УДК 38.091.3:004.77
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БАКАЛАВР
МЕНЕДЖМЕНТА Мушкарова Ольга Михайловна, к.э.н., доцент (e-mail: muschkarova@ya.ru, м.т. + 7-981-149-75-65) Михеева Мария Федоровна, старший преподаватель (e-mail: mihchepmar@ya.ru, м.т. + 7-901-319-56-68)
Шайтарова Ольга Евгеньевна, к.э.н., доцент (e-mail: shaytarova@mail.ru, м.т. + 7-921-751-75-54) Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова, г.Санкт-Петербург, Россия
В данной статье изучены предпочтения обучающихся в ВУЗе в выборе инновационных и традиционных методов обучения для формирования профессиональных компетенций.
Приведены результаты опроса студентов, проведенного с целью выявления их предпочтений формы получения знаний в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционное обучение, компетенции, методы формирования компетенций, инновации.
Введение
Основной тезис инновационного образования - развивающее и развивающееся образование. Данное образование требует постоянного обновления компетенций специалиста на базе применения современных мобильных форм образования. Новые формы образования должны обеспечить освоение и внедрение инноваций в различных областях знаний.
Практика инновационного образования в настоящий момент времени включает следующие взаимосвязанные составляющие:
- современное содержание предметных знаний, направленное на формирование и развитие компетенций, адекватных современной бизнес - практике;
- активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не на пассивное восприятие материала;
- современная инфраструктура обучения, включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционного обучения.
Значение степени удовлетворенности обучающихся способствует своевременному обновлению содержания компетенции. Студент должен лично для себя определить результативность видов и методов обучении для формирования своей профессиональной компетенции. Это возможно, если
студент четко определяет взаимосвязь между методами обучения и объемами освоенных компетенций.
Цель исследования:
С позиций маркетингового подхода нас заинтересовали следующие аспекты формирования и возможности использования оценки студентов для выявления их профессиональных предпочтений:
- исследование влияния методов обучения на формирование профессионально-личностных компетенций;
- выявление предпочтений в выборе будущих сфер деятельности и конкретных профессий;
- оценка степени удовлетворенности выбором обучения по направлению бакалавр менеджмента.
Применялись методы маркетингового исследования в виде опроса студентов по интересующему нас кругу вопросов.
Исследование проводилось в виде опроса студентов III курса (37 человек) и IV курса (29 человек) института управления и экономики лесного сектора Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета в 2018 году.
Теоретическая часть
Инновационные методы способствуют закреплению инструментальных компетенций путем комплексного поиска решений в процессе коллективного обсуждения. Работа в команде оттачивает и коммуникативные компетенции. Это также позволяет нарабатывать компетенции анализа и синтеза информации при решении поставленных задач и принятии решений.
В целом следует отметить, что инструментальные компетенции базируются на умении использовать полученные знания, системные компетенции отражают умение и желание активной профессиональной деятельности, межличностные коммуникации - умение взаимодействовать с коллегами.
Синергетический эффект традиционных и инновационных методов обучения с использованием информационных технологий и компьютерной техники обеспечивает:
- широкий доступ к разнообразным источникам информации;
- экономию времени при обосновании альтернатив при принятии решения;
- возможность многовариантного поиска решения;
- умения работать в команде при дистанционном способе общения.
Осознание значимости приобретаемых компетенции влияет на формирование профессиональных предпочтений в сфере деятельности и определяет рейтинг конкретных видов профессий. Инструментальные компетенции базируются на умении использовать полученные знания. Системные компетенции отражают готовность к активной профессиональной деятельности. Межличностные коммуникации проявляются в умении адаптироваться и взаимодействовать с коллегами при разнообразных вариациях кросс-культурного менеджмента.
Список компетенций, используемых при исследовании, согласуется с Международной программой образования TUNINQ. [6]
В статье представлены результаты проведенных опросов.
Исследовательские методы
Применялись методы маркетингового исследования в виде опроса студентов по интересующему нас кругу вопросов.
Оценка влияния методов обучения на формирование компетенций осуществляется матричным способом. Матричный способ оценки позволяет оценить вклад традиционных и инновационных методов обучения в формирование компетенций по единой шкале оценок. [4] Единый масштаб измерений обеспечивает сопоставимость оценки влияния анализируемых форм обучения на формирование всего спектра компетенций.
Результаты
В начале исследований студентам было предложено дать оценку желаемой организации процесса обучения через определение соотношения показателей по списку, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 - Оценка приоритетности методов обучения, учебно-методического обеспечения, форм текущей и промежуточной аттестации
(доля показателя в общей совокупности по каждому критерию)
Критерии доля, %
Степень результативности методов обучения
- традиционные 35
- инновационные 65
Предпочтения видов традиционных методов обучения:
- лекции 35
- практические (семинарские) занятия - курсовая работа (проект) 43 22
Степень удобства для обучения видов учебно-методического обеспечения:
- печатных 43
- электронных баз института и университета 17
- интернета 40
Уровень объективности форм оценки освоения дисциплин:
- текущии контроль в виде тестирования 26
- участие в деловой игре 16
- решение ситуационной задачи (кейс-задачи) 16
- презентация - реферат 24 18
Приоритетность оценочных средств промежуточной аттестации для раскрытия
творческого подхода и уровня самостоятельности в освоении дисциплин:
- экзамен в устной форме 20
- экзамен в виде тестирования 25
- защита курсовой работы 30
- зачет 25
Респонденты отдают предпочтение современным технологиям обучения при контактных формах - лекциях и практических занятиях. Обмен информацией позволяет обсудить проблемные вопросы.
Учебно-методическое обеспечение в виде печатных форм более удобны для процесса обучения (43%) в сравнении с сетью интернета (40%) и электронной базой института и университета (17%).
Выбор объективных форм текущей аттестации выявил разброс оценок респондентов. Наиболее значимым для оценки творческого характера и уровня самостоятельности студенты выбрали выполнение курсовой работы (30%).
Разнообразие ответов требует развернутой оценки влияния методов обучения на процесс формирования теоретических знаний и практических навыков, поведенческих характеристик и личностных качеств, которые характеризуют уровень компетентности специалиста. Степень влияния методов обучения может быть получена при использовании матричного способа оценки.
Критерии оценки и результаты опросов по влиянию форм обучения на формирование компетенций приведенны в таблицах 2, 3
Таблица 2 - Критерии оценки
Критерии оценки Балл
В максимальной степени способствуют формированию когнитивной составляющей компетенции 5
Опосредовано влияет на сопутствующие элементы формирования компетенции 4
Оказывает формальное влияние 3
В минимальной степени способствует формированию компетенции 2
Не влияет на формирование компетенции 1
Таблица 3 - Матрица оценки влияния форм обучения на формирование профессионально-личностных компетенций бакалавров, обучающихся по _направлению «Мен еджмент»._
Форма обучения Компетен-ции Лекции тия, (се- Доклад Курсовая дстве нная прак ^ & з 3 Й с > га > М СО вая игра бота в ко-ман-
\ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕН ЦИИ
- способносГцк анализу и синтезу знаний 4,6 4,8 4,9 5,0 5,0 4,2 4,8 4,9 5,0
- базовые знания в^рш-личных областях > 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 4,6 4,8 4,8 4,5
- подготовка по основам профессиональных знаний 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 4,5 5,0 5,0 4,7
- письменная и устная коммуникации 4,2 4,7 5,0 5,0 5,0 5,0 4,5 5,0 5,0
- умение находить и анализировать информацию 3,2 4,0 4,8 5,0 5,0 4,8 4,6 4,9 4,9
- решение проблемы 3,6 4,1 4,5 5,0 5,0 4,5 5,0 5,0 4,9
- принятие решений 2,2 3,6 3,7 4,8 4,7 4,5 4,7 4,5 4,8
- навыки работы с компьютером 1,0 1,8 1,5 3,6 3,9 4,7 3,2 3,6 3,5
Средний балл по группе 3,9 4,1 4,3 4,8 4,8 4,6 4,6 4,7 4,7
СИСТЕМНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- генерация идей(креатив-ность) 2,2 3,2 4,6 3,2 2,8 4,2 4,3 4,6 4,3
- адаптация к новым условиям 1,5 1,8 2,4 3,2 5,0 3,8 4,2 4,6 4,8
- навыки лидерства 1,0 1,0 3,2 2,0 4,0 3,3 3,6 4,8 4,8
Способность работать самостоятельно 1,0 4,0 4,4 4,5 5,0 4,5 4,8 4,8 4,8
Разработка управленческих решений 2,5 2,9 2,2 3,8 4,6 3,5 4,2 4,6 4,7
Стремление к успеху 1,8 1,9 3,9 3,8 4,6 3,6 4,2 4,6 4,8
Средний балл по группе 1,7 2,4 3,4 3,4 4,3 3,8 4,2 4,7 4,7
М [ЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОМП ЕТЕНЦ ИИ
Способность к критике и самокритике 1,9 2,1 2,4 2,4 3,7 1,2 3,9 4,5 4,9
Умение работать в команде 1,0 2,2 1,0 1,2 4,6 1,3 2,1 5,0 5,0
Приверженность этическим нормам 4,6 4,4 4,3 1,6 4,8 2,2 2,5 4,8 4,9
Средний балл по группе 2,5 2,9 2,5 1,7 4,3 1,6 2,5 4,6 4,9
Средний балл итого 2,5 3,4 3,4 3,3 4,4 3,3 2,8 4,7 4,8
Матричный метод оценки выявил разновекторность влияния всех оцениваемых форм обучения. Полученные данные показывают, что традиционные формы обучения наиболее значимыми для наполнения базовых и профессиональных знаний - балльная оценка равна 5.0. Они эффективно дополняются инновационными приемами обучения (деловые игры, работа в команде, кейс-задания) - средний балл в разделе «Инструментальные компетенции» колеблется в диапазоне 4,6-4,8.
Степень освоения каждой компетенции в зависимости от соотношения использования традиционных и инновационных методов обучения представлены в таблице 4.
Традиционные формы обучения остаются классическими в формировании содержательной компоненты компетенций (обеспечивают освоение инструментальных компетенций на 86,5%). А уровень инновационных форм составляет 92,4%. При всех обвинениях в некой архаичности с позиций европейской системы образования данные формы обучения в силу российской ментальности воспринимаются студентами необходимыми и эмоционально значимыми для формирования когнитивного уровня знаний. Базовые знания в различных областях, подготовка по основам профессиональны знаний в максимальной мере обеспечиваются традиционными формами обучения (100%).
Таблица 4 - степень влияния традиционных и инновационных форм _обучения на уровень освоения компетенций_
Форма обучения компетенции Формы обучения ИТОГО
традиционные инновационные
балл % освоения балл % освоения балл % освоения
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- способность к анализу и синтезу знаний 4,86 97,2 4,72 94,4 4,79 95,8
- базовые знания в различных областях 5,0 100 4,67 93,4 4,84 96,8
- подготовка по основам профессиональны знаний 5,0 100 4,8 96 4,9 98
- письменная и устная коммуникации 4,78 95,6 4,87 97,4 4,8 96
- умение находить и анализировать информацию 4,4 88 4,8 96 4,6 92
- решение проблемы 4,4 88 4,85 97 4,62 92,4
- принятие решений 3,8 76 4,6 92 4,2 84
- навыки работы с компьютером 2,4 48 3,75 75 3,1 62
Средний балл по группе 4,3 86,5 4,65 92,4 4,46 89,2
СИСТЕМН ЫЕ КОМПЕТЕНЦИ И
- генерация идей (креативность) 3,2 64 4,4 88 3,8 76
- адаптация к новым условиям 2,78 55,6 4,4 88 3,6 72
- навыки лидерства 2,24 44,8 4,1 82 3,2 64
- способность работать самостоятельно 3,78 75,6 4,73 94,6 4,3 86
- разработка управленческих решений 3,2 64 4,25 85 3,73 74,6
- стремление к успеху 3,2 64 4,3 86 3,75 75
Средний балл по группе 3 60 4,35 87 3,68 73,6
МЕЖЛИ [ЧНОСТНЫЕ КОМ [ПЕТЕК ЩИИ
- способность к критике и самокритике 2,5 50 3,6 72 3,1 62
- умение работать в команде 2,0 40 3,35 67 2,68 53,6
- приверженность этическим нормам 3,9 78 3,6 72 3,8 76
Средний балл по группе 2,78 55,6 3,4 68 3,0 60
ИТОГО 3,4 68 3,9 78 3,7 74
Инновационные методы - активные методы обучения способствуют формированию системных и межличностных компетенций (средний балл составляет от 4,3 до 4,9). Это позволяет освоить данные компетенции в среднем на 85%. Работа в команде способствует развитию качеств лидера. Деловая игра раскрывает возможность студента проявить свои способности, обучаясь на примере своих товарищей.
Список и содержание компетенций оказывает влияние на выбор студентами предпочтений в выборе будущей сферы деятельности. Студентам было предложено ранжировать список профессий (должностей) по трем критериям.
Предпочтения в выборе будущей сферы деятельности и рейтинг профессий по результатам опроса отражены в таблицах № 5, 6.
Таблица 5 - Распределение предпочтений по видам профессиональной деятельности
Распределение предпочтений студентов
Сфера профессиональной деятельности 3 курс 4 курс
чел. % чел. %
Собственный бизнес 21 56 17 59
Производство 1 3 5 17
Государственная служба 7 19 4 15
Торговля - - 1 3
Наука 1 3 1 3
Преподавательская деятельность 1 3 1 3
Служба в банке 6 16 - -
Итого: 37 100 29 100
Таблица 6 - Результаты опроса студентов
Наименование профессии Рейтинг п рофессий по уровню
материальной обеспеченности творчества перспективности
3 курс 4 курс 3 курс 4 курс 3 курс 4 курс
Предприниматель 8,6 7,5 6 6,1 6,2 6,6
Финансист 8,5 6,3 5,3 4,5 5,4 6,6
Директор 6,7 6,3 3,6 5,3 6,6 5,6
Чиновник 5 7,8 3,6 4,5 6,4 6,8
Маркетолог 4,8 5 6 7,2 5,2 5,4
Банковский служащий 4,6 7 4,2 2,8 5,4 6
Менеджер 4,3 4,4 5,6 6,9 6,1 5,4
Ученый 4,2 3,4 4,5 6,1 4,4 5,7
Программист 4 5,5 6,2 6,3 4,7 7,3
Преподаватель 2 1,8 5,1 6,2 2,8 4
Большинство студентов осознают несовпадения творческих компонентов профессий и уровня дохода, который они могут гарантировать. Более половины респондентов априори считают ведение собственного бизнеса гарантией высокого уровня материальной свободы при творческом характере деятельности. Вследствие этого признают для себя наиболее предпочтительным и перспективным владение собственным бизнесом. При этом в первую пятерку рейтинга творческих профессий внесены: маркетолог, ме-
неджер, программист, предприниматель и преподаватель. При этом преподавательская деятельность отнесена на последнее место в рейтинге перспективности из-за низкого уровня доходности.
Данные расхождения в оценках потенциальных сфер деятельности влияют на метаморфозы мотиваций абитуриентов и студентов, обучающихся на III и IV курсах.
Оценка правильности выбора профессии представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Степень удовлетворенности выбором профессиональной _деятельности, уровнем обучения и сроком обучения [10]_
Распределение числа ответов
Содержание вопросов IV курс III курс
Количество, % к Количество, % к
чел. итогу человек итогу
Правильность выбора при поступ-
лении
- да 4 14 15 40
- нет 14 48 21 57
- пока не знаю 11 38 1 3
Оправдание ожиданий от правиль-
ности выбора
- частично 20 72 22 59
- в полной мере 2 7 7 19
- нет 7 21 8 22
Удовлетворенность
уровнем обучения
- в основном 14 52 12 32
- несомненно «да» 4 14 6 16
- несомненно «нет» 1 3 4 11
Удовлетворен недостаточно 10 31 15 41
Достаточна ли 4-х летняяпродол-
жительность обучения
- да 16 55 23 63
- нет 13 45 14 37
Желание учиться далее в магистра-
туре
- да 16 55 21 57
- нет 13 45 16 43
Из данных таблицы 7 следуют выводы:
- осознанный выбор при поступлении подтвердили 14% студентов IV курса и 40% студентов III курса;
- продолжают сомневаться 21% и 22% соответственно;
- большинство полностью или частично считают свои ожидания оправданными (79% - IV курс и 78% - III курс);
- более половины респондентов (52% - III курса и 32% - IV курса) удовлетворены в «основном» уровнем обучения;
- «в полной мере» удовлетворены уровнем обучения 14% и 16% соответственно;
- каждый второй из респондентов планирует продолжить образование по магистерской программе (55% - IV курс, 57% - III курс).
Заключение
Абсолютная оценка влияния традиционных и инновационных форм обучения на предпочтения студентов не может быть выявлена однозначно.
Индивидуальные ответы респондентов отразили многообразие и противоположность взглядов по всему спектру поставленных вопросов. Разнообразие ответов позволило отразить интересный аспект сложнейшей проблемы совершенствования процесса образования. Считаем необходимым выдерживать деликатное соотношение традиционных и инновационных форм обучения. Информационные технологии не должны монополизировать образовательный процесс. Перераспределение эмоционального и рационального в процессе обучения должны быть направлены на развитие интеллекта.
Запросы работодателя требует от студентов готовность проявить свои компетенции. Профиль подготовки специалистов лесотехнического университета, не ставит ограничения по трудоустройству выпускников. Выявленные предпочтения студентов в творческой компоненте будущей профессии, нацеливает их на более глубокое освоение конкретных компетенций, которые способны обеспечить успешное освоение выбранной ими профессиональной сферы.
Список литературы
1. Балдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие.: учеб. пособие /
К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. — М. : Дашков и К, 2015. — 312 с.
2. Колин К.К. Овладение информацией-стратегическая проблема развития цивилизации в XXI веке.— // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 25. — С. 14-30.
3. Брун, Ф.К. Руководство к сравнительной статистике европейских государств. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 207 с.
4. Сайфулин Р.С., Шапигузов С.М. Сборник задач по теории анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 143 с.
5. Competence-based learning. A proposal for assessment of generic competences / Ed. A.V. Sanchez & M.P. Ruiz. - Bilbao: university of Deusto, 2008. - 334 p.
6. Компетентностный подход в образовании. Реферативный бюллетень РГГУ. 2005
7. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс / Tuning General Brochure: http://www.unideusto.org/tuningeu/documents.html
8. http://www.unideusto.org/tuningeu/subject-areas.html
9. http://www.unideusto.org/tuningeu/workload-a-ects.html
10. Михеева М.Ф., Мушкарова О.М. Исследования профессиональных предпочтений студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «менеджмент» // Леса России: политика, промышленность, наука, образование / материалы международной научно-технической конференции. Том 1 / Под. ред. В.М. Гедьо. - СПб.: СПбГЛТУ, 2017. -235-238 с.
Mushkarova Olga, Cand.Econ.Sch., associate professor (e-mail: muschkarova@ya.ru)
Saint-Petersburg state forest technical university, Saint-Petersburg, Russia Mikheeva Mariya, teacher (e-mail: mihchepmar@ya.ru)
Saint-Petersburg state forest technical university, Saint-Petersburg, Russia Shaitarova Olga, Cand. Econ.Sch., associate professor (e-mail: shaytarova@mail.ru)
Saint-Petersburg state forest technical university, Saint-Petersburg, Russia ASSESSMENT OF INFLUENCE OF INNOVATIVE METHODS OF EDUCATION ON PROFESSIONAL PREFERENCES OF BACHELOR STUDENTS STUDYING MANAGEMENT
Abstract: This article examines the preferences of students in the university in the selection of innovative and traditional teaching methods for the formation of professional competencies.
Keywords: distance learning, traditional learning, competences, competence formation methods, innovations.