его, что способствовало осуществлению плотного захвата корпуса и руки соперника и проведению приемов «скручивание» или «бросок прогибом». Хрестоматийной благоприятной ситуацией для атаки является защита соперника от одного атакующего приема с молниеносным переходом к совершению другого атакующего приема, где защита от первой атаки является благоприятной ситуацией для вторичной (см. колонку 1 таблицы).

Обязательным условием атакующих действий, как было продемонстрировано выше, является фактор неожиданности. Так, при схождении соперников на ковре получается атака «сходу» при высокой и фронтальной стойке соперника.

Чтобы вынудить соперника сменить стойку (на левую или правую), удобную для атаки, необходимо совершить толчок, теснение в корпус соперника и, уловив его масс-инерцию, произвести сбивание «бычком» или другой бросок, наиболее эффективный при усталости соперника.

Актуальным для ведения атакующих действий в ограниченных по времени поединках являются атаки сходу, с выводом соперника из равновесия или в удобной для броска динамике, технические приемы осуществляются без предварительного захвата, буквально в воздухе, за руку, к примеру, «вертушка» или бросок прогибом с одновременным захватом за руку и шею соперника, как это делал в 1964 году на первенстве СССР среди юношей и в 1972 году в финале Олимпийских игр в Мюнхене Р. Казаков, (1 колонка таблицы). Анализируя фазы (ситуации) проведения единиц техники соперником — вхождения в прием, фазы проведения и завершения технического приема, можно определить, на какой фазе (ситуации) выявляется неустойчивость соперника. Так, борец « К» из г. Дзержинска демонстрировал активность по захвату корпуса, опускаясь на одно колено. Причем при этих ситуациях автор статьи опаздывал с контрприемом, ждал очередной однообразной атаки и на последних секундах тушировал соперника «сваливанием» на спину (использование потери равновесия соперника, см. таблицу 1 колонку 1).

Для достижения успеха также важна оценка сенсомоторных качеств соперников. Так, при низком участии сознания, руководствуясь автоматизмом проведения технических приемов, борец, не обладая «осознанной сенсорной коррекцией», легче «попадается» на контрприем, чем борец с высокой степенью сенсорной коррекции (по Н.А. Бернштейну), (см. колонку 4 таблицы 1 психологических (психофизиологических) особенностей соперника).

Таблица 1 - Полифункциональная классификация спортивных и личностных отличий единоборцев на родо-видовых таксонах тактических приемов, способствующие моделированию благоприятных ситуаций реализации технических действий и педагогические рекомендаций в соревновательной практике

п =1 О

>

О СП

7ч >

Род логических, общенаучных, организационных, психологических приемов

Специальные родовые приемы и рекомендации, созданные в рамках теории борьбы

Видовые таксоны приемов, заимствованные из других наук

Видовые тактические приемы и рекомендации

Логические

Общенаучные

Организационные

Психологические

Виды тактических приемов ведения схватки

Виды тех-тактических приемов (операций) реализации техники

Виды тактических приемов и рекомендации при участии в соревновании и их череде

Анализ, синтез, индукция,дедукция, гипотеза, аналогия, абстрагирование и иные формально-логические приемы, используемые при ситуативно складывающихся переходов от фазы вхождения в прием,фазы исполнения и вхождения в ситуацию завершения техники; благоприятными ситуациями атаки является виды стоек, уход от захватов, скрещивание ног, потеря равновесии в схватке при неудачной защите, атаки соперником, попытка осуществить захват руки сверху-подбив руку соперника пройта в корпус. Защита соперника от первой атаки, благоприятная ситуация для других атакующихдействий. Прием дедукции позволят совершать череду захватов швунгов толчков с маневром,теснением - перейти к реализации коронной техники-правило воронки (по АА. Новикову). Прием индукции позволяет создать ситуацию с одного захвата, сделав попытки ложного приема и защита соперника, является благоприятной ситуацией для атаки несколькими приемами (по Ш. Хисамутдинову). Атака без начального захвата, а сходу, в динамике. (По Р.Казакову)_

Наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование, измерение, вычисление, интуиция, компьютер-ное и мысленное ситуативное моделирование тех-тактического противодействия соперникам на основе программного обеспечения (информация на электронных носителях о спортивных качествах соперников,уровне их подготовленное™)

Приемы планирования - календарное, перспективное,текущее, оперативное планирование схватки, микро,-мезо-макроциклов Информационный сбор программы подготовки соперников. Видеозапись схваток.

Информационная оценка системы подготовки и технико-тактического уровня основных соперников на внутренней, мировой арене. Наличие, кроме основного плана, запасного, необходимого в схватках.

Диагностика структуры и подструктуры личности (по Платонову К.К.) соперников - психические свойства: общие способности, направленность, социальный опыт. Психофизиологические признаки: степень участия сознания - высокая, низкая; система осознанных свойств характера - смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость. Низкое участие сознания: автоматизм технико-тактических навыков, тип взаимодействий,тактические установки.

Способности при высоком участия сознания:координационные и кондиционные способности, психическая работоспособность, восприятие пространства.време-ни, оперативно-тактическое мышление, антиципация. При низком участии сознания: наличия доли автоматизмов и менее условно-рефлекторной и сенсорной коррекции способствует атакам (контратакам) соперников. Психофизиологические свойства при высоком участии сознания -субъективные переживания психических состояний: активации, мобилизации,тревожность. При низкой степени сознания - врожденные свойства индивида ВНД и тип темперамента (интроверты, экстраверты); уровень активации и агрессии и иные свойства этой группы, а также формируемые: целеустремленность, мужество, мотивация,бойцовский характер

1Ата кующая 2.Контрата кующая ЗЗащитаая

4.Коомбинированная

5.По Шулике Ю.: стратегическая, оперативная,тактическая

6.По рангу рефлексии -со слабым соперником использовать тактику высокого ранга, с равным и сильным тактику низкого ранга(по Панюшкину В.)

7.По ПетровуР: парадоксальная; наступательная с более слабым соперником; наступательно-оборонительный во встрече с равным соперником (встречная борьба); оборонительно-наступательный в противодействии ветеранов с невысокой волевой и технической подготовкой, построенная на защитах и контратаках; оборонительно-тактаческая против сильного соперника

с целью удержания преимущества;

дезорганизация привычного противоборства соперника; взаимодействие с соперником (встречная борьба) ¿.Типовое ведение схватки по Пилояну Р.:

1 мин. - разведка, атака, защита.

2 мин. - атака, контроль захвата, демонстрация активности;

3 мин. - восстановление сил, контроль захвата, контратака. На 4,5 мин. - атака, контратака, реализация захвата.6 мин. - удержание захвата_

1.Маневрирование,теснение

2.Сковывание

3.Двойная атака

4.Ложная атака

Б.Комбинация тех. приемов из одного захвата

6.Подавление физических кондиций

7.Угроза

8.Внезапносгь

9.Вызов Ю.Отвлечение И.Ра скрытие

12.Выведение из равновесия.

13.Силовое применение техники

14.Скоростное применение техники

15.Технико-тактическое игровое применение техники

16. Показаться слабым. Имитируя отступление теснению соперника к краю ковра, со второй или третьей его попытки, произвести атакующий прием (даже под угрозой получения предупреждение за пассивность).

17.Проигрывая балл, совершить еще одну «ошибку», проводя ложный атакующий прием, проиграв еще один балл. При повторной реальной попытке, убеждая соперника повторно произвести «неудачный» ранее прием, мобилизуя все усилия, при котором соперник принимает активную защиту, произвести решающее техническое действие (парадоксальное, в комбинации с тактикой тактического риска).

Выполнение стратегических задач (занять определенное место, войти в состав сборной, поднять свой рейтинг).

Просмотр и экспресс-анализ схваток соперников, сбор информации и диагностика технико-тактических, психофизических личностных отличий соперников. Выбор и коррекция тактики ведения схваток, проведения единиц техники. Оценка объективности работы судейской бригады, исключить сговор и коррумпированность участников соревнований, судей и представителей команд. Меры по минимизации технико-тактического риска в схватке, а также меры по восстановлению сил. Режим, питание, сон.

Содержание участия в череде соревнований аналогичны участию в одном соревновании. Однако на промежуточных этапах между соревнованиями необходима тщательная работа по устранению выявленных недостатков и использование медико-биологических методов контроля нагрузок, физиотерапевтических методов релаксации и возвращения работоспособности, занятием другими видами спорта, потреблением поливитаминов и мультаминералов и необходимого соблюдения баланса белкового и углеводного состава питания, влияющего на восстановление миокарда и костных мышц

Эти личностные врожденные и приобретенные отличия единоборцев сопряжены с тактикой проведения схватки, технико-тактическими приемами (операциями), созданными в рамках теории борьбы. Так, борец «Х» из Мордовии до четвертой с автором статьи схватки трижды сводил борьбу к ничьей. На первенстве страны в ответ на его силовой стиль борьбы был составлен план «смоделировать» свою «слабость» на его силовой способ теснения. Дважды он вынуждал автора статьи отходить к краю ковра, что грозило ему (автору статьи) предупреждением за пассивную борьбу. При совершении теснения в третий раз к краю ковра автор статьи совершил полноценный бросок через бедро. Его силовой стиль подводил его неоднократно, как на внутренней арене, так и за рубежом, (из тактики проведения атаки на краю ковра, см. к. 6, п.16 таблицы 1). Болгарский теоретик борьбы ввел в единоборство «парадоксальный» стиль ведения борьбы (Р. Петров), видимо, встречавшийся в соревновательной практике, который можно трактовать как «противоречащий здравому смыслу и логике ситуации схватки, проведение технико-тактических действий, которые окажутся неожиданными для соперника». В этом удалось убедиться на первенстве страны в поединке с «Б», только что завоевавшим первое место на юниорском первенстве мира в Японии (1969), где был использован эффект «двойной ложной попытки атакующего приема». При проигрываемой автором статьи ситуации в начале схватки, при схождении, соперник резко сбил его в партер. Проигрывая балл, автор статьи решился на рискованный шаг, совершил «неудачное» проведение технического приема «бросок прогибом», проиграв еще один балл. Соперник успокоился и при проведении второй имитации броска прогибом, но с включением всех физических кондиций, принял защитную позу — оттянулся, подсел, чем создал благоприятную ситуацию для «сбивания». Проиграв три выигрышных балла, уйдя с моста, соперник тут же «попал» на бросок автора статьи через плечо за руку. Это тактическое действие можно именовать как «тактический риск», что лингвистически не противоречит «парадоксальному» как тщательно подготов-

ленный план реализации тактического риска или его минимизации (см. к. 6., п.17).[12, с. 96]. Иногда борец, обладая высокой техникой, проигрывает более искушенному сопернику в тактике построения всей схватки, в которой соперник использует тактику «сбивающих факторов», к примеру, ведя темповую и силовую борьбу. Эта тактика может быть наступательной за счет технико-тактической активности — швунгов, толчков, маневра и пр., не приносящей выигрышных баллов. В оборонительно-наступательном стиле приоритетно укрепление защиты и, при возникновении благоприятной динамической ситуации, успешная реализация победных технических приемов. В наступательно-оборонительном стиле борец делает акцент на преодоление защиты с целью реализации техники, не забывая сохранять свое преимущество. В колонке 6 п. 15 таблицы 1 также указывается тактика игрового ведения схватки, в котором атакующий, обладая комплексом отвлекающих технико-тактических приемов ( операций), вводит соперника в растерянность, и он не может предвидеть, откуда и когда произойдет разящее техническое действие.

Следует отметить, что предложенные в данной классификации тактические приемы не ограничены изложенным. Так, по данным Ю.А. Воронина и др. (1963), объем технико-тактических действий в борьбе достигает 22 тысяч. Тактика, как и техника, не имеет границ своего развития, создавая возможности построения искусного комбинационного стиля борьбы, украшающего зародившуюся еще в древней Греции и ставшую традиционной частью культуры человечества, динамичную, полную неожиданностей борьбу, которую ряд западных стран необоснованно пытается изъять из программы Олимпийских игр. Как писал теоретик борьбы Г.С. Туманян, «в тактике не существует аксиом. Любое тактическое решение опирается на конкретную ситуацию, прошлый опыт, интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние спортсменов» [21, с. 323]. Актуальным для соревновательной практики являются создание не только приемов тактики, но и педагогических рекомендаций, изложенных в завершающей группе классификации, посвященной поведению бор-

цов в соревнованиях, (таблица 1 (колонка 7)). Здесь внимание уделяется диагностированию спортивных и личностных отличий соперников и восстановлению сил, эмоций, методам коррекции веса между поединками и чередой соревнований.

В отличие от ситуативности ситуационность оценивает длящиеся в среде соревнований ситуации, такие как воздействие третьих сил на объективность при выявлении сильнейшего борца в виде преднамеренного необъективного судейства и коррупции (сговора), отмечавшихся на внутренних соревнованиях и официальных турнирах. Как отмечалось выше, системный подход способствовал возникновению ситуационного. На системный подход при подготовке борцов обратили внимание А.И. Колесов, олимпийский чемпион и главный тренер сборной СССР, и А.А. Новиков, многолетний вице-президент международной федерации борьбы (ФИЛА) [25, с. 25-29]. В своем диссертационном исследовании О.П. Юшков впервые использовал системный подход, рассчитывая на синергию естественнонаучных знаний [26, с. 5]. Все учебные издания по борьбе стали ориентироваться на системный и конкурирующий с ним структурно-функциональный подходы [27].

Однако структура теории единоборств требует своего совершенствования как взаимообусловленных разделов (систем) и подсистем, характеризующих соотношения системы и ситуации. Это касается, во-первых, раздела пропедевтики (термин, заимствованный Г.С. Туманяном из педиатрии), где отсутствуют мировоззренческие обще- и частнонаучные теории, являющиеся критерием совершенства и стройности теории единоборств. Не выделена в самостоятельный четвертый раздел (подсистема) методика обучения, тренировки борцов с различными врожденными отличительными данными [28, с. 94-96]. Ситуационный подход внедрялся и в прикладных видах единоборств. Так, в фехтовании известен своими разработками Д.А. Тышлер, отмечавший, что «выбор действий, требующий определенной детализации намерений и действий соперника, облегчается

выделением типовых ситуаций и взаимоза-меняющих действий» [29]. Эти действия в усвоенных навыках и умениях и являются ситуативными (субъективными) факторами, создающими необходимую динамическую или статодинамическую благоприятную ситуацию реализации техники при формировании типовых ситуаций, что отмечалось в работе [30, с. 78-80].

В концепции ситуационного подхода в теории борьбы эмпирически появились признаки формирования общетеоретической, междисциплинарной «теории ситуативного моделирования» всех сторон тренировочного процесса, селективного отбора одаренных новичков на начальной, специализированной (базовой) и многолетней подготовке борцов с целью совершенствования ситуативных, индивидуальных способностей, что будет способствовать безболезненной адаптации и воспитанию атлетов высокой квалификации. Рассматривая социальную основу человека, мыслители относят ее одновременно и к системному, и к ситуационному объекту. Так, любая деятельность человека имеет системообразующее значение, а в случае принятия решения рассматривается как ситуационный объект. Исходя из этого, человек как личность скорее системен, а как индивидуальность — ситуативен [4, с. 79]. Автором в методологической работе [23, с. 165-172] выделена важность рационального воспитания ситуативных, индивидуальных способностей личности борцов, отличающихся антропометрическими, кондиционными, координационными, психофизиологическими качествами, и женщин-борцов с учетом полового диморфизма, а также формирование методики подготовки борцов-переростков на базе накопившихся эмпирических материалов по их подготовке с юниорского и более позднего возраста на примере плеяды олимпийских чемпионов: А. Рощина, В. Николаева, В. Резанцева и А. Парфенова, который уже после Отечественной войны занялся классической борьбой у А.А. Гордиенко (по словам первого мастера спорта в Татарстане Р.А. Хайруллина, очевидца тренировочных сборов 1951-53 гг.). Системно-ситуационный подход, обеспечен-

ный синергией постоянно обновляющихся достижений естественных, педагогических и технических знаний, будет способствовать дифференцированной подготовке высококвалифицированных борцов на базе высоких врожденных способностей.

ВЫВОДЫ:

1) эмпирически и теоретически обоснован ситуационный подход в методологии подготовки борцов высокой квалификации;

2) ситуационный подход зародился на системном уровне и дополняет подготовку борцов многочисленными элементами внутрен-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ясперс, К. Духовная ситуация времени [ Электронный ресурс] / К. Ясперс. Эл. Библ. Максима Мошкова // Духовная ситуация времени. (Jaspers K.,Die geistige Situation der Zeit, 1932) / - Режим доступа : http: // lib. ru / FILOSOF / Yaspers / time/txt (11/03/ 2003). Загл., с экрана.

2. Сартр, Ж. П. Свобода и ответственность [ Электронный ресурс ]. Дан. - Режим доступа : http: // рЫ^орЬ|у. Allru. net/ perv 29. Html. (01.01.2000/ Загл. с экрана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мамардашвили, М. К. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологии) / М. К. Мамардашвили. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 43.

4. Сабирзянов, А.М.Ситуационный подход в философско-экологическом контексте : монография. Министерство образования и науки РФ / А. М. Сабирзянов, Н. М. Со-лодухо.- Казань : Изд.Казан.гос.тех.ун-та. 2013. - 215с.

5. Античная философия. ( свидетельства. фрагменты ). - М. : В.П.Ш. при ЦК ВКП (б),1940.- 213 с.

6. Антология мировой философии: в 4 Т.-Т. 1. - М. : Мысль, 1969.- С. 337.

7. Платон. Собрание сочинений: в 4 Т. / Платон /; общ. ред. А.Ф. Лосева. В. Ф.Асмуса, Тахо-Годи; пер.с древнегр.- М. : Мысль, 1993. Т.2.- 528 с.

8. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. / Гл. ред. А .М.Прохоров.- М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. Кн.2 : Н - Я.-2015 с.

9. Солодухо, Н. М. Характеристика ситуации и сущность ситуационного подхода как средства познания / Н. М. Солодухо // Ситуационные исследования.(По материалам Всероссийского семинара). - Казань : Изд. Казан. гос. тех. ун-та, 2005. - С. 10-11.

10. Солодухо, Н.М. Манифест ситуационного движения / Н. М. Солодухо // Вестник ТО РЭА.- 2000.- № 3. - С. 3-4.

11. Шайхутдинова, А.С.Этапы развития проблемной ситуации / А. С. Шайхутдинова. - Вып. 1: Ситуационный подход / Под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо (По материалам Всероссийского семинара).- Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2005. - С. 34-39.

12. Камалов. Р. З. О закономерностях развития системы тактики в спортивной борьбе / Р.З. Камалов // Вестник Казан.юрид.ин-та МВД РФ.- № 3(9). - 2012. - С. 93-98.

13. Камалов.Р. З. Тактика - организующее начало в системе

них и внешних факторов, преобладающих у личности спортсменов при обучении, тренировке и участии в соревнованиях;

3) ситуативная подготовка с другими индивидуально сопряженными данными способствует интеллектуальному совершенствованию борцов;

4) в отечественной теории спорта тренерами-новаторами и теоретиками были заложены эмпирические предпосылки ситуационного подхода, реализуемые в различных отраслях спорта;

5) автором данной работы предложено ввести в спортивную науку понятие и учение «Спортивная ситуалогия».

спортивного единоборства / Р.З. Камалов // НГУ физкультуры, спорта и здоровья им.П.Ф. Лесгафта,- Санкт-Петербург,- № 3 (97). - 2013. - С. 43-53.

14. Дубровский. В. Н. Ситуационный подход в познании / В. Р. Дубровский // Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход / под общей ред. проф. Н. М. Солодухо. - (Материалы Всероссийского семинара). -Казань : Изд. Казан. гос. тех. ун-та, 2005. - С. 47-51.

15. Камалов, Р. З. О некоторых перспективах интеграции и дифференциации знаний в систему тактики единоборств / Р. З. Камалов // V1 международный конгресс «Спорт, Человек, Здоровье» / Сб. материалов. - Санкт-Петербург.- 18-20-10-2013.- С. 153-154.

16. Краткая философская энциклопедия. - М.: Изд. «Прогресс», 1994. - С. 226.

17. Уланов. В. П. Ситуативность и тенденция развития общества / В. П. Уланов // Ситуационные исследования. Вып. 1: Ситуационный подход / под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо (Материалы Всероссийского семинара). - Казань : Изд-во Казан. гос. тех. ун-та, 2005. - С. 101-105.

18. Камалов. Р. З. Ситуация и роль ситуационного подхода в моделировании условий достижения успеха в различных видах спорта на примере единоборств./ Р. З. Камалов // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы 4-й международной науч.- практич. конф. / ПИФК и С, МГПУ.- М., 15-16.05.2014. - С. 94-96. [Электронный ресурс]:ИИр://лл«лл/.тдркги materials/32/32 674р., pdf.

19. Меньчиков, Г П. Детерминационные основания ситуационного бытия / Г. П. Меньчиков // Ситуационные исследования. Вып.2.: Типология ситуаций / Под общей ред. проф. Н. М. Солодухо (по материалам Всероссийского семинара). - Казань : Изд. Казан. гос.тех. ун-та, 2006. - 152 с.

20. Ленц, А. Н. Тактика в спортивной борьбе / А. Н. Ленц.-М. : Изд. Физкультура и спорт.- 1967.- 214 с.

21. Туманян, Г С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учебное пособие / Г. С. Туманян. - М. : Изд. центр « Академия», 2006. - С. 537.

22. Алиханов, И. И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов.- М. : ФиС, 1986. - 303 с.

23. Камалов, Р. З. Методология ситуационного подхода - составная часть интегрально-индивидуальной под-

готовки квалифицированных борцов / Р.З. Камалов // «Ученые записки» Казан. юрид. ин-та МВД РФ. - Казань, 2016. - С. 165-172. www. и$кис.ги[Элекфонный ресурс]. Режим доступа: http//www.uskuc.ru.

24. Кондрацкий, И. А. Формирование основ ведения единоборства / И. А. Кондрацкий. В. М. Игуменов, П М. Грузных // Спортивная борьба : Ежегодник, 1985. - С. 66-81.

25. Колесов, А. И. Тенденция использования системного подхода в теории физического воспитания и спорте / А. И. Колесов, В. В. Кузнецов, А. А. Новиков, И. П. Ратов // Теория и практика ФК.- 1977.- № 11. - С. 25-29.

26. Юшков, О. П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов : автореф. дис. ... д-ра ВНИИ физической культуры и спорта. - М., 1994. - 38 с.

27. Карелин, А. А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : дис. . д-ра пед.

BIBLIOGRAPHY

1. Jaspers, K. The Spiritual situation of time [ Electronic resource] / K. Jaspers. El. Bibl. Maxim Moshkov // Spiritual situation of the time / K. Jaspers // Die geistige Situation der Zeit, 1932)/- Mode of access: http://lib. ru/FILOSOF/ YASPERS /time.txt (11/03/2003). Tit., screen.

2. Sartre, G. P. Freedom and responsibility [ Electronic resource ] /J. P. Sartre : the Site of the "Golden Philosophy" // Being and nothingness. Electron. Dan. - Mode of access: http:// рhilosophy.allru.net/ perv29.html. (01.01.2000.Tit. screen.

3. Mamardashvili, M. K. The arrow of knowledge (ont-line of the natural history of epistology). - Moscow : School «Russian culture Languages», 1997. - P.43.

4. Sabibirzyanov, A. M. The situational approach in a philosophical - ecological context : Monografia / А. М. Sabirzyanov, Н. М. Solodukho // The Ministry of education and science of the Russian Federation. Ed. Cauldron.state. technical Univ, 2013. - 215 с.

5. Shaikhutdinova, A. S. Strages of development of f problem situation / A. S. Shaikhutdinova // сase studies. - Vol. 1.: a Situational approach / ed. bu prof. N. M. Soiodukho (Materials of all-Russian seminar). Kazan* publishing house of Kazan.,gos. Tehn.Universiti press, 2005. - P. 34-39.

5. Ancient philosophers. references, fragments and

- Kiev : publishing house of Kyiv. Gos. un-ta im. T. G. Shevchenko, 1955. - P. 76-77. - 280 р.

6. Antologia word philosophy: in 4.Т. - M. Thonght ; 1969. T.1. H.1., р. 337.

7. Plato. Stories composition : 4 volumes / Plato / general ed. A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi; translation from ancient greek. - Mysl, 1993. - Vol.2. - 528 pp.

8. Russian encyclopedic dictionary : in 2 KN. 2: N-1. -2015 c.

9. Solodukho, N. M. Description of the situation and the essence of the situational approach as a means of cognition / N. M. Solodukho // case studies. Vol. 1: a Situational approach / under the General editorship of Professor N. M. Solodukho ( materials of all-Russian seminar). - Kazan : Izd. Cauldron. state technical University, 2005. - Pp. 10-11.

10. Solodukho, N. M. Manifesto of situational movement /

наук // НГУ физической культуры, спорта и здоровья.

- Санкт-Петербург / А. А. Карелин, 2002. - 376 с.

28. Камалов, Р. З. Концептуальные аспекты становления и развития структуры теории и методики борьбы / Р. З. Камалов // Педагогика: наука и искусство : Международная научная конференция, Международный центр научно-исследовательских проектов. - М., 2728.12.2014. - С. 94-96. Сертификат № А-001965.

29. Тышлер, Д. А. Спортивное фехтование : учебник для вузов физ. культуры / Д. А. Тышлер. - М. : Изд. Физкультура, образование, наука. - С. 267-287-392 c. - ISBN: 5-89022-049-7-1997.

30. Камалов, Р.З. Ситуативность - основа моделирования благоприятных ситуаций при реализации технических приемов в спортивной борьбе и как частная теория / Р. З. Камалов // НГУ физической культуры, спорта и здоровья им.П. Ф. Лесгафта.- СПб.- № 3 (97). - 2013.

- С. 78-80.

N. M.Solodukho // Bulletin of THE CEA. - 2000. - No. 3. - P. 3-4.

11. Kamalov, R. Z. About the patterns of development of the system of tactics in wrestling / Vestnik Kazansko-go the faculty of law / P. 3. KaMa^oB // Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.

- № 3(9). - 2012. - P. 93-98.

13. Kamalov, R. Z. Tactics - the organizing beginning in system of combat sport / P. 3. KaMa^oB // NSU physical culture, sportand heaith them. P. F. Lesgaft. - St. Petersburg. - № 4(98). - 2013. - P. 49-53. ,2005. - P. 40-42.

14. Dubrovsky, V. N. Situational approach in the cognition / V. R. Dubrovsky // case studies. Vol. 1: a Situational approach / under the General editorship of Professor N. M. Solodukho materials of all-Russian seminar). -Kazan : Izd. Cauldron. state technical Univ, 2005. - P. 47-51.

15. Kamalov, R. Z. About some of the prospects of integration and differentiation of knowledge in a system of tactics of the martial arts./ P. 3.KaMa^oB// V1 international Congress "Sport, People and Health" // Collection of materials, 18-20-10-2013. - S. 153-154.

16. Concise encyclopedia of philosophy. M. Ed. "Progress".

- 1994. - p. 266.

17. Ulanov, V. P. Hocase studies. Vol. 1: a Situational approach / V. P. Ulanov // ed. by proff. N. M. Solodukho (Materials of all-Russian seminar). - Kazan : publishing house of Kazan. gos. tehn. University press, 2005.

- P. 101-105.

18. Kamalov, R. Z. Situation and the role of the situational approach in modelling the conditions for success in different sports, for example martial arts./ P. 3. KaMa^oB // Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation : proceedings of the 4th international scientific-practical conference / Pifk and S.- Moscow state pedagogical University. - M., 15-16. 05.2014. - P. 94-96.

19. Menchikov, G. P. Determination of the base of the situational existence / G. P. Menshikov // case studies. Vol. 2 the Typology of situations Under the General editorship of prof. M. Solodukho (materials of all-Russian seminar). - Kazan, 2006. - 152 p.

20. Lenz, A. N. Tactics in wrestling /A. N. Lenz. - M. : Physical culture and Sport. - 1967. - 214 p.

21. Tumanyan, G. S.(2006), School of skill of fighters, ju-doists and sambo - wrestling / G. S.Tumanyan // nhe manual, publiching centr «Academi», Moscow. - Russian Federation. - 592 c.

22. Alikhanov, I. I. Technics and tactics of Wrestling / И. И. Алиханов // M. : F and S. - 1986. - 303 p.

23. Kamalov, R. Z. Methodology of the situational approach - an integral part of the structure of integrally - individual preparation of skilled wrestlers // Vestnik of the Kazan law Institute of MIA of the Russian Federation. - 2016. - P. 165-172. www. uskuc. ru [Electronic resource ]. Access mode: http: // www. uzkui.ru.

24. Kondratski, I. A. Formation of the basics of martial arts / I. A. Kondratski, V. M. Igumenov, G. M. Stout // Wrestling : Yearbook. - M., 1985. - Pp. 66-81.

25. Kolesov, A.I. The Trend of using systemic approach in the theory of phisical education and Sport / A. I. Kolesov, V. V. Kuznecov, A. A. Novikov, V.A. Orlov, I. P. Ratov // Theory and practice of physical culture and sports. - 1997. - № 11. - Pp. 25-29.

26. Yushkov, O. P. System control actions on the structure

of training of skilled wrestlers : The author's doctoral Diss. Research Institute of physical culture and sports / O. P. Yushkov. - M.,1994. - 38 p.

27. Karelin, A. A. the System of integral training of highly qualified wrestlers. NSU physical culture, sport and health.- The doctor's garden area., Diss., in two volumes / A. A. Karelin. - Sankt- Petersburg., 2002. - 376 p.

28. Kamalov, R. Z. Conceptual aspects of formation and development of the structure of the theory and methods of wrestling // R.Z.Kamalov // International scientific conference "Pedagogy: the art and science". - M., 27-28.12-2014. - Pp. 72- 81. - Certificate Number A- 001965

29. Tyshler, D. A. Sport fencig. Textbook for FC / D. A.Tyshler. - Ed.: Phisical culture, education,science. -ISBN : 5-89022-049-7. - M., 1997. - Pp. 267-287-392.

30. Kamalov, R. Z. Contextuality - based simulation of a favorable situation in the implementation of techniques in wrestling, and as a private theory / NSU physical culture, sport and health them. P.F.Lesgaft, St.Petersburg. - № 3 (97). - 2013. - P.78-80.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Камалов Рашат Зигангирович - кандидат юридических наук, МСМК СССР, консультант училища олимпийского резерва Республики Татарстан и кафедры физической подготовки Казанского юридического института РФ (КЮИ), e-mail: doctorkrz@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.