УДК 372.874 ББК 74.26
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ОЦЕНКЕ, АНАЛИЗУ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
I Н.В. Власова
Аннотация. В статье обосновывается важность одного из основных аспектов методической подготовки учителя изобразительного искусства по оценке и анализу детского художественного творчества. Художник-педагог должен владеть методами качественного анализа как детского рисунка (продукт творчества), так и художественно-творческого процесса. Описан начальный и аналитический этап методической подготовки учителя изобразительного искусства. Основное содержание учебной и учебно-исследовательской работы студента построено на материалах актуальных исследований современного художественного творчества ребенка. Значительная роль в формировании методической готовности студента к анализу детского творчества отводится решению учебно-методических задач, методических заданий, интенсивному опыту наблюдения за процессом изобразительной деятельности детей разных типов художественной активности, работы с оригинальным материалом технологических 102 карт. Основную работу студента по проектированию дидактических, контрольно-измерительных материалов по проблеме исследования предваряет разнообразная наблюдательная практика. В статье приводится краткий обзор учебных пособий получивших широкое применение в процессе методической подготовки учителя изобразительного искусства. Анализ литературы позволил выявить учебно-методическую направленность и дидактическую ценность отдельных задач, заложенных в содержании.
Ключевые слова: методическая подготовка учителя изобразительного искусства, методическая готовность учителя, оценка, анализ и интерпретация детского художественного творчества, методическая компетентность, учебно-методическая задача, технологическая карта, коллекция детского рисунка.
METHODICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TO THE ASSESSMENT, ANALYSIS AND INTERPRETATION OF CHILDREN'S ART CREATIVITY
| N.V. Vlasova
Abstract. The article elaborates on the importance of one of the main aspects of methodical training of fine arts teachers for the assessment and analysis of children's art creativity. The artist-teacher must have methods of qualitative analysis of children's drawings (product creation) and artistic-creative process. The article also describes the initial analytical phase of methodical training of fine art teachers. The main content of educational and educational-research work of the student is based on the materials of contemporary studies of modern artistic creativity of the child. A significant role in the formation of methodical readiness of the student to the analysis of children's creativity is given to the decision of teaching assignments, intensive experiences with the process of graphic activity of children in different types of artistic activity, work with the original material of technological maps. A study guide for the design of didactic, control and measuring materials on the study is preceded by a variety of Supervisory practice. The article provides a brief review of textbooks widely used in the process of methodical training of fine art teachers. Analysis of textbooks helps to identify training and methodological orientation and the didactic value of individual tasks embedded in the content.
Keywords: methodical training of fine arts teachers, methodical readiness of the teacher, assessment, analysis and interpretation of children's artistic creativity, methodical competence, methodical task, technological map, collection of children's drawings.
103
Методическая подготовка — ответственный этап профессионально-педагогического становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшей школы. В данном аспекте исследования ключевыми понятиями являются такие, как: профессиональная компетентность, методическая компетентность, методическая готовность, профессиональная готовность и т.д. Данная терминология встречается в актуальных современных исследованиях отечественных авторов [1—4].
«Профессиональная компетентность бакалавров профессионально-педагогического образования — это интегративное качество личности, предусматривающее овладение совокупностью сформированных у выпускника вуза общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, выражающихся в его способности и готовности эффективно включать внутренние и внешние ресурсы для выполнения задач профессиональной деятельности» [4].
104
Контекст исследований позволяет проследить два ярко выраженных подхода в определении и формировании готовности. Первый подход оценивает состояния готовности как определенную функцию [5] или психологическую установку [6]. Авторы исследований рассматривают готовность как активно-действенное состояние личности, установку на определенное поведение, нацеленность на выполнение поставленной задачи.
Второй подход оперирует понятием готовности как особым психическим состоянием. Данный подход предполагает наличие образа определенного действия и постоянной устремленности на его выполнение [7].
В настоящем исследовании методической готовности учителя к решению определенного типа учебно-методических задач будем опираться на определение Э.Ф. Насыро-вой, а именно «рассматривать данное понятие как сложное интегра-тивное личностное качество, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи» [4].
По мнению автора статьи, уровень методической подготовленности учителя изобразительного искусства определяется способностью находить оптимальное решение практических задач и педагогических ситуаций, возникающих в его профессиональном поле. Начинающий художник-педагог должен интенсивно приобретать и накапливать опыт решения таких дидактических «головоломок», приобретать знания специфики обучения искусству (как мето-
дической проблемы). Спектр видов и форм методической работы учителя изобразительного искусства обширен. Помимо универсальных и общих аспектов работы, характерных для профессии учителя-предметника, существует целый ряд специальных требований к методической подготовленности художника-педагога. Многолетнее исследование проблемы методической подготовки учителя изобразительного искусства, особенностей его профессионального «поведения», выявило острую актуальность формирования методической готовности учителя искусства к оценке, анализу и интерпретации детского художественного творчества. Автор данной статьи понимает целый комплекс освоенных знаний и компетенций:
• знание теории нормативного развития изобразительной деятельности ребенка;
• знание возрастных особенностей «эволюции» изобразительной, художественно-конструктивной деятельности ученика;
• умение «читать» детский рисунок и понимать его выразительный язык;
• умение выявлять отставание в развитии изобразительных навыков;
• методически обоснованное проектирование дидактических материалов, направленных на коррекцию изобразительной деятельности ребенка;
• компетентное и аргументированное сотрудничество с родителями учащихся по организации домашнего «свободного» рисования;
• умение диагностировать уровень художественной одаренности ребенка;
• методически обоснованное проектирование дидактических материалов, направленных на стимулирование и развитие художественной одаренности ребенка и т.д.
Для начинающих учителей изобразительного искусства (в частности, практикантов в период производственной педагогической практики) характерно на этапе оценивания детских рисунков в конце урока демонстрировать две линии поведения:
• «щедрость» в оценках, 100% класса получают отличные баллы, педагог расточает похвалы каждому ученику, умалчивая об ошибках или недочетах в рисунке;
• строгий и сухой «академизм», привнесенный из высшей школы, общение с детьми изобилует специальными терминами из академического пластического искусства, практикант искренне удивлен и разочарован «слабыми» детскими работами.
Такой характер оценочной деятельности начинающего педагога-художника свидетельствует об отсутствии системных знаний об этапах развития изобразительной деятельности, о влиянии типа высшей нервной деятельности, типа художественной активности на конечный результат (рисунок, творческий продукт), а также на качество и особенности протекания художественно-творческого процесса (как создается конечный творческий продукт). Следует признать, что существует целый ряд учебников и учебных пособий, посвященных детскому рисунку, закономерностям развития художественно-изобразительной деятельности детей. Приведем некоторые примеры (см. табл.).
Анализ содержания учебных материалов показывает их высокую ди-
дактическую ценность на теоретическом этапе обучения студента. Ряд опытных методистов успешно обогащают содержание дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» новыми разделами и блоками тем, посвященных вышеуказанным актуальным вопросам. В качестве примера можно привести опыт работы кафедры изобразительного искусства факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.
На начальном этапе изучения особенностей и возрастной периодизации, характерного выразительного «языка» детского рисунка, студентам предлагаются специальные технологические карты. Содержание этих материалов сосредоточено на изучении индивидуальной манеры рисования ребенка, особенностей творческого «поведения» на уроке изобразительного искусства (работа базируется на результатах и основных выводах лонгитюдного исследования Е.И. Коротеевой [8; 9]. Технологическая карта представлена следующими компонентами:
• характеристика начального этапа изобразительной деятельности ребенка;
• латентный период;
• основной этап изобразительной деятельности;
• поведение в процессе завершения работы;
• отношение к рисовальным принадлежностям;
• примеры рисунков детей заданного типа художественной активности (мини-коллекция детского рисунка).
В свою очередь, прилагаемая к технологической карте коллекция
105
Таблица 1
Содержание и направленность учебно-методических задач в учебных пособиях для методической подготовки учителя изобразительного искусства
106
№ Автор, название пособия Особенности содержания Направленность учебно-методических задач
1 Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк (Выготский Л.С., СПб: Союз, 1997) Возрастная периодизация изобразительной деятельности детей, примеры описательного характера, описание и иллюстрирование основных явлений и феноменов изобразительной деятельности (головоноги, рентгеновские рисунки, рисунок - графический рассказ, этапы формального, схематичного, пластического рисования и т.д.) Стадийность развития изобразительных умений и воображения, эволюция и приращение «деталями», визуальные эталоны в детском рисовании
2 Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие (Игнатьев С.Е., М.: Академический проект, 2007) Развернутое описание этапов нормативного развития изобразительной деятельности ребенка, анализ и последовательное иллюстрирование основных явлений и феноменов изобразительной деятельности детей (линия, цвет, художественно-образные решения в детском рисунке т.д.), обоснование приемов интерпретации детского рисунка, комментирование данных, обобщение результатов; ранжирование, упорядочение, распределение, соотнесение, комбинирование информации. Примеры эмпирического обобщения при анализе и оценке детского художественного творчества Анализ основных аспектов изобразительной деятельности детей (линия, цвет, худо-жественно-образ-ные решения) рассматривается как способ совершенствования методики обучения изобразительному искусству
3 Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник (Ростовцев Н.Н., М.: Альянс, 2014) - цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе; - содержание занятий по изобразительному искусству (рисование с натуры, рисование на тему, урок-беседа об изобразительном искусстве, декоративная работа); - дидактические принципы преподавания изобразительного искусства в школе; - преподаватель как организатор учебного процесса; - урок как основная форма организации учебной работы в школе; - учет успеваемости школьников; - внеклассная работа по изобразительному искусству Примеры фрагментов урока изобразительного искусства, структура урока в зависимости от типа и вида изобразительной деятельности, соотнесение терминов и их определений, анализ уроков, соотнесение упражнений с этапами обучения
Окончание таблицы 1
4 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник (Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., М.: Академия, 2001) Артпедагогика (педагогика искусства) как средство развития детей, принципы и методы артпедагогики, формы организации художественной деятельности, роль педагога в художественном развитии детей. В пособии приводятся примеры анализа художественного процесса отдельного ребенка, детского коллектива по блоку качественных характеристик Анализ процесса художественного творчества ребенка, методы качественного анализа деятельности
5 Рисуночные тесты: иллюстрированное руководство (Венгер А.Л., М.: Владос-пресс, 2003) Полное иллюстрированное руководство по применению системы рисуночных заданий-тестов. Определение с помощью рисунка на заданную тему «психологического портрета» рисующего ребенка, склад его личности, отношение к определенным сторонам действительности Рисуночный тест как инструментарий, система приемов диагностики творческого, личностного, психического развития
6 Как смотреть и видеть детские рисунки / Анализ и интерпретация произведения искусства (Некрасова-Каратеева О.Л., М.: Высшая школа, 2005) Детский рисунок как явление культуры. Эстетическая, психологическая, эмоционально-сензитивная функции детского рисования. Описание фаз доизобразительного и изобразительного рисования дошкольника. Блок вопросов для самопроверки и задания в конце учебных материалов обращены к личному «детскому» опыту студента, анализу собственных детских композиций Фокус на продукте детского творчества (рисунок, макет, панно, аппликация), обращение к личному «детскому» опыту рисования
детского рисунка, включает в себя аутентичные рисунки по нескольким обязательным блокам: портрет, фигура человека (или сказочного персонажа), декоративный орнамент, пейзаж (как объект изучения «детской» перспективы, использования элементов загораживания и др.), тематическое рисование. Данный дидактический материал представлен в пяти вариантах (гиперактивный тип художественной активности (ХА), тип повышенной ХА, устойчивый тип ХА, маловыраженный тип ХА, скрытый тип ХА) и рассматривается как условие для решения целой си-
107
стемы учебно-методических задач. Будущий учитель изобразительного искусства получает целостное впечатление о творческом «поведении» школьника, так как в той или иной пропорции все пять типов юных художников присутствуют абсолютно в каждом классе общеобразовательной школы.
Этот этап работы студента с технологической картой можно назвать аналитическим. Студент, изучив описание (условие учебно-методической задачи), должен составить таблицу, которую условно можно назвать «преимущества данного типа
108
ХА / слабые стороны данного типа ХА». Заполнив таблицу и сопоставив с начальным описанием типа художественной активности школьника, студент вносит уточнения и дополнительные пункты в обе табличные графы. Данная работа помогает будущему учителю искусства осознать, что бездарных, художественно «безнадежных» детей не существует. Каждый ученик уникален как личность и «художник» (несмотря на часто повторяемые в учебной и методической литературе аналогичные тезисы, иногда они остаются формальными текстами, которыми обучающиеся забывают руководствоваться в процессе взаимодействия с детским коллективом на практике).
Также аналитический этап работы включает в себя внимательный разбор выявленных «слабых сторон» конкретного типа художественной активности ребенка. Студент по каждой позиции должен продумать возможный вариант коррекции «изобразительного» поведения ребенка: методические приемы, необычные рисовальные материалы и техники выполнения композиции, формы организации учебно-творческих занятий и т.д. Следует признать, что на первых порах это по-настоящему трудная и аналитическая работа для студента, не имеющего широкого педагогического опыта.
Часть студенческой группы сразу идет по пути «методических стереотипов», банальных способов решения учебно-методической задачи. Обращение к детской психологии, возрастным и типологическим особенностям изобразительной деятельности, анализ продуктов детского творчества (например, собственных дет-
ских альбомов, рисунков ближайших членов семьи: младшие братья, сестры, племянники), «живое» наблюдение за процессом детского рисования (этап «пассивной» педагогической практики в дошкольных и общеобразовательных школьных учреждениях) успешно искореняют формальный подход в работе начинающего педагога.
Наибольший эффект в формировании методической готовности студента к оценке, анализу детского художественного творчества дают такие учебно-методические задания:
1) разработать комплект кор-рекционно-развивающих упражнений, учебных заданий по изобразительному искусству для конкретного типа художественной активности младшего школьника (с обоснованием авторского выбора).
2) разработать методические рекомендации для родителей младшего школьника по организации домашнего рисования с учетом типа художественной активности ребенка (с обоснованием авторского выбора).
3) собрать коллекцию детского рисунка, иллюстрирующую уровень изобразительной деятельности младшего школьника заданного типа художественной активности (с обоснованием выбора) [10, с. 86].
Целенаправленная работа на аудиторных занятиях, предваряя период производственной практики в школе, дает положительный результат в фундаментальной теоретической подготовке студента по анализу, оценке и интерпретации детского художественного творчества.
В свою очередь, анализ итоговых отчетов (по результатам педагогической практики) на старших курсах,
материалы учебно-исследовательских работ, протоколы интервьюирования студентов показывают, что высокий уровень знаний о характере детского художественного творчества, его периодизации и понимание определенных типологических особенностей изобразительной деятельности ребенка не гарантируют автоматическое усвоение эффективных приемов работы художника-учителя на уроке. Профессионально-методическая деятельность начинающего учителя «скатывается» на репродуктивный уровень действий по образцу, знакомому шаблону. Примечательно, что в большинстве случаев таким шаблоном служит школьный «ученический» опыт студента, его впечатления-воспоминания о манере преподавания конкретного учителя, впечатления о сценарии «идеального» урока изобразительного искусства и т.д.
Поиск действенной системы методической подготовки учителя изобразительного искусства привел автора данной статьи к решению рассмотреть отдельные аспекты содержания дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» как совокупность феноменов, закономерно возникающих методических проблем на пути художественно-творческого развития ребенка той или иной ступени обучения. Например, аспект возрастной периодизации в художественной педагогике может быть обозначен как материал для индивидуальных исследовательских проектов по следующим темам:
• особенности изобразительной деятельности дошкольника;
• особенности изобразительной деятельности младшего школьника;
• особенности изобразительной деятельности подростков и старшеклассников:
• угасание интереса и кризис изобразительной деятельности подростков;
• преодоление цветового стереотипа в восприятии и изобразительной деятельности дошкольника (младшего школьника; подростка);
• диагностические инструменты при определении художественно-творческой одаренности ребенка дошкольника (младшего школьника; подростка);
• количественные и качественные критерии оценки детского художественного творчества;
• поведенческие критерии оценки детского художественного творчества;
• развивающие функции детской иллюстрированной книги;
• влияние книжной иллюстрации на развитие культуры цвета в детском рисовании;
• сравнительный анализ содержания рисунков детей с точки зрения влияния СМИ, рекламы, массовой культуры на детское творчество;
• сравнительный анализ рисунков мальчиков и девочек подросткового возраста: манера рисование, сюжет, содержание рисунка;
• формы и технологии коллективного художественного творчества в начальной школе (в средней школе (5-7 классы); в старшей школе) [11, с. 185].
В данном случае от студента требуется не просто выполнить формальную часть работы с текстом: историей вопроса, разбором ключевых понятий, обзором программно-методических материалов по актуальной теме исследовательского проекта, а выработать действенное решение учебно-
109
110
методической задачи (проблемы), предложить дидактически обоснованный продукт. Таким результатом — дидактическим продуктом — могут быть спроектированные диагностические, контрольно-измерительные материалы (бланочный тест, рисуночный тест), макет творческой тетради как дидактического средства коррекции, развития того или иного аспекта изобразительной деятельности (культура восприятии цвета, преодоление композиционных штампов, усвоение законов формотворчества, культура подачи графической информации и т.д.).
Таким образом, в ситуации низкого уровня «исходного» интереса студента-художника к изучению методического блока дисциплин, организация учебной и учебно-исследовательской работы должна отвечать следующим условиям:
• практическая и социально-ориентированная значимость выполняемой работы. Например, проектирование макета «графической прописи», творческой или рабочей тетради по изобразительному или декоративно-прикладному искусству для младшего школьника (подростка, старшеклассника);
• умение студента прогнозировать дидактическую ценность разрабатываемого материала с учетом возраста и контингента учащихся (общеобразовательный уровень, система дополнительного или начального профессионального образования);
• умение определить оптимальную дидактическую порцию нового теоретического материала в области изобразительного искусства для конкретного ребенка;
• максимальная ориентация на «детский» и «ученический (школь-
ный)» опыт студента, опора на зрительную и эмоциональную память «детских наблюдений и образов» (действенный способ понять рисующего ребенка, оценить комплекс «трудностей и ошибок», характерных для самодеятельного детского рисования);
• органичное соединение текущих и промежуточных форм контроля по блоку методических дисциплин (теория и методика обучения изобразительному искусству, технологии педагогического рисунка, проектная деятельность в художественном образовании и т.д.);
• привлечение студентов к актуальной научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, организуемой кафедрой (например, в рамках внутреннего научно-исследовательского гранта (актуальные аспекты художественной педагогики));
• вариативность форм, тематики, технологий исполнения текущих заданий по блоку методических дисциплин, организация проектной деятельности студентов как коллективной формы работы (умение работать в команде, распределять обязанности, находить оптимальное решение для поставленной методической задачи).
Таким образом, решение учебно-методических задач, направленных на формирование готовности студента к анализу, оценке и интерпретации различных видов детского художественного творчества, позволит начинающему художнику-педагогу быть «зорким» к неочевидным признакам художественной одаренности конкретного ребенка в классе, понимать «язык» детского рисунка на каждом возрастном этапе, распозна-
вать ошибки и трудности произвольного рисования на заданную тему, осознать важность «доизобразитель-ного» (латентного) этапа на уроке, когда зарождается замысел, оригинальный образ и художественная идея будущей композиции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 147 с.
2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шия-нов; под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
3. Руденко, Т.Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.Б. Руденко. - Волгоград, 1999. - 181 с.
4. Насырова, Э.Ф. Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) [Текст] / Э.Ф. Насырова, А.А. Дроздова // Modern Research of Social Problems. -2015. - № 6 (50) [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod icheskaya-gotovnost-kak-sostavlyayuschay a-professionalnoy-kompetentnosti-bakalav rov-professionalno-pedagogicheskogo (дата обращения: 03.12.2016).
5. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Изд-во соврем. гуманитар. ун-та, 2009. - 291 с.
6. Узнадзе, Д.Н. Теория установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе / Под ред. Ш.А. Надирашви-ли, В.К. Цаава. - Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 448 с.
7. Каткова, Л.В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи: Автореферат
дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Л.В. Каткова. - Белгород, 2013 . - 18 с.
8. Коротеева, Е.И. Определение типов художественной активности младших школьников и отражение ее на становлении индивидуального стиля художественной деятельности [Текст] / Е.И. Коротеева // Педагогика искусства: сетевой журнал.
- 2011 - № 1 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.art-education. ru/ AE-magazinn. (дата обращения: 03.12.2016).
9. Коротеева, Е.И. Результаты опытной работы по развитию художественной индивидуальности бывших учеников экспериментальных классов [Текст] / Е.И. Короте-ева // Педагогика искусства: сетевой журнал. - 2008 - № 1 [Электронный ресурс].
- URL: http://www.art-education. ru/ AE-magazinn (дата обращения: 03.12.2016).
10. Власова, Н.В. Формирование методической компетентности будущих учителей изобразительного искусства в процессе освоения дисциплин методического цикла [Текст] / Н.В. Власова // Известия Воронежского государственного педагогического университета: сборник научных трудов. - 2016. - Т. 271. - № 2. - С. 86 [Электронный ресурс]. - URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=26335898 (дата обращения: 03.12.2016).
11. Власова, Н.В. Анализ и интерпретация продуктов детского художественного творчества: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» [Текст] / Н.В. Власова. - Воронеж: ВГПУ, 2015. -188 с.
REFERENCES
1. Katkova L.V., Sotsialnyie tehnologii pro-filaktiki addiktivnogo povedeniya stu-dencheskoy molodezhi, Extended abstract of PhD dissertation (Sociology), Belgorod, 2013 , 18 p. (in Russian)
2. Koroteeva E.I., Opredelenie tipov hudo-zhestvennoy aktivnosti mladshih shkolnikov i otrazhenie ee na stanovlenii individualnogo stilya hudozhestvennoy deyatelnosti, Peda-gogika iskusstva: setevoy zhurnal, 2011, No. 1, available at: http;//www.art-education.
111
ru/AE-magazinn (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
3. Koroteeva E.I., Rezultatyi opyitnoy rabotyi po razvitiyu hudozhestvennoy individual-nosti byivshih uchenikov eksperimentalnyih klassov, Pedagogika iskusstva: setevoy zhur-nal, 2008, No. 1, available at: http://www. art-education.ru/AE-magazinn (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
4. Kuzmina N.V., Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya, Moscow, Vysshaya shkola, 1990, 147 p. (in Russian)
5. Levitov N.D., Voprosyipsihologii haraktera, Moscow, Izdatelstvo sovremennogo gumani-tarnogo universitetata, 2009, 291 p. (in Russian)
6. Nasyirova E.F., Drozdova A.A., Metodiches-kaya gotovnost kak sostavlyayuschaya pro-fessionalnoy kompetentnosti bakalavrov professionalno-pedagogicheskogo obra-zovaniya Sovremennyie issledovaniya sotsi-alnyih problem (elektronnyiy nauchnyiy zhurnal), Modern Research of Social Problems, 2015, No. 6 (50), available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-gotovnost-kak-sostavlyayuschaya-profes-sionalnoy-kompetentnosti-bakalavrov-pro-
fessionalno-pedagogicheskogo (accessed: 11.07.2017). (in Russian)
7. Rudenko T.B., Formirovanie didaktiko-metodicheskoy kompetentnosti buduschego uchitelya nachalnyih klassov v sovremennyih usloviyah, PhD dissertation (Pedagogy), Volgograd, 1999, 181 p. (in Russian)
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N., Pedagogika, ed. V.A. Slastenin, Moscow, 2008, 576 p. (in Russian)
9. Uznadze D.N., Teoriya ustanovki, ed. Sh.A. Nadirashvili, V.K. Tsaava, Voronezh, Institut prakticheskoy psihologii, 1997, 448 p. (in Russian)
10. Vlasova N.V., Analiz i interpretatsiya produktov detskogo hudozhestvennogo tvorchestva, Uchebnoe posobie dlya studen-tov, obuchayuschihsya po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" profil "izo-brazitelnoe iskusstvo", Voronezh, 2015, 188 p. (in Russian)
11. Vlasova N.V., Formirovanie metodicheskoy kompetentnosti buduschih uchiteley izobra-zitelnogo iskusstva v protsesse osvoeniya distsiplin metodicheskogo tsikla, Izvestiya VGPU, 2016, Vol. 271, No. 2, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=26335898 (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
112
Власова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический университет, vlasova1013@ rambler.ru
Vlasova N.V., PhD in Education, Associate Professor, Fine Arts Depatment, Voronezh State Pedagogical University, [email protected]