Педагогика
УДК 376.545
аспирант Ежов Данил Александрович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара); педагог-психолог Петрова Светлана Анатольевна
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Самарский региональный центр для одаренных детей» (г. Самара)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Аннотация. В настоящей работе описано исследование на базе Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения Самарской области «Самарский региональный центр для одаренных детей», которое было направлено на определение преподавателями методических основ педагогического менеджмента одаренных обучающихся. В статье представлен анализ данных стандартизированного интервью, целью которого является выявление мнения преподавателей направлений своей работы и сопровождения одаренных обучающихся. Разработка и реализация концептуальных основ в работе с одаренными обучающимися является необходимым условием эффективного взаимодействия, которое способствует личностному развитию, профессиональному самоопределению и успешной социализации.
Ключевые слова: одаренность, одаренный обучающийся, педагогический менеджмент, принципы и методы обучения, сопровождение, исследование.
Annotation. The work displays the research, held on the base of the State budget non-typical general educational institution "Samara Regional Centre for gifted children", which is focused on the teachers' identification of methodological basis of pedagogical management of the gifted children. In this article the analysis of standard interview data is presented. The aim of the analysis is to identify the teachers' ideas about the areas of their work and support of gifted schoolchildren. To work out and realize the conceptual basics in the work with gifted schoolchildren is the necessary condition of effective interaction, which supports personal growth, professional self-identification and successful socialization.
Keywords: giftedness, gifted student, pedagogical management, principles and methods of teaching, support, research.
Введение. Важными условиями эффективности деятельности в современном, быстро меняющемся мире становятся такие личностные качества, как умение брать на себя ответственность, активность, креативность мышления, способность быстро переключаться, работать с большим потоком информации и умение быстро находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Соответственно, важнейшей задачей современной системы образования становится подготовка специалистов, обладающих творческим мышлением, а это, в свою очередь, выдвигает на передний план решение задачи по формированию системы педагогического менеджмента по выявлению, развитию и сопровождению одаренных обучающихся. В этой связи актуализируются вопросы уточнения методических подходов, инструментов и методов работы преподавателя с одаренными обучающимися.
В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в марте 2018 года [51, президент РФ Владимир Путин акцентировал свое внимание на том факте, что огромный технологический потенциал, который имеется в настоящее время, предоставляет большие возможности для совершения мощного рывка во многих областях производства. Перед педагогическим сообществом стоят три взаимосвязанные задачи: во-первых, поиск одаренных детей и молодежи, во-вторых, сопровождение одаренных обучающихся, т.е. создание условий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей детей и молодежи, в-третьих, поддержка и мониторинг дальнейшего развития одаренной молодежи в избранной сфере профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В работе «Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом», д.п.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО, Аксенова Э.А. пишет: «Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрироваться в современном высокотехнологичном мире знаний и информации, ибо главным двигателем прогресса на современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той, или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять» [1].
Современная Российская школа в своей общей массе, верная старым традициям, пытается передать обучающимся лишь большой объем информации, готовые знания и готовые алгоритмы решения задач. Умения самостоятельно выявлять проблему и находить пути ее решения, динамично реагировать на новую информацию, умения применять практике полученные теоретические знания, умения решать нестандартные задачи у российских школьников развиваются слабо.
Изменения в развитии системы общего образования определены Федеральными государственными стандартами нового поколения (ФГОС). Согласно требованиям ФГОС, обучающиеся должны получать наряду с предметным результатом (математика, физика, география) метапредметный и личностный результаты, осваивать проектную и исследовательскую деятельности. В связи с этим новые требования по проектной и исследовательской деятельности обучающихся становятся новыми методическими задачами преподавателей.
Методическими вопросами выявления и сопровождения одаренных обучающихся с высокой учебной мотивацией занимались Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, В.А. Ясвин, А.М. Матюшкин и др. [2-4; 9; 10]. Тем не менее, современная тенденция к интеграции научной, технической, проектной и образовательной деятельности в подготовке специалистов всех уровней, растущий интерес к различным видам работы с одаренными обучающимися, определяют необходимость решения проблемы выявления одаренных школьников, их поддержки и сопровождения при обучении, учитывая опыт не только успешных российских школ, но и богатый зарубежный опыт [8].
Современные тенденции в работе с одаренными школьниками выявляет анализ опыта стран северной Америки, Австралии и Новой Зеландии [11]. Одним из примеров такой работы является Международная программа оценки успеваемости обучающихся (PISA) (Programme for International Student Assessment). Эта программа выполняется при поддержке Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). Исследовательская деятельность PISA направлена на оценку и анализ способности 15-летних школьников применять на практике, в реальных ситуациях, знания и навыки, полученные в школе.
В Великобритании под эгидой Министерства образования, при участии ведущих университетов, колледжей и общественных организаций в этой стране работает Национальная Ассоциация содействия одаренным школьникам. Начиная с 1982 года, выпускается специальный журнал «Обучение одаренных в мире» (Gifted Educational International). В школах Великобритании работа преподавателя направлена на творческую поддержку обучающихся, что поощряет обмен опытом между обучающимися и преподавателем, особенно в формате совместных исследований и дискуссий. От обучающегося ждут интеллектуальной работы, где каждый должен проявить свои индивидуальные способности. В английской педагогике выделяется творческая одаренность или творческое продуктивное мышление [7].
На сегодняшний день в России разрабатывается и реализуется ряд программ, направленных на создание в образовательных организациях условий, способствующих развитию одаренности. В нашей стране в течение ряда лет реализуется программа «Одаренные дети» федеральной целевой программой Дети России [2].
Развитие способностей одаренных обучающихся возможно посредством привлечения их к активной деятельности: участию в предметных олимпиадах, научных и студенческих конференциях, творческих проектах, спектаклях, акциях, научно-исследовательских работах, конкурсах профессионального мастерства. Это прекрасная возможность применить на практике полученные знания, испытать себя в разнообразной деятельности, определить свои склонности, отработать коммуникативные навыки и навыки работы в команде, что в конечном итоге обеспечивает развитие познавательной активности и успешную социализацию личности в обществе [6].
Занятия одаренного обучающегося в обычном классе по стандартной учебной программе не развивают его творческий потенциал, в таких условиях он начинает приспосабливаться, старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение учебных заданий под соответствующие традиционные ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного преподавателя такой обучающийся может надолго задержаться в развитии [12].
В своей работе А.М. Матюшкин говорит о том, что одаренная, т.е. творческая личность может быть воспитана только творческим человеком [15]. Таким образом, на передний план выходит вопрос не только создания условий, но и определение методических основ педагогического менеджмента преподавателя по работе с одаренным обучающимся.
Педагогический менеджмент одаренных обучающихся - комплекс методологических подходов, принципов и методов обучения, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение качества результативности непрерывного развития «интеллектуальной» одаренности школьников.
С целью разработки системы педагогического менеджмента одаренных обучающихся необходимо уточнить дефиниции одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [14].
Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Самарской области «Самарский региональный центр для одаренных детей» нацелен на работу с обучающимися 8-11 классов, обладающими, в основном, признаками двух видов одаренности: интеллектуальной и академической. Академическая одаренность проявляется в высокой обучаемости, способности легко и продуктивно усваивать материал; интеллектуальная выражается в умении мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать.
В Самарском региональном центре для одаренных детей проводится Летняя профильная школа, целью которой является возможность уже на начальном этапе, выявить способности и склонности потенциальных обучающихся. В течение нескольких дней происходит интенсивное взаимодействие, в ходе которого участникам летней профильной школы предлагается попробовать себя в разных направлениях, пообщаться с педагогами, посетить мастер-классы, пожить в гостинице, пообщаться со сверстниками и оценить собственную готовность к активной учебной деятельности. А также, это прекрасная возможность для педагогов посмотреть на ребят в деятельности, оценив их качества, возможности и особую образовательную потребность.
В настоящем исследовании (Д.А. Ежов, С.А. Петрова) была разработана модель диагностики одаренности. Согласно этой модели, диагностика одаренности в СРЦОД осуществлялась на основании:
• диагностики интеллекта, креативности и мотивации (диагностический компонент, осуществляемый психологом);
• экспертной оценки педагогов тьюторов и родителей (компонент, основанный на мнения специалистов, находящихся взаимодействии с детьми/молодежью);
• оценки продуктов конкретной деятельности (компонент, основанный на анализе продуктов творчества: стихи, авиамодели, способы решения задач и прочее);
• оценки реальных достижений (компонент, основанный на анализе достижений в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.) [13].
Часть педагогического состава СРЦОД - преподаватели высших учебных заведений. В пилотажном исследовании приняли участие 32 преподавателя ВУЗа: 13 штатных сотрудников СРЦОД и 19 внештатных приглашенных для проведения лекций, семинаров, мастер-классов. Сбор данных проходил в форме стандартизированного интервью. Педагогам предлагалось развернуто ответить на ряд вопросов, касающихся
понимания самого феномена одаренности, а также наличия и сути концепции в работе с одаренными обучающимися.
Полученные данные были проанализированы. В совокупности мнений педагогов, находящихся в непосредственном контакте с одаренными обучающимися предложены следующие определения и характеристики.
Одаренный обучающийся - это личность, обладающая нелинейным мышлением, креативностью, сосредоточенностью, с высокой самоорганизацией собственной деятельности, направленной на достижение поставленной цели в процессе обучения. Для такой личности характерно самостоятельное выдвижение новых познавательных целей, потому как погружение и овладение предметом дает новое видение ситуации, а вместе с ним и новые идеи и решения.
Для одаренного обучающегося характерны следующие аспекты поведения:
• выход за пределы предложенного, новаторство, которое дает возможность открывать новые приемы и закономерности;
• выраженная структурированность знаний, способность воспринимать предмет в системе разнообразных связей;
• способность уделять внимание деталям;
• склонность тщательно анализировать проблему;
• способность быстро находить путь решения задачи - рефлексивный способ переработки информации;
• проявление своего яркого индивидуального стиля деятельности;
• высокая скорость и легкость обучения;
• повышенная познавательная активность к определенным сферам деятельности;
• высокая требовательность, а порой и критичность, к результатам собственного труда.
По мнению преподавателей, старательного обучающегося от одаренного отличает: отсутствие способности самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи, иная, более линейная траектория мышления, старательность как альтернатива способностям.
100% опрошенных преподавателей имеют если не готовую систему, то вполне четкое видение и понимание методических основ педагогического менеджмента по взаимодействию с одаренными обучающимися.
75% считают, что важнейшим является создание вариативной индивидуализированной образовательной среды, обеспечивающей формирование и развитие свойств личности одаренного обучающегося. Методической основой организации такой образовательной среды выступает блочный подход, принципами которого являются: структурированность учебного материала, отработка ключевых умений и навыков в совместной деятельности, применение полученных знаний в различных ситуациях в коллективной деятельности обучающихся. Взаимодействие обучающихся с преподавателем осуществляется в форме коллективной деятельности, где преподаватель выступает наставником, оказывает необходимую помощь и поддержку каждому обучающемуся, требующуюся ему «здесь и сейчас», независимо от уровня одаренности. Таким образом, помощь преподавателя дифференцирована и индивидуализирована в зависимости от конкретных потребностей обучающихся.
62% опрошенных преподавателей используют принцип развивающего и воспитывающего обучения, где цели и методы обучения способствуют не только усвоению знаний и умений, но и развитию познавательной активности и личностных качеств обучающихся. В своей работе педагоги делают акцент на новых формах подачи материала, и профессиональное кредо звучит так: «Не заставлять, а заинтересовывать». Для раскрытия творческих способностей одаренных обучающихся применяют активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания. Имеют место выход за пределы основной программы, предоставление возможности выступить в роли докладчика.
87% педагогов в своей работе использует дифференциальный адаптированный подход. Данный подход начинается с разностороннего изучения одаренной личности в беседе, в процессе решения задач. «Важно понять, какой у него темперамент, характер, наклонности и др. Исходя из этого, выбирается индивидуальная траектория обучения и принципы образования. Главное в работе - сделать занятия для одаренного обучающегося максимально полезными, интересными, без вреда его здоровью, исключая чрезмерные перегрузки, препятствуя утомляемости и выгоранию», - поделился своим мнением один из преподавателей.
Важно отметить, что все опрошенные преподаватели СРЦОД сошлись во мнении, что выявление обучающихся с признаками одаренности происходит непосредственно в деятельности в соответствии с перечисленными критериями и качествами. Вместе с тем, 25% педагогов выражают идею того, что в рамках используемой образовательной технологии каждый обучающийся работает на уровне своих возможностей и потребности в собственном развитии, и поэтому нет необходимости в специальной работе по выявлению одаренности обучающегося. Каждому предоставляется возможность стать одаренным. Индивидуально-личностные особенности учитываются в организации образовательной деятельности. Система работы подразумевает, что каждый обучающийся может выбрать свой уровень достижения образовательных результатов. При этом инструментальная основа деятельности дается всем обучающимся на уровне, позволяющем достичь высоких результатов обучения.
Другие же 75% опрошенных склоняются к идее внимательного наблюдения с целью дальнейшего развития способностей и задатков с учетом индивидуально-личностных особенностей. Один из участников исследования так выразил свое мнение: «Именно с этого и начинается большая работа с одаренной личностью. Это вносит набор корректив и форм адаптации в алгоритмы работы с одаренными обучающимися. Это вносит набор корректив и форм адаптации в мои алгоритмы работы с одаренными обучающимися. Главное, еще раз повторюсь, сделать занятия максимально полезными, не навредив при этом здоровью и психике ребенка!».
В своих наблюдениях педагоги отмечают, что одаренные обучающиеся: они, как правило, очень требовательны к себе; тяжело справляются с неудачами; порой чрезмерно фокусируют внимание на проблеме и могут слишком погружаться в нее.
Процесс обучения для них интересен тогда, когда имеет место поисковая исследовательская ситуация, импровизация и даже парадоксальность. При обучении важно создать мощную эмоцию, мощную потребность. Чем значимее подкрепление, то есть те положительные эмоции, которые они испытали,
удовлетворив какую-то потребность, тем быстрее движется обучение. Одаренный обучающийся тяготится заданными рамками, стремится выйти за пределы шаблонов или алгоритмов, поэтому адаптация к новым условиям обучения, новым требованиям преподавателя протекает неритмично и достаточно трудно. Это, соответственно, вносит трудности и в работу преподавателя.
В связи с этим 60% опрошенных преподавателей считают полезным сотрудничество с дополнительными специалистами: педагогом-психологом и тьютором. Со стороны тьюторов, педагогам требуется поддержка в организации и посещении спецкурсов. Со стороны педагога-психолога, педагогам важна помощь в коррекции возрастных и личностных особенностей обучающихся с особой образовательной потребностью. Педагоги считают полезными рекомендации педагога-психолога по результатам входной диагностики. Мнение одного из преподавателей прозвучало следующим образом: «Интересно было бы совместными усилиями специалистов разработать базу данных или систему анализа ресурсов, успехов и достижений одаренных обучающихся с целью определения его потенциальных возможностей».
Выводы. Таким образом, результаты проведенного анкетирования, позволяют сделать вывод, что преподаватели СРЦОД, среди которых есть как школьные учителя, так и преподаватели вузов имеют одинаковые представление о методических основах: подходах, принципах, методах обучения и особенностях работы с одаренными обучающимися. Знания и опыт преподавателей включают в себя понимание личности одаренного обучающегося, алгоритм взаимодействия с ним, опирающийся на особенности личности одаренного обучающегося (индивидуальный стиль деятельности, характер, эмоциональную сферу, мотивацию), создание оптимальной среды для реализации потенциала одаренного обучающегося, системность взаимодействия с другими специалистами и преподавателями. Данные проведенного исследования могут являться основой для построения системы педагогического менеджмента одаренных обучающихся, направленной на развитие человеческого потенциала в системе образования инновационного общества.
Литература:
1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm
2. Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - №2. С. 154-168. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/sovremennye-tendentsii-v-issledovanii-odarennosti
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2008. 480 с. (Психологи России)
4. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности: психологические характеристики некоторых типов школьников. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 214 с.
5. Вести. Экономика. / Президент Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/98395
6. Гаврилюк В.В. Одаренная молодежь. Динамика ценностных ориентаций. - М.: Наука, 2002. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/611/119/1217/011.GAVMLIUK.pdf
7. Маликова И.Н., Христофорова Е.Д. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи Научно-исследовательские публикации, 2017, № 2
8. Можаева Г.В., Можаева П.Н. Современные тенденции в работе с одаренными школьниками: анализ опыта стран северной Америки, Австралии и Новой Зеландии Омский научный вестник № 5 (122) 2013
9. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Ясвин Витольд Альбертович; В.А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Матюшкина. - Москва-Воронеж, 2004.
11. Омский научный вестник № 5 (122), 2013.
12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
13. Петрова С.А. Модель диагностики одаренности // Ребенок и мир: открытые возможности: сборник статей II Международной конференции (г. Самара, 10-12 октября 2018г.). - Самара СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2018. - 288с. - (Международное академическое сотрудничество) с. 102
14. Рабочая концепция одаренности. - М., 2003, с. 7
15. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. - М., 2008. C. 163
Педагогика
УДК: 378.14.015.62
кандидат педагогических наук, доцент Емельянова Юлия Николаевна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Данилова Галина Рауфовна Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); доцент Емельянов Василий Дмитриевич
Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Модернизация образования - объективная необходимость современного мира, представляет собой многоаспектное понятие, раскрывающееся в необходимости формирования соответствующих компетенций в процессе обучения в соответствии современными требованиями профессии. В статье раскрываются проблемы и основные направления совершенствования подготовки бакалавров физической культуры. В качестве одного из перспективных путей решения обозначенных проблем автор предлагает использовать структурно-функциональную модель на основе интеллектуализации процесса обучения.