УДК 377.5
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
Г.У. Матушанский1, Г.В. Завада1, Т.Г. Забелина2'1
g.zavada@mail.ru
1Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия 2Казанский техникум народных художественных промыслов, г. Казань, Россия
Резюме. Статья посвящена комплексному исследованию научных подходов к пониманию уровней освоения общих компетенций. Цель исследования - разработать механизм выявления структуры общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования и разложить их на уровни освоения. В качестве основных методов исследования по выявлению и упорядочиванию указанных ключевых признаков с статье используются теоретические методы и графический метод представления результатов сравнительного и таксономического анализа. Результаты представлены в виде гистограмм по каждой компетенции, которые наглядно показывают количественное соотношение проявления уровней усвоения знаний по каждой компетенции.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, уровень усвоения знаний, таксономия, уровневое проявления признаков.
METHODS OF IDENTIFICATION OF LEVELS OF DEVELOPMENT GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
G.U. Matushansky1, G.V. Zavada1, T.G. Zabelina1'2
g.zavada@mail.ru
1Kazan state power engineering University, Kazan, Russia 2 Kazan College of folk arts and crafts, Kazan, Russia
Abstract The article is devoted to the complex study of scientific approaches to understanding the levels of development of General competencies. The problem of control of multi-faceted competence in modern educational process is considered relevant. The purpose of the study is to develop a mechanism to identify the common competences of graduates of institutions of secondary vocational education and to expand their levels of development. As the main research methods to identify and organize these key features article uses theoretical methods (the methodology of "Tuning" the methodology of process approach to the description of learning outcomes, comparative analysis and taxonomy of competence levels) and graphical method of presenting the results of a comparative taxonomic analysis. The results are presented as histograms for each of the competencies that demonstrate a quantitative relationship between the presence of levels of learning for each competency. Proposed in the article method level of display of signs GK can be an effective diagnostic tool GK students. The selection of indicators of formation for each of the GK, and a comprehensive assessment of all signs on a single scale allows to make the process of formation and development of GK is more efficient andfocused
Keywords: competence, competence, level of knowledge acquisition, taxonomy, level of display of signs.
Введение. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в систему среднего профессионального образования (СПО) основано на реализации компетентностного подхода к результатам образования. Педагогический процесс становится ориентированным на приобретение обучающимися общих и профессиональных компетенций. Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, объективные и эффективные современные информационные средства контроля. Проблема контроля компетенций многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: как оценка уровня освоения дисциплин и как оценка компетенций обучающихся.
Сложность данной проблемы связана со многими факторами. Особенно интересным является вопрос о характерных признаках и уровнях формирования общих компетенций (ОК).
Цель исследования - разработать механизм выявления структуры общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования иразложить их на уровни освоения.
Теоретические основы и методы исследования.
Первоначально необходимо отметить, что по большинству специальностей выпускники, получившие СПО, должны владеть следующими общими компетенциями: ОК-1 :понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ;ОК-2: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ;ОК-3: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;ОК-4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;ОК-5:использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;ОК-6:работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;ОК-7:брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;ОК-8:самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;ОК-9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;ОК-Ю:исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей);ОК-11:использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности;ОК-12:использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности [См. ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Утверяеден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1389].
Можно отметить, что ОК имеют свою специфику, связанную не столько с содержанием, сколько со смыслом и значением. То, что данные компетенции являются общими для различных направлений подготовки (подобная практика с общекультурными компетенциями существует и в высшей школе), показывает их фундаментальность и значимость для личности будущего профессионала, а не только для его деятельности. Под компетенцией авторы [1] понимают совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте профессиональной деятельности. Требования к результатам образовательной программы подготовки выпускника среднего профессионального образования включают в себя общие и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции могут угасать, меняться в связи с изменениями
профессиональных функций. Общие компетенции создают базу для существования в профессиональной и социальной сфере. В то же время, реальная практика образования показывает, что вопрос формирования ОК зачастую сводится к «привязыванию» их к личностной и межпредметной компоненте при реализации образовательной программы, что находит отражение и в определении такого рода компетентности. Одни авторы отмечают сущность ОК через « способность человека устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и выработать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности» [2]. Другие подчеркивают, что общие компетенции -это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [3]. Таким образом, общие компетенции являются системным понятием, не имеющие приложение к конкретной предметной или научной области в рамках учебного процесса, что усложняет педагогическую деятельность по их формированию. В этой ситуации необходимо провести исследование структуры общих компетенций, определить уровни представленных в компетенции признаков, что может в образовательной практике ориентировать педагога в выборе образовательной технологии, системы диагностики и оценивания сформированности общих компетенций.
Анализируя различные подходы к сущности и определению компетенции предполагаем, что приобретение ОК предполагает формирование у обучающихся определенных умений и социально-личностных качеств в результате осознанной деятельности. В таком случае за единицу измерения уровня сформированности ОК можно принять ключевые признаки проявления вышеуказанных умений и качеств.
Обучение - это процесс усвоения (овладения) знаниями, умениями, навыками на требуемом уровне за определенный период. Под уровнем освоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутого учащимся в результате обучения. Параметр «уровень освоения» должен обладать полной диагностичностью и позволять точно задать цель изучения дисциплины и каждого учебного элемента, а также проверить с необходимой точностью и надежностью степень их усвоения обучающимися.
В качестве основных методов исследования по выявлению и упорядочиванию указанных ключевых признаков будем использовать теоретические методы (сравнительный анализ методологии «Tuning», методологии технологического подхода к описанию результатов обучения), методологию таксономии уровней компетенции и графический метод представления результатов сравнительного и таксономического анализа.
В рамках Болонского процесса университеты стремятся обеспечить гармонизацию образовательных программ (их «настройку» друг на друга), а не идти по пути их простой унификации. Стоит также задача приведения академических моделей квалификаций выпускников к квалификациям, необходимым современному рынку труда и обществу в целом. В этой связи особенно важным является выражение уровня полученного образования и квалификации в терминах компетенций и результатов обучения. Ключевым инструментом для решения указанных задач сталаметодология, разработанная в рамках международного образовательного проекта «Tuning of educational structures» («Настройка образовательных структур»). Название «Тюнинг» («Tuning») было выбрано для того, чтобы подчеркнуть, что университеты стремятся не к единообразию программ или единым, определенным, «предписанным» учебным планам, а к согласованным параметрам, сближению и общему пониманию базовых подходов к организации образовательного процесса. Проект «Тюнинг» стартовал в 2000 г. как проект Европейского Союза, призванный связать политические цели Болонского процесса (а позднее - Лиссабонской стратегии) с целями высших учебных заведений. За несколько лет проект сформировал основные методологические подходы к проектированию, разработке, внедрению, оценке и
повышению качества образовательных программ для первого, второго и третьего уровней высшего образования. Методология «Тюнинг» полностью соответствует контексту Болонского процесса и является основным академическим инструментом создания единого европейского пространства высшего образования [4].
Методология «Тюнинг» сегодня приобрела международное значение в качестве универсального инструмента модернизации учебных планов в контексте достижения общих и профессиональных компетенций. Университеты различных стран и континентов в условиях расширяющегося сотрудничества все чаще прибегают к ее использованию для построения совместных образовательных программ, предусматривающих академическую мобильность, включенное обучение, внедрение системы академических кредитов, обмен образовательными модулями и взаимное признание дипломов [5].
Согласно проекту «Тюнинг» компетенция включают: «знание и понимание» (знание академической области, способность знать и понимать) «знание как действовать» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации) «знание как быть» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Результаты обучения при этом планируются по следующим группам: знание и понимание (группа А), интеллектуальные навыки (группа В), практические навыки (группа С), переносимые навыки (группа Д) [6].
При текущей и промежуточной аттестации согласно методологии «Tuning» происходит проверка не самих компетенций, а определенных результатов обучения, которые должны быть соотнесены с компетенциями. Как отмечает Елина Е.Г. и др., «результаты обучения являются описанием того, что студент должен знать, понимать или уметь продемонстрировать после успешного завершения определенного этапа обучения. Они формулируют параметры, которые могут быть измерены и достижение которых является подтверждением того, как формируются запланированные компетенции» [7].
В методологии «Тюнинг» особое внимание уделяется двум наборам компетенций: предметно-специализированные и общие компетенции. Первый набор компетенций является ключевым для академической квалификации и связан со специфическим знанием предмета. Второй набор компетенций является общим для всех или большинства академических квалификаций. Участники проекта «Тюнинг» сформулировали 30 общих компетенций [8].
Другой существенной для нашего исследования является методология технологического подхода к описанию результатов обучения. Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. Одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является описание целей. Цель обучения формируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Таксономия учебных целей была сформирована американским педагогом Б. Блумом, согласно которому образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. В когнитивную (познавательную) область входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней. 1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. 2. Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. 3. Применение. Эта категория
обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. 4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. 5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. 6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала [9].
В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В. Кларина. М.В. Кларин приводит основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели. Основные категории:
1. Знание. Категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.
2. Понимание. Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую.
3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях.
4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура.
5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной.
6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т.д.) [10].
Сходные уровни в когнитивной сфере предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения: О.Понимание 1. Узнавание 2. Воспроизведение 3. Применение 4. Творчество [11].
В.П. Симонов выделяет свои уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: различение; запоминание; понимание; применение [12]. В.Н. Максимова, детализируя усвоение, выделяет четыре уровня усвоения с позиций учебной деятельности: узнавание; запоминание; понимание; применение [13].
Изучение указанных работ показало, что речь идет об одних и тех же уровнях с некоторыми вариациями. Можно констатировать, что все указанные авторы достаточно близки в своих подходах, но между ними наблюдается некоторая терминологическая разница. Сравнительный анализ классификации уровней освоения представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ классификаций уровней освоения учебного материала_
№ Проект Tuning [6] Б. Блум [9] М.В. Кларин [10] В. П. Беспалько [П] В.П. Симонов [12] В.Н. Максимова [131
1 Знание и понимание Знание Знание Ученический (узнавание) Различение Узнавание
2 Интеллектуальные навыки Понимание Понимание Алгоритмический (решение типовых задач) Запоминание Запоминание
3 Практические навыки Применение Применение Эвристический (выбор действия) Понимание Понимание
4 Переносимые навыки Анализ Анализ Творческий (поиск действия) Применение Применение
5 - Синтез Синтез - - -
6 - Оценка Оценка - -
На основании проведенного сравнительного анализа предлагаем обобщенную классификацию уровней освоения компетенций: 1. Распознавание. 2.Воспроизведение.
3. Применение по известному алгоритму. 4. Применение в отсутствие алгоритма. 5. Производство нового знания.
Обозначим эти уровнями буквами А.В.С.Э.Е и по аналогии с методикой, предложенной в проекте Тюнинг, рассмотрим общие компетенции выпускников учреждений СПО. Взяв за основание признаки проявления общих компетенций СПО, предложенные в [15], и сопоставив каждому признаку итоговый уровень освоения, мы получили следующую адаптированную таблицу (Таблица 2).
Таблица 2
Признаки проявления общих компетенций обозначенных в ФГОС для групп СПО
Общие компетенции Признаки Уровни усвоения знаний
OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении А
Определяет социальную значимость профессиональной деятельности А
Выполняет самоанализ профессиональной пригодности В
Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда В
Определяет перспективы развития в профессиональной сфере В
Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению с
Определяет положительные и отрицательные стороны профессии с
Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. деятельности с
Определяет пути реализации жизненных планов с
Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию с
Определяет перспективы трудоустройства D
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей D
Находит способы и методы выполнения задачи С
Выстраивает план (программу) деятельности D
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи С
Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности С
Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона) С
Определяет пути устранения выявленных отклонений Е
Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество D
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Описывает ситуацию и называет противоречия С
Оценивает причины возникновения ситуации В
Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации С
Находит пути решения ситуации D
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации D
Прогнозирует развитие ситуации D
Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации Е
Берет на себя ответственность за принятое решение D
Педагогические науки Продолжение таблицы 2
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии) В
эффективного выполнения профессиональных задач Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет В
Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи В
Пользуется разнообразной справочной литературой, С
электронными ресурсами
Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.) С
Сопоставляет информацию из различных источников Э
Определяет соответствие информации поставленной Э
задаче
Классифицирует и обобщает информацию Э
Оценивает полноту и достоверность информации Э
ОК 5. Использовать информационно- Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях В
коммуникационные технологии в Извлекает информацию с электронных носителей С
профессиональной деятельности Использует средства ИТ для обработки и хранения информации С
Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения Э
Создает презентации в различных формах Е
ОК 6. Работать в коллективе и Устанавливает позитивный стиль общения В
команде, эффективно общаться с Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией В
коллегами, руководством, Признает чужое мнение С
клиентами При необходимости отстаивает собственное мнение с
Принимает критику с
Ведет деловую беседу в соответствии с этическими с
нормами
Соблюдает официальный стиль при оформлении с
документов
Составляет отчеты в соответствии с запросом и с
предъявляемыми требованиями
Оформляет документы в соответствии с нормативными с
актами
Выполняет письменные и устные рекомендации с
руководства
Общается по телефону в соответствии с этическими с
нормами
Способен к эмпатии с
Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации с
ОК 7. Брать на себя Проводит совещания в
ответственность за работу членов Ставит задачи перед коллективом в
команды (подчиненных), результат При необходимости аргументирует свою позицию в
выполнения задании Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей с
Конструктивно критикует с учетом сложившейся в
ситуации
Организует работу по выполнению задания в с
соответствии с инструкциями
Организует деятельность по выявлению ресурсов с
команды
Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды э
Окончание таблицы 2
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Анализирует собственные сильные и слабые стороны С
Определяет перспективы профессионального и личностного развития D
Анализирует существующие препятствия для карьерного роста С
Составляет программу саморазвития, самообразования С
Определяет этапы достижения поставленных целей С
Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей С
Планирует карьерный рост D
Выбирает тип карьеры D
Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту D
Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике D
Владеет методами самообразования D
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Определяет технологии, используемые в проф. деятельности С
Определяет источники информации о технологиях проф. деятельности С
Определяет условия и результаты успешного применения технологий С
Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса D
Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования D
Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения D
Определяет необходимость модернизации D
Генерирует возможные пути модернизации Е
Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.) Е
Составляет алгоритм (план) действий по модернизации Е
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Мотивирован к несению воинской обязанности. Способен участвовать в выполнении задач в условиях боевых действий, чрезвычайного и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. С
Готов к выполнению приказов или распоряжений, отданных командиром. С
Способен участвовать в выполнении задач в условиях боевых действий, чрезвычайного и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. D
Готов к прохождению военных сборов D
Проявляет активность в защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказывает помощь органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности. D
OKI 1. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. Способен использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. Е
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. Способен использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. Е
Из таблицы 2 видно, что каждая ОК имеет сложный состав, содержащий различные уровни освоения. Это позволяет провести дальнейший анализ количества уровней в каждой рассматриваемой компетенции.
В таблице 3 мы проводим количественный подсчет проявления уровней усвоения знаний по 12 общим компетенциям. В результате подсчета видим, что в общих компетенциях ведущими являются умения действовать как по известному алгоритму, так и в его отсутствие. Таким образом, важным является усвоение универсальных способов учебной деятельности, получения и применения знаний. Результаты таблицы 3 нами представлены в виде гистограмм по каждой компетенции, которыенаглядно показывают количественное соотношение проявления уровней усвоения знаний по каждой компетенции. В качестве иллюстрации представим наиболее отличающие друг от друга гистограммы:
Таблица 3
Уровни освоения общих компетенций СПО
Уровни 1. 2. 3. 4. 5.
Общие компетенции СПО А В С Е
1 ++ +++ +++++ +
2 ++++ +++ +
3 + ++ ++++ +
4 +++ ++ ++++
5 + ++ + +
6 ++ +++++++++++
7 ++++ +++ ++
8 +++++ ++++++
9 +++ ++++
10 +
11 +
12 ++ +++
Сумма 2 14 39 28 5
ОК-1
б
>5
I 5 01
4 4
го ^
§2
§ 1 2£
О
■ ■
вед Уровни усвоения
ОК-9
5
I 4
О)
с;
ш 3
05 -3 О
с" 2 о
Ой 1
Рис. 1. Гистограммы уровней усвоения знаний компетенций ОК -1 и ОК-9
а
е
Представленные гистограммы показывают, что состав уровней усвоения по общим компетенциям неоднороден, и, в то же время, позволяют оценить вес каждого уровня в рассматриваемых компетенциях.
Теперь обобщим суммарные результаты уровней усвоения знаний по всем общим компетенциям: (см. рисунок 2)
40
А В С О Е
Уровни усвоения
Рис. 2 Гистограмма итогового суммарного состава уровней усвоения знаний
Гистограмма 2 показывает, что все рассматриваемые ОК СПО имеют наибольший вес освоения на уровне С (применение по известному алгоритму), а также на уровне Б (применение в отсутствие известного алгоритма).
Выводы. Проведенное покомпонентное изучение компетенций показало, что в результате их освоения обучающиеся выходят на достаточно высокий уровень применения знаний. Среднее профессиональное образование обеспечивает подготовку выпускников на высоком прикладном уровне, что выполняет основную задачу подготовки в учреждениях СПО и обеспечивает рынок труда специальностями требуемого уровня. В реализации компетентностного подхода наибольшую трудность представляет разработка методики оценивания уровня освоения компетенций. Вместе с тем адекватная система оценивания играет большую роль для их успешного формирования.
Предложенная в статье методика уровневого проявления признаков ОК может стать действенным инструментом диагностики ОК обучающихся. На основании проведенного анализа различных подходов к уровням усвоения знаний и освоения ученого материала выведена обобщенная классификация уровней освоения компетенций. Взяв за основание признаки проявления общих компетенций среднего профессионального образования и сопоставив каждому признаку итоговый уровень освоения, проводится количественный подсчет проявления уровней усвоения знаний по двенадцати общим компетенциям. Выделение показателей сформированности для каждой из ОК и комплексная оценка всех признаков по единой шкале позволяет сделать процесс формирования и развития ОК более эффективным и целенаправленным.
Литература
1. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография. Казань: КГЭУ, 2010.135 с.
2. Демина Е.А. Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования //Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 24-27.
3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ Блинов ИМ., Волошина И.А.Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Выпуск 1. М.: ФИРО. 2010. 19 с.
4. Tuning Methodology // Tuning: Educational Structures in Europe [сайт]. URL: http://www.unideusto.org/tuningeu/tuning-methodology.1г1т1(датаобращения: 27.02.2017).
5. Караваева E.B., Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченнкэ В.Х Возможность использования методологических принципов еврепейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. №1. С. 3-13.
6. Competences// Tuning: Educational Structures in Europe [сайт]. URL^ttpV/www.unideusto.org/tuningeu/competences.htmlfSaraa обращения: 26.02.2017).
7. Елина Е.Г., Ковтун E.H., Родионова С.Е. Компетенции и результаты образования: логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 10-20.
8. Competence-based learning. A proposal for assessment of generic competences / Ed. A.V. Sanchez & M.P. Ruiz. — Bilbao: university of Deusto, 2008. 334 p.
9. Чошанов M.A. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США. Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY: [Электронный ресурс]. (дата обращения: 27.02.2017).
10. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Глава 3. Технология полного усвоения знаний. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета. 2004 г. С. 58-76.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Издательство Института профессионального образования Министерства образования России. 1995. 336 с.
12. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М.: МПА. 1999. 48 с.
13. Максимова В.Н. Проблема стандартизации оценки результатов образовательных стандартов. СПб.: Образование. 1995. С. 91-97.
14. Овчинников В.В. Оценивание учебных достижений учащихся при проведении централизованного тестирования. М.: Центр тестирования МО РФ. 2001. 27 с.
15. Методические рекомендации по составлению таблицы диагностического минимума как элемента мониторинга уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся -ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум». 2015. 18 с.
References
1. Matushanskii G.U., Kudakov O.R., Zavada G.V. Teoretiko-metodologicheskie aspekty primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professional'nom obrazovanii: monografiya. Kazan': KGEU,2010. 135 p.
2. Demina E.A. Obshchie i professional'nye kompetentsii: puti dostizheniya rezul'tatov obrazovaniya //Srednee professional'noe obrazovanie. 2015. No. 1. P. 24-27.
3. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiiskogo professional'nogo obrazovaniya/ Blinov I.I., Voloshina I.A. Esenina E.Yu., Leibovich A.N., Novikov P.N. Vypusk 1. M.: FIRO. 2010. 19 p.
4. TuningMethodology // Tuning: Educational Structures in Europe [sait], URL: http://www.unideusto.org/tuningeu/tuning-methodology.html(dataobrashcheniya: 27.02.2017).
5. Karavaeva E.V., Teleshova I.G., Ul'yanova M.E., Echenike V.Kh Vozmozhnost' ispol'zovaniya metodologicheskikh printsipov evrepeiskogo obrazovaniya v rossiiskikh universitetakh // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No.l. PP. 3-13.
6. Competences// Tuning: Educational Structures in Europe [sait], URL:http://www.unideusto.org/tuningeu/competences.html(data obrashcheniya: 26.02.2017).
7. Elina E.G., Kovtun E.N., Rodionova S.E. Kompetentsii i rezul'taty obrazovaniya: logika predstavleniya v obrazovatel'nykhprogrammakh // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. No.l. PP. 10-20.
8. Competence-based learning. A proposal for assessment of generic competences / Ed. A.V. Sanchez & M.P. Ruiz. — Bilbao: university of Deusto, 2008. 334 p.
9. Choshanov M.A. Obzor taksonomii uchebnykh tselei v pedagogike SShA. Minsk: Belorusskaya tsifrovaya biblioteka LIBRARY.BY:[Elektronnyi resurs], (data obrashcheniya: 27.02.2017).
10. Lavrent'ev G.V., Lavrent'eva N.B., Neudakhina N.A. Innovatsionnye obuchayushchie tekhnologii v professional'noi podgotovke spetsialistov. Glava 3. Tekhnologiya polnogo usvoeniya znanii. Barnaul: Izd-vo Altaiskogo gosuniversiteta. 2004 g. PP. 58-76.
11. Bespal'ko V.P. Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya. M.: Izdatel'stvo Instituta professional'nogo obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya Rossii. 1995. 336 p.
12. Simonov V.P. Diagnostika stepeni obuchennosti uchashchikhsya. M.: MPA. 1999. 48 p.
13. Maksimova V.N. Problema standartizatsii otsenki rezul'tatov obrazovatel'nykh standartov. SPb.: Obrazovanie. 1995. PP. 91-97.
14. Ovchinnikov V.V. Otsenivanie uchebnykh dostizhenii uchashchikhsya pri provedenii tsentralizovannogo testirovaniya. M.: Tsentr testirovaniya MO RF. 2001. 27 p.
15. Metodicheskie rekomendatsii po sostavleniyu tablitsy diagnosticheskogo minimuma как elementa monitoringa urovnya sformirovannosti obshchikh i professional'nykh kompetentsii obuchayushchikhsya -GAPOU SO «Kamensk-Ural'skii radiotekhnicheskii tekhnikum»-2015. 18 p.
Авторы публикации
Матушанский Григорий Ушерович - Казанский государственный энергетический университет, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры истории и педагогики. Завада Галина Владимировна - Казанский государственный энергетический университет», кандидат педагогических наук, доцент.
Забелина Татьяна Геннадиевна - преподаватель Казанского техникума народных художественных промыслов. Казанский государственный энергетический университет - аспирант кафедры истории и педагогики.
The authors of the publication
Grigoriy U. Matushansky - Doctor Sci. (pedagogic), Professor. Head of the Department of history and pedagogy. Kazan state power engineering University, Kazan, Russia.
Galina V. Zavada - candidate Sci. (pedagogic), associate Professor, Kazan state power engineering University, Kazan, Russia.
Tatiana G. Zabelina - Teacher of Kazan College of folk arts and crafts, Kazan state power engineering University, postgraduate student. Kazan, Russia.
Дата поступления 16.02.2017.