РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
УДК 37.047
С. Н. Липатова
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"», г. Новокузнецк E-mail: snl13@mail.ru Svetlana N. Lipatova PhD (Pedagogy), Associate Professor, Deputy Director for Teaching and Upbringigng Work, Municipal Autonomous Institution of Additional Education «Children and Youth Centre "Orion'», Novokuznetsk Russia
О. А. Милинис
Доктор педагогических наук, доцент, ректор, Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк E-mail: milinisoa@mail.ru Olga A. Milinis Dr.Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Rector, Municipal Autonomous Institution of Additional Professional Education «Institute for Advanced Studies», Novokuznetsk, Russia
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
В статье раскрываются вопросы проектирования психолого-педагогического сопровождения развития одаренности в процессе построения и реализации инновационной модели в условиях организации дополнительного образования. Представленную модель развития одаренности обучающихся авторы определяют как направленную на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных школьников, способствует преобразованию педагогики из режима стагнации в режим развития системы.
Основной целью инновационной модели является обеспечение благоприятных условий в муниципальной системе выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации.
Методологической основой инновационной модели являются исследования психологов и педагогов: концепции творческой одаренности (А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов), субъектно-ориентированного образования (В. А. Андреев, А. А. Деркач, О. А. Милинис и др.), концепции саморазвития личности (Н. Р. Битянова, М. А. Щукина и др.).
Ключевые слова: детская одаренность, дополнительное образование, инновационная модель сопровождения развития детской одаренности.
Дополнительное образование в государственной системе образования — это особое пространство, зона опережающего развития личности, так как по своей природе позволяет построить образовательный процесс, насколько это возможно принимая во внимание
Как цитировать статью: Липатова С. Н., Милинис О. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в системе дополнительного образования: инновационная модель // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.200-210.
особенности каждого ребенка. Это создает благоприятную среду для продуктивной работы с обучающимися, которые имеют специальные способности, окружающую среду для обеспечения непрерывности образовательного процесса и поддержки развития творчества детей.
Основанием для такого утверждения является методология дополнительного образования для детей. Психологический комфорт, эмоциональное богатство, ситуация успеха — это те преимущества включения дополнительного образования в общую систему образования, которые определяют особое его значение в работе с талантливыми детьми, а также способствуют предотвращению существующей дисгармонии между сложностью образовательной деятельности такого уровня и еще недостаточно устойчивой мотивацией на нее.
Это означает, во-первых, неформальный стиль взаимоотношений среди самих обучающихся, обучающихся и педагогов дополнительного образования, отсутствие авторитаризма учителя, отношения сотрудничества и сотворчества, вызванные совместными мероприятиями и общими хобби. Такая образовательная среда заставляет детей самих проявлять активность, формирует чувство благополучия, удовольствия от этого, потребность выразить свою точку зрения, попробовать новое. Еще больше стимулирует деятельность даже маленький успех, который является необходимым условием для развития таланта. Отсутствие общих стандартов балльной оценки позволяет сформировать специальную систему. Она определяет эффективность этого вида образования и специальную гибкую систему обозначения успешности, что делает возможным создание личной ситуации успеха для каждого, возможность сравнить свои достижения с достижениями других, увидеть пути улучшения и перспективы, объединяет их в стремлении к победе.
Дополнительное образование для детей имеет эффективный методологической ресурс, который может сделать его самодостаточной системой для выявления и развития одаренности детей.
Приоритет разных элементов в развитии личности позволяет разработать разные модели развития одаренных и талантливых детей: специальные образовательные учреждения «элиты»; образовательные учреждения на основе дифференцированного, индивидуального и инициированного подходов; учреждения, где организация процесса обучения строится на основе свободного развития интеллекта и творчества учащихся, и другие [1; 4; 5; 6].
Наше исследование изучения уникальности и индивидуальности школьников разных возрастов привело к разработке такой модели в развитии одаренности, которая будет способствовать дальнейшему развитию выраженного таланта обучающихся, проявлению признаков одаренности в разных видах деятельности и раскрытию потенциальных талантов учеников, сохраняя при этом уникальность человека.
Изучение и анализ психологических и педагогических условий, обобщение опыта значительного числа образовательных учреждений различных видов, выявление особенностей развития талантов дали возможность разработать
инновационную модель развития талантливых обучающихся, интегрирующую образовательную урочную и внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
Разработка инновационной модели развития одаренных учащихся в условиях Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"» была основана на понимании соотношения «образовательная система — одаренный ребенок» (А. В. Кулемзина), следовательно, упор смещался с «одаренности ребенка на его личность; с проблем взрослых по поводу одаренности на самих одаренных школьников; с процесса целенаправленного развития психолого-типологических качеств на процесс психолого-педагогического сопровождения, создания условий для естественного роста и развития одаренного ребенка» [3, с. 71].
В соответствии с этим инновационную модель развития талантливых обучающихся мы понимаем как отражение разносторонней насыщенной среды обучения, воспитания и развития школьников на основе уплотнения, интеграции, индивидуализации, дифференциации содержания дополнительного образования, в которой педагоги применяют современные образовательные технологии, инновационные программы и факультативы.
Модель развития одаренности обучающихся направлена на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных школьников, способствует преобразованию педагогики из режима стагнации в режим развития системы.
В соответствии с исследованиями А. В. Золоторевой, основная концепция непрерывной социально-педагогической поддержки одаренных детей — объединение усилий всех учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, в реализации творческого потенциала одаренных детей (учителя, родители, руководители образовательных учреждений, директора муниципального управления, творческое сообщество и т.д.). Дальнейшая социально-педагогическая поддержка может быть эффективной, если:
- поиск решений проблем талантливого ребенка происходит на основе существующего социального опыта;
- талант детей рассматривается с точки зрения комплексного подхода в отношении всех трех компонентов — выявление, обучение и развитие на основе научных критериев одаренности;
- осуществляется развитие ребенка, раскрытие его возможностей которое происходит в процессе оказания целенаправленного влияния на процесс социального развития;
- определены дидактические основы обучения и развития одаренного ребенка в учреждениях разных типов (дошкольное, общее, профессиональное и т.д.);
- выявлены преподаватели, которые имеют желание работать с данной категорией детей, со способностью предвидеть результаты совместной деятельности с учащимися;
- сформировано открытое образовательное пространство [5, с. 32-33].
Основной целью инновационной модели является обеспечение благоприятных условий выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Совершенствовать систему взаимодействия и координацию работы учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования с одаренными детьми и молодежью города Новокузнецка.
2. Создать единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с одаренными детьми и молодежью.
3. Создать систему непрерывного педагогического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и молодежи.
4. Обеспечить участие способных и одаренных детей и молодежи в предметных школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований, их возможностей и способностей, за пределами города и области.
5. Создать условия для повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью и формирования профессиональных сообществ педагогов.
6. Совершенствовать межведомственное взаимодействие, привлекать общественные организации и бизнес-сообщество для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.
Муниципальная система выявления, развития и поддержки одаренных детей в городе Новокузнецке включает в себя все уровни образования. Кроме того, дополнительное образование обеспечивает целевой компонент психологической, педагогической и социальной поддержки, предоставляет множество возможностей для развития обучающихся. Здесь, как правило, проявляются определение и реализация самости одаренных детей в различных видах творческой деятельности. В учреждениях дополнительного образования были созданы центры, в которых есть необходимые условия. Один из этих центров — Муниципальное автономное учреждение дополнительного образовательного «Детско-юношеский центр „Орион"».
Уровень общего и дополнительного образования непосредственно связан с учреждениями высшего образования, в которых проводятся научно-исследовательские работы, углубленное и обширное исследование темы.
Основные направления работы в рамках реализации модели инноваций были определены следующим образом:
- улучшение системы идентификации и отбора одаренных детей;
- создание базы данных одаренных обучающихся в различных областях дополнительного образования;
- развитие потенциала сотрудников, педагогов дополнительного образования «Детско-юношеского центра „Орион"»;
- улучшение программы и методического обеспечения психологической поддержки развития одаренных учащихся;
- проведение исследований и экспериментальных мероприятий;
- создание благоприятных организационных и педагогических условий для воспитательной и массовой работы с талантливыми детьми и молодежью;
- улучшение многоуровневой, гибкой, богатой образовательной среды и модернизация информационной среды для предоставления своих достижений.
Для определения профессиональных трудностей учителей при работе с талантливыми детьми проводилась диагностика педагогов, сочетавшая теоретические и практические ориентации (2015-2016 гг.). Результаты диагностики показали, что 73,3% учителей испытывают трудности в теории и практике работы с талантливыми детьми, у 57,7% респондентов недостаточно сформированы навыки рефлексии. Исследования показали, что более 26% опрошенных имеют недостаточные знания и навыки в области методологии обучения одаренных детей на основе типологии их особенностей.
Опираясь на выявленные профессиональные затруднения педагогов в работе с талантливыми детьми в ДЮЦ «Орион» организована работа по трем зонам: методическая поддержка талантливых детей, психологическая поддержка и обучение педагогов.
Методологической службой Центра создан банк методик для выявления и развития одаренных учащихся с целью создания условий для совершенствования профессиональной деятельности учителей. Банк представлен диагностическими материалами по следующим параметрам: интеллектуальные способности, познавательные психические процессы, математический талант, лингвистический талант, творчество, мотивация, личность, социальная одаренность, а также комплексная методика для педагогов и родителей.
В медиатеке Центра собрана специализированная литература, презентации. Организуются тематические выставки, посвященные инновационной работе с талантливыми детьми, организованы индивидуальные и групповые консультации учителей.
Для того чтобы помочь педагогам в разработке эффективных методов и приемов для развития одаренных студентов, в ДЮЦ «Орион» проведен ряд семинаров для учителей.
В рамках психологической поддержки учителей в центре проводится психодраматический тренинг, ориентирующий на поиск позитивного решения в проблемной ситуации, гармоничного развития и сохранения психического здоровья учащихся и учителей.
Для решения профессиональных затруднений и формирования психологической готовности учителей работать с талантливыми детьми и молодежью были проведены серии тренингов личностного роста, в том числе на развитие рефлексивных навыков и межличностного взаимодействия.
В рамках образовательного саморазвития педагоги составляют план работы для самостоятельного обучения, что способствует личной и профессиональной мотивации, укреплению самооценки, развитию творческих способностей.
Таким образом, проблема формирования психологической готовности педагогов работать с талантливыми детьми и молодежью и развивать их профессиональные навыки способствует эффективной работе по реализации инновационной модели развития талантливых обучающихся.
Достижению целей и задач инновационной модели развития одаренности способствует реализация следующих принципов:
- принцип индивидуализации и дифференциации — включает в себя разработку индивидуальных программ обучения и учебных траекторий;
- принцип учета особенностей возраста — включает в себя развитие содержания образования и выбора методов обучения одаренных детей с учетомвозрастных особенностей;
- принцип культуросообразности — предполагает, что модель реализуется через дополнительное содержание системы образования и обеспечивает развитие одаренного человека в гармонии со всеобщей человеческой культурой;
- принцип активности и субъектности — реализуется через расширение инициативы талантливых обучающихся на всех стадиях обучения;
- принцип организации обучения с учетом ведущего вида деятельности — предусматривает интеграцию различных групп студентов;
- принцип творчества в модели — реализуется через дополнительное содержание образования и требует, чтобы каждый обучающийся был талантлив и уникален.
Эти данные представлены в инновационной модели психолого-педагогической поддержки для детей в системе дополнительного образования (Рис. 1).
Основной акцент психологической поддержки переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Занятия проводятся по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка.
К числу таких программ психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в учреждении дополнительного образования детей относятся:
- «Лидер XXI века» — лидерство и добровольчество;
- «Молодые таланты» — развитие конкурсного движения молодежи, фестиваль для талантливых детей;
- «Инфо-мир» — сопровождение одаренных детей с использованием Интернета;
- «Индивидуальный маршрут» — индивидуальные подпрограммы в рамках образовательных программ дополнительного образования детей;
- «Юные исследователи» — развитие исследовательской деятельности обучающихся;
- «Поддержка» — диагностическая и профориентационная деятельность с одаренными детьми.
Рисунок 1. Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения
развития детской одаренности МАУ ДО «Детско-юношеский центр „Орион"»
Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития детской одаренности осуществляется по направлениям деятельности, соответствующим лицензии Центра: художественная; социально-педагогическая; техническая; физкультурно-спортивная; туристско-краеведческая.
Программа «Новое поколение» включает в себя ряд модулей: «Твоя инициатива — твое будущее!»; «Сибирь талантами богата»; «Туризм XXI века»; «Край родной»; «Кузнецкие каникулы»; «Таланты нового века»; «Безопасные дороги — детям».
Каждый модуль программы разработан с учетом дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, демократизации управления, создает условия для развития детской одаренности, не только сохраняет единое образовательное пространство в МАУ ДО «ДЮЦ „Орион"», но учитывает основные тенденции развития содержания и направлений дополнительного образования на муниципальном и региональном уровнях. Программа «Новое поколение» обеспечивает право учащихся на доступность и качество дополнительного образования, способствует развитию детской одаренности в условиях непрерывности образования. Сегодня программа является средством обеспечения реальных условий для выбора индивидуальной траектории развития, гарантом достижения выбранных уровней образования учащихся, технологическим средством управления качеством дополнительного образования.
Каждый модуль программы «Новое поколение» имеет свое самостоятельное наполнение, содержание и свой образовательный и воспитательный потенциал, которые образуют целостную систему целенаправленного психолого-педаго-
гического сопровождения развития детской одаренности.
На основе комплексной целевой программы составляются планы работы, осуществляется отбор наиболее эффективных форм индивидуальной и массовой работы в системе дополнительного образования.
Универсальность данной программы заключается в том, что она практически применима к деятельности отдельного образовательного учреждения, творческого объединения, секции, клуба.
Реализация данных модулей осуществляется через следующие формы:
- пресс-конференции, занятия-диалоги, видеозанятия, интегрированные занятия, экскурсии, тренировки, компьютерные занятия, занятия — коллективные творческие дела (КТД) и др.;
- культурно-массовые и познавательные мероприятия: конкурсы, развлекательно-игровые программы, концерты, спектакли, презентации, викторины, брейн-ринг и т.д.;
- выставки (методические, творческие);
- физкультурно-спортивные и туристско-краеведческие мероприятия: походы, соревнования, состязания, турниры, эстафеты, военно-спортивные игры и т.д.;
- творческие встречи и слеты, заседания школы детского актива.
Программа «Новое поколение» способствует созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает не только формирование у учащихся глубоких знаний, умений и навыков, но и развитие творческого потенциала и способностей, возможности реализовать себя в разнообразных сферах деятельности. Характерное отличие развивающей образовательной среды в том, что она находится не на актуализированной основе, а на перспективной, и сориентирована на завтрашний день.
Развивающая образовательная среда есть, таким образом, организованная сфера, где через систему сложных взаимосвязей происходит реализация целевых установок, осуществляется процесс совершенствования всех ее субъектов, направленный на психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся. Взаимодействие между субъектами образовательной среды происходит на основе партнерства в процессе совместного творчества. Каждый из участников процесса зависим от другого, оказывает на него определенное влияние. Развивающую образовательную среду в условиях дополнительного образования детей можно представить в виде схемы (Рис. 2).
Создание рационального партнерства осуществляется через различные виды деятельности, в которых участвует, в различной степени, каждый субъект развивающейся образовательной системы. Результатами этих мероприятий является обучение, в том числе самообразование, развитие и саморазвитие, воспитание и самообразование. Во-первых, такой процесс ориентирован на раскрытие личности и талантов ребенка, его способностей, но в результате этого взаимодействия учителя и родители неизбежно также проходят этапы совершенствования.
В сотрудничестве с подростками и молодежью Детско-юношеский центр «Орион» осуществил более ста социальных программ в различных областях. В частности, для продвижения здорового образа жизни, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, развития экологической и проектной культуры, профилактики дорожно-транспортного травматизма детей, экологического, социального и патриотического образования. Некоммерческая организация «Фонд развития „Детско-юношеский центр 'Орион'"» на высоком организационном уровне проводила городские и региональные информационные события, спортивные, развлекательные и культурные мероприятия с целью пропаганды здорового образа жизни. Среди проектов, реализуемых Фондом,— «Кузнецкие каникулы», «Лето во дворе», «Экологические пересечения Кузбасса» — по организации летнего лагеря для детей и подростков из семей с низким доходом; «Мой двор, мой город, моя страна» -с целью организации летней спортивной площадки для занятий физкультурой, проведения спортивных и благотворительных мероприятий.
Рисунок 2.Развивающаяобразовательнаясреда вусловияхдополнительного
образования
Некоммерческая организация «Фонд развития „Детско-юношеский центр 'Орион'"»являетсянеоднократнымпобедителемконкурсагрантовпод эгидой управления делами Президента Российской Федерации по реализации проектов социальной значимости социальных программ для поддержки инициатив молодежи.В рамках этихпроектовФондсоздалцентрподдержкии развития социально значимых и общественных инициативмолодежи, Ассоциацию волонтеров «Доброедело».
Достигнутыерезультаты инновационнойдеятельности: - созданаи апробирована инновационнаямодель психолого-педагогиче-
ского сопровождения работы с одаренным ребенком;
- разработано современное программно-методическое обеспечение инновационной деятельности;
- создана электронная база данных одаренных детей Детско-юношеского центра «Орион»;
- на официальном сайте МАУ ДО ДЮЦ «Орион» www.orionnvkz.ru открытая информационная система, в которой каждый обучающийся может самостоятельно зарегистрироваться с целью получения информации о конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях;
- сформирована система мониторинга выявления и развития детской одаренности в организации дополнительного образования;
- обоснованы и внедрены эффективные технологии индивидуального сопровождения процесса развития детской одаренности;
- создано научно-методическое и информационное пространство по работе с талантливыми детьми и молодежью;
- усовершенствована инфраструктура учреждения дополнительного образования детей для работы с одаренными детьми: приобретено современное учебное и техническое оборудование.
На основе системно-деятельностного подхода проведена разработка инновационной модели развития талантливых обучающихся, идея которой — создание сбалансированной системы отношений детей и подростков с миром, другими людьми и с самими собой для развития их талантов. Цель деятельности в соответствии с инновационной моделью — выявление, развитие и адресная поддержка талантливых детей и молодежи, поддержка их в личной самореализации и профессиональном самоопределении. Важной особенностью модели является интеграция дополнительного и индивидуального образования.
Литература
1. Белехов Ю. Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одаренных детей // Одаренный ребенок. 2005. № 4. С. 48-53.
2. Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика. М.: ЦНПРО, 2013. 208 с.
3. Заворин В. В. Формирование творческой среды в образовательном учреждении как основа развития творческих способностей обучающихся // М.: Педагогика, 2007. С. 149-164.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Просвещение, 1986.— Т. 2.— С. 82-127.
5. 5. Золотарева А. В. Особенности социально-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Одаренный ребенок. 2014. № 4. С. 32-39.
6. 6. Кулемзина А. В. Становление одаренности как педагогический процесс // Наука и школа. 2006. № 6. С. 18-23.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 386 с.
8. Синягина Н. Ю., ЧирковскаяЕ. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. М.: Вузовская книга, 2001. 131 с.
9. Финогенова О. Н. Инициирующий подход в работе // Одаренный ребенок. 2007. № 3. С. 100-107.
10. Чурекова Т. М., Корчуганова В. В., Крецан З. В. и др. Работа с одаренными детьми: теория и практи-
ка: учебно-методическое пособие / Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. 110 с.
11. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 34.
12. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. 136 с.
13. Guilford J. P. The Analysis of intelligence. MgGraw-Hill, New York.—1971.— P. 142-161.
14. Moon S. Gifted children with attention-deficit (hyperactivity discover) / The social and emotional development of gifted children. What do we know? / ed. by M. Neihart, S. M. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. Washington: Prufrock Press, Inc., 2002. P. 193-201.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION:
INNOVATIVE MODEL
The authors of the article reveal issues related to the design of psychological and pedagogical support for the development of giftedness in the process of building and implementing an innovative model in the context of the organization of additional education. The authors describe the presented model of the development of the giftedness of students as aimed at improving the educational environment, which creates and reproduces the conditions for the development of gifted schoolchildren, facilitates the transformation of pedagogy from the stagnation regime into a system development mode.
The main objective of the innovation model is to ensure favorable conditions in the municipal system of identifying, developing, supporting and supporting gifted children and talented youth for their personal self-realization and professional self-determination, successful socialization.
The methodological basis of the innovation model is the research of psychologists and teachers: the concept of creative endowments (A. M. Matyushkin, B. M. Teplov), subject-oriented education (V. A. Andreev, A. A. Derkach, O. A. Milinis etc.), the concept of self-development of personality (N. R. Bityanov, M. A. Shchukin, etc.).
Keywords: children's giftedness, additional education, innovative model of support of development of children's giftedness.
References
• Belehov Ju. N. Soderzhanie i organizacija processa soprovozhdenija razvitija intellektual'no odarennyh detej // Odarennyj rebenok. 2005. № 4. S. 48-53. [In Rus].
• BogojavlenskajaD. B. Odarennost': priroda i diagnostika. M.: CNPRO, 2013. 208 s. [In Rus].
• Churekova T. M., Korchuganova V. V., Krecan Z. V. et al. Rabota s odarennymi det'mi: teorija i praktika: uchebno-metodicheskoe posobie / Kemerovo: KRIPKiPRO, 2011. 110 s. [In Rus].
• Finogenova O. N. Iniciirujushhij podhod v rabote // Odarjonnyj rebjonok. 2007. № 3. S. 100-107. [In Rus].
• Guilford J. P. The Analysis of intelligence. MgGraw-Hill, New York.—1971.— P. 142-161.
• Jurkevich V. S. Odarennyj rebenok: illjuzii i real'nost'. M.: Prosveshhenie, 2000. 136 s. [In Rus].
• Kulemzina A. V. Stanovlenie odarjonnosti kak pedagogicheskij process // Nauka i shkola. 2006. № 6. S. 18-23. [In Rus].
• Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Nauka, 1975. 386 s. [In Rus].
• Moon S. Gifted children with attention-deficit (hyperactivity discover) / The social and emotional development of gifted children. What do we know? / ed. by M. Neihart, S. M. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. Washington: Prufrock Press, Inc., 2002. P. 193-201.
• Shumakova N. B. Mezhdisciplinarnyj podhod k obucheniju odarennyh detej // Voprosy psihologii. 1996. № 3. S.34 [In Rus].
• Sinjagina N. Ju., Chirkovskaja E. G. Lichnostno-orientirovannyj uchebno- vospitatel'nyj process i razvitie odarennosti / pod red. A. A. Derkacha, I. V. Kalish. M.: Vuzovskaja kniga, 2001. 131 s. [In Rus].
• Zaporozhec A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h t. M.: Prosveshchenie, 1986. [In Rus].—T. 2.—P. 82-127.
• Zavorin V. V. Formirovanie tvorcheskoj sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii kak osnova razvitija tvorcheskih sposobnostej obuchajushhihsja // Pedagogika. M., 2007. S. 149-164 [In Rus].
• Zolotareva A. V. Osobennosti social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija odarennyh detej v uslovijah vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija // Odarennyj rebenok. 2014. № 4. S. 32-39 [In Rus].