Научная статья на тему 'Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у детей'

Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6278
766
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА / МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ / ДИАГНОСТИКА / ТЕСТ-РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Магомедов Мурад Газиевич

В статье предлагается разработанный автором детский вариант Миссисипской шкалы оценки травматических реакций для диагностики посттравматических стрессовых расстройств у детей. Автором проведена психометрическая экспертиза предлагаемой методики и приводятся ее результаты на достаточном количестве испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Магомедов Мурад Газиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика посттравматических стрессовых расстройств у детей»

уровня умственного развития детей дошкольного возраста.

4. В исследовании подтвердилась мысль о значительном влиянии операции сравнения на операцию обобщения. Выполнение в процессе группировки ориентировочных действий с объектами, умение детей определить сходные и отличительные характеристики образа объекта, а также выделить из них существенные признаки являются важным условием ориентировки в задаваемом контексте и перехода к содержательным обобщениям.

5. Формирование мыслительной операции обобщения (х2=16,7) повышает общий уровень умственного развития (ф=26,85) дошкольников.

Примечания

Психокоррекционная программа включает в себя интеллектуальные техники: обучение детей выделению сходных и отличительных признаков образа объекта, отбор существенного признака через его противопоставление остальным, перенос сформированного способа обобщения в новые условия и его стойкое удержание. Уровень развития мыслительной операции обобщения существенно различается в экспериментальной и контрольной группах (Х2=16,7).

Таким образом, в подготовке детей к обучению в школе важным условием является формирование обобщенных способов мыслительной деятельности.

1. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование, 2001. № 2. - С. 32-40. 2. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Дисс. ... докт. психол. наук. - М.: МПГУ, 1 991. - 320 с. 3. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999. №4. - С. 28-34. 4. Зинурова P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1995. - 16 с. 5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М„ 1981. 6. Литовченко Л.Н. Трансформация образа предмета при построении обобщения в дошкольном детстве. Дис. ... канд. психол. наук. - М„ 2000. -190 с. 7. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. №4. 1996. - С. 14-24. 8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. H.H. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М„ 1985. - 200 с. 9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. H.H., Поддьякова, Ф.Ф. Сохина. - М.: Просвещение, 1988. 10. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. №3. 1999. - С. 57-65.

УДК 159.922.7/8

ДИАГНОСТИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

© 2008 маллаев Д.М., Магомедов М.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье предлагается разработанный автором детский вариант Мисси-сипской шкалы оценки травматических реакций для диагностики посттравматических стрессовых расстройств у детей. Автором проведена психомет-

рическая экспертиза предлагаемой методики и приводятся ее результаты на достаточном количестве испытуемых.

The author of the article offers the variant of Mississippian scale for the estimation of traumatic reaction for diagnostics of children's posttraumatic stressful frustrations, worked out by himself The author organized the psychometric expert work of the proposed methods and described its results besides sufficient array of tested children.

Ключевые слова: посттравматические стрессовые расстройства, Мисси-сипская шкала оценки травматических реакций, диагностика, тест-ретестовая надежность, стандартизация теста.

Keywords: post-traumatic stressful frustrations, Mississippian scale for the estimation of traumatic reactions, diagnostics, test-retest reliability, standardization of the test.

Посттравматическое стрессовое расстройство - непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс (природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нарушения практически у любого человека [5].

В последние десятилетия социальная действительность становится все более стрессогенной для подрастающего поколения. Экологические катастрофы, чрезвычайные бедствия, военные действия и террористические акты все чаще приводят к снижению уровня нервно-психического здоровья населения, в частности детей и подростков. Когда человеческая жизнь становится трудно реализуемой ценностью, психика перестает справляться с предъявляемыми угрозами. Все чаще педагоги-психологи сталкиваются с проблемой посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у детей в результате острых психических травм, вызванных террористическими актами, военными действиями, чрезвычайными бедствиями.

Посттравматические стрессовые расстройства сравнительно недавно вошли в Международную классификацию болезней (только в десятый пересмотр в 1994 году). Были определены диагностические критерии ПТСР, и возникла необходимость разработки психологического инструментария для диагностики.

К диагностическим критериям ПТСР согласно МКБ-10 [3] относятся:

А. Воздействие (как краткое, так и длительное) стрессорного события угрожающего или катастрофического характера, способное вызвать общий

дистресс почти у любого индивидуума.

Б. Стойкие воспоминания или «оживление» стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях либо повторяющихся снах, или повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.

В. Фактическое избегание или стремление избежать человеком обстоятельств, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.

Г. Любое из двух:

1. Психогенная амнезия, частичная или полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора.

2. Стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные любыми двумя из следующих:

а) затруднения засыпания или сохранения сна;

б) раздражительность или вспышки гнева;

в) затруднения концентрации внимания;

г) усиленный рефлекс четверохолмия.

Д. Критерии Б, В и Г возникают в течение шести месяцев стрессогенной ситуации или в конце периода стресса.

Большое количество диагностических методик было разработано в США в связи с вьетнамским синдромом. То, что ПТСР входили в официальный Американский справочник психических расстройств, немало способствовало созданию психодиагностических средств.

Диагностика посттравматических стрессовых расстройств в настоящее время осуществляется как с использованием специализированных стандартизированных тестов, так и с помощью дополнительных методик исследования.

В России первые специализированные методики диагностики ПТСР появились в рамках совместного российско-американского проекта лаборатории Р. Питмена и лаборатории посттравматического стресса и психотерапии Института психологии РАН под руководством Н.В. Тараб-риной [5].

Ими был предложен апробированный вариант комплекса методик, включающий в себя:

1) шкалу оценки тяжести воздействия травматического события;

2) Миссисипскую шкалу для оценки посттравматических реакций;

3) опросник депрессивности Бека;

4) опросник для оценки выраженности психопатологической симптоматики (шкала Дерогатиса);

5) шкалу ПТСР из ММР1;

6) шкалу оценки тяжести боевого опыта Т. Кина.

Однако, как указывает Н.В. Тараб-рина [5], несмотря на доказанную возможность использования русскоязычных версий указанных методик, они нуждаются в дальнейшей апробации и стандартизации на различных выборках. При этом следует учитывать необходимость точной дифференциальной диагностики для разработки методов психокоррекционно-го воздействия и психолого-педагогического сопровождения. Опыт показывает, что процесс обсле-

дования травматизированных клиентов предъявляет психологу-диагносту требования, относящиеся не только непосредственно к его компетенции профессионала, но и к умению оказывать первую психотерапевтическую помощь. Таким образом, методы стандартизованной психодиагностики в работе с лицами, страдающими травматическими стрессовыми расстройствами, представляют интерес не только в плане установления диагноза, но и оптимизации психокоррек-ционных и реабилитационных мероприятий, проводимых с пациентами -носителями данной группы психических нарушений.

В связи с этими представлениями мы обратили внимание на то, что большинство указанных диагностических средств апробировано и стандартизировано на взрослых, в частности на участниках боевых действий и техногенных катастроф. В то же время психологического инструментария, предназначенного для детей, явно недостаточно.

Поэтому в контексте нашего исследования мы сочли возможным модифицировать методику Миссисип-ской шкалы оценки посттравматических реакций и стандартизировать ее на выборке детей подросткового возраста, пострадавших в результате военных действий и террористических актов. В данном эксперименте участвовало 200 детей без психо-травмирующего опыта и 100 детей с ПТСР. За основу был взят гражданский вариант. Текст опросника (модифицированный детский вариант М.Г. Магомедова) приводится ниже.

1 До случившегося у меня было больше друзей, чем сейчас 1 2 3 4 5

2 У меня нет чувства вины за все то, что я делал в прошлом 1 2 3 4 5

3 Если кто-то выведет меня из терпения, то, вероятнее всего, я не сдержусь (применю физическую силу) 1 2 3 4 5

4 Если случается что-то, напоминающее мне о случившемся, это выводит меня из равновесия и причиняет мне боль 1 2 3 4 5

5 Люди, которые очень хорошо меня знают, боятся меня 1 2 3 4 5

6 Я способен вступать в эмоционально-близкие отношения с другими людьми 1 2 3 4 5

7 Мне снятся по ночам кошмары о том, что было 1 2 3 4 5

8 Когда я думаю о некоторых вещах, которые я делал в прошлом, мне просто не хочется жить 1 2 3 4 5

9 Внешне я выгляжу бесчувственным 1 2 3 4 5

10 В последнее время я чувствую, что хочу покончить с собой 1 2 3 4 5

11 Я хорошо засыпаю, нормально сплю и просыпаюсь только тогда, когда нужно вставать 1 2 3 4 5

12 Я все время задаю себе вопрос, почему я остался жив, в то время как другие погибли 1 2 3 4 5

13 В определенных ситуациях я чувствую себя так, как будто я снова вернулся в прошлое 1 2 3 4 5

14 Мне часто снятся настолько реальные сны, что я просыпаюсь в холодном поту и заставляю себя больше не спать 1 2 3 4 5

15 Я чувствую, что больше не могу 1 2 3 4 5

16 Вещи, которые вызывают у других людей смех или слезы, меня не трогают 1 2 3 4 5

17 Меня по-прежнему радуют те же вещи, что и раньше 1 2 3 4 5

18 Мои фантазии реалистичны и вызывают страх 1 2 3 4 5

19 Я обнаружил, что мне трудно учиться в последнее время 1 2 3 4 5

20 Мне трудно сосредоточиться 1 2 3 4 5

21 Я беспричинно плачу 1 2 3 4 5

22 Мне нравится быть в обществе других детей 1 2 3 4 5

23 Меня пугают мои стремления и желания 1 2 3 4 5

24 Я легко засыпаю 1 2 3 4 5

25 От неожиданного шума я сильно вздрагиваю 1 2 3 4 5

26 Никто, даже члены моей семьи, не понимают того, что я чувствую 1 2 3 4 5

27 Я легкий, спокойный, уравновешенный человек 1 2 3 4 5

28 Я чувствую, что о каких-то вещах, которые я делал в прошлом, я никогда не смогу рассказать кому-либо, потому что этого никому не понять 1 2 3 4 5

29 Я не испытываю страха или каких-либо неудобств, когда нахожусь в толпе 1 2 3 4 5

30 Я теряю самообладание и взрываюсь из-за мелочей 1 2 3 4 5

31 Я боюсь засыпать 1 2 3 4 5

32 Я пытаюсь избегать всего того, что могло бы напомнить мне о том, что случилось со мной 1 2 3 4 5

33 Моя память также хороша, как и раньше 1 2 3 4 5

34 Я испытываю трудности в проявлении своих чувств, даже по отношению к близким людям 1 2 3 4 5

35 Временами я вдруг веду себя или чувствую так, как будто то, что было со мной в прошлом, происходит снова 1 2 3 4 5

36 Я очень бдителен и насторожен большую часть времени 1 2 3 4 5

37 Если вдруг случается что-нибудь, что напоминает мне о прошлом, меня охватывает такая тревога или паника, что у меня начинается сильное сердцебиение и перехватывает дыхание; я весь дрожу и покрываюсь потом; у меня кружится голова, появляются «мурашки», и я почти теряю сознание 1 2 3 4 5

38 Я очень тоскую по погибшим друзьям 1 2 3 4 5

39 Я хотел бы освободиться от мыслей и воспоминаний о прошлом 1 2 3 4 5

МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА Гдетский вариант М.Г. Магоме-дова)

Ф.И.О._

Дата «_

200_г.

Класс,

школа

Инструкция: Ниже приводятся утверждения, в которых обобщен разнообразный опыт людей, переживших тяжелые экстремальные события и ситуации. Для каждого утверждения дается шкала от 1 до 5 баллов. Обведите выбранный вами номер ответа, лучше всего описывающий ваши чувства. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь за разъяснением к экспериментатору:

1 - совершенно неверно;

2 - иногда верно;

3 - до некоторой степени верно;

4 - верно;

5 - совершенно верно.

Ключи для обработки:

Сумма баллов по пунктам с прямой шкалой (£1): 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23,

25, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 35 36, 37, 38, 39.

Сумма балов по пунктам с обратной шкалой (£2): 2, 6, 11, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий балл £1 +£2.

Напомним, что Миссисипская шкала предлагается в двух вариантах: военном и гражданском. Гражданский вариант шкалы состоит из 39 утверждений, каждое из которых оценивается по пятибалльной шкале Ликерта. Результаты оцениваются суммированием баллов. Миссисипская шкала используется в России с 90-х годов XX века. Первые исследования проводились на ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и на воинах-афганцах. Результаты показали хорошие дифференциально-диагностические возможности методики.

Психометрическая проверка

предлагаемого нами модифицированного детского варианта Мисси-сипской шкалы проводилась в 20002004 годах. Было проведено деление теста на два замера:

1) спустя две недели после событий, вызвавших ПТСР у детей.

2) спустя месяц после событий (тест-ретестовая надежность).

При статистической обработке данных использовались критерий Стьюдента и метод корреляционного анализа по Спирмену [4].

Для оценки диагностической ценности предлагаемого детского варианта мы пользовались методом «известных групп»: у детей из выборки в исследовании изначально был диагностирован ПТСР с использованием комплекса методик, в который вошли полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей и родительская анкета для оценки травматических переживаний детей [6].

В проведенной психометрической проверке мы решили не останавливаться специально на образовательном уровне, что предполагает известный гражданский вариант шкалы, так как исследование проводилось на учащихся средних общеобразовательных школ (уровень образования примерно равный).

Одним из важнейших показателей психометрической ценности теста является его надежность [2]. За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция свидетельствует о надежности теста; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также

свидетельствовать о ненадежности теста.

Для определения показателей надежности мы использовали массив данных, полученных на выборке детей без психотравмирующего опыта и детей с ПТСР в результате военных действий и терактов.

Мы применяли ретестовый метод -повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях [1].

Как показали результаты исследования, в обеих выборках значения выборочного среднего, медианы и моды приблизительно совпадают. Следовательно, распределение частных значений в них является нормальным и к данным выборкам можно применить критерий Стьюдента.

Кроме того, это выступает свидетельством репрезентативности нашей выборки, так как сравнение распределений, построенных для двух случайных половин выборок, оказывается практически тождественным. Анализ результатов сравнения с использованием критерия Стьюдента показывает достоверность различий при р = 0,001

В таблицах 1, 2, 3 приведены данные, полученные при выведении стандартных норм при первом и втором замерах (тест-ретестовая надежность).

Таблица 7

Средние значения и стандартные отклонения для Миссисипской шкалы (детский вариант М.Г. Магомедова) при первом замере

Обследованные группы M N SD

Дети с ПТСР 120,3 100 19,59

Дети без ПТСР (норма) 48,2 100 11, 7

Примечание к таблице: М - среднее арифметическое результатов; N - количество обследованных; БО - стандартное отклонение.

Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 7. Показатели стандаргтных норм. M - среднее; SD1 и SD2- стандартное отклонение

Таблица 2

Средние значения и стандартные отклонения для Миссисипской шкалы (детский вариант М.Г. Магомедова) при втором замере

Обследованные группы M N SD

Дети с ПТСР 122,4 100 15,33

Дети без ПТСР (норма) 51,2 100 10,56

Примечание к таблице: М - среднее арифметическое результатов; N - количество обследованных; БО - стандартное отклонение.

Результаты представлены на рис. 2.

.................................

О 20 40 60 80 100 120 140

Рис. 2. Показатели стандартных норм. M - среднее; SD1 и SD2- стандартное отклонение

Таблица 3

Средние значения и стандартные отклонения для Миссисипской шкалы (детский вариант М.Г. Магомедова). Общие данные

Обследованные группы M SD

Дети с ПТСР 121,35 17,46

Дети без ПТСР (норма) 49,7 11,13

Примечание к таблице: М - среднее арифметическое результатов; БО - стандартное отклонение.

Результаты представлены на рис. 3.

□ SD2

□ М ■ SD1

Рис. 3. Показатели стандартных норм. М - среднее; 507 и Б02- стандартное отклонение

Полученные данные были подвергнуты исследованию с помощью метода корреляции Спирмена. Анализ результатов показал достаточно высокую и значимую корреляционную связь (0,77). Так как показатель надежности (коэффициент внутренней согласованности теста) считается достаточно высоким, если он равен или превышает 0,75, следовательно, мы можем

заявить о надежности и устойчивости полученных данных с использованием предлагаемого нами детского варианта Миссисипской шкалы.

При этом следует отметить, что коэффициент внутренней согласованности теста совпадает с приведенными в литературе данными по военному и гражданскому варианту (табл. 4).

Таблица 4

Уровень внутренней согласованности Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций

Индекс надежности (коэффициент внутренней согласованности теста) р (вероятность допустимой ошибки)

Гражданский вариант поданным Vгеуеп 0. й а1 (1995) 0,86 <0,05

Военный вариант поданным V геуеп 0. й а1 (1995) 0,94 <0,05

Гражданский вариант поданным Н.В.Тарабриной [5] 0,82 <0,05

Военный вариант по данным Н.В.Тарабриной [5] 0,79 <0,05

Детский модифицированный вариант М.Г. Магомедова 0,77 <0,05

Анализ материалов психометрической проверки показал, что предлагаемый нами модифицированный детский вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций в

достаточной степени надежен и репрезентативен для использования его при обследовании детей подросткового возраста.

Примечание

1. ВОЗ МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. - СПб.: Адис, 1994. - С. 131-170. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с. 3. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в 6-ти томах. Под общей ред. A.B. Петровского. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 416 с. 4. Немов P.C. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. - 512 с. 5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравмати-

ческого стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. 6. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. -М„ Ростов на/Д.: Феникс, 1996. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.