Научная статья на тему 'Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах'

Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ВЗАИМООЦЕНКА / САМОКОНТРОЛЬ / ПРИЕМЫ / SELF-ESTEEM / SELF-CONTROL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапова С. Н.

Целью этой работы является описание приемов по развитию навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-ESTEEM AND SELF-CONTROL AT ENGLISH LESSONS IN 2 ND FORMS

The purpose of this paper is to describe techniques for the development of self-esteem and self-control skills for English lessons. Work has a practical application.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка во 2 классах»

Общеизвестно, что полезность любых воспитательных систем и педагогических исследований обеспечивается требованиями социального заказа. На первый взгляд, можно прийти к выводу, что внятного социального заказа на систему эстетического воспитания школьников практически не существует. По-крайней мере, отрывочны и немногочисленны упоминания о нём в нормативных документах, в современной научной педагогической литературе. Значит ли это, что государству и обществу не нужны эстетически (и нравственно) развитые личности? Давно и серьёзно ставится шокирующий многих специалистов вопрос: что же такое образование - священное право человека или коммерческая услуга? Коммерциализация социального заказа школьников, упор на подготовку людей для определённых сфер экономической жизни, всё более открыто обсуждается и в нашей стране, с провозглашением благородной цели подъёма экономики [17]. Но вместе с тем, такой подход таит опасность недопонимания факта, что экономическое благосостояние страны может основываться только на благосостоянии духовно-нравственном, а духовнонравственное в человеке, как мы могли убедиться, немыслимо без эстетического. Экономические реалии во всём мире говорят о больших запросах специалистов эстетического направления. Мы специально оставляем в стороне область культуры нематериального производства. Речь идёт об отраслях сугубо технических. И здесь мы видим, что правильно решённые вопросы, например, технической эстетики могут приносить и частному владельцу и государству в целом значительные прибыли, а значит, специалисты этой области востребованы. Потребитель уже давно перестал оценивать различные изделия исключительно по уровню их утилитарных функциональных возможностей. Порой эстетические свойства предмета он оценивает наравне или даже выше остальных свойств. Поэтому устройства, отличающиеся только по эстетическим характеристикам, но абсолютно одинаковые в других отношениях, как правило, всё-таки имеют различную и значительно отличающуюся стоимость. Известное «На вкус и цвет - товарищей нет» здесь действует весьма ограниченно, и красота в технической эстетике, как и в любой другой, имеет объективные корни.

Значит, все разговоры о том, что в «экономической теории» реформы образования воспитанию вообще и эстетическому воспитанию в частности можно уделить меньше внимания, не выдерживают критики. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что эстетическое и нравственное воспитание, как неотъемлемая часть целостной воспитательной системы - одно из необходимых условий конкурентноспособности нашей страны не только в культурной, но и в экономической сфере.

Литература

1. Усова А.В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. - Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. 157 с.

2. Поташник М.М. Образование за полярным кругом //Народное образование, 2006. № 8. С.75-77.

3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М.: Педагогика, 1973. - 336 с.

4. Канаев Б.И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. Автореферат дис... канд. пед. наук, Челябинск, 1989. 17 с.

5. Яворук О.А. Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании: Дис... докт. пед. наук. Челябинск, 2000. 332 с.

6. Елагина В.С. Учитель в пространстве МПС //Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 91-93.

7. Яворук О.А. Перспективы дидактики межпредметных связей //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: www.science-education.ru/102-6031 (дата обращения: 12.05.2014).

8. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. 447 с.

9. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. 255 с.

10. Ковалёв А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. - 195 с.

11. Вульфсон В.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания //Педагогика, 2006. №10. С. 3-10.

12. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике //Педагогика, 2006. №10. C. 3642.

13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании /Под ред. А.М.Арсеньева, Н.К.Гончарова, И.А.Каирова, М.А.Прокофьева, В.А.Разумного. М.: Педагогика, 1976. 640 с.

14. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. Том 1. - СПб.: Пушкинский фонд, 2001. 304 с.

15. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. - М.: Проект, 2003. 384 с.

16. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих - четвертых классах. М.: Просвещение, 1969. 208 с.

17. Яворук О.А. Пути архаизма и футуризма в развивающемся отечественном образовании //Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 29-35.

Остапова С. Н

Учитель английского языка, Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 94» г. Перми

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2

КЛАССАХ

Аннотация

Целью этой работы является описание приемов по развитию навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

Ключевые слова: самооценка, взаимооценка, самоконтроль, приемы.

Ostapova S. N.

Teacher of English, Individual Municipal Educational Institution "Secondary school № 94" Perm.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-ESTEEM AND SELF-CONTROL AT ENGLISH LESSONS IN 2nd FORMS

Abstract

The purpose of this paper is to describe techniques for the development of self-esteem and self-control skills for English lessons. Work has a practical application.

Keywords: self-esteem, self-control techniques.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В процессе обучения английскому языку детям, как и взрослым, постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. Изучению роли самооценки в учебной деятельности посвящено много исследований, как в

16

возрастной, так и в педагогической психологии младшего школьного возраста. Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость.

Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнение, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит своеобразный перенос различных свойств личности, и ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. От самооценки зависит характер его общения, отношения с другими людьми.

У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Самооценка служит и средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценки с возрастом повышается: самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, что связано с жизненным опытом, умственным развитием и стабилизацией уровня притязаний.

Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая четкие эталоны оценивания, создает необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. В качестве средств развития самооценки можно выделить следующие приемы:

• «Дорожка успеха» - прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием и зафиксировать свое предположение.

• «Волшебные линеечки» - оценочная шкала, на которой учащиеся отмечают результат выполненной деятельности непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу - если работа не соответствует критерию вообще. Критерии оценивания могут быть разными: аккуратность, правильность, старание, трудность и т.д. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя ее.

• «Цветная оценка». Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

• «Кто сможет?» Учитель готовит задание, например, составить предложение по предложенной на доске схеме, и спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» То есть происходит сравнение уровня притязаний с возможностями.

• «Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а так же умение обнаруживать задания с недостающими условиями.

• «Фронтальная самооценка» - один из приемов устной самооценки. Учащиеся отвечают на вопросы: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справился легко? Кому ПОКА трудновато? Кто или что помогало вам справиться? Кто доволен сегодня своей работой?

• «Индивидуальная самооценка» - подразумевает ответы на следующие вопросы: Что тебе нужно было сделать? Ты все сделал правильно или были недочеты? Ты все сделал сам или с чьей-то помощью?

• «Взаимооценка» - сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недостатки. Другой вариант взаимооценки предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре.

Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.

Самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Гуткина Н. И.). Развитию навыков самоконтроля способствует создание потребности в самоконтроле. Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.

Для формирования самоконтроля важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном виде.

Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, а также при устных ответах и сообщениях. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля.

Самоконтроль имеет несколько видов: предварительный, процессуальный и итоговый. С точки зрения учителя действие предварительного контроля заключается в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем.

Упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психологических процессов, таких как внимание, воображение, мышление и память, и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

• Прием «Ориентировка». Учащиеся до начала работы отвечают на вопросы: Сможете ли выполнить задание? Трудно ли оно для вас? В чем заключается трудность? С чего начнете? Из каких этапов будет состоять работа? В какой последовательности вы будете выполнять задание? Как вы сможете проверить? Какие возможные трудности, ошибки могут появиться? Составьте алгоритм работы (Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий).

• «Фиксирование ошибочного действия». Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.

Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких

действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков. Он обеспечивает произвольность внимания, оперативное видение ошибки и качество усвоения.

• «Проговаривание».

17

• «Пометки на полях».

• «Составление плана действий»

• Исправления в тетради - это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.

• «Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.

• Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено ... ошибок. Дети, выступая в роли учителей, проверяют.

• Лист самоконтроля.

• Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.

• Опросники.

Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.

• Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.

• Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).

• Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определенной буквы.

• Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию.

• Шифровки

• Цепочки

• Раскраски

• Кроссворды

• Пазлы

• Упражнения на восстановление

• Упражнения на поиски отличий

Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия.

Все описанные приемы по развитию навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

2. Бормотова М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. - 2005. - №9, с 34 - 35

3. Брейгина М. Е.О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2000. -№1. - с. 23-26

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.

5. Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. -2012. - №4.

6. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. - 2012. - №7.

7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972

Охлопков С.С.1 Софронов Р.П.2

1Студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; 2Кандидат педагогических наук, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАСС

ПТИЦЫ»

Анноатция

Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения биологии - патриотическому воспитанию школьников на уроках зоологии. В статье также рассмотрена методика развития ценностей патриотизма у учащихся при изучении темы «Класс Птицы».

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценностное отношение.

Okhlopkov S.S. 1 Sofronov R.P. 2

'Student , North- Eastern Federal University M.K. Ammosova; 2Ph.D., North- Eastern Federal University M.K. Ammosova METHOD OF VALUES OF PATRIOTISM STUDENTS STUDYING THEMES ” CLASS AVES ”

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article is devoted to one of the most urgent problems of modern methods of teaching biology - patriotic education students in the classroom zoology. The article also discusses the methodology development values ofpatriotism among the students in the study of the topic " Class Birds ."

Keywords: patriotism, patriotic education, value relation

В требованиях к реализации федерального государственного образовательного стандарта рекомендовано, что в процессе обучения сформировать у школьников уважительное отношение к своей стране, родному краю, культуре, а также элементарные правила нравственного поведения в мире природы. В связи с этим в образовательных учреждениях патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание, так как воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего российского общества, и имеет стратегическое значение для сохранения безопасности страны. Утрата патриотического сознания молодого поколения угрожает сохранности и процветанию государства.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.