МАТЕРИАЛЫ
ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУЧНАЯ ШКОЛА ОБЩЕЙ И ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В КУЗБАССЕ: ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» [21 СЕНТЯБРЯ 2017 Г., Г. КЕМЕРОВО)
MATERIALS
OF THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "SCIENTIFIC SCHOOL OF GENERAL AND INSTITUTIONAL PEDAGOGY IN KUZBASS: ESTABLISHING MILESTONES, DEVELOPMENT PROSPECTS"
[KEMEROVO, SEPTEMBER 21, 2017)
УДК/UDC 377 С. В. Иванова, И. А. Сиялова
S. Ivanova, I. Siyalova
ОБРАТНЫЙ МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ МОДЕЛИ МЕТАПРОФАЙЛА В СИСТЕМЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
REVERSE METHOD OF CREATING A META-PROFILE MODEL IN THE SYSTEM OF A FUND OF VALUATION MEANS OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM
Введение. В статье представлено исследование по научно-практической проблеме создания фонда оценочных средств дополнительной профессиональной программы переподготовки. Эти средства должны соотноситься с актуальными запросами работодателей и самих обучающихся — педагогов учреждений среднего профессионального образования, причем не только на ближайшую перспективу, но и подразумевать потенциал профессионального саморазвития педагога. Цель статьи — исследовать проблемное поле построения оценочных средств и обосновать оптимизацию проектирования инструментов оценивания.
Методология. Исследование проводится на основе методов:
— анализа научно-педагогической литературы и практики реализации программ профессиональной переподготовки по педагогической профессии;
— синтеза проблем теоретического обоснования и практического решения задач построения фондов оценочных средств;
— проектирования вариантов построения инструментов оценивания.
В этих целях были проведены: сравнение подходов и способов проектирования дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации; изучение практики инновационного поиска педагогических работников системы повышения квалификации; синтез полученных результатов проектирования.
Метод создания фондов оценивания результатов соответствовал маркетингово-компетент-ностному подходу, ключевый смысл которого — сочетание педагогической и экономической целесообразности.
Результаты заключаются в выявлении направлений совершенствования фондов оценочных средств, их специфики и преимуществ. Так, результат оценивания соответствия предъявляемых компетенций требованиям модели метапрофайла может проводиться не только педагогом вуза, но и за счет экспертных оценок самих слушателей. Для педагога аргументированная оценка и самооценка соответствия метапрофайлу ключевых компетенций и трудовых функций сами по себе проявление профессиональной компетентности и экспертных умений в избранной области.
Заключение. Автор отмечает, что составление фондов оценочных средств опирается на предварительное составление метапрофайла обратным методом, то есть не преподавателями курсов, а обучающимися педагогами. Под метапрофайлом понимается комплекс, «пучок» актуальных компетентностей и трудовых функций. Сконцентрировать таковые для предъявления итогов обучения способны обучающиеся по дополнительной профессиональной программе, так как они имеют достаточный производственный опыт и собственные представления о том, какие кадры необходимо готовить для промышленности и сферы услуг.
Introduction. The article presents a study on the scientific and practical problem of establishing the fund of valuation means of the additional professional training program. These means should be relevant to the current demands of employers and of trainees of secondary vocational training institutions, not only for the immediate future but also for the potential of professional development of an educator. The purpose of the article is to investigate the problematic field of the evaluation tools construction and to justify the optimization of the evaluation tools design.
Methodology. The study is based on the following methods:
— analysis of the educational literature and the practice of realization retraining programs in the pedagogical profession;
— synthesis of the problems of theoretical justification and practical solution of the assessment funds construction,
— design of the estimation tools options.
To this end, the following actions were carried out: comparison of approaches and methods of the design of additional professional development program; examination of the practice of innovative search for pedagogical staff in the career development system; synthesis of the design results.
A fund creation method corresponded to a marketing and competence-based approach, which key meaning was a combination of the pedagogical and economic expediency.
The results include the identification of ways for the assessment funds improving, their specificities and benefits. Thus, the result of estimating the suitability of competency requirements of the meta-profile model may be carried out not only by a professor, but also by expert judgments of the trainees themselves. For the educator, grounded assessment and self-assessment of the suitability of the meta-profile of main competencies and work functions are a demonstration of professional competence and expertise in the chosen area.
Conclusion. The author notes that the preparation of the assessment funds is based on the preliminary drafting of the meta-profile inverse method, i. e., not by the instructors of the course, but by the trainee educators. Meta-profile refers to the complex of relevant competencies and work functions. Concentrating on the results of the training is available to trainees in the supplementary education program, as they have sufficient production experience and their own perceptions of the skills to be prepared for the industry and services.
Ключевые слова: оценочные средства, профессиональная переподготовка, дополнительная профессиональная образовательная программа, модель метапрофайла, обратный метод.
Keywords: assessment tools, vocational retraining, additional professional education programme, meta-file model, reverse method.
Проблема создания оценочных средств реализации дополнительной профессиональной программы переподготовки (ДОПП) педагогических работников, не имеющих педагогического образования, состоит в поиске универсального инструментария, одновременно отвечающего требо-
ваниям как профессионального стандарта, так и ФГОС высшего образования. Кроме того, эти средства должны соотноситься с актуальными запросами работодателей и самих обучающихся — педагогов учреждений среднего профессионального образования (СПО) — не только по окончании переподготовки, но и на ближайшую перспективу, т. е. подразумевать потенциал профессионального саморазвития педагога [4; 16].
В первую очередь процедура оценивания должна позволить определить компетентности в формате «компетентность — трудовая функция — образовательный модуль — дескрипторы — инструмент оценивания». Однако исследование систем непрерывного образования, изучение преемственности формирования компетенций в условиях непрерывного образования показывают множество трудностей в создании средств оценивания:
1) созданные средства и процедуры трудоемки, объемны, требуют больших временных затрат и привлечения широкого круга заказчиков;
2) не всегда учитывают специфику отрасли и региональный аспект, в условиях которых будет работать обучающийся педагог;
3) не оправдывают вложенного труда по созданию дискрипторов, паспортов и прочих атрибутов таких средств оценивания, так как они остаются практически не востребованными при их применении, либо отвлекают время преподавателя на решение второстепенных задач [8; 15; 17].
Цель статьи — предложение варианта модели метапрофайла как компонента системы фонда оценочных средств, который:
— будет адекватен задачам обучения педагогов, пришедших с производства в систему среднего профессионального образования и не имеющих педагогического образования;
— учитывает региональную и отраслевую специфику учреждения СПО, в котором трудятся данные педагоги;
— моделирует перспективу саморазвития обучающихся педагогов в системе дополнительного профессионального образования;
— создает основу развитию недостающих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС высшего образования и формированию новых трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом;
— интегрирует потенциал основного и дополнительного, формального и неформального образования.
Анализ научной литературы по проблеме создания фондов оценочных средств и непосредственная практика реализации дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки для педагогических работников, не имеющих педагогического образования, позволили выявить определенную специфику оценочных средств.
В условиях компетентностной парадигмы образования для такой категории обучающихся не может быть создано универсального средства оценивания. Так, В. Н. Бобриков, Н. Н. Равочкин и другие считают, что в российском образовании наблюдается несоответствие уровней развития проектирования и реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования и оценивания результатов их освоения современным запросам отечественной экономики [1; 11].
Для решения этой проблемы, например, участниками проекта Tuning Russia в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевског (ННГУ) разработан учебный модуль по проектированию развития компетенций. Для того чтобы воспользоваться предлагаемым алгоритмом, от преподавателя вуза потребуется способность последовательно выполнить каждый шаг. Это повлечет за собой необходимость повышения квалификации в области компетентностно-ориентированных методов и технологий, а также образовательного самоменеджмента [6]. В большей степени это можно отнести к методистам систем формального (на базе вузов) и неформального образования (СПО).
Между тем в практико-ориентированной сфере приложения компетенций педагогов СПО актуальным остается такой результат педагогического образования, как подготовка выпускника, отвечающего запросам работодателя в производственной и социальной сферах региона. Именно такой выпускник, готовый сразу же включиться в производство качественных товаров и услуг, интересует предпринимателя, а не формальное соответствие дискрипторам оценивания компетенций и трудовых функций, проявленное педагогом СПО в ходе контрольных испытаний по дополнительным профессиональным программам переподготовки. Поэтому цепочка связей между сопоставлением требований нор-
мативов различных стандартов и результатов реальной практики должна быть воплощена в емкой и концентрированной процедуре оценивания. Работодатели предложили таким мерилом компетент-ностей считать результаты обучающихся СПО, проявленные в ходе профессиональных соревнований «ВорлдСкиллс Россия». Следовательно, инновационный поиск средств оценивания компетенций педагогов СПО должен быть направлен в первую очередь на поиск способов выявления таких технологий, которые способны демонстрировать успешность подготовки обучающихся учреждений СПО [2].
При оценивании качества освоения дополнительных профессиональных программ переподготовки предъявленная слушателем технология может служить доказательством степени его мастерства как педагога и соответствия требованиям ФГОС высшего образования и профессионального стандарта. В такой технологии освоения и экспертной оценке формирующихся профессиональных компетенций обучающихся состоит преимущество системы дополнительного профессионального образования — оно представляется наиболее гибким и результативным, являясь завершающей ступенью при подготовке профессионалов. Сами обучающиеся должны критически мыслить и непосредственно участвовать в инновационных преобразованиях [5; 13; 14; 16; 18; 19].
Методами решения проблемы были выбраны: сравнение подходов и способов проектирования дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации; изучение практики инновационного поиска педагогических работников; синтез полученных результатов проектирования. При этом метод создания фондов оценивания результатов ДОПП соответствовал маркетингово-компетентностному подходу [7; 12; 15], ключевой смысл которого — сочетание педагогической и экономической целесообразности.
В результате были выявлены оптимальные варианты проектирования процедур составления требований к средствам оценивания:
1) выполняется декомпозиция дескрипторов профессионального и образовательного стандартов: определяется соответствие требований и выбираются наиболее значимые;
2) составляется метапрофайл: комплекс («пучок») требований профессионального и образовательного стандартов (С. А. Писарева, Н. Н. Суртаева);
3) проектируется поэтапное освоение компетенций от начинающего уровня (для молодого педагога) до лидерского, наиболее полно соответствующего всем позициям профессионального стандарта (по шведской модели, описанной А. Ю. Сергиенко).
Затем был спроектирован вариант метапрофайла обратным методом и проведена его предварительная экспертная оценка. Метапрофайл — это представление о структуре и сочетании компетенций, которые идентифицируют конкретную предметную область. Метапрофайл служит для укрупнения показателей по группам компетенций [10].
Элементы проектирования метапрофайла обратным методом и последующая взаимоэкспертиза соответствия качества обучения профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» обсуждались в ходе сетевого семинара филиала Института управления образованием РАО в Санкт-Петербурге, Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина и Ижорского политехнического лицея в рамках темы научно-исследовательской работы «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта» (№ 27.9434.2017/БЧ).
Для этого был предварительно проанализирован дефицит профессиональных компетенций обучающихся по дополнительной профессиональной программе переподготовки с помощью анкетирования [4], выбран предпочитаемый способ их устранения и предъявления конечных результатов (экзамен, тестирование, выступление на семинаре и др.). Затем были проведены рефлексивная самооценка и экспертная оценка полученных результатов освоения профессиональных компетенций в ходе реализации ДОПП.
В условиях дополнительного профессионального образования проектирование модели обратного метода составления метапрофайла (в отличие от заявленного в технологии тюнинга [6]] заключается:
1) в выявлении дефицитов профессиональных компетенций самими обучающимися и методистами (а не работодателями), исходя из их собственных представлений о потребностях современной науки и практики;
2) устранении этих дефицитов методом интеграции неформального и информального образования. Это может быть реализовано путем семинарских занятий и через средства ИКТ, в ходе
неформального образовательного общения обучающихся. Был сделан вывод, что в качестве теста предпочтительным является фасетный тест, сочетающий в себе не только контрольные, но и проектные и рефлексивные задания.
Итак, построить модель метапрофайла обратным методом — значит описать профессиональные компетенции ФГОС высшего образования и трудовые функции профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Затем необходимо оценить их соответствие по факту предъявления взаимо- и самооценки результатов в сетевом взаимодействии, на сетевом семинаре и при практическом сотрудничестве (по анализу имеющихся методик и выработке инновационных технологий на перспективу).
Сами результаты обучения могут быть предъявлены при проверке методиками оценивания, которые адекватно отвечают потенциалу обучающегося как профессионалу-производственнику, приступающему к педагогической деятельности: выступление на обучающем семинаре, тестирование, экзамен, проект развития применяемых систем и методов обучения. Особый интерес представляет обмен опытом по подготовке обучающихся профессиональных образовательных организаций к конкурсу «ВорлдСкиллс» [2].
Результат оценивания соответствия предъявляемых компетенций требованиям метапрофайла может проводиться не только педагогом вуза, но и за счет экспертных оценок самих слушателей. Аргументированная оценка и самооценка соответствия метапрофайлу ключевых компетенций и трудовых функций сами по себе уже свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога и его экспертных умениях в избранной профессиональной области.
В ближайшей перспективе аналогичная технология составления метапрофайла педагогических компетентностей будет особенно актуальна в связи с повышением квалификации работников профессиональных орбразовательных организаций, предлагающих индивидуальные маршруты для обучающихся с ОВЗ [3; 12]. Риски формального отношения к оцениванию показателей квалификации педагога на основе метода метапрофайла может нивелировать совершенствование культуры образовательных потребностей педагогов [20], в конечном итоге направленных на совершенствование качества образования.
Литература
1. Бобриков В. Н., Равочкин Н. Н. Проектирование образовательных программ — ведущая тенденция отечественного образования в условиях трансформирующегося общества [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № 3. С. 1-7. URL: http://e-koncept.ru/2017/170049.htm.
2. Вилков А. Н., Руденко А. Н. Оценивание качества освоения профессиональны компетенций выпускников в ориентирах на отечественные и мировые нормативы // Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта : материалы сетевого семинара для работников общего и профессионального образования, управления образованием. Киров, 2017. С. 63-66.
3. Вилкова И. Э., Иванова С. В., Пашкин А. В. Гуманитарные принципы в основе реализации программы развития учреждения среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). С. 103-114.
4. Дитяткина Л. А., Сопин В. И. Дидактическая деятельностная модель подготовки педагога профессионального обучения, не имеющего педагогического образования, в прогностическом аспекте профессионального стандарта // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). С. 85-102.
5. Захаренкова Д. Н. Применение профессиональных стандартов в профессиональном образовании и обучении в контексте развития национальной системы квалификаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 17-20.
6. Проектирование учебных и образовательных программ на основе методологии ТЮНИНГ / А. И. Горылев, Е. Ю. Грудзин-ская, А. К. Любимов и др. ; под ред. А. К. Любимова. Нижний Новгород, 2015. 127 с.
7. Донина И. А Маркетингово-компетентносный подход к профессиональной подготовке руководителя общеобразовательной организации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. № 79. С. 30-34.
8. Иванова С. В. Европейский опыт создания эффективной системы контроля и оценки качества высшего образования в Украине [Электронный ресурс] // Науковi записки Терноптьського нацюнального педагопчного уыверситету. Серiя: педагопка. 2016. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-opyt-sozdaniy.
9. Иванова С. В., Сиялова И. А. Непрерывное образование профессиональных кадров технологического профиля // Подготовка кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации экономики региона : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 19-21 апреля 2017 г.) / под ред. М. В. Леонова. Новосибирск, 2017. 350 с.
10. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» [Электронный ресурс]. Бильбао : Университет Деусто, 2013. 80 с. URL: http://Www.novsu.ru/file/1080494.
11. Назарова С. И. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях динамики национально-образовательных пространств // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 1 (25). С. 57-66.
12. Неустроев С. С. Об организации современного электронного обучения для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 1 (25). С. 28-35.
13. Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта : материалы сетевого семинара материалы сетевого семинара ЦПК ЛГУ им. А. С. Пушкина, СПБ ИУО РАО и СПб ГБП ОУ ИПЛ. Киров, 2017.
14. Ройтблат О. В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 25-28.
15. Равочкин Н. Н., Бажин К. С. Проектирование программ профессиональной переподготовки для HR-специалистов угольной отрасли // Молодые лидеры — 2017 : мат-лы II Междунар. конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Казань, 2017. С. 41-45.
16. Соколова И. И., Сергиенко А. Ю. О концепции совершенствования подготовки педагогических кадров // Модернизация педагогического образования : сб. науч. тр. Междунар. форума / под ред. Р. А. Валеевой. Казань, 2015. С. 215-230.
17. Чистоусов В. А. Компетентностно-ориентированные образовательные программы: проблемы проектирования // Вестник ВЭГУ. 2015. № 1 (75). С. 71-78.
18. Makulova Aimzhan Tulegenovna, Alimzhanova Gaukhar Mukhtashevna Theory and Practice of Competency-Based Approach in Education [Electronic resource] // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 8. URL: http://dx.doi.org/10.5539/ ies.v8n8p183.
19. Approaches to teaching, learning and assessment in competence based degree programmes [Electronic resource]. URL: http://Www.unideusto.org/tuningeu/images/stories/archivos/TLA PARA LA PAGlNA.pdf (дата обращения: 16. 08.2017).
20. Щебельская Э. Г. Формирование культуры потребностей студентов вуза в педагогическом процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 222-225.
References
1. BobrikovV. N., Ravochkin N. N. Designing educational programs is the main tendency of Russian education under the conditions of transforming society. Concept [Koncept]. 2017. № 3. P. 1-7. Available at: http://e-koncept.ru/2017/170049.htm. (In Russian).
2. Vilkov A. N., Rudenko A. N.The estimation of quality of development of professional competencies of graduates in the guidelines on the domestic and international standards. Development of continuous pedagogical education in the conditions of implementation of professional standards: materials network seminar for the employees of General and vocational education, education management [Razvitie nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah realizacii professional'nogo standarta : materialy setevogo seminara dlja rabotnikov obshhego i professional'nogo obrazovanija, upravlenija obrazovaniem]. Kirov, 2017. P. 63-66. (In Russian).
3. Vilkova I. E., Ivanova S. V., Pashkin A. V. Humanitarian principles at the core of the development program of institutions the secondary professional education. Managing education: theory and practice [Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika].
2016. № 4 (24). P. 103-114. (In Russian).
4. Dityatkina L. A., Sopin V. I. Didactic activity model of teacher training of vocational training, do not have pedagogical education, in the predictive aspect professionalnogo standard. Managing education: theory and practice [Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika]. 2016. № 4 (24). P. 85-102. (In Russian).
5. Zakharenkova D. N. Implementation of occupational standards in vocational education in the context of national qualifications system development // Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom].
2017. № 2 (26). P. 17-20 (In Russian).
6. Gorylev A. I. Grudzinskaya E. Y., Lyubimov A. K. et al. Designing training and education programmes on the basis of the TUNING methodology [Proektirovanie uchebnyh i obrazovatel'nyh programm na osnove metodologii TJuNING] / Ed. A. K. Lyubimova. Nizhny Novgorod, 2015. 127 p. (In Russian).
7. Donina I. A. Marketing-kompetentnostnyj approach to training the head of the educational organization. Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod state university [Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo]. 2014. № 79. P. 30-34. (In Russian).
8. Ivanova S. V. The European experience of creation the effective system of monitoring and evaluating the quality higher education in Ukraine. Scientific notes of the Ternopil National Pedagogical University. Series: pedagogy [HayKOBi записки Терноптьського нацюнального педагопчного уыверситету. Серiя: педагопка]. 2016. № 3. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/evropeyskiy-opyt-sozdaniy. (In Russian).
9. Ivanova S. V., Siyalova I. A. Continuing education of professional staff of a technological profile. Of Training the technological profile in a reindustrialization of the regional economy [Podgotovka kadrov tehnologicheskogo profilja v uslovijah reindustrializacii jekonomiki regiona] : a collection of articles all-Russian scientific-practical conference (Novosibirsk, 19-21 April 2017). Ed. M. V. Leonova. Novosibirsk, 2017. P. 173-176. (In Russian).
10. The key milestones for the development and implementation of educational programs in the subject area «Education». Bilbao : University of Deusto, 2013. 80 p. Available at: http://Www.novsu.ru/file/1080494. (In Russian).
11. Nazarova S. I. Project and research activity of students in terms in the dynamics of national educational spaces. Managing education: theory and practice [Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika]. 2017. № 1 (25). P. 57-66.
12. Neustroev S. S. About the organization of modern electronic training for children and adults with disabilities health. Managing education: theory and practice [Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika]. 2017. № 1 (25). P. 28-35. (In Russian).
13. The development of continuous pedagogical education in the context of the implementation of a professional standard: materials of the network seminar materials of the network seminar of the CCP of the Leningrad State University. AS Pushkin, SPB IWO RAO and SPb SBP OU IPL [Razvitie nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah realizacii professional'nogo standarta : materialy setevogo seminara materialy setevogo seminara CPK LGU im. A. S. Pushkina, SPB IUO RAO i SPb GBP OU IPL]. Kirov, 2017. (In Russian)
14. Roitblat O. V. In the development of informal education in modern sociocultural space of Russia. Man and education [Chelovek i obrazovanie]. 2013. № 1 (34). P. 25-28. (In Russian).
15. Ravochkin N. N., Bazhin K. S. Design programs professionalnoi training for HR specialists of the coal industry. Young leaders — 2017 : materials II International competition qualification and term papers [Molodye lidery — 2017 : materialy II Mezhdunar. konkursa vypusknyh kvalifikacionnyh i kursovyh rabot]. Kazan, 2017. P. 41-45. (In Russian).
16. Sokolova I. I. Sergienko, A. Yu. On the concept of improvement of teacher training. Modernization of pedagogic education : collection of scientific works of the International forum [Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija : sbornik nauchyh trudov Mezhdunarodnogo foruma]. Ed. by R. A. Valeyeva. Kazan, 2015. P. 215-230. (In Russian).
17. Chistousov V. A. Competence-oriented educational programs: design problems. Bulletin VEGU [Vestnik VJeGU]. 201 5. № 1 (75). P. 71-78. (In Russian).
18. Makulova Aimzhan Tulegenovna, Alimzhanova Gaukhar Mukhtashevna Theory and Practice of Competency-Based Approach in Education. International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 8. Available at: http://dx.doi.org/10.5539/ies.v8n8p183.
19. Approaches to teaching, learning and assessment in competence based degree programmes. Available at: http://www. unideusto.org/tuningeu/images/stories/archivos/TLA PARA LA PAGINA.pdf (accessed 16. 08.2017).
20. Shabelskaya E. G. Formation of cultural needs of students in the pedagogical process. Izvestiya of Russian state pedagogical University. A. I. Herzen [Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena]. 2009. № 112. P. 222-225. (In Russian).
УДК/UDC 37.013.77 Т. Н. Аксенова
T. Aksenova
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
COACHING AS A TOOL FOR ESTABLISHING A PRODUCTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Введение. Статья посвящена исследованию практики применения коучингового подхода в условиях непрерывного образования в целом и высшем экономическом образовании в частности.
Методология. Совокупность коучинговых инструментов, реализованных в практике преподавания экономических дисциплин в рамках общеобразовательных программ бакалавриата и методической работы с педагогическим коллективом.
Результаты заключаются в обосновании важности применения коучинговых инструментов в образовательном процессе, которые позволяют создавать мотивирующую и продуктивную среду для обучения на разных этапах образования.
Заключение. Авторами отмечается, что коучинговый подход — это качественный фундамент изменений и управления изменениями в образовательном процессе.
Introduction. The article is devoted to the study of the practice of applying the coaching approach in conditions of continuing education in general and in higher economic education, in particular.
Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis and synthesis, expert assessments.
The results are to justify the importance of using coaching tools in the educational process, which allow creating a motivating and productive environment for learning at different stages of education.
Conclusion. The authors note that the coaching approach is a qualitative foundation for changes and management of changes in the educational process.
Ключевые слова: непрерывное образование, коучинг в образовании, инструменты коучинга, эмоциональный интеллект.
Keywords: continuous education, coaching in education, coaching tools, emotional intelligence.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» так определяет образование: «Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [15, с. 1].