ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Развитие человека в свете биосоциологии*
Вал. А. Луков (Московский гуманитарный университет)
В статье анализируются трактовки развития человека в доктрине трансгуманизма, которая рассматривается ее сторонниками как новый этап в развитии гуманизма. Согласно этой доктрине современный человек не является вершиной эволюции, а началом эволюции вида Homo sapiens. Данные представления входят в предметное поле биосоциологии.
Ключевые слова: биосоциология, развитие человека, трансгуманизм, постчеловек, киборг.
В последние десятилетия широкое распространение получили представления о путях развития человека в духе доктрины трансгуманизма, которая порывает с просвещенческой идеей естественного человека, облагороженного образованием, и ратует за отказ от естественного человека в пользу преодолевающего его природные свойства постчеловека, образование которого трансформируется в новые формы коммуникаций. В своих разработках теоретико-методологических основ биосоциологии молодежи (Луков, 2011; 2012a; 2012b) мы стремимся учитывать это обстоятельство как интеллектуальный проект, который все ближе к реализации на практике.
Формирование биосоциологии происходит через переосмысление широкого круга положений естественных и гуманитарных наук в их сегодняшнем состоянии, а также того, что получило в науковедческой концепции Уильяма Скидмора название «перспектива» (Skidmore, 1975). Суть идеи Скидмора состоит в том, что некоторые теории, не покидая предметного поля науки, тем не менее не обладают строгой
логикой и системой, а дают образное представление о реальности. В отличие от дедуктивных теорий эти паттерн-теории более аморфны, их нельзя проверить на практике, но они формируют язык описания реальности в определенном аспекте. Перспективы в этом понимании — это интерпретативные схемы понимания социальной реальности. Для биосоциологии на этапе ее теоретико-методологического конструирования имеют значение и концепции, не признаваемые авторитетными научными сообществами, но тем не менее оказывающие влияние на дискурс по актуальным проблемам человека и общества.
Такова концепция трансгуманизма. Ее отличительными чертами являются: (1) стремление к включению именно в научный дискурс — на языке науки и в правилах научного рассуждения, хотя по видимости ее тематический строй должен был бы сближать ее с фантастикой, сферой художественного вымысла; (2) активная (даже агрессивная) позиция ее сторонников в вопросах самоорганизации общественного движения и реализации уже
* Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 11-06-00483-а).
«здесь и сейчас» тех или иных экспериментов над человеческой природой. Если первая черта может быть воспринята как чистая фикция и попросту проигнорирована при конструировании концептуального строя биосоциологии, то вторая, напротив, очень важна для осмысления биосоциологической проблематики — и по существу (как прогноз вероятных социальных изменений под воздействием новых научных, технических и технологических достижений), и как материал для моделирования управленческих решений в ответ на вызовы, формулируемые по аналогии с предлагаемыми обстоятельствами по Станиславскому («а если...»).
Дискуссия о трансгуманизме приобрела всемирный характер, впрочем, и трансгуманистическое движение не знает государственных границ. На одной стороне в дискуссии стоят ярые сторонники этой доктрины, видящие в ней новое мировоззрение, направленное в будущее. На другой — непримиримые критики, характеризующие трансгуманизм как «наиболее опасную в современном мире идеею» (Ф. Фукуяма) (Fukuyama, 2004).
Сторонники трансгуманизма подчеркивают связь этой концепции с академической наукой. И прежде всего обращается внимание на то, что сам термин «трансгуманизм» был предложен основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли (Huxley, 1957). Действительно, с выдающимся биологом, развивавшим дарвиновскую эволюционную теорию естественного отбора, связано появление данного термина, получившего позже столь широкое хождение. В то же время следовало бы учитывать, что трансгуманизм, по Хаксли, имеет иное содержание, чем принято видеть в нем сейчас, — например в трактовке видного деятеля трансгуманистического движения Валерии Прайд (псевдоним Валерии Викторовны Удаловой), которая дешифрует термин следующим образом: «В основе термина лежат две составляющие: слово “гуманизм” и приставка “транс-” в значении “через” (имеется в виду эволюция через человека к чему-то большему)» (Прайд, 2013: 37). Прайд ссылается на Хаксли как автора слова «трансгуманизм», но у него никак не обнаруживается намерения перешагнуть
через человека в намерении достичь «чего-то большего». В упомянутой книге Хаксли пишет, что новой вере в возможности человека нужно имя. «Возможно, этому послужит трансгуманизм: человек, остающийся человеком, но преодолевающий себя путем реализации новых возможностей его человеческой природы и для нее» («Perhaps transhumanism will serve: man remaining man, but transcending himself, by realizing new possibilities of and for his human nature») (Huxley, 1957: 17). С одной стороны, сказано это в манере, близкой тран-гуманистам XXI в., с другой — Хаксли, прежде чем употребить слово «трансгуманизм», показывает, что суть проблемы состоит в том, что «новое понимание Вселенной стало возможно благодаря новым знаниям, накопленным за последние сто лет психологами, биологами и другими учеными (в том числе археологами, антропологами и историками), и этим определены ответственность человека и его судьба — быть агентом для остального мира в работе по как можно более полной реализации присущих ему возможностей. Первое, что род человеческий должен сделать, чтобы подготовить себя к космической должности, на которую он оказался назначенным, заключается в изучении человеческой природы, чтобы выяснить, какие возможности открыты для нее (в том числе, конечно, выяснить и свои ограничения, присущие или налагаемые фактами внешней природы). Мы должны изучить и сопоставить все царство человеческих возможностей, как некогда царство физической географии было изучено и нанесено на карту. Мы должны изучить возможности создания более благоприятной социальной среды...» (там же: 13-17). Здесь, как видим, совсем другой ракурс темы. И другое понимание задач развития возможностей человека: оно основывается на приоритете двустороннего «космического долга» — одна его сторона состоит в долге перед собой реализовать свои возможности, другая утверждается «в служении обществу и в повышении благосостояния будущих поколений и улучшении нашего вида в целом» (там же: 17).
Трансгуманизм начала XXI в. — не чисто ментальное явление, это организованное об-
щественное движение. В 2002 г. принята Трансгуманистическая декларация (The Transhumanist Declaration), в которой представлен идеологический облик движения. Декларация дает представление о главных положениях трансгуманистической концепции, получивших признание достаточно широкого круга интеллектуалов и практиков. Трансгуманизм (постгуманизм, ньюгуманизм) рассматривается его сторонниками как новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее — началом эволюции вида Homo sapiens (Трансгуманизм, бессмертие. , 2010: Электр. ресурс).
Переходным типом объявляется трансчеловек, впервые детально описанный пионером радикального футуризма FM-2030 (Fereidoun M. Esfandiary), который заложил фундамент трансгуманизма своими книгами «Optimism One» (1970), «Up-Wingers» (1973) и «Telespheres» (1977). В частности, в его трактовке «Up-Wingers» — это те, кто призван помогать ускорению сдвига к новому историческому эволюционному уровню. По первоначальному определению FM-2030, транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми и не обязательно должны осознавать свою «связующую роль в эволюции». FM-2030 называет такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность (Трансчеловек: Электр. ресурс).
Соответственно строятся характеристики трансчеловека в последующей литературе. Так, по определению из «Словаря трансгуманистической терминологии», трансчеловек — это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. В этом случае вектор трансчеловеческой активности определяется приближением к состоянию постчеловека. Постчеловек (posthuman), как следует из данной концепции, — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Собственно, это «гипотетический образ будущего человека, который отказался
от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатики, биотехнологии, медицины» (Постчеловек: Электр. ресурс).
Идеал постчеловека выглядит так: «В качестве постчеловека вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого немодифицированного человека. Вы будете умнее, чем любой человек-гений, и будете обладать намного более совершенной памятью. Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой. Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам» (Общие вопросы о трансгуманизме, 2009: Электр. ресурс). В итоге «постлюди могут оказаться полностью искусственными созданиями (основанными на искусственном интеллекте) или результатом большого числа изменений и улучшений биологии человека или трансчеловека. Некоторые постлюди могут даже найти для себя полезным отказаться от собственного тела и жить в качестве информационных структур в гигантских сверхбыстрых компьютерных сетях. Иногда говорят, что мы, люди, не способны представить себе, что значит быть постчеловеком. Их дела и стремления могут оказаться так же недоступны нашему пониманию, как обезьяне не понять сложности человеческой жизни» (там же).
Следует за этим идеальным образом видеть уже утвердившиеся в виртуальном пространстве и освоенные прежде всего молодежью образы киборгов (от англ. cybernetic organism — кибернетический организм), под которыми в медицине понимаются биологические организмы, содержащие механические или электронные компоненты, а в научной фантастике они используются в качестве одного из обозначений андроидов. Согласно Википедии термин введен Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 г. в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли (Киборг: Электр. ре-
сурс). В художественной форме идеи соединения человека и механических приборов представлены в фантастическом романе Мартина Кайдина «Киборг» (1972) и ряде других произведений. Особую роль в популяризации термина сыграли фильмы «Терминатор» (1984) и «Робот-полицейский» (1987).
В теоретическом плане понятие «киборг» отражает возрастание зависимости человека от искусственного мира, где протезы и имплантаты уже означают путь к превращению человека в киборга (киборгизации, согласно термину Джеймса Литтена).
В статье «Киборг», размещенной в Википедии, приводятся многочисленные примеры из практики киборгизации, в том числе следующие. Повсеместно применяются кохлеарные имплантаты, позволяющие восстановить слух пациентам с выраженной или тяжелой потерей слуха сенсоневральной этиологии. Проводятся эксперименты с применением стволовых слуховых имплантатов, позволяющих восстановить слух некоторым пациентам с глухотой невральной этиологии. Специалисты из Института реабилитации инвалидов в Чикаго (США) успешно имплантировали бионическую руку женщине по имени Клодия Митчел, потерявшей свою руку в дорожной аварии. До этого подобные манипуляторы были успешно имплантированы пяти мужчинам. Сегодня система C-LEG используется для замены ампутированных человеческих ног. Значительный эффект оказывает использование сенсоров в искусственных ногах. Это один из первых шагов к киборгизации. В 2008 г. немецкие ученые-офтальмологи впервые имплантировали человеку глазной электронный протез, полностью помещающийся внутри глаза, добившись частичного восстановления зрения. Ранее все экспериментальные имплантаты, частично восстанавливающие зрительную функцию человека, имели массивные внешние элементы. В 2009 г. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США продемонстрировало радиоуправляемых жуков, в нервные узлы которых были вживлены электроды. Средняя продолжительность управляемого полета составляла 45 секунд, но один из экземпляров управлялся око-
ло 30 минут. Весной 2011 г. хирурги провели уникальную операцию: искусственное сердце нового типа полностью заменило собой настоящее, но, к сожалению, пациент Крейг Льюис не прожил долго, он умер через месяц от ами-лоидоза.
Некоторые видеозаписи, размещенные в Интернете, поражают уникальностью отдельных людей, бросивших вызов превратностям судьбы. Так, отвечая на наши вопросы эксперту в связи с нашим исследованием проблем биосоциологии молодежи, Э. К. Погор-ский приложил отсылку на видеозапись забега, где с всадником на коне соревнуется человек, потерявший обе ноги, замененные протезами, — и побеждает в этом поединке (Человек без ног., 2012). Но обращает на себя внимание и другое: протезы ног для этого человека выполнены не по подобию человеческих ног, а представляют собой своего рода рессоры, ускоряющие бег за счет пружинящего эффекта. Хотя известно, что человек может обогнать лошадь, но исключительно редко (в частности сообщалось, что в 2010 г. британский марафонец Хью Лобб стал первым человеком в истории, который обогнал лошадь: он единственный, кто выиграл традиционный забег, который ежегодно проводится в Уэльсе на протяжении 25 лет (Человек обогнал лошадь, 2010). Здесь же мы встречаемся с совсем другой ситуацией, где не столько личные физические данные бегуна определяют его высокие результаты, сколько технические достижения по модели киборга. Это направление биотехнической деятельности быстро развивается. В. В. Прайд, обозначая перспективы создания искусственных органов, которые будут лучше естественных, ссылается на проект iArm: «.искусственная рука будет иметь дополнительные степени свободы, не свойственные обычной конечности» (Прайд, 2013: 37).
В этом ракурсе заслуживают внимания и другие недавние сообщения, в частности следующее (также приведенное в ответах
Э. К. Погорского): «Человек имеет все большие шансы превратиться в самого настоящего киборга в ближайшем будущем. Компания Google, которая не так давно представила свои высокотехнологичные очки дополненной
реальности, в настоящее время работает над еще более совершенной технологией — чипами, которые можно будет вживлять прямо в мозг. Свои разработки в компании аргументируют тем, что сегодня в мире существует много людей с ограниченными возможностями, которые просто не могут воспользоваться поисковыми сайтами для нахождения той или иной информации. Однако с подобным чипом в голове они смогут управлять поиском в интернете прямо из своего мозга. На какой стадии в данный момент находятся разработки и планируется ли использовать этот чип не только для инвалидов, пока не сообщается. Но иметь у себя в голове все знания мира — весьма неплохая перспектива» (Google., 2013: Электр. ресурс).
Разновидностью киборга является конструированный объект, обозначаемый термином «омар» (англ. Lobster), который был введен Брюсом Стерлингом в рассказе «Царица Цикад» (Cicada Queen). Это киборг создан путем интеграции человека с автономным скафандром, который невозможно снять. «Если классический киборг может внешне походить на человека, а внутри им не быть, то омар, наоборот, может быть человеком изнутри при внешних отличиях» (Киборг: Электр. ресурс).
Существенно, что киборг-терминология вошла в компьютерные игры для юношества. Так, в компьютерной игре Deus Ex: Invisible War омарами называется «большая группа киборгов, модификации которых были созданы русскими учеными, объединившими свои нервные системы в единое сознание. В игре они представлены как активная фракция, а в одной из концовок игры можно стать одним из них». Другие киборги в компьютерных играх называются «кимек» (кимех, саймех, англ. Cymech) — вселенная «Батлерианский джихад» (приквел к «Дюне»); «строги» (англ. Stroggs) — киборги вселенной «Quake»; «борг» — цивилизация киборгов из вселенной «Звездный путь»; «синтеты» — вселенная «Half-Life 2»; «биороид» — мир Apple Seed; «киберлюди» — персонажи сериала «Доктор Кто» и др. (там же).
Процесс киборгизации идет столь активно, что заставляет переосмыслить многие ранее
периферийные темы гуманитарных наук. Так, еще относительно недавно тематика идентичности не была в центре внимания исследователей, но в последние десятилетия она буквально вытесняет другие темы из области социологии и психологии личности. В ключе этого приоритетного внимания к идентичности рассматривается и проблематика вхождения в человеческую повседневность киборгов. В западной литературе широко обсуждается проблема идентичности киборгов (Столярова, 2000).
Тем не менее остается вопрос, чем в действительности может быть обеспечено движение к постчеловеку? В литературе по трансгуманизму этому посвящены многочисленные работы, из которых обстоятельный обзор идей содержится в написанной лидерами Российского трансгуманистического движения Д. А. Медведевым и В. В. Удаловой (В. Прайд) статье «Конвергенция технологий как фактор эволюции» (Медведев, Удалова, 2007: Электр. ресурс). Авторы стремятся сделать некоторые предположения относительно социальной эволюции человечества в новых условиях. Эти предположения включают следующие:
1. Можно ожидать, что по мере развития проникающих компьютерных систем (pervasive computing — «проникающих» и носимых компьютеров) социальная информация будет во все большей степени доступна человеку и все более востребована и используема.
2. С учетом развития информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта возникнут условия для широкого применения математических методов в социальных науках, что приведет к возникновению подробного и весьма полного знания о закономерностях развития социальных структур разных уровней сложности, а также созданию инструментов целенаправленного управления обществом. «Появление подобной науки будет означать конец стихийной эволюции и переход к сознательному управлению обществом... Со временем результаты социального конструирования будут в значительно большей степени соответствовать целям. Следует, однако, заметить, что элемент стихийности может сохраниться за счет существования
конкурирующих интересов у разных сторон» (там же).
3. С появлением эффективных инструментов социального конструирования и по мере развития конвергенции технологий цивилизация будет развиваться на пяти уровнях организации общества: технологическом, экономическом, социальном, культурном и биологическом. «Базовым уровнем следует считать биологический.», и, по мнению авторов, возобновится биологическая эволюция человека. Биологические изменения человека в ближайшем будущем будут реализованы уже на новом уровне, с помощью прямого вмешательства в генетический код и в процессы жизнедеятельности человека. «Здесь можно выделить два ключевых направления: перестройка тела человека и перестройка его разума.
Перестройка тела будет использовать биотехнологии, перестройка разума будет использовать когнитивные технологии. Конечно, механизмы перестройки во многом будут схожими — расшифровка генетического года, клеточные технологии, моделирование биохимических процессов, вживление электронных устройств, использование наномедицинских роботов и т. д.
Разница заключается в том, что перестройка человеческого тела с точки зрения многих людей (эти точки зрения, разумеется, могут измениться) не меняет кардинально природу человека, в то время как перестройка разума, работы мозга — меняет... Также интерес представляет сценарий отказа от каких-то человеческих качеств (т. е. создание не «больше, чем человека», а «меньше, чем человека» или «иного, чем человека»). Примерами сегодня являются ампутаторы, добровольные евнухи, противники секса (асексуалы), противники детей («чайлдфри») и другие современные субкультуры, члены которых отказываются от частей тела, некоторых аспектов поведения или социальных действий. В случае модификации сознания и разума ситуация кардинально иная» (там же).
4. Вопрос о границах «человечности» вполне может стать в будущем одним из основных политических вопросов. В то же время, отмечают авторы, надо отчетливо понимать,
что улучшение разума человека (его работы) возможно уже сегодня в рамках подхода, называемого «дополнение разума» (intelligence augmentation). Сюда входит использование инструментов для поиска, обработки и структурирования информации, системы личной производительности, поисковые системы и другие онлайновые инструменты, ноотропные средства и носимые электронные устройства.
Публикация Д. А. Медведева и В. В. Удало-вой убедительно показывает, что идет активная работа по осмыслению новых возможностей, которые представляет научно-технический прогресс для трансформации самих основ человеческой жизни и функционирования человеческих сообществ. Существенно то, что такого рода осмысление идет параллельно с биоэтическими предупреждениями об опасностях для человечества экспериментов с человеческой природой. Эти два направления ментальной деятельности конкурируют, но ни то ни другое не может рассчитывать на свою окончательную победу.
Концептуализация будущего с позиций трансгуманизма сохраняет оптимизм и агрессивность первооткрывателей, сконцентрированных в призыве FM-2030: «Не стоит бояться мечты и надежды. Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот, к тому, где мы сейчас, — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия» (FM-2030, 1989: 1).
Пожалуй, здесь тенденциозность трансгуманизма смыкается с неоаристотелистским стремлением к развитию биосоциологии в космологическом контексте. Такое сближение не кажется неоправданным, поскольку и арис-тотелианская биосоциология, и трансгуманизм выступают как социокультурные проекты долгосрочного назначения, когда конечные результаты очень трудно прогнозировать.
«Три кита» трансгуманизма — имморта-лизм, искусственный интеллект, нанотехнологии — не могут однозначно быть признанными действительным путем в будущее человека. Даже там, где в общественном мнении и в научных сообществах достаточно велика близость при оценке перспективности этих на-
правлений научно-технического и биотехнологического развития, в действительности общего мнения нет.
Так, Роджер Пенроуз, всемирно известный своими научными работами в области математической физики и вкладом в общую теорию относительности и космологию, высказывает твердую позицию относительно того, что гипотеза быстро надвигающейся технологической сингулярности неверна. Эта оценка относится, в частности, к искусственному интеллекту. По Пенроузу, он невозможен потому, что в мозге во время процесса мышления возникают квантовые эффекты, которые не могут быть повторены на компьютере: «И дело даже не в самих квантовых эффектах, а в том, что они нарушаются, и это оказывает какое-то влияние на наше сознание» («Нужны безумные идеи»., 2013: Электр. ресурс).
Следует ли вообще при конструировании биосоциологии уделять внимание трансгуманистическим экзерсисам, научная составляющая которых воспринимается в сообществах ученых с большим сомнением? То, что в этом случае мы имеем дело с развитой идеологической доктриной, способной объединять немалое число единомышленников, — это очевидно. То, что трансгуманизм стремится показать себя не только как мировоззрение, но и как основательная область собственно научных, и прежде всего междисциплинарных, исследований, — также несомненно. Но достаточно ли этого, чтобы принимать в расчет идеи и аргументы трансгуманистов в научном дискурсе?
Применительно к биологии такие сомнения остаются.
Применительно к биосоциологии их нет. Поскольку трансгуманистическое осмысление перспектив человека на фоне развития науки, техники, технологий, с одной стороны, и социальных отношений, с другой, составляет социальный факт (в смысле Дюркгейма) и уже в силу этого подлежит многостороннему изучению. Немаловажно, что обостренный интерес трансгуманистов к переменам в природе человека, которые могут им самим задумываться, планироваться и осуществляться, дает импульс для продуктивных дискуссий по
этим вопросам и формирования соответствующих правовых, организационных, экономических, социокультурных условий их решения в реальном обществе и в отношении реальных людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Киборг [Электр. ресурс] // Википедия : Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wiki-
pedia.org/wiki/Киборг [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
Луков, Вал. А. (2011) Биосоциология // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 319-323.
Луков, Вал. А. (2012a) Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация».
Луков, Вал. А. (2012b) Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 13-19.
Медведев, Д. А., Удалова, В. В. (2007) Конвергенция технологий как фактор эволюции [Электр. ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.transhuman-ism-russia.ru/content/view/317/116/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
«Нужны безумные идеи» (2013) : Елена Кудрявцева и Владимир Тихомиров беседуют с математиком Роджером Пенроузом [Электр. ресурс] // Ъ-Огонёк. №14. URL: http://www.kom-mersant.ru/doc/2165573 [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 10.08.2013).
Общие вопросы о трансгуманизме (2009) [Электр. ресурс] // Вечный разум. URL: http:// www.eternalmind.ru/content/view/67/57/ [архивировано в WebCite] (дата обращения:
10.08.2013).
Постчеловек [Электр. ресурс] // Википедия : Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wi-kipedia.org/wiki/Постчеловек [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
Прайд, В. В. (2013) Трансгуманизм — дорога в будущее // Ученый совет. № 2. С. 37-39.
Столярова, О. Е. (2000) Идентичность киборгов : Обзор материалов конференции «Cyborg identities» (October 21-22, 1999) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. Реферативный журнал. № 2. С. 57-81.
Трансгуманизм, бессмертие, крионика, нанотехнологии (2010) [Электр. ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/ view/70/94/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
Трансчеловек [Электр. ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wiki-pedia.org/wiki/Трансчеловек [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
Человек без ног на протезах обогнал лошадь на скачках (2012) [Электр. ресурс] // Climbvid.com. URL: http://www.climbvid.com/ sport-climbing/-Zkmjvi8hGwY [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
Человек обогнал лошадь (2010) [Электр. ресурс] // ZooЖизнь. URL: http://zoonovosti.by/ board/topic-t73.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.08.2013).
FM-2030. (1989) Are You a Transhuman? : Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. N. Y. : Warner Books.
Fukuyama, F. (2004) The World’s Most Dangerous Ideas: Transhumanism // Foreign Policy. September/October. № 144. P. 42-43.
Google планируют вживлять микрочипы в головы людей (2013) [Электр. ресурс] // Dni. com.ua : Независимое интернет-издание. URL: http:// dni.com.ua/worldnews/5266-google-plani-ruyut-vzhivlyat-mikrochipy-v-golovy-lyudey.html [архивировано в WebCite] (дата обращения:
10.08.2013).
Huxley, J. (1957) New Bottles for New Wine. L. : Chatto & Windus.
Skidmore, W. (1975) Theoretical Thinking in Sociology. Cambridge, UK ; N. Y.. : Cambridge University Press.
Дата поступления: 15.08.2013 г.
HUMAN DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF BIOSOCIOLOGY Val. A. Lukov (Moscow University for the Humanities)
The article analyzes the interpretations ofhuman development in the doctrine of transhumanism that its followers consider to be a new stage of the development of humanism. According to this doctrine, the modern human being is not the pinnacle of evolution, but the beginning of the evolution of the specie ofHomo sapiens. These ideas are in the object field of biosociology.
Keywords: biosociology, human development, transhumanism, post-human, cyborg.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Kiborg [Elektr. resurs] // Vikipediia : Svobod-naia entsiklopediia. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Киборг [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Lukov, Val. A. (2011) Biosotsiologiia // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 3. S. 319-323.
Lukov, Val. A. (2012a) Teorii molodezhi: Mezh-distsiplinarnoe issledovanie. M. : «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia».
Lukov, Val. A. (2012b) Biosotsiologiia molodezhi i budushchee grazhdanskogo obshchestva // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 1. S. 13-19.
Medvedev, D. A., Udalova, V. V. (2007) Konver-gentsiia tekhnologii kak faktor evoliutsii [Elektr. resurs] // Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhe-nie. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/ content/view/317/116/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
«Nuzhny bezumnye idei» (2013) : Elena Kudriavtseva i Vladimir Tikhomirov beseduiut s matem-atikom Rodzherom Penrouzom [Elektr. resurs] // Ъ-Ogonek. №14. URL: http://www.kommersant. ru/doc/2165573 [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Obshchie voprosy o transgumanizme (2009) [Elektr. resurs] // Vechnyi razum. URL: http:// www.eternalmind.ru/content/view/67/57/ [arkhivi-rovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Postchelovek [Elektr. resurs] // Vikipediia : Svobodnaia entsiklopediia. URL: http://ru.wikipe-dia.org/wiki/Постчеловек [arkhivirovano v Web Cite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Praid, V. V. (2013) Transgumanizm — doroga v budushchee // Uchenyi sovet. № 2. S. 37-39.
Stoliarova, O. E. (2000) Identichnost’ kiborgov : Obzor materialov konferentsii «Cyborg identities» (October 21-22, 1999) // Sotsial’nye i gumanitar-nye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia litera-tura. Ser. 3 : Filosofiia. Referativnyi zhurnal. № 2.
S. 57-81.
Transgumanizm, bessmertie, krionika, nanotekh-nologii (2010) [Elektr. resurs] // Rossiiskoe transgu-manisticheskoe dvizhenie. URL: http: //www.
transhumanism-russia.ru/content/view/70/94/ [arkhivirovano v WebCite] (data obrashchenia:
10.08.2013).
Transchelovek [Elektr. resurs] // Vikipediia. Svo-bodnaia entsiklopediia. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Трансчеловек [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Chelovek bez nog na protezakh obognal lo-shad’ na skachkakh (2012) [Elektr. resurs] // Climbvid.com. URL: http://www.climbvid.com/ sport-climbing/-Zkmjvi8hGwY [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Chelovek obognal loshad’ (2010) [Elektr. re-surs] // ZooZhizn’. URL: http://zoonovosti.by/ board/topic-t73.html [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
FM-2030. (1989) Are You a Transhuman? : Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. N. Y. : Warner Books.
Fukuyama, F. (2004) The World’s Most Dangerous Ideas: Transhumanism // Foreign Policy. September/October. № 144. P. 42-43.
Google planiruiut vzhivliat’ mikrochipy v golovy liudei (2013) [Elektr. resurs] // Dni.com.ua : Neza-
visimoe internet-izdanie. URL: http://dni.com. ua/worldnews/5266-google-planiruyut-vzhivlyat-mikrochipy-v-golovy-lyudey.html [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 10.08.2013).
Huxley, J. (1957) New Bottles for New Wine. L. : Chatto & Windus.
Skidmore, W. (1975) Theoretical Thinking in Sociology. Cambridge, UK ; N. Y.. : Cambridge University Press.