Перепелица Алла Григорьевна,
директор МБОУДОД ЦВР «Истоки», г. Новый Уренгой, ЯНАО [email protected]
Определение и развитие одаренности у воспитанников через реализацию образовательной программы «Одаренный ребенок» в учреждении дополнительного образования детей Аннотация. В статье раскрывается опыт учреждения дополнительного образования детей ЦВР «Истоки» г. Новый Уренгой по работе с одаренными детьми. Рассматриваются основные направления и формы работы с одаренными детьми. Описываются возможности использования различных технологий в работе с одаренными детьми по следующим направлениям: выявление (диагностика) одаренных детей, психологические и образовательное сопровождение обучения и развития одаренных детей, повышение квалификации педагогов, консультационная поддержка родителей - все эти составляющие обозначены в программе «Одарённый ребёнок». Ключевые слова: одарённость, творческий потенциал, индивидуальность, творческая самореализация, уникальная среда.
«В каждом ребёнке - солнце, только дайте ему светить...»
Шалва Амонашвили
Проблема исследования одаренности во все времена интересовала философов, психологов, педагогов и не утратила значимости в современном обществе. За последние десятилетия вопрос одаренности в нашей стране «вышел из тени» и вызывает огромный интерес не только зарубежных и отечественных специалистов, но и выходит на уровень государственных и правительственных целевых программ. Это связано с потребностью общества в неординарной, с большим творческим потенциалом личности.
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В настоящий момент существуют способы выявления одаренных детей, на государственном уровне вырабатываются программы помощи в развитии их способностей. Но, все же существует проблема диагностики и развития одаренных и талантливых детей на всех возрастных этапах их обучения; сложность в понимании детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию [1].
Таким образом, одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, а также педагогов, психологов и родителей.
Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и просто успешным человеком? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [2, 3].
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, особенностей ее развития являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческом обучении. Этой проблемой тесно занимались известные специалисты (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Н. С. Лейтес) [4, 5, 6].
В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одаренности:
- многофакторные модели одаренности;
- возрастные особенности развития одаренности (Н. С. Лейтес);
- познавательная активность (В. С. Юркевич).
Результаты этих исследований уже внедряются в работу Центра внешкольной работы «Истоки».
Одним из основных направлений Центра является исследование творческой одаренности детей на основе концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности.
Большое внимание нашим учреждением уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Применяются апробированные методики:
- диагностики интеллекта Станфорд-Бине, Векслера, Г. Дж. Айзенка;
- тест творческого мышления П. Торренса;
- тесты креативности Д. Б. Богоявленской;
- школьный тест умственного развития, разработанный М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Г. Зархиных, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой под руководством К. М. Гуревича;
- методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (И. С. Авериной, Е. И. Це-блановой, Е. Н. Задорина).
Уникальной средой для разностороннего развития ребенка является дополнительное образование детей, где с раннего детства и до юношества дети воплощают свои желания творить, где интерес становиться глубоким увлечением, а увлечение перерастает в творческое самовыражение, а иногда и в смысл дальнейшей жизни.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего учреждения - Центра внешкольной работы «Истоки».
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и всей группы [7, 8, 9].
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, включающих материалы по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
В дополнительном образовании можно использовать такой мощный аспект развития творческих способностей ребенка, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования [10, 11].
Таким образом, имея высокий профессиональный ресурс, достаточную методическую базу, длительную практику работы с неординарными детьми и подростками, значимые достижения обучающихся и их наставников - педагогов, стал вопрос о систематизации накопленного опыта и о создании в Центре внешкольной работы «Истоки» дополнительной образовательной программы «Одаренный ребенок». Данная программа по своей сути является сквозной образовательной программой, т.е. она реализуется не с ограниченным количеством детей, а реализация проходит со всеми детьми учреждения, в процессе которой проводится мониторинг динамики развития творческого потенциала и интеллектуальных способностей обучающихся, занимающихся в Центре по различным направлениям и видами деятельности.
Направления реализации программы.
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
- социально-психологическое изучение обучающихся учреждения;
- отбор одаренных детей;
- психологическое обследование одаренных обучающихся;
- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
- беседы с родителями одаренного воспитанника;
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного обучающегося:
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных обучающихся;
- создание развернутых характеристик на одаренных обучающихся;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
- организация психолого-педагогического семинара для педагогов;
- организация системы тренингов, способствующих творческому росту педагогов и одаренных обучающихся;
- организация мониторинга развития одаренных обучающихся.
3. Организация работы с одаренными обучающимися в рамках учебного процесса:
- выбор педагогов для работы с одаренными обучающимися;
- формирование учебных групп из одаренных обучающихся (с разной целевой направленностью);
- выбор стратегии обучения для каждого одаренного обучающегося (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по направлениям деятельности;
- предоставление свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защиты творческих работ.
4. Организация работы с одаренными обучающимися во внеурочной деятельности. Она включает:
- организацию элективных курсов по выбору;
- работу в направлении исследовательской деятельности;
- организацию проектной деятельности;
- организацию экскурсий;
- организацию ученических научных конференций;
- организацию выставок;
- организацию вечеров и праздников;
- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр, др.
5. Материально-техническое и информационное обеспечение:
- обеспечение нормальной наполняемости групп;
- использование сети INTERNET;
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.
6. Работа с родителями.
Годы школьного образования - это та пора, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка [12, 13, 14, 15].
Практическая задача образовательного учреждения - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, через организацию системы рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2. Чтение лекций для родителей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Обучение детей в системе дополнительного образования.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции по следующим тематикам.
1. Понятие одаренности.
2. Виды одаренности.
3. Одаренность и пол.
4. Интроверсия.
5. Психологические аспекты одаренности.
6. Профориентация одаренных детей.
7. Социальная адаптация одаренного ребенка.
8. Одаренные дети и особенности работы с ними.
9. Развитие креативных способностей младших школьников.
Следует отметить, что для полной реализации образовательной программы в нашем образовательном учреждении имеются все условия.
На начало 2011-2012 учебного года в МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» численный состав обучающихся составил 1238 человек. По итогам тестирования из них 69 детей вошли в категорию «одаренных», что составило 5,57% от общего числа детей.
На первом этапе реализации программы работает психолог, которая применяет методику Б. М. Теплова - педагогический инструмент, используемый в работе со способными и талантливыми воспитанниками. В процессе такой работы выявляются способные (неординарные) дети к тому или иному виду деятельности. Далее, к процессу активно подключается педагог, в объединении которого занимается данный ребенок. На каждого талантливого ребенка педагог составляет индивидуальный образовательный маршрут, по которому работает весь учебный год. В течение учебного года, как обычно, с детьми проводится мониторинг по освоению материала при реализации образовательной программы, а также ведется журнал индивидуальных достижений обучающегося.
В образовательном процессе активно используются современные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская), развивающего обучения (И. П. Волков, И. П. Иванова, Г. С. Альтшулера), гуманная педагогика (Ш. А. Амонашвили), теория индивидуализации обучения (А. С. Границкая, В. Д. Шадриков).
На протяжении определенного количества лет в ЦВР «Истоки» сложились определенные принципы организации педагогического процесса с одаренными детьми:
- принцип гуманизации - заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Обучающийся находится в центре образовательного процесса. Этот принцип реализуется в выборе профиля объединения, преподавателя по профильной дисциплине. Подготовка к принятию решения продолжить образование (для старших детей) в вузе по выбранному направлению деятельности;
- принцип индивидуализации - состоит в учете психологических индивидуальных различий обучающихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т. д. Индивидуализация заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания;
- принцип дифференциации - это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие обучающихся. Для обучения одаренного воспитанника применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля;
- принцип гуманитаризации - заключается в изучении общества, культуры, истории народа (коренных народов Севера, народов, проживающих на территории города). Кроме того, этот принцип реализуется через воспитательные мероприятия, проводимые как в нашем учреждении, так и в городе, общеобразовательных школах [16, 17, 18].
При системном плановом подходе выстраивания работы с одаренными детьми имеются достаточно хорошие показатели и результаты по итогам учебного года:
- коллектив «Стиль» (педагог Зиле О.Д.) в апреле 2012 года стал обладателем двух первых мест в IV окружном фестивале «Ямальские каникулы», окружного клуба «Золотая игла» за представление коллекций «Венок Украины», «Колледж»;
- Юшкова Дарья (объединение «Конструирование и моделирование одежды», педагог Зиле
0.Д.) - 1 место в IV окружном фестивале «Ямальские каникулы» за творческий проект костюма «Венок Украины»;
- Цаххаева Нину (объединение «Конструирование и моделирование одежды», педагог Зиле О. Д.) -1 место в IV окружном фестивале «Ямальские каникулы» за творческий проект костюма «Колледж»;
- Анисимова Анна (объединение «Кожа-дизайн», педагог Иванова Ю. С.) - Лауреат международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века»;
- Аджаматова Зумруд (объединение «Лоскутная мозаика», педагог Липовченко С. М.) - Лауреат международного фестиваля детского творчества «Звезды нового века»;
- Супрун Дмитрий (объединение «Художественное выпиливание и выжигание, педагог Ново-тельнова Т. П.) - Лауреат II Всероссийского конкурса творческих проектов «Золотое рукоделие»;
- Зацепина Анжелика (объединение «Лоскутная мозаика», педагог Липоавченко С.М.) - Лауреат II Всероссийского конкурса творческих проектов «Золотое рукоделие»;
- Маньшин Александр и Гильманова Диана (объединение «Шарм+па» спортивно-бального танца, педагог Чумак О. М.) - 1 место на Международном конкурсе танца «PREMIO DANZAEUROPE 2012», (г. Червия, Италия);
- Коллектив «Шарм+Па», категория «Юниоры - 1» - 2 место на Международном конкурсе танца «PREMIO DANZAEUROPE 2012», (г. Червия, Италия);
- Ахметшина Алия (объединение «Изостудия», педагог Карасова Ф. М.) - Лауреат IV Всемирного конкурса рисунков «Дети рисуют свой русский мир»;
- Гонцова Валерия (объединение «Английский язык», педагог Жернакова Т. Л.) - Дипломант международного конкурса проектов, г. Саратов «Я познаю мир»;
- Колесникова Антонида (объединение «Изостудия», педагог Карасова Ф. М.) - Лауреат международного конкурса презентаций (творческих проектов) «Чудеса своими руками»;
- Цыганова Ольга (объединение «Художественное конструирование», педагог Залозная С. И.) - Дипломант Всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты»;
- Павлова Алена (объединение «Изостудия», педагог Карасова Ф. М.) - Лауреат Всероссийского конкурса детского художественного творчества «Быстрее, выше, сильнее!».
Помимо занятий в объединениях по выбранному направлению деятельности, у детей есть все возможности проявить свои организаторские, лидерские способности в проводимых мероприятиях, акциях, концертах, благотворительных марафонах. Также на базе Центра «Истоки» активно функционирует городская детская общественная организация «Союз юных новоуренгойцев», в состав которой входят активисты органов ученического самоуправления, лидеры детских организаций и движений 14-ти образовательных учреждений г. Новый Уренгой, активисты Центра «Истоки» и их численность составляет 154 человека. Работа общественной организации ведется по шести направлениям, среди которых каждый участник может найти дело по душе и применение своим знаниям, способностям и желаниям. А еще, общественная работа большое влияние имеет на формирование коммуникативных, нравственных, гражданско-патриотических качеств подростков, а также их социализацию и адаптацию к реалиям нынешней жизни, что является благоприятным фактором развития одаренности детей. Библиографический список
1. Кэрол Тэкэкс. Одаренные дети. - М., 2001.
2. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 2004.
3. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2007.
4. Коноплева Н. Легко ли быть вундеркиндом? [Текст] // Директор школы. - 2004. - № 3. - с. 54-59.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М., Академия,2006.
6. Фетискин Н. П. Психодиагностика детской одаренности. - Москва - Кострома, 2001
7. Александрова Е. А. Перекрестки психологии и педагогики: роль и место тьютора [Текст] / Е. А. Александрова // Завуч. -2007. - № 4. - с. 57-59
8. Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения ребенка [Текст]: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2009. - 220 с.
9. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Панов В. И., Калиш И. В., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2003.
10. Бояринцева А. В. Дополнительное образование сегодня // «Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4 (28). - С. 105-109.
11. Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». - СПб., 2003.
12. Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004
13. Александрова Е. А. Указ. соч.
14. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои индивидуальные способности. - Рига, 2002.
15. Чудновский В. Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. - М., 2000.
16. Иваненко И. Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
17. Байбородова Л. В., Золотарева А. В., Серебренников Л. Н. Указ. соч.
18. Богоявленская Д. Б. [и др.] Указ. соч.
Сидорова Людмила Александровна,
руководитель Центра дошкольного развития «Светлячок» МАОУ ДОД «Городской дворец творчества детей и молодежи № 1», г. Набережные Челны, Республика Татарстан эуеЦуасИок [email protected]
Осознанное и ответственное родительство - как модель изменения мира Аннотация. Статья содержит методические рекомендации по организации просветительской деятельности с родителями, оказание им помощи в решении проблем семейного воспитания. Автор статьи знакомит с проектом «Университет для родителей», который прошел апробацию, доказал свою эффективность в области педагогического просвещения родителей и успешно функционирует на протяжении пяти лет.
Ключевые слова: педагогическое просвещение родителей, родительские чтения, университет для родителей.
Цель программы педагогического просвещения:
Повышение педагогической культуры и компетентности в вопросах семейного воспитания родителей города через систему родительского просвещения. Задачи:
- укрепить престиж и роль семьи в обществе;
- содействовать формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери;
- повысить роль и значение отца в семье и обществе;
- подготовка подростков и молодежи к будущему осознанному родительству.
Как никогда остро сегодня ощущается необходимость системного педагогического просвещения родителей. Необходимость учить родителей тому, как создать счастливую семью, как стать заботливым отцом, настоящей мудрой мамой. Как защитить семью от разводов. Как воспитывать счастливых, здоровых, успешных детей. Все мы родом из Детства. Велико его значение в судьбе каждого человека. Именно по этой причине трудно переоценить роль семьи, как школы Любви, школы, где обучают науке, как стать человеком. Семья является единственной школой, где в совместной духовной и практической жизнедеятельности родителей и детей, основанных на взаимной любви и высокой культуре, закладываются моральные основы личности.
В 2008 году было открыто Татарстанское отделение Международного Общественного Движения «Родительская ЗАбота» на базе Городского дворца творчества детей и молодежи. Задачи движения:
- укрепить престиж и роль семьи в обществе;
- содействовать формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери;
- повысить роль и значение отца в семье и обществе;
- подготовка подростков и молодежи к будущему осознанному родительству.
Важный аспект: ждать, что счастливую семью создаст государство или кто-то другой - бесполезно. Даже самая лучшая президентская программа по вопросам семьи в ходе реализации очень быстро выродится в формальные мероприятия. Существующие сегодня различные государственные и общественные структуры не могут реально изменить ситуацию! А вот соединение действий «сверху» и «снизу» могут привести к реальному результату. Так при поддержке администрации города родился проект «Университет для родителей» города Набережные Челны. Причем инициатива исходила от «низов». Педагоги шли с идеями, предложениями в администрацию города и их идеи были приняты. Его программы охватить просвещение родителей на разных этапах становления семьи.