УДК 373.1
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
© 2011 А. С. Литов
аспирант каф. методики преподавания информатики и информационных технологий e-mail: litov. a. scrambler. ru
Курский государственный университет
В статье рассматриваются вопросы развития творческой активности школьников с использованием ИКТ, задачи проектной деятельности, требования к содержанию, этапы работы над проектами, критерии оценки, приводятся примеры мультимедийных проектов, разрабатываемых в школе.
Ключевые слова: метод учебных проектов, мультимедийные проекты, творческая активность, информационно-коммуникативные технологии.
Сегодня общество требует от школы подготовки социально активной творческой личности, способной принимать решения в нестандартных ситуациях, действовать быстро, грамотно, продуктивно. В новых экономических условиях успешно адаптируется выпускник, обладающий развитым техническим мышлением, творчески относящийся к делу.
Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных образовательных траекторий для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.
Одним из наиболее продуктивных методов в развитии творческой активности школьников является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Под учебным проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо актуальной проблемы. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью, предполагающей высокий профессионализм учителя и организацию тесного сотрудничества между учителем и учеником.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности. Технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда) позволяют использовать текст, графику, видео и анимацию в интерактивном режиме и тем самым расширяют области применения компьютера в учебном процессе. Технология неконтактного информационного взаимодействия - виртуальная реальность (от англ. virtual realiti - возможная реальность) реализует с помощью мультимедийной среды иллюзию непосредственного присутствия пользователя в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире».
Мультимедийные презентации привлекают детей благодаря возможности применения красочных видеороликов, звукового сопровождения. Аналогичные технологии часто используются при создании интерактивных обучающихся программ и игр. Одной из программ создания электронных презентаций является МюгоБоп Power Point.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которую приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися, - это поиск интересной и общественно значимой проблемы.
Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Отличительная черта проекта -поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проводится презентация выполненной работы. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Мультимедийные проекты разрабатываются в различных предметах. Разными авторами предложено несколько схем создания мультимедийных приложений. Так, Лерер предлагает схему, состоящую из четырёх основных этапов: планирование, сбор информации и её преобразование в знания, оценка созданного продукта, пересмотр продукта (см.: Lehrer R. Authors of Knowledge: Patterns of Hypermedia Design // Computers and Cognitive Tools / S.P. LaJoie and S.J. Derry (eds.). Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum, 1993).
На наш взгляд, разработка мультимедийного проекта может включать в себя следующие этапы:
- выбор темы проекта, определение целей и задач его выполнения с учётом интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для его выполнения;
- составление плана работы;
- сбор, изучение и анализ необходимой информации;
- разработка сценария проекта, его структуры и содержания;
- разработка идеи проекта и его выполнение;
- обсуждение проекта и его окончательная доработка;
- защита проекта (презентация) и оценка качества выполненной работы;
- публикация проекта (в печатном виде, в Интернете и др.).
После разработки проекта школьники делают презентации по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, которые являются виртуальными учебными пособиями по различным предметам. В ходе реализации вышеуказанного метода ученики на уроках информационных технологий получают полезные профессиональные знания и навыки работы на компьютере (работа с текстом, графикой, звуком, видео).
В проекте может принимать участие как один учащийся, так и группа учащихся из одного, разных классов и даже из разных школ. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы. Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту и т.д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе можно предложить школьникам использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую
анимацией, звуком, гиперссылками и видеороликами.
Проектные работы учеников различны: мультимедийные презентации, буклеты, веб-сайты, авторские видеопроекты, рефераты, игры, написанные на одном из языков программирования, коллажи и пр.
Важный момент в реализации проектного метода - это оценка работ учащихся. Приведём разработанные нами критерии оценки:
- актуальность выдвинутых проблем, высокая мотивация изучения этих тем для учащихся;
- активность участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, её обоснованность, полнота раскрытия темы;
- оформление результатов проекта в соответствии с требованиями;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы, отвечать на вопросы во время защиты проекта;
- привлечение знаний из других областей наук;
- самостоятельность в планировании и выполнении работы;
- решение задач творческого характера с элементами новизны;
- качество презентации, соответствие эстетическим требованиям, возможность широкого применения.
К проекту предъявляется ряд требований. Ниже представлена разработанная нами таблица требований к мультимедийному проекту.
Содержание требования Проявление требования
Связь с учебной программой или планом учебновоспитательной работы Проект используется на уроках или во внеклассной работе
Содержание проекта глубоко раскрывает тему Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Проект полезен и интересен учащимся
Соблюдение авторских прав Все материалы проекта разрабатываются с соблюдением авторских прав
Креативность Проект характеризуется оригинальностью идей, творческим подходом к исследованию, использованием широкого спектра первоисточников
Использование мультимедийных средств Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов
Использование педагогических технологий Проект базируется на личностно ориентированном обучении, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве
Оформление в соответствии с требованиями дизайна Содержание проекта и элементы дизайна представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации, способствующее творческому развитию учащихся
Возможность объективной оценки Используются инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и качеством усвоения материала четко видна. Разработаны и применяются критерии оценки
Возможность применения мультимедийного проекта в школе как на уроках, так и во внеурочной деятельности Компоненты проекта хорошо разработаны для использования как на уроках, так и во внеклассной работе
Метод проектов способствует интеграции межпредметных связей в процессе обучения. Работая над исследуемым вопросом, ученик обрабатывает информацию из различных областей знаний, анализирует, делает выводы, тем самым расширяет и углубляет свои знания по различным школьным дисциплинам.
Приведём примеры несколько индивидуальных, кратковременных работ десятиклассников в классах гуманитарного профиля школы № 7 г. Курска, которые разрабатываются при изучении темы «Коммуникационные технологии». При помощи веб-камеры был создан видеоролик по теме «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях «Skype», в котором подробно описано назначение программы, как ее скачать из Интернета и установить, а также показаны возможности «Skype». В программе «POWER POINT» по теме «Библиотеки энциклопедии и словари в Интернете» создана презентация с показом наиболее часто используемых словарей и энциклопедии Интернета. Для каждого слайда был записан звуковой ряд, вставленный в работу, в результате чего презентация не содержала текста, а была озвучена автором, что сделало ее похожей на видеоролик. На хорошем уровне был выполнен проект по теме: «Этические нормы работы в сети Интернет» в программе «POWER POINT». Эпиграфом к проекту по теме «Поиск информации в Интернете. Обзор браузеров» стал юмористический мультфильм о том, каким должен быть браузер; затем следовал рассказ с иллюстрациями о трех наиболее распространенных браузерах, после чего была сделана их сравнительная характеристика.
Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающей профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не достаточно.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления;
- развитие творческой активности.
Проекты можно разрабатывать с использованием электронной почты, телеконференций. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы. Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту, проведение социологических исследований и т. д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе школьники могут использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую анимацией, звуко- и видеозаписями.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки
оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также лингвистические, литературные способности достойно представлять и защищать свой проект.
Широкая реализация метода проектов именно на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий обусловливается в первую очередь наличием технического обеспечения. Метод проектов способствует налаживанию
межпредметных связей в процессе обучения. Работая над исследуемым вопросом, ученик обрабатывает информацию из различных областей знаний, анализирует, делает выводы, тем самым расширяет и углубляет свои знания по различным школьным дисциплинам.
Мультимедийные проекты вызывают повышенный интерес, способствуют развитию творческого мышления, воображения, фантазии, являются одним из средств развития творческой активности школьников. Мультимедиа является полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции наглядной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых, что способствует повышению их мотивации в работе с мультимедийными проектами.
Мультимедийные проекты, выполненные обучающимися под руководством учителя информатики и учителей-предметников, могут быть использованы на уроках в качестве демонстрационно-обучающих программ. Эти программы рассчитаны на 10-15 минут, содержат большой фактический материал, имеют звуковое сопровождение. Чтобы добиться результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей наук, развивать умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Такие проекты прививают интерес к предмету, способствуют развитию коммуникативных связей в процессе выполнения групповых комплексных проектов, расширяют объём знаний учащихся.
Приведём примеры организации работы с мультимедийными проектами в школе № 57 г. Курска. Здесь активно используют ИКТ учителя не только информатики, но и других предметов. Благодаря этому, в школе разрабатываются межпредметные мультимедийные проекты по литературе: «Жизнь и деятельность Фета», «Тютчев» и др.; по истории - презентации экскурсий на Курскую дугу, в усадьбу князей Барятинских в Марьино, история Курской Коренной иконы и др.; по изобразительному искусству - «Архитектура Курска»; по технологии - «Вышивальные промыслы
России», «Сервировка стола», «Современный стиль в интерьере», «Художественная обработки древесины», «Правильное питание залог успеха спортсменов» и др.
Применение мультимедиа-технологий позволяет представить объёмный красочный образ изучаемого объекта, способствует лучшему усвоению материала, актуализирует межпредметные связи информатики с другими предметами. Мультимедиапродукты объединяют текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, что позволяет существенно расширить поток информации, предоставляемой пользователю. Мультимедийные проекты активизируют ранее полученные знания, развивают логическое мышление, способствуют развитию воображения, фантазии, творческой активности.
После разработки проекта школьники делают мультимедийные презентации по наиболее актуальным проблемам содержания учебного предмета, которые являются виртуальными учебными пособиями по различным разделам предметов. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций, дидактического материала к урокам и внеклассным мероприятиям.
Мультимедийные проекты могут разрабатывать и в учебно-исследовательской деятельности, в научно-технических обществах, организуемые в школах.
Уже несколько лет в школе № 57 г. Курска функционирует научное общество учащихся «Эрудит», в которое входит секция естественно-математических наук
школьного научного общества. Одним из направлений работы секции является создание школьной медиатеки.
Членами научного общества разработано большое количество проектов и демонстрационных программ к урокам по различным предметам: краеведению, географии, литературе, технологии, физкультуре и др.
Эффективность организации внеучебной деятельности учащихся с помощью медиатеки во многом определяется возможностями самой школы или районного центра образования. В медиатеке могут быть сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства массовой информации: виртуальная библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр с выходом в Интернет. В медиатеке создаются оптимальные условия для поиска и творческого применения информации в самостоятельной познавательной деятельности учащегося во внеурочное время, для подготовки учителя к урокам, для выполнения учебно-исследовательских проектов, для приобретения навыков ориентации в разнообразной информации.
Большие возможности для развития творческой активности учащихся заложены во внеклассной и кружковой работе. Мультимедийные проекты «Чернобыль», «Стоп наркотики» и другие, разработанные учащимися школы № 57, используются для проведения внеклассных и общешкольных мероприятий.
Внеклассные мероприятия по информатике углубляют знания учащихся по предмету, совершенствуют практические навыки работы с персональным компьютером, развивают логическое мышление, технические навыки обслуживания компьютерной техники.
Работа над проектом способствует развитию творческой активности учащихся, повышению их эстетического, культурного и образовательного уровня,
аккумулированию и систематизации знаний, помогает найти пути для самореализации в обществе как личности, развивает качества, необходимые адаптированной личности для трудовой деятельности.