ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Ю. В. Иванова (средняя общеобразовательная школа № 35, г. Саранск)
Рассматривается актуальная проблема методически обоснованного включения информационно-коммуникационных технологий в преподавание литературы в школе. Доказывается их эффективность для развития воображения, критического и словесно-образного мышления, речевых способностей школьников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; мультимедиа; Интернет; гипертекст; презентация; литературные способности; воображение; критическое мышление; речевые способности.
Активное проникновение информационных технологий во все сферы жизни общества, в том числе в область образования, — реальность нашего времени. Соприкосновение с компьютером как основным средством информационнокоммуникационных технологий в обучении оказывает воздействие практически на все психические явления личности школьника, к важнейшим из которых в системе литературного образования относятся восприятие, мышление, воображение, способности. Как отмечает Г. К. Селевко, «богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания» [6, с. 116].
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс признается главным фактором успешного повышения уровня образованности человека, а компьютер — одним из основных средств приобретения, обмена и трансляции информации и знаний.
Исследователи отмечают, что применение информационно-коммуникационных технологий благоприятствует развитию интеллектуального компонента творческих способностей учащихся, который включает в себя «способность к анализу, выделению главного и второстепен-
ного, способности к систематизации и классификации, ассоциативность мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развитую рефлексию; устойчивость внимания, способность к его распределению и переключению, развитое воображение» [2, с. 32].
Вместе с тем информатизация образования предполагает не только активное использование новых технических средств, но и изменения в самом процессе обучения, направленном на всестороннее развитие личности обучаемого. На сегодняшний день не сложилось единой дидактической системы, раскрывающей сущность процесса информатизации, не предложено унифицированных методик и методических принципов их применения в обучении. Поэтому проблемы информатизации образования и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении привлекают внимание исследователей самых различных научных областей: философов, педагогов, психологов, методистов и др.
Целями внедрения информационнокоммуникационных технологий в литературное образование в школе, на наш взгляд, выступают развитие творческого потенциала учащихся; адаптирован-ность обучения на основе учета индивидуальных особенностей школьников; выявление, формирование и развитие склонностей и способностей учащихся к литературе как учебному предмету; повышение доступности современных научных (литературоведческих, искусство© Иванова Ю. В., 2010
111!111Й1И1!Ш № 4,
ведческих) знаний как основы формирования и развития их литературных способностей. Последние представляют собой сложное образование, включающее читательские и литературно-творческие способности, развивающиеся одновременно в двух видах деятельности: читательской и литературно-творческой [4, с. 3].
К положительным результатам внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания литературы следует отнести повышение привлекательности урока, формирование у учащихся положительной мотивации и интереса к предмету. Не менее важна предоставляемая педагогу возможность оперативного доступа к разноплановой информации, накопления, хранения, обмена и распространения собственных творческих продуктов; увеличения доли самостоятельности обучаемых за счет использования современных форм уроков. Разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается учащийся (слушание, говорение, рассматривание, чтение), — одно из важнейших условий комплексного развития его способностей. Применение информационнокоммуникационных технологий соответствует основным требованиям, которые предъявляются к деятельности, развивающей литературные способности учащихся. Среди указанных требований — создание позитивного эмоционального настроя при выполнении учебно-развивающей деятельности, корректировка, индивидуализация уровня трудности заданий, творческий характер развивающей деятельности в целом.
В настоящее время одной из наиболее перспективных технологий для школьного литературного образования считается интернет-технология, так как Всемирная сеть располагает уникальными возможностями для всестороннего развития личности обучаемого на основе диалога с наукой, культурой, обществом, миром. Предоставляя разнообразную информацию (текстовую, графическую, аудио- и видеоматериалы), Интернет становится необыкновенно привлекательным средством обучения и
развития учащихся. Он обеспечивает доступ к различным категориям информации, востребованной учащимися и учителями: научной, справочной, образовательной, познавательной, — которые могут стать основой для организации работы по формированию и развитию литературных способностей школьников.
Психологи, отмечая, что Интернет — это культурный феномен, в процессе взаимодействия с которым происходит формирование высших психических функций человека, в то же время обращают внимание на необходимость выявления, оценки и корректировки возможных негативных психологических последствий для обучающегося при соприкосновении с интернет-ресурсами. Применительно к эстетическому, литературному образованию обеспокоенность у исследователей вызывает тот факт, что продукты новых информационных технологий, «существенно меняя менталитет, сознание, психологию восприятия человека, активно вытесняют традиционную Культуру, культуру Книги и классического искусства из актуальнейшего пространства современной цивилизации» [1, с. 47]. Чрезмерное увлечение компьютерами и Интернетом может привести к компьютерной гипермотивированности, интернет-зависимости.
Учитывая основные негативные последствия взаимодействия ребенка с Интернетом (широкое распространение различной информации сомнительного содержания; угрожающие психическому или физическому здоровью человека информационные воздействия; угрозу социальной и личностной дезадаптации; наличие неточных данных, неподходящей для детей информации, а также нежелательное ее использование), учитель сегодня должен взять на себя роль наставника, воспитывающего информационную культуру и информационную грамотность школьника с целью сведения к минимуму пагубного влияния на его психику и здоровье продуктов информационных технологий.
Накопленный современной отечественной методикой преподавания опыт показывает, что при обучении литерату-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ре с применением информационных технологий, в частности Интернета, используются как традиционные методы (беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, групповое и дистанционное обучение и т. д. [8].
Формирование и совершенствование навыков пользования электронными библиотеками, справочниками, энциклопедиями, находящимися в сети Интернет, увеличение доли самостоятельности в поиске и использовании нужной информации содействуют вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию у них литературных способностей, стимулируют активное участие в коммуникативной деятельности и глубокое освоение литературы как искусства слова. Литературно ориентированные сайты предлагают тексты художественных произведений, критические материалы, сведения по теории литературы, дают возможность участия в форумах, дистанционных олимпиадах и конференциях, что формирует способности общего и собственно литературного характера: коммуникативные, творческие, аналитические, критические и т. д. Виртуальный мир компьютера помогает преодолеть односторонний поход к изучению литературы, когда она изолируется от других видов искусств, а форма при анализе произведения обосабливается от содержания. Эффективность использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах, возрастает, если учитель не просто демонстрирует его на уроке, а привлекает учащихся к работе с этими ресурсами. Большую методическую помощь способны оказать виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям.
Обращение к текстам сайтов актуально и при анализе поэтических произведений. Так, благодаря использованию графических средств (выделения цветом, другим шрифтом и т. п.) во много раз интенсивнее становится работа по нахождению изобразительно-вырази-
тельных средств и определению их роли в тексте. Кроме того, количество текстов не ограничивается возможностями ученика принести их на урок, а значит, может быть любым. Наличие в сети словарей также окажет помощь при анализе поэтического текста, поскольку позволяет учащемуся быстро вспомнить и узнать содержание термина или способ определения размера, а учителю — эффективно и оперативно провести словарную работу, обогащая словарный запас ребенка, стимулируя развитие у него речевых способностей.
Среди множества видов информационно-коммуникационных технологий ведущей в школьном литературном образовании стала технология мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), позволяющая интегрировать традиционные статические и динамические элементы в один продукт. Наиболее востребованными из таких продуктов на уроках литературы являются презентации, учебные пособия, энциклопедии. Слайдовая презентация — это тематически и логически обоснованная демонстрация информационных объектов на экране или мониторе. Основная задача урока с ее использованием та же, что и урока традиционного, — объяснение нового материала. Однако урок с компьютерной поддержкой дает возможность привлечения большего количества иллюстративных средств разных типов. Школьными программами предусмотрены темы, ориентированные на изучение литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкальным и т. д. Богатые возможности в этом плане предоставляет урок-презентация, включающая отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, музыкальные фрагменты и т. д. В одном медиапродукте может быть размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте и формировать литературные способности школьников на культурологическом материале.
11111111111* № 4,
Мультимедиа сегодня «надо рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создать наглядные и более информационно насыщенные уроки» [5, с. 68]. Дидактически обоснованное использование технологии мультимедиа в образовательном процессе с привлечением изобразительного, звукового рядов активизирует образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый учителем материал. При этом формируется более чуткое отношение школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим переживаниям, развиваются поэтическое восприятие предметов и явлений, наблюдательность, память, творческое воображение и мышление, эмоциональность как компоненты литературных способностей.
Технология гипертекста востребована при работе с текстами художественной литературы, находящимися в сети Интернет, а также при создании собственных электронных продуктов. Эта технология позволяет быстро осуществлять переход от раздела к разделу, а также внутри него, что обеспечивается гиперссылками, каждая из которых определяет маршрут движения. Результатом объединения возможностей первой и второй технологий является гипермедийный продукт, электронное издание. Создание учащимися таких продуктов соответствует общепризнанной мысли Б. М. Теплова о том, что способности формируются в деятельности [7, с. 14—15].
Жизнь предлагает новые пути приобщения учащихся к словесному искусству, один из которых заключается в целенаправленном и системном применении информационно-коммуникационных технологий в литературном образовании. Исследователями отмечается, что «в условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план» [3, с. 25—26]. Визуальный ряд как дополнение ряда словесного, предлагаемый мультимедийными учебниками, различными СБ и сетью Интернет, позволяет, учитывая некоторые психологические особенности восприятия школьников,
сосредоточить их внимание на изучаемом предмете и удерживать его в течение всего урока. Подкрепление восприятия художественного текста воздействием визуального ряда, способствуя активизации читательского интереса, ведет к повышению эффективности обучения.
Таким образом, целенаправленное и системное применение информационнокоммуникационных технологий на уроках литературы экономит учебное время, способствует лучшему представлению учебного материала; повышает мотивацию детей к обучению, возбуждает у них интерес к литературе, стимулирует и развивает потребность в анализе и самовыражении, позволяет окунуться в мир словесного искусства, содействует развитию литературных способностей школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быгчков, В. В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопр. философии. — 2006. — № 11. — С. 47—59.
2. Войцеховская, М. Ф. Развитие интеллектуального компонента творческих способностей учащихся на основе использования информационных технологий в педагогическом процессе : дис. ... канд. пед. наук / М. Ф. Войцеховская. — Благовещенск, 2005. — 189 с.
3. Гутов, А. О словесном и визуальном в обучении / А. Гутов // Лит. в шк. — 2007. — №9. — С. 25—26.
4. Корсунский, Е. А. Развитие литературных способностей школьников / Е. А. Корсунский. — Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 90 с.
5. Салихов, И. Ш. Педагогические условия применения новых информационных технологий в развитии творческих способностей старшеклассников (на примере преподавания физики в школе) : дис. ... канд. пед. наук / И. Ш. Салихов. — Казань, 2007. — 147 с.
6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селев-ко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.
7. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. — М. : Изд-во АПН СССР, 1961. — 536 с.
8.Храмцова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / С. В. Храмцова. — Режим доступа: http://pedsovet.org/component/ ор^оп,сот_т^ее^азк,у1е'^тк/1тк_1ё,4791/ Йет1^5461172.
Поступила 21.12.09.