Научная статья на тему 'Теоретические аспекты разработки стратегии развития региона'

Теоретические аспекты разработки стратегии развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / STRATEGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов Иван Викторович

В статье представлены некоторые теоретические аспекты разработки стратегии развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of region development strategy

The article presents some theoretical aspects of the region development strategy.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты разработки стратегии развития региона»

УДК 332.1 (571.54) И.В. Трофимов

Теоретические аспекты разработки стратегии развития региона

В статье представлены некоторые теоретические аспекты разработки стратегии развития региона. Ключевые слова: регион, стратегия, устойчивое развитие.

I.V. Trofimov

Theoretical aspects of region development strategy

The article presents some theoretical aspects of the region development strategy.

Key words: region, strategy, sustainable development.

В программной статье президента Российской Федерации Д.А. Медведева «Россия, вперед!» дана оценка современного экономического состояния страны: «Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок - она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.

Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса.

И запредельные колебания фондового рынка. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделали правильно».

«Вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счет экспорта сырья» президент называет одним из основных социальных недугов, тормозящих движение вперед.

Учитывая масштабы страны, значимую роль в ее развитии играют регионы, в том числе региональные администрации и местный бизнес. Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности, обеспечить которое можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса посредством создания привлекательных условий для его развития. Таким образом, у регионов существует потребность в разработке стратегии развития, на-

правленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов - в основном российских институтов. Но, как справедливо отмечает А. Идрисов, «обычно это декларативный документ, содержащий некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран».

Сегодня российский регион должен рассматриваться как географическая, административная, экономическая, культурно-историческая, этнокультурная единица. Учет всех региональных особенностей способствует по-настоящему устойчивому развитию.

Научное осмысление проблемы устойчивости региона началось после приобретения региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетнофинансовой стабильности, а также реализации

стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. В свою очередь, с переходом к рынку региональные системы управления наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, способствующих формированию социальноэкономической и правовой среды, которая гарантирует предпринимательским и коммерческим структурам надежное обеспечение социальной, экономической и экологической безопасности.

Таким образом, понятие устойчивое развитие региона является многогранным, его характеристика имеет несколько взаимосвязанных аспектов. По мнению исследователя О.А. Ушаковой, целесообразно выделить общие аспекты - экономические, социальные, экологические, культурологические, прогностические.

Экономический аспект предполагает ориентацию производственно-хозяйственной деятельности региона на рационализацию потребления природно-ресурсного потенциала биосферы, то есть не на рост масштабов деятельности материального характера, а на интенсификацию ее интеллектуального потенциала - научные разработки, информационные системы и другое.

Социальный аспект предусматривает преодоление разрыва в условиях дохода между различными группами и слоями населения региона, повышение его качества жизни.

Экологический аспект предполагает учет социально-экологических последствий при принятии любого решения, связанного с техникоантропогенной деятельностью в регионе.

Культурологический аспект определяет необходимость изменения традиционных стереотипов бытия и устанавливает взаимосвязь между национально-региональными, социокультурными особенностями развития и тенденцией к интегра-тивности мировых явлений.

Прогностический аспект связан с принятием во внимание не только ближне- и среднесрочных перспектив устойчивого развития, но и оценки возможной экстраполяции современных процессов в долгосрочном плане.

Исходя из вышесказанного зафиксировать общее представление об устойчивом развитии можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс перехода на модель устойчивого развития будет в определенном смысле перманентным. Он связан прежде всего со стабилизацией экономи-

ки, которая с точки зрения методологии исследования органически и объективно связана, с одной стороны, с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ, с другой - с объективной экономической реальностью региона. Это означает, что процесс стабилизации экономики региона должен быть адекватен в большей или меньшей степени основному идеологическому содержанию проводимых реформ. Но в то же время реализация этого процесса должна базироваться на региональной экономической реальности, учитывать потенциал региона, его социальноэкономическую специфику и культурные особенности. Отсюда, основными методологическими принципами исследования стабилизации экономики региона можно считать следующие:

- принцип единства процесса стабилизации экономики региона и процесса реформирования экономики страны на рыночных началах и на взаимосвязи с объективной экономической реальностью региона;

- принцип неразрывности единого финансовоэкономического пространства федерации при осуществлении стабилизации экономики на уровне региона, который внутренне связан с первым принципом.

Необходимо исходить из того факта, что невозможно системно и комплексно стабилизировать экономику региона без аналогичной стабилизации экономики страны в целом, без согласования этих процессов;

- принцип многообразия форм осуществления стабилизации экономики при акцентированном использовании на практике, прежде всего тех, которые перешли из прошлой системы хозяйствования, зародились в переходном периоде и получат дальнейшее развитие вне его рамок.

Процесс устойчивого развития региона - это процесс далеко не кратковременного, а постоянного характера, и его сущность заключается в устойчивосбалансированных темпах перманентного роста и развития хозяйства региона в целом на достаточно продолжительный период времени.

В связи с этим первоочередной задачей региона является разработка грамотной стратегии развития, которая предполагает определение основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Многочисленные исследования показывают [Идрисов], что благосостояние стран или регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности, в свою очередь, обусловлен

способностью предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь способности региональных властей и бизнеса в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы а также развивать и создавать новые.

В условиях доминирования частного бизнеса региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес-климата на своей территории. Бизнес-климат является основой конкурентоспособности региона. Это комплексное понятие означает совокупность следующих групп условий.

1. Условия факторов производства, их качества и степени специализации:

• природные ресурсы;

• человеческие ресурсы;

• финансовые ресурсы;

• физическая инфраструктура;

• административная инфраструктура;

• информационная инфраструктура;

• научно-исследовательский потенциал.

2. Условия для конкуренции и стратегического развития:

• инвестиционный климат и политика региональных властей;

• наличие конкурентов, свобода конкуренции.

3. Условия спроса:

• наличие требовательных местных потребителей;

• уникальные потребности клиентов;

• специализированный спрос на продукцию или услуги регионального предприятия, которые могут быть востребованы на глобальном рынке.

4. Связанные или поддерживающие отрасли:

• наличие квалифицированных поставщиков;

• наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.

Проект разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-климата.

3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельно-

сти администрации региона.

Данный подход имеет следующие преимущества:

- создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;

- разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием;

- сбалансированность и реалистичность региональной стратегии посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;

- повышение шансов на успешную реализацию стратегии через вовлечение широкой общественности и бизнес-сообщества в процесс стратегического планирования региона, общее видение будущего;

- использование более совершенных методов анализа бизнес-климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;

- создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;

- проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, и вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа региона включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособных стратегических экономических субъектов (ключевые предприятия региона - СЭС), привлекательного бизнес-климата и эффективной администрации, обеспечивающих конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида базируется на региональном капитале, т.е ресурсах. Цель стратегии - повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.

Литература

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: http://www.gaze-ta.ru/comments/2009/09/10 a 3258568.shtml.

2. Идрисов А. Стратегия развития региона. URL: http:// subcontract.ru/Docum/DocumShow DocumID 238.html

3. Ушакова О.А. Научное осмысление современных проблем устойчивого развития регионов.

URL:http://portal.rea.ru/portal/Main.nsf/0/B035F77C8BF6

08B2C32575B500266274!OpenDocument

Трофимов Иван Викторович, аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 40в.

Trofimov Ivan Viktorovich, post-graduate of department «Taxes and taxation», East-Siberian State Technological University. 670013, Ulan-Ude, Smolin str. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.