УДК 332.1:316.334.2 ББК 65.9(2)
Х-19
Ханахок Зарема Аюбовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89034658534.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ
(рецензирована)
Итоги социально-экономического развития прошедшего десятилетия, несмотря на определенную стабилизацию экономической ситуации в последние годы, свидетельствуют о накопившихся серьезных проблемах в экономике регионов, поэтому особое значение в современных условиях приобретают ускоренные темпы социально-экономического развития Республики Адыгея.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, экономика, ускорение темпов социально-экономического развития.
Khanakhok Zarema Ayubovna, Cand. of Economics senior lecturer of the chair of marketing and logistics, financial-economic faculty of Maykop State Technological University, tel.:89034658534.
INSTITUTIONAL CONDITIONS OF ACCELERATION OF PROCESSES OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE REGION
Results of social-economic development of the last decade, notwithstanding a certain stabilization of state of economics in the last years, testify to accumulated serious problems in regional economics, that is why accelerated tempos of social-economic development ofAdygh Republic become extremely important.
Keywords: social-economic development, region, economics, acceleration of tempos of social-economic development.
Проблема ускорения темпов социально-экономического развития является одной из самых насущных для современной российской экономики и общества в целом. В научной, политической и экономической среде эта проблема вызывает широкую дискуссию. Обсуждаются самые различные аспекты данной проблемы - от вопросов необходимости ускорения развития в принципе до вопросов методического, рекомендательного или прогнозно-проектного характера.
В вопросе о необходимости ускорения темпов социально- экономического развития сталкиваются диаметрально противоположные взгляды. Одни полагают, что современной российской экономике не нужны резкие рывки и потрясения. Другие - ратуют за максимально возможные темпы реформ и роста экономики.
Сторонники первой из указанных позиций обосновывают свои взгляды, исходя из принципов градуализма. Данная концепция предполагает последовательное и постепенное проведение преобразований, подразделяемое на отдельные этапы.
Одним из основных доводов градуалистического подхода является снижение рисков возникновения тупиковой ситуации, в случае если выбранное направление развития и приоритеты не приносят ожидаемых результатов. В такой ситуации можно вернуться на предыдущий этап, закрепить достигнутое и затем попробовать сменить приоритеты. Градуализм также снижает возможность возникновения чрезмерных социально-экономических диспропорций, как реакции общества и экономики на резкие перемены во всех сферах.
Противоположная точка зрения предполагает активное управление динамикой социальноэкономического развития, совершение качественного «рывка» в экономике и реформировании общественных отношений. Сторонники данной позиции аргументируют свои взгляды не столько наличием и преимуществами отработанных и научно обоснованных методологических принципов и методов такого управления, сколько насущной необходимостью для современного российского общества быстрых качественных изменений, делающих более эффективной экономику страны, более
совершенной систему управления и отношений в обществе и, наконец, более высоким уровень и качество жизни населения.
Современная ситуация делает применение градуалистического подхода практически бесперспективным для регионов и стран, оказавшихся в роли «догоняющих». Большинство экспертов сходится во мнении о том, что для догоняющего развития единственно подходящей, хотя и несравнимо более рискованной, является стратегия «рывка».
Для Республики Адыгея необходимо избрать путь ускоренного социально-экономического развития. Правительством Республики Адыгея поставлена задача методического обеспечения повышения темпов развития экономики региона.
Экономическая история свидетельствует, что преодоление отставания и выход в авангард социально-экономического развития требует не простого повторного прохождения всех стадий развития экономики и общественных отношений, характерных для развитых стран, а социально-экономического прорыва.
В основе такого прорыва лежит:
- усвоение и переработка технологического, социального, организационного, управленческого опыта, накопленного наиболее развитыми регионами и странами;
- поиск или создание и использование новых конкурентных преимуществ, способных стать катализатором ускоренной качественной трансформации;
- догоняющие территории вынуждены не просто развиваться, но развиваться быстрее и эффективнее тех территорий, которые рассматриваются в качестве конкурирующих.
Требование высокой динамики развития и особенности перехода к информационному обществу предполагают отказ от отраслевых приоритетов и крупных долгосрочных инвестиционных проектов, характерных для индустриальной экономики. В постиндустриальном (информационном) обществе основа экономики - информация, ресурс крайне мобильный, поэтому смена приоритетов происходит очень быстро.
Аргументом данного утверждения является то, что пока реализуется долгосрочный инвестиционный проект производства продукта А по технологии 1, появляется более прибыльный продукт Б или более эффективная технология 2, и ожидаемое конкурентное преимущество тает, превращаясь в дополнительный фактор пониженных темпов развития относительно тех, кто перешел к продукту Б или технологии 2.
На основе вышеперечисленного ускорение темпов социально-экономического развития Республики Адыгея представляется следующим образом:
1. Повышение темпов социально-экономического развития региона реализуется как переход на новую траекторию развития, обеспечивающую более интенсивное и динамичное развитие региона и являющееся ответом на вызов внешней среды.
2. Динамичные изменения, порождаемые переходом на новую траекторию развития, должны иметь направленный характер, тогда они аккумулируются в регионе. Начальный импульс таких изменений должен генерироваться внутри региона, поскольку для внешней среды данное поведение системы является неестественным, так как его предпосылки в среде не имеют достаточной силы или противоположны.
3. Как следствие этих процессов, период плавного и медленного развития сокращается, а параметры системы быстрее достигают критических значений.
4. В основе изменения траектории развития региона лежит переход от преимущественного использования одних ресурсов экономической деятельности к другим, обеспечивающим более высокую динамику развития (на передний план выходят нематериальные, а следовательно наиболее мобильные ресурсы, такие как предпринимательство и информация).
5. В неустойчивом состоянии (в точке смены траектории) сценарный вариант социальноэкономического развития региона слабо прогнозируем. Всегда существует очень большая вероятность того, что дальнейшее развитие региона пойдет по какой-либо из нежелательных траекторий. То есть, возможны различные сценарии, при которых регион выходит на путь не только прогресса, но и регресса, следствием чего может стать недостижение поставленной цели и утрата уже имевшихся позиций. Инструментами перехода именно на желаемую траекторию являются:
- согласование целей развития региона с его функциями, диктуемыми внешней средой;
- наличие и выполнение стратегии развития региона.
6. Региональную социально-экономическую систему необходимо подготовить к переходу на новую траекторию, она должна быть способна воспринять импульс прогресса и обладать возможностями (механизмами) реализации ускоренного развития. Так как при выборе новой траектории, динамика развития региона может носить регрессионный характер, что само по себе является сильным ограничивающим фактором и может привести к нежелательным последствиям, возможность подобного развития событий делает особенно важным четкое, научно обоснованное управление региональной системой в этот период.
Задача ускорения темпов социально-экономического развития является не тривиальной для любой экономики и общества. Она требует не просто формального увеличения какого-либо из отдельных параметров развития региона, а качественных и направленных изменений регионального развития по линии прогресса.
Как уже было рассмотрено выше, уровень социально-экономического развития региона при интеграции экономики имеет принципиальное значение. Чем выше уровень социально-экономического и технологического развития региона, тем меньше упущенные выгоды и более полно реализуется его потенциал: выше оплачивается труд специалистов, повышается глубина переработки добываемых ресурсов, увеличивается добавленная стоимость созданная в экономике региона, повышается технологический уровень производств и т.д. Иными словами, регион работает в большей степени на собственное развитие, а не на внешних партнеров. Поэтому особое значение в современных условиях приобретают ускоренные темпы социально-экономического развития Республики Адыгея как экспортноориентированного региона.
Таким образом, устойчивое развитие факторов внешней среды рассматриваемой региональной социально-экономической системы индуцирует ускоренное социально-экономическое развитие региона.
Однако анализ социально-экономического развития региона показывает, что динамика развития Республики Адыгея выражена слабо. Из этого можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие Республики Адыгея на современном этапе по-прежнему во многом определяется факторами, сформировавшимися в конце прошлого века.
Безусловно, в свое время стабилизация была желаема и необходима, но постоянно изменяющиеся факторы внешней среды характеризуются уже совсем другими параметрами, и все острее встает вопрос о том, как отвечать на современные изменения факторов внешней среды.
Внешняя среда социально-экономической системы постоянно динамически изменяется. На современном этапе основным вектором таких изменений является процесс экономической интеграции, активным участником которого является рассматриваемый регион.
Наиболее верным ответом на эти изменения является ускорение темпов социальноэкономического развития, но анализ показал, что объективных предпосылок для перехода на траекторию более динамичного развития системы в сложившихся условиях не наблюдается, поэтому данная задача должна быть решена региональной системой управления.
Литература:
1. Динамичное развитие экономики и консолидация общества - главные условия возрождения Адыгеи: послание Президента Республики Адыгея [от 12 марта 2004г.] // Собр. Законодательства Респ. Адыгея. - 2004.
2. Пчелинцев Олег Сергеевич. Региональная экономика в системе устойчивого развития = Regional economy in the system of sustainable development / О.С. Пчелинцев; [Рос. акад. наук, Ин-т народохоз. прогнозирования]. - М.: Наука, 2004.
3. Черников А. П. Стратегия развития региона. Структурный аспект / А.П. Черников; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Иркут. науч. центр. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000.