Научная статья на тему 'Метод проекта как современная педагогическая технология'

Метод проекта как современная педагогическая технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4585
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТА / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАБОТА В МИНИ-ГРУППЕ / TECHNOLOGY "PROJECT METHOD" / STAGES OF PROJECT ACTIVITY / WORK IN MINI-GROUP / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баёва Юлия Владимировна

Раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится свое понимание, подтвержденное практикой преподавания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS A MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article deals with modern interpretation of didactic notion project method. The approaches to the structure of the given technology are analysed, the understanding confirmed by practice of teaching in the institute of higher education is resulted.

Текст научной работы на тему «Метод проекта как современная педагогическая технология»

Ю. В. Баёва. Метод проекта как современная педагогическая технология

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 81.161.1(075.8)

Ю. В. Баёва

МЕТОД ПРОЕКТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится свое понимание, подтвержденное практикой преподавания в вузе.

Ключевые слова: технология, метод проекта, этапы проектной деятельности, работа в мини-группе.

Среди многообразия современных методик и педагогических технологий, широко внедряемых в образовательный процесс высшей школы, выделяется метод проекта, который становится актуальным в связи с инициативой «Наша новая школа» и активно изучается / используется в методике преподавания русского языка.

На сегодняшний день известно множество определений дидактического понятия «метод проекта» (МП) / проектная методика [1, с. 57]. Его понимают как технологию (Е. С. Полат), педагогическую в том числе (И. Чечель); как метод обучения (А. Н. Щукин, Э. Г. Азимов); способ организации самостоятельной деятельности обучающихся (З. Х. Ботамева) и др. Нам близка точка зрения Е. С. Полат, которая характеризует технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [2, с. 46-47].

В имеющихся теоретических подходах точки зрения авторов совпадают в: а) определении МП как инновационного способа организации обучения; б) определении МП как способа организации самостоятельной деятельности обучающихся, которая должна привести к собственному / творческому / нестандартному / практическому решению / предъявлению / презентации; в) практике субъ-ект-субъектных отношений; г) возможности использования рефлексии; а расходятся в отнесении метода проекта либо к технологиям, либо к методам обучения, что, на наш взгляд, и требует более глубокого рассмотрения.

Мы используем в качестве рабочего следующее определение: «Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного / под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, ее микротем».

Каждый исследователь привносит что-то свое / новое / творческое в разработку и реализацию ме-

тодики проектной деятельности. Акцент делается на том или ином этапе, что указывает на его значимость для автора: например, у В. С. Кукушина больше внимания уделяется первому этапу - разработке проектного задания, где расписывается буквально каждый шаг. Л. И. Лебедева и Е. В. Иванова описывают более подробно этап оценивания проекта, выделяя 9 критериев оценки [3; 4].

Объединяет исследователей совпадение следующих этапов разработки проекта как инновационной технологии: 1) организационно-подготови-

тельный (формирование групп, выбор темы и др.); 2) планирования (составление плана, тезисов и др.); 3) технологический (работа в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, и др.); 4) заключительный (оформление результатов, общественная презентация с оппонированием со стороны всех присутствующих, обсуждение, саморефлексия), выдвижение новых проблем.

Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, мы пришли к выводу, что сама технология (процесс деятельности) дает возможность для совершенствования методики ее проведения, поэтому предлагаем свое видение. Думаем, что в процессе создания любого проекта необходимо использовать шесть этапов.

Первый этап — подготовительный, включает формирование творческих групп (по интересам / по выбору учителя); выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач и ресурсов; выделение микротем, составление тезисов. На данном этапе учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают тему, выделяют в ней микротемы, составляют тезисы и т. п. Учитель проводит организационную работу, участвует в обсуждении тем и микротем, помогает в составлении тезисов, консультирует, корректирует.

Второй этап - реализация (выполнение) проекта, подразделяется на выбор методов исследования, самостоятельную работу учащихся над микротемами / заданиями проекта; промежуточное

обсуждение достигнутых результатов; выбор жанра, стиля, типа речи; оформление полученного творческого продукта / текста. Учащиеся выявляют причинно-следственные связи в явлении / тексте / предмете исследования; ищут доказательства, приводят примеры, сопоставляют варианты решения проблемы, структурируют найденный материал; принимают решения; выступают перед учителем (индивидуально, в мини-группах). Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, направляет, дает советы.

Третий этап - «тихая презентация» в минигруппе. Школьники представляют свои презентации / тексты разных жанров / показы / поделки / таблицы / схемы и т. п. Педагог проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты.

Четвертый этап — представление проекта (вторая презентация) в аудитории. Публичное выступление. Ученики представляют конечный результат своей работы. Учитель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию, выступления учащихся.

Пятый этап - рефлексия. Учащиеся анализируют свое выступление, роль в процессе создания проекта. Преподаватель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает их работу, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи / неудачи, приняли личные / другие победы.

И последний шестой этап - итог проекта. Оформление тематического портфолио. Учащиеся под руководством учителя / самостоятельно представляют оформленный продукт проекта (на бумажном носителе) в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, доклад и др.) по выбору учащегося, выдвигают новые проблемы, гипотезы, проекты.

Представим систему деятельности учителя и учащихся с помощью таблицы.

Сравнивая метод проекта с традиционными подходами, отмечаем ряд его преимуществ: процесс обучения максимально приближается к практике; меняется позиция учащегося в образовании, ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет полученные знания [5, с. 66]; учащиеся накапливают опыт до включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Подготовка к работе над методом проекта ставит обучающихся перед необходимостью отыскивать и принимать оптимальное решение; они совершенствуют информационную и коммуникативную компетенции; создаются условия для формирования их профессиональной компетенции [1, с. 57]; происходит творческое усвоение необходимой информации.

Таким образом, метод проекта позволяет индивидуализировать учебный процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя обучающимся возможность выбрать темп продвижения к конечным результатам обучения [6, с. 43]; учебная дея-

Метод проекта: система деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя Этапы Деятельность учащихся Форма работы Жанры речи Кол-во часов

Проводит организационную работу по объединению учащихся (формированию творческих групп). Комплектование данных групп может проходить по степени успеваемости учащихся, заинтересованности в той или иной проблеме I. Подготовительный этап а) формирование творческих групп Группируются в соответствии со своими интересами Под руководством учителя Диалог 15-20 мин. урока

Предлагает свои темы на выбор / рассмотрение учащимся. Участвует в обсуждении б) выбор темы, определение замысла проекта Выбирают темы, предложенные учителем, обсуждают, анализируют их, предлагают свои варианты Под руководством учителя Работа с текстом

Заранее выделяет, предлагает микротемы, участвует в их обсуждении. Помогает в составлении тезисов, направляет учащихся в) выделение микротем, составление тезисов Рассматривают предложенные микротемы. Активно участвуют в их обсуждении. Выбирают микротемы либо предлагают свою. Сбор, систематизация и анализ имеющегося материала, составление тезисов Индивидуальная (И), групповая (Г) Составление тезисов

Консультирует, корректирует, организует ситуацию (обстановку) диалога. Заранее готовит задания для команд (мини-групп), отбирает необходимую литературу г) определение целей, задач и ресурсов Собирают материал. Самостоятельно обозначают цели проекта. Задания заранее или на месте могут разрабатываться тут же в мини-группе. И / Г Составление плана

Продолжение таблицы

Принимает участие в обсуждении подтем с учащимися проекта II. Этап реализации (выполнения) проекта Активно обсуждают и предлагают варианты микротем, выбирая одну из них (роль) И / Г Внеауди- торная работа под руковод- ством учителя

Направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует а) выбор метода, жанра, стиля и типа речи Выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы И / Г Работа с текстом

Консультирует, координирует, направляет, выступает в роли пассивного участника б) самостоятельная работа учащихся над микротемами / заданиями проекта Называют факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал И / Г Конспект, подбор цитат

Консультирует, координирует, выступает в роли простого наблюдателя в) оформление полученного творческого продукта / текста Оформляют в мини-группах полученный материал И / Г План, презентация и т. д.

Проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты III. Этап «тихой презентации» в мини-группе: анализ, самоанализ Первый раз в мини-группе представляют свой продукт (презентации / тексты разных жанров / показы / поделки / таблицы / схемы и т. п.) Под руководством учителя Доклад, выступле- ние, дискуссия, слово 15-20 мин. / самостоятельная работа

Выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию, выступления учащихся, контроль знаний в разных формах (тест, заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос, заданный учителем) IV. Этап представления проекта (вторая презентация) в аудитории слушателям (школьникам, учителям) Представляют конечный результат своей работы Под руководством учителя Публичное выступление в разных жанрах, участие в дискуссии 1-2 часа/ индивидуальная работа / консультация/ индивидуальный зачет

Подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи / неудачи, приняли личные / другие победы V. Этап рефлексии Анализируют свое выступление, роль в процессе создания проекта. Под руководством учителя Выступление, диалог, самоанализ

Выступает в роли тьютора VI. Этап. Итог проектной деятельности Представляют оформленный продукт проекта в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, доклад и др.) по выбору учащегося). Выдвигают новые проблемы, гипотезы, проекты Индивидуальная, под руководством учителя Тематичес- кий портфолио, видеоролик, видеофильм и т. п.

тельность приобретает поисковый и творческий характер [5, с. 66].

В качестве примера приводим сценарий занятия с использованием метода проекта, проведенного при обучении студентов филологического факультета (будущие учителя русского языка и литературы, журналисты) Армавирской государственной педагогической академии.

Тема проекта: «Риторические жанры педагогического дискурса» (время для подготовки 2-3 недели).

Цель проекта:

1) обучающая - подготовить выступление в жанре слова / эпидейктической речи / творческого отчета / программой речи; риторический анализ выступления сокурсника;

2) практическая - раскрыть смысловую и коммуникативно-речевую специфику выбранного риторического жанра;

3) воспитательная - создать положительную мотивационную базу для использования этого жанра в профессиональной деятельности.

Доминирующая деятельность в проекте: творческая и ролевая.

Цели работы студентов, представляющих проект на занятии (выбор и реализация приемов, обеспечивающих запланированный результат): презентовать выбранный жанр, мотивируя свой выбор; предъявить (вербально и невербально) понимание жанрообразующих признаков данного риторического текста, предложив свою интерпретацию; объяснить свои речевые действия, показать, как рефлексирование углубляет понимание («Я намеренно употребляю ...»; «Я считаю так, потому что...»); организовать на занятии диалог-познание и диалог-общение, которые выявят отношения сокурсников (членов других малых групп) к предложенному ва-

рианту (приветствуется творческий подход, сочетание / чередование вербального и невербального в речи); психологическая подготовка к вопросам сокурсников; оформление выступления; рефлексия.

Алгоритм работы авторов проекта над риторическим текстом [7, с. 80-82]:

1. Определи свое целевое намерение.

2. Представь ситуацию общения и адресата речи.

3. Определи замысел (информацию, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).

4. Выдели основной тезис (мысль, которую хочешь передать, чтобы реализовать цель).

5. Выбери жанр, раскрой его смысловую, коммуникативную и риторическую специфику.

6. Подбирая доказательства, примеры, факты, цитаты, помни о типе речи и композиции; «законе края»; приемах развертывания мысли (топосах); особенностях риторического жанра; о том, как передать свое отношение к предмету речи / адресату (о модальности, оценочности); риторических приемах (активизации внимания, воздействия, популяризации, орализации).

7. Говори не им, а с ними.

8. Украшая свой текст, помни о роли вступления, заключения.

9. Подумай, как будешь произносить текст.

10. Рефлексируй!

Цели работы студентов в мини-группе: обсуждение выбора риторического жанра / способов презентации проектов с учетом ораторского опыта; представление разных риторических жанров; краткий анализ тезисов.

Задачи работы оппонентов (студентов из других мини-групп): аудитория должна задавать вопросы (обязательно), на которые выступающему необходимо ответить; слушатели оценивают выступление, при этом традиционные отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» не ставятся, делается риторический анализ выступления.

Очевидно, что использование современных технологий обучения в вузе - это новый путь формирования профессиональной (методической) компетенции будущего учителя-филолога.

Список литературы

1. Цыгулева М. В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 10(100). С. 56-62.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2005. 272 с.

3. Лебедева Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 116-120.

4. Педагогические технологии: учеб. пос. для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. М., 2004. 320 с.

5. Позднеева С. И., Кузнецова Т. В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10(61). С. 65-66.

6. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. 146 с.

7. Горобец Л. Н. Формирование риторических знаний и умений студентов-нефилологов: монография. Армавир: РИЦ АГПУ, 2007. 160 с.

Баёва Ю. В., аспирант.

Армавирская государственная педагогическая академия.

Ул. Р. Люксембург, 159, Армавир, Краснодарский край, Россия, 350900. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.05.2011.

Y. V Bayova

“PROJECT METHOD” AS A MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

The article deals with modem interpretation of didactic notion “project method”. The approaches to the structure of the given technology are analysed, the understanding confirmed by practice of teaching in the institute of higher education is resulted.

Key words: technology "project method", stages of project activity, work in mini-group, activity approach. Armavir State Pedagogical Academy.

Ul. R. Lyucksemburg, 159, Armavir, Krasnodar territory, Russia, 350900.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.