ТЕМА НОМЕРА
БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО пищевых продуктов -конкурентные преимущества
, л ^ ?
УДК 658.6
О роли оптовом торговли
в обеспечении
продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов
С. У. Нуралиев, д-р экон. наук, профессор
Союз оптовых продовольственных рынков России, г. Мытищи, Московская обл.
Важнейшее условие обеспечения продовольственной безопасности и повышения качества пищевых продуктов - создание эффективного оптового звена для оперативного сбыта отечественного продовольствия на внутреннем рынке, формирования экономических связей между предприятиями в сфере производства и обращения продуктов питания.
В условиях экономических санкций и политической нестабильности на внешнем рынке значительно усиливается влияние оптового звена на производство продуктов питания и сохранение их качества, поскольку многие рыночные механизмы не работают, а экономические отношения между странами и участниками рынка формируются под воздействием политических факторов. Вводимые санкции
противоречат важнейшим экономическим теориям и основным принципам и правилам работы ВТО. При этом значительно усиливается конкуренция между глобальными компаниями за рынки сбыта.
Во многих случаях продукцию отечественного производства, даже если она более высокого качества и произведена с меньшими издержками, сложнее реализовать на внутреннем рынке. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием добросовестной конкуренции между различными каналами сбыта и усилением монопольного влияния отдельных торгово-сбытовых структур на продовольственном рынке. При этом неизбежно возрастает роль органов государственной власти в реализации конкурентных преимуществ страны как в сфере производства, так
и в сфере обращения продовольствия.
Оптовая торговля, формируя хозяйственные связи между отечественными товаропроизводителями и потребителями, выступает в качестве главного заказчика продуктов питания в соответствии со спросом потребителей, способствует более оперативному и гарантированному сбыту произведенной продукции на внутреннем рынке.
Основная функция предприятий оптовой торговли - организация закупок продукции от товаропроизводителей и поставка ее потребителю в соответствии с его запросами. При этом важное место отводится изучению платежеспособного спроса населения и потребностей рынка, выявлению факторов, влияющих на прогнозирование объемов производства и потребления продовольствия в будущем периоде.
В процессе организации завоза продукции и дальнейшей ее реализации конечному потребителю оптовая торговля должна контролировать соблюдение договорных обязательств по условиям и срокам поставки продукции, а для сохранения качества продукции предприятия оптовой торговли должны осуществлять ее доработку, упаковку, фасовку и поставку конечному потребителю.
Для успешного выполнения оптовой торговлей своих задач и функций необходимы эффективная государственная поддержка, формирование и развитие товаропроводящей инфраструктуры. Эффективность господдержки
SAFETY AND QUALITY OF FOOD - A COMPETITIVE ADVANTAGI
во многом зависит от совершенствования механизма взаимодействия органов государственной власти, отраслевых союзов, ассоциаций и научных учреждений. При этом очень важно разграничить их функции и задачи, определить роль науки, уточнить задачи отраслевых союзов и ассоциаций, более четко обозначить функции федеральных, региональных и местных органов власти в сфере защиты отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.
Особая роль науки в этом взаимодействии обусловлена необходимостью анализа и прогнозирования ситуации на внутреннем и внешнем рынках для определения возможных объемов экспорта и импорта продукции по основным странам - партнерам. Органы государственной власти и бизнеса на основе этой информации должны принимать эффективные решения по формированию и регулированию продовольственных потоков.
На внешнем рынке, так же как и на внутреннем, оптовая торговля должна активно влиять на объем и ассортимент производимой продукции, требовать производства той продукции, которая пользуется спросом на внешнем рынке, исключая из производства те товары, которые не соответствуют международным стандартам качества, добиваться их улучшения и расширения ассортимента. В этом случае оптовая торговля выбраковывает и возвращает продукцию низкого качества производителю для улучшения ее потребительских свойств.
Для целенаправленного воздействия оптовой торговли на изменение торговой конъюнктуры в соответствии с внутренними и международными потребностями предприятия оптовой торговли должны обладать объективной информацией о ситуации на отраслевом рынке и прогнозировать спрос населения по странам и регионам. Учитывая, что значительные объемы продовольствия реализуются предприятиями оптовой торговли на внутреннем рынке, необходимо совершенствовать механизм планирования закупок, хранения и продаж для обеспечения бесперебойного снабжения населения продовольствием. Для этого нужно совершенствовать технологию сбора и обработки информации, оптимизировать издержки в системе товародвижения для сохранения качества продукции и сокращения потерь в сфере обращения.
Предприятия оптовой торговли должны влиять не только на производство продуктов питания в широком ассортименте и снабжение ими предприятий розничной торговли, но и на создание и хранение товарных запасов, необходимых для своевременного обеспечения населения высококачественными продуктами питания. На основе оптимизации товар-
ных запасов оптовая торговля должна способствовать снижению издержек в сфере товарного обращения и повышению качества и конкурентоспособности отечественного продовольствия. В этом случае оптовая торговля помогает поставщикам продуктов питания составлять производственные программы, определять объем и ассортимент производимой продукции, что способствует росту и развитию сельскохозяйственного производства в соответствии с потребностями рынка.
Важнейшей задачей предприятий оптовой торговли в условиях глобализации остается также организация контроля качества поступающего от производителей продовольствия, предотвращение проникновения в розничную торговую сеть продукции, не пользующейся спросом населения. Для этого предприятия оптовой торговли должны хорошо знать конъюнктуру рынка и удовлетворять его потребности, привлекая дополнительные ресурсы и содействуя их лучшему использованию.
Сегодня в условиях жесткой конкуренции на продовольственном рынке предприятия оптовой торговли должны сохранять и укреплять долговременные экономические связи с товаропроизводителями, предоставляя им заказ на определенную партию продукции с гарантией ее реализации и оплачивая в виде аванса часть заказанной продукции. Организация эффективной работы предприятий оптовой торговли во многом влияет на эффективность функционирования продовольственного комплекса в целом и сбалансированность внутреннего рынка. Благодаря этому более эффективно используются региональные ресурсы, совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
Предприятия оптовой торговли должны содействовать размещению производства продуктов питания в тех регионах, которые в большей степени обеспечены ресурсами для производства конкурентного вида продукции и доведения этой продукции до конечного потребителя. Инновационное развитие экономики требует также грамотного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия как субъекта рыночной экономики. Важнейшей задачей планирования остается эффективное управление товарными потоками на основе разработки и корректировки текущих планов предприятий в соответствии с их стратегическими и тактическими целями.
Эффективность планирования напрямую связана с анализом и прогнозированием рынка, объективной оценкой его емкости на текущий период, факторов, влияющих на его расширение. Задачи предприятий оптовой торговли зависят от их специфики и специализации, организационно-
правовой формы и объемов товарооборота, динамики развития рынка. Важное место отводится анализу текущих и плановых показателей, с помощью которых вырабатывают стратегию и тактику развития предприятий, обосновывают планы и управленческие решения, осуществляют контроль их выполнения, выявляют резервы повышения эффективности, оценивают результаты коммерческой деятельности предприятия.
В планировании деятельности предприятий оптовой торговли полезно применять экономический анализ, основанный на системе приемов и методов изучения торгово-хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Экономический анализ основных показателей работы предприятия - необходимое условие эффективного планирования его деятельности. Он включает в себя два основных направления: оценку результатов деятельности предприятия по выполнению планов и эффективному использованию имеющихся ресурсов. Это позволяет своевременно принять меры, чтобы не допустить убытков и повысить эффективность.
Таким образом, развитие оптовой торговли в условиях глобализации и инновационного развития экономики должно способствовать повышению качества и конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке, совершенствованию механизма функционирования хозяйствующих субъектов в сфере производства и обращения продуктов питания на основе эффективного взаимодействия органов государственного регулирования, бизнеса и науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбиции и реальность. Место России в мировых рейтингах // Профиль. - 2016. -№ 21 (955). - С. 10-11.
2. Нуралиев, С. У. Совершенствование государственной торгово-экономической политики в условиях глобализации/С. У. Нуралиев // Пищевая промышленность. - 2016. - № 11. - С. 17-19.
3. Нуралиев, С.У. Продовольственный рынок России в новых экономических условиях: задачи и перспективы/С. У. Нуралиев // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 3. - С. 14-17.
4. Нуралиев, С. У. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях глобализации и задачи оптовой торговли/С. У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 9. - С. 14-17.
5. Серегин, С. Н. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности/С. Н. Серегин, Н. Д. Аварский, С. У. Нуралиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 10.
JБЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ - КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Т ТЕМАНОМЕРА
О роли оптовой торговли в обеспечении продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов
Ключевые слова
издержки обращения; качество пищевых продуктов; конкуренция; оптовая и розничная торговля; продовольственная безопасность
Реферат
Развитие продовольственного рынка и обеспечение населения высококачественными продуктами питания - важнейшая задача государства независимо от экономической и политической ситуации в мире. Важное место в ее решении отводится совершенствованию механизмов формирования и развития оптовой торговли продовольствием. Большое внимание должно быть уделено особенностям функционирования оптового звена с учетом отечественного и зарубежного опыта, уточнению его функций для реализации стратегических целей предприятий. Важнейшими задачами предприятий оптовой торговли в условиях глобализации являются организация контроля качества продовольствия, препятствование проникновению в розничную торговую сеть продукции, не пользующейся спросом населения. Для этого предприятия оптовой торговли должны хорошо знать конъюнктуру рынка и гибко на нее реагировать. Основная функция предприятия оптовой торговли - организация закупок продукции от товаропроизводителей и поставка ее потребителю в соответствии с его запросами. При этом важное место отводится изучению платежеспособного спроса населения и потребностей рынка, выявлению факторов, влияющих на их формирование, прогнозирование объемов производства в будущем периоде. При прогнозировании спроса населения на продукты питания в будущем оптовая торговля должна учитывать существующие потребности и стимулировать создание новых объемов продовольствия, анализировать факторы, влияющие на текущий спрос населения, и предвидеть возможные его изменения, способствовать целенаправленному формированию, расширению и удовлетворению платежеспособного спроса населения. Для успешного выполнения оптовой торговлей своих задач и функций необходимы государственная поддержка, формирование и развитие товаропроводящей инфраструктуры.
Авторы
Нуралиев Сиражудин Урцмиевич, д-р экон. наук, профессор Некоммерческая организация «Союз оптовых продовольственных рынков России, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 14, [email protected]
About Wholesale Role in Ensuring Food Security and Food Quality
Key words
distribution costs; quality of food; competition; wholesale and retail trade; food security
Abstracts
Development of the food market, and to provide the population with high-quality food - the most important task of the state, regardless of the economic and political situation in the world. An important role in its decision given to the improvement of the mechanisms of formation and development of the wholesale food trade. Much attention should be paid to the peculiarities of functioning of the wholesale sector, taking into account domestic and foreign experience, specifying its functions for the realization of strategic goals of enterprises. The most important tasks of wholesale trade enterprises in the conditions of globalization are the organization of food control, preventing the penetration of the retail trade network products, no demand of the population. To do this, the wholesale companies should be well aware of the market and flexibly react to it. The main function of the wholesale enterprises - the organization of purchases from producers and delivery to the consumer in accordance with its needs. This important place is given to the study of effective demand and market needs, identify the factors that influence their formation, forecasting production volumes in the period ahead. In forecasting future population demand for food trade should take into account existing needs and to stimulate the creation of new volumes of food, to analyze factors influencing the current demand of the population, and to anticipate its possible changes, to promote targeted actions to establish, expand and meet the population's solvent demand. For the successful implementation of its wholesale business tasks and functions necessary government support, the formation and development of the distribution infrastructure.
Authors
Nuraliev Sirazhudin Urtsmievich, Doctor of Economical Science, Professor Non-Profit Organization «Union of Wholesale Food Markets of Russia», 14, Voloshinoy St., Mytishchi, Moscow Region, 141014, [email protected]
SOLIDS EUROPEAN SERIES
SOLIDS
RUSSIA
6-7 июня 2017
ЦБК „Экспоцентр" Москва
Станьте участником!
3-я конференция и выставка по технологиям и транспортировке сыпучих материалов
* «
Organtf*d by
EASYFAIRS
VWit the future
I*
www.solids-russia.ru