МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ОРГАНАЙЗЕРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МНОЖЕСТВО НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ»
Бобоева М.Н.
Бобоева Муяссар Норбоевна — преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование метода графического органайзера «Таблица» при изучении темы «Множество неотрицательных целых чисел». Осваивая этот метод, студенты будут иметь представление об изучаемых концепциях, понимать их и уметь четко описывать их компоненты и взаимосвязи. Помогает усилить затронутую тему. Результатом является пример применения этого метода на уроке, который помогает лучше понять содержание таблицы, описывая содержание таблицы, определяющей взаимозависимость понятий и фактов по теме.
Ключевые слова: неотрицательное целое число, множество, метод графического органайзера «Таблица».
УДК 37.02
В настоящее время повсеместное использование педагогических инноваций в образовательном процессе - глобальная тенденция мирового развития. Особое внимание уделяется систематическому внедрению инноваций в сфере образования в то время, когда масштабы педагогических инноваций растут, процесс модернизации в стране стремительно развивается. Однако, несмотря на создание множества педагогических новшеств, уровень внедрения педагогических исследований по внедрению нового содержания, форм, методов и средств обучения в образовательный процесс пока недостаточен. Поэтому повышение качества обучения за счет использования современных интерактивных методов в учебном процессе является актуальной задачей [ 1 -20].
Действительно, при внедрении обновленной системы образования важно, чтобы каждый учитель имел возможность постоянно изучать последние достижения в своем предмете и образовании гармонично развитого поколения и последовательно применять их в своей работе.
Методика графического органайзера «Таблица» предназначена для развития у студентов способности отражать теоретическую сущность темы, обсуждаемого вопроса или проблемы с помощью таблицы. При его применении студенты приобретают навыки четко выражать суть темы в виде таблицы, не в форме устного заявления или письменного текста, а в виде основной идеи, базового концепция, важные аспекты.
Было бы неплохо использовать этот метод в конце каждой лекции или в начале практического занятия. Преимущества использования этого метода: во-первых, в опросе участвуют все студенты. Во-вторых, можно определить уровень владения студентами темы. В-третьих, наблюдая, на какой вопрос студенты ответили неправильно, можно более широко объяснить те части темы, которые они не поняли.
При обучении темы «Множество неотрицательных целых чисел и операции над ними» можно организовать графические органайзеры «таблицы» следующим образом.
Найдите совпадение:
Таблица 1. Вопросы для нахождения совпадения
1 4 + 3 = 7 каким правилом объяснить сумму удобно А Число 0
2 Если на одном пальто у женщин пришито 6 пуговиц, а у мужчин -5 пуговиц, сколько всего пуговиц будет пришито? Каким действием решается и на какой теоретической основе В Если можно установить взаимно однозначное соответствие значений между множествами.
3 Как называется общее свойство класса пустых множеств? С Постройте множество неотрицательных целых чисел в интерпретации множеств в соответствии с нахождением суммы.
4 Что такое множество равной мощности? D Постройте множество целых неотрицательных чисел в интерпретации множеств.
Ответы:
1 4+3=7 каким правилом объяснить сумму удобно D Постройте множество целых неотрицательных чисел в интерпретации множеств
2 Если на одном пальто у женщин пришито 6 пуговиц, а у мужчин - 5 пуговиц, сколько всего пуговиц будет пришито? Каким действием решается и на какой теоретической основе С Постройте множество неотрицательных целых чисел в интерпретации множеств в соответствии с нахождением суммы.
3 Как называется общее свойство класса пустых множеств? А Число 0
4 Что такое множество равной мощности? В Если можно установить взаимно однозначное соответствие значений между множествами.
Также этот метод очень удобно использовать при работе со студентами в группах и в группах. Этот метод можно использовать для организации быстрого сеанса вопросов и ответов, чтобы закрепить тему в конце урока.
Метод применяется на основе организации следующих действий:
- Преподаватель готовит таблицы для каждого ученика по количеству учеников и анкету по теме;
- Обращается внимание на наличие вопросов, на которые в анкете можно ответить «да» или «нет»;
- Таблицы раздаются каждому студенту;
- Учащиеся отвечают на вопросы учителя в форме «да» или «нет».
Определите правильные ответы. Напишите на листе для ответов слова «да» или «нет».
Таблица 3. Список вопросов для ответов слова «да» или «нет»
1 Понятие натуральных чисел было введено Кантором
2 Множество неотрицательных и целых чисел равно
3 Натуральное число - это общее свойство класса конечных множеств равной мощности, которые не являются пустыми.
4 Если ни одно из неравенств a > Ь или a < Ь не выполняется, то a = Ь .
5 Если числа а и Ь определены наборами равной мощности, то они называются равными.
Ответы:
Таблица 4. Ответы вопросов с использованием слова «да» или «нет»
1 Понятие натуральных чисел было введено Кантором нет
2 Множество неотрицательных и целых чисел равно нет
3 Натуральное число - это общее свойство класса конечных множеств равной мощности, которые не являются пустыми. да
4 Если ни одно из неравенств а > Ь или а < Ь не выполняется, то а = Ь. нет
5 Если числа а и Ь определены наборами равной мощности, то они называются равными. да
В современной математике существует ряд проблем, связанных с моделями в целочисленной решетке [21 - 36], так как одномерная целочисленная решетка - это множество всех целых чисел. В этом случае знания и навыки, приобретенные студентами по данной теме, будут очень кстати.
Список литературы
1. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.
2. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.
3. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.
4. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.
5. Бобоева М.Н., Шукурова М. Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 81-83.
6. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.
7. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.
8. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020), С. 40-43.
9. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.
10. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.
11. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.
12. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015), С. 17-20.
13. Расулов Т.Х., ШириноваМ.У. Об одном применение леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015), С. 36-40.
14. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.
15. Марданова Ф.Я. Нестандартные методы обучения высшей математике // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 19-22.
16. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» // Проблемы педагогики. 53:2 (2021). С. 23-26.
17. Boboyeva M., Qutliyeva Z. Formation of elementary mathematical concepts in preschool children // J. Global Research in Math. Archives. 6:11 (2019). С. 10-12.
18. Расулов Х.Р., Раупова М.Х. Роль математики в биологических науках // Проблемы педагогики № 53:2 (2021). С. 7-10.
19. Бобоева М.Н., Меражов Н.И. Поля значений 2х2 операторной матрицы с одномерными интегральными операторами // Вестник науки и образования. 95:17-2 (2020).
20. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование, 72:8 (2020). с. 29-32.
21. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Eigenvalues and virtual levels of a family of 2x2 operator matrices // Methods Func. Anal. Topology, 25:1 (2019). С. 273-281.
22. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Threshold analysis for a family of 2x2 operator matrices // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 10:6 (2019). С. 616-622.
23. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Essential and discrete spectrum of a three-particle lattice Hamiltonian with non-local potentials // Nanosystems: Physics, Chemistry, Mathematics, 5:3 (2014). С. 327-342.
24. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Analysis of the spectrum of a 2х2 operator matrices. Discrete spectrum asymptotics. Nanosystems: Physics, chemistry, mathematics, 11:2 (2020). С. 138-144.
25. Расулов Т.Х., Дилмуродов Э.Б. Бесконечность числа собственных значений операторных (2х2)-матриц. Асимптотик дискретного спектра // ТМФ. 205:3 (2020). С. 368-390.
26. Albeverio S., Lakaev S.N., Rasulov T.H. On the spectrum of an Hamiltonian in Fock space. Discrete spectrum asymptotics // J.Stat.Phys. 127:2 (2007). С. 191-220.
27. Rasulov T.H. On the finiteness of the discrete spectrum of a 3x3 operator matrix // Methods of Functional Analysis and Topology, 22:1 (2016). С. 48-61.
28. Rasulov T.H. The finiteness of the number of eigenvalues of an Hamiltonian in Fock space // Proceedings of IAM, 5:2 (2016). С. 156-174.
29. Albeverio S., Lakaev S.N., Rasulov T.H. The Efimov effect for a model operator associated with the Hamiltonian of a non conserved number of particles // Methods Funct. Anal. Topology, 13:1 (2007). С. 1-16.
30. Muminov M.I., Rasulov T.H. Embedded eigenvalues of an Hamiltonian in bosonic Fock space // Comm. in Mathematical Analysis. 17:1 (2014). С. 1-22.
31. Muminov M., Neidhardt H., Rasulov T. On the spectrum of the lattice spin-boson Hamiltonian for any coupling: 1D case // J. Math. Phys., 56 (2015), 053507.
32. Muminov M.I., Rasulov T.H. On the number of eigenvalues of the family of operator matrices. // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 5:5 (2014). С. 619-625.
33. Расулов Т.Х. Исследование спектра одного модельного оператора в пространстве Фока // Теорет. матем. физика. 161:2 (2009). С. 164-175.
34. Расулов Т.Х. О числе собственных значений одного матричного оператора // Сибирский математический журнал, 52:2 (2011). С. 400-415.
35. Muminov M.I., Rasulov T.H. The Faddeev equation and essential spectrum of a Hamiltonian in Fock Space // Methods Funct. Anal. Topol., 17:1 (2011). С. 47-57.
36. Rasulov T.H. Investigations of the essential spectrum of a Hamiltonian in Fock space // Appl. Math. Inf. Sci. 4:3 (2010). С. 395-412.
37. Расулов Т.Х. Исследование существенного спектра одного матричного оператор // Теоретическая и математическая физика, 164:1 (2010), С. 62-77.
К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ПОВЫШЕНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ФОНЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кулиев Е.К.
Кулиев Еркин Каримович — преподаватель, кафедра психологии, педагогический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведен подробный анализ деятельности педагогов на фоне перехода к дистанционному обучению в образовательной системе Республики Узбекистан. Изучены требования к личностным и профессиональным качествам педагогов и даны конкретные рекомендации по повышению саморегуляции. Проанализированы труды психологов по предотвращению стрессовых ситуаций педагогов. Выделены четыре приоритетные задачи, на решение которых необходимо направить деятельность по повышению саморазвития и восстановлению профессионального здоровья педагога.
Ключевые слова: саморегуляция, психологическое здоровье, саморазвития, эффективность.
УДК 37.02
Образовательная система Республики Узбекистан, при происходящих в ней процессах перехода к дистанционному обучению подрастающего поколения, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам педагогов. Такие требования выступают серьезными внешними стимулами в работе преподавателя над самим собой. Это предполагает повышение уровня его профессиональной культуры, осуществление потребности к изменению себя, способности к творческому саморазвитию, самоутверждению себя как профессионала.
Говоря о саморегуляции педагога и обучающегося, необходимо остановиться на мысли о том, что в первую очередь мы должны уделить особое внимание саморегуляции педагога и поговорить о сохранении здоровья учителя, нежели обучающегося. Ведь психологический комфорт в классе во многом зависит от учителя, входящего в этот класс: от его настроения, от его уверенности или неуверенности в себе, умения вовремя пошутить и разрядить обстановку, от его состояния здоровья и взаимоотношений в семье и еще от многих факторов [1, 2].
Педагог своими условиями жизни поставлен в положение образца. С ним студенты или школьники сопоставляют результаты и особенности своей деятельности, а также поведение других людей. Педагог в глазах детей должен быть образцовым. Выступая в роли эталона и норм человеческих отношений, он должен обладать способностью нравственно-волевой саморегуляции поведения, во взаимоотношениях с учащимися учитывать особенности