<[4о())С4ррЯ|И1|М1£Т(:>Д1щК1А1ЧдБУНЕ|Н1И(Я|о.1ова'1ольскч)м деятельности на основе обучающих проектов
УДК 371
Горобец Людмила Николаевна
доктор педагогических наук, профессор Армавирский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ОСНОВЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРОЕКТОВ
В статье рассмотрены особенности исследовательской деятельности на основе работы с обучающим практи-ко-ориентированным проектом в процессе изучения русского языка. Представлены основные этапы создания проекта. Показаны особенности деятельности учителя и деятельности учащихся на каждом этапе. Раскрыты способы реализации проектной деятельности, выделены жанры изучаемой речи. Предлагаемая технология может быть использована как на любом уроке при работе с текстами разных жанров и стилей, так и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: исследовательский метод, проектная деятельность, этапы проекта, исследовательские умения.
История преподавания родного языка свидетельствует о том, что в разные периоды цели обучения менялись, что влияло на методы обучения. Сначала задачей школы ставилось усвоение готовых знаний, где учитель выступал в роли ретранслятора и контролёра, потом появились новые цели обучения, поиск наиболее результативных методов продолжался, что констатируем и в настоящее время, когда предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения, изобретаются и апробируются новые. Сегодня учителю необходимо учитывать специфику своего предмета, понимать, что русский язык среди других предметов занимает уникальное место. Именно он направлен на всестороннее развитие личности ученика средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи, эмоционально-волевой сферы, а также на совершенствование языковой, речевой, коммуникативной, культуроведческой компетенций. Учитель русского языка имеет возможность средствами своего предмета влиять на межличностные отношения между учениками, создавать условия для поликультурной/социокультурной совместимости, опираясь на методический междисциплинарный принцип: культура через язык - язык через культуру. Поэтому частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы, когда учащиеся сначала наблюдают за языковым явлением, анализируют, сопоставляют его, а потом «самостоятельно» делают обобщение и приходят к выводу/определению/решению, когда школьники усваивают опыт уже известных способов деятельности, овладевают отдельными элементами поиска, уже малоэффективны. Сегодня, чтобы выполнить заказы времени, научить школьника умениям учиться и развиваться в общении со сверстниками (одно из положений ФГОС второго поколения), нужно более активно использовать интерактивные методы, которые основаны на взаимодействии педагога и обучаемого в режиме диалога, на познавательной деятельности ученика, в том числе и исследовательской.
Сущность исследовательской деятельности состоит в том, что учитель помогает организовать
поисковую творческую деятельность учащихся путём «открытия» новых для школьников учебных проблем, решения исследовательских задач.
«Исследовательский метод» - понятие многоаспектное, в нем выделяют (И.Я. Лернер, Т.В. На-польнова, Л.П. Федоренко и др.) ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, что, в свою очередь, предполагает возможность использования на каждом из них различных приёмов, то есть такое варьирование действий учащихся, которое приведёт к более самостоятельно полученному результату/ «открытию»/ продукту (по русскому языку это может быть обобщающая таблица, сделанная на основе сопоставления материалов разных школьных учебников; анализ словарных статей; сообщение на конференции; публичная защита и др.). «Играя в «ученых», дети преобразуют информацию в знание: сначала наблюдают над определенным материалом, сравнивают, выявляют проблему (или противоречие), обнаруживают общее и различия у языковых единиц, выявляют существенные признаки понятия, обобщают и делают вывод, то есть формулируют определение» [1, с. 3].
В новом образовательном пространстве на основе исследовательского метода строится проектная деятельность.
В современной литературе уже представлено много определений дидактического понятия «метод проекта». Так, Е.С. Полат его понимает как технологию, И. Чечель в качестве педагогической технологии; А.Н. Щукин, Э.Г. Азимов как метод обучения; З.Х. Ботамева в качестве способа организации самостоятельной деятельности обучающихся и др. [2, с. 10]. Мы разделяем точку зрения Е.С. Полат, которая определяет эту технологию «как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [4, с. 46-47], и используем следующее определение: «Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой учащиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного/под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, её микротем» [2, с. 11].
134
Вестник КГУ ^ 2018
© Горобец Л.Н., 2018
Таблица 1
Этапы создания обучающего проекта
Деятельность учителя Этапы, фазы Деятельность учащихся
Учитель проводит организационную работу: помогает формированию творческих групп (по степени успеваемости учащихся, по интересам, на основе психологической совместимости, дифференцированного подхода). Предъявляет критерии оценки деятельности учащихся при работе над проектом. I. Подготовительный этап а) формирование творческих групп Учащиеся делятся на группы.
Учитель может предложить примерные темы на рассмотрение учащимся, направляет их обсуждение, помогает сформулировать проблему. б) выбор темы, проблемы, определение замысла проекта, целей, задач; выдвижение проблемы исследования Учащиеся выбирают темы, анализируют их, предлагают свои варианты, пытаются выйти на проблему.
Учитель ставит проблему, предлагает микротемы, учит обосновывать их, помогает в составлении тезисов, направляет мысль учащихся. в) выдвижение проблемы, выделение микротем, составление предварительных тезисов Учащиеся рассматривают предложенные микротемы, участвуют в их обсуждении, выбирают микротему .
Учитель консультирует, организует ситуацию учебного диалога, отбирает необходимую литературу, готовит задания для мини-групп. II. Этап реализации (выполнения) проекта а) выбор своей роли и места в проекте Учащиеся собирают, систематизируют и анализируют имеющийся материал, выбирают себе роль в проекте.
Учитель направляет учащихся, подсказывает необходимую и важную информацию, консультирует, координирует. б) выбор метода, жанра, стиля и типа речи Учащиеся сопоставляют варианты решения проблемы, выявляют причинно-следственные связи.
Учитель консультирует, координирует работу мини-групп. в) работа учащихся над микротемами / заданиями проекта Учащиеся подбирают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют собранный материал.
Учитель консультирует, выступает в роли наблюдателя. Знакомит с критериями оценки продукта проекта, представленного для публичной презентации (IV этап). г) оформление полученного творческого продукта / текста Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал.
Учитель проводит «тихую» проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты, помогает соединить собранный материал в систему, ищет «изюминку» в представлении каждой группы / каждого ученика, корректирует план и жанр проекта мини-группы. III. Этап «тихой» презентации в мини-группе Учащиеся 1-й раз в мини-группе представляют свой продукт (презентации / тексты разных жанров / показы / поделки / таблицы / схемы и т.п.), анализируют литературу, составляют ссылки (гиперссылки в презентации) [2, с. 25].
Учитель выступает в роли эксперта, оценивает защиту, осуществляет контроль знаний учащихся всего класса в разных формах (тест, заполнение таблицы, ответ на проблемный вопрос, заданный учителем) IV. Этап публичной презентации (защиты проекта) и коллективной работы всего класса Учащиеся представляют конечный результат своей работы в соответствии с критериями оценки продукта проекта.
Учитель подводит итоги занятия, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети поняли свои удачи / неудачи, приняли свои / другие победы. V. Этап рефлексии Учащиеся анализируют своё выступление, роль в процессе создания проекта, выдвигают новые проблемы, гипотезы и т.п.
Учитель оценивает освоение проекта каждым учеником, проверяет VI этап. «Тематический портфолио» как итог проекта Учащиеся представляют оформленный продукт на бумажном носителе в виде текста разных жанров (эссе, заметка, слово, научное сообщение, доклад и др.)
В процессе создания любого обучающего проекта эффективно использовать шесть этапов, подробно мы описывали их в своих работах [2, с. 1925], здесь остановимся на главном: деятельности учителя/учащихся и этапах работы.
Из содержания таблицы следует, что предложенная модель соответствует обучающему краткосрочному практико-ориентированному монопроекту с открытой координацией и внутренним характером контактов (используем типологию Е.С. Полат [4, с. 71-77]). Данный тип обучающего
исследовательского проекта предполагает хорошо продуманную структуру, четко сформулированные цели (перед началом выполнения проекта, на каждом этапе деятельности); заинтересованность/мотивацию каждого школьника, участника проекта; продуманные приемы лингвистического эксперимента; исследовательских предметных / метапред-метных заданий и др. Важной составляющей проектной работы является графическое оформление этапов преобразования информации в знания и запись решения проблемы.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
135
<140())С4рРЯ|И1|М1£Т(:>Д1ЩК1А1ЧдБУНЕ|Н1(1(Я|о.1ова'1ольскч)и деятельности на основе обучающих проектов
Обращаем особое внимание на конечный продукт / результат исследования, на каждом этапе он разный, может быть и дифференцированным. Например, это и план проекта, тезисы, конспект, подбор цитат/ наглядности / видеоряда (1 этап), это и поликодовый текст (2 этап), и публичное выступление в разных жанрах (5 этап): сообщение, сообщение с презентацией, историческая справка, спич, заочная экскурсия, интервью, видеоролик, комментарий к видеоролику, беседа, предъявление постера, письмо к..., дискуссия, слово о...; это и научное исследование, научная конкурсная работа, коллективный ответ на проблемный вопрос, например: «Причастие - самостоятельная часть речи или форма глагола» и т.п.
Сопоставляя проектную деятельность с традиционным обучением [3, с. 116-120], отмечаем ряд её преимуществ: меняет позицию учащегося в обучении (ученик сам открывает, осмысливает и применяет полученные знания), совершенствует когнитивную, коммуникативную, культуроведческую компетенции, формируя все виды универсальных учебных действий; позволяет применять практико-ориентированный подход: учащиеся накапливают практический опыт до включения в самостоятельную деятельность; способствует творческому усвоению информации, формирует у учащихся опыт исследовательской деятельности.
Рассмотрев накопленный опыт в изучении проектной деятельности, мы делаем вывод: сама технология (процесс деятельности) даёт возможность для совершенствования методики её проведения. Проектная методика помогает обучающимся осознать роль знаний, понять, что они становятся сред-
ством в обучении. Поэтому сегодня роль методики как науки возрастает, именно она приближает каждый урок русского языка к основной цели: формированию/развитию обучающегося как языковой личности, способной осваивать новые виды деятельности, в том числе исследовательской.
Библиографический список
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка // Русский язык в школе. - 2005. - № 3. - С. 3-9.
2. Горобец Л.Н., Баёва Ю.В. Метод проекта -инновационная педагогическая технология. - Армавир: РИО АГПА, 2012. - Вып. 1. - 100 с.
3. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 116-120.
4. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / под. ред. Е.С. По-лат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
References
1. Antonova E.S. Kak organizovat' issledovanie na uroke russkogo yazyka // Russkij yazyk v shkole. -2005. - № 3. - S. 3-9.
2. Gorobec L.N., Bayova YU.V. Metod proekta -innovacionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya. -Armavir: RIO AGPA, 2012. - Vyp. 1. - 100 s.
3. Lebedeva L.I., Ivanova E.V. Metod proektov v produktivnom obuchenii // SHkol'nye tekhnologii. -2002. - № 5. - S. 116-120.
4. Novye pedagogicheskie informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya / pod. red. E.S. Polat. - M.: Akademiya, 2005. - 272 s.
Вестник КГУ 2018
136