Научная статья на тему 'Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс птицы»'

Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс птицы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / VALUE RELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охлопков С. С., Софронов Р. П.

Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения биологии патриотическому воспитанию школьников на уроках зоологии. В статье также рассмотрена методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF VALUES OF PATRIOTISM STUDENTS STUDYING THEMES " CLASS AVES "

The article is devoted to one of the most urgent problems of modern methods of teaching biology patriotic education students in the classroom zoology. The article also discusses the methodology development values ​​of patriotism among the students in the study of the topic " Class Birds."

Текст научной работы на тему «Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс птицы»»

• «Пометки на полях».

• «Составление плана действий»

• Исправления в тетради - это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.

• «Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

• Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено ... ошибок. Дети, выступая в роли учителей, проверяют.

• Лист самоконтроля.

• Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.

• Опросники.

Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.

• Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.

• Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).

• Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определенной буквы.

• Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию.

• Шифровки

• Цепочки

• Раскраски

• Кроссворды

• Пазлы

• Упражнения на восстановление

• Упражнения на поиски отличий

Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия.

Все описанные приемы по развитию навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

2. Бормотова М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. - 2005. - №9, с 34 - 35

3. Брейгина М. Е.О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2000. -№1. - с. 23-26

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.

5. Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. -2012. - №4.

6. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. - 2012. - №7.

7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972

Охлопков С.С.1 Софронов Р.П.2

1Студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; 2Кандидат педагогических наук, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАСС

ПТИЦЫ»

Анноатция

Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения биологии - патриотическому воспитанию школьников на уроках зоологии. В статье также рассмотрена методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы».

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценностное отношение.

Okhlopkov S.S. 1 Sofronov R.P. 2

'Student , North- Eastern Federal University M.K. Ammosova; 2Ph.D., North- Eastern Federal University M.K. Ammosova METHOD OF VALUES OF PATRIOTISM STUDENTS STUDYING THEMES ” CLASS AVES ”

Abstract

The article is devoted to one of the most urgent problems of modern methods of teaching biology - patriotic education students in the classroom zoology. The article also discusses the methodology development values ofpatriotism among the students in the study of the topic " Class Birds ."

Keywords: patriotism, patriotic education, value relation

В требованиях к реализации федерального государственного образовательного стандарта рекомендовано, что в процессе обучения сформировать у школьников уважительное отношение к своей стране, родному краю, культуре, а также элементарные правила нравственного поведения в мире природы. В связи с этим в образовательных учреждениях патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание, так как воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества, и имеет стратегическое значение для сохранения безопасности страны. Утрата патриотического сознания молодого поколения угрожает сохранности и процветанию государства.

18

Как известно, школьная биология в значительной мере содействует развитию ценностей патриотизма у учащихся. Так, например, использование краеведческого материала на уроках биологии способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Он расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение, объединяя материалы по территориальному признаку, позволяет и взрослым, и учащимся углубить представление о своей малой родине. Оно играет огромную роль в воспитании патриотических чувств у учащихся, чувства гордости и уважения, любви к своему отечеству. Приобщение школьников к эколого-краеведческой работе, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края, республики.

Для успешного решения задач патриотического воспитания, ведущие ученые-методисты рекомендуют использовать на уроках биологии эколого-краеведческий материал, который позволяет на примере своего села обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды.

Анализ практики патриотического воспитания школьников в республике позволяет констатировать следующие противоречия: между необходимостью углубленной, систематической работы по патриотическому воспитанию учащихся и существующей эпизодической практикой этой работы в школе, её ограниченностью рамками внеклассной деятельности; между значительным воспитательным потенциалом учебного материала, разделов и тем школьной биологии и их недостаточной востребованностью и разработанностью в развитии ценностей патриотизма у учащихся.

Данные противоречия обусловили выбору названия статьи «Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы». Следует подчеркнуть, что ценностные орентации как мотивы деятельности предполагают осознание учениками значения природы как универсальной ценности. Так, например, гражданско-патриотические мотивы основаны на желании приумножать богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по охране природы своей родины. Гуманистические мотивы выражаются в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить, эстетические мотивы проявляются в потребности сохранить красоту природной среды [1].

Как показывает практика, любовь к природе своего края осуществляется благодаря ознакомлению учащихся с богатством растительного и животного мира на протяжении всего курса зоологии. Так, например в целях развития ценностей патриотизма на уроках зоологии нами использованы примеры, раскрывающие успехи по восстановлению и увеличению численности птиц, которые в результате хищнического изъятия из природы были на грани вымирания и примеры плодотворной работы по сокращению и сдерживанию численности некоторых видов птиц. При изучении темы «Охрана птиц» для развития ценностей патриотизма у учащихся, в содержании основного вопроса можно включить дополнительный краеведческий материал. При изучении данной темы, после обсуждения нового материала, учитель рассказывает о священной птице для якутов Стерхе (Хара кыталык). На этом этапе урока развитие основ ценностно-ориентированных отношений учащихся осуществляется на основе сочувствия, к объектам природы. Мотивами выступает смысловое насыщение учебного материала о целостности и уязвимости природы, об ограниченности природных ресурсов и необходимости их сохранения для будущих поколений. Так, учитель обращает внимание на том, что стерх или белый журавль находится под угрозой исчезновения и внесен в международный союз охраны природы, а также в Красную книгу Якутии. В настоящее время численность Якутской популяции вида в дикой природе оценивается приблизительно в 2900-3000 особей. Затем учитель рассказывает о том, что в якутской культуре стерх являясь священной птицей, считается символом красоты природы. Ее именем названы отдельные роды и местности. Место постоянного их появления находилось в абсолютном покое. В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощницы и покровительницы людей среднего мира. Эта птица приходится дочерью верховного божества айынга сиэр тойона и величавой айыы нуоралдьын хотун, обитает в верхних небесах и выступает в роли небесной шаманки айыы умсуур удаган. Появление в округе стерха считалось хорошим знамением, существовал ряд запретов и комплекс ритуалов, связанных с культом стерха [2]. Образ птицы создавал иллюзию полета в божественный мир. Даже просто полет стерхов служит символом счастливой судьбы народа, живущего на этой земле. Так говорится в легенде о родоначальнике якутов Эллэе. На этом уроке учителю также следует познакомить учащихся с тотемными в обрядах якутов с шаманскими птицами. Так, в мифологии чайки являются духами -девушки с чайкою хоптолоох кыыс поэтому якуты их не убивают. Все поющие птицы, отряд воробьиных, являются дочерьми или помощницами великой Аан Алахчыын Хотун Госпожи Природы. По преданиям в них иногда превращается сама богиня и, перелетая, наблюдает за жизнью в природе. Дятлов как санитара леса якуты не трогают. Добывают только по нужде, в его медицинских свойствах. Дятел трехперстный в сказках фигурирует, как таежный врач и санитар леса.

По теме «Класс Птицы» с целью патриотического воспитания учитель рассказывает о примечательных местах Якутии. Так, одним из таких мест является - остров Столб, величественный останец скальных пород, отторгнуть рекой от хребта Туора - Сис. Следующим примечательным местом является дельта Лены, известная во всем мире как величайшая и уникальная дельта. Она поражает своей природной красотой и изумляет разнообразием живой природы. Особенно живописное зрелище представляют озера и болота дельты. Здесь многочисленными стаями плавают утки, дикие гуси еще не успели свить гнезда и с криками носятся над водой, выше - стаи морских чаек, а над этим птичьим миром реют белохвостые орланы, беркуты, кречеты, сапсаны, лебеди, белоклювые гагары, стаи серых куликов, черные и серые журавли и стерхи. В 1985 году значительная часть дельты Лены была взята под охрану ради сохранения ее уникальной природы - 95 видов птиц.

В конце урока в качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сообщения с использованием электронной презентации, включающей не более 10-15 слайдов с комментариями о редких видах птиц, о примечательных местах Якутии и их разнообразии живой природы и др. В завершении урока проводится рефлексия деятельности т.е. ученики анализируют свою работу и пути достижения результата.

Таким образом, активное использование эколого-краеведческого материала, легенд, мифов и др. на уроках зоологии способствуют успешному развитию ценностей патриотизма у учащихся, создают целостную систему патриотического воспитания, позволяют развивать у школьников патриотических чувств и сознания на основе историко-краеведческих ценностей своего края.

Литература

1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. методика обучения биологии: учеб. Пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченоко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный Дом, 2004. С. 136

2. Якутский героический эпос «Могучий Эр соготох». - Новосибирск: Наука. Сибирск. издательск. фирма РАН, 1996. - 150 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3,Позднышева Е.А.4

1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3,4 доцент, Пензенский государственный университет, Россия ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ИНВАЛИДОВ

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.