Научная статья на тему 'Методология конструктивизма в современном трансгуманизме'

Методология конструктивизма в современном трансгуманизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА / CONSTRUCTIVIST METHODOLOGY / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS / ЦЕННОСТИ / VALUES / НАУКА / SCIENCE / КОНСТРУИРУЕМАЯ СРЕДА / CONSTRUCTED ENVIRONMENT / TRANS-HUMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корбан Инна Викторовна

В статье описан современный переход к конструируемому (рукотворному, искусственно создаваемому) миру, показано, каким образом конструктивная методология видоспецифицируется для трансгуманизма, какие при этом возникают проблемы и каких перспектив следует ожидать от перехода к конструктивным основаниям в сложившихся условиях. Начало XXI столетия характеризуется становлением единой цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современность диктует постановку новых задач: жизнеподдержание и жизнеобеспечение, пригодность выдвигаемых проектов, их адекватность сложившейся конъюнктуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of constructivism in the modern trans-humanism

The article describes the current move to the constructed (man-made, artificially created) world, shows how the constructive methodology changes for transhumanism, which challenges and prospects are to be expected from the current transition to the constructive foundation. The early XXI century is characterized by the emergence of a united civilization with a new scale of universal human values. Modernity sets new challenges: life-support, suitability of suggested projects, and their conformity with the current conditions.

Текст научной работы на тему «Методология конструктивизма в современном трансгуманизме»

УДК 165.742 Корбан Инна Викторовна

соискатель Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, инженер информационно-вычислительного центра факультета гуманитарного образования Самарского государственного технического университета

МЕТОДОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ТРАНСГУМАНИЗМЕ

Аннотация:

В статье описан современный переход к конструируемому (рукотворному, искусственно создаваемому) миру, показано, каким образом конструктивная методология видоспецифицируется для трансгуманизма, какие при этом возникают проблемы и каких перспектив следует ожидать от перехода к конструктивным основаниям в сложившихся условиях. Начало XXI столетия характеризуется становлением единой цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современность диктует постановку новых задач: жизнеподдержание и жизнеобеспечение, пригодность выдвигаемых проектов, их адекватность сложившейся конъюнктуре.

Ключевые слова:

методология конструктивизма, трансгуманизм, человек, эволюция, перспективы, ценности, наука, конструируемая среда.

Korban Inna Viktorovna

PhD applicant, Saratov State University, Engineer of Information and Computing Center, Humanities Education Department, Samara State Technical University

METHODOLOGY OF CONSTRUCTIVISM IN THE MODERN TRANS-HUMANISM

Summary:

The article describes the current move to the constructed (man-made, artificially created) world, shows how the constructive methodology changes for trans-humanism, which challenges and prospects are to be expected from the current transition to the constructive foundation. The early XXI century is characterized by the emergence of a united civilization with a new scale of universal human values. Modernity sets new challenges: life-support, suitability of suggested projects, and their conformity with the current conditions.

Keywords:

constructivist methodology, trans-humanism, human, evolution, prospects, values, science, constructed environment.

Глубинная мировоззренческая переориентация в науке в 70-е гг. ХХ в., связанная с развитием учения о ноосфере, способствовала развитию принципа глобального эволюционизма, с помощью которого могут быть описаны закономерности эволюционного развития. Через данный принцип, выступающий стержневой «конструкцией», происходит включение человека в эволюцию мирового процесса, что вызывает глубинную мировоззренческую переоценку сути современной науки, ее идеалов и целей научной деятельности.

В современном мире наука перестает быть только объективным знанием. Становление ноосферы диктует необходимость перехода к сознательному управлению процессами, происходящими в биосфере, вследствие чего эволюционный процесс и вся деятельность ученых становятся целеориентированными и культурными по форме. Становится все меньше природы, которая не была бы вовлечена в научно-техническую деятельность человека.

К сожалению, сегодня человек не всегда вносит в преобразование реальности элемент разумности и осознанности в целеполагании, а вот неразумность зачастую приводит к обострению экологической и социально-политической обстановки. Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобретает настолько отчетливые очертания, что заставляет говорить о потребности в изменении ценностных ориентаций и целевых доминант в жизни каждого ученого.

Внедрившись в современную жизнь в мировом масштабе, наука послужила причиной перехода к жизни в рукотворной (искусственно создаваемой) реальности: конструируемой среде, основными особенностями которой являются:

- технизация: экспансия технико-технологического компонента практически во все сферы человеческой жизнедеятельности;

- переход к дефицитарному миру: природопотребительская практика не способна гарантировать жизнеподдержания и изживает себя, заменяясь искусственно созданными аналогами (генетически модифицированные продукты, материалозаменители);

- трансформация социокультурного пространства: замена ценностных приоритетов, переход на эрзац-суррогаты (массовая культура, контркультура и т. п.).

Сегодня приобретает особое значение вопрос так называемой транс-науки - данный термин используется для обозначения ряда современных направлений в науке, возникающих в ее

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

нынешнем переходном состоянии, связанном с процессами глобализации. К транснаучным вопросам относятся те, которые выходят за пределы современной науки, то есть могут быть поставлены, но не могут быть разрешены в ее пределах. Как отмечает современный исследователь Н.В. Даниелян, «к разряду транснаучных вопросов можно отнести биологические эффекты радиационного воздействия слабой интенсивности на окружающую среду, последствия применения нанотехнологий для увеличения продолжительности жизни, создание искусственного интеллекта, появление "виртуальной реальности", изменение морали человека под воздействием новых видов технологий и многие другие» [1, с. 575].

Говоря о перспективах трансгуманизма, нельзя не упомянуть такое явление, как конструктивизм. Последний можно определить как общественное течение и систему взглядов, базирующихся на оценке достижений и возможностей науки, или как «рациональное и культурное движение, утверждающее возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью достижений разума, особенно с использованием технологий, чтобы ликвидировать старение и значительно усилить умственные, физические и психологические возможности человека» [2].

На сайте Российского общества трансгуманистов [3] перечислены некоторые возможности трансгуманизма, соответствующие заявленным транснаучным проблемам и путям их решения:

- суперинтеллектуальные машины,

- молекулярная нанотехнология,

- значительное продление жизни,

- возможность катастрофы (гибель разумной жизни),

- передача нашего сознания в виртуальный мир,

- реанимация замороженных пациентов.

С позиций трансгуманизма для науки характерно достижение требуемых результатов путем объединения ученых, являющихся представителями различных отраслей науки, то есть оно основывается на трансдисциплинарности (рассмотрении того или иного явления за пределами границ какой-либо одной научной отрасли). А подобное объединение становится наиболее продуктивным, если оно осуществляется на базе той или иной междисциплинарной стратегии, одной из которых может выступать конструктивизм.

Теоретическая модель методологии конструктивизма имеет широкий надпредметный контекст, выполняющий междисциплинарную, эпистемологическую и праксиологическую функции. Последняя при этом ориентирована на целесообразную организацию деятельности и методическое обеспечение практики, которое основывается на рациональных способах действия, правилах построения структуры и системы. Понятие «праксиология» подразумевает наиболее целесообразную логику действий. Праксиология, аналогично «тектологии» А.А. Богданова, является «наукой о построении» и «организации». Как утверждает польский логик Т. Котарбиньский, праксиология руководит организацией деятельности, при которой необходима как универсализация, так и специализация действий, для чего используются принципы проектирования и прогнозирования, которые позволяют продумывать экономичность и оптимальность действий.

Очевидно, концепция трансгуманизма, являясь синтезом отдельных наук, нашедших свое применение в технологической практике, во многом базируется на идеях конструктивизма (в качестве междисциплинарного течения в современной праксиологии, выражения неонеклассиче-ской культуры).

Для большинства сторонников трансгуманизма их убеждения ничем не отличаются от гуманизма. Однако в большинстве случаев, где классический гуманизм заставляет человека делать моральный выбор, трансгуманизм предлагает разрешать возникающие вопросы благодаря технологическому прогрессу. Для ряда авторов трансгуманизм является радикальной формой гуманизма.

Идеи трансгуманизма подвергаются всесторонней критике, так как возможные перспективы напрямую вмешаться в биологическую природу человека вызывают многочисленные споры и дискуссии. Некоторые авторы склоняются к тотальному отрицанию трансгуманистической концепции.

Наиболее полный критический довод в адрес трансгуманизма состоит в концепции расчеловечивания, которая состоит во вмешательстве в природные законы и закономерности, нивелировании личности и блокировании заложенного природой потенциала на развитие, а также в постепенной утрате человеком своей сексуальной, социальной и духовной идентичности, возможно, еще до начала прямого практического вмешательства в природу собственного тела.

Другой широко известный аргумент против трансгуманизма был предъявлен Фрэнсисом Фукуямой, который определил трансгуманизм как «самую опасную идею в мире» по причине того, что, согласно его мнению, трансгуманизм - это начало бесконечной гонки за перманентными самоулучшениями с неизвестным окончанием и непредсказуемыми побочными эффектами. Кроме

того, технологии совершенствования возможностей человека будут способствовать усилению существующего неравноправия между людьми в обществе и нациями в мире, порождая новые, более жесткие формы такого неравенства, что в конечном итоге чревато катастрофизмом.

В свете указанной проблематики актуальность приобретают вопросы социального конструирования. Активная роль субъекта здесь является важнейшим компонентом для применения парадигмы конструктивизма в методологии транс-науки, предполагая активность разума в восприятии на всех уровнях. Но не следует забывать, что люди конструируют социальный мир не индивидуально, а совместно - в соглашениях, социальных актах.

Сегодня в эпистемологии и философии науки становится актуальным вопрос применения методологии конструктивизма для достижения требуемых результатов в условиях перманентно изменяющейся среды. В свете конструктивизма пересматриваются традиционные для теории познания проблемы соотношения теоретического и эмпирического, истины, целерациональности и др. Конструктивизм - это сдвиг проблематики, переориентация с объекта рассмотрения в сторону созидающего субъекта. На базе конструктивизма получают развитие новые научные теории и методы, способствующие развитию научного потенциала многочисленных областей знания.

Проблемой для философского исследования в этом случае выступает не сама действительность, а способы ее конструирования, что требует обращения к конкретным эмпирическим процедурам, операциям наблюдения тех или иных явлений или процессов. В этом смысле конструктивизм не только не отрицает реальности, но и исследует ее генезис, допуская релятивистскую онтологию и субъективистскую эпистемологию, преимущественно качественную методологию, и преследует цели социальной критики, рефлексии и преобразования многочисленных социальных образований и жизни человека [4].

В конструктивизме теоретическое познание выявляет не действительность «саму по себе», а то, как она выступает по отношению к цели, то есть что в этой действительности способствует и что препятствует, оказывает сопротивление ее достижению. При рассмотрении действительности с данной точки зрения предметы, явления, связи и отношения отображаются (и получают оценку) как существенные или несущественные для достижения избранной цели. Не предмет целиком, а те его стороны, которые способствуют или препятствуют решению конкретной практической задачи, отображаются в познании. При этом объективная истина участвует в практическом действии и с необходимостью содержит элемент субъективности, а потому рассмотрение ее как чистой объективности оказывается недостаточным. Благодаря субъективности осуществляется органическое соединение истины с ценностью. Отражение действительности будет полно и ценно только тогда, когда в его содержании верно отражена структура «значительности» существующего, и только в этот момент возникает истинный образ действительности, который способен выступать достаточным теоретическим основанием для практического решения конкретной задачи.

Современные и будущие кризисы (экономический, демографический, образовательный и др.) не могут быть преодолены без переориентирования общественного сознания, и именно конструктивный подход предполагается одним из наиболее оптимальных способов получения инновационных решений в сложившейся конъюнктуре.

Наука, будучи исходно нейтральным, беспристрастным социальным институтом, играет ключевую роль в построении и практической реализации своих проектов. В ситуации, когда человек самостоятельно конструирует реальность и несет за это ответственность, конструирование материальных и идеально-духовных реалий имеет ряд адекватных пределов, без которых всякое конструирование вырождается в волюнтаризм, произвол, хаос. Регулятивом в пространстве конструктивной деятельности могут выступать так называемые фундаментальные социальные константы - жизневоспроизводственные инварианты, жизнеустроительные оптимумы, характерные для материального, духовного, социально-политического срезов. Данные константы являются фундаментом морали и законов, стержнем мировых религий. Без подобных императивов социальное бытие не имеет достаточного основания для дальнейшего существования и поступательного развития.

Ссылки:

1. Даниелян Н.В. Роль трансгуманизма и конструктивизма в философии транс-науки // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3, № 1. С. 575-587.

2. Российское трансгуманистическое движение [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru (дата обращения: 20.10.2015).

3. Что такое трансгуманизм? [Электронный ресурс]. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/174/110/ (дата обращения: 11.11.2015).

4. См.: Lincoln Y.S., Guba E.G. Naturalistic Inquiry. Beverly Hills, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.