Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова, Центр игры и игрушки МГППУ
Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ*
Цель данной методики - задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные требования к среде остаются стабильными для детского учреждения, работающего по любой программе, поскольку ориентиры для ее построения опираются не на конкретную программу, а на основные факторы развития дошкольника. Вместе с тем эти материалы могут быть дополнены любыми пособиями, необходимыми для реализации конкретной программы.
Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребенка. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.
Таким образом, исходным основанием данной экспертизы является принцип деятельности и ее соответствие возрасту детей. Именно это основание положено в основу типологии материалов, составляющих развивающую среду ДОУ, и является критерием оценки развивающей предметной среды конкретного учреждения. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на данном возрастом этапе.
* Методика разработана в рамках проекта Всемирного банка «Подготовка рекомендаций по модернизации региональной системы дошкольного образования», реализуемого по заказу правительства Ханты-Мансийского округа Югра.
К развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.
Типология развивающих материалов ДОУ
Тот или иной вид деятельности включает несколько специфических типов, характерных для определенных возрастов. Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, остановимся на их краткой характеристике с указанием возрастного диапазона и типа предметов и игрушек, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.
1. Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет), поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации - необходимое требование к предметной среде ДОУ. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, можно выделить три формы игровой деятельности, каждая из которых предполагает специфические игрушки и игровые материалы.
1.1. Режиссерская игра - создание воображаемого пространства и разворачивание
сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).
1.2. Ролевая игра - создание и проигрывание сюжетов от имени принятых детьми ролей. Для ролевой игры нужны атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста.
1.3. Игры с правилами, которые, в свою очередь, делятся на подвижные (со специальным оборудованием - мячами, кеглями и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бро-дилки и пр.).
2. Продуктивная деятельность, т. е. детская активность, направленная на получение определенного результата. В дошкольном возрасте эта деятельность способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности и настойчивости и пр. Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности.
2.1. Конструирование - создание построек из различного рода конструкторов и строительного материала.
2.2. Изобразительная деятельность - рисунок, живопись, аппликация, лепка.
2.3. Составление картинок - построение целостных предметных или сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности существуют специальные игровые материалы (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы).
2.4. Ремесло - создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
3. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства она существенно преобразуется, проходя путь от детского экспериментирования к оперированию знаковыми системами. В рамках данного вида можно выделить следующие типы познавательной деятельности и, соответственно, материалы, их обеспечивающие.
3.1. Детское экспериментирование - практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком
и водой, вкладышами, магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов для экспериментирования повышается.
3.2. Восприятие детской художественной литературы (сказок, стихов, рассказов и художественных изображений). Это важнейший тип детской деятельности, способствующий не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно, обеспеченность необходимой по качеству и количеству детской художественной литературой является важным показателем материальной среды ДОУ.
При наличии в группе видеотеки оценивается качество демонстрируемых детям мультфильмов.
3.3. Познавательные действия с наглядно-образным материалом: наборы тематических картинок для классификации (с изображениями видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серии картинок для установления последовательности событий, наборы парных картинок для сравнения и пр.
3.4. Учебная деятельность, предполагающая освоение нормативно-знакового материала (буквы, цифры, схемы, модели) и действия с ними. Предпосылки для освоения данного типа деятельности возникают в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Ее осуществление предполагает специфические материалы: всевозможные азбуки, магнитные
доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.
Для двигательного развития дошкольников также нужно соответствующее материальное обеспечение, стимулирующее и развивающее различные движения (лазание, прыжки, бег и пр.) Это необходимое спортивное оборудование для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты).
Таким образом, основу методики составляет оценка необходимых и достаточных материалов для выделенных типов детской активности.
Методика диагностики
предметно-развивающей
среды
Для каждого из 12 типов деятельности составлены примерные списки предметов и материалов в соответствии с их функциональным назначением и с учетом возраста детей (для дошкольников четырех возрастных групп - 23, 3-4, 4-5, 5-7 лет). Данные списки представляют собой своеобразный норматив, определяющий состав необходимых и достаточных предметов и материалов, обеспечивающих
разные типы детской деятельности и их примерное количество. При оценке материалов для каждого типа детской деятельности рассматриваются следующие показатели:
1. Количественный состав предметов и материалов. Наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом, в результате выявляется одно из возможных заключений:
• в группе отсутствует данный вид материала;
• материал имеется, но в недостаточном количестве;
• количество материала соответствует норме;
• данный материал присутствует в избытке.
2. Соответствие данного материала возрасту детей в группе и его развивающий потенциал. Для разных видов материала этот показатель конкретизируется в разных параметрах. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в Центре игры и игрушки МГППУ. Так, для конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр. Для образных игрушек - их характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов (интерактивность). В результате оценки материалов по данному показателю выносится одно из следующих заключений:
• практически все предметы для данной деятельности не соответствуют возрасту детей и не имеют развивающего значения;
• многие предметы для этого типа деятельности не соответствуют возрасту детей в группе и не имеют развивающего значение;
• большинство предметов для этого типа деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающее значение;
• все предметы для этого типа деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающее значение.
3. Возможности действия с данным материалом. Данный показатель определяется двумя аспектами:
• расположение данного материала в зоне досягаемости для детей;
• фактическое состояние данного материала - его сохранность, полнота, прочность.
Суммарное заключение по данным показателям позволит выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для ее комплектации.
Кроме экспертизы развивающих материалов для разных типов деятельности, необходима оценка общей организации пространства каждой группы и ДОУ в целом. Данная экспертиза осуществляется на основе оценки общего дизайна помещения и условий жизнедеятельности детей.
Оценка общего дизайна помещения ДОУ складывается из трех блоков:
1. Эстетика оформления групповых помещений.
2. Социальная среда развития.
3. Материальные условия развития и воспитания.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При оценке данного параметра учитываются единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, наличие авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.
Социальная среда развития - это комплекс условий, позволяющих ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми. Размер и планировка
помещений должны быть таковы, чтобы обеспечить партнерские отношения со взрослым и со сверстниками, чтобы каждый мог найти место и для самостоятельной активности, достаточно удаленное от других, и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты - как в малой, так и в большой группе. Установлению контакта с воспитателем может препятствовать его пространственная позиция, когда он находится как бы «сверху» или «над», а ребенок - «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат, назидание по отношению к ребенку. В отличие от этого личностно ориентированная позиция педагога - партнерская, ее можно обозначить как «рядом», «вместе». Предметная среда создает условия для соответствующей позиции в общении с ребенком.
Для развития личности дошкольника очень полезно разновозрастное общение. Устройство помещения должно обеспечить ребенку возможность участвовать в совместной деятельности не только со сверстниками, но и с детьми других возрастных групп, а также побыть одному (например, в «уголке уединения»).
Материальные условия развития и воспитания. Развивающую среду не следует
отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Так, если в дошкольном учреждении имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование не включается в широкий контекст детских видов деятельности - конструирования, рисования, игры и пр., то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием.
При оценке предметных и пространственных условий для основных направлений развития и воспитания дошкольников учитывается наличие дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей, специальные помещения для коррек-ционной работы с детьми (кабинеты психолога, логопеда и пр.), условия для художественно-эстетического и физического развития
детей, а также для развития экологической культуры детей.
Организация пространства жизнедеятельности детей оценивается по следующим параметрам:
1. Зонирование группового помещения.
Жизненное пространство в детском саду
должно давать возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети. В детском саду должны быть: пространство для режиссерской и ролевой игры, «лаборатории» для экспериментирования; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); уголок для конструирования, физкультурные и музыкальные зоны и др.
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
2. Динамичность (гибкость) предметной среды.
Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой, давать возможность взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей детей. Динамичность среды позволяет оптимально использовать имеющиеся площади, преобразовывать помещение и приучать детей к творческому использованию пространства. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани и пр.). К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.
3. Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого.
По возможности условия дошкольного учреждения должны быть приближены к домашним. Обстановка ДОУ может способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверен-
Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения.
ности в себе и делать его хозяином дошкольного учреждения. Этому могут способствовать наличие личного пространства для каждого ребенка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей), экспонирование детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику, независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.п.), наличие предметов, принадлежащих только ребенку и связывающих его с семьей (фотографии ребенка и членов семьи, любимые игрушки и т. д.),
4. Учет половых различий и возрастной специфики детей.
Построение среды, в особенности в старших группах ДОУ, должно осуществляться с учетом половых различий и предоставлять возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Наличие игр и игрушек для мальчиков, как и для девочек, является важным требованием к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющих детей обоих полов.
Очевидно, что при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей. Это выражается как в содержательном характере игрушек и материалов, так и в организации пространства в целом.
Для каждого параметра разработаны конкретные показатели, которые имеют качественное и количественное выражение и которые фиксируются в соответствующих протоколах. Собранные данные для каждой группы позволяют оценить состояние предметной развивающей среды по каждому параметру и каждому виду деятельности. В результате можно выявить преимущества и возможные недостатки в организации среды группы ДОУ и, соответственно, предложить конкретные рекомендации по ее усовершенствованию. ■