ББК 74.58
С.А. Белов
Применение педагогического блога в учебной деятельности студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» для формирования информационной компетентности
S.A. Belov
Application of Pedagogical Blog in the Educational Activities of Students Trained in the Degree Program “Vocational Education (Industrial Training)” to Develop Information Competence
Описана возможность использования педагогического блога в учебной деятельности студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» как актуального средства, предложенного нами для повышения уровня информационной компетентности. Сформулированы гипотеза и задачи экспериментального исследования. Описаны этапы проведенной нами опытно-поисковой работы по внедрению педагогического блога. Представлены результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: блог, педагогический блог, информационная компетентность, компонентный состав информационной компетентности.
The article describes a possibility to use pedagogical blog in educational activities of the students trained in the “Vocational education (industrial training)” degree program as a cutting edge tool to enhance the level of information competence. We pose the hypothesis and field study tasks here, describe different stages of our experiment and exploration work in educational blog implementation, present the results of the empiric study.
Key words: blog, educational blog, information expertise, information expertise component composition.
Одним из приоритетных направлений, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова (АлтГТУ) является формирование информационной компетентности будущего педагога. С.Д. Каракозов рассматривает информационную компетентность вместе с понятием «информационная культура», которая раскрывает уровень развития личности: «Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информа-
ционную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [1].
Многие ученые согласны с тем, что одной из совершенно новых форм методической работы педагога в современной школе является блог. Иными словами блог - современное педагогическое средство взаимодействия с учащимися.
В качестве эффективного средства развития информационной компетентности будущих бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» мы предлагаем внедрить в образовательный процесс разработанный нами педагогический блог по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика».
При выборе средства, используемого для развития информационной компетентности студентов, мы основывались на статистических сведениях, полученных из материалов Викиучебника. Приведенные данные подтверждают распространенность использо-
вания блогов в повседневной жизни и деятельности человека: более 38% пользователей регулярно читают блоги; ведут свой собственный блог 29% пользователей; комментарии к записям в блогах регулярно оставляют 10% пользователей [2].
Блог (от англ. blog «web log» - «сетевой журнал» или «дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он представляет собой web-пространство, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа.
Учитывая разновидности блога (по автору, виду мультимедиа, форме, степени интегрированности в учебный процесс, по представлению права участвовать в дискуссиях и публиковать сообщения), можем утверждать, что наиболее эффективным для внедрения в образовательный процесс будет являться коллективный блог (class blog), который поддерживается совместными усилиями преподавателя и студентов. Этот тип блога лучше всего подходит для творческой проектной работы учащихся, обсуждения различных тем (дискуссии) и т.п. [3].
По мнению Ю.В. Ээльмаа, педагогический блог -это расширение образовательного пространства, создание альтернативного канала коммуникации со своими учащимися, формирование культуры сетевого поведения, расширение образовательной среды (не только рамки аудитории и вуза!) [4].
Мы уже писали о том, что блоги являются удобной площадкой для организации дискуссии, обеспечивают устойчивую обратную связь и достаточно высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения [5].
На этапе разработки блога по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» мы опирались на зарубежный опыт ученых. Можно предположить, что обучение путем ведения блогов становится двуполярным: во-первых, когда студенты осмысливают то, что они изучили, им нужно перевести то, что они «молчаливо» поняли, в форму документа на блоге; во-вторых, читая и комментируя другие блоги, студенты начинают учиться друг у друга напрямую, без участия преподавателя [6].
Разработанный нами коллективный блог закрытого типа выступает в качестве интерактивного сопровождения творческих и поисково-исследовательских заданий сборника самостоятельных и практических работ О.М. Кузевановой, Н.Б. Лаврентьевой и Г.В. Лаврентьева по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», ориентированных на креативный (творческий) уровень усвоения материала. Предполагаем использовать блог в качестве виртуальной площадки для проведения дискуссий.
В качестве среды разработки блога была выбрана система управления содержимым сайта WordPress v.3.1, которая является мощной платфор-
мой для персонального блоггинга, содержит обширный набор возможностей для создания онлайн-публикаций, очень гибкие настройки, легка в освоении, распространяется бесплатно.
С целью осуществления опытно-поисковых исследований по проверке гипотезы - блог по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» способствует формированию информационной компетентности студентов - нами организован педагогический эксперимент в лаборатории «Проблемы профессиональной педагогики и образования» кафедры инженерной педагогики АлтГТУ (далее -лаборатория). В исследовании принимали участие студенты 2-3-х курсов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», изучающих дисциплину «Общая и профессиональная педагогика». Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.
Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень сформированно-сти информационной компетентности студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
2. Проверить эффективность использования разработанного блога по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» для формирования информационной компетентности студентов.
В случае получения положительной динамики формирования информационной компетентности в ЭГ планируется добавление в блог поддержки смежных дисциплин в разделе «Рубрики» и его размещение в глобальной сети Интернет. Это позволит расширить область применения блога, так как он станет доступен и для студентов дистанционного обучения.
На поисково-констатирующем этапе проводилась входная диагностика информационной компетентности студентов с целью выявления ее начального уровня на основе таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1) [7].
Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-пе-дагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2) [7].
Результаты проведения входной диагностики позволяют утверждать, что в рамках традиционной системы профессиональной подготовки педагога недостаточно эффективно происходит формирование когнитивного, операционно-деятельностного, ценностно-смыслового компонентов информационной компетентности студентов.
Таблица 1
Критерии и компоненты информационной компетентности
Компоненты информационной компетентно сти Критерии информационной компетентности
Когнитивный Операционнодеятельно стный Ценностно- смысловой Мотивационный
Оценочно- поисковый Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем Оценивание информации Цель поиска информации
Аналитико- преобразующий Знание типологии информации и способов ее преобразования Преобразование типов информации. Эффективное представление информации Толерантность информации Задачи представления информации
Информационная безопасность Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социальноправовых аспектов использования информации Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм Установка на соблюдение социальноправовых норм использования информации Готовность следования социальноправовым нормам использования информации
Таблица 2
Уровни развития информационной компетентности студента
Название уровня Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности
Оценочно-поисковый Аналитико-преобразующий Информационная безопасность
Репродуктивный (базовый) -низкий - воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму; - знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации - умение оценить найденную информацию по релевантности; - знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой - понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения; - знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению; - следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг
Эвристический (частично-поисковый) - средний - наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации; - способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта - понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска; - умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач - знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратнопрограммными способами; - осознание необходимости использования толерантной информации
Творческий (креативный) - высокий - наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ; - умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию - способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение в нестандартных ситуациях; - моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем; - умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации - готовность нести ответственность за созданный информационный продукт; - умение определять достоверность источника и уровень научности информации; - умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз
На формирующем этапе проводилась реализация разработанного нами блога по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика». Студенты КГ работали в традиционных условиях лекционно-семинарских занятиях, как это предусмотрено ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Студенты ЭГ изучали дисциплину с использованием блога. Занятия во всех группах вел один и тот же преподаватель.
Практические занятия студентов ЭГ проводились по расписанию в лаборатории в форме онлайн-дискуссии, обучающимся предлагались творческие и поисково-исследовательские задания по теме лекционного материала, которые необходимо реализовать на блоге.
На контрольном этапе нашего эксперимента мы оценивали эффективность реализации и успешность формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью блога. Контрольная диагностика показала, что в результате реализации разработанного нами блога уровень информационной компетентности студентов ЭГ повысился: количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 34,9%, с низким уровнем - понизилось на 13,2% (табл. 3).
Представленные результаты подтверждают, что блоги определенно заслуживают большего внимания при обучении в вузе. Они предоставляют студентам возможность управлять своим обучением, публиковать собственные мысли и демонстрировать понимание материала.
Таблица 3
Распределение студентов ЭГ по уровням развития информационной компетентности
Этапы Уровни информационной компетентности, % к общему числу в группе
эксперимента высокий средний низкий
абс. число % абс. число % абс. число %
Начало эксперимента 3 13,1 13 56,3 7 30,6
Конец эксперимента 11 48,0 8,0 34,6 4 17,4
Библиографический список
1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. - 2000. - №2.
2. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении // Основные возможности использования блогов в образовании и педагогической деятельности [Электронный ресурс]. -URL: http://ru.wikibooks.org/.
3. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
4. Ээльмаа Ю.В. Педагогические блоги [Электронный ресурс]. - URL: http://www.slideboom.com/presentations/.
5. Белов С.А., Лазарева Д.Г. Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - №2/2.
6. Дэвидсон Р. Обучение путем введения блогов: Опыт аспирантов [Электронный ресурс]. - URL: http://www. distance-learning.ru/.
7. Безукарова Н.В., Ермолович Е.В. Модель информационной компетентности выпускника бакалавриата // Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Кн. 2 / Георгиевский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». - Георгиевск, 2010.