Та обнаженность внутренних процессов, которой добивались во Вроцлаве, обладала хрупкой силой. Она магически воздействовала на ограниченный круг людей. Стоило появиться лишним людям - пусть даже десятерым, - и актеры, ощущая свою неспособность вовлечь их в сокровенные тайны человеческого бытия, к которым они пытались прикоснуться «здесь, сейчас», защищая себя от чрезмерности душевных затрат, начинали «подменять» происходящее с ними, закрывались в броню профессиональных приспособлений, от которых предостерегал их Гротовский. Здесь надо помнить о двух обстоятельствах. Во-первых, Гротовский и его труппа - это лаборатория, а не театр, который предполагает ежедневные представления. Поэтому невозможен перенос принципов работы Гротовского в практику профессионального театра.
Гротовский разрушил то, что мы называем профессиональными навыками, - во имя исследования предельных психофизических возможностей человека в сфере творчества.
Три года первого периода труппа и ее руководитель создавали методу вхождения в то состояние творчества, единственно необходимое для рождения спектакля «Апокалипсис», разрушая обычные заготовки, которые, что называется, «держат» роль и спектакль в обычном театре.
Библиографический список
Во - вторых, «мы поняли» - говорит Гротовский - что не надо силой заставлять зрителя участвовать в какой-то игре, которую выдумал не он сам. Не надо никакой физической агрессии против публики. Нужно так открыть ей свою душу, чтобы она захотела в ответ сделать то же самое. Это и есть самый верный путь к зрителю» [2].
Бесконечное разнообразие бытия - в «Апокалипсисе» -выражалось через простейшее на первый взгляд движение души и тела. Простейшее и завораживающее безмерной энергией, излучаемой артистами в каждую секунду сценического существования. Передача куска хлеба из руки в руку или попрание его ногой, ласка или удар, жест помощи или жест палачества - самые простые человеческие действия обретали архитипическое значение. Важно понять, что не режиссер загонял артистов в сочиненные им мизансцены, а артисты рождали их на площадке перед зрителями, прорывались к вековому опыту человечества, «коллективному, бессознательному» працивилизации, ошеломляя нас открывающимися безднами, скрытыми в каждом из зрителей, находящегося в ауре этого спектакля. Акт самопознания и самораскрытия артистов совпадал с трагическим и сладостным процессом самопознания и самораскрытия зрителей.
1. Петров, В.А. Основные драматические системы театрального искусства ХХ века: учеб. пособ. - Челябинск, 2008.
2. Гротовский, Е. Наши занятия // Театр. - 1973. - № 12.
Bibliography
1. Petrov, V.A. Osnovnihe dramaticheskie sistemih teatraljnogo iskusstva KhKh veka: ucheb. posob. - Chelyabinsk, 2008.
2. Grotovskiyj, E. Nashi zanyatiya // Teatr. - 1973. - № 12.
Продолжение в следующем номере
Статья поступила в редакцию 18.10.13
УДК 356
Kholodnykh A.A. TRAINING OF THE US SPECIAL-OPERATIONS OFFICERS. An article is dedicated to the Training of the US special-operations officers. Both interpersonal and professional characteristics of special-operations officers in ongoing operations in different regions and in multicultural environment, in small groups as well as in high-level organization are presented.
Key words: training of the special-operations officers, characteristics of leaders, interpersonal relations, leader's managerial style, career paths, special-operations forces, SOF culture.
А.А. Холодных, адъюнкт Федеральной гос. казенной военной организации высшего образования
«Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России»,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЧАСТЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ США
Статья посвящена рассмотрению проблемам подготовки офицеров частей специального назначения в армии США. В ней анализируются вопросы развития личностных и профессиональных качеств офицеров частей специального назначения в ходе выполнения специальных задач в различных регионах мира и этнокультурной среде, в малых группах и организациях высокого уровня.
Ключевые слова: подготовка офицеров частей специального назначения, качества командира, межличностные отношения, командные стили, этапы карьеры, культура спецподразделений.
В настоящее время в системе внутренних войск МВД России выстроена четкая и согласованная система подготовки всех категорий военнослужащих воинских частей и подразделений специального назначения. Организована система подготовки военнослужащих по контракту на должностях солдат и сержантов, категории прапорщиков - заместителей командиров взводов, специалистов технических средств разведки, проводится курсы по повышению квалификации офицеров ротного звена. Но наиболее значимым шагом в этом направлении на наш взгляд является создание факультета (разведывательного), функционирующего третий год, для подготовки по специальной программе командиров взводов для службы в подразделениях специального назначения внутренних войск МВД России.
Чтобы лучше понять, для чего предназначены подразделения специального назначения, лучше обратиться к законодательству. На воинские части (подразделения) специального назначения возлагаются следующие задачи:
- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, изъятии у населения незаконно хранящегося оружия;
- участие в пресечении актов терроризма;
- участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти;
- участие в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация и порядок деятельности воинских частей (подразделений) специального назначения при выполнении возложенных на них задач устанавливаются положением о воинских частях (подразделениях) специального назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми министром внутренних дел Российской Федерации [1]. Упоминание об объектах на которые будет направленна деятельность командиров спецподразделений и способы воздействия на них явно выйдет за рамки позволенного в широкой печати. Однако можно сказать следующее, что подразделения специального назначения потому и называются специальными, что задачи выполняемые ими требуют особой подготовки и отношения к делу, соответственно и готовить офицеров для управления такими подразделениями нужно по особым стандартам и программам.
В ходе реорганизации внутренних войск формируются воинские части специального назначения, которые способны выполнить возложенную на них задачу в любых условиях обстановки. При выполнении боевой задачи в регионах со сложной оперативной обстановкой на подразделения специального назначения возлагается силовая составляющая, при этом командир подразделения должен уметь планировать, организовывать, выполнять боевые задачи и руководить своим подразделением в условиях мирной жизни. Он обязан организовывать взаимодействие с силовыми структурами ФСБ, МЧС, Полиции, ГУИН, гражданскими организация в ходе участия в специальных операциях под общим оперативным руководством старшего начальника. При этом для успешного выполнения задачи он должен понимать роль каждой структуры, их возможности порядок взаимодействия с ними и в нужный момент суметь использовать эти возможности, найти нестандартный подход. Можно прийти к выводу, что для этого командир должен обладать гибким складом ума, быть разносторонне подготовленным, знать специфику деятельности своих войск, среду и условия их применения.
Для подготовки таких офицеров воинских частей специального назначения внутренних войск МВД России целесообразно учитывать зарубежный опыт. Рассмотрим опыт подготовки подобных специалистов в армии Соединенных Штатов Америки.
Глобальные операции, проводимые с 2001 года Соединёнными Штатами Америки по борьбе с международным терроризмом, позволяют выделить определённые характеристики американских военных, формирующиеся под влиянием оперативной среды. Командованием сил специальных операции США предполагается, что операции будут, вероятно, проходить в различных заранее непредсказуемых условиях [2, с. 5-6, 280-291]. Управление данными конфликтами потребует широкомасштабного сотрудничества со стороны военных и гражданских учреждений. В этих условиях усилится участие вооружённых сил общего назначения (GPF - ВС) в реализации задач, ранее возложенных на силы по проведению специальных операций (SOF -ССО). Будет наблюдаться увеличение взаимозависимости и совместной ответственности между данными войсками.
В операциях, проводимых в настоящее время в Ираке, Афганистане и в других странах, наиболее эффективными командирами становятся те, кто может успешно приспособиться к динамично меняющейся обстановке и ее функциональными последствиями. Также командующие развили важную способность определения боевых качеств успешных командиров и необходимых мер, позволяющих сформировать данные качества. Поскольку Министерство Обороны Соединенных Штатов Америки стремится расширить высший командный состав объединенных сил, в целях осуществления оперативного и стратегического командования в «мультимодальных (многоаспектных) конфликтах», данные взгляды заслуживают серьезного рассмотрения [3, с. 28].
В рамках проведенных всеобъемлющих опросов, был выявлен ряд характеристик, необходимых для эффективного командования, и предложены рекомендации для развития качеств командиров. Представленные результаты позволили выявить основные черты, образовательный опыт и выполняемые задания, которые с точки зрения исследуемой группы необходимы для успеха в условиях непредсказуемых боевых действий сегодня и завтра.
По мнению участников исследования, необходимые характеристики командования частей сил специального назначения определяются тремя стилями: когнитивным, межличностным и управленческим. По мнению офицеров, каждый стиль состоит из взаимосвязанных групп качеств, навыков и развиваемых черт. Относительно первого стиля, участники интервью сфокусировались на когнитивных процессах, способствующих решению проблем. Интервьюируемые чётко разграничили подходы «как думать» и «о чем думать» с прежними широко распространёнными подходами гибкости мышления и разнообразными тренировками ума. Подход «о чём думать» подчёркивает важность понимания частей проблемы в их взаимосвязи, наряду с важностью различных точек зрения и потребностей, которые вносят стороны, решающие проблему. Такие подходы содержат совершенствующиеся методологии решения проблемы, позволяющие сблизить противоположные точки зрения, оставаясь при этом сконцентрированным на достижении цели. Подход «как думать» также принимает во внимание последствия принимаемых решений с течением времени, на многочисленных уровнях и направлениях деятельности [4]. Как отметил один из общевойсковых офицеров: «Это возможность взглянуть на проблему и факторы, влияющие на нее, рассмотреть возможные варианты решения и более детально определить эффекты второго и третьего порядка».
Офицеры рассматривают метод «как думать» в качестве решающего для развития других важных когнитивных качеств, в частности способности мыслить аналогичным образом от одного случая к другому. Участники опроса говорят о необходимости выхода за рамки событий и интеллектуальных процессов с целью наблюдения в режиме реального времени за процессами обучения и принятия решений. Один из командиров назвал данный метод «выход на балкон», а другой командир спецпод-разделения подчеркнул необходимость возможности корректировки курса с течением времени под влиянием наблюдений. Данные комментарии указывают на необходимость того, что командиры этого уровня должны «наблюдать свои собственные мыслительные процессы» посредством «мета-мышления», или «мышления о мышлении» [5, с. 158]. Респонденты ценят такие подходы не только потому, что они дают офицерам возможность перейти от тактического уровня к операционному, и от операционного к стратегическому. Они дают высокую оценку возможности совмещать тактические действия с оперативными и стратегическими целями, начиная с определения последствий решений на каждом уровне. Такое совмещение требует координации действий в попытках усиления друг друга и влияния на многочисленные целевые аудитории, сохраняя при этом необходимую стратегическую перспективу.
Вторая группа характеристик, на которую часто ссылаются респонденты, фокусируется на стиле межличностных отношений. Среди них, коммуникабельность и нацеленность на построение отношений, рассматриваются в качестве ключевых для всех аспектов планирования, руководства и управления сложными специальными операциями. В самом деле, респонденты часто связывают такие термины как «коммуникатор», «посредник», «консультант» и «переговорщик» с ролью командира. Во многих случаях, командиры в боевой и других обстановках, также предпочитают «командовать через влияние». В связи с этим, ответственность командования влечёт за собой необходимость преодоления институциональных барьеров посредством развития искренних личных взаимоотношений.
Респонденты каждого уровня подтвердили необходимость наличия межкультурной компетентности и подчеркнули важность знаний иностранного языка и иностранной культуры. При этом командиры спецподразделений признали серьезные недостатки в этой области [6]. Подчёркивая исключительную важность «мультикультурализма», один из респондентов из семьи иммигрантов подчеркнул свой равный комфорт и компетентность в «двух мирах и двух культурах» как его родителей, так и его в англогоязычных США. Он полагает, что его происхождение позволяет ему чувствовать себя комфортно в рамках операций, проводимых другими службами и ветвями власти, силами безопасности других стран и неправительственными организациями. Действительно, указывая на необходимость эффективной работы в условиях иных культур, многие опрошенные продолжали настаивать на гораздо более широкой концепции мульти-культурализма: способность работать комфортно, легко и чутко по отношению к межведомственным коллегам, представителям
других служб и неправительственных организаций, несмотря на различия в культуре и институциональных процессах [7]. В качестве ключевой характеристики, присущей командиру, респонденты высшего командования спецподразделений и общевойсковых частей считают способность общаться, несмотря на межведомственные институциональные и культурные различия.
Составляющим концепции «мультикультурализма» и деятельных отношений является слияние уверенности и смирения, которые позволяют быть открытым для различных идей, поступающих от сотрудников других организаций или от подчиненных. Смирение также выражается в доступности и юморе. Опрошенные назвали юмор определяющим успех фактором, при этом один из боевых командиров считает юмор помощником командира, позволяющим добиться «ориентации на результат» через дух сотрудничества, «приводимый в движение социальной энергией». По словам бывшего командира объединенным отрядом сил специального назначения и службы по гражданским делам, эта социальная энергия позволяет «вести партизанскую войну» или, по словам общевойскового командира дивизиона это «военные манёвры в условиях недостатков и стыков», бюрократия, основанная на личных отношениях и избегании явного противостояния.
Заключительный набор характеристик считается ключевым для нерегулярных военных действий и напрямую связан со стилем командования. В частности респонденты отметили три характеристики: стиль общения, понимание организации и наставничество. Логичное и ясное изложение мыслей рассматривается в качестве основы успешного командования. «Первостепенным навыком на высшем уровне, даже на уровне старших офицеров, считается умение писать». Педагоги спецподразделений и общевойсковых частей жалуются на отсутствие данного навыка среди значительного числа офицеров среднего звена. Респонденты подчеркнули важность индивидуального подхода к различным аудиториям, особо остановившись на необходимости принятия идей, требующих сотрудничества различных сторон. Участники опроса считают коммуникацию основной функцией командования. Она связана с генерацией аргументированных идей, их эффективной и постоянной передачей заинтересованным сторонам; гарантирование их адресной передачи от подчиненных к институциональным исполнителям; и подкрепление идей действиями. Как отметил один из общевойсковых командиров: «Специфика лидерства состоит в грамотном донесении значимых идей, а затем в эффективной передаче данных идей вашим подчиненным командирам».
Останавливаясь на организационных навыках, офицеры всех уровней говорили о координации целенаправленной деятельности штабов, члены которых представляют интересы нескольких организаций. Эти цели требуют понимания организационной динамики и культуры, как на концептуальном, так и на прикладном уровнях. В частности, отдельные опрошенные указали на такую форму стратегического командования, которая является чисто организационной, но в то же время необходимой для боевых командиров. Они сожалеют о том, что в профессиональном военном образовании организационной теории не уделяется должного внимания.
Наконец, респонденты отмечают наличие значительной связи между лидерством и наставничеством. Большинство рассматривают функциональное триединство лидерство-педагог-настав-ник в качестве передающейся функции командиров каждого уровня. Фактически, самые успешные командиры сегодня постоянно руководят и обучают своих подопечных, как посредством чётких инструкций, так и личным примером. Наставники также оказывают неявное, однако, убедительное моральное воздействие. Небольшое число младших офицеров полагает, что наставничество включает в себя помощь младшим командирам в продвижении по службе, а также усилия по обеспечению возможностей для демонстрации своих умений молодыми командирами. Более существенным является то, что наставничество является частью стиля командования. Наряду с этим часты опасения, состоящие в том, что в некоторых службах и областях наставничество не развивается должным образом. Некоторые респонденты считают, что стандарт руководства - это скрупулезное следование указаниям старших коллег: «Однако наставничество-это дорога с двусторонним движением».
Наряду с этими тремя элементами стратегического командования, отдельные респонденты, включая двух боевых командиров, командующего армией и командира высшего звена спец-
подразделений, указали в качестве дополнительного признака возможность положиться на командование в оперативном окружении.
Подытоживая вышеизложенное, респонденты полагают, что данные когнитивные, межличностные, командные стили характеризуют лучших на сегодняшний день общевойсковых командиров и командиров специальных подразделений, действующих в смешанных условиях. Такие стили командования могут быть использованы не только в военных условиях. Не только респонденты отметили данные черты в командирах, которыми они восхищались, начиная с 1970-х годов [8], но и существующая военная доктрина базируется на схожих характеристиках [9, с. 6-22]. Респонденты утверждали, что долг командира развивать свои командные качества на протяжении всей карьеры, военные организации должны предоставлять необходимые возможности и мотивировать должным образом.
Коллективный опыт опрошенных позволяет выделить ряд важных общих черт в области образования и в порядке продвижения по службе. Во-первых, большинство старших офицеров получило разностороннее образование, как гражданское, так и образование двойного назначения, причём с раннего возраста. Во-вторых, большинство респондентов прошли путь от солдата до старшего полевого офицера на различных этапах своей карьеры. В-третьих, многие офицеры считают важным этапом становления своей карьеры в качестве старшего офицера, наличие помощника. Респонденты полагают, что служба в качестве военного секретаря у командующего в министерстве обороны, или гражданским помощником главы управления, позволяет наряду с полученным представлением об организационной динамике на макроуровне, понять, как командующие думают, планируют, взаимодействуют и таким образом создают условия для индивидуального наставничества. Как отметил один из респондентов: «Быть помощником - это получить уникальную возможность видеть человека без маски и узнать внутреннее устройство армии». В-четвертых, для многих респондентов
- командиров спецподразделений возможность службы на должности, обеспечивающей доступ к наблюдению за общевойсковыми подразделениями, была крайне полезна. Один из опрошенных командующих армией, служивший в спецподразделе-ниях, считал назначение в общевойсковую часть «важным этапом» своего развития. Наконец, участие в международном образовательном проекте или в военной операции является крайне полезным. В совокупности, этот опыт сыграл ключевую роль для формирования свойств, которые позволяют объединенным силам противодействовать гибридным и нерегулярным угрозам.
С точки зрения интервьюируемых, полезным образованием является профессиональная военная подготовка, военная подготовка не во время службы, образовательный опыт, выходящий за рамки традиционного военного образования, включая гражданское образование. Несмотря на то, что большинство офицеров высоко оценивают профессиональную военную подготовку, многие отметили необходимость ее улучшения. Один из полковников, руководящий спецоперациями, отметил имеющиеся недостатки в системе военного образования, в первую очередь на уровне высшего командования: «Мы не воспитываем генералов». Несмотря на то, что по мере профессионального развития, не все имеют возможности получения образования за пределами вооруженных сил, конкретные виды профессиональной военной подготовки (ПВП), являются неотъемлемой частью развития командирских качеств. Особенно когда ПВП для майоров или лейтенантов проводилась либо для других родов войск либо в других, более гибких формах военного обучения. К таким учреждениям относятся колледж военно-морского командования и личного состава, школы передовых военных исследований и Высшей морской школы (ВМШ). В этих школах обучение подкрепляется когнитивным мышлением в военном контексте.
Согласно точке зрения одного из командиров спецподраз-делений в высшей морской школе он научился не тому, что думать, а как думать. Позже когда он стал командиром, участвовал в обсуждениях, на которых командующие пытались найти решение. «Я слушал и думал, что решение очень простое. Но другие не могли найти его, поскольку они не видели проблему так, как видел ее я. Это потому, что их не научили, как думать».
Несмотря на то, что для решения данной проблемы существуют курсы командиров, военные колледжи и курсы по подготовке высших офицеров, многие опрошенные рекомендовали офицерам постоянно искать пути расширения горизонтов за
пределами тактического и оперативного уровня, для того чтобы избежать в войсках ситуации, при которой «появляются генералы, которые хотят думать как командиры батальонов.»
Многократное участие в совместных учениях и межведомственных операциях способствовали росту межличностных и командных навыков респондентов, а также переходу от тактического к стратегическому уровню. Обобщая собственный опыт со спец-подразделением один из офицеров отметил, что, будучи командиром, он предпочел бы лучше понимать межведомственные процессы до начала боевой операции. Это позволило бы увеличить эффективность и синхронизированность процессов. Недавно назначенный войсковой командир отметил значимость совместных учений: «Вы должны учиться взаимодействовать с теми, у кого совершенно иной опыт и набор ценностей». Спецподраз-деления должны наращивать взаимодействие со всеми ведомствами на всех уровнях, включая офицеров среднего звена».
Другие респонденты отметили совместную службу в качестве важного фактора, обеспечивающего равные военные возможности. Опрошенные высказали мнение, что необходимо чаще проводить совместные учения. Старший преподаватель спецпод-разделений отметил: «Необходимо как можно быстрее пройти совместную службу. Следует служить в разных подразделениях, открывать разные возможности. Вы глубоко ошибаетесь, если полагаете, что существует лишь один единственный способ выполнения заданий». В то время как один военный командир полагает, что понимание должно развиваться на основе служебного опыта и роста функциональной компетенции. Другие респонденты отмечают, что совместная служба равнозначна по своему значению общей служебной компетенции, одна при этом является важной основой для другой: «Вы ждёте, что вначале получите общую служебную компетенцию? Я не согласен. Совместная и общая служебная компетенции части одного целого. Как вы можете быть компетентным в одном, оставаясь при этом некомпетентным в другом? Мы всегда будем стремиться к развитию межведомственных взаимодействий на всех уровнях. Вы должны стремиться к этому на протяжении всей вашей карьеры, и я бы крайне удивился, узнав, что это не так. Всё связано».
Для многих служащих спецподразделений, полевая служба в общих войсках стала важным инструментом в понимании того, как функционируют большие организации. Поскольку офицеры спецподразделений, как правило, возглавляют небольшие подразделения, состоящие из элитных бойцов, полученный опыт в крупных организациях ценен для командования в будущем. Респонденты-участники спецопераций также полагают, что расширение межведомственных связей и кросс-социализация позволяет служащим общих войск лучше понимать специфику спецподразделений. Так, командир объеденного спецподразделения в запасе отметил, что «необходимо уметь объяснять командующим спецподразделениями ... как то, что вы видите и предлагаете, поможет им в достижении их тактических, операционных и стратегических целей . связывая при этом всё вышеперечисленное с обще-фронтовой стратегией». По мере того, как они выходят на уровень театра боевых действий и на глобальный уровень, командиры спецподразделений должны работать совместно и даже командовать общевойсковыми подразделениями. В то же время командиры общевойсковых подразделений используют элементы спецопераций во время командования своими фронтовыми операциями. Один из командиров спецпод-разделения особо подчеркнул данный тезис, обратив внимание, что «необходима смешанная армия». Отдельные командиры спецподразделений должны приобретать общевойсковой опыт. Офицеры обоих служб должны стремиться работать вместе как оказывая необходимую поддержку, так и принимая ее. Боевой общевойсковой командир и его заместитель по спецоперациям выразили мнение: «Мы настоятельно рекомендуем взаимодействовать общим войскам со спецподразделениями и спецпод-разделениям с общими войсками» [10].
Большинство опрошенных особо подчеркнули важность участия в международных миссиях в целях совершенствования навыков, необходимых для ведения боёв в неопределенных условиях на нерегулярных полях сражений. На разных этапах своей карьеры офицеры должны стремиться к международному сотрудничеству, либо с партнёрами по НАТО, либо получая международное образование, либо приглашая зарубежных офицеров в американские школы, либо выбрать более автономный вариант, став «офицером, подготовленным для службы за рубежом в определённом регионе».
Некоторые офицеры подчеркнули значение своего опыта, полученного до службы, такого как альпинизм на аравийском полуострове или длительное путешествие по южной Азии. Такой опыт, по их мнению, позволил им чувствовать себя более комфортно за рубежом и познакомиться со спецификой тех регионов, в которых они позже командовали. Один из респондентов, офицер спецподразделения, путешествовавший в молодости по Афганистану и Пакистану, отозвался о своём участии в операциях в этих странах следующим образом: «Я возвращался домой». Другой командир спецподразделения отметил: «Я погружался в иностранные культуры на длительные промежутки времени. Это выводит за пределы зоны комфорта и заставляет адаптироваться». Такой опыт учит офицеров взаимодействовать с другими культурами, воспитывая при этом терпение, беспристрастность и любопытство. Старшие командиры признали личный опыт в качестве двигателя карьеры, а также выразили желание о необходимости признания данного служебного опыта государственными институтами [11]. Данное утверждение весьма ценно, поскольку респонденты высказали свои взгляды в критический момент развития организации, которую они представляют. В оперативном отношении, армия США участвует в продолжительных, сложных операциях, проводимых на различных театрах боевых действий. С организационной точки зрения, как общие войска, так и спецподразделения находятся на этапе структурного роста.
С оперативной точки зрения, сегодняшние штабные и полевые офицеры имеют более значительный и более разнообразный опыт боевых действий по сравнению со своими предшественниками, что даёт им беспрецедентное тактическое мастерство и оперативные возможности. Командир объеденных сил специального назначения в запасе отметил: «На моей службе (до 2001 года), в лучшем случае можно было рассчитывать максимум на одну-две боевые операции за всю карьеру. Теперь у нас есть ребята (капитаны и майоры) у которых бывает четыре-пять боевых миссий за ночь». Их способность мыслить и адаптироваться к изменяющимся тактическим обстоятельствам гораздо более отточена. Кроме того, расширение участия общевойсковых подразделений США и исполнение ими различных ролей привело к тому, что младших командный состав общевойсковых подразделений обладает ключевыми компетенциям для ведения военных действий на иррегулярных полях сражений.
Один из командующих группировкой войск заявил: « Я надеюсь, что группа (спецназа) сможет правильно оценить ситуацию и действовать самостоятельно. Я считаю, что то, что происходит сейчас временное явление, потому что мы находимся в состоянии войны» [12].
Помимо оперативных силовых операций следует отметить те события, которые способствуют развитию командирских качеств. Так, респонденты часто отмечают небоевой опыт, учитывая его важную роль в развитии навыков необходимых командиру старшего звена.
Кроме текущих операций на старшее командование определенное влияние оказывает наблюдаемое в настоящее время расширение организации. В ответ на различные угрозы безопасности, с которыми сталкиваются США, растёт как численность общих войск, так и спецподразделений [13]. Такой рост позволит как войскам, так и спецподразделениям поддерживать должный операционный уровень и одновременно даст возможность найти время и место для реализации рекомендованных респондентами возможностей развития. Поддержание данного баланса крайне важно, особенно потому, что связано с процессом социализации новоиспеченных специалистов. Это позволит им понять важные взаимосвязи: силовые методы против не силовых, прямые действия против «посредством, через, и с», а также специфика спецподразделений против совместной работы с общими войсками.
Рост численности спецподразделений принесет значительную пользу будущим объединенным силами в случае избегания чрезмерной систематизации и бюрократизации, которая препятствует получению разнообразного опыта, способствующего развитию высшего командного состава иррегулярных полей сражений сегодня. Некоторые опрошенные офицеры спецподразде-лений инстинктивно сформулировали это опасение в качестве «большого врага спецподразделений». Более чётко эту проблему сформулировал действующий стратегический командующий спецоперациями США, предположив, что рост подразделений может привести к методам «Большой Армии», когда командова-
ние чрезмерно специфично и закостенело, и предпочитает штабные заготовки расширенным заданиям.
Последнее организационное опасение связано со сложившейся более чем в одном поколении спецподразделений, культурой. Со временем различные компоненты спецподразделений осознали особенности эффективной работы друг с другом, но как минимум четыре респондента с опытом работы в качестве полевых командиров, командующих корпусом, сводных спецпод-разделений и командиром объединенных спецподразделений, выразили серьёзную озабоченность о существующей изоляции спецподразделений от армии и наоборот. Один из них предположил, что сегодня командиры спецподразделений «рождаются объединенными», их младшие коллеги возможно имеют более узкий взгляд на понятие объединение: «Полагаю, что в спецвой-сках мы говоря о совместных операциях подразумеваем совместные операции с другими спецподразделениями ... Это не широкий взгляд на совместные операции».
Кроме того, командиры спецподразделений, которые делят все спецподразделения на «белые», и «черные» учат тому же своих бойцов. В дальнейшем, при продвижении по службе, когда они станут полковниками или капитанами первого ранга и выше, это приведет к тому, что они будут «близорукими». Как отметил командующий корпусом, который был недолгое время в спецподразделении, генерал или адмирал с одной звездой, который всю свою карьеру был лишь в «черном спецподразде-лении» будет «крайне успешен в проведении операций. Однако если мы назначим его четырехзвёздным генералом командовать силами специального назначения, мы окажем ему медвежью услугу, поскольку он не знает, как командовать крупной организацией». Наряду с другими организационными изменениями и усложнением текущих операций, выбор более узкого карьерного пути на этапе развития может свидетельствовать об еще более узких карьерных предпочтениях на старших уровнях, с последствиями для стратегической перспективы.
Для того чтобы иметь эффективное пространство возможностей, необходимо предоставить право получения образования как внутри, так и за пределами армии. Среди опрошенных распространено мнение, что военное образование не является достаточно общим и либеральным. Так один из командующих армией полагает: «Нам необходимо разностороннее базовое образование. Это то, что в большинстве случаев приносит наибольшую пользу для концептуализации стратегии». Несмотря на решающее значение высшего военного образования для выработки широкого кругозора и командирских качеств стратегического уровня, большинство опрошенных считают одного его недостаточным для достижения данной цели.
Опрошенные предложили устранять недостатки военного образования посредством «получение опыта выхода из комфортной зоны». Как уже отмечалось выше, данную проблему можно решить при помощи гражданского образования или «расширением» военного образования. Службам необходимо научиться использовать появившиеся возможности получения гражданского образования, которые в недавнем времени были одобрены Министерством Обороны. Учитывая требования, предъявляемые сегодня к высшему командованию по построению и управлению сложными организациями, организационная динамика должна стать частью учебного плана на уровне образовательных учреждений среднего и высшего уровня. Один из респондентов настоятельно рекомендовал сделать организационную теорию основным элементом военного образования, другие опрошенные поддержали это предложение.
Командиры спецподразделений также озабочены вопросами об образовании применительно к их сообществу. Несмотря на то, что они хвалят начальную подготовку, опрошенные отметили отсутствие долгосрочной программы образования для спец-подразделений. Как отметил один из старших преподавателей: «Наша подготовка просто отличная ... за нее ставлю пятёрку с минусом. Но что касается образования, ставлю тройку с плюсом». Некоторые из опрошенных высоко оценили программу Анализа Обороны в Высшей морской школе, в то время как другие расхваливали преимущества факультативов в колледжах специальных подразделений. Однако большинство полагает, что не хватает чётких ориентиров, определяющих тип образовательного опыта, необходимого для спецподразделений. Спецагенты выиграют, если командование силами специального назначения или отдельные службы будут формировать «сводную образовательную траекторию для спецподразделений». Хотя это еще не
определяет единый образовательный путь, эта программа должна связать существующие в спецподразделениях образовательные курсы в логическую последовательность при максимальном расширении возможностей получения образования вне службы в соответствие с новой стратегией развития.
Респонденты подчеркнули необходимость институциональной поддержки ряда устойчивых взаимодействий: между войсками и специальными подразделениями, между «белыми» и «чёрными» спецподразделениями, между военными и межведомственными службами и неправительственными организациями. Несмотря на то, что такие взаимодействия периодически происходят, они часто носят характер наблюдения за ходом операций. Опрошенные считают, что было бы более полезным участвовать в операции до ее развёртывания. Службы и Министерство Обороны могут способствовать становлению командиров, обеспечивая совместное взаимодействие на ранних этапах, возможно путём назначений, стажировок и обучения. Многие опрошенные полагают, что объеденное командование силами специального назначения и Министерство Обороны должны внедрять несиловые методы в «мир чёрного спецназа».
Помимо взаимодействия участников нерегулярных войн на локальном и глобальном уровне, опрошенные отметили необходимость развития сотрудничества американских военных с широким кругом зарубежных военных.
Опрошенные подчеркнули, что тип «продвижения через рассмотрение» лиц с нестандартным послужным списком должен применяться к офицерам региональной направленности, а также к небоевым офицерам, чьи навыки планирования, руководства и управления обеспечивают общую эффективность иррегулярных боевых действий.
Выявление исключительно талантливых командиров остается сложной задачей. Некоторые подчеркнули сложности в выявлении офицеров (находящихся в середине карьеры и имеющих необходимый набор навыков, способностей и требуемый опыт) которые могут стать отличными командирами в гибридной среде. Согласно точке зрения одного командующего объединенными силами специального назначения: «Иногда примелькавшихся ребят просто не замечают».
В условиях ограниченности во времени как в плане карьеры, так и оперативного темпа, вдвойне важно разработать программу и политику для выявления офицеров (на соответствующем этапе их карьеры), которые могут быть вовлечены в наставничество, расширять кругозор, развивать умения и навыки, требуемые для назначения на должности командиров. Кроме того, любой подход к выявлению и наставлению кадров командования объединенных сил требует обеспечения возможностей для расширения полномочий, которые базируются на специальных знаниях [14].
Кроме того, участники исследования выделили три группы характеристик, необходимых для успеха командования на иррегулярных полях сражений: когнитивный, межличностный и управленческий стили. Эти характеристики позволяют им понимать оперативную обстановку и успешно планировать как на уровне театра военных действий, так и на стратегическом уровне. Эти же характеристики подготовили их к мобилизации человеческих и организационных ресурсов, а также помогают им командовать и вдохновлять подчиненных. Отдавая предпочтение разнообразной карьере, опрошенные имеют схожие взгляды на образование, назначения и жизненный опыт, способствующие развитию важных с их точки зрения характеристик. В частности, они рекомендуют: применять различные образовательные подходы, более активно вовлекая гражданские учреждения; проведение совместных учений в целях интеграции процессов и норм; назначение на уровне генерального штаба и штаба армии при участии высшего военного и гражданского руководства; смешивание армейских и специальных подразделений; развитие связей с зарубежными странами и их армиями.
Анализ данных указанных исследований, проведенных с командований проведенных с командованием и офицерами спецподразделений армии США свидетельствует о том, что часть их опыта подготовки командиров спецподразделений может быть адаптирована к условиям ВВУЗОВ вВ мВд России для повышения качества подготовки офицеров для службы в подразделениях специального назначения.
Так в программы подготовки офицеров по военно-учётной специальности 370304 «Служебно-боевое применение воинских частей и подразделений специального назначения внутренних
войск» возможно внесение таких дисциплин как «конфликтоло- Важным является и организация взаимодействия с ВВУЗа-
«управление персоналом», «этническая психология». ми других силовых структур МО РФ, ФСБ РФ, полиции с тем,
Вполне реально ознакомление с зарубежным °пыт°м под- чтобы выпускники правильно понимали место своей специаль-готовки специалистов разведки и спецназа стран ближнего
и дальнего зарубежья. С учетом наличия в ВВУЗахВВ МВД представителей разных национальностей и граждан других госу-
ности в решении задач обеспечения безопасности государства. Сказанное способно существенно усилить практическую направ-
дарств возможна организация взаимодействия, позволяющая ляющую подготмки будущих °фицер°в спецподразделений
сформировать представление о ментальности разных народов. в ВВуЗахВВ МВД россии.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». - М., 2013.
2. Alfred, A. Knopf. See Rupert Smith, The Utility of Force: The Art of War in the Modern World. - New York, 2007.
3. John Arquilla. The End of War as We Knew It? Insurgency, Counterinsurgency and Lessons from the Forgotten History of Early Terror
Networks // Third World Quarterly. - 2007 - № 2.
4. John, F. Schmitt A Systemic Concept for Operational Design [Э/р]. - Р/д: http://www.scribd.com/doc/1576622/US-Air-Force-mcwl-schmitt-op-design.
5. Gary, A. Klein. Sources of Power: How People Make Decisions // Cambridge, Mass., 1999.
6. Eric, T. Olson. National Security Leaders Forum // Washington: Center for a New American Security. - 2008. - 3 March [Э/р]. - Р/д: http://
www.cnas.org/files/multimedia/documents/
7. Mark R. Reid. The Necessity of a Good Fight: A Multi-Cultural Approach to Productive Conflict in Operational Level Staffs; course paper // US Naval War College. - 2008. - 23 April.
8. Lynn Scott, Steve Drezner, Rachel Rue, and Jesse Reyes, Compensating for Incomplete Domain Knowledge // Santa Monica, Calif.: RAND.
- 2007 [Э/р]. - Р/д: http://www.rand.org/pubs/documented_briefings/DB517/
9. Field Manual, Army Leadership: Competent, Confident, and Agile // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2006.
10. Strategic Plan for Transforming DOD Training. - 2009. - 5 February [Э/р]. - Р/д: http://www.defenselink.mil/prhome/docs/
11. Department of the Army Pamphlet 600-3, Commissioned Officer Professional Development and Career Management // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2007.
12. Sean D. Naylor. Special Ops ‘Surge' Sparks Debate // Army Times. - 2008. - 23 December [Э/р]. - Р/д: http://www.armytimes.com/news/2008/ 12/army_sofsurge_122008w/
13. Dan Lamothe Corps Has Grown to Nearly 204,000 Marines // Marine Corps Times. - 2009. - 15 July [Э/р]. - Р/д: http://marinetimes.com/news/ 2009/07/marine_204k_071309w/
14. Margaret, C. Harrell, John F. Schank, Harry J. Thie, Clifford M. Graf II, and Paul Steinberg, How Many Can Be Joint? Supporting Joint Duty Assignments // Santa Monica, Calif.: RAND. - 1996 [Э/р]. - Р/д: http://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR593/
Bibliography
1. Federaljnihyj zakon ot 06.02.1997 N 27-FZ (red. ot 02.07.2013) «O vnutrennikh voyjskakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii».
- M., 2013.
2. Alfred, A. Knopf. See Rupert Smith, The Utility of Force: The Art of War in the Modern World. - New York, 2007.
3. John Arquilla. The End of War as We Knew It? Insurgency, Counterinsurgency and Lessons from the Forgotten History of Early Terror Networks // Third World Quarterly. - 2007 - № 2.
4. John, F. Schmitt A Systemic Concept for Operational Design [Eh/r]. - R/d: http://www.scribd.com/doc/1576622/US-Air-Force-mcwl-schmitt-op-design.
5. Gary, A. Klein. Sources of Power: How People Make Decisions // Cambridge, Mass., 1999.
6. Eric, T. Olson. National Security Leaders Forum // Washington: Center for a New American Security. - 2008. - 3 March [Eh/r]. - R/d: http:// www.cnas.org/files/multimedia/documents/
7. Mark R. Reid. The Necessity of a Good Fight: A Multi-Cultural Approach to Productive Conflict in Operational Level Staffs; course paper // US Naval War College. - 2008. - 23 April.
8. Lynn Scott, Steve Drezner, Rachel Rue, and Jesse Reyes, Compensating for Incomplete Domain Knowledge // Santa Monica, Calif.: RAND.
- 2007 [Eh/r]. - R/d: http://www.rand.org/pubs/documented_briefings/DB517/
9. Field Manual, Army Leadership: Competent, Confident, and Agile // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2006.
10. Strategic Plan for Transforming DOD Training. - 2009. - 5 February [Eh/r]. - R/d: http://www.defenselink.mil/prhome/docs/
11. Department of the Army Pamphlet 600-3, Commissioned Officer Professional Development and Career Management // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2007.
12. Sean D. Naylor. Special Ops ‘Surge' Sparks Debate // Army Times. - 2008. - 23 December [Eh/r]. - R/d: http://www.armytimes.com/news/ 2008/12/army_sofsurge_122008w/
13. Dan Lamothe Corps Has Grown to Nearly 204,000 Marines // Marine Corps Times. - 2009. - 15 July [Eh/r]. - R/d: http://marinetimes.com/ news/2009/07/marine_204k_071309w/
14. Margaret, C. Harrell, John F. Schank, Harry J. Thie, Clifford M. Graf II, and Paul Steinberg, How Many Can Be Joint? Supporting Joint Duty Assignments // Santa Monica, Calif.: RAND. - 1996 [Eh/r]. - R/d: http://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR593/
Статья поступила в редакцию 19.11.13
УДК 159.9
Chernjavskaja VS., Malahova V.R. METACOMPETENCE OF THE PERSONALITY OF THE POTENTIAL OF INNOVATIVE ECONOMY. In the article on the material of Russian and foreign research substantiates that the psychological potential of innovation is closely linked with metacompetence identity and subjectivity, as the active position of the authorship of the individual. There are presented the results of our empirical study of the relationship between these phenomena.
Key words: metacompetence, innovative activity, subjectivity, student, manager.
В.С. Чернявская, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; В.Р. Малахова, студентка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ - ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье на материале отечественных и зарубежных исследований обосновано, что психологический потенциал инноваций тесно связан с метакомпетенциями личности и субъектностью, как активной позицией автор-