Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Магомедов М.Г.
СПЕЦИФИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ НА ОТДАЛЕННОМ ЭТАПЕ ТРАВМАТИЗАЦИИ
Конец двадцатого - начало двадцать первого века ознаменованы большим ростом числа экстремальных ситуаций (техногенных катастроф, локальных военных конфликтов, террористических актов с большим радиусом поражения, стихийных бедствий), с последствиями которых человеческая психика уже не может самостоятельно справляться. Это ведет к формированию различного рода непсихотических пограничных расстройств, таких, как посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).
Несмотря на то, что ПТСР активно исследуется в зарубежной науке уже на протяжении пятидесяти лет, отечественные исследователи по многим идеологическим причинам оказались отодвинуты на периферию проблемного поля изучения неспецифических реакций человека на экстремальные ситуации. Изменения политической ситуации в стране способствовали вовлечению российских ученых в научно-практический поиск решения проблемы посттравматических стрессовых расстройств.
Большинство исследований, проведенных как за рубежом, так и в России проводились на взрослых (особенно - на участниках войн во Вьетнаме и Афганистане, беженцах и вынужденных мигрантах из зон военных конфликтов, ликвидаторах последствий техногенных катастроф). Однако проблема посттравматических стрессовых расстройств у детей является недостаточно изученной. Недостаточно разработаны методы психолого-педагогического сопровождения в условиях школьного обучения, диагностики и психокоррекции, которые могут быть осуществлены усилиями педагога-психолога школы. Можно отметить лишь небольшое количество исследований в этом направлении (И.Н. Денисова и А.А. Романов, 1997; П.О. Омарова, 2001; О.Е. Хухлаев, 2001; О.Д. Шарова, 2001; Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, 2002; Р.Т. Оздоева, 2005 и др.).
Анализ литературных источников позволил прийти к выводу о необходимости уточнения психологической картины симптомокомплекса ПТСР у детей на отдаленном этапе травматизации. Интерес к теме психологопедагогического сопровождения детей с ПТСР был вызван большим количеством в г. Махачкале детей-мигрантов из Чеченской Республики и из высокогорных районов Дагестана (Ботлихский и Цумадинский) в результате военных действий
45
ISNN 1029-3388
на территории Чечни и Дагестана в 1999-2003 г. г.. Необходимость оказания детям специализированной помощи при недостаточности разработанности темы в литературе активизировали наш научный поиск в указанном направлении. Трагические события 9 мая 2002 года в г. Каспийске (теракт во время демонстрации и гибель большого количества людей) и их последствия подтвердили актуальность выбранной темы в рамках волонтерской деятельности в Центре лечебной педагогики, созданного в декабре 2000 года на базе Дагестанского государственного педагогического университета. Центр лечебной педагогики был создан под руководством профессора П О.Омаровой, в задачи которого входило оказание бесплатной психолого-педагогической помощи детям, пострадавшим при военных конфликтах и террористических актах.
Исследование проводилось на базе Центра лечебной педагогики г. Махачкалы, в школе .№26 г. Махачкалы, в средней школе .№14 г. Хасавюрта, в школах №2 и №6 г. Каспийска в 2000-2010 гг. В исследовании участвовало 200 детей подросткового возраста.
При проведении исследования мы использовали батарею методик:
1. Детский модифицированный вариант Миссисипской шкалы оценки посттравматических реакций М.Г. Магомедова.
2. Симптоматический опросник Александровича.
3. Опросник агрессивности Басса-Дарки.
4. Тест Спилбергера-Ханина.
5. Проективная методика «Несуществующее животное».
6. Методика «Незаконченные предложения».
7. Родительская анкета оценки травматических переживаний детей Н.В. Тарабриной.
Исследование уровня выраженности посттравматических реакций у детей, пострадавших при военных конфликтах и террористических актах, с помощью детского варианта Миссисипской шкалы позволило выявить, что большинство подростков имеют высокий (67% выборки) и средний (25% выборки) уровни выраженности ПТСР. Только 8% детей имели низкий уровень выраженности посттравматических стрессовых реакций. Однако мы сочли возможным включить их в дальнейшую экспериментальную работу, поскольку в личных беседах они отмечали, что не смотря на то, что им намного легче по сравнению с другими испытуемыми, все же они хотели бы получать психологическую помощь. Кроме того, мы допускали вероятность слепых ошибок при тестировании.
Оценка психического статуса подростков с ПТСР проводилась с помощью симптоматического опросника Александровича, позволяющего выявить психотические и невротические нарушения. Исследование было проведено в сравнении с подростками без посттравматических стрессовых расстройств.
Полученные данные свидетельствуют о том, что различия между выборками подростков без ПТСР и с ПТСР достоверны по показателям «страхи,
46
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
фобии», «беспокойство и напряжение», «нарушения сна», «психастенические нарушения», «трудности в социальных контактах», «соматические нарушения», что позволяет включить указанные расстройства в симптомокомплекс ПТСР в подростковом возрасте. Качественный анализ данных позволил прийти к выводу, что в большинстве случаев (96% выборки) указанные состояния проявляются на уровне пограничных непсихотических состояний, однако, в 4% случаев речь идет о патологии и необходимости вмешательства психиатра (психотерапевта).
Изучение агрессивности детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами проводилось с помощью личностного опросника Басса-Дарки.
При сравнительном обследовании дети с ПТСР продемонстрировали следующие результаты:
- высокий уровень прямой или мотивационной агрессии - у 20% выборки;
- средний уровень агрессивности - у 40% выборки;
- низкий уровень агрессивности - у 20% выборки.
- высокий уровень враждебности - у 54%
- средний уровень враждебности - 46%
У детей без психотравмирующего опыта были отмечены такие результаты диагностики уровней враждебности и агрессивности:
- средний уровень агрессивности - у 40% выборки;
- низкий уровень агрессивности - у 60% выборки.
- средний уровень враждебности - у 52% выборки;
- низкий уровень агрессивности - у 48% выборки.
Результаты были подвергнуты анализу с использованием критерия Стьюдента. Материалы статистической обработки данных свидетельствуют о достоверности выявленных различий при рй” 0,05.
Данные, полученные в результате использования опросника Басса-Дарки, свидетельствуют, что степень агрессивности и враждебности у детей экспериментальной группы достоверно выше, чем у детей контрольной группы (результаты обобщены в таблице 1).
Таблица 1. Результаты диагностики враждебности и агрессивности
Дети с ПТСР Дети без ПТСР Р
Уровень агрессивности
высокий 20 0 р< 0,05
средний 40 40 р< 0,05
низкий 40 60 р< 0,05
Уровень враждебности
ВЫСОКИЙ 54 0 р< 0,05
средний 46 52 р< 0,05
низкий 0 48 р< 0,05
Важным аспектом при исследовании ПТСР в связи с результатами, полученными с помощью опросника Александровича (высокий уровень страхов),
47
ISNN 1029-3388
мы сочли измерение уровня тревожности с помощью методики Ч.Д. Спильбергера-Ю. Л. Ханина. В таблице 2 приведены данные по тесту Спилбергера-Ханина.
Таблица 2. Результаты исследования по тесту Спилбергера-Ханина
Вид тревожности Дети без ПТСР Дети с ПТСР Достоверность различий при р = 0,05
М SD М SD
Личностная 33,4 10,27 60,5 10,71 Достоверные
Ситуативная 31,7 8,47 58,9 7,96 Достоверные
Таким образом, по показателям личностной и ситуативной тревоги выборки достоверно различаются при р=0,05. Высокие показатели личностной и ситуативной тревожности у детей с ПТСР по данной методике свидетельствует о том, что повышенная тревожность входит в структуру нарушений при указанном состоянии в подростковом возрасте.
Дополнительно для оценки агрессивности и тревожности мы использовали методику «Несуществующее животное». По результатам теста «Несуществующее животное» у 60% детей присутствует различного типа агрессия, сопряжённая с эмоциональными переживаниями, то есть у 52% - страха и у 76% - тревожностью. Особенно наблюдается повышенная тревожность у 80% девочек.
Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов. В экспериментально-психологической практике этот метод применяется давно. Существует множество его вариантов. Мы в своей работе использовали вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, модифицировав его под контингент испытуемых (детей и подростков, пострадавших в теракте 9 мая 2002 года в городе Каспийске).
Анализ полученных результатов позволил выявить проблемы в следующих сферах жизни детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами:
• проблемы во взаимоотношениях с отцом - 56%;
• проблемы во взаимоотношениях с матерью - 8%;
• проблемы в эмоциональной сфере:
беспокойство -20%; раздражительность - 18%; депрессивность - 16%;
• страхи:
будущего - 26%;
потери близких людей - 28%;
умереть - 18 %;
пауков, насекомых, живых существ - 12%; высоты - 12%; родителей - 4%;
48
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 3/2012
людей - 4%;
• потеря ощущения безопасности после случившегося - 44%;
• появление ощущения собственной исключительности по сравнению с другими детьми - 12%;
• проблемы в общении со сверстниками - 22%;
• проблемы во взаимоотношениях с учителями - 48%;
• стремление забыть случившееся - 86%;
• желание отомстить - 64 %.
Следует отметить, что у большинства детей указанные проблемы выступали в группах симптомокомплексов, что и отражено в процентных показателях (превышение 100% при суммировании данных)
Данные обследования по методике «Незаконченных предложений» позволяют очертить круг направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению: работа с родителями; создание дружественной среды и понимания в среде сверстников, коррекция страхов и травматических переживаний, снятие эмоционального напряжения и релаксация.
Для независимой экспертизы травматических переживаний детей использовалась родительская анкета по Н.В Тарабриной (2001).
Перед началом исследования с родителями проводилась беседа, основной целью которой являлось мотивирование родителей на ответственное и точное заполнение анкеты. Анализ результатов использования родительской анкеты позволил определить основные проблемы детей с ПТСР (по мнению родителей).
Согласно полученным данным они распределились следующим образом:
• повышенная тревожность и страхи - 72%;
• сниженный уровень аффекта - 48%
• устойчивые симптомы повышенной возбудимости - 58%
• снижение числа контактов с окружающими - 43%
• утрата интереса к учебе - 34%
• регрессивные формы поведения - 4%
• симптомы избегания - 29%
• соматические жалобы - 62%
• нарушения памяти и внимания - 22%
• нарушения сна - 39%
У многих детей проблемы сочетались, что и отражено в статистике.
По словам родителей, у многих детей после случившегося наблюдалось чувство усталости, ухудшение памяти, нарушение сна, утратилась способность гибко приспосабливаться к различным ситуациям.
Родители пострадавших детей очень обеспокоены поведением своих детей. Анализ материалов бесед с родителями свидетельствует о том, что пострадавшие дети оказались не адаптированы к новой социальной ситуации и нуждаются в квалифицированной помощи и психолого-педагогическом сопровождении.
49
ISNN 1029-3388
Таким образом, как показали результаты диагностической работы, у детей, пострадавших при военных действиях и при взрыве 9 мая в г.Каспийске, наблюдаются различного рода проявления посттравматического стресса и высокий уровень тревожности, сопровождающийся страхами, основанными на собственном опыте детей и связанными с экстремальной ситуацией, которую они пережили.
Существенным результатом является выявление специфики ПСТР в детском возрасте на отдаленном этапе травматизации, позволившее уточнить симптомокомплекс ПТСР такими симптомами, как:
• высокий уровень личностной и ситуационной тревожности;
• наличие страхов и фобий;
• выраженные беспокойство и напряжение;
• нарушения сна;
• психастенические нарушения;
• повышенные показатели агрессивности и враждебности;
• трудности в социальных контактах;
• снижение школьной успеваемости, не связанное с интеллектуальными нарушениями;
• соматические нарушения.
Степень выраженности указанных симптомов находится в пределах непсихотических пограничных расстройств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии. М.: ИД РАО, 2009. 176 с.
2. Котова И.Б., Конаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. 474 с.
3. Омарова П. О., Магомедов М.Г. Методика психологического сопровождения подростков с посттравматическими расстройствами на отдаленном этапе травматизации //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2008. №1. С. 32-42.
4. Омарова П.О., Магомедов М.Г. Посттравматические стрессовые расстройства как предмет научной рефлексии // Ж. «Современные гуманитарные исследования» - М.: Спутник+, 2008. № 1. С. 316-327.
50