НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ
МАТЕМАТИКЕ Марданова Ф.Я.
Марданова Феруза Ядгаровна - преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: курсы высшей математики, помимо традиционных, основаны на современных образовательных технологиях и требуют использования методов, побуждающих студентов к более самостоятельным исследованиям и работе. Это было отмечено педагогическими обществами и учеными во многих развитых странах, и в системе образования начали применяться современные образовательные технологии. Использование передовых педагогических технологий в учебном процессе приводит к красочной, интересной организации уроков, а также широкому спектру возможностей для углубленного изучения учебных материалов. Ключевые слова: нестандартные методы, урок, образование, «Математическое кольцо», «Ученые», «Эстафета», «Симпозиум».
УДК 37.02
Подчеркивается, что повсеместное внедрение передовых педагогических технологий в учебный процесс принятого в нашей стране Закона «Об образовании» является одной из важнейших задач для всех типов учебных заведений. С самого начала системы непрерывного образования в высшем образовании нестандартные уроки теоретически и практически отражаются, в то время как на более поздних этапах основными принципами обучения являются научность, последовательность, целесообразность и единство обучения.
Цель нового типа нестандартных уроков - открыть для учеников широкий путь к свободному мышлению, развить искреннюю уверенность, то есть научить учеников читать, а не просто учить. Для достижения этой цели учитель должен проявлять творческий подход на каждом уроке [1-29].
Словом, эффективность образования выйдет на новый уровень только в том случае, если будет применен новый подход к процессу высшего образования и творчества. То есть потребности и желания ученика удовлетворяются на уровне его способностей:
- формируются навыки самостоятельного приобретения знаний;
- он уверен, что обогатит свои знания на всю оставшуюся жизнь;
- развивает способность мыслить свободно.
Создает среду, в которой человек может быстро найти свое место в обществе. С этой целью сегодня мы пробуждаем внутреннее убеждение и стремление студентов от убедительного призыва «тебе нужно это знать» к «Мне это нужно, и я могу это знать, чтобы применить это в жизни».
Нестандартные методы педагогической практики:
Урок «Математический ринг», урок «Семь раз измерь, один раз разреж», урок «Размышление, обсуждение», урок «Ученые», урок
«Эстафета», урок «Симпозиум», урок «Семинар» и т. д.
Эти уроки помогают повысить эффективность урока между «учеником и учителем», «учеником и учеником». побуждает студентов мыслить
самостоятельно. Вопросы и ответы проходят в парах и в группах.
Суть этого метода обучения состоит в том, что он предполагает практическое обсуждение или обучающую беседу. Его преимущество в том, что он позволяет достичь целей развития и обучения. Студенты развивают культуру рассуждений и
дискуссий, способность выражать свое мнение не только устно, но и письменно, а также способность мыслить логически и систематически [30-35].
Теперь мы опишем некоторые из нетрадиционных уроков и приведем примеры планов уроков, которые я использовал в учебном процессе на практике. Уроки "Заковат"
Интеллектуальное развитие студентов с помощью этого курса намного эффективнее. Его можно эффективно использовать в математике, физике, информатике, химии, биологии, географии, языке и всех других дисциплинах. Обычно более эффективно организовывать такие занятия после завершения определенной главы или раздела определенного предмета. Порядок действий следующий:
I. Шесть умных учеников из аудитории будут выбраны для создания клуба «Заковат». II. Фасилитатор (отличник или учитель естествознания) за 10 дней заранее готовит по 2 интересных задания для каждого ученика в классе в соответствии с содержанием урока и организует сбор заданий. Содержание задания должно оставаться конфиденциальным. Будут выбраны 11 из полученных вопросов. III. На уроке «Интеллект» помощник новичка считает конверты. Участники по очереди вытягивают конверты и отвечают на вопросы от имени всей группы (6 человек) в течение 1 минуты. Игра оценивается членами команды или зрителями, жюри из 3 человек, а также вопросами и ответами. В конце игры самому умному члену клуба «Заковат» будут вручены ценные книги. «Конкурсные» уроки.
Эффективно использование «соревновательных» уроков по всем предметам высшего образования. Обычно лучше использовать его в главе или уроке. Процедура этого урока следующая:
I. В зависимости от количества учеников в классе они делятся на 3 команды, которым присваиваются названия, готовятся эмблемы, назначаются капитаны.
II. Будет сформирована судейская коллегия из трех человек: учитель подготовит 60 вопросов по теме урока и 60 звезд за каждый вопрос. За каждый правильный ответ дается 1 звезда. Ход следующий.
1) Музыкальная пауза 5 минут. Команды объявляют свои имена и слоганы.
2) Домашнее задание.
3) Каждой команде будет предложено 10 коротких интересных вопросов. Правильный ответ будет отмечен звездочкой.
4) Конкурс из 3 интересных вопросов по теме соревнований капитанов будет отмечен звездочкой за каждый правильный ответ.
5) Конкурс художников. Из каждой команды выбирается один студент-художник, который рисует картинку на тему урока и отправляет ее на рассмотрение жюри.
6) Конкурс на лучшее стихотворение по математике будет представлено жюри командой лучших стихотворений по тематике урока. В конце урока делается вывод.
Список литературы
1. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic équation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.
2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.
3. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65.
4. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83.
5. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.
6. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.
7. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.
8. Умарова У.У.Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 21-24.
9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 29-32.
10. Умиркулова Г.Х. Использование mathcad при обучении темы «Квадратичные функции» // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 93-96.
11. Хайитова ХГ.Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 25-28.
12. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.
13. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.
14. Курбонов Г.Г.Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020), часть 2. С. 33-36.
15. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики // Проблемы педагогики. 51:6 (2020). С. 40-43.
16. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.
17. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020), часть 2. С. 85-88.
18. Умарова У.У. Использование педагогических технологий в дистанционном обучении moodle // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 31-34
19. Рашидов А.Ш., Тураев Ш.Ф. Интерактивные методы в обучении математике: метод Кейс-стади // Вестник науки и образования, 95:17 (2020), Часть 2. С. 79-83.
20. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 17-20.
21. Тошева Н.А. Технология обучения теме метрического пространства методом «Инсерт» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 43-45.
22.Хайитова Х.Г., Рустамова Б.И. Метод обобщения при обучении математике в школе // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 45-48.
23. Бобоева М.Н., Шукурова М.Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг» // Проблемы педагогики 51:6 (2020). С. 81-83.
24. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 29-32.
25. Курбонов Г.Г. Интерактивные методы обучения аналитической геометрии: метод case study // Наука, техника и образование. 73:9 (2020), С. 44-48.
26. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.
27. Расулов Т.Х., Ширинова М.У. Об одном применении леммы Морса // Молодой учёный. № 9 (2015). С. 36-40.
28. Умарова У.У. Отамуродов Ф.Р. Алгоритм работы с приёмом "Корзина идей" и применение к теме "Полином Жегалкина" // Наука, техника и образование. 77:2 (2021). С. 42-45.
29. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43-45.
30. Rasulov T.H. On the finiteness of the discrete spectrum of a 3x3 operator matrix // Methods of Functional Analysis and Topology, 22:1 (2016). С. 48-61.
31. Rasulov T.H. The finiteness of the number of eigenvalues of an Hamiltonian in Fock space // Proceedings of IAM, 5:2 (2016). С. 156-174.
32. Muminov M.I., Rasulov T.H. Embedded eigenvalues of an Hamiltonian in bosonic Fock space // Comm. in Mathematical Analysis. 17:1 (2014). С. 1-22.
33. Dilmurodov E.B., Rasulov T.H. Essential spectrum of a 2x2 operator matrix and the Faddeev equation // European science. 51 (2), 2020. С. 7-10.
34. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Eigenvalues and virtual levels of a family of 2x2 operator matrices // Methods Func. Anal. Topology, 25:1 (2019). С. 273-281.
35. Rasulov T.H., Dilmurodov E.B. Threshold analysis for a family of 2x2 operator matrices // Nanosystems: Phys., Chem., Math., 10:6 (2019). С. 616-622.