УДК 3711 Л. А. ИВАХНОВА
Омский государственный педагогический университет
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В статье раскрыта методика интегративной подготовки специалистов художественнопедагогического направления, которая обусловлена многокомпонентностью содержания изобразительного искусства — школьной учебной дисциплины. Отмечается то, что важными аспектами профессиональной деятельности учителя является организация восприятия произведений искусства, обучение способам работы художественными материалами, иллюстрированию и основам дизайна. Кроме того, актуальна деятельность учителя по проектированию содержания художественного образования учащихся, диагностика и корректировка художественного развития школьников.
Ключевые слова: интеграция, профессиональная подготовка, учитель изобразительного искусства, восприятие, технологии, проектирование.
Ведущей тенденцией развития современного общества и высшей школы становится интеграция, стремление к подготовке специалистов многопрофильного направления. Концепция интегративной подготовки кадров художественно-педагогического направления предполагает усиление научно-практического аспекта дисциплин синтезирующего типа. Такой подход к подготовке обусловлен интегративным содержанием дисциплин, которые преподает учитель изобразительного искусства, характером художественной деятельности, которой он обучает школьников.
Идеи интеграции содержания образования получили развитие в трудах С. И. Архангельского, М. Н. Беру-лавы, Л. И. Еременко, И. Д. Зверева, В. С. Леднева, И. П. Яковлева и др., в области изобразительного искусства в разработках В. С. Кузина, Б. М. Немен-ского, С. П. Ломова. Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпи-каловой. Научные поиски ученых направлены на межпредметную интеграцию, которая спроектирована в программах по изобразительному искусству нового поколения. Реализация такого типа программ по изобразительному искусству предполагает наличие в вузе синтезирующего курса, интегрирующего различные аспекты профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.
Одним из основных признаков интеграции в профессиональной подготовке специалистов выделяется целостность системы обучения, которая в итоге функционирования дает системность знаний и умений, обеспечивающих возможность решать новые профессиональные задачи. При этом целостность понимается как результат интеграции отдельных частей (В. Г. Афанасьев, В. Н. Садовский, В. С. Тюхтин и др.). Сущность интегративности системы раскрывается в определении И. П. Яковлева: «под целостной системой можно понимать хорошо организованную, управляемую систему с развитыми внутренними и внешними связями» [1, с. 6]. Из данного определения следует, что эффективность функционирования системы зависит от управления ею и интеграции, составляющих систему компонентов. Причем «интеграция стремится связать все элементы и централизовать
управление, чтобы система в целом функционировала с максимальным эффектом» [1, с. 9].
Таким образом, процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в рамках учебного курса можно назвать системой в том случае, если компоненты этой подготовки будут взаимосвязаны, а процесс управляемым. Следовательно, интеграция является сущностной чертой системы. Интеграция не исключает специфику и определенную самостоятельность отдельных частей интегрированного целого.
Концепция интегративной подготовки специалистов в высшей школе предполагает введение дисциплин синтезирующего типа, усиливающих практическую подготовку, которые направлены на формирование готовности к решению профессиональных задач. Нами разработан и апробирован в течение нескольких лет в рамках вузовского компонента курс «Научные основы методики обучения изобразительному искусству», который раскрывает взаимосвязь различных аспектов профессиональной деятельности учителя, моделирует педагогический процесс на уроке, интегрирует материал специальных дисциплин. Данный курс отражает специфику профессиональной деятельности современного учителя изобразительного искусства, направлен на формирование знаний и умений, развитие способностей, усвоение современных технологий обучения искусству, а также позволяет раскрыть роль учителя в проектировании содержания художественного образования, организации изобразительной деятельности детей и восприятия изобразительного искусства, в развитии их общих и художественных способностей. Таким образом, в структуру курса включены темы, которые наиболее полно отражают принципы художественного образования и эстетического воспитания учащихся.
Художественное образование и эстетическое воспитание занимают важное место в документах о модернизации содержания образования. Сегодня к художественной культуре приобщены все школьники. Однако это общение с искусством не всегда продуктивно. В этой связи авторами концептуальных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
программ (В. С. Кузин, С. П. Ломов, Б. П. Неменский, Б. П. Юсов и др.) определены условия эффективности уроков изобразительного искусства и принципы художественного образования. Изучению принципов системы эстетического воспитания и художественного образования посвящена тема лекции и семинарских занятий. Среди них: «изучение искусства, как эстетического явления», «формирование интереса к искусству и потребности в художественной деятельности», «единство обучения и творчества», «сочетание восприятия искусства и практической художественной деятельности», «использование разнообразных средств создания художественного образа, отражающего реальное богатство художественной практики» и др.
Реализация обозначенного принципа вызывает необходимость практического освоения будущими учителями способов работы различными художественными материалами и техниками выполнения заданий, которые предусмотрены программой, обогащают творческий и педагогический арсенал учителя и возможности учащихся для творческого выражения замысла. В данном курсе рассматриваются традиционные способы выполнения заданий на передачу объема, формы, материальности в технике «акварель», приемы реалистичной и декоративной трактовки образа гуашью. Большое значение придается изучению способов работы мягкими материалами: пастелью на тонированной бумаге врастир, гобеленовый штрих, пуантели, однонаправленный штрих, каракулеобразный штрих, пастозное многоцветное нанесение пастели на контрастной по цвету бумаге, приемы работы сангиной, углем, цветными карандашами [2].
В программах по изобразительному искусству предусмотрено изучение техники рисования пером, как средства создания графического образа. В этой связи изучались способы работы тушью — пером: линейный рисунок, многослойная штриховка, однонаправленный штрих, гобеленовый штрих, пуантели, силуэтная проработка монотипии. Рисование пером требует точности и поэтому способствует формированию визуального восприятия и моторики руки, расширяет возможности учащихся в создании графических и декоративных работ. В рисунке пером можно использовать акварельную подцветку, такая техника применима для иллюстрирования литературного текста и создания проектов по дизайну.
Хороший эффект для создания художественного образа на плоскости дает аппликация из ткани, бумаги, соломки. Для этого отрабатывается технология выполнения обрезной аппликации, обрывной аппликации, и других техник, которым должен обучить учащихся учитель. Это мозаика из бумаги, монотипия, граттография, флористика. Организация деятельности по усвоению приемов работы художественными материалами открывает перед учащимися новые возможности в реализации своих замыслов, активизирует процесс обучения искусству, направленность образовательного процесса на, выработку практических навыков, развитие способностей.
Ведущим принципом содержания художественного образования является единство восприятия и практической художественной деятельности. Вместе с тем в научной литературе содержится обоснованное утверждение, что в педагогическом процессе наименее разработанным компонентом является общение учителя и учащихся, которое должно соответствовать содержанию и методике преподавания предмета, а также обеспечивать их реализацию (В. А. Кан Ка-
лик, В. А. Мудрик, Л. А. Петровский и др.). Предметом общения учителя изобразительного искусства является искусство. Общение средствами искусства — это художественное восприятие и познание законов прекрасного в искусстве и действительности, создание красоты собственными руками по изученным законам, которое имеет огромное значение для всестороннего развития личности школьников. Однако самостоятельно разобраться в потоке художественной информации, сложном и многообразном мире искусства школьники не в состоянии. Решить эту проблему может предметно подготовленный учитель, знающий особенности художественного восприятия. Поэтому актуальным аспектом профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства является организация художественного восприятия учащихся. Существенное влияние на качество обозначенного аспекта профессиональной деятельности оказывает знание психологических закономерностей восприятия искусства и понимание условий его наибольшего воздействия на зрителя. Изучение такой закономерности восприятия как фазность, позволяет учителю грамотно строить процесс восприятия картины. На первой стадии происходит общее ознакомление учащихся с картиной, создается общий настрой на восприятие размерами полотна, распределением масс в картине, цветовой гаммой, преобладающим цветом. На второй стадии учителем раскрываются композиционные средства, использованные автором для создания образа и передачи художественного содержания. На третьей, завершающей, стадии происходит ознакомление учащихся со всеми деталями картины, объединение всех элементов в целостный образ и только после этого у учащихся происходит формирование эстетической оценки содержания и художественных достоинств картины. Знание другой психологической закономерности — селективности, дает возможность акцентировать внимание учащихся на идее и теме произведения, на том, что было значимым для самого художника в создании картины. Общность принципов селективности одно из важных условий духовного контакта художника и зрителя [3]. Следовательно, для организации восприятия искусства важно знать авторскую позицию, мотивы и историю создания художественного произведения.
Усвоение определенных соотношений в картине, способствующих быстроте и легкости восприятия, позволяет учителю адекватно отбирать визуальный ряд. Так, решающее значение для художественного восприятия имеет соотношение фигуры и фона, чем оно контрастнее, тем легче происходит восприятие. Быстрее и легче происходит восприятие картин, имеющих меньше планов, а также решенных лаконично. Для создания установки на восприятие в монологическом изложении необходимо использовать высказывания выдающихся деятелей искусства о данной картине. Все перечисленные компоненты включены в технологию проведения уроков восприятия изобразительного искусства и отражают практическую подготовку учителя к организации общения средствами искусства.
Важнейшей частью занятий по изобразительному искусству является иллюстрирование. Проведение занятий по иллюстрированию и оформлению книг требует от будущих учителей специальных знаний и умений: системного представления об этапах процесса работы художника над книгой, практического выполнения проекта художественного оформления книги, методики разработки внешних и внутренних элементов оформления книги. В этой связи лекции
и практические занятия носят практико ориентированный характер. На них изучаются и отрабатываются теоретические основы методики проведения уроков иллюстрирования книги, средства выразительности композиции иллюстрации, виды иллюстраций и задачи художника иллюстратора, технология проведения уроков иллюстрирования литературных и музыкальных произведений с учетом процесса работы художника над иллюстрацией. В практической подготовке можно выделить систему заданий, способствующих подготовке учителя к обучению учащихся иллюстрированию. Задания на воспроизведение иллюстрации обеспечивают овладение сложными техниками выполнения иллюстраций. Задания на отработку этапов творческого процесса художественного оформления книги и создание художественного образа: определение сюжетных моментов для иллюстрирования (раскадровка), сбор подготовительного материала (наброски, зарисовки фигуры, интерьера, костюмов), выполнение эскизов всех элементов художественного оформления книги, поиск техники, тонального и цветового решения, выполнение художественного оформления книги в единой технике и манере. Выполнение заданий на уровне репродуктивно-творческой деятельности позволяет будущим учителям изобразительного искусства на практике решать задачи художника книги, овладеть методикой иллюстрирования. Данное задание лежит в основе разработки технологии обучения учащихся иллюстрированию и служит дидактическим материалом для объяснения способов решения изобразительных задач в художественном оформлении книги.
Отличительной чертой современных программ по изобразительному искусству является то, что в них много внимания уделяется изучению дизайна, как специфической области профессиональной деятельности. В программе по дизайну под редакцией В. С. Кузина предусмотрено выполнение эмблем для кабинетов школы, знаков визуальной коммуникации, шрифтовой композиции, конструирование игрушек, создание декоративной решетки, выполнение эскизов народных игрушек, сувениров, проектирование современного костюма, мебели, зон квартиры, посуды, проектирование элементов дизайна среды [4]. В программах по изобразительному искусству под редакцией С. П. Ломов, Б. М. Неменского задания по дизайну появляются в начальной школе. Это лепка и декор посуды, эскизы театральной графики: афиша, буклет, занавес, костюм; в среднем звене поздравительной открытки, упаковки для подарка, художественного оформления сказки. В старших классах предлагаются темы: функционально архитектурная планировка своего дома, дизайн и архитектура моего сада, композиционно конструктивные принципы дизайна одежды, мой костюм мой облик и др. [5, 6].
Таким образом, обучение дизайну становится учебной проблемой, требующей адекватной подготовки учителя изобразительного искусства. Результативным для ее решения является проектное обучение. Проектное обучение метод подготовки будущих специалистов, который включает репродуктивные формы — лекции, беседы и самостоятельный поиск учебно-творческого выражения замысла в проекте. Выполнение задания-проекта обеспечивает индивидуализацию обучения студентов, расширение объема профессиональных знаний и способов решения творческих задач в области методики обучения дизайну.
Теоретические основы и особенности выполнения заданий раскрываются на лекции, студенты знако-
мятся с определением понятия «дизайн» и классификацией видов дизайна, методическими задачами и характеристикой этапов работы над темой проекта по дизайну. Рассматриваются также такие составляющие дизайна, как композиция, цвет, основы формообразования, шрифт. Лекция как единство формы и метода обучения позволяет студентам включиться в процесс усвоения информации и визуального восприятия лучших образцов из истории дизайна. На основе анализа программ по изобразительному искусству в школе были определены задания, выполнение которых необходимо учителю для обучения учащихся основам дизайна. По каждой теме определены методические задачи и этапы выполнения задания — проекта. При этом, данный проект служит для учащихся аналогом выполнения собственной разработки по графическому дизайну. Презентация к проекту является основой для организации проектной деятельности учащихся.
В настоящее время большое внимание уделяется реформе образования. Реформа содержания образования становится реальной, если в ней помимо государства принимают участие различные субъекты культуры [7]. Педагог осуществляет реформу образования непосредственно, а ее результат зависит от умения учителя проектировать содержание учебного предмета. В документах ЮНЕСКО по высшему образованию обозначена необходимость в умении будущих учителей составлять программы обучения, то есть конструировать содержание образования уже в ходе вузовской подготовки. В научных изданиях учителю отводится существенная роль в разработке учебных программ, отборе учебного материала, конструировании урока. Выпуск государственных учебных изданий рассчитан на их творческое применение учителем. По этому поводу М. П. Скаткин и В. В. Краевский писали, что «в определенном смысле слова учитель — всегда соавтор ученого — педагога. Ему приходится при подготовке к уроку формулировать дидактическую задачу, детализировать и трансформировать содержание, представленное в учебных материалах, выбирать методы обучения и предусматривать реализацию их в последовательности методических приемов» [8, с. 82]. В этой связи структурным элементом подготовки учителей изобразительного искусства является проектирование содержания художественного образования учащихся.
В настоящее время учителю изобразительного искусства приходится проектировать содержание учебных предметов художественного цикла на весь период обучения, на год, на четверть и на каждый урок. Результатом проектной деятельности на уровне учебного предмета является рабочая учебная программа, составленная с опорой на структуру педагогического процесса (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, приемы и задания), то есть осуществляется разработка содержательного и технологического аспектов изобразительного искусства как учебной дисциплины. Разработка данного документа вызывает определенные трудности, как у студентов, так и у опытных учителей. В этой связи проектированию программ обучения уделяется большое внимание, так как она является основанием для допуска учителя к работе с учащимися. Уровень проектирования педагогической деятельности включает отбор учебного материала, определение способов и средств учебной деятельности, подборку зрительного ряда и различных видов наглядности для изучения темы, выбор методов обучения и задания учащимся. Происходит оформление проекта изучения
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
темы в виде сценария урока или технологической карты, которая сопровождается электронной презентацией.
Уровень структуры личности предполагает исследование переменных педагогического процесса (овладение способами изобразительной деятельности, индивидуальное развитие школьников) и на основе полученных данных корректировка деятельности обучаемых. Диагностика общих и изобразительных способностей важный аспект деятельности учителя. При этом диагностика художественного развития осуществляется по рисункам детей. Изобразительная деятельность детей эмоционально окрашена. Очень информативно и то, как ребенок использует средства выразительности — цвет, линию. Учителю важна информация об актуальном эмоциональном самочувствии детей, их отношениях в семье, в коллективе, с окружающим миром. В этой связи студенты знакомятся с рисуночными тестами как средством изучения интеллектуального и художественного развития детей, с методикой применения тестовых показателей к рисункам, а также с методикой изучения цветовых предпочтений детей, эмоционального состояния ребенка и его корректировки с помощью цвета.
Таким образом, подготовка специалистов многопрофильного направления, каким является изобразительное искусство, актуализирует проблему комплексных дисциплин. Формированию интегративной подготовки способствует комплексная учебная дисциплина, включающая в себя ряд компонентов, которые раскрывают современные требования к профессиональной художественной и педагогической деятельности учителя изобразительного искусства. Научные основы методики обучения изобразительному искусству в школе, как учебная дисциплина, обеспечивает готовность будущих специалистов к решению образовательных и исследовательских задач в области эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного искусства.
Библиографический список
1. Яковлев, И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством [Текст] / И.П. Яковлев. — Л. : Изд во ЛГУ, 1980. — 116 с.
2. Ивахнова, Л.А. Обучение учащихся способам и техникам работы художественными материалами как средство развития творческих способностей [Текст] / Л.А. Ивахнова // История, проблемы и перспективы художественно-педагогического образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во Академия, 2005. — С. 378 — 387.
3. Кудин, П.А. Психология восприятия и искусство плаката [Текст] / П.А. Кудин, Б.М. Ломов, А.А. Митькин. — М. : Плакат, 1987. - 208 с.
4. Основы дизайна: 5-9 классы [Текст] : программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Под ред. чл.-корр. В.С. Кузина. — М. : Дрофа, 2002. — С. 42-52.
5. Изобразительное искусство и художественный труд : программы образовательных учреждений. 1 — 9 классы [Текст] / Под ред. академика РАО Б.М. Неменского. — М. : Просвещение, 205. — 142 с.
6. Изобразительное искусство : учебно-методическая комплексная документация [Текст] / Под ред. академика РАО С.П. Ломова. — М. : Агар, 2009. — 224 с.
7. Розин, В. Философия образования: Предмет, концепция, направление изучения [Текст] / В. Розин // Alma mater. Вестник высшей школы. — 1991. — № 1. — С. 48 — 57.
8. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краев-ский. — М. : Знание, 1991. — 96 с.
ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания института искусств.
Адрес для переписки: e-mail: ivahnova50 @mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.
© Л. А. Ивахнова
Книжная полка
Ганькина, М. В. Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании / М. В. Ганькина. - М.: Генезис, 2010. - 232 с.
Книга предлагает способы работы, которые под силу буквально каждому ученику. Они одинаково любимы и отличниками, и двоечниками. Они помогают как бы невзначай открывать справедливость опостылевших правил, удивляться и радоваться красоте родного языка. Являясь своеобразными тренажерами, они позволяют набить руку в грамотном письме, но при этом способствуют нормальному живому общению учеников друг с другом. Предлагаемые методические ходы, дидактические материалы и рабочие тетради можно использовать практически в любом классе начальной и средней школы независимо от темы урока.