ЛУБКОВ Евгений Александрович - кандидат юридических наук, начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Псковский филиал Академии ФСИНРоссии. Россия. Псков. E-mail: [email protected].
ZHURAVLEV, Alexander Nikolaevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Organization Operational Search Activity. Academy of FSIN of Russia. Russia. Ryazan. E-mail: [email protected].
LUBKOV, Evgeny A^androvich - Candidate of Legal Sciences, Chief of the Department of Organization of the Mode and Operational Search Activity in a Penal Correction System. Pskov branch of FSIN of Russia Academy. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].
УДК 343.97
О ЮРИДИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ*
М.Г. Иванов
В статье рассматриваются вопросы исследования юридико-культурного уровня служебно-управленческого персонала, организации профилактических мероприятий по предупреждению служебно-экономических злоупотреблений, степени их влияния на легальный бизнес.
Ключевые слова: юридико-культурный уровень; служебно-экономические правонарушения; предупреждение.
M.G. Ivanov. ON THE LEGAL AND CULTURAL FOUNDATIONS IN THE ORGANIZATION OF PREVENTION SERVICE AND ECONOMIC CRIMES
The article deals with the study of legal and cultural standards of service and management staff, the organization of preventive measures to prevent the service and economic abuse, their effects on the legal business.
Keywords: yuridiko-cultural level; office and economic offenses; prevention.
Государство, предоставляя широкие полномочия частному бизнесу, распространило частную собственность весьма широко, практически во все значимые области деятельности индивида и государства. В связи с этим прямо пропорционально увеличилось количество форм и видов экономической деятельности, объем деловых операций. Усложнившаяся структура национальной экономики не может более быть управляема просто на основе практического опыта, и она уже давно базируется на сообществе профессионалов. Следует отметить, что в результате происшедших процессов в обществе сформировалась достаточно сложная, но многочисленная армия управленцев-профессионалов, которую можно было бы назвать управляющей бюрократией. Они, являясь субъектами служебно-управленческих отношений [3], определенным образом влияют на формирование экономической политики страны и, конечно, на ее криминальную составляющую. Укажем, что в руках данной группы лиц находится контроль над экономической
деятельностью, в том числе как отдельным хозяйствующим субъектом, так и национальной экономикой в целом.
В связи с этим, разумеется, современное развитие процессов взаимодействия человека и общества в динамике происходящих политических и экономических изменений, смены общественно значимых ценностных ориентиров актуализирует исследование сферы деятельности лица, обладающего исполнительно-распорядительными, административно-хозяйственными и другими управленческими функциями и их юридико-культурных составляющих.
Представляется, что уголовно-правовая оценка неординарного, нестандартного, криминального по содержанию поведения такого лица, под которым понимаются такие поступки или их совокупность, не соответствующие
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту 16-13-21002.
принятым в обществе юридическим, моральным и социальным нормам, является важной составляющей при формировании системы предупреждения служебно-экономической преступности.
Для изучения юридико-культурного уровня служебно-управленческого персонала и, разумеется, организации профилактических мероприятий по предупреждению служебно-экономических злоупотреблений и степени их влияния на легальный бизнес методологически важно выявление структуры управления экономикой, ее паттернов. А изучение систематически повторяющихся шаблонов криминального служебно-экономического поведения со стороны управляющих структур позволит, в свою очередь, своевременно выявлять и пресекать преступную деятельность коррупционного характера. Выявляя подобную структуру, контролирующие органы могут смоделировать конкретные разновидности криминальной служебной экономической активности, что крайне полезно для устранения социально-правовых, юридико-культурных причин и условий существования и регенерации служебно-экономиче-ской преступности.
Итак, отметим, что современное общество, любой институт государства не могут прогрессивно развиваться без учета юридико-культур-ных и других ценностных свойств личности, ее духовности и нравственности. В современной России наблюдается качественное изменение ценностных ориентаций и духовных традиций основной массы управленческого аппарата. Это происходит в условиях снижения авторитета механизмов государства в управлении экономикой и финансами, снижения общественного мнения о качестве этой работы и в то же время повышения престижа государственной гражданской службы в целом и управленческого аппарата в частности. Возникает определенно парадоксальная ситуация.
Представляется, что многоплановость изменений в экономической, политической, социальной и духовной жизни современной России оказывают неоднозначное влияние на личность. С одной стороны, демократизация общественных отношений способствует утверждению свободы личности, а с другой -факты проявления корыстолюбия, правового нигилизма, беззакония и коррумпированности части управленческого аппарата подрывают духовные устои общества, порождают лицемерие, цинизм, способствуют росту служеб-но-экономической преступности. В современный период юридико-культурный аспект слу-жебно-управленческой деятельности в сфере
экономики приобрел характер кризиса, обнажив традиционную остроту, характерную для истории России как минимум трех последних столетий. Весьма остро проявляется духовный кризис общества, дальнейшая неспособность определенных отработанных, освоенных юри-дико-культурных форм воздействия на субъектов служебно-управленческой деятельности в сфере экономических отношений. Разумеется, эти факторы однозначно тормозят дальнейшее развитие общества, обостряют противоречия, связанные с процессами модернизации социально-экономических отношений.
Идея развития правовой культуры нации формируется в процессе углубляющегося осмысления ее прошлого, в конкретном рассмотрении практических и духовных перспектив, в диалоге и споре с действующими теориями и идеологиями. Юридико-культурное развитие субъектов служебно-экономической деятельности следует рассматривать как атрибутивное свойство общественного бытия, которое должно становиться основной детерминантой модернизации современного российского социально-экономического сообщества, ибо во многом процессы взаимодействия власти и бизнеса в России, от которых зависит ее будущее, обусловлены как социально-экономическими, так и юридико-культурными факторами.
Плодотворная во многом работа российских исследователей не привела пока к созданию целостной модели юридико-культурной динамики управленческой деятельности в сфере экономики, которая учитывала бы все многообразие факторов, влияющих на возникновение, существование и воспроизводство слу-жебно-экономических злоупотреблений, раскрывала бы сам механизм их предупреждения. Хотя ученые создали уникальную для этого научную базу, проанализировав так или иначе общетеоретические начала российской правовой культуры, ее исторические детерминанты.
Очевидно, требуется вложение определенных сил в процесс нейтрализации существующих противоречий в юридико-культурном развитии служебно-управленческого персонала на основе изучения проблем культурно-правовой динамики служебно-экономической деятельности. Разумеется, обществу нужны концептуальные исследования юридико-культурных процессов развития общества и государства. Это позволит выйти на новый уровень осмысления реальности с выявлением перспектив дальнейшего исследования служебно-эконо-мической преступности, потребует выдвижения методологических основ об эвристической значимости формулируемых теоретических
конструктов применительно к юридико-куль-турным детерминантам служебно-экономиче-ской преступности России, а также формулирования адекватных научных интерпретационных моделей, призванных объяснить новые актуальные проблемы.
Вынесение на обсуждение научной общественности вопросов о будущем России, в большой степени детерминированном динамикой нравственно-этической составляющей служебно-экономических отношений, предполагает учет различных измерений политических, социальных, юридико-культурных процессов в служебно-управленческой деятельности, ибо они и сами являются органической составляющей процесса модернизации общества в целом.
Известно, что согласно традиционному диалектическому подходу выделяются условия внешней материальной среды, воздействующие как на общественное сознание в целом, так и на конкретного человека, и непосредственные или ближайшие причины, условия преступления, которые так или иначе связываются с характеристиками конкретной личности. В рамках данного подхода воздействие условий на причины, а причин на служебно-управлен-ческую деятельность является целенаправленным. Очевидно, условия, преломляясь в сознании человека, формируют причины, которые обусловливают совершение конкретных действий. Данный процесс объективно влияет на формирование нового типа представителей государственного управления, в том числе и служащих бизнес-управления, юридико-куль-турные качества которых детерминированы политическими, правовыми, профессиональными нормами и ценностями морали и права. Кроме того, рассматриваемые аспекты существенно влияют на изменения, осуществляемые в структуре и деятельности институтов власти, объективно обусловливают эффективность проводимых по модернизации общества мероприятий. Это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, формирование профессионально необходимых юридико-культурных качеств как государственных служащих, так и бизнес-служащих. Чтобы быть последовательными в своих рассуждениях, необходимо, очевидно, отметить наиболее прагматичные аспекты этих качеств: компетентность работников, т.е. знание ими дела, наличие необходимого образования, профессиональных знаний, навыков и умений; систематическое выполнение исполнителем своих служебных функций; политическую лояльность и нейтральность; ответственность
за исполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество принимаемых и реализуемых решений.
Между тем в практике формирования и развития юридико-культурных качеств личности представителя рассматриваемой сферы деятельности на сегодняшний день существуют и обостряются следующие противоречия, требующие своего разрешения:
- между существующими потребностями в определенных юридико-культурных свойствах государственного и бизнес-служащего и возможностями их формирования в качестве социально-правовой основы;
- между требованиями к юридико-куль-турным качествам, изложенным в нормативно-правовых актах, и степенью формирования реальных профессионально необходимых социальных качеств управленца, позволяющих осуществлять им различные виды служебно-экономической деятельности;
- между объективными и субъективными факторами, рассогласование которых порождает в последние годы преимущественно негативные тенденции в развитии и формировании юридико-культурных качеств служащего сферы управления экономикой.
В связи с этим возникают проблемы, требующие своего разрешения в области исследования методологических основ и средств, понятийно-категориального аппарата, идей и положений криминологической науки, обращенные к личности служебно-экономического преступника в целом и юридико-культурным качествам в частности.
Обозначенная небольшая область неразрешенных проблем, которая в наименьшей степени получила отражение в современной криминологической литературе, вытекает из анализа имеющихся источников и литературы по рассматриваемой теме и требует своего продолжения.
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М., 2016.
2. Иванов М.Г. Теоретические и методологические аспекты исследования служебно-эконо-мической преступности в современной России // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 65-69.
3. Иванов М.Г., Иванова О.М. Оптимизация правового регулирования служебно-экономиче-ской деятельности как основа обеспечения экономической безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 4.
4. Изосимов С.В. Кузнецов А.П. Служебные преступления: учебно-практический комментарий (гл. 23, 30 УК РФ). Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.
5. Устинов В.С., Арефьев А.Ю. Криминологические аспекты экономической преступности: учеб. пособие. Н. Новгород, 1999.
ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOV, Michael Georgiyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. E-mail: [email protected].
УДК 34
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
А.В. Кученев
Рассматриваются аспекты дефиниции правосознания, его структура. Аккумулируются теоретические взгляды научных деятелей разных эпох, включая современных исследователей, на содержание понятия правосознания, его образующую составляющую. Предлагается обобщенное авторское понимание правового сознания и его структуры.
Ключевые слова: менталитет; правовая жизнь; право; правовая действительность; правовая реальность; правовая система; правосознание; сознание.
A.V. Kuchenev. CURRENT UNDERSTANDING OF THE STRUCTURE AND SENSE OF JUSTICE
The aspects of the definition of justice, its structure. Accumulate theoretical views of academics from different eras, including the contemporary researchers, for the maintenance of justice concept, its defining component. The generalized author's understanding of legal consciousness and its structure is offered.
Keywords: mentality; legal life; law; legal validity; legal reality; the legal system; legal consciousness.
Дефиниция правосознания многогранна и характеризуется совокупностью взглядов, представлений, определяющих и отражающих отношение индивидуума к праву и правовым явлениям, правилам и стандартам отношений между собой в обществе, их соответствие принципам справедливости.
В дефиницию правосознания включают:
1. Систему знаний о праве, динамики исторического и современного состояния и соотношения прав и обязанностей.
2. Отражение системы знаний и правовой действительности.
3. Отношение индивидуума к системе действующего права, к поведению людей.
4. Восприятие на основании эмоционально-ценностной и интеллектуальной оценки правовой действительности.
5. Представление о праве лиц, обладающих
высоким уровнем юридического знания и широкой юридической практикой.
Дефиницию понятия Т.Ф. Ефремова формулирует как логически оформленную мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности [3].
Рассматривая дефиницию правосознания в самом общем виде как некую сумму эмоций, чувственных переживаний, идей, знаний, воззрений, в которых выражается отношение человека к правовой действительности, мы можем структурировать его. При обладании в сознании четкого понятия о предмете или процессе практически всегда существует возможность выстраивания логических размышлений о его характеристике, структуре и функциях.
Итак, сумма знаний, чувственных переживаний о праве и соотношение их с правовой