Научная статья на тему 'Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС до'

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6399
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ДО / ИГРА / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Наталья Геннадьевна

В статье анализируется опыт работы по использованию организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС, обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста, преимущества в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, создание оптимальных условий построения образовательного процесса, практические рекомендации и советы родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС до»

единую методическую тему по региональному компоненту на год, а затем формировать экспозицию, которая будет представлена в течение года.

5. Программы дополнительного образования - музыкальная, танцевальная, спортивная деятельность обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре;

развивает индивидуальные задатки и способности воспитанников, формирует веру в свои способности и собственную успешность, адаптирует к социальной среде, вовлекает в активный здоровый досуг. Более половины учащихся школы охвачены этим направлением работы. Педагоги дополнительного образования реализуют свои программы, включаясь и в подготовку основных общешкольных мероприятий. Внеклассное занятие «Детство Ломоносова», которое будет представлено вам в рамках семинара, подготовлено при активном взаимодействии с педагогами дополнительного образования.

Цель региональной политики в области образования - гарантировать стабильное развитие региона, что является залогом процветания нации, России. Стабильное развитие региона может быть достигнуто только при наличии добротного национального образования в регионе, так как выпускники школ в основной своей массе идут в свое региональное полисистемное общество. Следовательно, в содержании образования должны быть полно представлены богатства российской национальной культуры, духовные ценности русской нации, образ жизни, традиции, обычаи, социальные нормы (стереотипы) поведения, составляющие особенности данного региона. Именно на региональном уровне можно создать школу национальную и одновременно российскую [1, с. 2].

Литература

1. Асмолов А. Стратегия развития вариативного образования в России // Учительская газета, 1994. № 25-26. С. 2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в ДОУ по ФГОС ДО Родионова Н. Г.

Родионова Наталья Геннадьевна / Rodionova Natalia Gennadyevna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 97 г. о. Самара

Аннотация: в статье анализируется опыт работы по использованию организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС, обусловленным требованиями современного развивающегося общества, с детьми дошкольного возраста, преимущества в воспитательно—образовательном процессе ДОУ, создание оптимальных условий построения образовательного процесса, практические рекомендации и советы родителям.

Ключевые слова: ФГОС ДО, игра, развивающая предметно-пространственная среда.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

В. А. Сухомлинский [10]

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:

• доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

• свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Сейчас вводится конструирование из различного материала. Строительно -конструктивные игры требуют особого внимания в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей. Материал должен быть разнообразным: напольным, настольным, разные виды конструкторов, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

84

Прозрачный строительный конструктор, рекомендованный в соответствии с ФГОС ДО

Прозрачный строительный конструктор для свободной самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Цветные полупрозрачные элементы открывают новые грани в играх архитектурно -строительной тематики. Из этих элементов дети могут создавать сказочные замки и пейзажи, а используя различные источники освещения - наблюдать волшебные переливы света.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно -образовательных задач.

Сроительная игра детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, железные дороги, сказочные замки, и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.

Методы и приёмы руководства детским конструированием

- наблюдение и обследование натурального объекта;

- показ и анализ образца;

- объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки;

-постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного

решения, т.е. задач проблемного характера;

- анализ и оценка процесса работы;

- воспитание интереса к созданию коллективной сюжетной композиции;

- анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.

Применение того или иного метода или приёма зависит от опыта детей. От сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную постройку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Создавая предметы окружающего дети, строят не вообще, а с конкретной целью. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности, а под руководством воспитателя в свободной самостоятельной и совместной деятельности дети осваивают новые для них способы соединения, которые должны быть простыми и доступными, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по схемам, чертежам.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Конструирование тесно связано с всесторонним развитием ребёнка. При помощи конструирования у детей развивается концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного

85

конструктивного решения. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.

В соответствии с Федеральным государственным Стандартом дошкольного образования развивающая предметная среда детского сада должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения для развития детей дошкольного возраста.

Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно-пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

• показ предмета и его называние;

• показ действий с предметами и их называние;

• предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,

способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература

1. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.

2. Давыдов В. В., Петровский В. А. Концепция дошкольного воспитания. М., 1989.

3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте.

М., 2002.

4. Мирофанова О. Н., Малмыго Н. П. Игровые упражнения в процессе социализации

ребенка 4-5 лет. // Современный детский сад, 2010. № 6. С. 60.

5. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М., 1989.

6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.

7. Пирская Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад, 2010. № 3.

8. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. Игра - как праздник. М., 2006.

9. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми // Современный детский сад, 2011. № 5. С. 38.

10. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.