Научная статья на тему 'Философия народа саха «Кут-Сюр» в экологическом воспитании школьников'

Философия народа саха «Кут-Сюр» в экологическом воспитании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL NORMS OF BEHAVIOR / ADDITIONAL STUDENTS' ECOLOGICAL EDUCATION / SCHOOL SUMMER ECOLOGICAL CAMP / ETHNOPEDAGOGICAL DOCTRINE AIUU / EDUCATIONAL SCHOOL KUT-SJUR / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ШКОЛЬНЫЙ ЛЕТНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АЙЫЫ / ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ "КУТ-СЮР"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Родион Павлович

Цель: рассмотреть экологическую направленность этнопедагогического учения Айыы и «Кут-Сюр» и выявить условия их эффективного использования в экологическом воспитании школьников летнем полевом лагере. Методология проведения работы: концепция экологизации образования (Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, З.И. Иванова и др.), проблемы формирования экологического мышления и сознания рассмотрены в работах (В.Е. Борейко, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.), исследования в области дополнительного экологического образования (Н.В. Добрецова, Е.В. Тутынина, Р.П. Софронов и др.), проблемам воспитания у школьников ответственного отношения к природе посвящены исследования (И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Г. Иоганзена, А.П. Сидельковского, И.П. Суравегиной и др.), изучение национальной самобытности народа саха и традиционного экологического народного воспитания отмечали в своих исследованиях (Г.Н. Волков, В.X. Арутюнян, Ш.А. Мирзоев, К.Д. Уткин, А.А. Григорьева, О.Д. Мукаева, Я.И. и др.), в том числе якутского (В.Ф. Афанасьев, Н.Д. Неустроев, Ю.Е. Ноговицына, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, И.С. Портнягин, У.А. Винокурова, А.П. Оконешникова, Е.П. Жирков, К.С. Чиряев, и др.), проблемы нравственного воспитания (И.Ф. Харламов, М.И. Шилова, Ф.Д. Товарищева и др.). Результаты: сформированность у школьников эколого-нравственных норм поведения и ответственного отношения к природе на основе социально-краеведческого и этнопедагогического подходов. Область применения результатов: общеобразовательная школа, учреждения системы дополнительного экологического образования школьников (летний экологический лагерь); учебная дисциплина «Теория и методика обучения биологии и экологии» в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF THE SAKHA PEOPLE “KUT - SYUR” FOR ECOLOGICAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The purpose is to reveal ecological direction of the ethnopedagogical doctrine of Aiuu and KutSyur and to define the conditions of their effective use in students’ ecological education in a summer field camp. The methodology of the work is in the concept of educational ecologization by N.D. Andreeva, I.N. Ponomareva, I.T. Suravegina, A.N. Zakhlebny, Z.I. Ivanova and others; problems of formation of ecological thinking and consciousness are studied in the works by B.E. Boreiko, S.D. Deryabo, V.A. Yacvin and others; researches in the area of additional educational education are in the works by N.V. Dobretsova, E.V. Tutyunina, R.P. Sofronov and others; the research works by I.D. Zvereva, A. n. Zakhlebny, B.G. Ioganzen, A.P. Sidelkovsky, I.P. Suravegina and others are devoted to the problems of teaching students responsible attitude to the nature; the analyses of national originality of the Sakha people and traditional ecological national upbringing are mentioned by the researchers G.N. Volkov, V.Kh. Arutjunyan, Sh.A. Mirzoev, K.D. Utkin, A.A. Grigorieva, O.D. Mukaeva and others, including the Yakut researchers V.F. Afanasyev, N.D. Neustroev, Yu.E. Nogovitsina, A.A. Grigorieva, D.A. Danilov, I.S. Portnyagin, U.A. Vinokuroiva, A.P. Okoneshnikova, E.P. Zhirkov, K.S. Chiryaev and others; the problems of moral education are analyzed by I.F. Kharlamov, M.I. Shilova, F.D. Tovarisheva and others. The result is development of students’ ecological and moral norms of behavior and responsible attitude to the nature on the base of social and local lore and ethnopedagogical approaches. The sphere of usage of the results is a secondary school, additional ecological educational institutions for school students (summer ecological camps), the academic discipline “Theory and Methodology of teaching Biology and Ecology” in high schools.

Текст научной работы на тему «Философия народа саха «Кут-Сюр» в экологическом воспитании школьников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-1-102-118 УДК 37.02

философия народа саха «кут-сюр» в экологическом воспитании школьников

Софронов Р.П.

Цель: рассмотреть экологическую направленность этнопеда-гогического учения Айыы и «Кут-Сюр» и выявить условия их эффективного использования в экологическом воспитании школьников летнем полевом лагере.

Методология проведения работы: концепция экологизации образования (Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, А.Н. За-хлебный, З.И. Иванова и др.), проблемы формирования экологического мышления и сознания рассмотрены в работах (В.Е. Борейко, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.), исследования в области дополнительного экологического образования (Н.В. Добрецова, Е.В. Тутынина, Р.П. Софронов и др.), проблемам воспитания у школьников ответственного отношения к природе посвящены исследования (И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Г. Иоганзена, А.П. Сидельковского, И.П. Су-равегиной и др.), изучение национальной самобытности народа саха и традиционного экологического народного воспитания отмечали в своих исследованиях (Г.Н. Волков, В.Х. Арутюнян, Ш.А. Мирзоев, К.Д. Уткин, А.А. Григорьева, О.Д. Мукаева, Я.И. и др.), в том числе - якутского (В. Ф. Афанасьев, Н.Д. Неустроев, Ю.Е. Ноговицына, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, И.С. Портнягин, У.А. Винокурова, А.П. Оконешникова, Е.П. Жирков, К.С. Чиряев, и др.), проблемы нравственного воспитания (И.Ф. Харламов, М.И. Шилова, Ф.Д. То-варищева и др.).

Результаты: сформированность у школьников эколого-нрав-ственных норм поведения и ответственного отношения к природе на основе социально-краеведческого и этнопедагогического подходов.

Область применения результатов: общеобразовательная школа, учреждения системы дополнительного экологического образования школьников (летний экологический лагерь); учебная дисциплина «Теория и методика обучения биологии и экологии» в вузе.

Ключевые слова: экологическое воспитание; экологические нормы поведения; дополнительное экологическое образование школьников; школьный летний экологический лагерь; этнопедагогическое учение айыы; школа воспитания «Кут-Сюр».

PHILOSOPHY OF THE SAKHA PEOPLE "KUT - SYUR"

for ecological education of secondary school students

Sofronov R.P.

The purpose is to reveal ecological direction of the ethnopedagogi-cal doctrine of' Aiuu and Kut- Syur and to define the conditions of their effective use in students' ecological education in a summer field camp.

The methodology of the work is in the concept of educational ecolo-gization byN.D. Andreeva, I.N. Ponomareva, I.T. Suravegina, A.N. Zakh-lebny, Z.I. Ivanova and others; problems of formation of ecological thinking and consciousness are studied in the works by B.E. Boreiko, S.D. Deryabo, V.A. Yacvin and others; researches in the area of additional educational education are in the works by N.V. Dobretsova, E.V. Tutyun-ina, R.P. Sofronov and others; the research works by I.D. Zvereva, A. n. Zakhlebny, B.G. Ioganzen, A.P. Sidelkovsky, I.P. Suravegina and others are devoted to the problems of teaching students responsible attitude to the nature; the analyses of national originality of the Sakha people and traditional ecological national upbringing are mentioned by the researchers G.N. Volkov, V.Kh. Arutjunyan, Sh.A. Mirzoev, K.D. Utkin, A.A. Grigorieva, O.D. Mukaeva and others, including the Yakut researchers V.F. Afanasyev, N.D. Neustroev, Yu.E. Nogovitsina, A.A. Grigorieva,

D.A. Danilov, I.S. Portnyagin, U.A. Vinokuroiva, A.P. Okoneshnikova,

E.P. Zhirkov, K.S. Chiryaev and others; the problems of moral educa-

tion are analyzed by I.F. Kharlamov, M.I. Shilova, F.D. Tovarisheva and others.

The result is development of students' ecological and moral norms of behavior and responsible attitude to the nature on the base of social and local lore and ethnopedagogical approaches.

The sphere of usage of the results is a secondary school, additional ecological educational institutions for school students (summer ecological camps), the academic discipline "Theory and Methodology of teaching Biology and Ecology " in high schools.

Keywords: ecological education; ecological norms of behavior; additional students' ecological education; school summer ecological camp; ethnopedagogical doctrine Aiuu; educational school Kut-Sjur.

В последние десятилетия для всего мирового сообщества одной из наиболее актуальных проблем становится обострение и без того крайне неблагоприятной экологической обстановки во многих странах и даже целых регионах мира. Поэтому повышение общекультурного уровня личности, и, в частности, через формирование у школьников экологического сознания - начиная с самых первых лет жизни, становится одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Свое законодательное закрепление педагогический аспект охраны окружающей среды и экологической безопасности находит во многих нормативно-правовых актах: в рамочном Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002); Постановлении Правительства РФ «Об экологическом образовании» (1992); Концепция общего экологического образования для устойчивого развития (2010); Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012); в Законе Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении» (2005, 2009) и множестве других юридических документов общефедерального, регионального и муниципального уровней. Кроме того, о высоком уровне актуальности проблемы формирования экологического сознания у школьников и необхо-

димости повышения их компетентности в области охраны окружающей среды свидетельствуют разнообразные и многочисленные публикации в научных и публицистических изданиях, материалы выступлений на конференциях и симпозиумах, посвященных вопросам экологического воспитания в современном обществе и поиску наиболее результативных способов повышения экологической компетентности граждан.

Целью современного образования становится воспитание и социально-педагогическая поддержка процесса становления ответственного, компетентного, инициативного и высоконравственного гражданина России. При этом идеология всей системы образования должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, окружающей природой и современным обществом.

Значимость данного обстоятельства усугубляется тем, что до сих пор остаются нерешенными проблемы гражданской ответственности за нанесение экологического ущерба природе и пренебрежение к требованиям экологии. Усиливающееся понимание важности проблем, связанных с последствиями глобальных изменений климата из-за нерационального потребления природных ресурсов, отрицательного воздействия загрязнения окружающей среды на отдельные биологические организмы и виды растений и животных, моральной ответственности людей за свои прегрешения против природы подтверждается фундаментальными исследованиями ученых и экспертов из многих стран мира. Необходимость и значимость экологического образования и воспитания подрастающего поколения в таких условиях осознается и признается как одна из наиважнейших задач во всех образовательных программах.

Однако необходимо отметить, что в задачах различных концепций экологического образования прослеживается противоречие: образовательные цели в отношении молодежи декларируются на основе новой парадигмы - биоцентрической, а отбор содержательного контента для практики образования чаще всего опирается на старый антропоцентрический подход.

Эта проблема представляется наиболее актуальной, поскольку реальное отношение к ближайшему окружению у человека формируется в процессе взаимодействия всех сфер его психики (когнитивной, аффективной, мотивационной) и выражается в поведении, соответствующем индивидуальной программе психологических установок. Следовательно, реализация основных направлений экологического развития личности, разработанных для каждой ступени обучения, требует пересмотра не только структуры, форм и методов овладения знаниями, но и переориентации педагога на показатели нравственно-экологической культуры обучающихся.

Первостепенным общественным механизмом, развивающим экологическую культуру и повышающим эффективность развития экологического сознания школьников, выступает система дополнительного экологического образования. Сегодня, общеобразовательные учреждения, объединяя основное и дополнительное образование, имеют большие возможности в процессе развития экологического сознания и развития личности.

Создание новой, современной модели дополнительного экологического образования выступает первостепенной из цикла важнейших задач, стоящих перед сегодняшней педагогической практикой. В постоянно трансформирующемся социуме существует необходимость в разработке новейших концептуальных подходов, основанных, прежде всего, на концепциях природосообразности, гуманизации, гуманитаризации, с выведением на первую очередь идеи формирования и развития экологического сознания и целостного представления об окружающей среде. Они должны позволить обучающимся осознавать и ощущать консонантный характер экологического образования, понять всю значимость той роли, которую играет человек в окружающем мире и в его сохранении, научить направлять свои действия в формат экологического императива.

Концепция развития дополнительного образования детей N° 1726-р, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 04.09.2014 г., даёт важные ориентиры для его развития, но в данном документе акценты расставлены не столько на содержательной сто-

роне образования, сколько смещаются в сторону решения задачи по созданию условий для самореализации личности ребёнка, формирования у обучающегося мотивации к познанию, творчеству и труду, приобщению подрастающего поколения к ценностям, обычаям и традициям многонационального российского народа.

Следует подчеркнуть, что несмотря на большое количество исследований, рассматривающих различные аспекты формирования экологической культуры учащихся, проблема использования этно-педагогического материала в экологическом воспитании изучена недостаточно.

Таким образом, актуальность проблемы нашей статьи обуславливается противоречиями между богатым потенциалом многовекового исторического опыта народа саха в области традиционных природоохранных знаний и недостаточной разработанностью, его реализации в экологическом воспитании школьников в условиях летнего экологического лагеря, как важного компонента системы дополнительного экологического образования.

В суровых климатических условиях проживания якутский народ создал свой неповторимый уклад жизни, самобытную культуру, отношение к жизни, к природе, к родной земле, к традициям предков через мифы, обряды, обычаи и пронес их через века. Во многом это достигается благодаря правильной политике правительства Республики Саха (Якутия) в области образования. Именно преемственность в развитии регионального образования тесно связана с осуществлением его этнокультурной направленности, сохранением национальных традиций, развитием образования и воспитания национальностей и этносов, населяющих республику. Приобщение к этнокультурному наследию средствами этнопедагогики способствовало формированию у подрастающего поколения тех или иных способов мировосприятия и мироотношения, которые концентрированно выражались в специфическом отношении человека данной культуры к природному миру [5].

Вместе с тем, следует отметить, что учителя и педагоги дополнительного экологического образования обращаются к этнопедагогиче-

скому материалу, в основном, при организации учебных занятий по ознакомлению с родным краем, причем это обращение носит лишь фрагментарный и эпизодический характер. В связи с этим в рамках данной статьи попытаемся раскрыть различные аспекты опыта традиционного экологического воспитания у якутов и их использование в учебно-воспитательном процессе. Одна из ключевых идей любой традиционной культуры - это идея изначальной сопричастности, в ряде случаев - «кровной родственности» человека природе, от которой он себя не отделяет и в которой находит силы не только для физического поддержания жизни, но и духовного, личностного роста. Интернациональные заповеди «Человек - дитя природы», «Природа - дом человека», «Учение Айыы» издревле известны якутам [11].

Сегодня интенсивное изучение разных аспектов опыта традиционного экологического народного воспитания мы находим в трудах (В.Ф. Афанасьев, У.А. Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, О.М. Кривошапкина, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешни-кова, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др.). Отмечается, что экологические нормы поведения каждого индивидуума, общины, этноса в целом на Севере выработались в результате исторического опыта. Многовековой опыт северных народов в области природопользования оформился в форме религиозных запретов, обычаев и традиций. Северная цивилизация сформировалась как результат учения Айыы. Тысячелетний апробированный опыт превращался в знание и передавался из поколения в поколение. Эти знания составляют учение Айыы - одно из самых древних на Земле. Благодаря этому учению якуты смогли освоить такой суровый край [8].

Итак, сущность учения Айыы, заключается в воплощении закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления в реальной действительности, выработке норм морали, поведения людей их духовности и нравственности [10].

Фундаментальными понятиями учения Айыы являются «Кут» (жизненная суть) и «СYP» (душа - олицетворение живого начала). Философ А.Г. Новиков отметил, что «учение о «Кут-СYP» близко к учению Аристотеля о наличии у человека растительной, животной

и разумной душ» [6]. Эти три элемента души олицетворяют нравственную, духовную, физическую силу человека. Гармония всех трех составляющих компонентов считается непременным условием благополучия человека при жизни: нарушение же его целостности какого-либо из них влечет за собой не только его физическую, психическую или нравственную неполноценность, но и последующее развитие и совершенство будущего поколения [13].

Кроме того, этнопедагогическое учение Айыы имеет огромный потенциал для экологического воспитания у школьников бережного отношения к природе и окружающему миру. Согласно учению Айыы мифологические образы природы якутов одухотворяют многие природные явления, которым приписываются качества, поступки, свойственные человеку, что сближает восприятие природы и древнейшие представление о ней.

Итак, обогащение содержания дополнительного экологического образования школьников, в частности, традиционным мифологическим материалом (учение Айыы) позволяет придать сознанию школьников культуросообразный вектор. Тем самым закладывается основа для развития у школьников смыслового ценностного отношения к разнообразным природно-экологическим знаниям, способности к осмысленному освоению соответствующих умений. Это, в свою очередь, является важнейшей характеристикой собственно экологического сознания.

Идеи обогащения содержания дополнительного экологического образования традиционным мифологическим материалом вполне можно реализовать в рамках кружковой работы в школьном летнем экологическом лагере.

Опыт многолетней работы в области дополнительного экологического образования в школе позволяет нам выделить социально-краеведческий подход к отбору содержания учебного материала [14]. Так, социально-краеведческий подход предусматривает использование возможностей сельского социума, этнических традиций народа Саха в экологическом воспитании школьников. В частности, ознакомление учащихся с местными биоценозами, например, с аласной экосисте-

мой, с традициями предков через мифы, образы природы якутов, а также с правилами поведения в лесу, на воде посредством образов природы якутов. В каждом предмете и объекте своего окружения якуты видели живую душу. Поэтому многие традиции связаны с обращением к духам природы Якутии и имеют глубокий философ-ско-педагогический смысл и до сих пор сохраняют свое значение в плане приобщения детей к традиционному мировоззрению якутов.

Так, например, во время эколого-краеведческой экскурсии в летнем экологическом лагере более подробно можно ознакомить учащихся:

• с уникальной и усовершенствованной экологиче ской традицией якутов - родовым унаследованием хозяйственно-культурных угодий. Так, коренной хозяин как наследник, обладая глубокими знаниями об экосистеме, обогащается, не разрушая природное пространство, мало того, накапливает значительный опыт природопользования в родных просторах, обеспечивает всем жителям длительную жизнь на данной территории. Такое равновесие получалось благодаря разнообразным сочетаниям способов эксплуатации природы, использованием различных видов сельского хозяйства, повышением его продуктивности, развитием производительных сил [7].

• с интересной мифологической традицией определения мест тотемно-значимых растений у якутов. Эти места определялись (величественным деревом) Аар Кудук Мас, которое по представлениям якутов находится в центре земли или мироздания. Оно символизирует вечность, долголетие. Именно это дерево, наполняясь божественной энергией, поддерживало небесный порядок на земле. Такое дерево можно считать вратами в царство мирового растительного мира. Именно на нем живет дух - хозяйка земли Аан Алахчын Хотун, которая управляет всей природной стихией на земле. Береза, по мифическим описаниям она более, чем другие деревья, напоминает Аар Кудук Мас. Ее и выбирают для преклонения на труднопроходимых перевалах, на вершинах гор - аартык, украшают ви-

тыми из цветного конского волоса веревками и крепят к ним дары духу-хозяйке местности. Из таких соображений якуты, употребляли на топливо только сушняк [4].

• с распространенным культом духа охоты и рыболовства у якутов - «Баай Байанай». Для якутов - скотоводов эти отрасли были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшей скота, рыболовство было основным источником жизни. Поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имели широкое распространение. Помимо Баай Байаная, по верованиям якутов, существовал целый ряд подчиненных ему духов-братьев, домочадцев. Упоминаются еще предания о лесных духах-хозяевах, способствовавших размножению зверей и птиц. Отправляясь на охоту, охотник обращался посредством духа-хозяина огня к духам-хозяевам леса, угощая костер кусочками жира или масла. При первой же ночевке в лесу, разведя огонь, охотник повторно обращался к духу-хозяину леса, принося в жертву из своих запасов. В момент угощения произносил благословение алгыс для воссоздания благоприятных отношений с природой и просил щедрую добычу. Успешная охота, по мнению древних охотников, зависела от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к природе, например, считалось, что охотник должен всячески выражать свою радость при любой добыче, т.к. такое поведение нравится Баай Байанаю. Охотники после удачной охоты обращались не только к Байанаю, но и всем духам-хозяевам леса, духу огня с благодарностью. У таежных охотников самой распространенной традицией считалось повиновение по исстари заведенному обычаю, скрывать удачу на охоте. Распространяться об удаче - значит оскорблять лесного духа, подарившего им добычу [12].

Во время экскурсий на аласную экосистему внимание экскурсантов обращается на водные биоценозы, рассказывают учащимся о мифологии озера. В мировоззрении якутов они одушевлены образами женщины или хозяйки. Так, например, озеро считалось Эбэ

(Бабушка), рекаХотун (Госпожа), а сама структура торжественных обращений к реке совпадает с благословениями Алгысом к божествам Айыы [9].

У существовавших якутских родовых разделений тотемами считались гагара, кукушка, лебедь, стерх, все белые птицы, хищные птицы тынгырахтаах кыыллар, бурундук. Сама местность и жители иногда обозначаются по тотемному животному, например, (Хопто тан-аралаахулуус), (Молотой тан-аралаахулуус), т.е. (улус, имеющий своим божеством чайку, бурундука) [1].

Народные предания и легенды развивают у учащихся образное мышление, эстетическое и ценностное отношение к живой природе. Так, стерх (Кыталык), являясь священной птицей, считается символом красоты природы в якутской культуре. Ее именем названы отдельные роды и местности. Место постоянного их появления находилось в абсолютном покое. В древней мифологии стерх выступает в виде светлого начала, помощницы и покровительницы людей среднего мира. Эта птица приходится дочерью верховного божества Айынга Сиэр Тойона и величавой Айыы Нуоралдьын Хо-тун, обитает в верхних небесах и выступает в роли небесной шаманки Айыы Умсуур Уда^ан. Появление в округе стерха считалось хорошим знамением, существовал ряд запретов и комплекс ритуалов, связанных с культом стерха [15].

Образ птицы создавал иллюзию полета в божественный мир. Даже просто полет стерхов служит символом счастливой судьбы народа, живущего на этой земле. Так говорится в легенде о родоначальнике якутов Эллэе. Тотемными в обрядах якутов являются шаманские птицы, и в мифологии чайки являются духами - девушки с чайкою Хоптолоох Кыыс поэтому якуты их не убивают. Все поющие птицы, отряд воробьиных, являются дочерьми или помощницами великой Аан Алахчын Хотун (Госпожа Природы). По преданиям в них иногда превращается сама богиня и, перелетая, наблюдает за жизнью в природе. Дятлов как санитара леса якуты не трогают. Добывают только по нужде, в его медицинских свойствах. Дятел трехперстный в сказках фигурирует, как таежный врач и санитар леса.

Во время экскурсий в лес важно рассказать учащимся тотемность муравьев т.к. именно муравьи производят одно из самых мощных в народной медицине лекарственных средств - препарат «Муравьиное масло» - (кымырда^ас хайа^а), на лугу следует о тотемности бабочек. Бабочки являются частицей и дочерью Аан Алахчын Хо-тун, украшают природу, оживляют ее живыми красками. Бабочка выбирает места Чээл ^вх - разноцветных зеленых лугов. Убивать или поймать живьем и мучить бабочку -означает быть непременно наказанным самой Хозяйкой природы - наказание чаще всего следует в виде неурожая на травостой.

Далее учащиеся узнают, что Богиня АйыъЛыт одаривала семью детьми, если ей не препятствуют загрязненные и вырубленные округа. Бог коневодства (Дьвhвгвй) и госпожа ДьвhвгвйдьYн - хороших хозяев, оберегающих природные места, одаривали богатыми табунами лошадей. Земное и природное пространство, все считалось, владением изначальной госпожи-богини Аан Алахчын Хотун. Осмысление этой богини напоминает родную землю или ассоциируется с понятием «Родина-мать». Она снабжает людей оживляющей водой (влбвт мжэ уута). У нее двое детей Эрэкэ и Дьэрэкэ, Аан Алахчын Хотун, ее космогонический образ относится к земным богам, поддерживающим космический порядок на Земле. Высокие места перевалы, водораздельные хребты аартык считаются местом пребывания богов и духов; Обычно на вершине горного перевала обязательно выбирается священное место Дэлбиргэ для Аан Алахчын Хотун - духа хозяйки местности, для Эрэкэ и Дьэрэкэ. В таких местах якуты считают обязанностью принесение духам даров. Кроме того, во время пути не называют вслух названий ресурсодобывающих, разрушающих природу предметов [4].

Кузнечество или применение железа в мифологии якутов отражается как отрицательное явление, особенно в отношениях человека с природой. Но, тем не менее, культ кузнецов имеет особую значимость в культуре якутов. Сырье добывалось в специальных ресурсных резерватах (эркээйи сирдэр). Богатые резерваты тщательно скрывались и иногда сохранялись в далеких местах. Кузнецы так же, как

шаманы, имели духа покровителя Кудай Бахсы. С древнетюркского Худай - божественный, священный. Этого духа, светлые божества заточили в подземелье, вероятно, предвидя в его промысле орудие разрушительного свойства. К злым духам он тоже не относится и отличается тем, что не делал зла людям. Кудай Бахсы отличается от бога (Тан-ара) и от дьявола (абаа^г). Дьявол боится его. Он как покровитель ремесла давал людям дар кузнечества. Древние якуты описывали - Кудай Бахсы как кузнеца всего подземного царства, живущего в железном доме. На пути к его дому, вся земля покрыта обгорелыми останками железа и ни одного живого растения. Кудай Бюбахсы имеет внушительный вид. Якуты считали, что чем больше у него было предков кузнецов, тем он сильнее других [12].

Таким образом, если рассмотреть с точки зрения учения Айыы на духовность, то вырабатываются следующие природосообраз-ные экологические заповеди и учения [8]: береги Родину; не губи растения, зверей, птиц; не порти воду; преклоняйся перед горами; почтительно относись к дороге; держи в чистоте и порядке двор, хозяйство свое; держи в порядке дом и хлев; оказывай почет коно-вязу; поклоняйся очагу, огню.

Подчеркнем, что от учителей-экскурсоводов требуется большая эмоциональность, хорошие знания и понимание тех метафор и сравнений, которыми изобилуют легенды и предания. Незнание ведет за собой неправильную интерпретацию образов, их искажение. Важно понимать, что во время экскурсий учащиеся не только получают естественнонаучные представления, но и, что особенно важно, познают их эмоционально-образную сторону. Как известно, ученик мыслит образами. Чем ярче в его представлении предстает образ, тем глубже осмысливает он закономерности природы.

На сегодняшний день якуты, продолжая жить на просторах родной природы, осваивая новые достижения науки, не покидают свои традиции и приходят к мысли о важности их сохранения так как духовные и моральные ценности учения Айыы, проповедующие приоритет и самоценность природы, полностью отвечают требованиям устойчивого развития и ноосферной цивилизации. Эти нор-

мы должны лежать в основе государственной политики в области экологического образования, природопользования и охраны окружающей среды [8].

Таким образом, как показывает практика, использование материалов этнопедагогического учения Айыы и «Кут-Сюр» в экологическом воспитании школьников летнем полевом лагере, не только обогащает знания и общий кругозор учащихся, но и способствует выработке эколого-нравственных норм поведения в природной среде, развивает экологическое сознание, и ответственное отношение к природе.

Список литературы

1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX в. - в начале ХХ вв. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1975. С.158.

2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М: Индрик,1996. 58 с.

3. Дьулуруйар Ньургун Боотур (Нюргун Боотур Стремительный) / Текст К.Г. Оросина; Ред. текста, перевод, коммент. и вступ. ст. Г.У. Эргиса. Якутск: Якгиз, 1947. 310 с.

4. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов // Зап. Якутского краев. Географ. общ-ва. Якутск, 1923. Кн.1. С.120.

5. Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста на примере народов проживающих в Арктических зонах Якутии: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 2003.

6. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Монография. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС (Я), 1995. 141 с.

7. Петров В.Т. Легенды о Кудангсе в худ. обраб-ке П.А. Ойунского // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980. С. 41-45.

8. Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера: эколого-экономический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С. 142, 148.

9. Попов Н.С. Экологическая культура якутов. СПб: Изд-во «Астери-он», 2009. С.43.

10. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М., 1999. 49 с.

11. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сур»: педагогические воззрения народа Саха. 2-е изд. М.: Academia, 1999. 119 с.

12. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Н.А. Алексеев и др. Новосибирск: Наука. Сибирск. Издат.фирма РАН, 1995. С. 133.

13. Прокопьева М.М., Васильева Т.Г. Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте / Материалы МНПК, 2-12 октября. Одесса. Куприенко С.В. 2012. Том 16. выпуск 2. С. 7-11.

14. Софронов Р.П. Методика учебно-исследовательской работы учащихся в летнем экологическом лагере (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дисс... канд. пед. наук. СПб., 2003.

15. Якутский героический эпос «Могучий Эр со^отох». Новосибирск: Наука. Сибирск. издательск. фирма РАН, 1996. 150 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

References

1. Alekseev N.A. Traditsionnye religioznye verovaniya yakutov v Х/Х - v nachale ХХ vv. [Traditional religious beliefs of the Yakuts in the XIX century. - at the beginning of the 20th century]. Novosibirsk: Nauka, Sibirskoe otdelenie, 1975. P. 158.

2. Afanas'ev A.N. Proiskhozhdenie mifa: Stat'ipo fol'kloru, etnografii i mifologii [The origin of the myth: Articles on folklore, ethnography and mythology]. M: Indrik, 1996. 58 p.

3. Orosina K.G. D'uluruyar N'urgun Bootur (Nyurgun Bootur Stremi-tel'nyy). Yakutsk: Yakgiz, 1947. 310 p.

4. Kulakovskiy A.E. Zap. Yakutskogo kraev. Geograf. obshch-va. Yakutsk, 1923. Book 1. P. 120.

5. Lebedeva N.N. Etnopedagogicheskie usloviya formirovaniya ekologich-eskogo soznaniya u detey starshego doshkol'nogo vozrasta na primere narodovprozhivayushchikh v Arkticheskikh zonakh Yakutii [Ethno-ped-agogical conditions of formation of ecological consciousness in children

of the senior preschool age on an example of the people living in the Arctic zones of Yakutia]. M., 2003.

6. Novikov A.G. O mentalitete naroda sakha [On the mentality of the Sakha people]. Yakutsk: Izd-vo Analiticheskogo tsentra pri Prezidente RS (Ya), 1995. 141 p.

7. Petrov V.T. Mifologiya narodov Yakutii [Mythology of the peoples of Yakutia]. Yakutsk, 1980, pp. 41-45.

8. Poiseev I.I. Ustoychivoe razvitie Severa: ekologo-ekonomicheskiy aspect [Sustainable development of the North: the ecological and economic aspect]. Novosibirsk: Nauka. Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 1999. S. 142, 148.

9. Popov N.S. Ekologicheskayakul'turayakutov [Ecological culture of the Yakuts]. S-Pb: Izd-vo «Asterion», 2009. P. 43.

10. Portnyagin I.S. Etnopedagogika "Kut-syur" v vospitanii i razvitii lichnosti uchenika yakutskoy shkoly [Ethnopedagogics "Kut-sur" in the upbringing and development of the personality of the pupil of the Yakut school]. M., 1999. 49 p.

11. Portnyagin I.S. Etnopedagogika «Kut-sur»:pedagogicheskie vozzreniya naroda Sakha [Ethnopedagogics "Kut-sur": pedagogical views of the Sakha people]. M.: Academia, 1999. 119 p.

12. Alekseev N.A. et al. Predaniya, legendy i mify sakha (yakutov) [Legends and legends and myths of Sakha (Yakut)]. Novosibirsk: Nauka. Sibirsk. Izdat.firma RAN, 1995. P. 133.

13. Prokop'eva M.M., Vasil'eva T.G. Perspektivnye innovatsii v nauke, obrazovanii, proizvodstve i transporte [Promising innovations in science, education, production and transport] / Materials of the MNPK, October 2-12. Odessa. Kuprienko S.V. 2012. Vol. 16. Issue 2, pp. 7-11.

14. Sofronov R.P. Metodika uchebno-issledovatel 'skoy raboty uchashchikhsya v letnem ekologicheskom lagere (naprimere Respubliki Sakha (Yakutiya) [Methods of teaching and research work of students in summer ecological camp (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. SPb., 2003.

15. Yakutskiy geroicheskiy epos «Moguchiy Er so^ptokh» [The Yakut heroic epic "Moguchiy Er so^otokh"]. Novosibirsk: Nauka. Sibirsk. izdatel'sk. firma RAN, 1996. 150 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Софронов Родион Павлович, доцент кафедры методики преподавания биологии, химии и географии института естественных наук, кандидат педагогических наук

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Ам-мосова

ул. Кулаковского, 48, г. Якутск, Республики Саха (Якутия),

677000, Российская Федерация

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOuT THE AuTHOR Sofronov Rodion Pavlovich, Assistant Professor of Teaching Methods of Biology, Chemistry and Geography, Candidate of Pedagogical Sciences

North-Eastern Federal University in Yakutsk

48, Kulakovsky Str., Yakutsk, Sakha Republic (Yakutia), 677000,

Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.