Научная статья на тему 'Оптовая торговля как важнейший фактор развития пищевой промышленности'

Оптовая торговля как важнейший фактор развития пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СЫРЬЕ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ТОВАРОПРОВОДЯЩАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптовая торговля как важнейший фактор развития пищевой промышленности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 658.86 ^ 339.33/.34

Оптовая торговля

как важнейший фактор развития пищевой промышленности

Д.С. Нуралиева

Департамент регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза России

Ключевые слова: оптовая торговля; сельскохозяйственная продукция; сырье и продовольствие; товаропроводящая система.

Важнейшие условия реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. - формирование эффективной системы оптовой торговли продуктами питания, увеличение доли продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, обеспечение продовольственной безопасности страны.

Эффективная система оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием предполагает снижение издержек обращения и повышение конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке, сокращение неорганизованных посредников в системе товародвижения и совершенствование механизма формирования и регулирования товаропроводящей системы.

Как показывает анализ, темпы роста издержек в сфере обращения продукции АПК за годы реформ значительно превышают темпы роста затрат в сфере сельскохозяйственного производства. Это обусловлено прежде всего ростом неорганизованных посредников, усилением влияния зарубежных компаний на российском рынке и ухудшением взаимоотношений отечественных товаропроизводителей с торговыми сетями в связи с многочисленными торговыми барьерами в реализации продукции и доведении этой продукции до конечных потребителей.

Развитие продовольственного рынка страны во многом зависит от возможностей доведения произведенной в регионах продукции до конечных потребителей, прежде всего в крупных городах и промышленных центрах, где формируется основной спрос на продукты питания. Только на Москву приходится около 36 % оборота оптовой торговли продовольствием в Российской Федерации.

Оптовое звено города представлено 26 плодоовощными предприятиями с

общей емкостью единовременного хранения 925 тыс. т, 15 мясомолочными и рыбными хладокомбинатами общей емкостью 217 тыс. т и шестью крупными общетоварными базами, имеющими 120 тыс. м2 складской площади. В общей сложности в оптовом продовольственном комплексе столицы функционирует более 2,5 тыс. оптовых коммерческих структур. В этой сфере занято около 90 тыс. человек, что составляет 10 % от общей численности занятых в торговли Российской Федерации в целом.

Объем потребления продуктов питания населением столицы составляет более 11 млн т в год, из них более 1,1 млн т- хлеба и хлебопродуктов, 1,0 млн т- мяса и мясопродуктов, 3,8 млн т - молока и молокопродук-тов, 0,25 млн т - рыбы и рыбопродуктов, 2,1 млн т- картофеля и овощей.

Все это в конечном итоге привлекало зарубежных инвесторов и российские компании вкладывать средства в развитие торговой инфраструктуры, хотя во многих странах, учитывая привлекательность и быструю окупаемость таких возможностей, прежде всего государство создавало и развивало собственную товаропроводящую систему.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в целях обеспечения продовольственной безопасности в крупных городах и промышленных центрах, где формируется основной спрос на продовольствие, государством создается, развивается и регулируется оптовая торговая деятельность, что способствует развитию справедливой конкуренции и стабилизации цен.

Анализ состояния развития оптовой торговли на продовольственном рынке страны показал, что в этой сфере накопилось достаточно много проблем, которые в конечном итоге отражаются на конкурентоспособности отечественной продукции. Решение данных проблем требует формирования эффективного механизма функционирования и государственного регулирования торговой деятельности.

Как показывает мировой опыт, основные направления развития оптовой торговли продовольственными товарами:

• реализация скоропортящейся продукции через оптовые продовольственные рынки и логистические распределительные центры на основе максимального использования возможностей информационных технологий и постоянно растущих требований рынка в удовлетворении спроса на товары и услуги;

• реализация стандартизированной продукции через товарные и фьючерсные биржевые структуры, основанные на взаимодействии государственных и негосударственных структур;

• развитие электронной торговли продовольственными товарами на основе использования возможностей современных информационных технологий и средств связи.

Все эти формы оптовой торговли продовольственными товарами способствуют более рациональному использованию существующих складских площадей, модернизации инфраструктуры продовольственного рынка и повышению заинтересованности всех субъектов рынка в объединении финансового и экономического потенциала.

Модернизация оптово-посредничес-ких структур должна стать одним из приоритетных направлений реформирования оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Создание новых оптовых продовольственных рынков и модернизация действующих предприятий оптовой торговли как ключевого звена в системе распределения продовольствия предусматривает принятие Федеральной программы, которая должна способствовать консолидации усилий всех заинтересованных участников рынка в реализации агропродо-вольственной политики с учетом особенностей регионов России и зарубежного опыта.

В программе представляется целесообразным определить оптовые продовольственные рынки, которые могли бы участвовать в формировании меж-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

региональных и межгосударственных продовольственных связей с целью продвижения продукции российских товаропроизводителей на межрегиональные и международные рынки, как это практикуется в Китае, Японии, Франции, Германии, Польше и других странах.

С учетом этих задач и требований рынка необходимы модернизация существующих оптовых продовольственных рынков и распределительных центров и перестройка каналов товародвижения, поскольку они не в состоянии полностью решить все проблемы, характерные для оптовой торговли в целом. В некоторых субъектах Российской Федерации и прежде всего в Москве и С.-Петербурге ведется модернизация оптового звена.

Пример такой модернизации - ЗАО «Норд-овощ» в Санкт-Петербурге, который успешно конкурирует с крупными зарубежными торговыми компаниям. В Москве модернизация с учетом логистики осуществляется на ЗАО «Виктория».

Важнейшее направление повышения эффективности функционирования оптовых рынков и распределительных центров продовольствия - совершенствование процесса транспортных перевозок. Доставка продукции от производителя к конечному потребителю должна осуществляться по оптимальной схеме, предусматривающей минимизацию издержек, использование унифицированной тары, а также эффективное взаимодействие транспорта, грузовых терминалов, холодильников, предприятий оптовой и розничной торговли.

К минимуму должны быть сведены работы по погрузке и разгрузке, хранению и транспортировке товаров, так как это связано со значительными затратами и потерей эффективности. Данные виды работ должны регулироваться и координироваться органами стандартизации, контроля качества и сертификации, налоговой инспекцией и другими уполномоченными организациями.

Применение логистического подхода в этой сфере позволит создать высокоэффективные товаропроводящие системы, способные обеспечить наличие нужного товара в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и с минимальными затратами.

Как показывает зарубежный опыт, услуги логистического распределительного центра на основе использования современных информационных

технологий и компьютерных систем при формировании заявок потребителя, обработке этих заявок в электронной форме, комплектовании товарных групп и доставок этих видов и объемов продукции до потребителя способствуют сокращению издержек обращения до 20 %, а следовательно, снижению цен и повышению конкурентоспособности продовольствия на внутреннем и внешних рынках.

Наряду с модернизацией оптовых рынков и развитием распределительных центров важное место отводится развитию электронной торговли продовольственными товарами. Она оказывает существенное влияние на эффективность работы предприятий оптовой торговли и системы товародвижения, сокращает сроки поставок продукции, снижает затраты и повышает качество предоставляемых услуг.

Одно из важнейших условий развития электронной торговли - формирование единой базы данных товаров и информационной инфраструктуры, включающей общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров. Создание такой системы для формирования единой базы данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети будет доступна для всех участников рынка и хозяйствующих субъектов, осуществляется в тесном взаимодействии государственных и саморегулируемых организаций.

Развитие электронной торговли продовольственными товарами на основе использования возможностей современных информационных технологий позволит значительно ускорить процесс поиска партнеров, оперативно наладить экономические связи между участниками рынка, совершенствовать систему закупок продукции для государственных нужд, значительно снизить издержки на организацию товародвижения.

Необходимое условие снижения рисков, связанных с развитием электронной торговли, - принятие Федерального закона «Об электронной торговле». В условиях отсутствия или неэффективного федерального законодательства представляется целесообразным организовать электронную торговлю продовольственными товарами в рамках отраслевых союзов и ассоциаций агропромышленного комплекса.

Формирование эффективной системы сбыта отечественного продоволь-

ствия должно строиться на следующих принципах: тесном взаимодействии предприятий оптовой торговли продовольствием с сельскохозяйственными товаропроизводителями и с предприятиями розничной торговли; сочетании механизмов государственного регулирования и саморегулирования оптовой торговой деятельности, направленной на защиту интересов отечественных товаропроизводителей; комплексном подходе к регулированию оптовой и розничной торговли продовольствием, сочетающим меры административного и экономического характера; программно-целевом подходе к развитию и регулированию сферы обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Вмешательство государства в регулирование торговой деятельности должно быть направлено на устранение возникающих отрицательных последствий. В связи с этим одна из главных функций государства - создание эффективного механизма регулирования деятельности оптово-посреднических структур.

Представляется целесообразным предусмотреть в федеральном законодательстве меры как по регулированию объемов реализации сельскохозяйственной продукции, так и цен на основные виды продуктов питания, реализуемые через предприятия оптовой и розничной торговли независимо от форм собственности. При этом представляется необходимым установить для этих предприятий удельный вес продукции российских товаропроизводителей в объеме не менее 50 % от общего объема товарооборота. В перспективе этот показатель может быть доведен до 80 %, что позволит в конечном итоге значительно увеличить объемы сельскохозяйственного производства и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Кроме того, формирование эффективной отечественной системы оптовой торговли, основанной на снижении трансакционных издержек, служит одним из важнейших механизмов косвенной поддержки АПК. Поэтому с учетом особенностей формирования оптовой торговли в России и глобализации экономических отношений на мировом рынке представляется целесообразным принять федеральную программу развития и регулирования данной сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.