УДК 159.922; 159.9:34.01
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ НА ОТДАЛЕННОМ ЭТАПЕ
ТРАВМАТИЗАЦИИ
®2008 0марова П.О, Магомедов М.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются особенности посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у детей на отдаленном этапе травматизации. На основе выявленного симптомокомлекса разработаны основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ПТСР в условиях школы, предполагающее комплексный подход, который выражается во взаимодействии школьных специалистов различного уровня в решении проблемы: администрации школы, учителей, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, родителей.
The article deals with particularities of children's posttraumatic stressful frustrations (PTSF) on the remote traumatisation stage. On the base of the revealed complex of symptoms the main trends of psychologo-pedagogical accompaniment of teenagers with PTSF is designed under school conditions, expecting the complex approach, which is expressed in interaction of school specialists of different levels in solving of this problem: the administration of the school, teachers, class leaders, teachers-psychologists, social pedagogs, parents.
Ключевые слова: посттравматические стрессовые расстройства, диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, личностная и ситуативная тревожность, симптоматический опросник Ю.Александровича, арт-терапия, социально-психологический тренинг, создание дружественной среды в школе.
Keywords: posttraumatic stressful frustrations, diagnostics, psychologo-pedagogical accompaniment, personal and situational alarmness, Yu. Alexandrovich's symptomatic questionnaire, art-therapy, social-psychological training, forming the friendly environment at school.
В декабре 1994 года начались военные действия в Чечне. На территории Республики Дагестан численность беженцев и вынужденных переселенцев из боевой зоны в этот период составляла около 20 тыс. человек.
В сентябре 1999 года бандформирования, вошедшие в Дагестан со стороны Чечни, захватили Ботлих-ский и Цумадинский районы, и в Махачкалу хлынули потоки уже дагестанских вынужденных переселенцев из указанных высокогорных районов.
Среди мигрантов из зон военных конфликтов значительную часть со-
ставляли дети, нуждающиеся в медицинской помощи, социальной защите и психологической реабилитации.
Затем произошла трагедия в г. Каспийске. В результате теракта 9 мая 2002 года во время демонстрации погибло 43 человека, ранено более 130 человек, из них 28 школьников и 2 учителя.
Школьные психологи в Дагестане оказались не готовы к работе с детьми с ПТСР, а специалистов-психотерапевтов и клинических психологов было явно недостаточно [3, 4].
Несмотря на потребность в оказании этим детям психологической помощи, в специальной литературе проблема посттравматических
стрессовых расстройств у детей является недостаточно изученной, между тем поиск путей эффективного психологического сопровождения детей указанной категории делает изучение данного вопроса весьма актуальным.
В нашем исследовании приняли участие 53 ребенка-мигранта из Чечни (в г. Хасавюрте), 27 детей из Бот-лихского и Цумадинского районов Дагестана, пострадавших в результате вторжения боевиков со стороны Чеченской Республики в 1999 году, 20 детей из г. Каспийска - всего 100 детей с ПТСР, а также 100 учащихся подросткового возраста школ г. Махачкалы, не имеющих психотравми-рующего опыта.
Возраст участников мы постарались ограничить подростковым, хотя в выборке детей с ПТСР несколько участников были младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет).
Исследование уровня выраженности посттравматических реакций у детей, пострадавших в военных конфликтах и террористических актах, с помощью разработанного нами детского варианта Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций позволило выявить, что большинство подростков имеют высокий (67% выборки) и средний (25% выборки) уровни выраженности ПТСР, низкий уровень - только 8% детей. Однако мы сочли возможным включить последнюю группу в дальнейшую экспериментальную работу, поскольку в личных беседах они отмечали, что, несмотря на более удовлетворительное состояние по сравнению с другими испытуемыми, хотели бы получать психологическую помощь. Кроме того, мы допускали вероятность слепых ошибок при тестировании.
Оценка психического статуса подростков с ПТСР проводилась с помо-
щью симптоматического опросника Ю. Александровича [1], позволяющего выявить психотические и невротические нарушения. Несмотря на очевидную сложность опросника (он насчитывает 138 вопросов) и весьма редкое упоминание о нем в клинической практике, он рекомендуется для изучения субъективной оценки нервно-психического состояния пациентов [2].
Вопросы этого опросника касаются недомоганий и трудностей, которые часто встречаются при неврозах (F40-F48). Информация о том, какие из них проявлялись в течение недели, дает возможность оценить степень психологических проблем, существующих у подростков с ПТСР.
Анализ результатов выполнения теста позволяет определить наличие следующих расстройств:
I. Страх, фобии.
II. Депрессивные расстройства.
III. Беспокойство, напряжение.
IV. Нарушение сна.
V. Истерические расстройства.
VI. Неврастенические расстройства.
VII. Сексуальные расстройства.
VIII. Дереализация.
IX. Навязчивости.
X. Трудности в социальных контактах.
XI. Ипохондрические расстройства.
XII. Психастенические нарушения.
XIII. Соматические нарушения.
Мы сочли возможным исключить
группу VII в связи с возрастом испытуемых. По каждому показателю выводился низкий, средний и высокий уровень выраженности в соответствии с ключом методики.
Анализ результатов выявляет количество подростков с низким, средним и высоким уровнем выраженности показателя. При этом считается, что низкий уровень отражает границы нормы, средний - пограничное состояние, а высокий - говорит о патологии.
Исследование было проведено в сравнении с подростками без ПТСР. Результаты, изложенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что различия между выборками подростков без ПТСР и с ПТСР достоверны по показателям «страхи, фобии», «беспокойство и напряжение», «нарушения сна», «психастенические нарушения», «труд-ности в социальных контактах», «соматические нарушения». Это позволяет включить указанные расстройства в симптомо-комплекс ПТСР в подростковом возрасте. Качественный анализ данных позволил прийти к выводу, что в большинстве случаев (96% выборки)
указанные состояния проявляются на уровне пограничных непсихотических состояний, однако в 4% случаев речь идет о патологии и необходимости вмешательства психиатра (психотерапевта).
Изучение агрессивности детей с ПТСР проводилось с помощью личностного опросника Басса-Дарки [1].
Перед проведением экспериментальной работы на протяжении трех недель мы старались расположить детей, посещали с ними занятия, проводили досуг, беседовали на различные темы. Опрос с каждым ребенком проводился индивидуально.
Таблица 7
Результаты по опроснику Александровича
Дети без ПТСР Дети с ПТСР Достоверность
м SD М SD различий при р = 0,05
I 22,9 11,43 40,9 12,54 Достоверны
II 13,3 6,71 13,1 9,52 Не достоверны
III 18,7 12,57 44,6 12,57 Достоверны
IV 10,7 8,33 37,5 7,94 Достоверны
V 19,2 6,81 22,4 7,77 Не достоверны
VI 25,6 10,22 23,6 12,77 Не достоверны
VIII 12,7 9,17 15,7 8,05 Не достоверны
IX 10,2 7,66 24,7 7,39 Достоверны
X 9,8 6,67 40,1 6,28 Достоверны
XI 8,9 7,9 8,3 7,8 Не достоверны
XII 8,2 8,42 12,0 9,23 Достоверны
XIII 27,87 19,24 45,2 25,87 Достоверны
Примечания к таблице 1:1. Страх, фобии. II. Депрессивные расстройства. III. Беспокойство, напряжение. IV. Нарушение сна. V. Истерические расстройства. VI. Неврастенические расстройства. VIII. Дереализация. IX. Навязчивости. Х.Трудности в социальных контактах. XI. Ипохондрические расстройства. XII. Психастенические нарушения. XIII. Соматические нарушения.
Ответы оценивались по 8 шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) -шкалы 1,3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения опреде-
ленной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Результаты были подвергнуты анализу с использованием критерия Стьюдента. Материалы их статистической обработки отражают достоверность выявленных различий при р< 0,05. Полученные в эксперименте данные обобщены в таблице 2 и представлены на рис. 1-2.
Результаты диагностики враждебности и агрессивности
Таблица 2
Дети с ПТСР Дети без ПТСР Р
Уровень агрессивности
высокии 20 0 р< 0,05
среднии 40 40 р< 0,05
низкии 40 60 р< 0,05
Уровень враждебности
высокии 54 0 р< 0,05
среднии 46 52 р< 0,05
низкии 0 48 р< 0,05
Дети с П ТС Р Дети без П ТС Р
I Высокий
□ Средний
□ Низкий
Рис. 7. Распределение выборки по уровням агрессивности
ш
48°,
%
■ Высокий
□ Средний
□ Низкий
Дети сПТСР Дети без ПТСР
Рис. 2. Распределение выборки по уровням враждебности
Данные, полученные при использовании опросника Басса-Дарки, показывают, что степень агрессивности и враждебности у детей экспериментальной группы достоверно выше, чем у детей контрольной группы.
Важным при исследовании ПТСР в связи с результатами, полученными с помощью опросника Александровича (высокий уровень страхов), мы сочли измерение уровня тревожности.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика «81аз1е-ТгаК-Апх1е1у-
|уеп!оп» (БТА1), предложенная Ч.Д. Спилбергером и представляющая собой комбинацию трех известных тестов: шкалы тревожности Кэттела и Шайера, шкалы «Проявлений тре-
вожности» Тейлор и шкалы тревожности Велша. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ха-ниным. Ю.Л. Ханин модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности [1].
Опросник Спилбергера-Ханина состоит из двух шкал - ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ). Каждая шкала насчитывает по двадцать утверждений (всего сорок), которые нужно оценить по степени соответствия для испытуемого. Тест сопровождается ключом для балльной (количественной) оценки результатов теста.
В таблице 3 приведены данные, полученные по тесту Спилбергера-Ханина.
Оценка тревожности по тесту Спилбергера-Ханина
Таблица 3
Вид тревожности Дети без ПТСР Дети с ПСТР Достоверность
М SD М SD различий при р = 0,05
ЛТ 33,4 10,27 60,5 10,71 Достоверные
ст 31,7 8,47 58,9 7,96 Достоверные
Таким образом, по показателям личностной и ситуативной тревоги выборки достоверно различаются при р=0,05, в то время как по показателям личностной тревоги достоверных различий нет. На рис. 3 приведено графическое отображение результатов теста Спилберге-ра-Ханина. Диаграммы на рис. 4 и 5 отражают процентные данные по
уровням выраженности личностной и ситуативной тревожности в выборке детей с ПТСР.
Высокие показатели личностной и ситуативной тревожности у детей с ПТСР по данной методике свидетельствуют о том, что повышенная тревожность входит в структуру нарушений при указанном состоянии в подростковом возрасте.
70 -| 60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 - 1 СТ ЛТ
Дети без ПТСР ■ Дети с ПТСР 33.4 60.5 31,7 58,9
Рис. 3. Распределение данных по тесту Спилберегера-Ханина
Рис. 4. Уровень ситуативной тревожности у подростков с ПТСР
Рис. 5. Уровень личностной тревожности у подростков с ПТСР
Дополнительно для оценки агрессивности и тревожности мы использовали тест «Несуществующее животное». Исходя из задач нашего исследования, этот тест применялся для выявления агрессии, тревожности, страхов и характеристик активности.
По результатам теста «Несуществующее животное» у 60% детей присутствует различного типа агрессия, сопряжённая с эмоциональными переживаниями (из них у 52% - страха и у 76% - тревоги).
Метод «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов. Мы в своей работе применили вариант, разработанный Саксом и Леви, модифицировав его под контингент испытуемых (детей и подростков, пострадавших в теракте 9 мая 2002 года в г. Каспийске). Данный метод включает 45 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 13 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины и свидетельствующих о его отношении к прошлому и будущему, затрагивающих взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Анализ полученных результатов позволил выявить проблемы в следующих сферах жизни детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами:
- во взаимоотношениях с отцом -
56%,
- во взаимоотношениях с матерью -
8%,
- в общении со сверстниками -
22%,
- во взаимоотношениях с учителями - 48%,
- в эмоциональной сфере: беспокойство - 20%; раздражительность -18%; депрессивность - 16%; потеря ощущения безопасности после случившегося - 44%; появление ощущения собственной исключительности по сравнению с другими детьми -12%; стремление забыть случившееся - 86%; желание отомстить - 64 %; страхи:
- будущего - 26%,
- потери близких людей -28%,
- смерти-18%,
- пауков, насекомых, живых существ - 12%,
- высоты-12%,
- родителей - 4%,
- людей-4%.
Следует отметить, что у большинства детей указанные проблемы проявлялись в группах симптомоком-плексов, что и отражено в процентных показателях (превышение 100% при суммировании результатов).
Данные обследования по методике «Незаконченных предложений» позволяют очертить круг направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению:
работа с родителями; создание дружественной и понимающей среды среди сверстников: коррекция страхов и травматических переживаний; снятие эмоционального напряжения и релаксация.
Для независимой экспертизы травматических переживаний детей использовалась родительская анкета по Н.В. Тарабриной [5].
Сначала с родителями была проведена беседа, основной целью которой являлось мотивирование родителей на ответственное и точное заполнение анкеты. Анкета состоит их трех частей: биографические данные ребенка; скрининг (определение типа травмы и возраста травматиза-ции ребенка); утверждения, включающие в себя две таблицы. Первая таблица содержит 5 утверждений относительно поведения детей сразу после события. Вторая - 30 утверждений, описывающих поведение ребенка в течение последнего месяца, которые родителям необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть.
Анализ результатов анкеты позволил определить основные проблемы детей с ПТСР: повышенная тревожность и страхи - 72%, сни-
женный уровень аффекта - 48%, устойчивые симптомы повышенной возбудимости - 58%, снижение числа контактов с окружающими - 43%, утрата интереса к учебе - 34%, регрессивные формы поведения - 4%, симптомы избегания - 29%, соматические жалобы - 62%, нарушения памяти и внимания - 22%, нарушения сна - 39%.
У многих детей проблемы сочетались, что нашло отражение в статистике. Результаты показаны на рис. 6.
По словам родителей, у многих детей после случившегося наблюдались чувство усталости, ухудшение памяти, нарушение сна, утратилась способность гибко приспосабливаться к различным ситуациям.
Родители пострадавших очень обеспокоены поведением своих детей. К примеру, мать Мурата Г. рассказала, что её сын очень изменился после случившегося. У Мурата было осколочное ранение живота, он потерял много крови, состояние было критическим. Больше месяца Мурат лежал в многопрофильной больнице г. Махачкалы.
0 Тревожность
□ Снижение аффекта
□ Повышенная
возбудимость С] Снижение контактов
Ш Утрата интереса к учебе
И Регрессивные формы поведения
□ Проблемы с памятью и
вниманием
□ Избегание
□ Нарушения сна
ИЛ Соматические жалобы
Рис. 6. Результаты анкетирования родителей
Но с выздоровлением кошмар не кончился. Долгое время мальчику казалось, что кто-то за ним ходит и хочет его добить. Ребенок боялся, что террористы опять придут за ним. Во сне он видел мёртвых солдат, как они встают, идут к нему, протягивают руки, зовут на помощь. До недавнего времени боялся спать один, звал кого-нибудь к себе, ночью плакал, кричал. На улицу Мурат боялся ходить, потому что везде мерещились бомбы.
Мурата обследовали московские психотерапевты во время их работы в Каспийске. Мальчик прошел курс лечения, однако полной реабилитации не произошло. Он остается очень нервным, беспокойным, может ни с того ни с сего закатить истерику или, наоборот, смеяться по пустякам.
Беседы с родителями говорят о том, что пострадавшие дети оказались не адаптированы к новой социальной ситуации и нуждаются в квалифицированной помощи, психолого-педагоги-ческом сопровождении.
Таким образом, как показали результаты диагностической работы, у детей, пострадавших в военных действиях и теракте, наблюдаются различного рода проявления посттравматического стресса и высокий уровень тревожности, сопровождающийся страхами, основанными на собственном опыте детей и связанными с экстремальной ситуацией, которую они пережили, а также повышенные показатели агрессивности и враждебности, чувство изолированности, нарушения в сфере общения и снижение успеваемости.
После проведения экспериментальной диагностической работы были сформулированы основные аспекты работы педагога-психолога с детьми с ПТСР. Так как основными видами деятельности школьного психолога являются психологическое просвещение и профилактика, психодиагностика, психокоррекция и психоконсультирование, мы сочли возможным построить концепцию психолого-педагогического сопровождения детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
При этом мы старались учитывать опыт наших коллег из Института прав ребенка и развития Университета Виктории (Канада), которые пришли к выводу, что для эффективного психолого-педагогического сопровождения детей группы риска (по различным причинам) необходимо не менее пяти «дружественных» (поддерживающих) факторов, которые в совокупности способны преодолеть влияние негативного дезадаптирующего фактора.
Разработанная нами методика психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие блоки работы:
1. Психодиагностический: проводится диагностика посттравматического стрессового расстройства с использованием разработанного нами детского варианта Миссисипской шкалы М.Г. Магомедова, ряда проективных методик (методика «Несуществующее животное»), опросника Басса-Дарки, родительской анкеты для оценки травматических переживаний детей.
2. Психокоррекционный: осуществляется психокоррекция ПТСР с использованием комплекса методик. Это занятия по релаксации и снятию мышечного напряжения по методу Хасая Алиева, психотехнические упражнения, социально-психологический тренинг, различные приемы групповой и индивидуальной арттерапевтической коррекции, элементы холлистического массажа (те-лесноориентированная психокоррекция). Психокоррекционные программы строятся с учетом выявленных индивидуальных особенностей детей по результатам обследования.
Конечная цель процесса психокоррекции - помочь ребенку встать над ситуацией, научить его приспосабливаться к действительности и преодолевать психотравмирующие воздействия.
3. Психологическое консультирование учащихся с ПТСР: оказывается индивидуальная психоконсультационная помощь.
4. Психолого-педагогическое консультирование родителей детей с ПТСР. При этом следует отметить,
что возможности педагога-психолога школы в этом блоке деятельности, к сожалению, ограничены. В основном консультирование направлено на развитие возможностей семейной психокоррекции ПТСР. Однако не следует забывать, что сами родители часто также являются участниками психотравми-рующих событий и нуждаются в помощи. Такая помощь в рамках психологической службы образования
в полной мере оказана быть не может.
5. Психолого-педагогическое консультирование и просвещение педагогического коллектива школы по вопросам сопровождения детей с ПТСР.
На рис. 7 изображена общая схема работы по методике психолого-педагогического сопровождения детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Рис. 7. Общая схема психолого-педагогического сопровождения детей с ПТСР
Как уже указывалось выше, в психодиагностическом блоке осуществлялась оценка уровня ПТСР, диагностика различных качеств личности, прогнозирование возможностей пси-хокоррекционной работы.
В психоконсультативном блоке для учащихся педагог-психолог школы проводил индивидуальные и групповые консультации для подростков с ПТСР, во время которых дети могли поделиться своими переживаниями, чувствами, получить позитивную обратную связь.
Для того чтобы дополнительно информировать детей о возможности такой консультации, был вывешен
специализированный стенд педагога-психолога с информацией о том, как проходят консультации, для чего они нужны, в чем они могут помочь, даны гарантии конфиденциальности.
Как показали результаты работы, чаще дети обращались за индивидуальными консультациями. Из 32 обращений только 3 консультации были групповыми. При этом первая консультация прошла в форме дебри-финга и психологического просвещения по инициативе самого педагога-психолога. Еще одна консультация проводилась с учащимися, которые сами непосредственно не были на площади в момент теракта, однако
события 9 мая 2002 года затронули их семьи, породили определенные вопросы, с которыми они хотели обратиться к специалистам.
Информация о ходе и содержании индивидуальных консультаций, естественно, конфиденциальна. Но мы можем привести статистику обращений (см. рис. 8-9).
Рис. 8. Распределение обратившихся за индивидуальными консультациями по полу
Возраст обратившихся: 12 лет - 6 человек; 13 лет - 9 человек; 14 лет -12 человек; 15 лет - 1 человек; 16 лет -1 человек.
12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет
Рис. 9. Распределение обратившихся за индивидуальными консультациями по возрасту
Всего за индивидуальными консультациями обратились 29 человек (19 девочек и 10 мальчиков).
Таким образом, девочки чаще обращались за консультациями. Возможно, это связано с тем, что девочкам в силу тендерных стереотипов легче попросить помощи, чем мальчикам.
Кроме того, наиболее часто за консультациями обращались 14-летние дети. На наш взгляд, чем старше ребенок, тем легче ему вербализовать проблемы, связанные с психической травмой.
По характеру обращений мы выделили следующие проблемы (рис. 10):
- нарушения сна (кошмары, бессонница и др.) - 42%,
- нарушения успеваемости в результате ухудшения памяти - 45,5%,
- чувство одиночества (изоляции) -21%,
- нарушение связей и взаимопонимания в семье -14%,
- чувство вины (за то, что выжил, не пострадал так, как другие и т.п.) -10,5%,
- тоска по погибшим друзьям -
24,5%,
- жалобы на возросшую раздражительность - 24,5%,
- немотивированная агрессия, как вербальная, так и физическая, -
17,5%,
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками -14%,
- повышенная тревожность и страхи - 52,5%,
- частые реминисценции трагедии (вернувшиеся воспоминания, как будто все происходит «здесь и сейчас» - флэшбэк) - 42%.
Рис. 70. Статистика причин обращений за консультациями
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%-
42,5%
□ Нарушения сна
□ Ухудшение памяти
I Изоляция
□ Нарушение связей в семье
□ Чувство вины
В Тоска по погибшим
И Раздражительность
□ Проблемы во
взаимоотношениях со сверстниками В Тревожность
I Агрессия
В Флэшбэк
При этом следует отметить, что некоторые дети в качестве причины обращения называли несколько причин (что отражено в статистике обращений), а также причины, которые всплывали входе консультаций.
Анализ обращений был необходим для уточнения направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Даже единичные консультации мы рассматриваем как действенный инструмент оказания психологической помощи детям с ПТСР, так как они способствовали более четкому осознанию ребенком себя и своих воз-
можностей, возникновению интереса к участию в психокоррекционной работе и жизни школы.
В психоконсультативном блоке для родителей осуществлялось информирование по проблеме ПТСР у детей, особенностям протекания и характеру реакций, давались рекомендации по улучшению взаимоотношений в семье (так как многие дети обращались по этому вопросу за индивидуальной психолого-
консультативной помощью). Как и в работе с детьми, консультации носили как индивидуальный, так и групповой характер. Кроме того, работа с родителями осуществлялась во время родительских собраний, при
взаимодействии с родительским комитетом, в ходе групповой психокор-рекционной работы в арт-студии, на которую они приглашались для оказания эмоциональной и творческой поддержки детям.
Уже этап диагностики с использованием родительской анкеты оценки травматических переживаний детей выступает в качестве упражнения на анализ и понимание происходящего во внутреннем мире ребенка изменений. Родители при этом опосредованно начинают осознавать собственный травматический опыт и приходят к пониманию необходимости профессиональной помощи и для себя. В ходе совместной с детьми психокоррекционной работы они обучались навыкам саморегуляции и релаксации. При совместной работе в арт-студии родители учились адекватному реагированию на эмоциональные переживания детей, осуществлению позитивной обратной связи, навыкам активного слушания.
Как признавались позднее многие из родителей, работа в арт-студии способствовала лучшему пониманию состояния ребенка, отреагирования собственных посттравматических реакций, оптимизации эмоциональных переживаний, формированию более позитивного мировосприятия после трагедии.
Работа с психолого-
педагогическим коллективом велась по следующим направлениям:
1. Взаимодействие специалистов в ходе специальных школьных консилиумов. Во время таких школьных консилиумов обсуждались особенности протекания ПТСР у отдельных подростков, возможности оказания им помощи, планировалась деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, проводились совместные совещания с представителями системы здравоохранения (врачами и психотерапевтами), определялись возможности создания максимально дружественной и поддерживающей среды в школе.
Анализ результатов такого взаимодействия позволил прийти к выводу, что оптимальным является объединение усилий администрации школы, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, родителей (которые сами могут нуждаться в поддержке), создание дружественной среды в школе, а также привлечение специализированной психотерапевтической и медицинской помощи.
На рис. 11 приводится схема взаимодействия специалистов различного профиля при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ПТСР в условиях школы.
Классный руководитель
Педагог-психолог
Школьник с ПТСР
Учителя-предметники
Специализированная психотерапевтическая и медицинская по-
род ител и или лица их замещающие
Директор школы
Зам. директора по учебной и по воспитательной
Социальный педагог
Дружественная соела
Рис. 77. Схема взаимодеиствия при органI
учащихся с П1
2. Совместная работа педагога-психолога, классных руководителей (дети были из разных классов) и социального педагога при проведении различных мероприятий как в психо-коррекционном блоке, так и с родителями. Результатом такого взаимодействия стала подготовка выставки работ арт-студии. Следует отметить поддержку средств массовой информации, которые освещали выставку по местному телевидению. Это послужило еще одним фактором, способствующим прорыву во внутренний мир детей и преодолению чувства изоляции.
3. Взаимодействие с учителями-предметниками в контексте психоло-
гии психолого-педагогического сопровождения в условиях школы
гического просвещения и психолого-педагогического консультирования. В ходе этой работы учителя приходили к осознанию психологических проблем детей с ПТСР, пониманию, что снижение успеваемости вызывается ухудшением памяти и повышенной истощаемостью детей.
Апробация разработанной методики психолого-педагогического сопровождения детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами с использованием методов вариационной статистики и качественного анализа результатов контрольного эксперимента позволили прийти к выводу о ее эффективности.
Примечания
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с. 2. Омарова П.О. и др. Психологические реакции женщин на угрозу прерывания беременности. - Махачкала: Деловой мир, 2006. - 64 с. 3. Омарова П.О. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 104 с. 4. Омарова П.О. и др. Увези меня туда, где не летают самолёты (Материалы по проекту «Благотворительный детский коррекционно-реабилитационный центр»), - Махачкала: Юпитер, 2001. - 72 с. 5. Та-рабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 272