ву для формирования административного ресурса, который дополняет возможности повышения устойчивости экономического потенциала за счет усиления геополитического фактора.
Таким образом, экономический потенциал региона следует рассматривать в качестве совокупного выражения состояния его материально-технического базиса, которое проявляется не только через объемы расположенных в пределах данного территориального образования естественно-природных, производственно-инвестиционных и трудовых ресурсов, определяемых в тех или иных количественных показателях. Оно также проявляется в виде качественных характеристик, которые предопределяют потенциальные возможности вовлечения этих ресурсов в хозяйственный оборот. А обеспеченность региона ресурсами, процесс их вовлечения в экономический оборот и включения в хозяйственные связи, формирование на этой основе ресурсов финансово-кредитной системы определяют специфику функционирования и развития экономического потенциала территориального образования в целом.
1. Мищенко В.В. Экономика регионов. Барнаул, 2002.
2. Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р. Региональная экономика. М., 2006.
3. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональной экономики. М., 2008.
4. Жулавский А.Ю. Принципы оценки экономического потенциала территории // Вестн. СумДУ. 1999. № 3.
5. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. Иваново, 2002.
6. Региональная экономика / под ред. М.В. Степанова. М., 2000.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Jarullina D.H. Economic potential of region: the maintenance and features of the structure. The article presents the approaches to definition of economic potential accepted in the economic literature, its maintenance and structure and also the author's treatment of the given category.
Key words: economic potential of region, material
basis.
УДК 338
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© С.Ю. Шутилина
В статье рассмотрены методические вопросы обеспечения стабилизации развития регионов. В контексте формирования стратегии стабилизации развития региона предложены принципы и методы его реализации.
Ключевые слова: стабилизация развития региона, стратегия развития региона, методология развития региона.
Одной из основополагающих проблем социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на современном этапе хозяйствования являются стабилизация экономики и ее переход к устойчивому развитию. Несмотря на рост объемов производства в отдельных отраслях народного хозяйства до 2008 г., говорить об устойчивом развитии экономики пока не приходится.
Прежде чем рассматривать методические вопросы обеспечения стабилизации развития
региона обратимся к содержанию данного понятия. Процесс стабилизации различными авторами интерпретируется по-разному. По мнению профессора С.В. Раевского, стабилизация экономики связана, прежде всего, с накоплением предпосылок и созданием условий внутри экономической системы для положительной последующей динамики [1]. Отсюда стабилизация экономики по своей сущности понимается как начальная стадия цикла экономического развития, предшест-
вующая устойчивому росту экономики и характеризующаяся соответствующим изменением динамики ее параметров.
Таким образом, для стадии стабилизации экономики региона должно быть обеспечено повышение темпов роста производства и улучшение социальных показателей.
Главной проблемой в современных условиях хозяйствования является проблема финансовой стабилизации (преодоление такого кризисного явления, как, например, инфляция). Инфляция относится к числу основных дестабилизирующих факторов рыночной экономики, и чем выше ее уровень, тем более она опасна. При темпах инфляции до 5% отмечаются максимальные темпы роста, при возрастании уровня инфляции темпы экономического роста снижаются и становятся устойчиво отрицательными при увеличении среднегодовой величины инфляции в 40 %, а при превышении среднегодового уровня в 100 % темпы экономического спада становятся максимальными [2].
При разработке направлений и инструментария стабилизации регионального развития важное значение имеет исследование вопросов управления.
В современных условиях социальноэкономическое развитие регионов является важной стратегической составляющей управления, наряду с административно-правовым регулированием и бюджетной (финансовой и инвестиционной) политикой. На практике разработка стратегии социальноэкономического развития связана с составлением долгосрочного и краткосрочного плана развития территории. Выработанная стратегия во многом определяет содержание основных направлений деятельности органов местного самоуправления [3].
Процесс принятия управленческих решений в этой сфере характеризуется высокой информативностью и сложностью. Необходимо создавать системы поддержки принятия решений для региональных органов власти, реализуемые с использованием новых подходов к моделированию и новейших информационных технологий принятия решений, анализа данных, широким применением компьютерного моделирования.
Примерный перечень задач, решаемых с помощью систем поддержки принятия решений [2]:
— динамический анализ и мониторинг социально-экономических процессов;
— анализ тенденций в динамике социально-экономических показателей в территориальном разрезе;
— моделирование состояния и взаимосвязей функциональных и социально-экономических показателей отраслевых и региональных комплексов на основе имитационных моделей;
— формирование и ведение аналитических баз данных социально-экономических и финансовых показателей;
— комплексный анализ социально-экономической ситуации, уровня развития региона;
— выполнение многовариантных прогнозных расчетов сценарного типа социально-экономического развития региона на основе комплекса имитационных моделей.
Общие региональные задачи для всех регионов - это реформирование структуры экономики, ее социологизация, преодоление депрессивного состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки [3].
Таким образом, методологические основы управления стабилизацией экономики региона в современных условиях должны включать в себя [1]:
— формирование системы целей, определяющих содержание управления стабилизацией экономики региона (преодоление тенденций дезинтеграции экономики региона; активизация производственного и кадрового потенциала; создание условий и предпосылок значительного повышения эффективности развития регионального хозяйственного комплекса);
— выявление принципов управления процессом стабилизации экономики региона (разграничение функций управления между региональными органами власти, с одной стороны, и муниципальными органами власти и субъектами хозяйствования, с другой стороны; децентрализация управления и развитие партнерства субъектов управления; опора на собственные силы и развитие взаимодействия с федеральными структурами управления);
— обоснование путей реализации поставленных целей (расширение и развитие собственных источников и ресурсов социально-экономической стабилизации в регионе; коренная реконструкция и модернизация существующего производственного потенциала; разработка и реализация региональной финансовой стратегии как важнейшего рычага управления стабилизацией экономики региона; интеграция в региональные, межрегиональные и мирохозяйственные связи);
— формирование механизмов сдерживания и локализации факторов неопределенности и нестабильности развития экономики региона (своевременное предупреждение возникновения возможных кризисных ситуаций из-за отрицательных внешних и внутренних воздействий; недопущение резкого изменения функций региональной экономической системы; создание дублирующих производственных мощностей в регионе; обеспечение сбалансированного и пропорционального развития экономики региона; реализация конкурентных преимуществ региональной экономики на внешних рынках).
В целом разработка методологических основ стабилизации регионального развития означает изучение стратегических альтернатив развития региона на определенную перспективу. В обобщенном виде эти альтернативы можно определить следующим образом.
1. Стратегия роста, которая осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года. Она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих большой потенциал.
2. Ограниченный рост, для которого характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированного с учетом инфляции. Такую стратегию выбирают в основном регионы со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе вариантов развития.
3. Сокращение - эту альтернативу выбирают в случаях стагнации или кризисного состояния региона. Ее часто называют стратегией последнего средства, т. к. уровень поставленных целей установлен ниже достигнутого в прошлом. В этой стратегии может быть несколько вариантов: ликвидация неэффективных производств; отсечение лиш-
него, т. е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и переориентация, направленные на ликвидацию части производств с направлением высвобождаемых средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.
4. Сочетание, которое как альтернатива используется, в основном, регионами, активно действующими на многих рынках и во многих отраслях. Оно представляет собой объединение трех предыдущих альтернатив в различных сочетаниях.
Главная цель стратегии социальноэкономического развития крупного региона, на наш взгляд, - это создание социальноэкономического потенциала с гибким механизмом регулирования, обеспечивающего возможность саморазвития региона в условиях рыночных отношений.
При разработке стратегии стабилизации развития региона необходимо учитывать определенные принципы, среди которых следует отметить следующие:
1) целевая региональная ориентация;
2) оптимальное соотношение экономической политики Центра и местных властей, федеральных и местных ресурсов, результативность региональной политики с точки зрения форм воздействия на экономику региона;
3) максимальное бюджетное самообеспечение региона;
4) наличие и форма государственной поддержки развития региона;
5) развитие региона с учетом открытого характера его экономики;
6) изменение инвестиционной ситуации в регионе.
Большое значение имеет использование соответствующих методов реализации стратегии стабилизации, которые включают:
1) организационно-административные механизмы;
2) формирование новых рыночных нормативно-правовых отношений в регионе;
3) участие государства в наиболее эффективных региональных проектах;
4) целевые программы социальноэкономического развития территорий;
5) поддержку наукоемких производств и развитие высоких технологий;
6) активизацию внешнеторговой деятельности; формирование технополисов в наиболее благоприятных для этого районах.
В качестве важнейшего элемента стратегии стабилизации регионального развития необходимо выделить обоснование возможных путей стабилизации региональной ситуации и последующего устойчивого роста путем определения потенциально перспективных направлений отраслевой специализации регионального хозяйства. Определение отраслевых приоритетов, «полюсов» регионального развития, предполагает использование ряда методов формализации основных составляющих региональной экономики. В качестве таких составляющих удобно рассматривать сектора или отрасли хозяйства. Оценка их влияния на основные параметры развития региональной системы лежит в основе определения конкретного отраслевого приоритета.
1. Раевский С.В. Концептуальные основы управления процессом стабилизации и развития экономики крупного региона. М., 2000.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.П. Владимирова. М., 2001.
3. ГромоваА.А., Турчановский Д.В., ПрохоровД.С. Моделирование социально-экономического развития территорий. М., 2005.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Shutilina S.V. Methodological aspects of maintenance of stabilization of regional development. The article considers methodical questions of maintenance of stabilization of regions’ development. In a context of formation of strategy of stabilization of regions’ development principles and realization methods are offered.
Key words: stabilization of development of region, strategy of development of region, methodology of development of region.
УДК 361.058.85
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
© О.В. Согачева
В условиях современной российской экономики особое внимание следует уделять региональной социальной политике. В статье проводится анализ и обобщение понятия «социальная инфраструктура». Разработана классификация отраслей социальной инфраструктуры города, основанная на функционально-специализированном подходе с учетом социальной ориентированности услуг.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, социальное развитие общества, социальная инфраструктура города (СИГ).
Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социальнополитического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.
Начиная с середины XX в. во всех странах с развитой рыночной экономикой резко
ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры, во-вторых, была создана качественно новая в технико-технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования; в-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением