УДК 378 ББК 74.58
Наумова Т.А., Иванова Ю.В.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
Naumova T.A., Ivanova Y. V.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF PRACTICAL AND ORINTED LITERATURE TRAINING
Ключевые слова: литературное образование, литературные способности,
литературные компетенции, образное мышление, воображение, фантазии, эмоциональная сфера школьников, интерактивное обучение, практико-ориентированное обучение, кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети, информатизация, мультимедиа, гипертекст, Интернет.
Keywords: literary education, literary abilities, literary competences, creative thinking, imagination, fantasy, emotional sphere of students, interactive education, practical and oriented education, movie, audio and video means, computers, telecommunication networks, informatization, multimedia, hypertext, Internet.
Аннотация
В статье предложены теоретические основы и методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в контексте практикоориентированного обучения как одной из наиболее перспективных применительно к литературному образованию педагогических технологий; названы методологические условия формирования литературных, речевых, читательских, коммуникативных компетенций школьников средствами практико-ориентированного обучения литературе.
Abstract
The article reveals the theoretical bases and methodical recommendations for the use of information and communication technologies in the context of practical and oriented education as one of the most perspective towards to literary education of pedagogical technologies; methodological conditions for the formation of literary, speech, reading, communication competences of schoolchildren by means ofpractical and oriented literature training.
В последнее время практико-ориентированное обучение чаще всего связывают с компьютеризацией учебного процесса. Согласно имеющимся в науке и практике школьного образования классификациям педагогических технологий, информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование компетенций учащихся, в том числе литературных, через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень интереса к литературе как учебному предмету. Кроме того, практико-ориентированные технологии дают учителю-словеснику возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию. Практикоориентированное обучение не только позволяет улучшить процесс освоения литературы при кажущейся несовместимости искусства слова и информационных технологий, но и требует самостоятельного изучения этой области овладения умениями и навыками работы с глобальными, локальными и телекоммуникационными сетями, с базами данных о литературе.
Проводимая сегодня реформа образования предполагает создание условий для максимально возможного всестороннего развития личности. Однако традиционные методы и формы обучения не могут в полной мере обеспечить этот процесс. Одним из
путей является технологизация образования, которая, развиваясь по нескольким уровням образовательной системы, выражается в применении новых форм обучения, в том числе информационно-коммуникационных.
Информационные технологии обучения - это педагогические технологии, использующие специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [1, с. 22].
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности для повышения качества литературного школьного образования и творческой самореализации учащихся. Предметом исследования методики преподавания литературы сегодня является приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.
Информатизация образования как важнейшая часть реформы рассматривается не как простое использование технических средств обучения, а как радикальное изменение сущности и организации процессов обучения и развития личности, то есть повышение эффективности учебного процесса обусловлено не столько расширением технических возможностей информационных технологий, сколько разработкой и применением дидактических принципов, методических приёмов и дидактических средств в образовании. Социальный заказ общества требует выпускника, владеющего основными компетенциями и информационно-коммуникационными технологиями, готового применить полученные знания, умения на практике (в жизни и профессиональной деятельности), что нашло отражение и в приоритетном национальном проекте «Образование», и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
С появлением и развитием компьютерных технологий, новых информационных технологий, медиа-технологий появилось желание использовать их мощные средства в целях обучения любому предмету. Традиционные учебники, методические руководства получили компьютерную поддержку, разработаны специальные электронные учебники. Появилось направление, называемое «дистанционным образованием».
Наш интерес к использованию практико-ориентированных технологий обучения обусловлен их значительной эффективностью в преподавании литературы.
В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Однако решает их несколько иначе, чем прежде, включая в процесс обучения инновационные подходы и технологии.
Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности. Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы:
1) умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);
2) проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);
3) умеет найти в произведении непонятные для себя, «тёмные», места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);
4) ощущает литературное произведение как неповторимый художественный
мир;
5) умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному
художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;
6) в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Таким образом, проблемный разговор о литературе, ведущий к пониманию ценностных смыслов художественного произведения, идёт на уроке не поверх текста, а на основе содержательного анализа всех уровней его художественной формы. Для этого нужен творческий и многообразный подход к освоению литературы как искусства с применением традиционных и инновационных технологий.
Преподавание литературы становится более конкретным, полифункциональным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника. Развитие читательской культуры, разумеется, предполагает, что все эти навыки проявляются не только при чтении произведений, разбираемых на школьных уроках литературы, но и при чтении любой другой художественной литературы, как современной, так и классической, русской и зарубежной.
Преподавание литературы имеет сегодня и другие, более специальные задачи. Так, выпускник видит как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста (не только в словоупотреблении и стиле, но в сюжете и композиции, системе персонажей, в особенностях таких категорий, как пространство и время, и так далее); стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.
В связи с этим возникает необходимость интегрирования курсов литературы и русского языка, литературы и других школьных предметов, прежде всего курсов литературы и мировой художественной культуры (МХК), истории, обществоведения, иностранных языков, других гуманитарных дисциплин (как обязательных, так и элективных). Решению этих задач поможет прежде всего практико-ориентированное обучение, в его контексте избранные учителем-словесником информационнокоммуникационные технологии.
В случае применения практико-ориентированных технологий повышается качество обучения за счет:
1) индивидуализации обучения литературе (индивидуальный темп и метод обучения, адаптация системы к исходному уровню знаний обучаемого, характеру и причинам ошибок, особенностям мышления, воображения, эмоционального фона обучаемого);
2) анализа предыстории обучения и ее учета при организации последующего обучения, учета психофизиологических характеристик обучаемых путем тестирования;
3) постоянного индивидуального контроля качества знаний на каждом этапе обучения - при этом увеличивается объективность контроля знаний.
4) Сокращается время обучения за счет:
5) уменьшения количества времени на технические операции, контроль правильности ответов, обращение за справкой, помощью или разъяснением;
6) мгновенной реакции программной системы на допущенные ошибки;
7) индивидуализации темпа обучения с учетом уровня знаний обучаемого;
8) С точки зрения обучаемого применение практико-ориентированных технологий повышает интерес к обучению литературе, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.
9) С точки зрения преподавания практико-ориентированные технологии предоставляют педагогу следующие возможности:
10) реализовать и распространять в виде программных средств свой опыт
преподавания;
11) обеспечить обработку статистических данных и принятия тех или иных педагогических и дидактических решений, при этом появляется возможность более гибкого управления познавательной деятельности обучения;
12) изучить опыт ведущих в своей области преподавателей.
13) Создание комфортной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных учащихся -первостепенная задача современной школы.
Применительно к школьному литературному образованию основной целью становится формирование ряда важнейших компетенций: ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой, культуроведческой. Однако понимание и восприятие литературы как части национальной культуры, полноценное общение учащихся с искусством возможно лишь при развитии его литературных способностей, в связи с чем проблема развития и совершенствования литературных способностей школьников приобретает особое значение. Литературные способности - это сложное, интегративное образование, включающее читательские и литературно-творческие способности, которые развиваются одновременно в двух видах деятельности, читательской и литературно-творческой, и имеют общие базовые компоненты: читательское и литературно-творческое воображение, мышление словесно-художественными образами, речевые способности [2, с. 6].
В психолого-педагогических исследованиях Л.Г. Жабицкой, А.Х. Ковалева, Е.А. Корсунского, В.А. Крутецкого, Н.Д. Молдавской, М.А. Рыбниковой, В.П. Ягунковой, С.П. Кудрявцевой, В. Г. Маранцмана, З.Н. Новлянской и др. накоплен достаточный потенциал для решения многих практических задач, связанных с решением проблемы развития литературных способностей школьников: раскрыта их динамическая структура, выявлены основные компоненты, которые обеспечивают полноценную читательскую и литературно-творческую деятельность, раскрыты механизмы и условия развития литературных способностей.
Принимая во внимание, что восприятие человека полимодально, то есть включает результаты работы нескольких анализаторов, можно утверждать, что для обеспечения полноты восприятия необходимо сочетание вербально-логической формы с образной, «текстовое изложение - с графическим представлением, зрительное восприятие - с практическими действиями» [3, с. 55]. Поэтому, на наш взгляд, проблема развития литературных способностей школьников, исходя из её специфики, может быть решена только на основе взаимодействия учебных предметов и применения новых информационно-ком-муникационных технологий.
Сегодня школы в достаточной мере оснащены современными средствами обучения, позволяющими реализовывать информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения: мультимедийными проекторами, интерактивными досками,
принтерами, сканерами, дидактическим обеспечением (учебными курсами, электронными учебниками и пособиями, словарями, справочниками, энциклопедиями). Однако техническое оборудование школ и кабинетов литературы осуществляется намного быстрее, чем дидактическое и методическое сопровождение этого процесса. Но только за счет развития техники проблема развития литературных способностей школьников не может быть решена: необходима разработка новых методик, обеспечивающих
литературное развитие учащихся, применение новых педагогических технологий, современных средств обучения, прежде всего созданных на основе практикоориентированного обучения. Одной из задач школьного литературного образования является адаптация процесса обучения литературе к условиям современного информационного общества, в том числе к грамотному использованию учителями-словесниками информационно-коммуникационных технологий, которое позволяет сосредоточить внимание учащихся, сделать урок живым и динамичным, обеспечить
необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения и литературного развития школьников.
Информационно-коммуникационные технологии обучения открывают для учителя-словесника новые возможности, имеют богатые возможности для их использования в развитии литературных способностей учащихся. Но в педагогической практике эти возможности используются мало, развивающий потенциал информационных технологий при проведении уроков литературы используется недостаточно: литературное развитие школьников, формирование и совершенствование их литературных способностей не являются приоритетными целями при планировании и проведении уроков литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий. Существует, на наш взгляд, несколько причин, затрудняющих процесс использования информационных технологий в школьном литературном образовании с учётом конечной цели -литературного развития учащихся, формирования их литературных способностей: наличие устойчивых традиций в процессе обучения литературе в школе, сформированных на протяжении многих десятилетий; недопонимание сущностей взаимодействия информационных технологий с традиционными образовательными технологиями; отсутствие у педагогов времени (желания, навыков) на разработку электронных комплексов, мультимедийных и интернет-уроков, пособий.
Информационно-коммуникационные технологии (мультимедиа, гипертекст, Интернет) и созданные на их основе новые средства обучения раскрывают в полной мере свои возможности тогда, когда гармонично вписываются в процесс преподавания литературы с ориентацией на развитие духовно богатой, творческой личности, образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы школьников.
Мультимедиа позволяет интегрировать информацию различного типа: текст, графику, музыку, видео, анимацию - в один информационный продукт, применение которого на уроке литературы способствует пробуждению у школьников чувственной и эмоциональной сферы, возникновению ассоциаций, стимулируя развитие литературных способностей. По мнению исследователей, такой урок «надо рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создать наглядные и информационно более насыщенные уроки» [4, с. 68]. Мультимедийная презентация позволяет реализовать основные методические принципы обучения: наглядности,
интегративности, проблемности, связи теории с практикой, индивидуализации.
Если соединить возможности мультимедиа и гипертекста, то можно создать особое методическое средство - интегративный учебный модуль, в котором будет сосредоточена вся необходимая для работы на уроке литературы информация: тексты художественных произведений, иллюстрации, видеоматериалы, критический материал, различные словари и т.п. Навигация в таких модулях осуществляется за счёт перекрёстных ссылок, позволяющих быстро ориентироваться в его структуре и содержании. Преимущество такого средства перед готовым мультимедийным учебником в том, что оно создаётся с ориентацией на конкретных детей, поэтому, продумывая задания к уроку, направленные на стимулирование литературного развития учащихся, учитель может заложить тот материал, который необходим именно этим детям.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в контексте практико-ориентированного обучения как одна из наиболее перспективных применительно к литературному образованию педагогических технологий открывает перед учителем широкие возможности для использования в работе элементов интернет-образования и дистанционного образования. При ориентации на развитие и формирование литературных способностей, филологических компетенций учитель-словесник может привлечь поистине безграничные литературно и культурно ориентированные ресурсы сети для работы с ними на уроке и дома, стимулировать проявления литературно-творческих способностей учащихся через участие в конкурсах, сетевых проектах. При условии владения некоторыми программами, например, FrontPage, можно создать учебные сайты,
веб-квесты, содержание которых будет ориентировано на стимулирование литературных компетенций учащихся.
Библиографический список
1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - 4-е изд. - М.: Академия, 2008. -187 с.
2. Корсунский, Е.А. Психология литературного творчества школьников[Текст]: Учеб. пособие к спецкурсу / Е.А. Корсунский. - Л.: ЛГ11И им. А.И. Герцена, 1983. - 82 с.
3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. институтов [Текст] / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
4. Салихов, И.Ш. Педагогические условия применения новых информационных
технологий в развитии творческих способностей старшеклассников: на примере
преподавания физики в школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2007. - 174 с.