УДК 371.3
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ИНТЕРНЕТ-БЛОГА
© Татьяна Юрьевна ПАВЕЛЬЕВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского 398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42 E-mail: tatianapavelieva@live.com
Посвящено теоретическому обоснованию педагогической модели развития умений письменной речи студентов языковых вузов средствами учебного интернет-блога. Подчеркнута важность разработки педагогической модели развития умений письменной речи как необходимого условия эффективности образовательного процесса. Рассмотрена сущность педагогической модели как организованной совокупности взаимосвязанных объектов, таких как цели, задачи, содержание, принципы и методы обучения, средства, организационные формы обучения, а также результаты преобразования учебно-воспитательного процесса. Подробно проанализированы принципы обучения письменной речи, выделяемые ведущими отечественными методистами, а также описаны основные характеристики каждого принципа (принцип коммуникативности, принцип учебной автономии, принцип интерактивности и информатизации обучения). Кроме того, выделен такой принцип обучения письменной речи, как принцип учета блога как социального сервиса, то есть учета в образовательном процессе таких особенностей интернет-блога, как публичность, линейность, интерактивность и автономность обучающихся при работе с интернет-блогами. Также рассмотрены формы организации образовательного процесса и дана их характеристика. Перечислены те задачи, которые могут быть реализованы при использовании данной педагогической модели в образовательном процессе.
Ключевые слова: письменная речь; интернет-блог; педагогическая модель; принцип обучения; метод обучения; формы организации обучения
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-20-27
Любая педагогическая модель представляет собой определенную систему, то есть упорядоченную и внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Компоненты, входящие в систему, составляют целостный комплекс и воедино позволяют моделировать процесс обучения и воспитания. В качестве основных компонентов модели выделяются цели, задачи, содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения, а также результаты, итоги и следствия преобразования учебно-воспитательного процесса с оценкой качества решения поставленной проблемы.
Основным компонентом педагогической модели является методологическая основа исследования. Основной целью в данной педагогической модели выступает развитие умений письменной речи у студентов языкового вуза средствами учебного интернет-блога.
Автор проводит тщательный анализ ряда работ, посвященных развитию умений пись-
менной речи средствами учебного интернет-блога.
Так, например, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев полагают, что при работе с блогами студенты могут развивать следующие умения письменной речи:
- излагать содержание прочитанного/ прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;
- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
- проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства [1; 2].
В своих исследованиях Е.А. Ильина предлагает номенклатуру умений письменной речи, которые можно эффективно развивать на основе блог-технологии:
1) умение писать письма личного характера;
2) умение писать простое эссе;
3) умение писать доклады (проекты);
4) умение описывать увиденное/услышанное;
5) умение выражать свою точку зрения;
6) умение заполнять анкеты/формуляры/регистрационные листы;
7) умение сообщать о себе основные сведения;
8) умение писать короткие поздравительные открытки [3].
Авторы сходятся во мнении, что блоги в обучении иностранному языку, в частности, в обучении письменной речи, постепенно становятся неотъемлемой частью учебного процесса. На это есть ряд причин:
- студенты могут знакомиться с мнением других людей и выражать свое собственное мнение, комментировать высказывания;
- блоги дают возможность каждому студенту высказаться по изучаемой проблеме или вопросу;
- студенты становятся более ответственными за качество написанного, так как все их высказывания доступны широкой аудитории;
- в блоге можно создавать портфолио работ студентов, что позволяет более объективно оценить их прогресс в течение курса.
Таким образом, анализ исследований, посвященных развитию умений письменной речи средствами учебных интернет-блогов, позволил выделить ряд умений, которые можно развивать с помощью блог-технологий.
Основными умениями письменной речи являются:
1) умение написания письма личного характера;
2) умение написания официального письма (письмо-жалоба, письмо о приеме на работу);
3) умение составления развернутых планов прослушанных или прочитанных текстов;
4) умение написания проектной/курсовой работы;
5) умение составления письменной оценки доклада, проектной/курсовой работы;
6) умение написания рецензии на просмотренный фильм, доклад, проектную/курсовую работу;
7) умение написания изложения (развернутого, сжатого, свободного);
8) умение реферирования и аннотирования;
9) умение написания сочинения (сочинение описательного характера, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение);
10) умение проведения дискуссии.
Следующим компонентом предлагаемой
модели является система принципов, на основе реализации которой будет осуществляться решение вышеуказанных задач.
Понятие «принцип» является одним из основополагающих в методике обучения иностранным языкам, работы ведущих психологов и методистов позволяют нам утверждать, что ученые пришли к определенному согласию относительно трактовки термина «принцип». Под принципом принято понимать основное и исходное положение какой-либо теории, метода, науки, принимаемое в качестве аксиомы. В совокупности принципы определяют требования к уровню овладения изучаемой дисциплиной и ее отдельными компонентами. Методические принципы -принципы, относящиеся непосредственно к методике преподавания иностранных языков.
Проблематика данного исследования не вызывает сомнения в необходимости подробно остановиться на принципах обучения письменной речи. Следует сразу подчеркнуть, что в научной литературе уже описан целый ряд методических принципов обучения иностранному языку, письменной речи.
Так как целью данного исследования является разработка технологии развития умений письменной речи у студентов языкового вуза средствами блогов, то для разработки данной технологии представляется необходимым использовать следующие группы принципов:
1) общеметодические принципы обучения иностранным языкам:
- принцип коммуникативности [4; 5];
- принцип аппроксимации [6; 7];
- принцип автономии [6; 8];
- принцип ситуативно-тематической организации обучения [6];
- принцип стилистической дифференциации [6];
- принцип учета социокультурных особенностей страны изучаемого языка [9].
Таблица 1
Принципы обучения письменной речи
Е.И. Пассов, 1985 Р.П. Мильруд, 1997 Е.С. Полат, 2000 Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, 2008 А.Н. Щукин, 2007 Р.К. Миньяр-Белоручев, 1991
Принцип коммуникативности Принцип коммуникативности Принцип корпоративности Принцип коммуникативной направленности обучения Принцип ком- мунникативно- сти Принцип коммуникативности
Принцип рече- мыслительной активности Готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения Принцип интерактивности Принцип устного опережения Принцип устного опережения
Принцип индивидуализации Принцип учета специфики предмета и контингента обучаемых Принцип профессиональной направленности обучения
Готовность к коммуникативно- мыслительной деятельности (формирование когнитивной компетенции) Принцип аппроксимации Принцип аппроксимации
Принцип ситуа-тивности Принцип ситуа-тивно-темати-ческой организации обучения Принцип функ-ционально-си-туативного подхода
Принцип функциональности Принцип автономии Принцип автономии Принцип стилистической дифференциации
2) принципы обучения иностранным языкам средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
- принцип интерактивности [10];
- принцип информатизации [11].
На основе анализа работ методистов и с учетом специфики исследования мы выделяем принцип учета особенностей блога как социального сервиса.
Рассмотрим подробно первую группу принципов.
Принцип коммуникативности, предложенный профессором Е.И. Пассовым [4], -ведущий методический принцип обучения. Согласно этому принципу, обучение организуется в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. Следование принципу коммуникативности предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии. Из сказанно-
го следует, что реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Это предполагает решение на занятиях реальных задач общения с целью включения обучающихся в коммуникацию на изучаемом языке. Подготовка учащихся к решению важных для них коммуникативных задач, то есть формирование коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности, дает основание считать коммуникацию не только целью, но и средством достижения поставленной цели обучения. Реализация принципа коммуникативности при обучении письменной речи средствами социального сервиса блогов заключается в том, что задания носят коммуникативный характер и направлены на решение коммуникативных задач.
Следование принципу коммуникативности также предполагает организацию активной творческой деятельности учащихся: постоянное обращение к языку как средству
общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы обучающихся, и творческим видам заданий, представлению учебного материала на основе речевых интенций, параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи.
Согласно идеям, развиваемым представителями Липецкой методической школы [12], принцип коммуникативности предусматривает использование на занятиях присущих ему особенностей, совокупность которых и позволяет считать учебный процесс коммуникативным.
Принцип аппроксимации, выделенный Р.К. Миньяр-Белоручевым [5], (от лат. арргохтаге - приближаться) означает «снисходительное отношение» преподавателя к допускаемым учащимся ошибкам в процессе речевой деятельности, если они не нарушают коммуникацию и не приводят к искажению смысла сообщения. Первоначально действие принципа касалось обучения иноязычному произношению, в котором допускались отклонения от нормы, не касающиеся, однако, случаев искажения в речевом потоке звуков, имеющих смыслоразличительное значение. Впоследствии действие принципа было расширено на речевую деятельность в целом. Однако у этого принципа имеются как сторонники, так и решительные противники. В любом случае следование данному принципу создает благоприятную обстановку в учебной аудитории, повышает речевую активность учащихся, устраняет боязнь сделать ошибку. В обучении письменной речи средствами социального сервиса блогов данный принцип реализуется в том, что в центре внимания преподавателя и студентов должны находиться предмет или проблема обсуждения, и преподаватель не должен делать акцент на языковой корректности высказывания, так как это может оттолкнуть студентов с недостаточно высоким уровнем владения языком. Для того чтобы грамматически некорректная речь не стала доступна широкой аудитории, преподавателю следует корректировать работы студентов до публикации их в блогах.
Принцип ситуативно-тематической организации обучения, выделенный АН. Щукиным [6], предполагает такую организацию и проведение занятий, при которых введение
и закрепление учебного материала в блогах проводятся с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной для занятий сферы общения.
Как свидетельствует опыт преподавания языка, формирование речевых навыков и умений происходит значительно успешнее, если процесс овладения языком максимально приближен к реальным условиям общения и организуется на материале тем и ситуаций, представляющих интерес для учащихся. Для обучения письменной речи средствами социального сервиса блогов данный принцип имеет важное значение, так как педагогический процесс развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов организован тематически, то есть в сфере выбранных тем и проблем обсуждения.
Принцип стилистической дифференциации [6] означает важность учета в процессе обучения языковых и речевых особенностей, характерных для разных стилей речи. В работе с филологом принцип проявляется на занятиях по практической стилистике и при лингвострановедческом анализе текста. В работе с филологами основное внимание уделяется речевым средствам, соотносимым с ситуациями общения в рамках изучаемого стиля. Студенты должны также уметь объяснять свой выбор, что отвечает задачам их профессиональной подготовки. При работе с блогами студентам следует предлагать такие задания, которые будут направлены на решение различных коммуникативных задач и потребуют от них выбора того или иного стиля речи.
Основное содержание принципа автономии сводится к следующему: «обучение должно быть направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности» [13]. При этом важно проявление студентом его собственной (умственной, речевой, речемыслительной) активности. Важным фактором является автономность учащегося как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного обучения. Поэтому процесс обучения должен мотивировать каждого учащегося к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, к осознанной оценке своего речевого опыта и в случае необходимости осознанной его коррекции [8]. Одной из особенностей блога в обучении иностран-
ному языку является автономия студентов, то есть самостоятельное решение поставленных учебных задач. Блоги позволяют студентам вырабатывать как в целом стратегию учебной деятельности, так и решение конкретной учебной ситуации, что также способствует актуализации творческого саморазвития и креативности студентов.
Принцип учета социокультурных особенностей страны изучаемого языка [9]. Целью обучения иностранным языкам на современном этапе развития образования является формирование коммуникативной компетенции, при этом социокультурный компонент является одной из основных ее составляющих. При обучении письменной речи данный принцип - один из центральных. Существует необходимость учитывать социокультурный аспект в обучении различным форматам текста, так как в нем и лежат многие трудности письменной речи. Учет этого принципа обеспечивает передачу социокультурных стереотипов речевого поведения на иностранном языке.
Рассмотрим более подробно вторую группу принципов.
Принцип интерактивности [10]. При обучении иностранным языкам средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) данный принцип является одним из основных. Он заключается во взаимодействии двух и более общающихся сторон. Интеракция происходит посредством информационно-коммуникационных технологий и подразумевает общение нескольких партнеров. Так как блоги являются одним из видов ИКТ и формой взаимодействия людей, то применение принципа интерактивности представляется методически необходимым. В блоге интерактивность осуществляется по принципу «я ^ всем», «все ^ мне», то есть студенты публикуют свои высказывания для широкой аудитории, и каждый человек является потенциальным читателем и может выразить автору свое отношение к написанному.
Принцип информатизации обучения [11] (В.В. Коротенкова, 2005). Данный принцип заключается в организации социально-информационного взаимодействия в образовательной среде, эффективного использования информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения информационно-познавательных потребностей субъек-
тов образования [11]. Как уже отмечалось выше, целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, а информационная компетенция - это часть коммуникативной компетенции. Блоги являются одним из сервисов сети Интернет и способствуют формированию информационной компетенции студентов.
Существует несколько социальных сервисов Веб 2.0, которые могут использоваться в обучении иностранным языкам: блоги, вики, подкасты, закладки, ЮТьюб и др. Каждый из них имеет свою структуру и свои особенности размещения и обмена информацией.
К особенностям блога как социального сервиса можно отнести его публичность, то есть содержание блога доступно широкой аудитории, и каждый человек может оставить свои комментарии и замечания. Это, в свою очередь, стимулирует ответственность пишущего за публикации перед аудиторией и способствует развитию критического мышления студентов. Информация в блогах располагается линейно, то есть в хронологическом порядке. Над текстом работает один человек, в отличие, например, от вики, где над одним текстом работает группа людей. Еще одной важной особенностью блога, которую необходимо учитывать в обучении иностранному языку, является его интерактивность, то есть взаимодействие пишущих между собой. Это значит, что письменное общение происходит не по привычной модели обучающийся - преподаватель, а характеризуется многообразием связей между самими обучающимися и преподавателем. Кроме того, работа в блоге предполагает автономность обучающихся в процессе обучения иностранному языку. Мы считаем, что вышеперечисленные особенности блога как социального сервиса необходимо учитывать при создании эффективной технологии развития умений письменной речи средствами блогов. Поэтому целесообразно выделить принцип учета блога как социального сервиса.
В качестве следующего компонента предлагаемой модели выступают методы, которые будут использоваться при решении поставленных задач в процессе развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов. Под методом мы понимаем совокупность шагов для достижения поставленной цели обучения.
Таблица 2
Методы развития умений письменной речи посредством социального сервиса блогов
Методы Сфера использования при обучении
Информационно-рецептивный Получение новой информации в процессе обмена письменными сообщениями в блогах
Интерактивный В процессе выполнения заданий студенты вовлекаются в процесс взаимодействия, интерпретируя и оценивая письменные сообщения друг друга
Коммуникативный Обучающиеся вовлечены в процесс общения с целью выражения, обсуждения и оценки информации средствами блогов. Иностранный язык выступает основным средством общения
Методы контроля Самоконтроль в конце обучения; контроль преподавателя
В научной литературе существует несколько типологий методов, разработанных на основе разных признаков:
- источника знаний и способа выражения (словесные - рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, наглядные - иллюстрация, демонстрация, видеометод, практические - упражнения, лабораторный метод, практический метод) [8];
- типа познавательной деятельности [14] (объяснительно-иллюстративный, информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический) и исследовательский);
- организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные) [8];
- стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов) [8];
- контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен и др.) [8].
Обобщая методы, входящие в состав вышеперечисленных классификаций с учетом их многомерности, необходимо выделить ряд методов, которые позволяют раскрыть особенности их применения в процессе развития умений письменной речи. Кроме того, необходимо отметить, что «чистых» методов на практике не бывает, и, соответственно, в любом акте учебной деятельности одновременно сочетается несколько методов. Таким образом, систему методов для решения поставленных задач в соответствии с целью развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов можно схематично представить в табл. 2.
Исходя из поставленной цели и задач, в качестве основного направления по развитию умений письменной речи посредством бло-
гов является дисциплина «Практический курс первого иностранного языка» (английский язык, языковой вуз). Содержание данной дисциплины позволяет включить работу с блогами в учебный процесс. Возможно использование индивидуальных и групповых форм обучения.
Список литературы
1. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Книжный дом «Либроком», 2015.
2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д: Феникс, 2010. 251 с.
3. Ильина Е.А. Методика развития умений письменной речи на основе интернет-технологий (английский язык, средняя школа): дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 138 с.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
5. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка = English teaching methodology. М.: Дрофа, 2000. 276 с.
6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Филоматис, 2007. 464 с.
7. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
9. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. Вып. № 1 (25). С. 123-141.
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 216 с.
11. Коротенкова В.В. Филологизация обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 22-28.
12. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
13. Соловова Е.Н., Солокова И.Е. State Exam Maximiser = Английский язык. Подготовка к экзаменам. L.: Pearson Education Ltd, 2007. 251 с.
14. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
References
1. Sysoyev P.V. Informatsionnye i kommuni-katsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obra-zovanii [Information and Communication Technologies in Linguistic Education]. Moscow, Book House "Librokom", 2015. (In Russian).
2. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh inter-net-tekhnologiy [Method of Foreign Language Teaching with the Use of New Information-communication Internet-technologies]. Moscow, Glossa-Press Publ.; Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010, 251 p. (In Russian).
3. Ilina E.A. Metodika razvitiya umeniy pis'mennoy rechi na osnove internet-tekhnologiy (angliyskiy yazyk, srednyaya shkola). Diss. kand. ... ped. nauk [Methods of Writing Skills Development Basing on the Internet-technologies (English Language, Secondary School). Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2013, 138 p. (In Russian).
4. Passov E.I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu yazyku [Communicative Method of Foreign Language Teaching]. Moscow, Pros-veshchenie Publ., 1991, 223 p. (In Russian).
5. Milrood R.P. Metodika prepodavaniya ang-liyskogo yazyka [English Teaching Methodology]. Moscow, Drofa Publ., 2000, 276 p. (In Russian).
6. Shchukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam. Teoriya i praktika [Foreign Language Teaching. Theory and Practice]. Moscow, Filomatis Publ., 2007, 464 p. (In Russian).
7. Minyar-Beloruchev R.K. Metodika obucheniya frantsuzskomu yazyku [French Teaching Methodology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991, 224 p. (In Russian).
8. Galskova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i meto-dika [Theory of Foreign Languages Teaching. Linguodidactics and Methodology]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, 336 p. (In Russian).
9. Safonova V.V. Soizuchenie yazykov i kul'tur v zerkale mirovykh tendentsiy razvitiya so-vremennogo yazykovogo obrazovaniya [Co-learning of languages and cultures in the mirror of world tendencies in developing modern language education]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2014, no. 1 (25), pp. 123-141. (In Russian).
10. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education]. Moscow, Publishing Center "Akademiya", 2000, 216 p. (In Russian).
11. Korotenkova V.V. Filologizatsiya obucheniya inostrannym yazykam [Philologically-based foreign language teaching]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages for School], 2001, no. 4, pp. 22-28. (In Russian).
12. Passov E.I. Kommunikativnyy metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu [Communicative Method of Foreign-Language Speaking Teaching]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991, 223 p. (In Russian).
13. Solovova E.N., Solokova I.E. State Exam Maximiser. Angliyskiy yazyk. Podgotovka k ekzamenam [State Exam Maximiser. English. Exam Training]. London, Pearson Education Ltd, 2007, 251 p.
14. Lerner I.Ya. Protsess obucheniya i ego zakono-mernosti [The Process of Teaching and its Regularities]. Moscow, Znanie Publ., 1980, 96 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 28.01.2017 г. Received 28 January 2017
UDC 371.3
THE PROCESS MODELING OF WRITING SKILLS DEVELOPMENT BY MEANS OF THE EDUCATIONAL IN-TERNET-BLOG
Tatyana Yurevna PAVELIEVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Linguistics and Intercultural Communication Department Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan 42 Lenin St., Lipetsk, Russian Federation, 398020 E-mail: tatianapavelieva@live.com
It is devoted to the theoretical foundation of the pedagogical model of writing skills teaching by means of educational Internet-blog. The idea of working out the necessity of the special pedagogical model of writing skills development through blogs as it is the compulsory condition of the teaching process effectiveness. The essence of the pedagogical model as the organized unity of interrelated objects is considered. It comprises the goal, the aim, the content, the principles and methods of education, the means, the organizational teaching forms and the results of the teaching-educational transformation process. The principles of writing skills teaching offered by the leading scientists are thoroughly analyzed. The detailed description of each principle (the principle of communicativeness, the principle of learners' autonomy, the principle of interaction and informatization) is given. The principle of writing skills teaching as the principle of taking into account the blog as social service is considered. That means the consideration of such blog peculiarities as publicity, interactivity, learners' autonomy while working with the Internet-blogs. The forms of educational process organization are considered, their characteristics are presented. The tasks, which can be realized while the use of this pedagogical model in educational process, are listed.
Key words: writing skills; Internet-blog; pedagogical model; principle of education; method of education; forms of teaching process organization
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-20-27
Информация для цитирования:
Павельева Т.Ю. Моделирование процесса развития умений письменной речи средствами учебного интернет-блога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 20-27. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2( 166)-20-27.
Paveleva T.Yu. Modelirovanie protsessa razvitiya umeniy pis'mennoy rechi sredstvami uchebnogo internet-bloga [The process modeling of writing skills development by means of the educational Internet-blog]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 20-27. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2( 166)-20-27. (In Russian).