УДК 811.161.1 (07)
С. А. Караева, Л. П. Феталиева, Т. В. Стародубцева
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «БАСНИ И. А. КРЫЛОВА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исследуется важность проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе, обосновывается актуальность проектной деятельности в свете федеральных государственных образовательных стандартов, показаны возможности этой деятельности на примере проекта «Басни И. А. Крылова», перечислены основные принципы построения программы по литературному чтению.
Авторами выделены виды проектов индивидуальной и групповой деятельности: практико-творческо-ори-ентированные, ролево-игровые, исследовательско-творческие, информационно-ориентированные и требования к организации проектной деятельности: наличие значимой проблемы, значимость предполагаемых результатов, самостоятельность учащихся, структурирование проекта, использование методов исследования.
Особое внимание уделяется этапам реализации проекта. В статье также изложены содержание работы, оборудование урока литературного чтения, виды деятельности обучающихся и учителя в связи с введением ФГОС НОО.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, басни, И. А. Крылов, начальная школа, литературное чтение.
В последнее время ученые и практикующие учителя пришли к выводу, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что обучающиеся способны только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать эти знания в жизни они не способны.
В век информатизации и развития новых информационно-коммуникационных технологий информация станет и уже становится основной и поэтому для любого гражданина нашего общества одним из самых важных умений становится умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях.
Нельзя не учесть тот факт, что обучающиеся в начальной школе, по всем известным фактам, не хотят учиться, у них нет интереса к получению новых знаний. В последние годы были предприняты усилия, чтобы решить данную проблему, вводились старые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран.
Необходимым условием успешной социализации современного человека выступает творчество. Ребенок любознателен от рождения, ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать. Но если в нем не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут [1, с. 112-114].
Решить эти задачи поможет проектная деятельность. В концепции Федерального государственного образовательного стандарта отмечено, что проектная деятельность обеспечивает становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, в процессе которой происходит формирование следующих универсальных учебных действий: ставятся учебные задачи, используются необходимые средства и способы для их достижения, контролируется и оценивается процесс и результаты деятельности и использование их в
дальнейшей жизни, другими словами, происходит формирование универсальных учебных действий [2, с. 103-107].
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается необходимость использования проектной деятельности при обучении и воспитании детей, начиная с первого класса [3, с. 21-23]. На первых этапах обучающиеся учатся решению проектных задач, постепенно осваивая выполнение различных видов индивидуальных и групповых, учебных и социальных проектов, способствующих формированию познавательных и профессиональных интересов.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение результата [4, с. 55-59].
Проанализировав работы по исследованию проектной деятельности С. Е. Полат и Н. Ю. Пахомо-вой, можно выделить следующие требования к организации проектной деятельности:
- наличие значимой проблемы;
- значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельность учащихся;
- структурирование проекта;
- использование методов исследования [5, с. 91-95; 6, с. 108-118].
Проведение проектно-исследовательской работы требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, ответственности, целеустремленности, высокой мотивации. Итогом проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенций в выбранной для исследова-
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 8 (161)
ния или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы.
На практике чаще всего используются следующие виды проектов индивидуальной и групповой деятельности:
- исследовательско-творческие (дети экспериментируют, результаты оформляют в виде сообщений, докладов, газет, драматизации, дизайна и т. д.);
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, театрализации и т. п.);
- информационно-ориентированные (дети собирают и реализуют информацию);
- практико-творческо-ориентированные (урок или его фрагмент, внеклассное мероприятие, предметная неделя и т. д.) [7, с. 115-118].
Одним из самых основных уроков в современной начальной школе, который призван решить комплекс задач ФГОС, является урок литературного чтения. И это не случайно: со второго класса школы чтение как один из видов речевой деятельности из объекта обучения становится средством обучения.
Через урок литературного чтения педагог приобщает ребенка к сокровищнице русского языка, родной литературы, фольклору, культуре своего народа и мировому литературному наследию. На этих уроках формируется внимание к русскому слову, обогащается речь, прививается любовь к чтению и книге как явлению литературного, изобразительно-художественного и полиграфического искусства.
Введение ФГОС НОО модернизировало задачи, содержание работы, оборудование урока литературного чтения, виды деятельности учащихся и учителя. В кратком изложении эти изменения заключаются в следующем:
1. Решение задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через содержание уроков литературного чтения.
2. Особенности построения курса связаны с ак-центуализацией внимания на духовно-нравственное воспитание, развитие творческого потенциала детей, работу с разными источниками информации.
3. Определены современные планируемые результаты по литературному чтению и их оценка.
4. Охарактеризована внешняя и внутренняя оценка образовательных результатов школьников.
5. Осуществляется введение итоговой комплексной оценки достижений школьников по завершению каждого класса начальной школы, где чтение и работа с информацией занимают ключевую позицию.
6. Введена накопительная оценка образовательных результатов учащихся в виде портфолио.
7. Предложены разнообразные формы внеурочной работы по предмету, в том числе в виде проектных и исследовательских работ.
Основными принципами построения программы по литературному чтению являются эстетический, монографический, хронологический, сезонный, жанровый, культурологический, системный, этнопедагогический принципы, принцип педоцентризма и практической направленности.
Важнейшие условия литературного образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования рассматриваются с позиции требований к структуре и условиям реализации ФГОС (кадровые, материальные, информационные). Новый образовательный стандарт рекомендует педагогу обратить внимание на демонстрационное оборудование, оснащение рабочего места каждого учащегося, на дидактические материалы для парно-групповой работы. В связи с этим конкретизируется в поурочных планах учителя оборудование образовательного процесса: демонстрационное, для каждого учащегося, для парной работы и групповой учебной деятельности.
Реализации творческих проектов по учебному предмету «литературное чтение» способствует опережающее домашнее задание. В течение недели учитель вместе с учащимися обдумывает, распределяет обязанности между членами группы, готовится к защите проекта. Самый длительный по времени этап - выполнение проекта. На последнем этапе учащиеся защищают проект, становятся учителями, показывают и оценивают себя, проводят рефлексию своей деятельности.
Внедряя метод проектов в практике работы по литературному чтению, можно создать такие проекты, как:
- проект-презентация: «Волшебная сила слов и поступков», «Секреты загадки», «Что такое сказка?», «Книга - мой друг» и др.;
- проект «Книжка-малышка»: «Сказка о животных», «Загадки о растениях», «Пословицы о дружбе»;
- проект-альбом: «Басни И. А. Крылова», «Великие русские поэты», «Произведения А. С. Пушкина», «Великие русские писатели», «История той войны» и др.;
- проект «Дидактическая игра»: «Ребятам о зверятах», «Создаем музей «Город букв»;
- проект-составление таблиц и схем: «Виды сказок», «Виды загадок»;
- проект-доклад: «Богатыри: архаизм или реальность», «Жизнь замечательных людей» и др.
Проект в начальной школе должен быть посильным для выполнения. Необходимо вести подготовку учащихся к выполнению проектов, обеспе-
чить руководство проектом при обсуждении выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором ими делаются соответствующие записи своих мыслей, идей, результатов. Дневник должен помочь при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Обучающийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта и в том случае, если проект групповой, а каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта.
Рассмотрим методику работы над проектом, который называется «Басни И. А. Крылова», проведенный обучающимися 3 класса МБОУ «Эндирей-ская СОШ № 1» Хасавюртовского района Республики Дагестан.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный. Знакомство с проектом, формирование творческих групп (по интересам, по выбору учителя), определение темы, его целей, задач проекта. Учитель представляет общую структуру проекта, организовывает деятельность учащихся по ее анализу. Учащиеся воспринимают и осмысливают полученную информацию, выделяют основные компоненты проекта. Результатом взаимодействия на данном этапе является создание мотивации к выполнению проекта.
Второй этап - ориентационный. На этом этапе формируются первоначальные знания учащихся о процессе постановки проблемы, поиске путей ее разрешения и соответствующих умений, осуществляется выбор личностно значимого направления проектной деятельности, выбор методов исследования, самостоятельная работа учащихся над заданиями проекта. Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует, направляет, дает советы. Результат взаимодействия на данном этапе -формирование первоначальных знаний детей о процессе постановки проблемы, поиске возможных путей ее разрешения и соответствующих умений.
Третий этап - поисковый. На этом этапе учитель руководит взаимодействием школьников, оказывает помощь в определении шагов поиска, вместе анализируют интересующие проблемы, выделяют основную проблему, определяют источники поиска нужной информации, консультируясь в случае необходимости с учителем, осуществляют деятельность по намеченному плану, представляют возможный результат работы в мини-группе в форме презентаций, публикаций, инсценировок. Выполняют дидактические задания к проекту. Учитель проводит предварительную проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Учащиеся продумывают форму представления и защиты проекта. По окончании работы над
проектом учитель консультирует по процедуре его защиты.
Четвертый этап - аналитический. Учащиеся представляют конечный результат своей работы, отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Учитель выступает в роли эксперта, анализирует и оценивает представленные презентации, выступления учащихся, подводит итоги, комментирует и оценивает работы учащихся, принимает участие в обсуждении и выставлении итоговой отметки, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи и неудачи, приняли победы свои и товарищей.
Результат взаимодействия учителя и учащихся на данном этапе - презентация проекта, подведение итогов и оценка проектной деятельности, овладение детьми умением осуществлять рефлексию проектной деятельности, самоанализ проекта, учащиеся анализируют свое выступление, роль в процессе создания проекта.
Пятый этап - заключительный. Оформление портфолио. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно представляют оформленный продукт проекта (на бумажном носителе) в виде текста разных жанров по выбору учащегося, выдвигают новые проблемы, гипотезы, проекты. Содержанием деятельности на этом этапе является создание интегрированного проекта в рамках нескольких учебных дисциплин или в рамках системы воспитательной работы. Взаимодействие «учитель - учащиеся» организуется аналогично продвинутому уровню, при этом ученики проявляют большую степень самостоятельности на каждом из этапов работы над проектом [8, с. 117-120].
Презентация данной проектной работы - это инсценирование басен. Все было очень четко и методически организовано и продумано: украшенная шарами, цветами, разными поделками детей аудитория, созданная атмосфера театра, ученики чувствовали себя актерами, во всем ощущался праздник. Дети инсценировали такие басни, как «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Слон и моська».
Желание выступать в роли свиньи, лисицы, рака или стрекозы вызвано любовью к басне, к творчеству И. А. Крылова, а желание обличить подлость, коварство, лень, глупость, ложь вызывает интерес и удовольствие у учащихся.
Детям младшего школьного возраста нравится перевоплощаться в образы животных, птиц, насекомых, растений. Они естественны, открыты, искренни, непосредственны и честны в своих проявлениях. С детства им знакомы образы героев русских народных сказок: злой, глупый волк, хитрая, коварная лиса, трусливый заяц, добрый, косолапый медведь и т. д.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 8 (161)
Учащиеся подготовили семь басен и успешно выступили с ними перед учителями и родителями. Проект прошел успешно, и третьеклассники показали его первоклассникам.
В самой презентации был заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети аргументированно излагали свои мысли, идеи, анализировали свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важный момент - дети сами рассказывали, как именно они работали над проблемой. При этом демонстрировался и наглядный материал, и поделки детей, показывались результаты практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Конкретные результаты данного класса: учащиеся улучшили свои результаты по технике чтения; заинтересовались чтением басен; значительно пополнили свой словарный запас; научились владеть
своим голосом, интонацией, мимикой и жестами; приобрели богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, взрослыми; научились размышлять, прогнозировать, качественно выполнять работу; создали «копилку метких выражений»; стали более организованными; ученицы Ахмедова Рупия, Исмаилова Фатима и Салавова Эльмира сочинили басни.
В ходе данной проектно-исследовательской работы классный руководитель и учителя открывали в обучающихся новые способности и личностные качества, сделали вывод о том, что басню можно рассматривать как средство развития языковых способностей и возможностей у них [9].
Подводя итог, хочется отметить, что использование проектно-исследовательских форм обучения и воспитания играет огромную роль в формировании ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Список литературы
1. Смирнова Л. П. Проектная деятельность в начальной школе как условие успешного обучения и социализации личности. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений. Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. Вологда: ВПК, 2011. 184 с.
2. Классен Т. В. Формирование УУД через проектную деятельность на уроках окружающего мира. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений. Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. Вологда: ВПК, 2011. 184 с.
3. Казарина Л. А. Реализация проектной и исследовательской деятельности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 21-23.
4. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. 64 с.
5. Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя // Методология учебного проекта: материалы городского методического семинара / ред.-сост. Н. Ю. Пахомова. М., 2001. 132 с.
6. Полат Е. С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта: материалы городского методического семинара / ред.-сост. Н. Ю. Пахомова. М., 2001. 132 с.
7. Семёнова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115-118.
8. Баёва Ю. В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 117-120.
9. Караева С. А. Формирование и развитие русской связной речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 161 с.
Караева С. А., кандидат педагогических наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет.
Ул. Ярагского, 57, Махачкала, Россия, 367000. E-mail: [email protected]
Феталиева Л. П., кандидат филологических наук, старший преподаватель. Дагестанский государственный педагогический университет. Ул. Ярагского, 57, Махачкала, Россия, 367000. E-mail: [email protected]
Стародубцева Т. В., старший преподаватель.
Дагестанский государственный педагогический университет.
Ул. Ярагского, 57, Махачкала, Россия, 367000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.04.2015.
S. A. Karayeva, L. P. Fetaliyeva, T. V. Starodubtseva
DESIGN ACTIVITY AT LESSONS OF LITERARY READING ON THE SUBJECT "I. A. KRYLOV'S FABLES"
AT ELEMENTARY SCHOOL
The article considers the importance of design activity at lessons of literary reading at elementary school, proves the relevance of project activity in the light of Federal state educational standards, shows the possibilities of this activity on the example of the project "I. A. Krylov's Fable", lists the basic principles of creation of the program for literary reading.
The authors allocated the types of projects of individual and group activity: practice-creative focused, role and game, research and creative, information-oriented and requirements for the organization of project activity: existence of a significant problem, importance of estimated results, independence of pupils, project structuring, use of methods of research.
Special attention is paid to the stages of implementation of the project. The article also states the content of work, the equipment of the lesson of literary reading, kinds of activity trained and teachers in connection with introduction of Federal state educational standard of primary education.
Key words: project activity, project, fables, I. A. Krylov, elementary school, literary reading.
References
1. Smirnova L. P. Proektnaya deyatel'nost' v nachal'noy shkole kak usloviye uspeshnogo obucheniya i sotsializatsii lichnosti [Design activity at elementary school as a condition of successful training and socialization of the personality]. Ot obshheuchebnykh umeniy k universal'nym uchebnym deystviyam: materialy vtorykh oblastnykh pedagogicheskikh chteniy. Vologda, 30 marta 2011 g. Departament obrazovaniya Vologod. obl., Vologod. ped. kolledzh. [From general scientific abilities to universal educational actions: Proceedings of the second regional pedagogical readings. Vologda, March 30, 2011]. Vologda, VPK Publ., 2011. Pp. 112-114 (in Russian).
2. Klassen T. V. Formirovaniye UUD cherez proektnuyu deyatel'nost' na urokakh okruzhayushchego mira [Formation of universal educational actions through project activity at world around lessons]. Ot obshheuchebnyh umeniy k universal'nym uchebnym deystviyam: materialy vtorykh oblastnykh pedagogicheskikh chteniy. Vologda, 30 marta 2011 g. Departament obrazovaniya Vologod. obl., Vologod. ped. kolledzh [From general scientific abilities to universal educational actions: Proceedings of the second regional pedagogical readings. Vologda, March 30, 2011]. Vologda, VPK Publ., 2011. Pp. 103-107 (in Russian).
3. Kazarina L. A. Realizatsiya proektnoy i issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Realization of project and research activity of pupils]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 6 (108), pp. 21-23 (in Russian).
4. Zemlyanskaya E. N. Uchebnye proekty mladshikh shkol'nikov [Educational projects of younger school students]. Nachal'naya shkola- Elementary school, 2005, no. 9, pp. 55-59 (in Russian).
5. Pakhomova N. Yu. Proektnyy metod v arsenale massovogo uchitelya [Design method in an arsenal of the mass teacher]. Metodologiyauchebnogo proekta: materialy gorodskogo metodicheskogo seminara [Methodology of the training project: materials of the city methodical seminar]. Ed. N. Yu. Pahomova. Moscow, 2001. Pp. 91-95 (in Russian).
6. Polat E. S. Metod proektov v sovremennoy shkole [Method of projects at modern school]. Metodologiya uchebnogo proekta: materialy gorodskogo metodicheskogo seminara [Methodology of the training project: materials of the city methodical seminar]. Ed. N. Yu. Pahomova. Moscow, 2001. Pp. 108-118 (in Russian).
7. Semyonova N. A. Analiz problem organizatsii issledovatel'skoy deyatel'nosti detey (na primere konkursa detskikh issledovatel'skikh rabot "Tvori, issleduy, probuy") [The analysis of problems of the organization of research activity of children (on the example of competition of children's research works "Create, investigate, try")]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 10 (112), pp. 115-118 (in Russian).
8. Bayova Yu. V. Metod proekta kak sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya [Project method as modern pedagogical technology]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 2 (117), pp. 117-120 (in Russian).
9. Karaeva S. A. Formirovaniye irazvitiye russkoysvyaznoyrechi uchashchikhsya nachal'nykh klassov kumyikskoyshkolys ispolzovaniem sredstv naglyadnosti: dis. kand. ped. nauk. [Formation and development of the Russian coherent speech of pupils of Kumyk elementary school with the use of means of presentation. Thesis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2005. 161 p. (in Russian).
Karayeva S. A.
Dagestan State Pedagogical University.
Ul. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Russia, 367000. E-mail: [email protected] Fetaliyeva L. P.
Dagestan State Pedagogical University.
Ul. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Russia, 367000. E-mail: [email protected] Starodubtseva T. V.
Dagestan State Pedagogical University.
Ul. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Russia, 367000. E-mail: [email protected]