• «Пометки на полях».
• «Составление плана действий»
• Исправления в тетради - это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.
• «Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.
• Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено ... ошибок. Дети, выступая в роли учителей, проверяют.
• Лист самоконтроля.
• Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.
• Опросники.
Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.
• Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.
• Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).
• Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определенной буквы.
• Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию.
• Шифровки
• Цепочки
• Раскраски
• Кроссворды
• Пазлы
• Упражнения на восстановление
• Упражнения на поиски отличий
Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия.
Все описанные приемы по развитию навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Литература
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
2. Бормотова М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. - 2005. - №9, с 34 - 35
3. Брейгина М. Е.О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2000. -№1. - с. 23-26
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.
5. Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. -2012. - №4.
6. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. - 2012. - №7.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972
Охлопков С.С.1 Софронов Р.П.2
1Студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; 2Кандидат педагогических наук, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАСС
ПТИЦЫ»
Анноатция
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения биологии - патриотическому воспитанию школьников на уроках зоологии. В статье также рассмотрена методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы».
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценностное отношение.
Okhlopkov S.S. 1 Sofronov R.P. 2
'Student , North- Eastern Federal University M.K. Ammosova; 2Ph.D., North- Eastern Federal University M.K. Ammosova METHOD OF VALUES OF PATRIOTISM STUDENTS STUDYING THEMES ” CLASS AVES ”
Abstract
The article is devoted to one of the most urgent problems of modern methods of teaching biology - patriotic education students in the classroom zoology. The article also discusses the methodology development values ofpatriotism among the students in the study of the topic " Class Birds ."
Keywords: patriotism, patriotic education, value relation
В требованиях к реализации федерального государственного образовательного стандарта рекомендовано, что в процессе обучения сформировать у школьников уважительное отношение к своей стране, родному краю, культуре, а также элементарные правила нравственного поведения в мире природы. В связи с этим в образовательных учреждениях патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание, так как воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества, и имеет стратегическое значение для сохранения безопасности страны. Утрата патриотического сознания молодого поколения угрожает сохранности и процветанию государства.
18
Как известно, школьная биология в значительной мере содействует развитию ценностей патриотизма у учащихся. Так, например, использование краеведческого материала на уроках биологии способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Он расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни. Краеведение, объединяя материалы по территориальному признаку, позволяет и взрослым, и учащимся углубить представление о своей малой родине. Оно играет огромную роль в воспитании патриотических чувств у учащихся, чувства гордости и уважения, любви к своему отечеству. Приобщение школьников к эколого-краеведческой работе, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края, республики.
Для успешного решения задач патриотического воспитания, ведущие ученые-методисты рекомендуют использовать на уроках биологии эколого-краеведческий материал, который позволяет на примере своего села обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды.
Анализ практики патриотического воспитания школьников в республике позволяет констатировать следующие противоречия: между необходимостью углубленной, систематической работы по патриотическому воспитанию учащихся и существующей эпизодической практикой этой работы в школе, её ограниченностью рамками внеклассной деятельности; между значительным воспитательным потенциалом учебного материала, разделов и тем школьной биологии и их недостаточной востребованностью и разработанностью в развитии ценностей патриотизма у учащихся.
Данные противоречия обусловили выбору названия статьи «Методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы». Следует подчеркнуть, что ценностные орентации как мотивы деятельности предполагают осознание учениками значения природы как универсальной ценности. Так, например, гражданско-патриотические мотивы основаны на желании приумножать богатства природы и связаны с чувством долга перед обществом по охране природы своей родины. Гуманистические мотивы выражаются в стремлении проявить добро, сострадание по отношению к живому, желание защитить, эстетические мотивы проявляются в потребности сохранить красоту природной среды [1].
Как показывает практика, любовь к природе своего края осуществляется благодаря ознакомлению учащихся с богатством растительного и животного мира на протяжении всего курса зоологии. Так, например в целях развития ценностей патриотизма на уроках зоологии нами использованы примеры, раскрывающие успехи по восстановлению и увеличению численности птиц, которые в результате хищнического изъятия из природы были на грани вымирания и примеры плодотворной работы по сокращению и сдерживанию численности некоторых видов птиц. При изучении темы «Охрана птиц» для развития ценностей патриотизма у учащихся, в содержании основного вопроса можно включить дополнительный краеведческий материал. При изучении данной темы, после обсуждения нового материала, учитель рассказывает о священной птице для якутов Стерхе (Хара кыталык). На этом этапе урока развитие основ ценностно-ориентированных отношений учащихся осуществляется на основе сочувствия, к объектам природы. Мотивами выступает смысловое насыщение учебного материала о целостности и уязвимости природы, об ограниченности природных ресурсов и необходимости их сохранения для будущих поколений. Так, учитель обращает внимание на том, что стерх или белый журавль находится под угрозой исчезновения и внесен в международный союз охраны природы, а также в Красную книгу Якутии. В настоящее время численность Якутской популяции вида в дикой природе оценивается приблизительно в 2900-3000 особей. Затем учитель рассказывает о том, что в якутской культуре стерх являясь священной птицей, считается символом красоты природы. Ее именем названы отдельные роды и местности. Место постоянного их появления находилось в абсолютном покое. В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощницы и покровительницы людей среднего мира. Эта птица приходится дочерью верховного божества айынга сиэр тойона и величавой айыы нуоралдьын хотун, обитает в верхних небесах и выступает в роли небесной шаманки айыы умсуур удаган. Появление в округе стерха считалось хорошим знамением, существовал ряд запретов и комплекс ритуалов, связанных с культом стерха [2]. Образ птицы создавал иллюзию полета в божественный мир. Даже просто полет стерхов служит символом счастливой судьбы народа, живущего на этой земле. Так говорится в легенде о родоначальнике якутов Эллэе. На этом уроке учителю также следует познакомить учащихся с тотемными в обрядах якутов с шаманскими птицами. Так, в мифологии чайки являются духами -девушки с чайкою хоптолоох кыыс поэтому якуты их не убивают. Все поющие птицы, отряд воробьиных, являются дочерьми или помощницами великой Аан Алахчыын Хотун Госпожи Природы. По преданиям в них иногда превращается сама богиня и, перелетая, наблюдает за жизнью в природе. Дятлов как санитара леса якуты не трогают. Добывают только по нужде, в его медицинских свойствах. Дятел трехперстный в сказках фигурирует, как таежный врач и санитар леса.
По теме «Класс Птицы» с целью патриотического воспитания учитель рассказывает о примечательных местах Якутии. Так, одним из таких мест является - остров Столб, величественный останец скальных пород, отторгнуть рекой от хребта Туора - Сис. Следующим примечательным местом является дельта Лены, известная во всем мире как величайшая и уникальная дельта. Она поражает своей природной красотой и изумляет разнообразием живой природы. Особенно живописное зрелище представляют озера и болота дельты. Здесь многочисленными стаями плавают утки, дикие гуси еще не успели свить гнезда и с криками носятся над водой, выше - стаи морских чаек, а над этим птичьим миром реют белохвостые орланы, беркуты, кречеты, сапсаны, лебеди, белоклювые гагары, стаи серых куликов, черные и серые журавли и стерхи. В 1985 году значительная часть дельты Лены была взята под охрану ради сохранения ее уникальной природы - 95 видов птиц.
В конце урока в качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить сообщения с использованием электронной презентации, включающей не более 10-15 слайдов с комментариями о редких видах птиц, о примечательных местах Якутии и их разнообразии живой природы и др. В завершении урока проводится рефлексия деятельности т.е. ученики анализируют свою работу и пути достижения результата.
Таким образом, активное использование эколого-краеведческого материала, легенд, мифов и др. на уроках зоологии способствуют успешному развитию ценностей патриотизма у учащихся, создают целостную систему патриотического воспитания, позволяют развивать у школьников патриотических чувств и сознания на основе историко-краеведческих ценностей своего края.
Литература
1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. методика обучения биологии: учеб. Пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченоко, С.В. Чубаро. - Мн.: Книжный Дом, 2004. С. 136
2. Якутский героический эпос «Могучий Эр соготох». - Новосибирск: Наука. Сибирск. издательск. фирма РАН, 1996. - 150 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3,Позднышева Е.А.4
1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3,4 доцент, Пензенский государственный университет, Россия ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ИНВАЛИДОВ
19