слово!
предоставляется|
1УДК 372.874 ББК 74.26
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Н. В. Власова
Аннотация. В статье рассматривается аспект проектирования дидактических материалов по изобразительному искусству с использованием содержания региональной культуры. Анализируются отдельные формы и виды дидактических материалов по изобразительному искусству. Определяется роль и место регионального содержания природы и культуры родного края в процессе изучения изобразительного искусства. Выявляются типичные ошибки и методические стереотипы учителя изобразительного искусства при организации художественно-творческой деятельности детей при изучении художественной культуры родного края. Приводится анализ исходного уровня готовности студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию дидактических материалов с использованием содержания региональной культуры. Представлена структура и перечень обязательных элементов методического продукта, обеспечивающих его дидактическую ценность.
Ключевые слова: методическая подготовка бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство»), проектирование дидактических материалов, виды, формы и жанры дидактических материалов по изобразительному искусству, региональный компонент, региональная культура, дидактическую ценность методического продукта.
DESIGNING OF TEACHING MATERIALS FOR FINE ARTS USING THE CONTENT OF THE REGIONAL CULTURE
N. V. Vlasova
Abstract. The article deals with the aspect of designing didactic materials on fine arts using the content of regional culture. Some forms and types of didactic materials on fine arts are analyzed. The role and place of regional content of nature and culture of native land in the process of studying fine arts is determined. Typical mistakes and methodical stereotypes of the teacher of fine arts in the organization of artistic and creative activity of children in the study of the artistic culture of the native land are revealed. The article presents the analysis of the initial level of readiness of undergraduate students of pedagogical education (profile „Fine arts") to design didactic materials using the content of regional culture. The structure and the list of obligatory elements of the methodical product providing its didactic value are presented.
Keywords: methodical preparation of the bachelor of pedagogical education (the profile „Fine arts"), design of didactic materials, types, forms and genres of didactic materials on fine arts, regional component, regional culture, didactic value of a methodical product.
Проектирование дидактических материалов по изобразительному искусству -важная часть методической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство»). Следует отметить, что формы и виды дидактических материалов по дисциплине «Изобразительное искусство» разнообразны:
• дидактическое сопровождение к уроку рисования с натуры (алгоритм-инструкция для учащихся школы, технологическая карта урока, дидактический материал для фронтальной работы с классом, дидактический материал для индивидуального задания по вариантам);
• дидактическое сопровождение к уроку тематического рисования (технологическая карта урока, дидактический материал по усвоению композиционных правил и основных схем «сочинения» композиции на заданную тему);
• дидактическое сопровождение к уроку-беседе об искусстве (технологическая карта урока, комплект видеоматериалов для фронтальной работы с классом, формы контроля освоения нового учебного материала в конце аудиторной работы с классом по вариантам);
• дидактическое сопровождение к уроку декоративной работы (пошаговая инструкция ведения практической работы, алгоритм соблюдения технологии работы на уроке (по видам и используемым художественным материалам), дидактический материал для фронтальной работы с классом, дидактический материал для индивидуального задания по вариантам);
• контрольно-измерительные материалы по теме урока или раздела дисциплины «Изобразительное искусство» на определенной ступени обучения (текстовые, рисуночные, смешанные, комбинированные виды тестов и контрольно-творческих заданий);
• проектирование учебных материалов для самостоятельной работы учащихся заданного возрастного этапа (графические листы, фрагмент творческой тетради, «прописи» по изобразительному искусству, материалы с включением регионального содержания художественной культуры и т. д.) [1, с. 105].
Следует признать, что при всем многообразии форм и видов дидактического сопровождения уроков изобразительного искусства, перечисленных выше, значительное место занимают
материалы, опирающиеся на содержание региональной природы и культуры. Анализ содержания открытых уроков, проектов, выполненных учителями искусства к очередной аттестации, показывает востребованность и популярность тематики, направленной на изучение художественной культуры родного края, «малой родины». В данных «отчетных» работах содержание региональной культуры тесно смыкается с историей и краеведением. С одной стороны, это закономерный и актуальный процесс при реализации требований ФГОС НОО, ФГОС ООО по изобразительному искусству. «В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся <...> установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия "Отечество", "родная земля", "моя семья и род", "мой дом", разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [2].
В качестве одного из основных предметных результатов по изобразительному искусству для начальной ступени образования заявляется «сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством» [3].
Предметные результаты по изобразительному искусству для основной ступени образования также включают региональный компонент. «.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. <...> Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значи-мой ценности» [4].
Логика исследования данного аспекта в преподавании изобразительного искусства требует пристального рассмотрения понятия «региональная культура». Региональная культура - это специфическая форма существования социума и человека, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и определенного типа личности [5]. Региональная культура - вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и собственного типа личности, способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом [6, с. 11].
По мнению исследователя в области культурологии И. Я. Мурзиной, на региональную культуру можно посмотреть как на своего рода текст, который становится реальностью при осознании и/или прочувствовании-переживании человеком. В этом тексте актуализируются смыслы и ценности, выработанные общенациональной культурой, но индивидуализированные и инте-риоризированные в ходе духовно-практической деятельности человека в конкретных условиях. И прочитывается этот текст как символическое единство элементов, ценностно-значимых для жителей той или иной территории [7, с. 24].
Развитие региональной культуры обусловлено как внешними факторами (в частности, влиянием столичной культуры), так и внутренними факторами (природно-географическими, историческими, этническими, религиозными). До недавнего времени понятие региональной культуры использовалось главным образом для обозначения местных общностей, проживающих на определенной территории, и их культур, главным образом применительно к культурам зарубежных стран. Термин «регион» употреблялся в узком смысле - территория, на которой зародилась и развивается данная культура. Особенности культуры были связаны с региональной спецификой конкретного исто-рико-географического района (культура Восто-
ка, культура Запада, Латинской Америки и др.). В настоящее время исследователи предлагают использовать концепцию региональной культуры для описания многообразия культур, расположенных в пределах одной страны; соотношение национальной культуры и ее регионального варианта можно рассматривать как связь общего и особенного [5, с. 14].
Таким образом, воспитательный потенциал уроков изобразительного искусства при изучении культуры родного края, истории «малой родины» очевиден. Содержание урока продуктивно осваивается как эмоционально значимое и личностно-ценностное для каждого ученика в классе. Но, с другой стороны, анализ дидактических материалов, характер отбора содержания для урока, особенности организации учебной и художественно-творческой работы детей выявляют «поверхностный» взгляд учителя на данный аспект преподавания изобразительного искусства. Как правило, учитель в рамках общеобразовательного урока изобразительного искусства использует одну из следующих стратегий:
• работа с «текстом», штудирование и заучивание исторических фактов, дат, событий, далее репродуктивный метод рисования - иллюстрирование «исторического текста»;
• работа с отдельным аспектом региональной культуры (архитектура, биографии выдающихся земляков и т. д.) и далее репродуктивный метод рисования - иллюстрирование «биографического текста»;
• работа с выразительным (визуальным) образом города, ландшафта местности и т. д., но демонстрируется формальный подход - видовые места, «открыточные виды» как готовые композиционные решения.
Очевидно, что вышеуказанные стратегии при изучении культуры родного края не дают ребенку возможности получить опыт по-настоящему художественно-творческой деятельности и эстетического отношения к объектам окружающего мира, и прежде всего малой родины. Следует признать, что организация работы с действующими учителями изобразительного искусства в формате курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки - это отдельная и серьезная тема для психолого-педагогических исследований. В данной статье сфокусируемся на особенностях органи-
зации работы со студентами бакалавриата, призванной определить оптимальный алгоритм и методическую подготовку будущего учителя искусства при работе с содержанием региональной художественной культуры.
Таким образом, в рамках исследования методической готовности студентов бакалавриата педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию дидактических материалов с использованием содержания региональной культуры родного края им было предложено выполнить задание. Практическая работа включала в себя самостоятельный выбор формы и вида дидактического материала: рабочая тетрадь, графическая пропись, настольная дидактическая игра, иллюстрированный самоучитель, творческий альбом и т. д. Основным условием являлось соблюдение определенной дидактической структуры и наличие в ней обязательных элементов (понятийный аппарат по теме дидактической разработки, учет особенностей формы и вида разрабатываемого материала, цель, направленность, дидактическая и диагностическая ценность методического продукта, инструкция для учащегося в форме «прямой речи» или обращения к юному художнику, аннотация, систематизированный список источников визуальной и текстовой информации и др.). При выполнении данного задания допускалось как полностью рукотворное исполнение, так и электронная версия работы (компьютерная верстка, работа с программным обеспечением), смешанный вариант выполнения работы.
У данной категории студентов уже имелся некоторый опыт проектирования дидактических материалов по дисциплине «Изобразительное искусство». Но целенаправленная работа по проектирванию дидактических материалов с использования содержания региональной культуры (материалы по культуре Воронежского края) были первым опытом студентов бакалавриата. Анализ результатов выполнения заданий, а также последовательное изучение исходного уровня методической готовности студента к работе с содержанием региональной культуры был оценен нами по следующим позициям:
• отношение к заданию;
• выбор формы и жанра дидактических материалов;
• характер дидактических материалов;
• дидактичекая ценность разработанных материалов.
Описание результатов констатирующего и поискового этапов эксперимента приведено в табл. 1.
Таким образом, анализ выполненных работ позволяет вычленить типичные ошибки и методические затруднения у значительной части студентов в группе:
• неумение перерабатывать и трансформировать текстовую информацию в визуальный выразительный ряд;
• «ученическая» скованность при работе со справочной литературой, неумение адаптировать текстовый материал из справочного словаря, энциклопедии для работы с дошкольником, младшим школьником, подростком и т. д.;
• стереотипные решения дидактического материала (сухость текста, вторичность информации, поверхностность);
• неумение работать с формой дидактического продукта, творческая робость (например, рабочая тетрадь - традиционно переплетенная книжка-альбом, далее поиск формы «буксует»).
В связи с этими выводами, была организована целенаправленная методическая работа со студентами. Данная работа была нацелена на более интенсивное усвоение понятийного и методического аппарата, усвоение и анализ содержания дидактических материалов различного жанра и направленности: учебное пособие, рабочая тетрадь, авторская книга (книга художника), дидактическая настольная игра, графическая пропись и т. д.
Отдельный аспект деятельности - оценка и анализ существующих дидактических материалов по изобразительному искусству (в сети Интернет на тематических сайтах учителей изобразительного искусства и МХК, на книжных полках магазинов и т. д.). Данный вид работы позволяет студенту ориентироваться и оценивать художественное исполнение, дидактическую ценность, оригинальность графического решения представленных материалов и, следовательно, воспитывает критичность мышления, художественный вкус, профессиональное видение разнообразных решений и способов практической реализации методического продукта.
В дальнейшем студентам была предложена работа по расширенному блоку тем, напрямую
Таблица 1
Уровни проектирования дидактических материалов с использованием содержания региональной культуры студентами бакалавриата педагогического образования
(профиль «Изобразительное искусство»)
Уровни проектирования
низкий средний высокий
Отношение к заданию Характеризуется как формальное. Студент высказывает мнение о задании, как о «скучном и неинтересном» материале. Долго не решается приступить к практической работе, ожидая поощрения и положительной мотивации со стороны преподавателя (или студента-наставника). Знания содержания и особенностей региональной культуры формальны и поверхностны. Условия учебно-методического задания понимает слишком буквально, методическое мышление характеризуется узостью и формальностью принимаемых решений. Для успешного завершения задания требуется существенная помощь преподавателя Характеризуется в целом как положительное. Студент высказывает мнение о задании как о «знакомом и достаточно интересном» материале. К практической работе приступает немедленно или после короткого латентного периода. Знания содержания и особенностей региональной культуры на достаточном уровне: общеизвестный материал, краеведческие сведения, знания, полученные в общеобразовательной школе и т. д. Условия учебно-методического задания понимает достаточно гибко, методическое мышление характеризуется поиском конкретных решений и алгоритмов. Для успешного завершения задания иногда требуется помощь преподавателя Характеризуется как позитивное, нацеленное на продуктивный поиск решения. Студент высказывает мнение о задании, как о «сложном и интересном» материале. К практической работе приступает после продолжительного латентного периода. Знания содержания и особенностей региональной культуры на высоком уровне: помимо общеизвестных краеведческих сведений, полученных в общеобразовательной школе, демонстрирует знание и ценностное отношение к данной теме. Рассматривает материал как эмоционально значимый и вдохновляющий. Условия учебно-методического задания понимает творчески и гибко. Выполнение задания максимально самостоятельное
Выбор формы и жанра дидактических материалов Как правило, ищет вдохновения в хаотичном просматривании «готовых образцов» на просторах Интернета. Приступая к работе, не имеет четкого плана действий, выполнив некоторую часть проектного эскиза, задается вопросом, «что ему делать дальше». Выбор формы дидактических материалов случаен. Обусловлен поиском менее сложной и трудоемкой категории материалов (по мнению студента): набор изображений-открыток с видовыми местами города, настольная игра на составление композиции из фрагментов (нарезанных открыток, фотографий и др.) Ищет вдохновения в чтении и просматривании «краеведческой» текстовой и визуальной информации. Приступая к работе, имеет общий план действий, выполнив некоторую часть проектного эскиза, может изменить вектор поиска. Отдает предпочтение информации с официальных сайтов музеев. Данный фактор определяет выбор формы дидактических материалов: глоссарий, иллюстрированный словарь терминов на заданную тему, подготовка материалов с максимальным включением справочной литературы, информации из энциклопедий. Приступая к работе, имеет основной план действий, выполнив некоторую часть проектного эскиза, разрабатывает несколько вариантов композиционного решения. На этапе поиска формы разрабатываемого дидактического материала — текстовая и визуальная информация служат фоном. Главное для студента — оригинальный ракурс темы, новый аспект и «свежий взгляд» на предлагаемый набор объектов региональной культуры. Отдает предпочтение игровым методическим формам, где возможен «сложный диалог»: творческая тетрадь, графическая пропись, авторская книга и др.
Характер дидактических материалов Дидактические материалы носят характер повтора (заимствования), в содержании работы отсутствует целостность и единый стиль изложения и подачи визуальной и текстовой информации. Структура ключевых элементов методического продукта не соблюдается, часть элементов пропущена Дидактические материалы носят репродуктивный (или репродуктивный с элементами творчества) характер, содержание работы отличает логика в изложении идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации на среднем уровне. Соблюдена структура ключевых элементов методического продукта Дидактические материалы носят выраженный творческий характер, содержание работы отличает новизна идеи, культура подачи визуальной и текстовой информации. Соблюдена логика и структура ключевых элементов методического продукта. В работе присутствует импровизация и индивидуальный стиль методической деятельности
Дидактическая ценность разработанных материалов Дидактическая ценность разработанных материалов мало выражена, использованы «вторичные» источникам текстовой информации. Визуальный ряд случайный, не иллюстрирует понятия, заложенные учебной Дидактическая ценность разработанных материалов достаточно выражена, соответствует первоисточникам текстовой и визуальной информации. Визуальный ряд иллюстрирует понятия, заложенные учебной Дидактическая ценность разработанных материалов ярко выражена, соответствует первоисточникам текстовой информации. Визуальный ряд иллюстрирует понятия, заложенные учебной программой дисциплины.
Окончание таблицы 1
программой дисциплины. Текст и изображение «перебивают» друг друга. Предложенные задания (упражнения) имеют репродуктивный характер решения, повторение по образцу программой дисциплины. Предложенные задания (упражнения) имеют смешанный характер решения, повтор по образцу, придумывание образа, генерирование идеи Текст и изображение дополняют друг друга. Предложенные задания (упражнения) имеют вариативный характер решения, обогащают опыт художественно-творческой деятельности ребенка
связанных с художественно-культурной жизнью Воронежа или Воронежской области, например: «Архитектура Воронежа», «Театры Воронежа», «Воронежский зоопарк», «Воронежский природный заповедник» и т. д. Требовалось разработать для определенной возрастной категории учащихся (дошкольник, младший школьник, старшеклассник и др.) дидактический материал, оригинальный по форме, содержанию и авторской подаче текстовой/визуальной информации. Следует отметить, что наиболее интересные результаты методического творчества были получены в жанре авторской книги. Под данным понятием (авторская книга) мы понимаем объект / произведение искусства, в котором автор прорабатывает не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы книги. Работа является уникальной, сделанной автором полностью вручную, в смешанной технике или с применением компьютерных технологий.
В качестве примера приведен фрагмент дидактического материала в жанре авторской книги «Здравствуй, театр!», посвященный полностью аутентичному материалу по истории, конструктивному устройству Воронежского театра оперы и балета (табл. 2). Приведенная работа была выполнена в рамках ВКР бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство»)1. Основная идея книги - виртуальная экскурсия юного зрителя (младшего школьника) по театру через служебный вход, путешествие по интерьерам «закули-сья» театра, каждый книжный разворот воссоздает интерьер парадной или служебной части помещений. Автор проекта использовал материал, полученный при личном посещении театра в качестве зрителя, а также при экскурсии по служебной закрытой для широкого зрителя части театра. Основным содержанием при оформлении парадной части «книжного теа-
тра» стал материал балетного спектакля «Руслан и Людмила».
Таким образом, при проектировании дидактических материалов с использованием содержания о природе и культуре родного края особую ценность имеют такие умения и качества студента, как оригинальная трансформация текстовой информации в графическую, изобразительно-выразительную; целостное видение дидактического макета, трехмерность мышления при разработке формы и конструктивной части дидактического продукта, вдумчивая работа с образом и основной идеей разрабатываемого материала.
Настоящим и будущим учителям изобразительного искусства важно помнить, что темы природы и культуры родного края - прекрасная возможность для изучения универсальных понятий академического изобразительного искусства (например, композиция, колорит, ритм, орнамент, рельеф, угловая и фронтальная перспектива, гармония и дисгармония и т. д.). Изучение таких сложных и специальных терминов на «хорошо узнаваемом» и эмоционально-значимом материале ближайшего культурного окружения делает приобретенные знания прочными, исключает у ученика формальное отношение к занятиям изобразительного искусства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власова Н. В. Методическая готовность бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») к проектированию дидактических материалов // Наука и Школа. - 2017. - № 2. - С. 104-111.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 220258/0c226e2ab
Кувакина О. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников на занятиях цветной графикой. -Воронеж: ВГПУ, 2017.
Таблица 2
Проектирование макета авторской книги, посвященной театральному искусству, с использованием содержания региональной культуры
Фрагмент авторской книги
Структурный элемент книги и технологии выполнения
Служебная часть театра
Обложка (лицевая часть)
Для офомления обложки выбран второй, «служебный» фасад здания, обращенный во внутренний дворик. Графический акцент на «служебном входе» в театр. По замыслу книги, служебный вход и «скрытые» от глаз зрителя помещения, конструкции сцены и мастерские — главное содержание проекта. Для большей выразительности колонны фасада выполнены в технике объемной аппликации
Первый этаж служебной части театра. Гримерные
Последовательно листая книгу, ребенок путешествует по театру в обратном направлении, от служебного входа к парадному, такое путешествие малодоступно обычному зрителю. В данной композиции использованы как технологии компьютерной графики, так и приемы ручного рисования
Служебная лестница, переходы
Для виртуального перехода на второй этаж театра отдельный разворот книги посвящен служебной лестнице. Автор зеркально удвоил изображение, усиливая симметричность композиции. С помощью графической программы фотоизображение было «состарено». Акцент на ажурном узоре лестничного ограждения
Пошивочный цех театра, костюмерные мастерские
Данный фрагмент книги имеет сложную конструкцию. Приведенные три разворота последовательно встроены друг в друга через систему страниц-«окошек», скрытых «карманов» и пр. Автор органично сочетает высокие образцы эскизов театрального костюма (Л. С. Бакст, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и др.) и интерьеры служебных помещений с демонстрацией механизмов и систем хранения костюмов и аксессуаров. Использование в центральной композиции разворота (скрытый «нижний» слой) аутентичных фотоснимков из архива театра. Компьютерная обработка фотографий минимальна. Акцент на техническом оснащении и швейном оборудовании мастерской
Обратная сторона театральной сцены
Взгляд на сцену глазами артиста балета и сотрудников сцены. Обратная сторона декораций, занавеса, сложных конструкций освещения сцены, отдельный ярус реквизита для спектакля. Взволнованные балерины за кулисами готовятся к выходу на сцену. В данной композиции использованы технологии компьютерной графики, приемы ручного рисования
Парадная часть театра
Зрительный .зал театра
Структура разворота позволяет книгу превратить в трехмерную композицию театрального интерьера. Это позволяет доходчиво и просто познакомить ребенка с понятиями «партер», «бельэтаж» «амфитеатр» и т. д.
Последовательное открытие «окошек» демонстрирует оркестровую яму, закономерности расположения музыкантов, играющих на ударных, духовых и струнных инструментах. Акцент на солистке балета «Руслан и Людмила», артисты балетной труппы помещены во второй, «нижний» слой композиции
Колонный зал театра, балкон третьего этажа
Юному зрителю хорошо знаком данный зал, там проходят новогодние елки и праздничные утренники. Намеренно выбрана высокая точка зрения на интерьер, акцент на колонаду, балкон и декоративный элемент люстры
1
2
З
4
5
6
7
Фойе, гардеробная для зрителей театра
Финишный разворот книги демонстрирует знакомый интерьер, с которого обычно начинается любое посещение театра оперы и балета. Акцент на камерности помещения, его приглушенном освещении. С помощью графической программы фотоизображение было «состарено»
Обложка (обратная сторона)
Для офомления использован парадный фасад театра, традиционно обращенный к зрителю и центральной площади города Воронежа. Графический акцент на колонаду, рельефный фронтон и двери театральных касс. Основную информацию, выходные данные проекта книги автор стилизовал и оформил в виде «афиш», растянутых между колоннами театра
8
9
94ddb55633f9ce47159abd7fda40513/ (дата обращения: 21.03.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777ca ea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 21.03.2018).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -URL: http://window.edu.ru/resource/ 768/72768/ files/FGOS_OO.pdf. (дата обращения: 21.03.2018).
5. Мурзина И. Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры. - Екатеринбург: Форум-книга, 2008. - 412 с.
6. Мурзина, И. Я.. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. - Екатеринбург, 2003. - 47 с.
7. Мурзина И. Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенциал: мо-ногр. - М.: Перо, 2014. - 197 с.
REFERENCES
1. Vlasova N. V. Metodicheskaya gotovnost baka-lavra pedagogicheskogo obrazovaniya (profil "izobrazitelnoe iskusstvo") k proektirovaniyu didakticheskikh materialov. Nauka i Shkola.
2017, No. 2, pp. 104-111.
2. Primemaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federalnogo uchebno-metodicheskogo obyedineniya po obshchemu obrazovaniyu). Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/0 c226e2ab94ddb55633f9ce47159abd7fda40513/ (accessed: 21.03.2018).
3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c-72c46bf592482c/ (accessed: 21.03.2018).
4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: http://window.edu.ru/resource/768/72768/ files/FGOS_OO.pdf (accessed: 21.03.2018).
5. Murzina I. Ya. Kultura Urala: ocherki stanov-leniya i razvitiya regionalnoy kultury. Ekaterinburg: Forum-kniga, 2008. 412 p.
6. Murzina I. Ya. Fenomen regionalnoy kultury: byt-ie i samosoznanie. Extended abstract of ScD dissertation (Culturology). Ekaterinburg, 2003. 47 p.
7. Murzina I. Ya. Regionalnoe kulturno-obrazova-telnoe prostranstvo: struktura, funktsii, sotsio-kulturnyy potentsial: monogr. Moscow: Pero, 2014. - 197 p.
Власова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства, Воронежский государственный педагогический университет e-mail: [email protected]
Vlasova Natalia V., PhD in Education, Associate Professor, Fine Arts Department, Voronezh State Pedagogical University
e-mail: [email protected]