Знания и материал, полученный при прохождении пленэрной практики очень важен для выполнения дипломной работы по живописи и графике в первую очередь. Прием композиционно-структурной организации пейзажа - картины с использованием композиционных схем поможет выйти на образное видение, что является главным достижением для художника.
1. Крымов Н. П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Искусство, 1989. 224 с.
2. Иогансон Б. В. Молодым художникам о живописи. М.: Академия художеств СССР, 1959. 248 с.
© Головачева Н. П., 2015
УДК 37.013
арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства
В статье рассматриваются возможности арт-педагоги-ки в совершенствовании методической подготовки учителя изобразительного искусства. Рассматриваются условия реализации задач художественного образования и развития творчества детей. Процесс изображения с натуры рассматривается как решение ряда изобразительных задач. Педагог должен знать способы решения задач, составляющих процесс изображения и творчества. Формирование опыта творческой деятельности будущих педагогов и школьников обусловлено работой над эскизом, а также овладением технологией художественных материалов. Единство восприятия и практической художественной деятельности обеспечивает овладение языком искусства.
Ключевые слова: арт-педагогика, творческий процесс, эскиз, язык изобразительного искусства, художественное восприятие.
A. A. MeaxHoea L. A. Ivakhnova
artpedagogics in preparation of fine arts teachers
The article discusses possibilities of artpedagogics in improvement of methodical preparation of fine arts teachers. The terms of realization of tasks of artistic education and development of children's creativity are examined. The process of depicting from nature is considered as a solution of a number of the artistic tasks. Teachers should know the methods of tasks solutions that are constituents of the process of depicting and creation. The formation of the future teachers and school students' creative activities
is determinedly the work at sketches as well as acquirement of art materials technologies. The unity of the perception and practical artistic activities leads to the artistic language acquirement.
Keywords: artpedagogics, creative process, sketch, language of fine art, artistic perception.
Художественное образование и развитие творческих способностей детей занимают важное место в документах о реформе общеобразовательной и художественной школы. Любая задача, поставленная перед школой, решается педагогом в дидактическом процессе конкретных учебных предметов. Задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития могут быть решены с применением средств арт-педагогики, через взаимодействие восприятия изобразительного искусства и организацию практической художественной деятельности детей.
Процесс обучения изобразительному искусству в школе основан на традициях русской реалистической художественной школы, предполагающей восприятие, анализ, изучение натуры, знание методической последовательности выполнения каждого задания, этапов, которые отражают определенный круг изобразительных задач. Этот процесс предполагает овладение языком выразительности, изучение и применение законов композиции, цветовой гармонии, восприятие изобразительного искусства, постижение учащимися способа решения художником определенной художественной задачи, приема, при помощи которого создан художественный образ. В этом процессе взаимосвязаны художественное развитие и эстетическое воспитание, обу-
чение и художественно-творческая деятельность, что является ключевыми признаками арт-педагогики.
Сферами арт-педагогической деятельности в образовательном пространстве являются интеграция педагогики, психологии, искусствоведения, а также организация художественного творчества. Основными задачами арт-педагогики являются облегчение процесса обучения, опора в усвоении учебного материала на имеющийся духовный опыт, личностная значимость знаний, умений, навыков для обучающихся, создание отношений сотрудничества и благоприятных условий для диалога, развитие общих и специальных способностей, креативности и продуктивного самовыражения [1]. Процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства в цикле методических дисциплин выстраивался с опорой на обозначенные задачи.
Реализация задач художественного образования возможна только при условии подготовки художественно образованного педагога, эстетическое воспитание детей предполагает наличие в структуре педагогической деятельности механизмов реализации этой задачи. Творческое развитие может организовать учитель - творческая личность, владеющая этапами творческого процесса. Творческий процесс - процесс создания художественного произведения - сложнее процесса изображения с натуры. Это
обусловлено взаимодействием трех его составляющих: область образования представления о предмете изображения, область представления об изображении, область материального решения изобразительных задач. Основанием творческого процесса признается образование представления о предмете изображения (замысел). В работе с натуры этот этап включает восприятие, анализ, изучение характерных особенностей натуры и впечатление от нее, которые фиксируются в эскизе. Эскиз понимается как элемент создания художественного произведения, поэтому иной раз недостаточно оценивается его методическое значение в учебном процессе. В методике обучения детей изобразительному искусству эскиз должен быть обязательным элементом работы с натуры и разработки композиции. От полноты представлений о натуре зависит правильность решения задач процесса изображения. В процессе восприятия и анализа происходит не только познание натуры, но и складывается отношение к ней, что существенно для творческого процесса и для реализации творческих задач учебного рисунка и живописи.
Представление об изображении и способы материального решения изобразительных задач являются областью непосредственной работы на изобразительной поверхности. По эскизу педагог может судить о результатах представления ребенка об изображении. Кроме того, эскиз воплощает замысел и основные композиционные средства, то, как обучающийся «видит» будущую художественную работу. Эскиз выражает первое представление художника об изображении, а работа над эскизом является важным этапом в создании творческой композиции. Следовательно, для формирования опыта творческой деятельности будущих педагогов и школьников необходимо включать работу над эскизом в качестве обязательного элемента художественной подготовки. Поскольку процесс изображения включает множество элементов творческой деятельности (восприятие, анализ, обобщение, представление об изображении, определение пропорций, передачу характера и др.), то составление эскиза учебной работы побуждает целенаправленно решать все изобразительные задачи, творчески подходить к учебному заданию. Работая над эскизом, обучающийся мыслит композиционно, в отличие от зарисовки, где фиксируется лишь факт.
Изобразительная деятельность детей - деятельность творческая, в ней всегда присутствует образное начало. Поскольку любая творческая деятельность предполагает наличие языка и средств, дающих основание для обучения этой деятельности, то усвоение содержания предметов изобразительного цикла происходит через обучение языку изобразительного искусства. В семиотическом плане под «языком», применительно к изобразительному искусству, понимается система построения изображения, используемая в рисунке, живописи, графике и др. Следовательно, обучение изобразительному языку должно осуществляться одновременно с усвоением способов решения изобразительных задач, составляющих процесс изображения. Обучающиеся имеют общее представление о языке искусства как способе создания образа, поэтому необходимо в качестве объекта усвоения вводить закономерности и составные элементы языка изобразительно-
го искусства: композиционную организацию листа, моделировку формы цветом, светотенью, «сделанность» как способ достижения целостности композиции, тектонику, пластику, тонально-ритмическое построение работы. По этому поводу В. А. Фаворский писал, что произведения искусства должны трогать и оригинальностью и музыкальностью, ритмичностью, но особенно поражает ритмическая точность рисунка [2, с. 40].
Такой подход к рисунку правомерен лишь с признанием его художественной самостоятельности. Принцип обучения изобразительному искусству - «единство обучения и творчества» - ориентирует на подготовку будущих педагогов к преподаванию предметов изобразительного цикла с включением творческой составляющей: обучению процессу изображения с включением творческих задач. Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности, который предполагает соблюдение этапов работы в соответствии с изобразительными задачами.
1. Предварительный анализ постановки. Перед непосредственной работой на изобразительной поверхности необходимо проанализировать постановку, сделать «отбор и выделение главного, характерного, того, что производит впечатление» [3, с. 37].
2. Композиционное размещение изображения на изобразительной поверхности.
3. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости. Решение этой задачи предполагает определение перспективных изменений формы предметов, уяснение конструктивных особенностей, анализ условий освещения.
4. Выявление объема предметов посредством тона, цвета. Тональная организация рисунка, живописи.
5. Детальная проработка формы предметов и передача материальности. Передача тональных отношений адекватно натурной постановке.
6. Обобщение и целостность изображения.
Сравнивая изобразительные задачи, решение которых
составляет процесс изображения с натуры, и задачи, стоящие перед художником при создании художественного образа, можно утверждать, что решение и первых, и вторых задач обусловлено владением средствами выразительности языка изобразительного искусства.
Творческий процесс шире, он включает в себя все компоненты процесса изображения. Представляется, что общность задач процесса изображения с натуры и творческого процесса позволяет на первых этапах обучения изобразительному искусству вкрапливать элементы творчества, а на завершающих этапах художественного образования обучающихся выстраивать работу с натуры как последовательную реализацию этапов творческого процесса по созданию художественного образа. Сказанное предполагает высокий уровень владения способами решения изобразительных задач. Это позволяет преодолеть разрыв между учебными и творческими работами в методической подготовке, позволяет освоить технологию обучения детей созданию художественного образа.
Важнейшими средствами создания художественного образа являются все элементы композиции: формат, распределение основных масс, ритм, движение, решение ком-
64
Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)
позиционного центра. Композиция всегда мыслится в материале. Выразительность технических приемов и материалов также влияет на выразительность образа. Отсюда следует необходимость обогатить творческий арсенал учителя разнообразием приемов работы с художественными материалами, дающими свободу в выражении своих замыслов, что также позволяет развивать творческий потенциал детей.
Большое значение в обучении детей средствам создания художественного образа приобретает реализация принципа художественного образования «единство восприятия и практической художественной деятельности».
Восприятие произведений искусства предполагает не только эстетическое просвещение, знакомство с творчеством художника, но и формирование специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства. Понимание языка искусства, его средств художественной выразительности при создании образа становится важным аспектом организации художественного восприятия учащихся в анализе картины. Творчество профессиональных художников обладает огромным потенциалом для реализации единства восприятия и практической художественной деятельности учащихся, для организации взаимодействия в обучении детей творчеству и восприятию художественного произведения. Руководствуясь этим принципом, учитель должен каждую практическую работу начинать с восприятия произведений искусства, включающего анализ средств создания художественного образа, средств передачи художественного содержания. Восприятие искусства осуществляется с опорой на психологические закономерности: фаз-ность и селективность. Право на творческую интерпретацию
и индивидуальное толкование произведения признается за всеми. Однако для понимания глубоких слоев картины, необходимо знать авторскую позицию, которая и направит восприятие в нужное русло.
В художественном образовании восприятие искусства необходимо для решения определенных художественных задач, для усиления эмоционального состояния детей в творческом процессе. Необходимость восприятия картины возникает тогда, когда ставится задача овладения новым способом работы с художественными материалами. Дети должны видеть то, как «работает» новая для них техника в образе, созданном художником. В овладении новой техникой работы с художественными материалами невозможно ограничиться только восприятием картины. Обязательным становится выполнение упражнений и творческая интерпретация приема в решении художественной задачи, в создании художественного образа.
1. Корженко О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. СПб., май 2013. СПБ.: Реноме, 2013. С. 95-97.
2. Фаворский В. А. Мастера искусства об искусстве // Художник. 1975. № 1. С. 40.
3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: учеб. пособие. 5-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2003. 272 с.
© Ивахнова Л. А., 2015
УДК 377
подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна
В статье представлена технология профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна, определены сферы педагогической деятельности, которые послужили основанием для разработки содержания и методики обучения. Технология подготовки включает систему упражнений и заданий, интерактивные методы обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей студентов и их готовность к обучению детей основам дизайна.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства, основы дизайна, проектные технологии.
A. A. MeaxHoea, A. В. Kynepoea L. A. Ivakhnova, A. V. Kucherova
preparation of future teachers of fine arts in area of design
The article represents the technology of professional preparation of future teachers of fine arts in area of design and defines the spheres of pedagogical activities that form the basis for development of content and methods of teaching. The technology of preparation includes the system of exercises and tasks, as well as interactive methods of teaching providing development of creative capabilities of students and their readiness to teach design basics to children.
Keywords: professional preparation of fine arts teachers, design basics, project technologies.
Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в области дизайна продиктована требованиями к педагогам образовательной области «искусство» и системы дополнительного художественного образования. Важной составляющей подготовки учителя является профессио-
нальное обучение, включающее определенное содержание и технологию, которые во взаимодействии становятся факторами профессионального развития студентов. К таким факторам относятся «формирование авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности»