ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
менность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2 — 8.
3. Каптелин, А. Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / А. Ф. Каптелин. - М., 1969. - С. 205-239.
4. Флетчер, Р. Эпидемиология: Основы доказательной медицины / Р. Флетчер, С. Флетчер, Э. Вагнери ; пер. с англ. — М. : Медиа-Сфера, 1998. - С. 205-229.
5. Либензон, Р. Т. Влияние активной вторичной профилактики на течение артериальной гипертонии и возникновение ее осложнений / Р. Т. Либензон, Л. С. Китайская // Современное состояние и перспективы реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России : Материалы Все-рос. симпозиума и рабочего совещания, 22-23 мая 1995 г. -М., 1995. - С. 23-24.
6. Сафонова, Ж. Б. Педагогическое управление процессом физической реабилитации при ишемической болезни сердца и её профилактики : автореф. дис... д-ра пед. наук / Ж. Б. Сафонова.- Омск, 2000. - 41с.
7. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. -274 с.
8. Колтошова, Т. В. Вторичная профилактика функциональных нарушений позвоночника у студентов средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Колтошо-ва.- Омск, 2006. - 23 с.
9. Puska P. The North Karelia Project: 20 Year Results and Experience // CVD Epidemiol. Newslet. - 1994. - Vol. 49, № 6. -P. 7.
10. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С. 21 — 26, 39-40.
11. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. — М. : ГЦОЛИФК, 1992. — 122 с.
12. Носова, Р. Ш. Индивидуально дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1 — 1У курсов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Ш. Носова. — М., 1988. — 24 с.
САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: Jansafonva@mail.ru КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: Koltoshova@Rambler.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2012 г.
© Ж. Б. Сафонова, Т. В. Колтошова
УДК 796799 Х. Х. АЛЬЖАНОВ
Г. М. ГРУЗНЫХ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ
В статье представлены материалы исследования базовой технико-тактической подготовленности юных бойцов на основе анализа соревновательных поединков квалифицированных единоборцев. Изложены основные положения методики освоения, совершенствования базовых технико-тактических действий в группах начальной подготовки юных бойцов посредством комплексов игровых и тренировочных заданий. Разработаны тестовые задания для оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий.
Ключевые слова: единоборства, методика обучения, состав соревновательного поединка, базовая технико-тактическая подготовка.
Актуальность. Соревновательный поединок по рукопашному бою — возможность использования для достижения победы арсенала всех видов и стилей единоборств: удары руками и ногами (бокс, кикбоксинг, каратэ, тхэквондо), броски, сваливания, перевороты, удушающие и болевые приемы (грекоримская, вольная борьба, самбо, дзюдо) [1, 2].
Несмотря на огромное разнообразие арсенала приемов атаки, контрдействий, защит, блокирова-
ния, и т. п., кроме специфических действий, во всех единоборствах четко просматриваются основополагающие блоки действий, без которых, как «основы ориентировочных действий», поединок невозможен [3 — 5].
Результат в поединках спортсменов-единобор-цев слагается из совокупных судейских оценок завершающих атаку (контратаку) действий противоборства. Это в определенной мере объясняет —
почему до сих пор многие тренеры придерживаются в вопросах методики начальной подготовки юных бойцов, в обучении технике ведения противоборства по схеме одиночного двигательного действия, через последующую тактическую подготовку его проведения [6].
Данное исследование вызвано противоречием между тенденциями узкой специализации всех видов и стилей единоборств на начальных этапах подготовки по схеме обучения одиночному двигательному действию и необходимостью формирования арсенала индивидуального фонда двигательных умений и навыков, позволяющих эффективно решать ситуативные задачи, возникающие на отдельных участках соревновательного противоборства.
Проблема исследования заключается в необходимости обоснования научно-методических подходов к комплексному формированию базового технического арсенала юных бойцов, занимающихся рукопашным боем на этапе начальной подготовки.
Цель исследования — совершенствование методики обучения технике противоборства по рукопашному бою в группах начальной подготовки посредством включения комплекса базовых технических действий из различных видов и стилей единоборств с использованием игровых и тренировочных заданий, моделирующих ориентировочную основу позиционных решений отдельных эпизодов поединка и схватки в целом.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка комплексов базовых блоков технических действий представляемых собой арсенал ООД эпизодов поединка, с акцентом на освоение их ведущих компонентов: точность ударных действий руками и ногами; сохранение равновесия; развитие чувства дистанции; способов силовых теснений; достижение и реализация активных позиций; РДО позволит повысить эффективность формирования технико-тактического арсенала юных бойцов, осваивающих азы рукопашного боя на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Выделить базовый арсенал выполнения технико-тактических действий в поединках по рукопашному бою квалифицированных единоборцев в соревновательных условиях.
2. Разработать специализированный игровой комплекс и блоки учебно-тренировочных заданий для формирования базового арсенала действий противоборства на этапе начальной подготовки.
3. Экспериментально проверить эффективность методики использования комплексов базовых технических действий в программе начальной подготовки юных бойцов.
Если учесть многообразие требований к двигательным координациям единоборцев «рукопашного боя», то школа движений будущих бойцов должна объединять весь опыт, накопленный всеми видами и стилями единоборств. При этом необходимо творческое использование арсенала противоборства в зависимости от позиционной целесообразности ситуаций поединка.
Нами они представлены в следующих блоках, которые в видах и стилях единоборств преломляются в специфические технико-тактические действия:
— самостраховка при падениях;
— передвижения (в различных стойках, положениях: четвереньках, партере, лежа, на спине и т.п.);
—контакты силового взаимодействия (удары руками, ногами; хваты, обхваты, захваты; швунги и т.п.);
— выведение противника из равновесия любыми действиями и сохранение устойчивости при взаимных действиях и т.д.;
—действия, связанные с РДО;
— действия с мгновенными силовыми перегруппировками.
Каждый из перечисленных блоков базовых технических действий комплекса при их освоении позволяет успешно решать и совершенствовать эпизоды поединка, нуждающиеся в коррекции или усилении позиционной обеспеченности каждого из единоборцев.
В каждый момент времени ситуации противоборства любого поединка мгновенно меняются в зависимости от действий конкурента. Однако общая структура промежуточных целей схватки или боя включает ряд важных моментов: маневрирование и первые контакты силового взаимодействия противоборствующих ^ для достижения активных позиций ^ реализация достигнутых взаиморасположений ^результат решений эпизода поединка и т.д. (рис. 1).
При разработке тренировочных заданий для юных бойцов-рукопашников необходимо учитывать, что в единоборствах нет изолированных атакующих действий, начинающихся без помех или исключительно из стандартных исходных положений. В этой связи структура обучения эффективной технике ведения схватки или боя включает не только систему завершающих атаку действий, но и комплекс элементов противоборства, моделирующих их логическую взаимосвязь, как ориентировочную основу позиционных решений отдельных эпизодов поединка завершающих атаку оцениваемым действием [7].
Проверка эффективности разработанных учебных заданий (игрового материала и тренировочных заданий) была организована следующим образом. Каждый комплекс моделирует фрагменты, эпизоды поединка, искусственно расчлененного для освоения, с последующим объединением в более крупные структурные единицы противоборства. Их взаимозависимость и степень взаимовлияния определяется четким представлением значимости той или иной части схватки и искусством «монтажа» ее модели, которая стратегически важна и нуждается в «наработке» избранного эпизода. В реальной схватке исходные положения и ситуации для проведения оцениваемого судьями приема появляются эпизодически. Важно, чтобы учащиеся понимали значение позиций взаиморасположения противоборствующих, их активность и возможности атаки, защиты в каждом осваиваемом положении (эпизоде).
Рассмотрим вариант подбора, разработки игровых заданий на примере одного из блоков. Варианты расположения мест касаний, в определенных частях тела (табл. 1), формируют ориентировочную основу действий для формирования различных позиционных решений, построенных на основе экстраполяции. Особенностью специализированных игровых комплексов, является минимум регламентаций основных опорных точек действий. Так, например, если в задании обусловлено место (но не способ) касания, введены ограничения на перемещения, или виды стоек, то данный комплекс заданий позволяет успешнее сформировать совокупность следующих действий: оптимизирует способы передвижений; формирует оптимальную траекторию и точность ударной техники; воспитывает чувство дистанции с конкурентом и др.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
238
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ОМСКИИ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4(111)2012
МАНЕВРИРОВАНИЕ:
избранных стойках, ^передвижения, КСВ, смена положений)
о
X
л
ч
СО О се 2
С К
к к X и с о К
<и X 0-1 к н К иг
2 К « X св со к со О С
Определяющие
взаиморасполо-
жения:
стойка
дистанция
положение частей тела
способы передвижения с соперником
2
переступання,
повороты,
уклоны
передвижения на двух четвереньках, лежа
повороты
падения,
самостраховка
МАНЕВРИРОВАНИЕ:
поиск активных
позиции
о
с
к
к
X
св
Ю
О
л
к
л
ю к
к Л
св ю
2 о и
К
X
<и
к
ю
3
РР
8 х
ю э
о к к н Й о
о и о к
х £ к 53
X И ев Н Он о
х ю
св Он О О Он С о о
Способы воздействия на противника:
толчки, рывки и швунги
удары ногами
нырки, уклоны
повисання
к
к
X „ ев к ю за
к о §
& « я н и о О О ж
1) Ч 0)
Н ю «
Формы
контактов
силового
воздействия
постоянным
давлением
толчками,
швунгами,
продергивание
ПОДХОДЯЩИМ
МОМЕНТ
64
к
ю
н
о
«
к
НН
Л СО
X о
о Ю
со О
со и
К о
« о X и''1 ю о ч к о
поворотами
уклонами
Приближением
изменением
дистанции
перенос веса тела
блоками,
упорами
Ж
СПОСОБЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Завершающие атаку приемы: удары руками, ногами, броском, сваливанием, переворотом, болевым, удушающим
контратака уходы
Удержание,
блокирование
Теснение
Неоцененный ЗАЛ
Имитация атаки без объективной угрозы реализации)
Рис. 1. Схема формирования позиционной обеспеченности и ее содержание на участках соревновательного поединка
Базовые варианты специализированных игровых комплексов
для формирования точности выполнения касаний в различные части тела соперника
№ Места касания способы касания руками (ногами):
п/п правой левой любой
1. Лоб* 2 3
2. Подбородок* 4 5 6
3. Правая (левая) сторона головы 7 8 9
4. Плечо (правое, левое) * 10 11 12
5. Грудь 13 14 15
6. Живот 16 17 18
7. Бедро (правое, левое) 19 20 21
8. Голень (правая, левая) 22 23 24
Примечание: * — обозначены номера заданий, при выполнении которых используются только варианты касаний руками.
Таблица 2
Специализированные игровые комплексы и тренировочные задания при освоении техники позиционно неравноценных взаиморасположений (дебюты)
Специализированные игровые комплексы для формирования базовой техники Тренировочные задания, формирующие технику рукопашного боя
Ориентировочная основа действия (ООД) Основные исходные положения Ориентировочная основа действия (ООД) Основные исходные положения
1. Завоевать положение верхнего. 2. Оказаться за спиной соперника 3. Сбивание (на живот, спину). 4. Удержать в течение 2-3 сек на спине (животе). 4. Имитация ударной техники в обусловленной части тела (рукой, ногой) 1. Оба лежа рядом, один на коленях (лицом друг к другу). 2. Оба на коленях лицом друг к другу. 3. Один — лежа на животе, другой — на коленях спереди или сзади — сбоку. 4. и т.д. (варианты тренера) 1. Отстоять время. 2. Добиться преимущества активной позиции. 3. Реализация позиции техническим действием (приемом, ударной техникой). 4. Достичь плотности захвата за счет сокращения дистанции. 5. Переход из стойки в партер (и наоборот). 1. Бесконтактная позиция. 2. Взаиморасположение в обусловленном захвате. 3. Взаиморасположение в произвольном захвате. 4. Взаиморасположение: один в стойке, другой в — партере (без захвата; обусловленный или произвольный захват) и т.д.
Таблица 3
Объекты наблюдений и критерии оценки базовой технико-тактической подготовленности юных бойцов
№ п/п Назначение теста Критерии оценки Режим работы
Точность выполнения касания руками обусловленных частей тела: касание рукой лба соперника в установленное время. Защита места касания — передвижения, блокирования, уклоны, нырки и т.д. 2 балла за каждое касание 3x15''
2. Точность легких ударов ногами обусловленных мест тела: касание голеностопом внешней стороны бедра, голени, туловища соперника в период установленного времени. 2 балла за каждое касание 3x15''
3. Эффективность выведений из равновесия и сохранение собственной устойчивости: сваливание противника до касания соперником «третьей точкой» опоры ковра От 1 до 4 баллов (зависит от части тела, на которую выполнено сбивание в партер: колено, колени, живот, бок, спина) 3x30''
4. Сохранения дистанции «безопасности» с соперником: защита передвижениями, маневрированием от захватов, касаний руками (головы, туловища); «уплотнения». От 1 до 4 баллов (чем меньше касаний, тем выше балл) 3x30''
5. Реакция на движущийся объект (РДО): Защита передвижениями, маневрированием, уклонами от попаданий мячей (типа игры «круг вышибал»). От 1 до 4 баллов (чем меньше касаний, тем выше балл) 3x10 (вы- стре- лов)
6. Эффективность теснений. Выталкивание соперника за пределы площади противоборства диаметром 2 метра: силовое воздействие рывками, толчками, обвисанием, теснением, выталкиванием, продергиванием и т.д. 2 балла за каждое выталкивание соперника за площадь противоборства 3x30''
7. Достижение обусловленного захвата (обхват туловища спереди, со стороны спины) и его реализация с последующим переходом на удержание или болевой прием. 1 балл — достижение захвата без реализации; 2 балла — достижение и реализация захвата 3x15''
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
240 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4(111) 2012 I
1
Таблица 4
Результаты педагогического контроля за эффективностью выполнения БТТД спортсменами контрольной и экспериментальной групп в период эксперимента и по его окончании
№ п/п БТТД КГ ЭГ иэмп Шр = 72 Р КГ ЭГ иэмп Шр = 72 Р КГ ЭГ иэмп Шр = 72 Р
Промежуточное тестирование 1 (май первого учебного года) Промежуточное тестирование 2 (декабрь второго учебного года) Итоговое тестирование (май второго учебного года)
1. Точность выполнения касаний руками 7 12 67,0 <0,05 8 14 66,0 <0,05 9 17 59,0 <0,05
2. Точность выполнения касаний ногами 6 9 68,5 <0,05 7 10 67,0 <0,05 8 13 62,0 <0,05
3. Сохранение равновесия 4 6 77,5 >0,05 6 9 71,5 <0,05 7 11 67,5 <0,05
4. Сохранение дистанции 5 6 74,5 >0,05 7 9 71,0 <0,05 8 12 65,5 <0,05
5. рдо 5 5 82,5 >0,05 6 8 72,5 >0,05 7 10 64,0 <0,05
6. Эффективность теснений 7 10 66,0 <0,05 8 11 65,5 <0,05 9 13 57,5 <0,05
7. Достижение и реализация активных захват-позиций 3 4 95 >0,05 4 5 76,5 >0,05 4 6 71 <0,05
Взаимосвязь между результатами оценки эффективности выполнения БТТД и соревновательными схватками юных бойцов контрольной и экспериментальной групп
ОІ 1= 'Т' ^ С БТТД Rs ^кр = 0,36) Р
Точность выполнения ударов руками 0,82 <0,05
2 Точность выполнения ударов ногами 0,76 <0,05
3 Сохранение равновесия 0,71 <0,05
4 Сохранение дистанции 0,55 <0,05
5 РДО 0,30 >0,05
6 Эффективность теснений 0,24 >0,05
7 Достижение и реализация активных захват-позиций 0,79 <0,05
По мнению ведущих специалистов-единоборцев, значимыми и влияющими на результат поединков являются совокупности действий, позволяющие формировать у занимающихся способность мгновенных, ситуационных решений неравноценных взаиморасположений с соперником (табл. 2). Подобные методические «наработки» позволяют тренеру определить необходимое количество базовых ситуаций в поединках (с учетом подготовленности занимающихся, направленных на развитие «двигательного творчества» учащихся.
Наряду с этим разработаны тесты для оценки эффективности выполнения отдельных базовых технико-тактических действий, которые включают избранные объекты наблюдений и контроля. Оценка эффективности технических действий строилась на мнении экспертов по совокупности общих впечатлений, анализу оценок ситуаций с использованием предложенных критериев (табл. 3).
Для оценки эффективности освоения базовых технико-тактических действий в период эксперимента было проведено три промежуточных и итоговое тестирование, а также внутригрупповые соревнования по упрощенным правилам (табл. 4).
Расчеты достоверности различий (по и-критерию Манна-Уитни) между показателями эффективности выполнения базовых технико-тактических действий во время первого промежуточного тестирования показали, что учащиеся экспериментальной группы превосходят юных спортсменов контрольной только в трех случаях: в точности выполнения избранных элементов ударной техники и силового воздействия на противника в виде теснений по площади противоборства (табл. 4). При повторном тестировании наблюдаемого контингента произошли заметные изменения. Обнаружено улучшение показателей, связанных со способностями учащихся выводить конкурента из равновесия и сохранять собственную устойчивость; рационально использовать дистанцию (результаты достоверно отличаются).
В конце экспериментального периода (т.е. второго года обучения) итоговое тестирование показало следующее. По всем сравниваемым показателям подготовленности юные спортсмены экспериментальной группы (включая результаты соревновательных встреч) превосходят спортсменов контрольной группы и добились большего количества побед (табл. 4).
Для определения прогностической значимости разработанных нами тестов оценки эффективно-
сти реализации комплексов базовых технических действий в соревновательных условиях проведен корреляционный анализ результатов тестирования. Результаты статистической обработки (расчеты коэффициентов ранговой корреляции по Спирмену) показали, что не все блоки базовых технических действий одинаково тесно взаимосвязаны с общей результативностью поединка (табл. 5). Из семи тестов корреляция не подтвердилась только в двух случаях: реакции на движущийся объект и силового воздействия на соперника в виде теснений. Интерпретация полученных коэффициентов корреляции позволяет говорить о пригодности использования предлагаемых нами тестов как средства педагогического контроля за эффективностью освоения и выполнения занимающимися комплексов и положительного их влияния на общую подготовленность к соревновательному противоборству.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что применение в учебно-тренировочном процессе игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование опыта решений промежуточных задач эпизодов поединка посредством освоения комплексов базовых технических действий, способствует повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и успешности соревновательной подготовленности при формировании технического арсенала учащихся в группах начальной подготовки.
Библиографический список
1. Ашкинази, С. М. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств : учеб.-метод. пособие / С. М. Ашкинази, К. В. Климов. — СПб., 2006. — 80 с.
2. Рукопашный бой: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / авт.-сост. : А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королёв. — М. : Сов. спорт, 2009. — 116 с.
3. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. — 2-е изд., доп. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009. —200 с.
4. Пилоян, Р.А. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности / Р. А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 3. — С. 5 — 8.
5. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. — М. : Академия, 2006. — 592 с.
6. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки юных борцов посредством спортивно-игрового метода / А. Е. Курицына, И. Г. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых учен. / СибГУФК; СОА. — Омск, 2010. — С. 112—119.
7. Грузных, Г. М. Классическая борьба : формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск : [б. и.], 1987. — 70 с.
АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, аспирант кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
ГРУЗНЫХ Гурий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: е-таіі: alhanow@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.06.2012 г.
© Х. Х. Альжанов, Г. М. Грузных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ