Научная статья на тему 'Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности'

Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
458
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ECONOMIE SECURITY / FOOD SECURITY / EFFECTIVENESS / FOOD MARKET / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Гладких Наталья Валентиновна

В работе рассмотрены составляющие продовольственной безопасности, система регулирования продовольственного рынка с точки зрения экономических, организационных и административных мер. Автором рекомендованы меры обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this scientific work components of food security and the system of regulation of food market from point of view of economie, organizational and administrative measures were examined. The author recommended some provifing measures of food security.

Текст научной работы на тему «Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности»

Н.В. Гладких,

кандидат экономических наук,

Липецкий филиал Воронежского института МВД России

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

APPRECIATION OF SOCIAL-ECONOMIC EFFECTIVENESS OF PROVIFING WITH FOOD SECURITY

В работе рассмотрены составляющие продовольственной безопасности, система регулирования продовольственного рынка с точки зрения экономических, организационных и административных мер. Автором рекомендованы меры обеспечения продовольственной безопасности.

In this scientific work components offood security and the system of regulation offood market from point of view of economie, organizational and administrative measures were examined. The author recommended some provifing measures of food security.

Продовольственная безопасность — сложная и многоаспектная проблема, которая носит как международный, так и государственный характер, а также затрагивает каждого отдельного человека, каждую социальную группу населения.

Для России она остается одной из центральных в политической, экономической и социальной жизни наряду с задачами, которые стоят в области оборонной, общеэкономической и национальной безопасности.

В связи с глобальным продовольственным кризисом проблема продовольственной безопасности стала объектом пристального внимания.

Основным индикатором наличия угрозы продовольственной безопасности государства со стороны изменения конъюнктуры мировых рынков является неконкурентоспособность собственного продовольствия на внешнем рынке: по затратам на производство, переработку и реализацию готовой продукции; по уровню и эффективности прямой и косвенной поддержки отраслей АПК, а также по природным условиям производства, уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения.

Следует отметить, что наряду со стабильным ростом объемов производства импортные поставки продовольственных товаров в Россию ежегодно увеличиваются.

Однако темпы роста сельскохозяйственной продукции и продовольствия отстают от темпов роста импорта, что приводит к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса.

Россия является значительным участником мировой торговли. Это связано с ростом объемов импорта — прежде всего животноводческой продукции. По данным Федеральной таможенной службы, в 2008 году в Россию импортирова-

но продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 34,7 млрд. долл. США, на 33% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года (26,1 млрд. долл. США)[1].

Усилия государства и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и обеспечению продовольственной безопасности. Их основная направленность связана с экономической деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, оснащения промышленности сельскохозяйственным сырьем и устойчивому развитию сельскохозяйственных территорий [3].

Необходимо и в дальнейшем осуществлять меры по оптимальному сочетанию экспорта и импорта продовольствия, направленные на удовлетворение потребностей внутреннего продовольственного рынка, и меры государственного протекционизма для отечественных товаропроизводителей в целях поддержки конкурентоспособности отечественного продовольствия.

Количественную оценку уровня продо -вольственной безопасности предлагается осуществлять с использованием следующей системы индикаторов:

- степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека;

- уровень достаточности потребления отдельного продукта питания;

- уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах;

- уровень экономической доступности продуктов питания;

- емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания;

- уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания.

Одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный 15 — 20 % годового потребления.

Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используется такой критерий, как удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка (в %): по зерну — не менее 95; по сахару — не менее 80; по растительному маслу — не менее 80; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) — не менее 85;

по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) — не менее 90 [1].

Доля расходов на продовольствие в общей сумме затрат на приобретение товаров и услуг увеличивается и приближается к критической величине, равной 70%. Продолжается рост цен на продовольствие, что негативно сказывается на качестве питания отдельных групп населения. Данная ситуация требует принятия комплекса мер по обеспечению продовольственной безопасности.

Внутренние рынки перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Несмотря на внешнюю стабильность и предсказуемость продовольственных рынков, проблема продовольственной безопасности остается весьма актуальной.

Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импор-тозамещения по основным продуктам питания, путем предотвращения истощения земельных ресурсов, сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения продуктов питания, полученных из генетически модифицированных растений или с использованием микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги [2].

Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности, фактором сохранения государственности и суверенитета, важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения и демографической политики, а также необходимым условием сохранения здоровья, обеспечения физической активности, долголетия.

Стратегической целью продовольственной безопасности является надежное обеспечение населения безопасной и качественной сельскохо-

зяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления основных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- устойчивое развитие внутреннего производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости;

- обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.

Продовольственная независимость государств определяется собственным производством продуктов питания, а также ресурсами для обеспечения импорта продовольственных товаров. Россия, являясь крупным производителем и экспортером зерна, имеет все шансы надолго закрепиться в тройке лидеров на мировом зерновом рынке.

Решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности должно способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой проблемы. В этих актах должны быть закреплены меры, необходимые для обеспечения коллективной продовольственной безопасности, включая:

организационные и институциональные преобразования;

проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности;

разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;

создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации;

поэтапное создание и развитие единой межгосударственной товаропроводящей системы;

выработку единых требований к системе ветеринарной и фитосанитарной безопасности.

В этих актах целесообразно также предусмотреть показатели, характеризующие уровень продовольственной безопасности и продовольст-

венной независимости каждого государства, включая:

уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;

размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями;

долю отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме ее потребления и в товарных ресурсах;

степень удовлетворения потребностей в продуктах питания с полноценным энергетическим содержанием пищевого рациона и его соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ.

Система межгосударственного и государственного регулирования продовольственного рынка должна включать экономические, организационные и административные меры.

В экономических мерах целесообразно предусматривать:

1. Стимулирование спроса на продовольствие в форме:

- установления госзаказа на социально значимые виды продовольствия и продажи их по фиксированным ценам;

- развития межгосударственных товаропото-ков посредством сезонного субсидирования транспортных затрат.

2. Стимулирование предложения, включая:

- льготное кредитование, в том числе и под залог будущего урожая, а также производимой предприятиями продукции;

- выработку единого механизма и развитие межгосударственного лизинга скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки;

- установление согласованных гарантированных цен;

- создание системы гарантирования и страхования сделок на рынке;

- формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и межгосударственной системы товародвижения.

3. Регулирование равновесного состояния продовольственного рынка, включая:

- проведение в экстремальных ситуациях товарных и закупочных интервенций;

- создание государственных и межгосударственных продовольственных резервов;

- внедрение системы регулируемых государствами цен и нормативных индикаторов;

- регулирование импорта;

- антимонопольное регулирование;

- стимулирование экспорта (поддержку экспорта конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции);

- субсидирование транспортных затрат, формирование информационной системы мониторинга факторов, осложняющих экспорт, страхование экспортных контрактов;

- создание согласованной системы цен и тарифов, направленной на избежание их резких колебаний и недопущение существенного снижения доходов товаропроизводителей.

Организационные меры должны предусматривать:

развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства хранилищ, оптовых рынков, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения;

активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения прямых инвестиций;

введение в практику проведения ярмарок, выставок продукции, производимой агропромышленным комплексом;

совместное противодействие возможному экономическому ущербу со стороны третьих стран;

поддержку развития конкурентной среды путем совершенствования системы объединенной рыночной информации;

обеспечение информационного и консультационного обслуживания субъектов агропродо-вольственного сектора.

Административные меры должны предусматривать:

принятие гармонизированных с международными стандартов и технических регламентов продовольствия;

разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия.

Система регулирования достаточно сложна и носит как прямой (субсидии и компенсации), так и косвенный (поддержка развития рыночной инфраструктуры) характер действия. Для конкретных условий и рынков конструкция регуляторов может быть весьма разнообразной, но основой ее применения должна являться адекватность экономическим условиям и конъюнктуре рынка и предполагаемым тенденциям развития.

В качестве первоочередных мер обеспечения продовольственной безопасности можно рекомендовать:

- проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности;

- разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;

- создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации;

- формирование и использование стабилизационного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- поэтапное создание и развитие товаропроводящей системы;

- организационные и институциональные преобразования.

Задачей законодательных органов власти в целях обеспечения регулирования указанных вопросов является подготовка и совершенствование нормативно-правовой базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухов А. Зерновое хозяйство и продовольственная безопасность // АПК: экономика, управление.— 2009.— №1.— С.76 — 78.

2. Давыдов А.С. Продовольственная безопасность — в опасности // Право и безопасность.— 2005.— №2.— С. 35 — 41.

3. Клименко А.С. Хозяйства населения в обеспечении продовольственной безопасности // ЭКО.— 2009.— №2.— С .41 — 48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.