Научная статья на тему 'Методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов'

Методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ БЛОГ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL BLOG / METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS / VOCATIONAL TRAINING EDUCATOR / DISCUSSION / EDUCATIONAL PROCESS / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Семен Алексеевич, Лаврентьев Геннадий Васильевич, Лаврентьева Наталья Борисовна

В статье представлены методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов (на примере формирования коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения). Для формирования данной компетентности авторы предлагают использовать разнообразные электронные образовательные ресурсы. На лекционных занятиях с компьютерной поддержкой используются видеолекции, лекции-визуализации, мультимедиалекции, электронные презентации. На практических занятиях, где следует закреплять и развивать теоретические знания, как правило, в интерактивном режиме обсуждаются первоисточники, отдельные проблемы, решаются задачи и упражнения, усваиваются межпредметные связи. Такое обучение выстраивается в режиме субъ-ект-субъектного взаимодействия, которое с помощью учебных блогов позволяет не только снабдить студента социально-профессиональными знаниями и умениями, но и развить у него востребованные профессией качества личности. Описана процедура работы на трех этапах: подготовительном, процессуальном, рефлексивно-оценочном. Охарактеризованы дидактические возможности учебных блогов. Предложены критерии оценивания умений студентов участвовать в дискуссии на учебном блоге. Учебные блоги рассматриваются как эффективное средство обучения, переводящее студента из позиции пассивного потребителя информации в субъектную позицию активного и осознанно действующего участника образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Семен Алексеевич, Лаврентьев Геннадий Васильевич, Лаврентьева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Recommendations on the Use of the Educational Blog in the Teaching Process

The article describes methodological recommendations on the use of educational blog in the teaching students (on the example of the formation of a communication element of ICT-expertise of would to be educators on vocational training). The author suggests different electronic educational resources to form such expertise. Thus, one can use video lectures, visualization lectures, multimedia lectures, and electronic presentations. Students get and develop theoretical practice in class via interactive process when they discuss source material, different problems, solve tasks, practice, learn intersubject communications. Such practice is organized through person to person interaction that using educational blogs not only provides students with social and professional knowledge, but also develops personal qualities necessary for the professional field. The author characterizes training procedure at the three stages: preliminary, operational, reflexive and evaluating, showing didactic opportunities of educational blogs. Estimation criteria of students’ proficiency to participate in discussion on educational blog are offered. Educational blogs are regarded as an efficient training device to make a student change the position of a passive information consumer toward an active and conscious participant of the educational process.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов»

ББК 74.480.2р30 УДК 378.1(072)

Методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов

С.А. Белов1, Г.В. Лаврентьев2, Н.Б. Лаврентьева1

1 Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Барнаул, Россия)

2 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Methodological Recommendations on the Use of the Educational Blog in the Teaching Process

S.A. Belov1, G.V. Lavrentyev2, N.B. Lavrentyeva1

1 Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

2 Altai State University (Barnaul, Russia)

В статье представлены методические рекомендации по использованию учебного блога в процессе обучения студентов (на примере формирования коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения). Для формирования данной компетентности авторы предлагают использовать разнообразные электронные образовательные ресурсы. На лекционных занятиях с компьютерной поддержкой используются видеолекции, лекции-визуализации, мультимедиалекции, электронные презентации. На практических занятиях, где следует закреплять и развивать теоретические знания, как правило, в интерактивном режиме обсуждаются первоисточники, отдельные проблемы, решаются задачи и упражнения, усваиваются межпредметные связи. Такое обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, которое с помощью учебных блогов позволяет не только снабдить студента социально-профессиональными знаниями и умениями, но и развить у него востребованные профессией качества личности. Описана процедура работы на трех этапах: подготовительном, процессуальном, рефлексивно-оценочном. Охарактеризованы дидактические возможности учебных блогов. Предложены критерии оценивания умений студентов участвовать в дискуссии на учебном блоге. Учебные блоги рассматриваются как эффективное средство обучения, переводящее студента из позиции пассивного потребителя информации в субъектную позицию активного и осознанно действующего участника образовательного процесса.

Ключевые слова учебный блог, методические рекомендации, педагог профессионального обучения, дискуссия,

процесс обучения, электронная образовательная среда.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-03

The article describes methodological recommendations on the use of educational blog in the teaching students (on the example of the formation of a communication element of ICT-expertise of would to be educators on vocational training). The author suggests different electronic educational resources to form such expertise. Thus, one can use video lectures, visualization lectures, multimedia lectures, and electronic presentations. Students get and develop theoretical practice in class via interactive process when they discuss source material, different problems, solve tasks, practice, learn intersub-ject communications. Such practice is organized through person to person interaction that using educational blogs not only provides students with social and professional knowledge, but also develops personal qualities necessary for the professional field. The author characterizes training procedure at the three stages: preliminary, operational, reflexive and evaluating, showing didactic opportunities of educational blogs. Estimation criteria of students' proficiency to participate in discussion on educational blog are offered. Educational blogs are regarded as an efficient training device to make a student change the position of a passive information consumer toward an active and conscious participant of the educational process.

Key words: educational blog, methodological recommendations, vocational training educator, discussion, educational process, electronic educational environment.

Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» открывают новые перспективы для переноса части очного учебного процесса за рамки аудиторий вузов в открытое информационно-коммуникационное пространство сети Интернет. Реализация новых возможностей современных средств электронного обучения объективно требует освоения адекватных образовательных инструментов и построенных с их помощью педагогических технологий. В современной образовательной практике довольно активно изучаются пути и средства повышения эффективности обучения с использованием компьютеров, аудио-, видеотехники, систем телекоммуникаций, предлагаются способы классификации педагогических и программных средств [1]. На лекционных занятиях с использованием компьютерной поддержки используются видеолекции, лекции-визуализации, мультимедиалекции, электронные презентации. На практических занятиях, где следует закреплять и развивать теоретические знания, как правило, в интерактивном режиме обсуждаются первоисточники, отдельные проблемы, решаются задачи и упражнения, усваиваются межпредметные связи. Такое обучение выстраивается в режиме субъект-субъектного взаимодействия, которое «позволяет не только снабдить студента социально-профессиональными знаниями и умениями, но и развить у него востребованные профессией качества личности» [2]. Вопрос, затрагивающий проблему использования возможностей учебного блога как «среды поставки преподавателем электронных образовательных услуг» [3], является своевременным и актуальным.

С нашей точки зрения, учебный блог представляет собой сайт в виде журнала из записей, расположенных в обратном хронологическом порядке, используемый субъектами образовательного процесса для хранения и представления имеющейся учебной информации в различных формах (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создания открытых и закрытых сообществ с целью обсуждения проблемных заданий и ситуаций в онлайн или оффлайн режимах, воплощения групповых проектов и осуществления контроля над усвоением учебной информации.

Учебные блоги можно использовать в преподавании любой дисциплины, поскольку они могут служить очень хорошим средством организации процесса обучения и общения преподавателей и студентов, а также предоставлять обучающимся возможность поделиться с одногруппниками своими размышлениями или дополнительными материалами [4].

Мы уже писали о том, что учебные блоги обладают обширными дидактическими свойствами и функциями, описывали классификацию учебных блогов,

положительные моменты их использования в образовательном процессе вуза [5]. В работе [6] были описаны проблемы, возникающие при внедрении учебных блогов в процесс обучения.

Целью данной статьи является следующее: на основе собственного опыта применения учебного блога по курсу «Общая и профессиональная педагогика» (http://pedagogika.altstu.ru/) как средства формирования коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения (далее — ПО) изложить общие методические рекомендации по использованию учебных блогов в процессе обучения студентов различных направлений подготовки (специальностей).

На подготовительном этапе преподавателю следует убедиться в том, что у студентов имеется доступ к персональному компьютеру (ноутбуку, планшету и т.д.), а также выход в сеть Интернет (не менее 1 часа в неделю). Вместе с тем рекомендуется провести анкетирование по определению уровня готовности и потребности студентов к использованию блога в учебном процессе и их отношения к учебному бло-гу как средству обучения.

После этого необходимо определить удельный вес занятий, проводимых на учебном блоге (блог как основное/вспомогательное средство обучения).

Далее следует разработать для студентов определенные правила, касающиеся регулярности чтения и комментирования записей учебного блога; календарных сроков выполнения заданий на учебном блоге; соблюдения правил сетевого этикета; использования языковых норм; воздержания от плагиата; соблюдения авторских прав [7].

При проектировании учебного блога преподаватель прежде всего должен выбрать систему управления содержимым сайта (т.е. платформу). Из всего многообразия имеющихся платформ в качестве среды разработки блога нами была выбрана WordPress. В работе [8] дано детальное описание создания учебного блога (рис.), приведены группы пользователей.

Следующим, не менее важным, шагом является подбор адекватных тематических заданий по темам лекционного материала, которые можно было бы реализовать совместно со студентами на учебном бло-ге. Задания должны быть направлены на создание положительной мотивации к овладению новым видом деятельности и сопряжены с развитием у студентов критического мышления и творческого потенциала. Записи с данными заданиями следует опубликовывать постепенно, по мере рассмотрения тем изучаемого курса (дисциплины). Например, нами использовались для этих целей творческие и поисково-исследовательские практико-ориентированные задания и ситуации, представленные в работах [9, 10].

Структура страниц учебного блога

Процессуальный этап. Первое практическое занятие, как правило, является вводным, носит ознакомительный характер. На данном занятии преподавателю со студентами следует:

- раскрыть цели и задачи изучаемой дисциплины;

- познакомить их с методикой предстоящей работы;

- рассказать о видах предусмотренной на занятиях самостоятельной информационно-коммуникационной деятельности;

- показать им адрес учебного блога;

- ознакомить с интерфейсом учебного блога;

- объяснить, как размещать комментарии и принимать участие в дискуссионных обсуждениях на учебном блоге;

- довести разработанные на подготовительном этапе правила;

- озвучить критерии оценивания умений студентов участвовать в дискуссии на учебном блоге (например, как в табл.).

На последующих практических занятиях преподаватель реализует выбранные условия, методы и формы работы на учебном блоге. Например, мы использовали возможности учебного блога для формирования коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов ПО, потому как ее достаточно трудно сформировать в рамках традиционного обучения.

Критерии оценивания умений студентов участвовать в дискуссии на учебном блоге

Оценка Активность Предметная информация Логика высказывания Самостоятельность суждений

5 Студент принимает активное участие в обсуждении вопросов на учебном блоге Наличие глубоких знаний по предмету, рассматриваемой проблеме, способность использовать их во время обсуждения Высказывание четко структурировано,логически связанно, умение обобщать изложенное Суждения самостоятельны

4 Студент недостаточно активен, принимает участие в дискуссии на учебном блоге по вопросу преподавателя Наличие глубоких знаний, но некоторые стороны рассматриваемой проблемы недостаточно изучены Отдельные нарушения логики изложения и использования средств логической связи Единичная подмена собственных суждений заимствованными

3 Студент малоактивен Присутствие фрагментарных знаний по рассматриваемой проблеме, неумение использовать их в обсуждении Логика изложения отсутствует Отсутствие собственных суждений, перефразирование других точек зрения

2 Студент не принимает участия в дискуссии на учебном блоге Отсутствие элементарных знаний по рассматриваемой проблеме Полное отсутствие логики изложения Полное отсутствие собственных суждений, неумение использовать суждения других людей

Для формирования и развития данной составляющей необходимо уделить большое внимание использованию учебного блога в самостоятельной творческой и поисково-исследовательской деятельности, а на практических занятиях моделировать и воспроизводить такие задачи и ситуации, с которыми студенты столкнутся в дальнейшей профессиональной деятельности. Например, мы сделали акцент на использовании интерактивных методов обучения — онлайн-дис-куссиях, проводимых на учебном блоге.

В основу работы на учебном блоге заложена возможность реализации трехстороннего коммуникативного взаимодействия: общение преподавателя и студента; общение между студентами и общение между студентами и посетителями учебного блога. Это значительно обогащает практику электронных текстовых коммуникаций студентов и мотивирует их с большей ответственностью подходить к выполнению заданий.

С помощью проводимых на учебном блоге дискуссий создавались условия для стимулирования интереса к учебной и дальнейшей профессиональной деятельности и развития творческих способностей студентов. На практических занятиях мы пытались показать, что овладевать необходимыми для будущей профессиональной деятельности знаниями, умениями и навыками можно в результате поиска ответа на специальные учебно-познавательные проблемные вопросы, обсуждения и критической оценки выдвинутых суждений, анализа и систематизации верных и неверных выводов, которые в своей совокупности составляют основу познавательной мотивации студентов. Дискуссионные обсуждения, проходившие на учебном блоге, способствовали практическому включению студентов в процесс коммуникативного взаимодействия, тем самым оказывая влияние на активизацию процессов мышления, в т.ч. и критического.

В процессе работы на учебном блоге студенты постепенно овладевали обобщенными видами информационной деятельности (поиск, анализ, критическая оценка и передача информации), а также навыками ведения электронной текстовой коммуникации, умением аргументировать и отстаивать свою точку зрения при коммуникационном взаимодействии на учебном блоге.

В конце каждого занятия (рефлексивно-оценочный этап) на основе вышеуказанных критериев оценивается участие студентов в дискуссии, проводится индивидуальная и коллективная рефлексия. В то же время сами студенты вправе по данным основаниям выполнять самооценку и самоконтроль.

Учебный блог как интерактивное средство обучения обладает достаточно обширными возможностями для осуществления данных мероприятий. Он позволяет преподавателю контролировать выполнение текущих заданий, определять степень активности при участии в дискуссии. По оставленным к каждой записи тем или иным студентом количеству сообщений и комментариев можно говорить об его интересе к теме, что выражается в следующем:

- студенты не просто отвечают на поставленные преподавателем вопросы, но и задают вопросы преподавателю;

- студенты по собственной инициативе оставляют комментарии к сообщениям одногруппников;

- на учебном блоге завязывается оживленная дискуссия [7].

Качество сообщений и комментариев студентов во многом зависит от уровня владения информацией по предмету, логики высказываний и их самостоятельности. Эти критерии оценивания умений студентов участвовать в дискуссии на учебном блоге определяются следующими показателями:

- глубиной трактовки и самостоятельностью;

- наличием поисково-исследовательской составляющей в сообщениях;

- выбором более сложных лексических и грамматических средств;

- отсутствием плагиата;

- корректностью в соблюдении авторских прав (цитирование, оформление ссылок на ресурсы сети Интернет);

- соблюдением норм этикета;

- проявлением уважительного отношения к потенциальному читателю и адресату [7].

После каждого занятия не стоит забывать об осуществлении рефлексивных действий. Как показывает практика, большинство преподавателей не акцентирует внимание студентов на развитии этих умений, хотя этот компонент имеет немаловажное значение. Рефлексия позволяет преподавателю и студентам ответить на вопросы, которые они ставят перед собой: «что, как и почему они делали, чем обусловлены те или иные учебные достижения или пробелы в знаниях, умениях, навыках» [11, 12]. В первую очередь следует проводить анализ уровня продвижения в овладении учебным материалом, характера взаимодействия студентов как между собой, так и с преподава-

телем. Результаты анализа закладываются в основу для планирования и осуществления корректирующих мероприятий.

В заключение хотелось бы отметить, что организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на основе применения учебного блога на практических занятиях позволила нам проводить также и консультации в оперативном режиме, осуществлять интерактивную деятельность и коммуникативное взаимодействие. Резюмируя, отметим: дидактические возможности учебного бло-га способствовали развитию навыков самостоятельного контроля результатов деятельности и умения находить дополнительную информацию для успешного решения учебных практико-ориентированных задач; формированию умений совершенствовать свою учебную деятельность на основе эффективных способов ее выполнения; развитию навыков осмысленной деятельности для усвоения определенного учебного материала. Учебные блоги переводят студента из позиции пассивного потребителя информации в субъектную позицию активного и осознанно действующего участника образовательного процесса.

Библиографический список

1. Лаврентьев Г.В. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2012. — №2.

2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А., Новоселова Л.А. Профессиональное становление студентов инженерно-педагогической специальности: активизация и психолого-педагогическое сопровождение : монография. — Барнаул, 2005.

3. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. — 2014. — №7.

4. Филатова Н.И. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] — URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/Universi-ty_Reading/2010/V/uch_2010_V_00040.pdf.

5. Белов С.А., Лазарева Д.Г. Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью // Известия Алт. гос. унта. — 2011. — №2/2.

6. Белов С.А. Использование блогов в образовательном процессе высшей школы // Ползуновский альманах. — 2011. — №1.

7. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов) : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2009.

8. Баркалов А.А., Белов С.А., Лаврентьева Н.Б. Разработка блога по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» для студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Горизонты образования : труды IX Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь-2012» (Барнаул, 2012). [Электронный ресурс]. — URL: http://edu.secna.ru/media/f/profo-br_.pdf.

9. Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Общая и профессиональная педагогика : сборник практических и самостоятельных работ. — Барнаул, 2009.

10. Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Использование учебно-методического комплекса в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения : монография. — Барнаул, 2009.

11. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций // Вестник алтайской науки. — 2000. — №1.

12. Нечаева А.В., Лаврентьев Г.В. Формирование ин-тегративной культуры будущих специалистов в процессе обучения студентов инженерно-экономического факультета // Инженерное образование. — 2007. — №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.