Юридические НАУКИ 97
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 346.548:346.27
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КООПЕРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ*
В.В. Андреев, М.Г. Иванов, О.М. Иванова
В статье рассматриваются проблемы модернизации и оптимизации форм и методов служеб-но-управленческой деятельности в кооперативном секторе экономики страны, которая позволит создать определенную основу для длительного сохранения положительной динамики развития всей финансово-экономической системы. Обозначены проблемы формирования соответствующего комплекса инструментария правовой защиты служебно-управленческой деятельности. Отмечается, что процесс выстраивания жизнеспособной системы обеспечения служебно-экономи-ческой деятельности возможен только на основе формирования ее основных служебно-управлен-ческих институтов, их организационных и правовых механизмов воздействия. Экономическая безопасность, представляя собой систему, имеет свое внутреннее строение, которое отражает как состояние экономики, так и возможные ее угрозы. Деятельность по обеспечению экономической безопасности в рассматриваемой сфере можно подразделить на юридические, организационные и доктринальные подсистемы. Концепция правового обеспечения экономической безопасности управленческой деятельности должна носить методологический характер.
Безусловно, такого рода предложения должны быть подтверждены как концептуальными научными исследованиями, так и программными документами стратегии экономической безопасности кооперативного сектора экономики.
Ключевые слова: служебно-экономическая деятельность; кооперативный сектор экономики; обеспечение безопасности; правовая защита; концептуальные основы.
V.V. Andreyev, M.G. Ivanov, O.M. Ivanova. FEATURES OF FORMATION OF LEGAL INSTITUTIONS FOR PROVIDING OFFICIAL ECONOMIC AND SECURITY COOPERATIVE SECTOR OF THE ECONOMY
The article deals with the problems of modernization and optimization of forms and methods of service and management activities in the cooperative sector of the country's economy, which will create a certain basis for the long-term preservation of the positive dynamics of the entire financial and economic system. The problems of formation of the corresponding set of tools of legal protection of service and administrative activity are determined. It is noted that the process of building a viable system of service and economic activity is possible only on the basis of the formation of its main service and management institutions, their organizational and legal mechanisms of influence. Economic security, being a system, has its own internal structure, which reflects both the state of the economy and its possible threats. Economic security activities in this area can be divided into legal, organizational and doctrinal subsystems. The concept of legal support of economic security of management activities should be methodological.
* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.
98
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)
Of course, such proposals should be confirmed by both conceptual research and policy documents of the economic security strategy of the economy cooperative sector.
Keywords: economic and operational activities; cooperative sector of the economy; security; legal protection; conceptual framework.
Управленческая деятельность как самая активная сфера человеческой жизни наблюдается во всех ее областях. Она концентрирует в себе все лучшие достижения человечества по целенаправленному, организующему воздействию на политические, экономические, социальные, правовые процессы жизнедеятельности.
На современном этапе развития российской государственности резко обозначилась проблема формирования соответствующего комплекса инструментария правовой защиты служебно-управленческой деятельности. Представляется, что необходима разработка концепции правового обеспечения экономической безопасности управленческой деятельности, которая должна носить методологический характер.
К выводам такого рода поможет прийти сравнительная оценка современного состояния служебно-экономической безопасности с деятельностью ответственных лиц по ее обеспечению. Смеем предположить, что такое возможно только посредством структурно-функционального анализа обеспечения служебно-экономической безопасности.
Модернизация и оптимизация форм и методов служебно-управленческой деятельности в кооперативном секторе экономики страны позволит создать определенную основу для длительного сохранения положительной динамики развития всей финансово-экономической системы. Это особо актуально в быстроменяющейся, многоаспектной международной обстановке. Эти и другие факторы обязательно должны быть учтены и эффективно использованы в процессе формирования системы обеспечения служебно-экономической безопасности страны [3].
При этом, как нам представляется, следует исходить из того, что служебно-экономи-ческая деятельность, ее безопасность должны выступить направляющей силой, основой для всей системы экономической безопасности кооперативного движения. Разумеется, процесс выстраивания жизнеспособной системы обеспечения служебно-экономиче-ской деятельности возможен только на основе формирования ее основных служебно-управ-ленческих институтов, их организационных и правовых механизмов воздействия. Безусловно, такого рода предложения должны быть подтверждены как концептуальными науч-
ными исследованиями, так и программными документами стратегии развития коллективной безопасности [5].
Заметим, что экономическая безопасность, представляя собой систему, имеет свое внутреннее строение, которое отражает как состояние экономики, так и возможные ее угрозы. Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему органов и институтов, деятельность которых должна быть направлена на выявление, предотвращение и противодействие ее угрозам. Экономическая безопасность может быть обеспечена организационно-управленческими, законотворческими, правоприменительными направлениями деятельности [1].
Деятельность по обеспечению экономической безопасности в рассматриваемой сфере можно подразделить на юридические, организационные и доктринальные подсистемы. Правотворческая и правоприменительная деятельность относится к правовым формам обеспечения безопасности; организационно-методологическую, материально-техническую можно отнести к организационным формам; идеологическую, научную следует рассматривать в качестве концептуальных форм обеспечения безопасности.
Законодательную деятельность можно воспринимать как особую форму нормотворчества по обеспечению экономической безопасности, как разработку и принятие правовых норм. Данная деятельность может быть развита в следующих основных направлениях. Прежде всего, она должна быть направлена на разработку программного характера документов, в том числе концепции экономической безопасности кооперативного сектора экономики. Следующее направление может содержать в себе формирование системы нормативных правовых актов по правому регулированию как самой деятельности по обеспечению экономической безопасности, так и финансово-экономических отношений, конкретных видов и форм экономической деятельности. В качестве отдельного, специфического направления правотворческой деятельности следует выделить деятельность по созданию эффективной правовой базы по защите участников экономических отношений, в том числе уголовного и иного законодательства [4].
Абсолютно очевидно, что дальнейшее развитие экономики невозможно обеспечить без
основного, направляющего, программного документа, который предопределял бы правила поведения субъектов экономической деятельности. Разработка данного документа - Концепции - должна быть возложена на научное сообщество. По форме и сущности она должна представлять нормативно-правовой акт, обязательный для исполнения, являться результатом осуществления правотворческой функции государства и общественных институтов в национальных интересах.
Конечно же, все правовые, общественные институты должны постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Если есть потенциальная способность субъектов служеб-но-управленческой деятельности государства и бизнеса к обеспечению устойчивой положительной динамики финансово-экономической системы, то мы утвердительно можем согласиться с фактом ее эффективности. Состояние экономической безопасности может быть оценено как стабильное только тогда, когда наблюдается ее устойчивое состояние. Такая оценка может включать в себя несколько составляющих, отражающих состояние финансово-экономической безопасности.
Постоянное совершенствование российской правовой системы в современный период можно было бы охарактеризовать, с одной стороны, как положительный результат поступательного развития российского общества и его социальных, экономических и политических составляющих, а с другой - как результат неэффективной законотворческой работы. Не вдаваясь в полемику и дискуссию по этому поводу, ибо эта проблема не входит в предмет настоящего рассмотрения, заметим только одну сторону этого процесса. Наше правосознание подсказывает, что деятельность по обновлению любого программного документа правового характера должна исходить из реальных потребностей развития российского общества, потребностей защиты экономики и ее инновационной составляющей, конституционных прав и свобод гражданина России [6].
Представляется важным отметить и следующее обстоятельство. При формировании системы правового обеспечения нормального развития экономики важно соблюдение достаточно простых, но вместе с тем необходимых условий и требований. Несоблюдение этих требований в процессе формирования правовой системы объективно способствует появлению определенных дефектов.
Безусловно, мы соглашаемся с тем, что при разработке и формировании нормативно-правовых актов авторы должны исключать вну-
тренние противоречия норм, что четкость изложения положений закона является критерием долгосрочности его использования. Представляется аксиоматичным и то, что конкретный документ может быть принят практикой и востребован обществом только тогда, когда он, во-первых, адекватно отражает действительность; во-вторых, соответствует эволюции развития социально-экономических, правовых процессов и истории развития отрасли; в-третьих, отвечает правилам формальной логики; в-четвертых, реально способен реагировать на будущее. Предлагая хороший документ, автор изначально закладывает условия для его толкования по букве закона, исключая тем самым всякое иное толкование.
Гораздо сложнее обстоят дела с ошибками гносеологическими, например: пробелами в научных познаниях исследователей, недостаточно глубоким уровнем изучения ими соответствующих проблем правоведения, некачественной подготовкой концепции проекта, банальной халатностью и безответственностью, категорически недопустимой при деятельности подобного рода. Соответственно, и критерии концептуальных ошибок не могут автоматически использоваться для выявления и оценки недочетов законотворческих. Последние возникают в особой сфере нормативно-познавательной деятельности и имеют стройную и строгую систему требований и оценок.
В качестве центральной проблемы мониторинга программных документов следует выделить и проблему необходимости обеспечения стабильности законодательства. Каждое изменение в законе должно быть аргументировано, обосновано и обсуждено. Вносить изменения в законодательство нужно только в том случае, когда это вызвано крайней необходимостью, особенно это касается кодексов и центральных актов той или иной отрасли права.
Представляется, что в отдельных случаях нет необходимости спешить сразу с принятием кодекса как фундаментального акта отрасли права, на основе которого строится вся система регулирования. На первом этапе правильнее принять законы, пока не стабилизируется правовое регулирование и не станет понятно, что нужно делать дальше, как регулировать общественные отношения. Приятным исключением пока остается только Гражданский кодекс Российской Федерации, да и то половина тех изменений, которые были в него внесены, совершенно себя не оправдывают.
Существуют и другого рода проблемы, которые вызывают определенное беспокойство, например проблема ненадлежащего, неэффек-
100
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)
тивного применения закона либо отсутствие результата его применения, что вызвано исключительно либо бездействием федеральных органов исполнительной власти, либо неоправданными и необоснованными действиями тех же самых органов.
Итак, правоприменительную форму обеспечения экономической безопасности можно представить как оперативно-распорядительную деятельность по защите экономических интересов от всевозможных угроз, применению мер предупреждения и государственного принуждения, а также по разрешению текущих проблем функционирования системы экономической безопасности.
Наиболее актуальными проблемами этого направления являются проблемы правоохранительного характера. Это вопросы законодательного обеспечения противодействия слу-жебно-экономической преступности, системы обеспечения безопасности служебно-управ-ленческой деятельности в сфере экономики и финансов.
Следующая группа проблем - это недостатки и упущения в организации самой деятельности по обеспечению экономической безопасности: наличие «двойных стандартов» при разрешении управленческих вопросов; криминализация служебно-экономических отношений; коррупция; отсутствие взаимодействия субъектов обеспечения служебно-экономической безопасности; силовое разрешение конфликтных ситуаций и т.д. [2].
Проблемы субъективного характера, как правило, стоят отдельно. Сюда можно отнести проблемы, которые характерны для сотрудников органов правоохранительной системы по обеспечению служебно-экономической безопасности страны. Например, низкая правовая культура, являясь субъективным фактором, так или иначе снижает эффективность проводимой государственной политики по противодействию служебно-экономической преступности, дестабилизирует это направление деятельности.
Итак, полагаем, что государственная политика по обеспечению безопасности служебно-экономической деятельности должна строиться на основе конституционно-правовых, государственно-управленческих и иных ресурсных средств. В ней непременно должны найти отражение равные возможности реализации человеком и гражданином своих прав и свобод; согласованность общегосударственных интересов, различных программ и проектов с интересами, приоритетами и возможностями развития Российской Федерации; экономическая состоятельность регионов, стабильность
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации [4].
Список литературы
1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.04.2018).
2. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. № 4. С. 21-28.
3. Андреев В.В., Иванов М.Г., Иванова О.М. Актуальные вопросы обеспечения безопасности служебно-управленческой деятельности в кооперативном секторе экономики // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2 (32). С. 98-103.
4. Бабаев М.М., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы уголовной политики: монография. М.: Проспект, 2014.
5. Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1.
6. ИвановМ.Г. О роли уголовного наказания в предупреждении служебно-экономической преступности и коррупции в современной России // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3 (39). С. 243-248.
References
1. O strategii natsional'noj bezopasnosti Rossij-skoj Federatsii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federa-tsii ot 31.12.2015 g. № 683. Dostup iz sprav.-pra-vovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus» (data obrashche-niya: 23.04.2018).
2. Avdeev V.A. Natsional'naya ugolovno-pravo-vaya politika v sfere protivodejstviya prestupnosti // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarst-vennogo universiteta e'konomiki i prava. 2012. № 4.
3. Andreev V.V., Ivanov M.G., Ivanova O.M. Aktual'ny'e voprosy' obespecheniya bezopasnosti sluzhebno-upravlencheskoj deyatel'nosti v koopera-tivnom sektore e'konomiki // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2018. № 2 (32). S. 98-103.
4. Babaev M.M., Pudovochkin Yu.E. Problemy' ugolovnoj politiki: monografiya. M.: Prospekt, 2014.
5. Baranov V.M. Zakonodatel'noe opredelenie ponyatiya «e'konomicheskaya bezopasnost' gosu-darstva» i sovremenny'e problemy' ee pravovogo obespecheniya // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2001. № 1.
6. Ivanov M.G. O roli ugolovnogo nakazaniya v preduprezhdenii sluzhebno-e'konomicheskoj prestupnosti i korruptsii v sovremennoj Rossii //
Yuridicheskaya nauka i praktika. Vestnik Nizhegoro-dskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 3 (39). S.243-248.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.
ИВАНОВА Олеся Михайловна - преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of Science (History), Professor of the Department of Theory and History of State and Law, the Rector. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Teacher of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 342.5
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.В. Демидов, С.В. Маслова
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля занимает особое место. Прежде всего это выражается в том, что ее правовое положение установлено в специальном федеральным законе. Дальнейшее совершенствование правовой основы функционирования данного органа парламентского финансового контроля является практической необходимостью на современном этапе развития российского государства.
В статье анализируются основные нововведения в новом Федеральном законе от 05.04.2013 г. о Счетной палате РФ, отмечается принципиально важная значимость признания законодателем приоритета норм международного права в отношении статуса и организации деятельности Счетной палаты РФ и в целом в правовом обеспечении осуществления внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации. В результате исследования обосновывается вывод о том, что тесное сотрудничество и взаимодействие Счетной палаты РФ с международными объединениями органов государственного финансового контроля во многом способствуют оптимизации ее организационной структуры и методологической базы. Эти процессы осуществляются не только за счет развития национального законодательства, но в большей степени за счет возможностей применения международных стандартов, правовых принципов и норм осуществления государственного финансового контроля (аудита).
Ключевые слова: Конституция РФ; Счетная палата РФ; федеральный закон; независимый аудит (контроль); стандарт внешнего государственного аудита (контроля); общепризнанные принципы.
M.V. Demidov, S.V. Maslova. CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCOUNTS CHAMBER
The relevance of this topic is that the Russian Federation accounts chamber occupies a special place