DOI: 10.17805/zpu.2017.1.20
Трансгуманизм*
В. А. Луков Московский гуманитарный университет
Энциклопедическая статья раскрывает сущность трансгуманизма как современной философской доктрины изменяющегося человека, где под воздействием генной инженерии человек приобретает свойства, не характерные для него от природы и фактически относящиеся к свойствам вещей. В статье показывается история термина от первого его появления до настоящего времени, а также движение от человека к трансчеловеку и далее — к постчеловеку. Особо рассмотрено положение новых поколений в отношении трансгуманизма как теории и практики. Утверждается, что молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идею, чем представители старших поколений. Рассматриваются вопросы превращения философской доктрины в общественное движение, каковым сегодня выступает трансгуманизм в различных странах.
Ключевые слова: трансгуманизм; биосоциология; молодежь; история гуманизма; философия человека; генная инженерия
Трансгуманизм — современная философская доктрина, утверждающая, что человек не сохраняет свои природные качества по мере своего развития и под действием генной инженерии превращается в существо, подобное вещи, которое в зависимости от обстоятельств имеет различные интеллектуальные, креативные, физические и другие свойства. По определению пропагандистов трансгуманизма, он представляет собой «рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» (Введение в трансгуманизм: Электронный ресурс). Отличительными чертами трансгуманизма как философской теории являются: 1) стремление к включению именно в научный дискурс — на языке науки и в правилах научного рассуждения, хотя по видимости ее тематический строй должен был бы сближать ее с фантастикой, сферой художественного вымысла; 2) агрессивная позиция ее сторонников в вопросах самоорганизации общественного движения и реализации уже «здесь и сейчас» тех или иных экспериментов над человеческой природой. В известном смысле трангуманизм является метафорой, как метафорой является наиболее привлекательное в тезаурусном аспекте понятие трансгуманизма — бессмертие. Согласно высказанному в 1980 г. утверждению родоначальников когнитивной теории метафоры Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, неметафорическая мысль для человека в обыденной жизни возможна, но только в отношении физической реальности (Lataff, Jоhnsоn, 2003). В этом смысле трансгуманизм, как и бессмертие, становятся понятны именно как метафоры. Они как метафоры соотносимы с тезаурусным подходом, поскольку составляют субъектную организацию гуманитарного знания (Луков В., Луков Вл., 2008).
Дискуссия о трансгуманизме приобрела всемирный характер, впрочем, как и трансгуманистическое движение, которое не знает государственных границ. На одной сто-
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №15-1830057).
The article was written within the framework of a project supported by the Russian Science Foundation (Grant No. 15-18-30057/16).
роне в дискуссии стоят ярые сторонники этой доктрины, видящие в ней новое мировоззрение, направленное в будущее. На другой — непримиримые критики, характеризующие трансгуманизм как «наиболее опасную в современном мире идею» (Fukuyama et al., 2004: 42-43).
Имеются трактовки трансгуманизма, в которых обнаруживается его связь с философской традицией от эпической песни о Гильгамеше, возрожденческих идей Дж. Пи-ко делла Мирандолы, Фрэнсиса Бэкона и других, представителей академической науки на протяжении тысячелетий (Bostrom, 2005). Естественным стало обращение к мыслям Ф. Ницше о сверхчеловеке, наиболее отчетливо сформулированным в книге «Так говорил Заратустра» (1883-1885) (Ницше, 1990). Идеи Ницше содержат доводы «в пользу генетической инженерии» или даже трансгуманизма в целом (Sorgner, 2009: 34), однако такая попытка малопродуктивна, поскольку расходятся сами основания для сближения трансгуманистического «трансчеловека» и «постчеловека» и ницшеанского «сверхчеловека» (Hauskeller, 2010). Прежде всего, трансгуманисты считают возможным и желательным улучшить человеческую природу с помощью технологии; «сверхчеловек» Ницше основан на признании зла как высшего блага, а идеальное выражение «сверхчеловека» Ницше находил в Цезаре Борджииа (которого не раз упоминает в качестве «своего рода сверхчеловека») — «человека-хищника» (Raubmensch). Ницшеанский «сверхчеловек» — не лучший из людей, а «исключительный человек» (Ausnahme-Mensch). В этом отношении ницшеанского «сверхчеловека» и трансгума-нистского «постчеловека» связывает фактически только то, что, по Ницше, «человек есть нечто, что должно быть преодолено» (Nietzsche, 1966: 279).
Термин «трансгуманизм» был предложен биологом, основателем ЮНЕСКО Джулианом Хаксли в 1957 г. (Huxley, 1957), но трансгуманизм, по Хаксли, имеет иное содержание, чем приписывается ему трансгуманистами. Своими идейными предшественниками современные западные трансгуманисты считают в основном ученых 1920-1950-х годов — биолога Дж. Б. С. Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога П. Тейяр де Шардена и др. (Артюхов, 2008: Электронный ресурс). В своей нынешней форме трансгуманизм был в основном сформулирован в лекциях и публикациях иранского фантаста и футуролога Ф. М. Эсфендиари, писавшего в 1970-е годы под псевдонимом FM-2030 (FM-2030, 1970, 1973, 1977). Вклад в развитие концепции внесли Р. Эттингер (его известная книга по крионике вышла в 1962 г.), К. Э. Дрекслер, М. Мински (Ettinger, 2005; Drexler, Minsky, 1986). На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды, — иммор-тализм, искусственный интеллект, нанотехнологии. Иммортализм — доктрина, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение в конечном счете неограниченного долголетия. Искусственный интеллект представляет собой науку и технологию по созданию компьютеров (компьютерных программ), которые могли бы заменить человека и понять его, в частности распознать его творческие и другие способности (распознавание речи, начатое в 1952 г. с распознавания произносимых цифр, и т. д.) (Davies, Biddulph, Balashek, 1952). Нанотехнологии в данном случае понимаются как совокупность технологий, основанных на заданной атомной структуре, которая поддерживается на атомном и молекулярном уровне.
Трансгуманистическая концепция эволюции человека. Уже в ранних трактовках трансгуманизма возникает представление, что применение достижений науки и техники непосредственно к человеку, причем в аспекте решительного воздействия на его
природные свойства и границы жизни, имеет последствия, затрагивающие общество в самых разных отношениях, включая экономику, политику, право, религию и т. д.
Один из идейных основателей трансгуманизма Роберт Эттингер в книге «Перспективы бессмертия» (1964) утверждал, что у большинства людей, ныне живущих, есть шансы на личное физическое бессмертие (Эттингер, 2002).
Теоретическая конструкция трансгуманизма, по существу, является новой концепцией эволюции человека в современных условиях. Переходным типом объявляется трансчеловек, впервые детально описанный в работах FM-2030. На развитие трансгуманистического движения определенное воздействие оказала книга FM-2030 Are You a Transhuman? (Трансчеловек ли ты?) (1989), в которой содержалось определение транслюдей как новых существ, проистекающих из современных прорывов в науке и технике (FM-2030, 1989). По первоначальному определению FM-2030, транслюди не обязательно должны быть наиболее ориентированными на будущее или самыми сведущими в технологии людьми и не обязательно должны осознавать свою «связующую роль в эволюции». По мере того как идеи FM-2030 распространялись и росло трансгуманистическое движение, понятие трансчеловека стало включать в себя аспекты самоидентификации и активной деятельности. FM-2030 называет такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность.
Соответственно строятся характеристики трансчеловека в последующей литературе. По определению «Словаря трансгуманистической терминологии», трансчеловек — это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. В этом случае вектор трансчеловеческой активности определяется приближением к состоянию постчеловека. Постчеловек (posthuman), как следует из данной концепции, — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Идеал постчеловека выглядит так: «В качестве постчеловека вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого не-модифицированного человека. Вы будете умнее, чем любой человек-гений, и будете обладать намного более совершенной памятью. Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой. Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам» (Общие вопросы ... : Электронный ресурс). В духе этого утверждения построен целый ряд фантастических фильмов для молодежной аудитории, таких как «Терминатор» (1984, англ. The Terminator, в главной роли Арнольд Шварценеггер), «Робот-полицейский» (1987, англ. RoboCop, в главной роли Питер Уэллер), «Киборг» (1989, англ. Cyborg, в главной роли Жан-Клод Ван Дамм), «Газонокосильщик» (1992, англ. The Lawnmower Man, в главной роли Джефф Фейи), «Универсальный солдат» (1992, англ. Universal Soldier, в главных ролях Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен), «Я робот» (2004, англ. I, Robot, в главной роли Уилл Смит), «Суррогаты» (2009, англ. Surrogates, в главной роли Брюс Уильямс), «Киборг Х» (2016, англ. Cyborg X, в главной роли Ив Мауро) и др.
Следует за этим идеальным образом видеть уже утвердившийся в виртуальном пространстве и освоенный прежде всего молодежью нескольких поколений образ киборга (от англ. cybernetic organism — кибернетический организм), под которым в медицине понимается биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, а в научной фантастике используется в качестве одного из
обозначений андроидов. Термин «киборг» введен Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 г. в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли.
В теоретическом плане понятие «киборг» отражает возрастание зависимости человека от искусственного мира, где протезы и имплантаты уже означают путь к превращению человека в киборга (киборгизации, согласно термину Джеймса Литтена). Разновидностью киборга является конструированный объект, обозначаемый термином «омар» (англ. Lobster), который был введен Брюсом Стерлингом в рассказе «Царица Цикад» (Cicada Queen). Этот киборг создан путем объединения человека со скафандром.
Киборг-терминология вошла в компьютерные игры для юношества. Так, в компьютерной игре Deus Ex: Invisible War омарами называется «большая группа киборгов, модификации которых были созданы русскими учеными, объединившими свои нервные системы в единое сознание». И далее: «В игре они представлены как активная фракция, а в одной из концовок игры можно стать одним из них» (Омар (киборг), 2016: Электронный ресурс). Другие киборги в компьютерных играх называются «ки-мек» (кимех, саймех, англ. Cymech) — вселенная «Батлерианский джихад» (приквел к «Дюне»); «строги» (англ. Stroggs) — киборги вселенной «Quake»; «борг» — цивилизация киборгов из вселенной «Звездный путь»; «синтеты» — вселенная «Half-Life 2»; «биороид» — мир Apple Seed; «киберлюди» — персонажи сериала «Доктор Кто» и др. В западной литературе с конца 1990-х годов обсуждается проблема идентичности киборгов (Столярова, 2000).
Биосоциология молодежи и трансгуманизм. Трансгуманизм в России — заимствованная теория, и его зарождение восходит к интеллектуальным экспериментам западных литераторов и ученых. Тем не менее трансгуманизм не воспринимается, особенно в молодежной среде, внешним заимствованием применительно к его отдельным частям.
Это относится, например, к киборгизации, которая в особой форме затрагивает молодое поколение. Экспериментирование над собой, понимаемое как раскрытие новых возможностей человека, отражает этот процесс (Луков, 2016; Лапшин, 2016). Биосоциология молодежи дает возможность охарактеризовать человеческий потенциал, в частности человеческий потенциал России (Ламажаа, Лапшин, 2013). Особенности биосоциологии молодежи состоят в том, что в XXI в. ее определяет электронная форма передачи и накопления информации. Но именно так видит будущее трансгуманизм. Концептуализация будущего с позиций трансгуманизма сохраняет оптимизм и агрессивность первооткрывателей, сконцентрированных в призыве FM-2030: «Не стоит бояться мечты и надежды. Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот к тому, где мы сейчас — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия» (FM-2030, 1989: 1). С учетом этого биосоциология молодежи непременно требует опоры на трансгуманизм. Молодежь иначе воспринимает трансгуманистическую идеею, нежели представители старших поколений, что показали проведенные в 2016 г. в университетских городах России эмпирические исследования. Выявлено, в частности, что неприемлемые в отношении себя практики бодимодификейшн молодежи представляются интересной формой самопрезентации нового поколения.
Идеология трансгуманистического движения. Трансгуманизм —это организованное общественное движение. На международном уровне действует, среди прочих
объединений и организаций, Институт этики и новых технологий (IEET). В 2002 г. принята Трансгуманистическая декларация (The Transhumanist Declaration), в которой представлен идеологический облик движения. В одной из версий трансгуманизм (постгуманизм, ньюгуманизм) рассматривается как новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но скорее — началом эволюции вида Homo Sapiens.
В декларациях крупнейшей группы российских трансгуманистов, каковой является Российское трансгуманистическое движение (Д. А. Рязанов, И. В. Вишев, Д. А. Медведев, И. С. Алмазов, А. Н. Гордеев, А. А. Еремин, И. В. Артюхов и др.; движение существует в виде интернет-сообщества, сложившегося вокруг сайтов transhumanism-russia.ru и bessmertie.ru), такая установка изначально включает и идею выхода человека за свои природные границы. В Манифесте Российского трансгуманистического движения содержится следующее понимание центрального понятия: «Трансгуманизм — это новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность и желательность — с помощью науки и современных технологий — безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас "естественными" пределы человеческих возможностей» (Манифест Российского ... , 2007: Электронный ресурс).
Соответственно формулируются и цели движения:
1. Развитие и распространение идей трансгуманизма и иммортализма с целью наиболее разумного и демократичного использования новейших достижений технического прогресса.
2. Содействие развитию новых и традиционных наук и технологий в той их части, которая непосредственно касается трансгуманистических и имморталистических аспектов бытия человечества, а также безопасности использования этих технологий.
3. Консолидация усилий всех прогрессивно мыслящих людей для создания предпосылок наиболее благоприятного и неконфликтного развития человечества в новых условиях (там же).
Члены Российского трансгуманистического движения считают: «.скорость изменений в мире и потенциальная опасность неуправляемого развития сверхтехнологий таковы, что каждый должен дать себе отчет: или мы будем бездействовать — и человечество погибнет, или мы вместе построим прекрасное будущее. В том числе и для себя» (там же).
Иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии не могут однозначно быть признанными действительным путем в будущее человека. Даже там, где в общественном мнении и в научных сообществах достаточно велика близость при оценке перспективности этих направлений научно-технического и биотехнологического развития, в действительности общего мнения нет. В наибольшей степени это характерно для общества, приближающегося к информационному. Некоторые черты будущего уже видны и закрепляются в тезаурусах подрастающих поколений, некоторые оказываются на пересечении реального и виртуального и не могут быть определенно отнесены на уровне здравого смысла (т. е. без специализиронанного, экспертного знания) ни к тому, ни к другому. В этих условиях тезаурусный подход, особенно к молодежи, наиболее применим (Луков, Погорский,2014).
Лит.: Артюхов, И. В. Трансгуманизм — философские истоки и история возникновения (2008) [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.
transhumanism-russia.ru/content/view/29/110/ (дата обращения: 09.01.2017); Введение в трансгуманизм (2010) [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/70/94/ (дата обращения: 09.01.2017); Омар (киборг) (2016) [Электронный ресурс] // Виртуальная лаборатория URL: http://ru.vlab.wikia. com/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%B0%D1%80_(%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D 0%B3) (дата обращения: 09.01.2017); Ламажаа, Ч. К., Лапшин, В. А. (2013) Интеллектуальный потенциал молодежи // Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14-16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека» / отв. ред. Вал. А. Луков, Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета, С. 14-26; Лапшин, В. А. (2016) Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью) // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 97-102. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.7; Луков, В. А. (2016) Эксперименты с телесностью: боди-модификейшн как биосоциальный феномен // Вестник Международной академии наук. Русская секция. №1. С. 59-63; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 160 с.; Манифест Российского трансгуманистического движения (2007) [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/ view/10/8/ (дата обращения: 09.01.2017); Ницше, Ф. (1990) Так говорил Заратустра // Ницше, Ф. Сочинения : в 2 т. : пер. с нем. / сост., ред., примеч.: К. А. Свасьян. М. : Мысль. Т. 2. 830 с. С. 5-237; Общие вопросы о трансгуманизме (2009) [Электронный ресурс] // Eternalmind.ru. URL: http://www.eternalmind.ru/content/view/67/57/ (дата обращения: 09.01.2017); Столярова, О. Е. (2000) Идентичность киборгов : Обзор материалов конференции «Cyborg identies» (October 21-22, 1999) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3. Философия. №2. С. 45-63; Эттингер, Р. (2002) Перспективы бессмертия. М. : Научный мир. 152 с.; Bostrom, N. (2005) A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution and Technology. Vol. 14. April. P. 1-25; Davies, K. H., Biddulph, R., Balashek, S. (1952) Automatic Speech Recognition of Spoken Digits // Journ. Acoust. Soc. Am. 24 (6). P. 637-642; Drexler, K. E., Minsky, M. (1986) Engines of creation: the coming era of nanotechnology. Anchor books. 299 p.; Ettinger, R. (2005) The Prospects of Immortality. Ria University Press. 304 p.; FM-2030 (1970) Optimism One: The emerging radicalism. N. Y. : Norton. 249 p.; FM-2030 (1973) Up-Wingers: A Futurist Manifesto. N. Y. : John Day Co. 146 p.; FM-2030 (1977) Telespheres. N. Y. : Popular Library CBS Publications. 173 p.; FM-2030 (1989) Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. Warner Books. 227 p.; Fukuyama, F. et al. (2004) The world's most dangerous ideas // Foreign Policy. September/October. № 144. P. 32-65; Hauskeller, M. (2010) Nietzsche, the Overhuman and the Posthuman: A Reply to Stefan Sorgner // Journal of Evolution and Technology. 2010. Vol. 21. Issue 1 — January. P. 5-8; Huxley, J. (1957) New Bottles for New Wine. London : Chatto & Windus. 320 p.; Labff, G., Jоhnsоn, M. (2003) Metaphors We Live By. Chicago : University of Chicago Press. 276 p., xii; Nietzsche, F. (1966) Werke in drei Banden. Ed. Karl Schlechta. Munich : Hanser Verlag, 1966. Bd. II. 693 S.; Sorgner, S. (2009) Nietzsche, the overhuman, and transhumanism // Journal of Evolution and Technology. Vol. 20. Issue 1 — January. P. 29-42.
Дата поступления: 15.01.2017 г.
TRANSHUMANISM
V. A. Lukov
Moscow University for the Humanities
The encyclopedic article reveals the meaning of transhumanism as a modern philosophical doctrine of the changing human being, where under the influence of gene engineering a human being
acquires the features that are not typical of him by nature, but actually relate to the nature of things. The article shows the history of the term from its appearance up to now as well as the transformation from a human being to a transhuman and further to a posthuman. A special emphasis is laid on the notion of new generations in relation to posthumanism in theory and practice. It is stated that young people perceive the idea of transhumanism not as the older generation does. The issues of transforming a philosophical doctrine into a social trend are also tackled, as posthumanism is nowadays considered in many countries.
Keywords: transhumanism; biosociology; youth; the history of humanism; human philosophy; gene engineering
References: Artiukhov, I. V. Transgumanizm — filosofskie istoki i istoriia vozniknoveniia (2008). Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhenie [online] Available at: http://www.transhumanism-rus-sia.ru/content/view/29/110/ (access date: 09.01.2017) (In Russ.); Vvedenie v transgumanizm (2010). Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhenie [online] Available at: http://www.transhumanism-rus-sia.ru/content/view/70/94/ (access date: 09.01.2017) (In Russ.); Omar (kiborg) (2016). Virtual'naia laboratoriia [online] Available at: http://ru.vlab.wikia.com/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%B0% D1%80_(%D0%BA%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B3) (access date: 09.01.2017) (In Russ.); Lamazhaa, Ch. K. and Lapshin, V. A. (2013) Intellektual'nyi potentsial molodezhi. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka: X Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskva, 14-16 noiab-ria 2013 g.: Doklady i materialy. Simpozium «Vysshee obrazovanie i razvitie cheloveka», ed. Val. A. Lukov and Ch. K. Lamazhaa. Moscow, Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. Pp. 14-26 (In Russ.); Lapshin, V. A. (2016) Puti razvitiia chelovecheskogo potentsiala pod vliianiem biomeditsinskikh tekhnologii (po mneniiu molodezhi zdorovoi i s ogranichennymi vozmozhnostiami po zdorov'iu). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 97-102. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.7 (In Russ.); Lukov, V. A. (2016) Eksperimenty s telesnost'iu: bodi-modifikeishn kak biosotsial'nyi fenomen. Vest-nik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia, no. 1, pp. 59-63 (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub'ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. Moscow, Izd-vo Nats. in-ta biznesa. 784 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Pogorskyi, E. K. (2014) Inform. obzhestwo i molodezh. Moscow, Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 160 p. (In Russ.); Manifest Rossiiskogo Transgumanisticheskogo Dvizheniia (2007). Rossiiskoe transgumanisticheskoe dvizhenie [online] Available at: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/10/8/ (access data: 09.01.2017) (In Russ.); Nitsshe, F. (1990) Tak govoril Zaratustra. In: Nitsshe F. Sochineniia: in 2 vol., transl. by Germ., ed. K. A. Svas'ian. Moscow, Mysl'. Vol. 2. 830 p. Pp. 5-237 (In Russ.); Obshchie voprosy o transgumanizme (2009). Eternalmind.ru [online] Available at: http://www.eternalmind. ru/content/view/67/57/ (access data: 09.01.2017) (In Russ.); Stoliarova, O. E. (2000) Identichnost' kiborgov: Obzor materialov konferentsii «Cyborg identies» (October 21-22, 1999). Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literature, issue 3, Filosofiia, no. 2, pp. 45-63 (In Russ.); Ettinzher, R. (2002) Perspektivy bessmertiia. Moscow, Nauchnyi mir. 152 p. (In Russ.); Bostrom, N. (2005) A History of Transhumanist Thought. Journal of Evolution and Technology, vol. 14, April, pp 1-25; Davies, K. H., Biddulph, R. and Balashek, S. (1952) Automatic Speech Recognition of Spoken Digits. Journ. Acoust. Soc. Am., no. 24 (6), pp. 637-642; Drexler, K. E. and Minsky, M. (1986) Engines of creation: the coming era of nanotechnology. Anchor books. 299 p.; Ettinger, R. (2005) The Prospects of Immortality. Ria University Press. 304 p.; FM-2030 (1970) Optimism One: The emerging radicalism. N. Y., Norton. 249 p.; FM-2030 (1973) Up-Wingers: A Futurist Manifesto. N. Y., John Day Co. 146 p.; FM-2030 (1977) Telespheres. N. Y., Popular Library CBS Publications. 173 p.; FM-2030 (1989) Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World. Warner Books. 227 p.; Fukuyama, F. et al. (2004) The world's most dangerous ideas. Foreign Policy. September/October, no. 144, pp. 32-65; Hauskeller, M. (2010) Nietzsche, the Overhuman and the Posthuman: A Reply to Stefan Sorgner. Journal of Evolution and Technology, vol. 21, issue 1, January, pp. 5-8; Huxley, J. (1957) New Bottles for New Wine. London, Chatto & Windus. 320 p.; Lakoff, G. and Johnson, M. (2003) Metaphors We Live By. Chicago,
University of Chicago Press. 276 p., xii; Nietzsche, F. (1966) Werke in drei Bänden. Ed. Karl Schlech-ta. Munich, Hanser Verlag, 1966. Bd. II. 693 p.; Sorgner, S. (2009) Nietzsche, the overhuman, and transhumanism. Journal of Evolution and Technology, vol. 20, issue 1, January, pp. 29-42.
Submission date: 15.01.2017.
Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru
Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Full member, International Academy of Science (IAS, Innsbruck, Austria), International Teacher's Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: v-lukov@list.ru