МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Лариса Анатольевна ГРИНЕВИЧ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия
e-mail: [email protected]
В данной статье автор проводит оценку степени реализации деятельностного подхода, внедряя в процесс обучения образовательный блог «Учеба.ш», на котором размещены разработанные занятия с использованием технологии образовательного глобального информационного сообщества (ТОГИС), синквейна, веб-квеста. Все свои результаты студенты оставляют на сервисе Webanketa, где идёт дальнейшее обсуждение изученного материала. В результате таких занятий студенты получают качественный уровень знаний и умений, гибкость и оперативность мышления, способность отказаться от устоявшихся идей и умения перестраиваться в новых образовательных условиях. При определении инструментов по реализации деятельностного подхода посредством блога мы ориентировались на результат, который можно достичь в условиях изучения дисциплины и акцентировали внимание на внутренних изменениях, связанных с когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферами, критическим мышлением студента, и внешнем их проявлении. В процессе опытно-экспериментальной работы с помощью анкетирования и опроса выявлен мотивационный фон обучения посредствам образовательного блога и, как следствие, наличие у студентов мотивации к повышению уровня знаний в изучении дисциплины. В работе представлена система критериев и показателей оценки результативности интенсификации и повышения эффективности учебного процесса посредствам блога (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), которые были исследованы по оценке изменения на начало и окончание эксперимента.
Ключевые слова: деятельностный подход, образовательный блог, образовательный процесс, ТОГИС, веб-сервисы, синквейн, веб-квест.
METHODOLOGY FOR PERFORMANCE EVALUATION OF AN ACTIVITY APPROACH WITH THE USE OF AN EDUCATIONAL BLOG IN THE TEACHING AND LEARNING PROCESS
Larisa A. Grinevich, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Informatics, the Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
e-mail: [email protected]
In this article the author evaluates the degree of implementation of an activity approach, introducing the educational blog "Ucheba.ru" into the teaching and learning process. This blog contains the developed lessons with the use of the Educational Global Information Society Technology (TOGIS), cinquain, webquest. Students demonstrate all their results on the service "Webanketa", where there is a possibility to discuss the learned material. As a result of such lessons students receive a high-quality level of skills, mental mobility and flexibility, ability to refuse the long-standing concepts and to change their views in new educational conditions.
When defining tools for activity approach realization by means of blog, we focused on the result, that can be achieved in the context of studying the discipline, and placed the emphasis on the internal changes concerned with the cognitive, emotional, behavioral sphere, critical thinking of students and their external manifestations. In the process of the experimental work with the help of questioning and survey the motivational ground of education by means of an educational blog was revealed as a consequence students are motivated to increase their level of knowledge by studying the discipline. The article presents a system of criteria and indicators for performance evaluation of intensification and efficiency improvement of educational process by means of blog (cognitive, emotional and behavioral) which were studied according to estimates of changes at the beginning and at the end of the experiment. Key words: activity approach, educational blog, educational process, TOGIS, web services, cinquain, webquest.
Оценкой степени реализации деятельностного подхода с использованием блога в учебном процессе выступает система критериев и показателей, фиксирующая уровень изменений в повышении эффективности качества обучения дисциплины посредством образовательного блога.
Теоретическое обоснование системы критериев и показателей уровня интенсификации и повышения эффективности учебного процесса посредством блога мы выстраиваем с учётом рассмотренных педагогических технологий В. Беспалько, Б. Блума, В. В. Гузеева, В. В. Фирсова, А. С. Соколова, В. Монахова, П. Ю. Цявичене и других.
Педагогическая технология является составной частью системы обучения, связанной с деятельностным подходом и организационными формами обучения.
Осмысление требований Федерального закона (ФЗ) позволяет нам выявить показатели для отслеживания эффективности реализации деятельностного подхода с использованием образовательного блога. При определении инструментов для работы с образовательным блогом мы ориентировались на результат, который можно достичь в условиях изучения дисциплины, и акцентировали внимание на внутренних изменениях, связанных с когнитивной, эмоциональной сферой обучающегося, и внешнем их проявлении [11].
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования выявило содержание деятельностного подхода в учебном процессе и технологии реализации сущности деятельностного подхода в педагогике. Анкетирование позволило определить, что мотивация к обучению с использованием образовательного блога достаточно
высока, но при этом выявлена недостаточная готовность к подобному обучению.
Также в ходе исследования мотивации студентов посредством блога мы провели опрос обратной связи по работе с образовательным бло-гом «Учеба.ги». Результаты показали, что 64,7% опрошенных не имели проблем работы с блогом, равное количество ответов (примерно 9-10%) имели разного характера трудности (8,8% опрошенных не знали как найти заданиям по дисциплине; 11,7% не знали, как получить консультацию преподавателя). Студенты при опросе могли оставить комментарий по работе на образовательном блоге «Учеба.ги». Также результаты опроса показали, что мотивация студентов посредством образовательного блога находится на высоком уровне.
Учитывая, что изменение качества обучения - это процессуальная категория, каждому показателю можно определить уровни для отслеживания в повышении эффективности учебного процесса посредством блога в контексте её обновления, а именно - оптимальный уровень как наилучший, наиболее соответствующий признакам повышения качества обучения; допустимый уровень как, возможно, приемлемый, потенциальный в процессе повышения качества обучения; критический уровень как минимальный, пороговый, переломный в процессе повышения качества обучения.
Для определения эффективности учебного процесса посредством внедрения образовательного блога были определены три критерия: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Каждому критерию соответствуют три уровня (оптимальный, допустимый, критический показатели и измерители), позволяющие фиксировать изменения эффективности учебного процесса посредством образовательного блога. Диапазон измерений по каждому критерию зависит от количества критериальных показателей. Когнитивный и эмоциональный критерии измеряются в диапазоне от 1 до 3 баллов. Поведенческий критерий измеряется в диапазоне от 7 до 21 балла.
Таким образом, мы предлагаем следующую систему критериев и показателей оценки результативности интенсификации и повышения эффективности учебного процесса посредством блога (см. таблицу 1).
Для повышения уровня активности и самостоятельности студентов в процессе реализации деятельностного подхода посредством блога мы использовали интерактивные задания для самостоятельной деятельности (размещение комментариев и участие в дискуссионных обсуждениях на образовательном блоге).
Дискуссионные обсуждения, проходившие на образовательном блоге, способствовали практическому включению студентов в процесс коммуникативного взаимодействия, тем самым оказывая влияние на активизацию процессов мышления. Следует отметить, что в первое время на занятиях
Таблица 1
Критериальные характеристики оценки результативности и повышения эффективности учебного процесса посредством блога
Показатели Характеристика
критерий оптимальности (КО)
КО1 совокупность позитивных изменений как проявление активности, инициативности и включение студентов в процесс повышения эффективности учебного процесса посредством блога использование эффективных педагогических технологий с целью интенсификации и повышения эффективности учебного процесса посредством блога
когнитивный критерий (К)
К1 владение понятийным аппаратом изучаемых дисциплин; понимание акцентов современных педагогических установок Оптимальный уровень: осознанность знаний относительно роли участников образовательного процесса, действий и изменений деятельности с новыми требованиями (3 балла). Допустимый уровень: корректировка знаний участников образовательного процесса, действий и изменения в рамках новых требований (2 балла). Критический уровень: фрагментарный характер знаний относительно роли участников образовательного процесса, действий и изменений деятельности в рамках новых требований (1 балл).
эмоциональный критерий (Э)
Э1 проявление эмоционального удовлетворения от участия в процессе интенсификации и повышения эффективности учебного процесса посредством блога в соответствии с новыми требованиями; эмоциональная гибкость Оптимальный уровень: проявление чувства радости, сопричастности, самоуважения, восхищения собой и другими; осознание доверия учащемуся; приобретение личностного смысла в освоении дисциплин с использованием новых технологий посредством блога (3 балла). Допустимый уровень: проявление устойчивого интереса, ожидания, сопереживания в процессе освоения новых технологий посредством блога (2 балла). Критический уровень: проявление чувства допущения, сопровождающееся настороженностью, неуверенностью в своих силах в процессе освоения дисциплины посредством блога (1 балл).
поведенческий критерий (П)
П1 познавательная активность студента в процессе сетевого взаимодействия посредством блога Оптимальный уровень: проявление ярко выраженной познавательной активности, личная включённость в учебную деятельность, ответственность за результат (3 балла). Допустимый уровень: проявление осознанного интереса к учебной деятельности, проявление инициативы, участие в учебной дискуссии (2 балла). Критический уровень: проявление формальной, внешней мотивации к учебным занятиям, поведение «добросовестного» исполнителя» (1 балл).
П2 информационная активность студента в процессе сетевого взаимодействия посредством блога Оптимальный уровень: наличие активной составляющей в работе по выполнению интерактивных заданий, помощь другим, ведение собственного ресурса (3 балла) Допустимый уровень: проявление интереса к выполнению интерактивных заданий, частичное участие в помощи другому студенту (2 балла). Критический уровень: проявление формальной составляющей к выполнению интерактивных заданий в процессе обучения (1 балл).
П3 коммуникативная активность в процессе сетевого взаимодействия посредством блога Оптимальный уровень: проявление ярко выраженной коммуникативной активности, личная включённость в учебную деятельность, ответственность за результат (3 балла). Допустимый уровень: проявление осознанного интереса к обсуждению, общению, участие в учебной дискуссии (2 балла). Критический уровень: проявление формальной, внешней мотивации к дискуссии на учебном занятии (1 балл).
далеко не все студенты стремились включиться в дискуссию, высказать и отстоять свою точку зрения, многие из них молча «впитывали» информацию, лишая себя возможности применить на практике имеющиеся знания. Внимание студентов к оставленным записям на образовательном блоге, комментарии в виде вопросов, возражений, замечаний свидетельствуют о повышении интереса к проблемам и ситуациям, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.
С помощью проводимых на образовательном блоге «Учеба.ги» дискуссий создавались условия для стимулирования интереса к учебной деятельности и развитию творческих способностей студентов. На занятиях студенты овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками в результате поиска ответа на специальные учебно-познавательные про-
блемные вопросы, обсуждения, в результате критической оценки выдвинутых суждений, анализа и систематизации верных и неверных выводов, которые в своей совокупности составляют основу познавательной мотивации обучающихся.
При помощи системы заданий мы провели диагностирование познавательной деятельности студентов, которая определялалсь уровнем сфор-мированности опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме её результатов - знаний.
Каждому студенту предлагалось выполнить задание, охватывающее содержание познавательной деятельности. При диагностике реализации деятельностного подхода посредством образовательного блога, уровня сформированности познавательной деятельности студентов нами использовалась методика «Познавательной активности» Е. В. Каратаевой, А. К. Марковой, Г. И. Щукиной, которые выделяют внешние и внутренние показатели познавательной активности (см. таблицу 2).
Таблица 2
Определение понятий внешних и внутренних показателей, влияющих на изменение уровня познавательной активности студентов
показатель определение понятий
внешние показатели
активность поисковая направленность в обучении, стремление удовлетворить интерес при помощи различных источников знаний во взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса
диалог с преподавателем между преподавателем и студентами складывается благоприятное межличностное взаимопонимание, служащее условием и средством эффективности обучения и творческого развития
диалог со студентом студенты активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются учебной информацией, расширяя за счёт этого свои знания, совершенствуя умения и навыки;
работа с дополнительной литературой самостоятельное изучение и использование в процессе обучения научных, публицистических источников, позволяющих расширить знания студентов, выйти за рамки учебника, учебного пособия
самостоятельная работа студента способность студента актуализировать свои мысли, связанные с содержанием учебного задания; проявляется в деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны (преподавателя, студентов)
работоспособность уровень функциональных возможностей студентов, характеризующихся эффективностью учебной работы, выполняемой за определённый промежуток времени
внутренние показатели
эмоциональное состояние (реакция) процесс субъективно окрашенного переживания удовлетворения когнитивных (познавательных) потребностей студентов в процессе обучения
открытость потребность студентов в организации образовательного процесса, построенного на желании обучающихся к усвоению знаний, нестандартным решениям
быстрота вхождения в учебную ситуацию совокупность условий и обстоятельств, обусловливающих скорость включения студентов в учебный процесс
мотивация внутреннее состояние студентов, непосредственно связанное с содержанием и процессом обучения, возникающее на основе интереса к предмету
внимание направленность и сосредоточенность деятельности студента в процессе обучения на предмете или объекте изучения
Для продвижения уровня компетентности через элементы познавательной деятельности, осуществление известных способов деятельности, творческую деятельность и для проверки эффективности учебного процесса с использованием образовательного блога в учебном процессе дисциплины использовалась технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС). Представленная проектно-обра-зовательная технология ТОГИС формирует деятельностно-ценностную задачу (познавательную, информационную, коммуникационную) и способствует повышению качества образовательного процесса в изучении дисциплины.
По мнению автора технологии ТОГИС В. В. Гузеева, реализовать новую парадигму можно только с помощью деятельностного подхода, когда основным содержательным и процессуальным компонентом образования выступает решение значимых содержательных задач. При этом акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании, и включает, помимо познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования), ещё компоненты информационной задачи (поиск и обработка информации) и указания к коллективной мыследеятельно-сти, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи) [6].
Отслеживание изменений когнитивного критерия проводилось по показателю К1 - владение понятийным аппаратом изучаемых дисциплин; понимание акцентов современных педагогических установок.
В процессе исследования студенты погружались в ситуацию решения познавательных задач по реализации деятельностного подхода в учебном процессе и специфики системно-ценностного подхода в освое-
нии практических основ технологии ТОГИС. Процесс познания новой информации требовал от учащихся качественного уровня знаний и умений, гибкости и оперативности мышления, способности отказаться от устоявшихся идей и умения перестраиваться в новых образовательных условиях.
Отслеживание изменений эмоционального критерия проводилось по показателю Э1 - проявление эмоционального удовлетворения от участия в процессе обновления учебного процесса по изучению дисциплины, анализа индивидуальных и групповых бесед, наблюдения во время рефлексивных кругов, консультаций. Отслеживание эмоциональных проявлений в рефлексивных эссе и комментариях студентов позволило оценить эмоциональные проявления учащихся.
Результаты исследования показывают, что студенты эмоционально устойчивы к внедрению в учебный процесс образовательного блога и новых форм проведения занятий.
Отслеживание изменений поведенческого критерия в исследовании проводилось по показателям: П1 - познавательная активность студентов в процессе учебной деятельности; П2 - информационная активность студентов в процессе учебной деятельности; П3 - коммуникативная активность в процессе учебной деятельности.
Уровень познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности (П1) мы отслеживали на основе наблюдений на занятиях, опросов. Для этого была разработана анкета, где мы оценивали степень рефлексии студента, участника ТОГИС-занятий, для отслеживания внутренней работы в контексте формирования учебных действий, её эмоциональное проявление, проблемы, с которыми студент столкнулся во время учебного задания.
Деятельность невозможна без рефлексии, точнее, рефлексия -один из главных элементов любой деятельности. Если принято считать целеполагание системообразующим элементом деятельности, то рефлексия есть её методологическая основа, способствующая формированию критического мышления. Именно рефлексия позволяет расширить сознание настолько, что у студента появляется возможность выйти за те рамки, которые заданы сегодня инновационным обучением. Точнее рефлексия позволит подняться над самим собой, на уровень самосознания, увидеть реальные затруднения и понять, что надо делать дальше [9].
На первом этапе работы у студента включается естественная, в основном эмоционально-оценочная рефлексия, которая характерна практически для каждого человека. Однако освоение интеллектуальных средств означает переход с естественного на более высокий - искусственный -уровень развития.
После ТОГИС-занятия студенту предлагалось заполнить таблицу по оценке уровня состояния на момент решения деятельностно-ценност-ной задачи (ДЦЗ).
Цель: оценить степень развития рефлексии студента, участника ТОГИС-занятия, степень испытываемых затруднений, значимые результаты.
Задание-вопрос: продолжите предложения, указанные в таблице, ориентируясь на три позиции: 1) я чувствовал; 2) мне было трудно; 3) я смог. И включены следующие предложения: «Когда я искал информацию...»; «Когда я анализировал информацию.»; «Когда я задавал уточняющие вопросы.»; «Когда я, познакомившись с культурным образцом, делал выводы.»; «Когда я слушал.»; «Когда я работал в группе.»; «Когда я был не согласен.»; «Когда со мной не соглашались.»; «Когда я спорил.»; «Когда я выступал.».
Рекомендации по обработке результатов.
Предложения, используемые в таблице, соответствуют двум подзадачам в структуре деятельностно-ценностной задачи (ДЦЗ): предложения 1-5 отражают процесс решения информационной задачи; предложения 6-12 отражают процесс решения коммуникативной задачи.
Таблица 3
Информационная задача
Этапы решения ДЦЗ Эмоциональное состояние Затруднения Значимые результаты
Поиск информации
Анализ информации
Формулирование уточняющих вопросов
Таблица 4
Коммуникативная задача
Этапы решения ДЦЗ Эмоциональное состояние Затруднения Значимые результаты
Умение работать в группе
Умение предъявлять свою позицию
При обработке данных фиксируются все ответы студентов в таблицы 3 и 4. При наличии синонимичных ответов, необходимо указать их количество.
Был разработан опросник для оценки работы студентов и фиксации информационной активности в процессе учебной деятельности (П2); коммуникативной активности в процессе учебной деятельности (П3); для исследо-
Таблица 5
Деятельность студентов при решении деятельностно-ценностной задачи
критерии
1. Целеполагание - осмысление цели работы.
2. Планирование - каким образом планируется совместная деятельность внутри группы.
3. Прогнозирование - какой будет конечный продукт совместной деятельности учащихся.
Общеучебные 4. Действия со знаковыми средствами - использование схем, моделей, кластеров; установление причинно-следственных связей, использование знаков и символов.
5. Сопоставление с КО - сопоставительный анализ собственных выводов и культурного образца.
6. Коррекция - умение переработать информацию с учётом культурного образа. 6. Коррекция - умение переработать информацию с учётом культурного образа.
7. Качество речевого высказывания - логичность, стройность, аргументированность.
1. Поиск информации - умение выделить значимые, ключевые слова, построить фразу для поиска информации.
2. Структурирование информации - умение структурировать, анализировать, систематизировать информацию
Работа с информацией 3. Выбор эффективного способа работы - выбор формы, этапов, средств, способов для эффективного создания продукта (осмысления процесса создания).
4. Представление продукта - аргументированное представление решения задачи.
5. Рефлексия - анализ, осмысление деятельности группы в целом и каждого члена группы.
1. Активность
коммуникативные 2. Инициативность.
3. Сотрудничество.
вания деятельности студентов при решении ДЦЗ и развития общеучебных, информационных и коммуникационных компетенций (см. таблицу 5).
Результат опроса студентов даёт все основания предполагать о положительном отношении к ТОГИС-занятиям, проводимым по изучению дисциплины «Основы информационной культуры и информатика».
□ это коллектив ноя работа
□ информацию "добываем" сами
□ есть возможноть вести поиск есети Интернет
□ есть ао!мох< ность использовать большое количество интернет-источников
Рисунок 1. Отличия традиционного занятия по изучению дисциплины
от ТОГИС-занятия
Опрос № 1: Традиционное занятие по изучению дисциплины от ТОГИС-занятия отличается тем, что (см. рисунок 1).
Основу занятий средствами образовательного блога составила самостоятельная работа студентов, ориентированная на отработку и закрепление учебного материала ТОГИС-занятия, позволяющая увеличить глубину изучения отдельных тем дисциплины. Опрос № 2, посвящённый изучению дисциплины с использованием ТОГИС-занятия, показал, что у студентов есть желание улучшить результаты своей деятельности, работая с данной технологией (50%), а также каждый из участников образовательного процесса несёт ответственность за выполнение работы, так как преимущественно это коллективная деятельность.
Опрос № 2: Роль студентов на традиционном и ТОГИС-занятии отличается тем, что (см. рисунок 2).
□ проявляется самостоятельность
обчающийся ответственен за выполнение работы □ учащийся - это исследователь и равноправный член группы
Рисунок 2. Преимущественные отличия традиционного занятия
от ТОГИС-занятия
ТОГИС-занятие можно использовать для преподавания по любой программе. Если же сопоставлять сами образовательные процессы (традици-
онное и инновационное), то здесь надо делать всевозможные допущения, потому что «классическое» обучение достаточно разнообразно. Пожалуй, самое очевидное различие состоит в том, что учебный материал не излагается преподавателем и не выучивается по учебнику. Знание материала возникает как бы само собой в ходе групповой работы.
Опрос № 3: Самые значимые особенности ТОГИС-занятия (см. рисунок 3).
23% , 43%
□ самостоятельный поиск информации
□ возможность высказать свою точку зрения
О изучение материала входе групповом работы
Рисунок 3. Результаты значимости ТОГИС-занятия
В ходе опроса студенты охарактеризовали ТОГИС-занятие как особенное занятие, на котором предмет усваивается лучше, эти занятия объединяют, можно проверить не только знания, но и умения; захватывает сюжет самого занятия; возможность высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, не боясь ошибиться.
Наблюдение за учебным процессом и опрос студентов позволили убедиться в положительной динамике и познавательной активности студентов на ТОГИС-занятиях.
Важно, что студенты, которые были неуспешны на традиционных занятиях, на ТОГИС-занятиях оказались более активными, высказывали свою точку зрения, активно работали в коллективе, также результаты показали, что студенты овладели знаниями и умениями по теме «Информационная культура и война?» в рамках изучения дисциплины «Основы информационной культуры и информатика.
Развитие критического мышления в изучении дисциплины «Основы информационной культуры и информатика» посредством веб-технологий, позволяет нам внедрить одну из популярных на сегодняшний день педагогическую форму синквейн. Исследование показало, что такая педагогическая форма не была внедрена в изучение дисциплины студентами вузов. Развитие критического мышления у студентов - немаловажный процесс. При помощи критического мышления разум перерабатывает информацию, чтобы понять установившиеся идеи, создать новые идеи или решить проблемы (Д. Х. Кларк и А. У. Бидл).
Синквейн, один из методов критического мышления, является проявлением творческого самовыражения благодаря сочетанию таких функций: развитие образного мышления; расширение словарного запаса; приобретение навыка анализа сложной информации; приобретение навыка выявления главного из массы информации; развитие умения формулировать и делать вывод; для преподавателя - оценка словарного запаса и знаний студента.
Для формирования информационных и коммуникационных компетент-ностей в рамках вышепредставленной дисциплины мы также используем технологию веб-квест. Веб-квест мы разместили на образовательном блоге «Учеба.ги», с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) - это проблемное задание с элементами ролевой игры, все свои результаты студенты оставляют на сервисе Webanketa, где идёт дальнейшее обсуждение. Цель в данной образовательной среде - организовать грамотную работу студентов в Интернете, при этом сформировать ключевые компетентности. Веб-квест - это продукт совместной деятельности преподавателя и студентов.
Таким образом, анализ образовательных блогов позволил найти оптимальные решения для разработки собственного блога «Учеба.ги» и дальнейшего его использования в учебном процессе, а также повысить эффективность учебного процесса за счёт новых возможностей работы в учебной аудитории и за её пределами, повысить правовую и этическую осведомлённость и вести учёт индивидуальных особенностей и возможностей участников процесса обучения.
Теоретический анализ и практика апробации предлагаемой технологии ТОГИС показывают, что в условиях действующих образовательных стандартов она наиболее эффективна для преподавания в полном объёме предметов (предметных областей), ведущими компонентами содержания которых являются фактические знания или ценностные ориентации, фрагментарно - для предметов с ведущим компонентом содержания - способы деятельности.
Результаты исследования позволяют утверждать, что реализация дея-тельностного подхода посредством образовательного блога способствует повышению уровня познавательной, информационной, коммуникационной активности, развитию критического мышления студентов в новой информационной среде, обеспечивая тем самым большую эффективность по сравнению с традиционным обучением.
Литература
1. Василюк Н. Н. Блог-технологии как средство формирования сетевой компетентности при обучении информатике студентов вузов : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13 00 02 / Василюк Надежда Николаевна. - Пермь, 2014. - 192 с.
2. Веб-квест - как новая технология проблемного обучения в системе российского образования [Электронный ресурс]. - Электрон дан. - URL: http://www. t-blohina.com/news/veb-kvest-tekhnologii/ (дата обращения: 12.10.2018).
3. Веб-квет по социальной информатике [Электронный ресурс]. - Электрон дан.
- URL: http://www.gymnasium9.ru/quest/it/index.php?page=task (дата обращения: 15.10.2018).
4. Витковский А. Деятельностный подход: ресурс сетевых проектов [Электронный ресурс] // Газета «Первое сентября» : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - № 18 (суббота). 29.10.2011. - URL: http://ps.1september.ru/index1. php?year=2011&num=18 (дата обращения: 12.09.2018).
5. Гольдин А. М. Образование 2.0: взгляд педагога [Электронный ресурс] // Компьютерра : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - 06.01.2009. - URL: https://old. computerra.ru/readitorial/393364/ (дата обращения: 18.09.2018).
6. Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК [Электронный ресурс].
- URL: http://biologist.ucoz.ru/metod_kop/tehnologii/togis-pk.pdf (дата обращения: 18.08.2018).
7. Григорьева М. А. Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Григорьева Марина Александровна. - Москва, 2011. - 160 с.
8. Далингер В. А. Инновационные педагогические технологии - проводники идей новых образовательных стандартов // Вестник Ишимского государственного педагогического института имени П. П. Ершова. - Ишим, 2013. -№ 4 (10). - С. 40-46.
9. Ефимов Е. Г., Небыков И. А. Блоги как вид социальных сетей (гендерные аспекты) // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - № 3 (90). - С. 74-78.
10.Иванова И. А. Образовательный блог как инструмент создания учебной среды [Электронный ресурс] // Открытое образование : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL : http://gmn57.ucoz.ru (дата обращения: 15.10.2018).
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 [Электронный ресурс] - URL: httpY/минобрнауки.рф (дата обращения: 14.08.2018).