УДК 332.1 (571.54) И.В. Трофимов
Теоретические аспекты разработки стратегии развития региона
В статье представлены некоторые теоретические аспекты разработки стратегии развития региона. Ключевые слова: регион, стратегия, устойчивое развитие.
I.V. Trofimov
Theoretical aspects of region development strategy
The article presents some theoretical aspects of the region development strategy.
Key words: region, strategy, sustainable development.
В программной статье президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Россия, вперед!» дана оценка современного экономического состояния страны: «Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок - она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.
Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса.
И запредельные колебания фондового рынка. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделали правильно».
«Вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счет экспорта сырья» президент называет одним из основных социальных недугов, тормозящих движение вперед.
Учитывая масштабы страны, значимую роль в ее развитии играют регионы, в том числе региональные администрации и местный бизнес. Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности, обеспечить которое можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, у регионов существует потребность в разработке стратегии развития, на-
правленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов - в основном российских институтов. Но, как справедливо отмечает А. Идрисов, «обычно это декларативный документ, содержащий некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран».
Сегодня российский регион должен рассматриваться как географическая, административная, экономическая, культурно-историческая, этнокультурная единица. Учет всех региональных особенностей способствует по-настоящему устойчивому развитию.
Научное осмысление проблемы устойчивости региона началось после приобретения региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетнофинансовой стабильности, а также реализации
стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.
Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. В свою очередь, с переходом к рынку региональные системы управления наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, способствующих формированию социальноэкономической и правовой среды, которая гарантирует предпринимательским и коммерческим структурам надежное обеспечение социальной, экономической и экологической безопасности.
Таким образом, понятие устойчивое развитие региона является многогранным, его характеристика имеет несколько взаимосвязанных аспектов. По мнению исследователя О.А. Ушаковой, целесообразно выделить общие аспекты - экономические, социальные, экологические, культурологические, прогностические.
Экономический аспект предполагает ориентацию производственно-хозяйственной деятельности региона на рационализацию потребления природно-ресурсного потенциала биосферы, то есть не на рост масштабов деятельности материального характера, а на интенсификацию ее интеллектуального потенциала - научные разработки, информационные системы и другое.
Социальный аспект предусматривает преодоление разрыва в условиях дохода между различными группами и слоями населения региона, повышение его качества жизни.
Экологический аспект предполагает учет социально-экологических последствий при принятии любого решения, связанного с техникоантропогенной деятельностью в регионе.
Культурологический аспект определяет необходимость изменения традиционных стереотипов бытия и устанавливает взаимосвязь между национально-региональными, социокультурными особенностями развития и тенденцией к интегра-тивности мировых явлений.
Прогностический аспект связан с принятием во внимание не только ближне- и среднесрочных перспектив устойчивого развития, но и оценки возможной экстраполяции современных процессов в долгосрочном плане.
Исходя из вышесказанного зафиксировать общее представление об устойчивом развитии можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс перехода на модель устойчивого развития будет в определенном смысле перманентным. Он связан прежде всего со стабилизацией экономи-
ки, которая с точки зрения методологии исследования органически и объективно связана, с одной стороны, с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ, с другой - с объективной экономической реальностью региона. Это означает, что процесс стабилизации экономики региона должен быть адекватен в большей или меньшей степени основному идеологическому содержанию проводимых реформ. Но в то же время реализация этого процесса должна базироваться на региональной экономической реальности, учитывать потенциал региона, его социальноэкономическую специфику и культурные особенности. Отсюда, основными методологическими принципами исследования стабилизации экономики региона можно считать следующие:
- принцип единства процесса стабилизации экономики региона и процесса реформирования экономики страны на рыночных началах и на взаимосвязи с объективной экономической реальностью региона;
- принцип неразрывности единого финансовоэкономического пространства федерации при осуществлении стабилизации экономики на уровне региона, который внутренне связан с первым принципом.
Необходимо исходить из того факта, что невозможно системно и комплексно стабилизировать экономику региона без аналогичной стабилизации экономики страны в целом, без согласования этих процессов;
- принцип многообразия форм осуществления стабилизации экономики при акцентированном использовании на практике, прежде всего тех, которые перешли из прошлой системы хозяйствования, зародились в переходном периоде и получат дальнейшее развитие вне его рамок.
Процесс устойчивого развития региона - это процесс далеко не кратковременного, а постоянного характера, и его сущность заключается в устойчивосбалансированных темпах перманентного роста и развития хозяйства региона в целом на достаточно продолжительный период времени.
В связи с этим первоочередной задачей региона является разработка грамотной стратегии развития, которая предполагает определение основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Многочисленные исследования показывают [Идрисов], что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности, в свою очередь, обусловлен
способностью предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь способности региональных властей и бизнеса в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы а также развивать и создавать новые.
В условиях доминирования частного бизнеса региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. Это комплексное понятие означает совокупность следующих групп условий.
1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации:
• природные ресурсы;
• человеческие ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• физическая инфраструктура;
• административная инфраструктура;
• информационная инфраструктура;
• научно-исследовательский потенциал.
2. Условия для конкуренции и стратегического развития:
• инвестиционный климат и политика региональных властей;
• наличие конкурентов, свобода конкуренции.
3. Условия спроса:
• наличие требовательных местных потребителей;
• уникальные потребности клиентов;
• специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которые могут быть востребованы на глобальном рынке.
4. Связанные или поддерживающие отрасли:
• наличие квалифицированных поставщиков;
• наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:
1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).
2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата.
3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельно-
сти администрации региона.
Данный подход имеет следующие преимущества:
- создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;
- разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием;
- сбалансированность и реалистичность региональной стратегии посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;
- повышение шансов на успешную реализацию стратегии через вовлечение широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, общее видение будущего;
- использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;
- создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;
- проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, и вероятности успеха реализации стратегии.
Стратегическая платформа региона включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособных стратегических экономических субъектов (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательного бизнес-климата и эффективной администрации, обеспечивающих конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида базируется на региональном капитале, т.е ресурсах. Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.
Литература
1. Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: http://www.gaze-ta.ru/comments/2009/09/10 a 3258568.shtml.
2. Идрисов А. Стратегия развития региона. URL: http:// subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 238.html
3. Ушакова О.А. Научное осмысление современных проблем устойчивого развития регионов.
URL:http://portal.rea.ru/portal/Main.nsf/0/B035F77C8BF6
08B2C32575B500266274!OpenDocument
Трофимов Иван Викторович, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 40в.
Trofimov Ivan Viktorovich, post-graduate of department «Taxes and taxation», East-Siberian State Technological University. 670013, Ulan-Ude, Smolin str. 40.