Иванова Ю.В.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ivanova J. V.
THE LITERARY ABILITIES IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL
INFORMATIZATION
Ключевые слова: литературное развитие, литературные способности,
читательская культура, информационно-коммуникационные технологии, Интернет.
Keywords: literary progress, literary abilities, readers’ culture, informational and communication technology, Internet.
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития литературных способностей старшеклассников на основе применения на уроках словесности информационно-коммуникационных технологий.
Abstract
The article deals with the topical issues of literary abilities of high school students through the use of informational and communication technology at the lessons of literature.
Среди многих проблем в психологической, педагогической и методической науке одно из важнейших мест всегда занимала проблема способностей, их формирования и развития. Основной причиной постоянно поддерживающегося интереса к этой проблеме является ее большая практическая значимость для преподавания литературы в школе и развития личности учащихся.
Отечественная психология всегда была сконцентрирована на исследовании проблемы способностей в русле системного подхода, комплексного исследования способностей и теории интегральной индивидуальности. Ещё в середине XX в. благодаря трудам Б. С. Анань-ева, A. Г. Ковалева, В. Л. Дранкова, B. И. Киреенко, В. А. Крутецкого,
Н. С. Лейтеса,
А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других исследователей определен контекст научного рассмотрения проблемы способностей, их связь с проблемой деятельности; прояснено соотношение природных и социальных предпосылок, определяющих развитие способностей; раскрыт характер взаимосвязи общих и специальных способностей, прослежены зависимости, связывающие основные особенности способностей человека с другими свойствами психики.
Литературные способности и механизмы их формирования изучались в разное время К. К.Платоновым, В. П.Ягунковой, В. Г. Маранцманом, А. В. Ковалёвым, Н. Д. Молдавской, Е. А. Корсунским, Г. И. Беленьким, О. Ю. Богдановой, Л. И. Коноваловой и др.; благодаря их трудам были выявлены сущность, компоненты, особенности структуры и методика формирования литературных способностей. Исследования показали, что литературные способности имеют динамическую структуру, отсутствует жесткая дифференциация их компонентов.
И сегодня не утратило своего научного значения последовательное выяснение на общепсихологическом, педагогическом и методическом уровнях логики развития литературных способностей школьников в контексте целостного развития личности ребёнка. По-прежнему актуальной остается проблема анализа механизма зарождения каждого вида литературных способностей (творческих, читательских и др.), выделения компонентов, которые, взаимодействуя, образуют и формируют ту или иную способность, определения условий достижения высокого уровня развития литературных способностей,
или одарённости. Установлено, что специальная одаренность представляет собой целостное, многокомпонентное, динамичное образование; выявлена системообразующая функция способностей; специальные способности, в том числе литературные, рассматриваются как сложное, целостное, системное образование, включающее педагогические и предметные способности, детерминированное разноуровневыми индивидуальными свойствами человека.
Изучение специфики структуры литературных способностей важно для поиска психологически, педагогически и методически обоснованных приёмов их развития на уроках литературы.
По мнению исследователей, для обеспечения полноты восприятия необходимо сочетание вербально-логической формы с образной, текстового изложения с графическим представлением, а зрительного восприятия с практическими действиями.
Литературное школьное образование осуществляется в общих условиях развития общества. При всей устойчивости классического материала литературное образование должно добиваться более полного соответствия с особенностями развития общества, с общим содержанием и структурой современной культуры, её новыми чертами, активным внедрением во все сферы жизни общества информационно-коммуникационных технологий. Другими словами, вместе с изменяющимся содержанием школьного литературного образования должны меняться формы, методы и приёмы обучения. Поэтому на современном этапе проблема развития литературных способностей школьников с учётом её специфики может быть решена только на основе взаимодействия учебных предметов, применения новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий - могучий преобразующий фактор, оказывающий огромное воздействие на духовное формирование современного школьника. Установлено, что взаимодействие с Интернетом меняет психологию детей, раскрывая перед ними новые способы познания мира и самих себя. Попытка решить проблемы литературного развития школьников без учёта этих изменений, на наш взгляд, невозможна. Особо значимым является вопрос о соотношении литературного образования в школе с огромным потоком разнообразной, в том числе и литературной (художественной, критической, биографической), информации, которую несёт в себе глобальная сеть. Закономерным представляется подход к литературному образованию и развитию школьников с учётом особенностей психологического, культурного, художественного восприятия действительности через призму достижений современных информационно-коммуникационных технологий.
Если рассматривать Интернет как хранилище огромного объёма духовных ценностей прошлого и настоящего, он может стать мощным фактором пробуждения стремления к творчеству, расширения возможностей понимания искусства, формирования эстетической восприимчивости и хорошего художественного вкуса. Правильное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в литературном школьном образовании позволит воздействовать на духовную атмосферу, окружающую учащихся в повседневной реальности, а методически грамотное построение учебно-развивающего процесса освоения литературы как вида искусства и науки на основе применения информационно-коммуникационных технологий - содействовать развитию их литературных способностей. Использование ресурсов Интернет помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение разных видов искусства,
обособленное рассмотрение формы и содержания при анализе художественного произведения и другие.
Следует отметить, что принцип информатизации школьного литературного
образования, заложенный как один из основополагающих в нормативных
образовательных документах, нередко сужает представление о возможностях
использования средств информационно-коммуникационных технологий на уроке литературы в среде педагогов-словесников до их иллюстративного применения. Однако такое узкое понимание проблемы представляется несостоятельным. Литературное образование с учётом использования средств информационно-коммуникационных технологий должно и может содействовать формированию духовно богатой, литературно развитой личности. Привнесение и приспособление возможностей средств информационно-коммуникационных технологий на урок литературы без учёта конечной цели - литературного развития школьников - в лучшем случае будет бесполезным, а в худшем может привести к потребительскому восприятию литературного материала, инертности, потере интереса к предмету, замене духовного озарения от общения с художественным текстом на пассивную созерцательность.
В качестве первостепенных компонентов литературных способностей школьников исследователи выделяют речевые, предполагающие легкость словесных ассоциаций, тонкое различие смысловых оттенков слов, постижение образной сути слова. Специфика речевых способностей, проявляющаяся в литературно-творческой деятельности, связана с умениями выражать в слове мысли и эмоции. Специфика же речевых способностей, проявляющихся и формирующихся в читательской деятельности, связана не только с умением адекватно выражать в слове мысли и чувства, но и с чувством образной стихии слова. Таким образом, речевое и литературное развитие школьников являются процессами взаимосвязанными и взаимообусловленными. Одним из эффективных приёмов применения возможностей Интернета для решения этой задачи является обращение к сетевым словарям, участие в литературно-творческих конкурсах и проектах, предлагаемых системой дистанционного обучения.
Исследования Е. А. Корсунского, В. Г. Маранцмана, О. И. Никифоровой, Л. И. Коноваловой, Н. В. Сметаниной и др. подтвердили важнейшую роль в литературном развитии и системе литературных способностей школьников способности к воображению, отличительной чертой которого является обязательное протекание в наглядном плане. Развить его, научить ребенка чувствовать красоту, познакомить его с произведениями искусства - прерогатива предметов эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства и прежде всего литературы. Литературно-творческое воображение не только является определяющим компонентом литературного творчества, но и взаимосвязано с общим умственным развитием, реализацией познавательной активности, эстетическим и эмоциональным воспитанием. Медиаиллюстрации, видео и аудиофрагменты озвученных текстов художественной литературы, экранизации произведений, богатейший иллюстративный материал, интерактивные тренажеры, предлагаемые современными мультимедийными учебниками и Интернет, - всё это в совокупности при системном их применении создают дополнительные предпосылки для формирования интереса к литературе, побуждают к активности учащихся на уроках, стимулируют развитие таких литературных способностей, как воображение, эмоциональность, способность к сопереживанию (эмпатия), впечатлительность.
Наиважнейшими в системе литературных способностей школьников являются читательские. При планировании и проведении урока литературы учителю необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по активизации различных видов читательской деятельности на уроках литературы на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов; организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность школьников и способствующие развитию их литературных способностей на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
Актуальным представляется вопрос о возможностях, предоставляемых средствами информационно-коммуникационных технологий для формирования и развития читательских способностей на уроках литературы. В многочисленных исследованиях методистов, педагогов, психологов, представителей общественности с тревогой звучит мысль о том, что современный школьник все неохотнее берёт в руки книгу, предпочитая
скаченный из Интернета текст, а если речь идёт о многостраничном произведении (романе, повести), то даже его краткое содержание. С каждым классом увеличивается количество и объём программных произведений, хрестоматии по литературе и учебники для старших классов не могут удовлетворить потребности учащихся в художественных текстах, поэтому совершенно естественным становится обращение школьника к ресурсам сетевых библиотек, которые, по сравнению с традиционными, более доступны, удобны, а потому притягательны. Думается, что здесь возникает ещё одна проблема - формирования читательской культуры, также являющаяся одной из основных задач школьного литературного образования. Под читательской культурой понимается потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция, способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания, необходимый уровень теоретико-литературных знаний, креативные способности, умения оценки и интерпретации, речевые умения.
Опрос учителей-словесников показал, что большинство из них (86%) считают, что компьютер мешает непосредственному общению с книгой: «техника уже разучила нас писать ручкой, читать книгу». Однако владение читательской культурой подразумевает также и то, что ученик проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурному, историческому и семантическому полю слова). С учётом этого такая особенность сетевого текста, как гиперссылка, становится безусловным плюсом. Например, учащиеся 9-10-х классов при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», обратившись к ресурсу http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v05/d05-005.htm (ФЭБ «Русская литература и фольклор»), имеют возможность быстрого, самостоятельного доступа к комментариям Томашевского. Кроме того, на странице имеется ссылка «Словарная поддержка» на толковые (Даля, Ушакова, Ожегова) и энциклопедические словари (Брокгауза и Ефрона, Большой энциклопедический словарь), словари правописания и произношения, иноязычные словари и даже «Словарь языка Пушкина».
В материалах сайта «Урок в формате А4» (режим доступа http://www.a4format.ru/), который является виртуальной библиотекой по предмету «Литература» и предназначен в помощь школьникам и учителям, учащиеся найдут не только текст, литературоведческие и критические работы (например, работу Долининой Н. «Прочитаем «Онегина» вместе») в формате pdf, но и около трёхсот иллюстраций к роману, эскизы костюмов к спектаклям и опере, структурированные по главам. Обращение к ресурсам этого сайта не только позволит сэкономить время при подготовке учителя к уроку, но и существенно обогатить материал занятия, проследить и выявить особенности интерпретации литературного произведения в других видах искусства, сформировать аналитические способности школьников.
Таким образом, при изучении литературы, формировании и развитии литературных способностей школьников важно всесторонне учитывать особенности современной духовной жизни учащихся, повседневное воздействие других видов художественной культуры, в частности существенное влияние как положительной, так и отрицательной роли средств информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на многолетний опыт исследований, проблема остаётся актуальной, поскольку изменения в обществе в целом, информатизация образования, появление современных технологий и методик обучения побуждают учёных и педагогов к поиску новых путей в решении вопроса. Одним из эффективных средств, соответствующих времени и мироощущению школьника XXI века и стимулирующих литературные способности, могут стать информационнокоммуникационные технологии, развивающий потенциал которых на уроке литературы до конца ещё не изучен.
Библиографический список
1. Коновалова, Л. И. Развитие читательского воображения школьников: учеб. пособие - Чита: Изд-во Читин. гос. пед. ин-та,1992. - 184 с.
2. Корсунский, Е.А. Развитие литературных способностей школьников: учеб. пособие к спецкурсу - Л.: Изд-во ЛГПИ им.Герцена, 1985. - 90 с.
3. Марутина, И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе / И. Марутина // Литература. - 2005. - № 1. - С. 30 - 33.
4. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
5. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд.. - М.: Академия, 2008. - 268 с.