100
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
УДК 343.97
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ*
М.Г. Иванов
Исследованы особенности изучения такого специфического явления, как служебно-экономи-ческая преступность. Отмечается объективная необходимость глубокого и всестороннего анализа процессов, происходящих в служебно-управленческой деятельности. Обосновывается эффективность интегративного подхода исследования феномена.
Ключевые слова: экономический правопорядок; служебно-экономические правонарушения; интегративный подход; противодействие преступности.
M.G. Ivanov. METHODOLOGICAL BASIS OF KNOWLEDGE OF OFFICIAL-ECONOMIC OFFENCES IN THE FIELD OF COOPERATIVE SECTOR
The features of the study of such phenomena as the specific official and economic crime are considered. There is an objective need for a thorough and comprehensive analysis of the processes occurring in the office management activities. The effectiveness of an integrative approach of the phenomenon of research is proved.
Keywords: economic order; official and economic crimes; integrative approach; combating crime.
В современной России происходит необратимый процесс - процесс становления правового государства. В процессе формирования новых общественных отношений принимаются и совершенствуются законы и нормативные акты, которые, однако, не всегда адекватны требованиям времени. Порой они излишне регламентируют те отношения, которые не нуждаются в этом. Налицо также противоречия в уголовном законодательстве. К тому же совершенствование уголовного закона происходит на фоне как международного, так и национального социально-экономического и политического кризиса, межнациональных конфликтов, расширения коррупции, террористических проявлений и организованной преступности. Очевидно, что преодоление кризиса не может быть достигнуто одними реформаторскими усилиями или формированием новых законодательных актов и государственных институтов. В частности, для успешного предотвращения негативных аспектов в служебно-управлен-ческой деятельности в сфере экономики есть объективная необходимость глубокого и всестороннего анализа процессов, происходящих в этой сфере, прогнозирования возможных результатов, как положительных, так и отрицательных. Очевидно, такой методологический подход к изучению служебно-экономической преступности предостережет нас от провала.
Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и правоприменительной практики, в основе ко-
торого лежит исследование объектов как систем. Он ориентирует автора на раскрытие целостности служебно-экономической преступности как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, максимально разносторонне и глубоко отражающую реальное состояние служебно-экономической преступности. Данная методология, как нам представляется, должна использоваться в интересах исследования сложных, многоуровневых, иерархически развивающихся объектов, каковыми являются служебно-экономические преступления [1]. Такие сложные социально-правовые явления, как служебно-экономиче-ская преступность, трудно исследовать, опираясь только на принципы всеобщей связи, конкретно-исторический подход и т.д.
Итак, принцип системного подхода предполагает, во-первых, рассмотрение служебно-экономической преступности как системы, как отграниченного множества взаимодействующих элементов; во-вторых - определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; в-третьих - выявление внешних связей системы, выделение из них
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту 16-13-21002.
главных; в-четвертых - определение функции системы, ее места и роли среди других систем; в-пятых - обнаружение закономерностей и тенденций развития системы.
Таким образом, системный подход, наряду с общей теорией систем, должен составить методологическую и теоретическую основы системного анализа. Представляется, что при исследовании служебно-экономической преступности целесообразны и наиболее эффективны следующие основные виды системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-эволюционный и системно-информационный.
Сущность и содержание системно-структурного анализа рассматриваемого феномена заключается, во-первых, в рассмотрении его как целого, состоящего из системы подструктур, которые, в свою очередь, состоят из элементов, не разлагаемых на подструктуру. Во-вторых, как мы ранее определили, служебно-экономическая преступность входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня, т.е. в экономическую преступность. Разумеется, выполняя поставленную научную исследовательскую задачу, системный структурный анализ позволит нам: определить пространственно-временные и содержательные границы служебно-экономической преступности как целого; выявить возможно большее число подструктур и элементы, составляющие структуру данного вида преступности; группировать элементы в обоснованное число подструктур; выявить все основные подструктуры в системе, подсистемой которой является исследуемый феномен, и место последнего в структуре системы более высокого уровня.
Системно-функциональное исследование служебно-экономической преступности представляет собой, прежде всего, определение всех основных взаимосвязей изучаемого феномена с внешней средой, в которой он существует, развивается, регенерирует и воспроизводит себя. Разумеется, кроме этого, оно позволяет выявить характер и способы воздействия отдельных элементов и подструктур служебно-экономической преступности на другие. В результате мы вполне можем получить реально отражающую действительность криминологическую картину.
Обращение к системно-генетической (эволюционной) методологии исследования слу-жебно-экономической преступности позволит нам направить основные усилия на изучение движущих сил ее собственного существования и воспроизводства, раскрыть обусловленность факторов в зависимости от макро- и микросре-
ды, определить иерархию причин и условий, порождающих данный вид преступности.
Системно-ситуационный анализ - один из перспективных научных методов эмпирического исследования преступности. При этом служебно-экономическую преступность рассматриваем как социально обусловленную систему, разумеется, не сводимую к простой сумме своих элементов и обладающую структурой, в которой свойства элемента определяются его местом в этой структуре. В основе системно-ситуационного исследования необходимо использовать конкретную криминальную составляющую в сфере служебно-управленческой деятельности экономическими отношениями, которая имеет определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.
Важно отметить и то, что в научном исследовании методологически будет правильным применение междисциплинарного анализа как одного из важных видов системного подхода. Необходимость его очевидна, ибо она вызвана уникальностью служебно-экономической преступности как явления, исследованием которого занимается ряд наук. Взаимное ознакомление с результатами исследований служеб-но-экономической преступности в различных науках позволит по-новому, более системно подойти к решению внутринаучных проблем. Объединение усилий представителей всех отраслей права, криминологии, социологии и экономики, по нашему мнению, является в современный период наиболее простым, дешевым и эффективным способом достижения кардинального прогресса в исследовании экономической преступности и ее проявлений. Без качественного скачка в изучении служебно-эко-номической преступности трудно надеяться на успех в ее управляемом разрешении.
Таким образом, системный подход к исследованию служебно-экономической преступности предполагает разработку и определение общей для различных наук понятийной схемы ее описания. Разумеется, разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой - одна из важнейших задач теории уголовного права и криминологии. Представляется, что развитие общей и частных теорий служебно-экономической преступности может быть выражено в расширении и углублении понятийных схем описания изучаемого феномена, в переходах от одних понятий к другим, отражающим и фиксирующим более глубокую сущность служебно-экономических злоупотреблений и их ранее не изученные стороны.
102
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2(24)
История развития социально-экономических процессов и действительности показывает, что каждое событие, каждое явление имеет в реальной действительности свое основание на существование. Именно основа, выступая в качестве определяющего, существенного и необходимого свойства того или иного явления, определяет и предопределяет возможность его существования или дальнейшего развития либо прекращение в реальной действительности. В связи с этим, опираясь именно на основу, возможно, более правильно представить всю совокупность качественных сторон исследуемого объекта, разумеется, в их взаимообусловленности и взаимозависимости. По-другому, основа - это то, без чего нельзя в процессе познания объяснить существование того или иного социально-экономического явления. Основа должна выступить как основополагающее начало фундаментального содержания, определяющего общественное отношение, от которого в целом зависят все остальные социально-экономические, экономико-правовые отношения.
При рассмотрении с этих позиций содержания правовых норм, в частности, уголовно-правовых, так или иначе регламентирующих правовую ответственность за совершение слу-жебно-экономических злоупотреблений, вероятнее всего, мы придем к выводу, что детерминирующим их основанием является опасность причинения вреда легитимным служебно-управленческим отношениям в сфере экономики как сегодня, так и в отдаленном будущем.
Поэтому и только поэтому законодатель пытается ввести в уголовное законодательство конкретные нормы, регулирующие, ограничивающие тем самым поведение и волю того или иного субъекта служебно-управленческой деятельности. Целью доктрины уголовного права является изучение и анализ действующих уголовно-правовых норм и перспективы их совершенствования, модернизации в контексте развития социально-экономических отношений. При этом есть прямая необходимость соотносить их с экономической реальностью, ибо очень часто их истинное значение обнаруживается только при изучении через призму их отражения в социально-экономических отношениях. Отдельной задачей выступает их модификация в соответствии с действительностью, с национальными интересами государства и общества как единого целого образования. Исследование уголовно-правовых норм поэтому следует признавать изучением действительности, а не оценочных суждений, ибо предполагаемое отрицательное поведение субъекта
служебно-экономического правонарушения отражается, должно отражаться в конкретных нормах уголовного закона. Здесь особо следует отметить, что особенности уголовно-правовой регламентации правовой ответственности, механизмов ее реализации также являются предметом изучения юриспруденции.
Системный подход в сочетании с аналитическим, историческим, сравнительным методами образует новый уровень познания социально-экономической действительности в сочетании с объективно-субъективными потребностями изучения экономического правопорядка и роли служебно-управленческого персонала в его формировании. Это будет правильно, ибо нельзя искусственно создавать социально-правовую действительность в отрыве от экономических отношений, как нельзя создавать фундаментальную систему знаний, которая сочетала бы в себе все формы и методы исследования государственной политики противодействия служебно-экономической преступности и коррупции.
Как ни парадоксально, но следует отметить, что при исследовании социально-экономической, нравственно-этической составляющих служебно-экономических преступлений следует исходить из анализа двух социальных явлений - деятельности действующих органов государственной власти, бизнеса и этики поведения представителей служебно-управленческой деятельности. Известно, что нормы поведения, наложенные на волю конкретного должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции), отражены не только в законе, но и в морали, обычаях. Мораль, обычай и право и есть те этические силы, которые формируют этику поведения представителей бизнеса и публичной власти. В связи с этим силу закона, юридическое давление на поведение ответственного лица следует рассматривать как проявление социальной энергии, сконцентрированной в организованной социальной власти. Несомненно, следует отметить и то, что категории «власть» и «мораль» являются отдельными, не соподчиненными институтами, ибо как власть, так и мораль могут существовать самостоятельно, а в точке их соприкосновения должен быть закон, регулирующий служебную деятельность должностного лица [2].
Сущность преступности не отражает количественные характеристики показателей существования данного явления. Сущность и явление внутренне связаны между собой, и первое всегда проявляется и определяет явление. Поэтому нельзя отрывать сущность преступности от ее существования и считать, что первое - со-
циально, а второе оценивается с точки зрения права, или наоборот. В то же время сущность, будучи устойчивой по отношению к явлению, постоянно изменяется, и с ее изменением или исчезновением меняется или перестает существовать данное явление [3].
При изучении рассматриваемого явления необходимо исходить из посыла, что служеб-но-экономическая преступность представлена не как простая сумма преступлений, а как интегральное образование составляющих ее элементов.
Служебно-экономическая преступность, как и всякое явление, многогранна. Исходя из этого, в целях системного изучения экономической преступности, думается, будет правиль-
ным выявить базисные основания существования данной преступности, ее воспроизводства, законы образования ее структуры, функционирования, движения и развития.
Список литературы
1. ИвановМ.Г. Служебно-экономическая преступность в современной России: монография. Н. Новгород: НА МВД РФ, 2003. 146 с.
2. Иванов М.Г. Теоретико-методологические аспекты исследования служебно-экономической преступности в современной России // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 65-69.
3. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. 366 с.
ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 342.5
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Казакова
Рассматриваются актуальные вопросы организации и функционирования системы государственного финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти субъектов Российской Федерации за расходованием бюджетных средств исполнительными органами власти. Анализируются отдельные положения законодательства и сложившаяся практика осуществления такого контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль; контроль; парламент; законодательный орган субъекта Российской Федерации; парламентский финансовый контроль; исполнительные органы власти; бюджет субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации; закон.
E.V. Kazakova. PARLIAMENTARY CONTROL OVER THE USE OF BUDGETARY FUNDS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with relevant issues of functioning of state financial control system executed by regional legislative bodies over regional executive authority's budget spending. In connection with this, the authors analyze certain legal provisions and current practice of such control execution.
Keywords: state financial control; parliament; regional legislative bodies; parliament's financial control; executive authorities; regional budget; control and accounting bodies of the Russian Federation's regions; Budget Code of the Russian Federation; law.
Законодательные органы субъектов РФ, являясь представительными органами государственной власти, призваны представлять интере-
сы всего населения регионов, в том числе и в области государственных финансов. В этих целях они не только определяют формы образо-