Научная статья на тему 'Регионализация содержания учебного материала - важнейший фактор освоения национальной культуры в учреждениях общего образования'

Регионализация содержания учебного материала - важнейший фактор освоения национальной культуры в учреждениях общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / REGIONAL SCIENCE / ЛОКАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / LOCALIZATION OF SCHOOL PROGRAMMERS / МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА / MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE OF PEOPLE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна

В статье представлена локализация учебных программ по таким школьным предметам, как биология, география. Делается вывод о том, что введение в содержание урока местного краеведческого материала значительно повышает интерес к занятиям. Доказано, что организация практической деятельности детей по использованию полученных знаний в жизненных реалиях позволяет ученикам усвоить экологическую культуру народа, приобщиться к материальной, производственной, духовной культуре своего народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the localization of school programmers in biology, geography. The conclusion is that the introducing of local regional material motivates the studies. It is proved that the organization of practical activity of children in the life reality helps school children understand the ecological culture of people, its material, industrial and spiritual ones.

Текст научной работы на тему «Регионализация содержания учебного материала - важнейший фактор освоения национальной культуры в учреждениях общего образования»

способностей повышенного уровня. Залогом успешной профессиональной реализации дирижера-хормейстера является его психолого-педагогическое мастерство, суть которого - в способности решать как творческие, так и организационные задачи не только конструктивно, но и креативно. Совокупность

конкретных приемов и способов работы дирижера-хормейстера в контексте его педагогических и исполнительских функций можно рассматривать как обобщение техник педагогической деятельности, что К. Д. Ушинский называл «собранием правил воспитательной деятельности» (8, с. 8).

Примечания

1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - М.: Просвещение, 1973.

2. Кондрашин К. П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К. П. Кондрашин. -М.: Музыка, 1976.

3. Мусин И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. - М.: Музыка, 2007.

4. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. - М., Музыка, 1966.

5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971.

6. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. - М.: Про-физдат, 1960.

7. Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинчен-ко. - СПб., 2007.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. 5.

М. М. Атласова

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОСВОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена локализация учебных программ по таким школьным предметам, как биология, география. Делается вывод о том, что введение в содержание урока местного краеведческого материала значительно повышает интерес к занятиям. Доказано, что организация практической деятельности детей по использованию полученных знаний в жизненных реалиях позволяет ученикам усвоить экологическую культуру народа, приобщиться к материальной, производственной, духовной культуре своего народа. Ключевые слова: образование в сфере культуры, краеведение, локализация содержания учебного материала, материальная и духовная культура народа, экологическая культура.

The article presents the localization of school programmers in biology, geography. The conclusion is that the introducing of local regional material motivates the studies. It is proved that the organization of practical activity of children in the life reality helps school children understand the ecological culture of people, its material, industrial and spiritual ones. Keywords: liberal education, regional science, localization of school programmers, material and spiritual culture of people, ecological culture.

Многие педагоги-методисты - такие, например, как Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. А. Бородай, В. П. Будаков, В. К. Кондаков, А. З. Сайфуллин и другие, уделяли много внимания вопросам изучения родного края в учебных целях.

Они рассматривали отдельные аспекты организации краеведческой работы, методы и приемы изучения природных и социально-экономических условий, исторических особенностей края. При этом в качестве главной ставилась зада-

ча развития познавательных интересов, потребностей для повышения качества знаний школьников.

Мы исходим из того, что использование краеведческого материала является начальным этапом в деле приобщения обучающихся к культуре, истории своего народа, природе родного края.

В ходе экспериментального исследования наиболее важным был поиск путей включения в учебную работу краеведческого материала. В целом изучив и проанализировав работу школ в этом направлении, мы пришли к заключению, что на уроках краеведческий материал применяется не систематически, а по усмотрению учителя. Лучшие учителя по таким школьным предметам, как история, литература, география, зоология, биология, физкультура, трудовое обучение, используют местный материал в рамках реализации принципа связи обучения с жизнью, в основном — как иллюстративный материал. На наш взгляд, этого недостаточно для достижения

цели приобщения молодежи через содержание уроков к хозяйственной деятельности, производственной культуре своего народа. Нами были предложены локализованные программы обучения по вышеперечисленным учебным дисциплинам, но в данной статье, чтобы ограничить объем, отразим локализацию учебных программ лишь по ботанике и географии, которые приближают учеников к материальной культуре своего народа.

Одной из главных причин неглубоких знаний по предмету, слабого интереса к нему является отрыв содержания изучаемого от жизненного опыта учеников, что предопределяет отрицательное отношение к родному краю вообще и к его природе в частности. А это имеет далеко идущие отрицательные последствия в формировании гражданских качеств человека.

Ниже приводим локализованную программу по ботанике, по которой проводилась опытно-экспериментальная работа.

Таблица 1

Примерная локализация программы ботаники применительно к северным условиям

Программа ботаники Насыщение содержания учебного материала местными растениями: особенности земледелия на Севере

Разделы Подтемы

1. Корень Почва и ее охрана. Корень. Удобрения. Состав лесотундровой почвы. Корневая система северных растений. Значение удобрений на Севере.

2. Побег Побег и почки. Растения и свет. Строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Причины безлесья тундры. Стелющиеся и ползучие стебли тундровых растений.

3. Семя. Прорастание семян Время посева и глубина заделки семян. Сроки и способы посева на Севере.

4. Отдел Цветковые (Покрытосеменные) растения Семейство крестоцветных. Семейство пасленовых. Семейство злаков. Кормовые злаковые растения северного оленя.

5. Сельскохозяйственные растения Капуста. Картофель. Выращивание растений в парниках и теплицах на Крайнем Севере.

6. Отделы растений Водоросли. Торфяной мох и образование торфа. Водоросли северных морей и их значение в животном мире Севера. Торфяные растения Севера.

7. Бактерии, грибы, лишайники Грибы. Лишайники. Кормовые грибы и ягельные корма северного оленя.

Введение в содержание урока местного краеведческого материала значительно повышает интерес к занятиям. Учителя пользуются при этом различными приемами. Жители Севера, например, не привыкли употреблять в пищу грибы, что вызвано многими обстоятельствами. С одной стороны, грибной сезон на Русском Севере намного короче, чем в других климатических зонах. С другой стороны, олени грибы очень любят. И у людей, которые выращивают

животных, испокон веков формируется бережное отношение к ним, что определяет жизненное правило: все, что дает природа и без чего человек может обойтись, надо отдать животным, а они нам возместят это мясом, шкурой и т.д. Такое введение народных воззрений в раздел, где изучаются грибы, вызывает у ребят желание больше изучать родную природу.

Аналогичная программа составлена и по географии (см. таблицу 2).

Таблица 2

Программа географии Примерная локализация

Разделы Подтемы

1. Карты и работа с ними Топографические карты Карта Крайнего Севера Якутии

2. Рельефное геологическое строение и полезные ископаемые на территории России Развитие природы на территории России в течение геологического времени Горы. Горные породы Якутии

3. Климатические условия территории России Основные элементы (температуры, осадки), характеризующие климат России Вечная мерзлота в Якутии. Оймякон -Полюс Холода

4. Внутренние воды России Реки России Водные ресурсы рек Якутии. Крупные озера Севера Якутии

5. Почвы. Природные зоны России Естественные (природные) ресурсы и охрана природы Редкие и исчезающие звери, птицы и растения Якутии. Охрана природы Якутии

6. Восточная Сибирь Зональные природные комплексы Восточной Сибири. Природные ресурсы Тундра и лесотундра. Горные районы Якутии

На первом этапе опытно-экспериментальной работы основной целью для нас являлось введение в содержание уроков локализованного регионального материала, что предусмотрено концепцией общего образования. В ходе введения в содержание уроков краеведческого материала были проведены срезы по выявлению уровня повышения интереса учеников к экологической культуре народа, к родному краю, его природе. Измерения этих показателей проводили, используя методы педагогической диагностики, разработанные А. И. Кочето-вым, Я. Л. Коломинским, И. И. Проко-

пьевым, М. И. Шиловой и другими. Как известно, результативность учебного процесса оценивается по многим показателям: объем и качество знаний, практические умения и навыки, интеллектуальное развитие ребенка, умение применять теорию на практике и т.д. Мы сочли вполне достаточным на первом этапе провести срезы по отдельным показателям познавательной активности учащихся, которые должны дать общую картину результатов локализации учебных программ по биологии и географии.

Познавательная активность учащихся определяется на основе выявле-

ния уровня работоспособности, видения учеником связи теории с вводимым краеведческим материалом, трудностей использования теории на практике, умения систематизировать, обобщать полученные сведения. Изучение познавательной активности учащихся проводилось путем регулярно фиксируемых наблюдений за учениками, их учебной деятельностью по данным предметам.

Другим методом изучения были беседы с учениками, учителями. Третий метод — метод самооценки (учащиеся сами оценивали свое отношение к предмету). Экспериментальные группы составляли 176 учеников 5—6 классов пяти школ: Момской средней школы Момс-кого района, Томторской и Ючюгейс-кой средних школ Оймяконского района, Сасыльской и Тополинской средних школ Томпонского района. Учащиеся параллельных классов названных уже школ плюс ещё учащиеся Улахан-Чис-тайской средней школы Момского района, Сордоннохской школы Оймяконс-кого района, где локализация проводилась традиционно (по усмотрению и

возможностям учителей), составили контрольные группы. Численность учащихся в них была 184 человека.

Условия, в которых проводилось изучение данного вопроса, для экспериментальных и контрольных групп были почти одинаковые. Все школы расположены в сельской местности и функционируют в равнозначных социальных и материальных условиях. Уровень педагогической и методической квалификации учителей, проводивших апробацию локализованной программы, не отличался от уровня тех учителей, которые работали в контрольных группах. В течение второго полугодия учебного года вместе с учителями, согласившимися на проведение эксперимента, мы разработали программу, методические рекомендации и уже в новом учебном году начали работу по данной программе. Познавательная активность детей изучалась при помощи контрольных замеров в начале и середине учебного года. В таблице 3 приведены результаты по проведенным в конце учебного года замерам.

Таблица 3

Уровни познавательной активности учащихся на уроках биологии, географии (в %)

ПОКАЗАТЕЛИ I уровень II уровень III уровень

экспер. группа контр. группа экспер. группа контр. группа экспер. группа контр. группа

1. Работоспособность 14,8 25,0 44,9 42,4 40,3 32,6

2. Умение систематизировать и обобщать 23,9 26,6 34,7 36,9 41,4 36,5

3. Видение связи теории и краеведческого материала 10,8 16,8 42,1 44,6 47,1 38,6

4. Видение трудностей использования теории на практике 6,8 23,9 40,3 36,9 52,9 39,2

Работоспособность выявлялась по признакам сокращения устойчивости внимания, отвлекаемости на занятиях, упорства в преодолении трудностей. Умение систематизировать, обобщать можно выявить не только в процессе восприятия и закрепления материала, но и по результатам практических, лабораторных (полевых)занятий. Третий и четвертый показатели характеризуют содержательную сторону познавательной активности. Они выявлены путем бесед, наблюдений и самооценки учащихся.

Как видно, по всем параметрам познавательной активности учащиеся экспериментальных групп показывают достоверно высокий уровень. Первый уровень характеризуется тем, что качества проявляются не ярко и не всегда. Так, по всем показателям познавательная активность у учащихся на этом уровне выявлена в экспериментальных группах 99 раз, или у 14,1% обследованных, а в контрольных группах - 170 раз, или у 23,1% школьников.

Самый высокий III уровень познавательной активности характеризуется тем, что у учеников сохраняется устойчивое внимание в процессе работы над темой, чаще проявляется упорство при неудачах в учении (внешние признаки), а также тем, что качественно меняется мотивация учения: дети стремятся лучше усвоить материал, чтобы внести какие-то улучшения в окружающую жизнь (сущностные признаки). Учащиеся, проявившие познавательную активность III уровня, лучше и качественнее систематизируют и обобщают изучаемый материал, находят взаимосвязи теории с вводимым местным материалом. Они больше вступают в рассуждения-диалоги о тех сложностях, которые затрудняют реализацию идей и положений в жизни.

Учащиеся экспериментальных групп по проявлению познавательной активности на более высоком уровне значительно превосходят своих однолеток из

контрольных групп. Так, в экспериментальных группах 45,4% школьников показали активность на III уровне, а в контрольных - 36,7%. Особенно большая разница по видению трудностей использования теории на практике: в экспериментальных 93 школьника (52,9%), а в контрольных - 62 (39,2%).

Наблюдения за познавательной деятельностью учащихся на уроках в ходе экспериментальной проверки локализованной программы показали: а) местный материал, близкий и понятный детям, включенный в содержание урока, вызывая ассоциативное внимание, оживляет преподавание, помогает ученикам лучше усвоить знания; так, по географии облегчается процесс усвоения географических терминов, понятий и представлений; б) локализованное обучение приобщает детей к жизни местного края, учит их ориентироваться в окружающих явлениях, правильно оценивать их; намного облегчает усвоение детьми разновидностей и времени созревания северных растений; в) знание краеведческого материала предопределяет стремление школьников применять на практике полученные теоретические знания и формирует практические умения. Другими словами, создаются условия для приобщения школьников к материальной культуре, экологическим традициям народа.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы в качестве основной задачи было взято приобщение к материальной, производственной культуре народа через активную деятельность в преобразовании действительности. Психолого-педагогической наукой доказано, что только в деятельности, активной, творческой, можно формировать ценностные личностные качества человека. Основные виды деятельности, в которые вовлекались школьники на данном этапе опытной проверки, - это выполнение практических заданий по изучению природы, флоры и фауны родных мест, а также участие в произ-

водственной деятельности в традиционных отраслях хозяйства.

Задания на изучение животного, растительного мира, природных условий, климата и т.д. школьники получают, как правило, в начале и в конце учебного года, когда местные условия позволяют вести целенаправленное наблюдение. Содержанием данной работы является сбор кормовых растений для оленей, подготовка гербариев из них и других местных растений. Занятия по их классификации расширяют, конкретизируют и систематизируют полученные на уроках знания. Школьники, как правило, имеют достаточно широкие представления о природе своего края. Они безошибочно ориентируются на местности по звездам, наклонам трав, снежным дюнам, расположениям гор и ручьев, по направлению ветров. Находясь на природе, выполняя конкретные задания, ученики систематизируют свои природоведческие знания, полученные на уроках биологии и географии. Изучая природные условия родных мест, школьники получают знания о реках и озерах тундровой и лесотундровой зоны, об особенностях ветров (в какое время года и какие ветры дуют, с чем связано изменение их направления).

Полученные на практических занятиях знания закрепляются в основном летом, когда дети после окончания учебного года возвращаются домой, в стойбища, где они наравне со взрослыми включаются в реальную производственную деятельность. В процессе этой работы ученики убеждаются в том, что, не имея ясного представления о растительном и животном мире, об особенностях природных условий местности, невозможно работать ни пастухом, ни охотником. Особую роль в освоении национальной культуры в учреждениях общего образования играет изучение народных фаунолистических, флоролистических, метеорологических представлений. Эта работа включена в содержание опытной работы на втором этапе.

Изучение природы, флоры, фауны, истории своего края непосредственно связано с познанием быта, верований, традиций народа. Интерес к истории и различным аспектам социальной жизни порождает, например, чувствительность к народному творчеству, в том числе и к разным приметам. Узнавание примет связано с наблюдательностью, систематизацией эмпирических знаний. Учащиеся, находясь на экскурсиях, в экспедициях, собирают народные приметы.

Например, школьники 5-6 классов Сасыльской, Томторской, Ючюгейской школ классифицировали собранные ими народные приметы, предсказывающие погоду, следующим образом:

— по солнцу: солнце окружено светлым кругом - к наступлению облачной погоды;

— по небу: небо кажется низким — к облачности, высоким - к безоблачности;

— по луне: зимой луна ясная — к морозу, мутноватая — к оттепели;

— по звездам: зимой звезды горят ярко — к наступлению холода, слабо — к потеплению;

— по направлению ветра: ветер, дующий с востока, летом приносит дождь, а зимой — снег (тепло);

— по растениям: летом хорошо растут ягоды — осенью будет много лесной дичи; олений мох (ягель) размягчается и становится малозвучным — к дождю;

— по поведению животных: ранний перелет гусей на юг осенью — к раннему снегу; медведь весной выходит рано из берлоги — к ранней весне;

— по снегу: зимой толстый слой снега — весной будет много уток и т.д.

Одновременно дети приобщаются и к экологической культуре народа. Если они на практических занятиях, на уроках получили представление о ранимости северной природы, о роли вечной мерзлоты в жизни людей и т.д., то в процессе совместной работы со взрослыми дети уже это видят в жизненных

реалиях. Так, школьники знают, почему нельзя шуметь, кричать в лесу или на просторах тундры. Только в процессе совместной жизнедеятельности со взрослыми дети узнают, почему сокращается дичь (из-за неправильной охоты, что выражается в истреблении молодняка и самок). Они также узнают о сокращении черных журавлей, стерхов, для которых отрицательную роль играет фактор беспокойства (шум, работа техники, стрельба и т.д.).

Только в процессе совместной жизнедеятельности со взрослыми, выполняя общие производственные дела, учащиеся имеют возможность углублять, расширять свои знания, связать их с народными представлениями и знаниями о природе. Это верный путь, через который школьник приобщается к духовной культуре народа. Все 176 учеников экспериментальных групп прошли через второй этап, то есть летом они находились в оленеводческих стадах, рыболовецких бригадах, некоторые - вместе с охотниками. Часть учеников (61, или 34,7%) после практического участия в производственной деятельности со взрослыми, не теряя интереса к жизни, быту, обычаям народа, все же не проявили дальнейшего желания посвятить себя традиционному производству предков. Особенно это касается девочек.

Что касается учащихся контрольных групп, то из них принимали участие в практической работе, в производственной деятельности всего 78 человек, то есть 42,4%. Из них только 28 человек, или 35,8% участвовавших (15,2% всех учеников контрольных

групп), оказались не против того, чтобы заняться традиционными видами хозяйства. В то время, как такое желание из экспериментальных групп проявили 115 человек, или 65,3%.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа по введению краеведческого материала в учебный процесс по природоведческим дисциплинам показала:

— эффективность использования национально-регионального материала повышается, когда оно осуществляется поэтапно, постепенно усложняясь, охватывая познавательные процессы, практическую работу, творческую самостоятельную деятельность;

— местный, знакомый детям материал повышает уровень познавательной активности учеников на уроках, способствует лучшему усвоению законов, закономерностей изучаемых явлений, фактов и предметов;

— организация практической деятельности детей по использованию полученных знаний в жизненных реалиях позволяет ученикам усвоить экологическую культуру народа, приобщаться к другим сторонам материальной, производственной, духовной культуры народа;

— наиболее глубокие знания о жизни, быте, труде, культуре народа школьник получает в процессе углубленного изучения традиционных отраслей хозяйства, когда создаются объективные условия не только для всестороннего ознакомления с культурным, производственным наследием предков, но и для определения своих возможностей в какой-либо отрасли народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.